Развитие ребенка в полтора года не говорит
Ребенок не говорит в 1,5 года. Если вас это беспокоит, давайте побеседуем на эту тему. Разберемся, что должен говорить ребенок в полтора года и какие действия следует предпринимать, если он в этом возрасте не разговаривает.
Нормы речевого развития детей дошкольного возраста
В возрасте от года до полутора лет у детей начинает формироваться активная словесная речь. И хотя у каждого ребенка эти сроки индивидуальны, существуют среднестатистические данные речевого развития дошкольников.
Они служат ориентиром и для родителей, и для врачей. Чтобы не беспокоились, либо не пускали этот процесс на самотек родители. Чтобы своевременно диагностировали и назначали лечение специалисты.
В таблице ниже приведены сведения по формированию речи детей дошкольного возраста:
Итак, сколько слов должен говорить ребенок в 1,5 года?
От 15-20 слов до 40-50. Это и их сокращенные версии (бу — бусы, ми — мишка), и звукоподражания (бе-бе, гав-гав). К двум годам словарный запас малыша увеличивается до 200-300 слов.
Пассивный же словарь, состоящий из слов понятных, но еще не выговариваемых, намного больше. Это и цвета, и части тела, и игрушки, и много чего еще, что можно принести, показать, а также посильные слова-поручения (убери за собой, помоги сестренке).
После полутора лет идет стремительное увеличение активного словаря ребенка вместе с изменением грамматики. Это явление имеет свое название — «лексический взрыв».
Слова могут быть интерпретированы (укама — руками), либо многозначны (бух — падать, прыгать). С полутора лет начинает оформляться фразовая речь, когда складываются двухсловные предложения (я пать — я пошла спать, мама ку — мама кушает). К двум годам предложения уже состоят из 3-4 слов.
У каждого ребенка свой темп. Один в два года читает наизусть К. Чуковского, другой медленно, но верно, постигает премудрости языка, будучи при этом активным и жизнерадостным.
А бывает и такое: ребенок молчит до 1,5-2 лет, а потом начинает говорить, не умолкая, днями напролет.
Стоит ли беспокоиться
Если в полтора года ребенок не говорит, в его словарном запасе нет лепетных и звукоподражательных слов, и особенно, если при его вынашивании, рождении или в младенческом возрасте были какие-то отклонения, в этом случае проведение комплексного обследования необходимо.
Такой малыш может не отзываться на свое имя, быть замкнутым, агрессивным. У него могут быть нарушения в координации движений, в работе пальчиков рук.
Если ребенок не откликается на обращенную к нему речь, не реагирует на голоса людей, звуки окружающей среды, то ему необходима помощь врача-сурдолога. На развитии речи отрицательно сказывается не только снижение слуха, но также и зрения.
Если физиологические причины молчания вашего ребенка исключены, то дело за вами. Что следует предпринять, об этом чуть позже.
Все-таки не помешает знать, какие причины приводят к задержке речевого развития.
Что оказывает влияние на формирование речи у детей
Развитие ребенка, в том числе и речевое, процесс очень сложный. На него оказывают влияние и экологическая обстановка, и социальная среда, в которой находится ребенок, и семейный уклад.
Но давайте о причинах того, что в полтора года ребенок не говорит, по порядку:
- Наследственность. Если в семье были случаи поздней речи, то есть вероятность ее унаследовать.
- Пол ребенка. Мальчишки могут начать говорить позже своих сверстниц, но зато потом сразу предложениями.
- Темперамент малыша. Детки-интроверты, не очень склонные к взаимодействию с другими, тоже не спешат разговаривать.
- Недостаточное общение. Ребенку необходима постоянная эмоциональная связь с близкими. Ему надо слышать мамин голос, видеть ее лицо, ощущать ее прикосновения, откликаться на душевное тепло. Малыш чувствами познает окружающий мир и отзывается в ответ первыми звуками и словами, движениями, улыбкой и смехом. Дефицит общения влечет за собой речевые проблемы.
- Родительская гиперопека и гиперконтроль. «Не трогай», «не бери», «не ходи туда», «нельзя» — эти запреты, делающиеся, безусловно, с благими намерениями, блокируют такое естественное желание ребенка познавать окружающий мир. Задержка речи в этом случае — ожидаемое явление.
- Чрезмерная информационная нагрузка. Стремление научить малыша всему и сразу, чтобы до школы у него была пройдена программа начальных классов, перегружает детскую психику и может негативно сказаться на развитии речи. Не отнимайте у него детство с песочницей, творчеством во всем его многообразии, общением со сверстниками. Пусть ребенок развивается гармонично в соответствии со своим природным ритмом, его организм ответит на это повышенными возможностями и способностями.
- Нежелание учиться говорить. Оно возникает тогда, когда взрослые стараются обеспечить малышу полный комфорт и выполняют все его просьбы, не побуждая при этом выражать их словами. Пропадает мотивация: все и так хорошо.
- Влияние стресса. Скандалы, ссоры, даже тихая неприязнь родителей друг к другу сказываются отрицательно на психике ребенка и, как следствие, на его развитии. Ведь для маленького человека мама и папа — это его мир.
Как можно помочь малышу заговорить
Так что же делать, если ребенок в 1,5 года не говорит? Наш совет — больше качественного общения!
А это значит:
- чаще обращайтесь к малышу по имени;
- разговаривайте много, озвучивая все свои действия;
- вовлекайте в диалог ребенка, создавая ситуации, задавая вопросы, обращаясь с поручениями;
- показывайте и называйте предметы быта, части тела, комментируйте происходящие вокруг события;
- расскажите о новой игрушке, включив фантазию (Это кукла. Знаешь, как ее зовут? Посмотри, какие у нее красивые волосы и шикарное розовое платье. Сейчас она расскажет тебе о том, как она танцевала на балу. Хочешь?);
- играйте в совместные игры и не молчите;
- притворитесь незнайкой и спросите, показывая на мяч: «Это — кубик?»;
- читайте книжки, рассматривайте яркие картинки, проявляйте интерес (как облизывается волк и убегает зайчик; где у лисы хвост, а у ежа иголки; как улыбается солнышко и плачет дождик; как цокает лошадка и рычит тигр);
- пойте колыбельные;
- тренируйте пальчики; для этого закручивайте крышки, сортируйте макароны, перебирайте крупу, рисуйте, лепите, стройте пирамидки, делайте поделки из шишек, желудей, камушков, каштанов;
- гуляйте на природе, наблюдайте за насекомыми, слушайте, как поют птицы, любуйтесь цветами.
Используйте благодатное время
Период от полутора до двух лет в жизни ребенка по праву можно считать плодоносным для речевого развития. Уделяя много времени и внимания своему малышу, активно и с удовольствием с ним занимаясь, можно получить желаемые плоды.
А выглядеть они могут по-разному: как лексический взрыв, речевая лавина, словесный водопад.
Как ваш влюбленный взгляд, когда малыш декламирует «У лукоморья», еще плохо понимая смысл слов, но уже пробуя себя в роли мастера публичных выступлений.
Источник
Нормы появления речи у детей весьма размытые. Если ребёнок в 1,5 года не говорит, родители начинают беспокоиться. Большинство идет к неврологу в поисках проблемы.
Некоторые считают, что в таком случае нужно обращаться к логопеду. Но по современным стандартам этот специалист не занимается с детьми до 3-х лет. При отсутствии органических поражений мозга, родителям нужно решать вопрос с речью самостоятельно.
Нормы развития
Врачами утверждены определённые возрастные рамки для каждого умения ребёнка. Но стоит учитывать, что все они примерные, то есть отклонения от них вполне допустимы.
По данным современных психологов, в полтора года дети должны:
- активно перемещаться (вставать, ходить, падать, пытаться везде залезть);
- играть в «ладушки»;
- уметь зажимать кулачок;
- хлопать в ладоши, если что-то получилось;
- играть в бытовые предметы (кастрюли, половник, ложки и т. д.);
- повторять простейшие бытовые действия (расчёсывать себя, родителей или игрушки, катать по полу машинки или коляску и т. д.);
- понимать просьбы (выполнять их правильно необязательно);
- откликаться на имя (при условии, что он его слышит дома в обращении к себе);
- заниматься одним делом не более 10 минут;
- указывать на предмет, который вызвал интерес;
- надевать на пирамидку колечки (их порядок значения не имеет);
- совершать ритмичные движения под музыку;
- копаться в одежде, вынимать её из шкафов и ящиков;
- плакать, если происходящее его не устраивает;
- бросать предметы и радоваться этому.
Здоровые дети в возрасте от годика до двух выполняют хотя бы половину из этого списка. Речь не является показателем развития у ребёнка в этот период времени. Хотя от неврологов старой школы ещё можно услышать слова о 20 словах, которые должен произносить малыш.
«Словом» неврологи называют любой слог или гласную, которая обозначает предмет (му — это слово, ма — тоже).
К двум годам должны появляться узнаваемые осмысленные слова. Но даже если этого не произошло, даётся ещё 3-6 месяцев на наблюдение за ребёнком. Далее смотрят на остальные показатели развития и решают, подождать до 3-х лет или начинать занятия с логопедом. Таким образом, ребёнок в полтора года может не говорить ни одного слова, понятного взрослым. И это будет считаться вариантом нормы.
Причины отставания
На речевое развитие ребёнка влияет много факторов.
Они делятся на несколько групп:
- органические (заболевания нервной системы, внутреннего и среднего уха, черепно-мозговые травмы, недоношенность, гипоксия и травмы во время родов, вредные привычки матери и экстрагенитальные патологии беременной);
- физиологические (раннее прекращение кормления грудью, запоздалый переход на пищу кусочками, гипотонус мышц артикуляционного аппарата, неправильный прикус);
- психологические (стресс, напряжённые отношения в семье);
- социальные (неблагополучность семьи, отсутствие общения между взрослыми и с ребёнком или гиперопека, когда пропадает мотивация к речи).
Большинство причин является обратимыми — их можно предотвратить или исправить. Органические поражения лечит невролог, к которому можно обратиться за консультацией по поводу речи. Он выяснит уровень развития ребёнка и степень поражения мозга. Если она небольшая, можно обойтись без препаратов и процедур, а чуть больше внимания уделить занятиям по постановке звуков.
Диагностика состояния
Если родителей беспокоит отсутствие речи у ребёнка в 1,5 года, им стоит начать диагностику с невролога. Он оценит риски органического поражения мозга и назначит необходимое обследование. Если патологии центральной нервной системы у пациента отсутствуют, значит медикаментозное лечение не требуется.
Следующим пунктом стоит посетить нейропсихолога. Он определяет соответствие психического развития возрасту. При обнаружении расхождений, врач даёт рекомендации по коррекции в домашней обстановке. К этому специалисту лучше обращаться всей семьёй. Часто проблемы речи у ребёнка кроются во взаимоотношениях между взрослыми, которые можно заметить только со стороны.
Третья ступень поиска — логопед. Он не возьмёт на занятия полуторагодовалого малыша, но может проверить артикуляционную зрелость аппарата и показать упражнения для выполнения дома. Спустя несколько месяцев стоит сходить на повторную консультацию для отслеживания темпов развития ребёнка.
Принципы развития речи
Если в 1,5 года ребёнок не говорит, стоит обратить внимание на то, чем он занимается в течение дня.
Необходимо включить в распорядок несколько пунктов:
- Развитие крупной моторики (бег, перелезание через препятствия, лазание по лестнице, плавание).
- Занятия по мелкой моторике (игры с материалами, различными по текстуре — макароны, крупы, сушёная фасоль, различные ткани и специальные игрушки с мелкими деталями).
- Больше разговаривать (родители должны проговаривать каждое своё действие и то, что они делают с ребёнком).
- Исключить гаджеты и мультики (они формируют пассивность в речи — учат слушать, но не говорить).
- Петь песенки (особенно любимые, которые ребёнок знает и будет пытаться повторить).
- Побуждать к разговору (малыш должен не просто мычать, а просить предмет, который ему нужен, и не получать желаемое иным способом).
Соблюдая эти правила, получится создать идеальную среду для развития речи ребёнка. И помочь ему в этом должны родители, а не врачи. Поэтому до 3-х лет большое внимание уделяется именно домашним занятиям с детьми.
Несколько упражнений
Если среда для развития создана правильно, а речевого скачка никак не происходит, не нужно паниковать. Стоит ежедневно выполнять цикл упражнений, которые будут интересны ребёнку и не займут много времени для родителей.
К их числу относятся:
- придание лепету смысла (активная поддержка попыток обозначения предметов звуком);
- побуждение к простому диалогу с использованием известных слов для ответа (кто пришёл? − мама, как упал? − бух!);
- побуждение озвучивания игры (катает машинку — брр, играет собачкой — ав);
- разучивание потешек со звукоподражаниями (гуси-гуси, га-га-га);
- игры-повторялки за взрослым (сначала отдельные слоги, затем простые слова).
Нужно учитывать то, что дети слышат нашу речь по-другому. Если ребёнок неправильно повторил слог или слово, не нужно его ругать. Стоит просто проговорить ещё раз. Когда ошибок не будет, можно менять во втором слоге гласную — ма-му, па-пу.
Вводить новые слоги стоит постепенно. Начинают всегда со знакомых звуков. Затем добавляют новые, закрепляют и возвращаются к прежним. Так получится наиболее мягко интегрировать в сложившуюся систему произношения слоги и слова.
В раннем возрасте развитие детей идёт очень быстро. Годовалый малыш может совсем не говорить, но через полгода появятся первые слова, а к двум простые предложения. Самое важное для родителей — создать благоприятную среду для развития, показывать пример в речи и общении друг с другом, не мешать ребёнку познавать мир гиперопекой и лишними запретами.
Детский мозг способен нагнать сверстников в рекордно короткие сроки даже при наличии небольшого отставания. Для этого не нужны консилиумы врачей, горы препаратов и физиопроцедуры. Достаточно внимания родителей, домашних занятий и благоприятной атмосферы в семье.
Источник
Ребенку 1,6 не говорит ничего. Так бубнить что-то на своем, но мама, папа, дай и элементарные слова не говорит. Педиатр ничего по этому поводу не говорит. Плановые осмотры вес, рост и все. Что посоветуете, к какому врачу сходить, к кому обратиться.
Слова понимает, приносит все что попросишь, знает все свои игрушки, соображает, запоминает, повторяет действия, но вот когда ему говоришь долго мама или папа может повторить, но как обращение не использует. Ребенок мальчик.
Автор
[2757387839] — 06 ноября 2018, 15:11
Когда он заговорит, вы будете мечтать, чтобы он помолчал хотя бы 5-ть минут )
2.
я гость
[3158464538] — 06 ноября 2018, 15:44
Сейчас почему то очень много детей начинают поздно говорить, после 2х лет или около того. Если понимает и слышит, то ждите. Возможно заговорит сразу.
3.
Гость
[4245019542] — 06 ноября 2018, 15:47
У меня крестница говорить начала чуть ли не в четыре года, ее мать уже начала боятся, что ее в группу отстающих детей переведут. Но ей делали уколы какие то, ходили к докторам. Сейчас во всю говорит, скоро пять лет. Педиатр начал действовать , когда ребенку два года исполнилось.
4.
Гость
[3901115508] — 06 ноября 2018, 16:03
У наших знакомых мальчик в 4 года очень плохо говорил. Понимала его только мама. Сейчас ему 20 лет.Учится на архитектора, умненький. У всех все по-разному.
5.
Лимпопо
[3296665673] — 06 ноября 2018, 16:15
Автор, вы ему книжки читаете? Много?
6.
Гость
[3099098429] — 06 ноября 2018, 16:29
Отсталый. У многих женщин на вумене уже в 2 года на развивашках чуть ли не диссертацию защищают. А у вас — туппень.
7.
Гость
[2235143831] — 06 ноября 2018, 16:40
Ещё рано!
Ждите 3г
8.
Амадея
[3866194790] — 06 ноября 2018, 16:41
Мальчики поздно начинают говорить, не переживайте. Брат у меня заговорил почти в 3, крестник молчал тоже, но в день рождения ( 2 года ) начал говорить сразу предложениями.
9.
Гость
[3956481713] — 06 ноября 2018, 16:44
Блин, мамаша, вы реально паникуете на ровном месте. В полтора года еще слишком рано. Соображает, контактирует, реагирует? Все нормально! Каждый ребенок — индивидуально развивается, не сравнивайте его с интернетовскими таблицами и детьми подруг. У вас абсолютно нормальный, здоровый, полноценный ребенок!
10.
Кира
[1495929512] — 06 ноября 2018, 16:45
Все же он говорит слова, просто не обращается к вам «мама». Для 1,5 лет это нормально. Мой сын в 1,5 года меня мамой не называл. Сейчас ему 2,5 почти, говорит слова и предложения по 2-3 слова. Несколько месяцев назад уже и «тетя», и «мама», и «папа», и «баба» стал говорить и обращаться к ним соответствующе. Больше говорите с ним, читайте книги, на прогулках показывайте «вот собака — гав», «вот листок лежит» и т.п. Мальчики позже девочек начинают говорить)
11.
Гостья Надя
[4010240894] — 06 ноября 2018, 21:27
Автор
Ребенку 1,6 не говорит ничего. Так бубнить что-то на своем, но мама, папа, дай и элементарные слова не говорит. Педиатр ничего по этому поводу не говорит. Плановые осмотры вес, рост и все. Что посоветуете, к какому врачу сходить, к кому обратиться.
Слова понимает, приносит все что попросишь, знает все свои игрушки, соображает, запоминает, повторяет действия, но вот когда ему говоришь долго мама или папа может повторить, но как обращение не использует. Ребенок мальчик.
12.
Гость
[2937166150] — 06 ноября 2018, 22:25
моя в этом возрасте тоже говорила только тогда когда я ей уже 100 раз повторила слово и просила, надоедая его повторить. ходила за ней и говорила «скажи «КАША» и так миллион раз. и она могла его сказать 1 раз. сейчас 4,4 года разговариваем с ней обо всем на свете. разговорилась совсем только как в садик начала ходить. дома медленно процесс шел.
13.
РитаЛогопед
[3826753016] — 08 ноября 2018, 22:09
Не стоит переживать, мальчишки вообще долго могут молчунов изображать) Тем более все у вас понимает юноша — отложите панику)) Попробуйте увлечь какими-нибудь интересными говорящими игрушками — чтоб в процессе игры начал пытаться повторять слова. Моему медведь Teddy Emotion от Chicco помог раскрыться)) Отдельные слова говорить мы уже умели, но после появления дома этого медведя ребенок аж фразами начал бросаться — от игрушки набрался) Мишка все знает об эмоциях, учит их понимать и проявлять. Ну и словам учит, само собой)
15.
Гость
[2624483043] — 26 января 2019, 13:40
У нас точно такая же ситуация, понимает 100% абсолютно все, но не говорит, просто мычит, когда чтото надо, тоже мальчик, 1,6. У кого так было? Нормально ли это?
16.
Гость
[3263257862] — 24 марта 2019, 13:25
Гость
Отсталый. У многих женщин на вумене уже в 2 года на развивашках чуть ли не диссертацию защищают. А у вас — туппень.
17.
Варвара
[2776082037] — 23 апреля 2019, 09:28
Обратитесь к опытному неврологу которая сможет определитье сть темповая задержка речи ли что то серьезное.
Селезнева Ольга Ивановна, принимает в Киевском Центре Стимуляции Мозга.
18.
Гость
[1222654525] — 27 января, 00:11
Гость
У нас точно такая же ситуация, понимает 100% абсолютно все, но не говорит, просто мычит, когда чтото надо, тоже мальчик, 1,6. У кого так было? Нормально ли это?
Источник