Развитие ребенка в процессе физического воспитания
В результате комплексного подхода педагогического состава к воспитательному процессу, после окончания образовательного учреждения, бывшие ученики становятся всесторонне и гармонично развитыми личностями, обладающими основными навыками двигательной активности, а также другими качествами: ответственностью, целеустремленностью, силой воли, выносливостью.
Физическому воспитанию личности отводится важная роль в воспитательном процессе, поскольку от него зависят моральный облик, сила воли с целеустремлённостью ребенка во взрослой жизни. На педагогов (или тренеров) возлагается большая ответственность, ведь он должен грамотно скомбинировать основные методы воспитания личности (традиционные, инновационно-деятельностные, неформально межличностные, тренингово-игровые, рефлексивные) во время занятий физкультурой.
Рекомендуем: «Методы воспитания физических качеств».
Цели воспитания физической культуры личности
Основные цели воспитания физической культуры личности:
- создание обстановки, благоприятной по всем показателям, для физического развития детей, от этого повышается их работоспособность, укрепляется иммунитет, закаляется организм;
- активное развитие двигательной активности, параллельно с которой развиваются сопутствующие качества: выносливость, быстрота, сила воли;
- формирование с последующим развитием базовых двигательных навыков и умений (шаги, подпрыгивания, бег), а также тех, которые встречаются гораздо реже (например, акробатика);
- зарождение интереса к систематичным и разнообразным физическим нагрузкам на основе удовольствия от самого процесса, который при систематическом подходе может перерасти в ежедневную привычку или даже потребность;
- усвоение азов в области медицины, гигиены, физкультуры и спорта.
Связь физического воспитания с другими формами воспитания личности
Физическое воспитание личности результативно в случае тесной взаимосвязи с другими видами воспитания:
- Умственным воспитанием – проявляется в двух формах:
- непосредственной – параллельно с развитием физических способностей детей развивается интеллект;
- опосредованной –умственное развитие детей разных возрастов на достаточном уровне невозможно без должной интенсивности физической активности.
В процессе физического воспитания основополагающими целями умственного воспитания выступает расширение базы знаний относительно специфических особенностей физических нагрузок, развитие умственных способностей на уровне со способностями к самоанализу или самовоспитанию. Средствами воспитания выступают занятия физкультурой, согласно нормам, в утвержденных программах физического воспитания, разработанных специально для общеобразовательных учреждений.
- Нравственным воспитанием – во время интенсивных тренировок, которые носят регулярный характер, вырабатывается сила воли, дисциплинированность, укрепляется стойкость организма, формируется моральный облик, которые впоследствии прямым образом отображаются на нравственном поведении, ведь дети развиваются не только физически, но и морально.
- Трудовым воспитанием – благодаря регулярным занятиям, во время которых дети преодолевают значительные нагрузки, развивается их целеустремленность, желание преодолеть любые трудности на своем пути (внешние или внутренние (например, нежелание)). Итогом таких занятий становится обретение элементарных трудовых навыков, воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду.
- Эстетическим воспитанием – при выполнении физических упражнений формируется осанка и эстетически привлекательные формы телосложения, а закладывается понимание изящества и красоты, присущи многим видам спорта (к примеру, гимнастика).
Методология воспитательной деятельности
В процессе воспитания физической культуры личности используются методологические и организационно-методологические установки, формирующие основную стратегию, тактику и технику воспитательного процесса.
Стратегия представляет собой замысел, перспективы с четко выстроенным планом, согласно которому будут достигаться поставленные цели. Благодаря выбранной тактике определяется система организации воспитательной деятельности при занятиях физкультурой в учреждениях разного типа, которая реализуется педагогами с помощью техники воспитания (приемов, манипуляций).
В основе воспитательного процесса идут методы, комплексного воздействия на детей на уроках физической культуры, в результате у них формируются и развиваются качества, наиболее необходимые в социальной среде для гармоничной самореализации, достижения ранее поставленных целей.
Составляющие методы воспитания:
- средства – слова, лекции, наглядные пособия и другие способы воздействия на воспитуемых;
- приемы – действия, направленные на использование средств воспитания по прямому назначению.
Максимальную эффективность от использования в воспитательных целях дает только систематическое и грамотное комбинирование методов между собой, поскольку ни один из них не универсален.
Основные методы воспитания
Для формирования личности в физическом воспитании используются группы методов:
- Традиционные – базовые, чаще всего используемые:
- Убеждение словом и/или делом – из-за своей роли в формировании основных человеческих качеств, этот метод признан одним главных. Заключается в разъяснении сути стандартных правил (традиции определенного праздника, нормы поведения в обществе и др.) и аморальности проступков, если они совершаются.
- Упражнение или практическое приучение – используется для повышения сознательности и формирования основных навыков поведения. Системный подход к упражнениям позволяет совершенствовать как моральные, так и профессиональные качества.
- Поощрение (моральное или материальное) – способствует закреплению полезных черт характера и привычек и может проявляться в форме устной похвалы или одобрения в присутствии других детей или же награждение грамотой или призом за достигнутый результат (например, в спортивно массовых соревнованиях).
- Принуждение (наказание) – используется в отношении тех, кто нарушает известные ему законы, нормы поведения и/или морали. Основной целью использования является исправление провинившихся и побуждение их к исправлению своего поведения. Наказание может осуществляться в форме осуждения, выговора, исключения из команды и др. (по мнению некоторых ученых наиболее действенно у старших подростков).
Положительный эффект применения наказания может быть достигнут только если выбранный вид соответствует проступку и отношению провинившегося к нему.
- Пример – педагог служит образцом для подражания, делая это целенаправленно и систематично, ведь благодаря этому восприятие и усвоение возрастают.
- Инновационно-деятельностные (модельно-целевые, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность) – использование в воспитательном процессе новых технологий.
- Неформально межличностные – используется авторитет кого-либо из близкого круга друзей и родственников.
- Тренингово-игровые (социально-психологические, деловые).
- Рефлексивные – в основу заложены индивидуальные личностные особенности вместе со способностью к самоанализу.
Средства воспитания физической культуры
Во время физического воспитания личности учителями физкультуры используются следующие средства:
- Упражнения – это сознательные двигательные действия, выполняемые согласно целям физического воспитания, которые имеют оздоровительное и образовательное значение. Зачастую классифицируются в зависимости от системы средств.
- Гимнастика (основная, художественная, спортивная и др.) – воздействуя на организм, развивает его отдельные системы. В образовательных учреждениях занимаются только основной гимнастикой с использованием мячей, скакалок, палок или без них (простые акробатические трюки, балансирование и др.).
- Игры – сопутствуют развитию физических сил, сообразительности, инициативности детей, а также укреплению командного духа.
- Туризм – включает в себя пешие прогулки, экскурсии по достопримечательностям, путешествия, походы, в процессе которых приобретается физическая выносливость, закалка, навыки ориентирования, а также закладываются основы ответственности по отношению к природе.
- Спорт – поскольку в него заложено достижение высоких результатов в разных видах упражнений, то дети получают физическую и нервную нагрузку, так как несут ответственность за себя или за команду. От такого напряжения совершенствуются морально-волевые качества на уровне с физическими.
- Природные факторы – вместе с физической нагрузкой свежий воздух, солнце и др., способны благоприятно влиять на здоровье детей.
- Гигиенические факторы, которым относятся режим учебного года, рацион питания, достаточное количество часов сна, соблюдение образовательным учреждением нормативов и требований к оптимальной площади помещений, уровню освещения, температуре воздуха и др.
Спортивный инвентарь и оборудование, которое используется во время занятий физкультурой, должны быть исправны, подходить по полу и возрасту ребенка.
Источник
Виталина Федькина
Физическое воспитание детей дошкольного возраста
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физическое воспитание – это система мероприятий, направленных на воспитание здоровой, всесторонне развитой личности средствами физкультуры и спорта и естественными силами природы (вода, свежий воздух, солнце). Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Дошкольный возраст является, пожалуй, самым важным периодом в формировании подрастающего поколения. Именно в это время закладываются основы характера, раскрываются таланты, начинается формирование полноценной личности. Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие, Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, конструирования и пр. Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и пр.) Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач. Необходимо помнить, что содержание дошкольного образования включает в себя 4 направления развития детей:
1) физическое;
2) социально – личностное;
3) познавательно – речевое;
4) художественно – эстетическое.
В соответствии с данными задачами, разработана система комплексных мероприятий по физкультурно – оздоровительной работе с детьми.
Утренняя гимнастика – это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов и средством для поднятия эмоционального тонуса детей. Чтобы повысить интерес детей к утренней гимнастике,нужно изменить ее форму и место проведения:
• комплекс музыкально – ритмических упражнений;
• утренняя гимнастика игрового характера(2-3 подвижные игры)
• утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной пробежки и т. д.
Образовательный процесс должен строиться на принципах интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. В процессе образовательной деятельности по физическомуразвитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:
• формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);
• создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрений проявления смелости, находчивости, взаимовыручки, побуждение детей к самооценке и оценке действий поведения сверстников («Социализация»);
• привлечение детей к участию в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);
• активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем, просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о сорте, здоровом образе жизни («Познание»);
• побуждение к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой («Коммуникация»);
• организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек, считалок («Чтение художественной литературы»);
• привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения, использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания, рисование мелом разметки для подвижных игр, рисунков о сорте («Художественное творчество»);
• проведение ритмической гимнастики, игр и упражнений под музыку, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»)
В физическом развитии ребенка особое место занимает дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна, во время гимнастики (способствует развитию и укреплению грудной клетки).Подвижные и спортивные игры проводят воспитатели и инструктора по физическому развитию детей как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате. Не менее важно проводить гимнастику корректирующую и ортопедическую.
В системе физкультурно – оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, игры, соревнования, эстафеты способствуют активизации двигательной деятельности. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи. Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего, полноценного физического развития организма. Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача и решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи. Работу с родителями необходимо построить на основе анкетирования и бесед, которые позволяют определить интересующую родителей тематику («О закаливании детей», «Какое место занимает физкультура в вашей семье») Вопросы физического развития, безопасности, и оздоровления обсуждаются на родительских собраниях. В каждой группе дошкольного учреждения оформляются уголки «Здоровье»,где выставляется наглядная агитация: рукописные газеты, буклеты, консультации.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. ФГТ в целом отражают современные подходы к модернизации дошкольного образования (наиболее эффективные пути внедрения инноваций)и задают единую основу для создания вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребенка: физическое, социально – личностное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое. В них фиксируется реализация таких принципов, как интеграция образовательных областей, комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса, единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.
Источник
Евгения Мельникова
Значение физической культуры для детей дошкольного возраста
«Значение физической культуры для детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение в жизни человека. В этот период закладывается фундамент здоровья, начинают развиваться разнообразные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. От того как воспитывается ребенок в эти годы, во многом зависит его будущее, эффективность школьного обучения, последующее формирование личности.
Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Физическое воспитание складывается из мероприятий, направленных к тому, чтобы вырастить здоровых, выносливых, жизнерадостных, трудоспособных людей. В систему мероприятий, необходимых для правильного физического развития детей, входит организация их жизни в соответствии с требованиями гигиены и борьба с заболеваемостью. Наряду с созданием благоприятных условий жизни большое внимание надо уделять и повышению сопротивляемости организма ребенка, его способности быстро, без вреда для здоровья, применяться к изменениям привычных условий. Значительнуюроль при этом играет использование в целях закаливания естественных сил природы: воздуха, воды, солнечных лучей. Для полноценного физического развития ребенка необходимо, чтобы он занимался физическими упражнениями, играл в подвижные игры, пользовался лыжами, коньками, совершал пешеходные экскурсии.
Нормально развивающийся ребенок постоянно стремится к движениям.
Под влиянием движений улучшается деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.
Через движения ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм.
Особое значение имеют движения кистей рук, которые активизируют кору больших полушарий, стимулируют развитие речедвигательного центра. При этом создаются благоприятные условия для созревания лобных отделов мозга, играющих ведущую роль в осуществлении умственной деятельности. Поэтому чем большим количеством разнообразных движений и действий овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, полноценнее осуществляется его развитие.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.
Место и роль физического воспитания в системе воспитания детей дошкольного возраста.
Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Недаром выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения. Теория физического воспитания учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации. Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.
Вместе с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом.
Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей внимание воспитателя направляется на воспитание ребенка.
Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания.
Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.
В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.
Одна из главных задач физического воспитания — оздоровление ребенка.
Оздоровительные задачи:
1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).
2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т. е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц.
Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке.Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях) – являются физические упражнения.
3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т. д. Физическая культура, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.
4. Развитие двигательных способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс развития физических способностей не рекомендуется специализировать по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное развитие всех физических способностей.
Образовательные задачи:
1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.
В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы дети довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений рекомендуется осуществлять параллельно с физическим развитием
2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.
Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).
2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому их следует решать в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.
Особенности развития психофизических качеств у детей дошкольного возраста.
Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Их развитие — важная задача физического воспитания.
Развитие основных психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.
Как психофизическое качество быстрота — это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е. Н.Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом.
В игровой деятельности на занятиях используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках и т. д.).
Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения. В этот момент у ребенка формируется двигательная реакция на направление и скорость движущегося игрока с учетом расстояния и времени его приближения. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.
Сила – это психофизическое качество необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам (что наблюдается, например, при передачах мяча).
От развития силы зависит в значительной степени развитие других психофизических качеств — быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.
Проявление физической силы обусловливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.
При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастныеособенности его организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц.
Именно поэтому общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы. При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные скоростно –силовые напряжения: упражнения в беге, метаниях, прыжках, лазании по вертикальной и наклонной лестнице. Упражнения подбираются с учетом возможностей опорно-двигательного аппарата ребенка. Они должны быть направлены на преимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реакции сердечно – сосудистой системы ребенка на кратковременные скоростно-силовые нагрузки.
Для развития силы необходимо развивать быстроту движений й умение проявлять быструю силу, то есть проявлять скоростно-силовые качества. Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м, метание на дальность. Е. Н. Вавилова предлагает также применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент скакалок или палки. Она рекомендует при выполнении прыжков больше внимания уделять энергичному отталкиванию одной или двумя ногами, неглубокому приземлению на слегка согнутые в коленях ноги и затем быстрому их выпрямлению. Развитию мышечной силы, координации движений, дыхательной системы способствуют упражнения с набивными мячами (например, поднимание набивного мяча вверх, вперед, опускание вниз, приседание с мячом, прокатывание его, бросок мяча вперед от груди или толчок, бросок из-за головы). Все эти упражнения с учетом возраста детей включаются в общеразвивающие упражнения.
Одним из физических качеств является выносливость. Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности а данный момент.
Лучшими средствами в развитии выносливости являются циклические движения: бег, плавание, катание на лыжах, на коньках.
Гибкость — морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений. Наряду с основными физическими качествами гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений.
Гибкость — это способность выполнять движение с максимальной амплитудой, важное психофизическое качество, которое наряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяется морфофункциональными биологическими особенностями человека.
Часто гибкостью называют подвижность в суставах (Б. А. Ашмарин).
Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок.
Методическими приемами, рекомендуемыми для развития гибкости,являются следующие:
• упражнения на растягивание необходимо выполнять ежедневно;
• чередовать упражнения на силу и гибкость, не допуская преобладания одного вида упражнения над другим.
При развитии у детей грациозности, пластичности, красоты движений следует помнить, что все имеющиеся у них движения приобретаются как результат научения.
Наиболее успешно гибкость формируется в физических упражнениях. К каждому упражнению необходимо относиться сознательно, помня, что, упражняя тело, мы влияем на мозг.
Физические упражнения учат ребенка ощущать мышцы рук, ног, шеи, туловища, чувствовать ответственность за красоту движений и свое здоровье.
Одним из важных средств развития гибкости являются упражнения на растягивание, или «стрейчинговые» движения.
Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться, быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
К показателям ловкости относят следующие факторы: способность быстро обучаться; использовать двигательный опыт; быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координированно выполнять двигательные действия.
Воспитание ловкости успешно осуществляется в физических упражнениях, подвижных и спортивных играх. Игры в ладошки в паре, общеразвивающие упражнения с малым мячом также способствуют развитию ручной ловкости. Ловкость — это сложно координированное качество, оно необходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта.
Поскольку психофизические качества формируются у ребенка
комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качест?