Развитие ребенка в оркестре

Развитие ребенка в оркестре thumbnail

Екатерина Шаляпина
Развитие музыкальных и творческих способностей детей средствами детского оркестра

Главная задача музыкального воспитания — развитие музыкальных способностей детей. Игра в оркестре (ансамбле) является одним из важных видов музыкальной деятельности. Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей: повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии. Помогает преодолеть неуверенность, робость, сплачивает детский коллектив.

Выдающиеся музыканты – просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, композитор и педагог К. Орф подчёркивали значение детского оркестра как основы развития музыкальности детей. Работа с оркестром –это уникальная возможность:

— проявлять внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;

— тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.

Дети, становятся деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями.

Знакомство с музыкальными инструментами начинаю в начале учебного года, с детьми второй младшей группы. Ребята должны научиться различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчиков, фортепиано, знать и различать звучание бубна и погремушки. С музыкальными инструментами знакомлю постепенно, усложняя задания от занятия к занятию. Для занятий с дошкольниками данного возраста использую русские народные песенки, попевки, потешки.

На занятиях важно создать радостное настроение, вызвать у малышей интерес к общению с музыкой. Вот в гости пришёл мишка и принёс с собой погремушки. Дети рассматривают их, учатся правильно держать, извлекать звук. После того, как ребята изучили погремушки, мишка предлагает поиграть в игру. Звучит музыка,дети по показу гостя выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую поднимают её вверх и слегка встряхивают. Эта игра доставляет малышам радость и учит различать тихое и громкое звучание.

Для развития тембрового слуха проводится музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю?» Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала я даю 2 контрастных по звучанию инструмента, а затем увеличиваю количество до 4 – х.

В середине учебного года со второй младшей группой закрепляю знания детейо музыкальных инструментах, с которыми они познакомились в начале года, представляю новые – барабан и ксилофон. Предлагаю творческие задания с бубном. Ребёнок передаёт ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием, играя на бубне, затем передаёт инструмент по кругу.

Для развития чувства ритма, умения передавать несложный ритмический рисунок, использую ударные инструменты. Исполняя попевку «Петушок», предлагаю сыграть оркестром на бубнах, ложках, погремушках.

В средней группе предусматривается игра на ксилофоне. У дошкольников развивается мелодический слух, чувство ритма и музыкальная память. В ходе игры дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки ксилофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. С самого начала ребята учатcя точно воспроизводить ритм. Для этого предлагается прохлопать ритмический рисунок попевки. Дети учатся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять, не опережать и не отставать.Перед детьми ставятся такие задачи как: игра в едином темпе, умение своевременно начинать и заканчивать свою партию, дети учатся играть и соблюдать динамические оттенки.

Детей старшей группы учу исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. В средней группе во время игры на ксилофоне требовалось воспроизводить ритмический рисунок и мелодическую линию. В старшей необходимо соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать иргу. Ребята играют на музыкальных инструментах по одному, а затем небольшими группами. Исполнение осуществляется на примере простых попевок, построенных на одном звуке. Дети передают в игре знакомый ритмический рисунок попевки, придерживаются общего темпа, одновременно начинают и заканчивают игру.

В процессе обучения игре на инструменте русской народной мелодии «Дождик», у детей развивается звуковысотный слух, поэтому с первых занятий поём попевку с показом рукой высоты звуков. Дети запоминают, на какие слоги приходятся высокие и низкие звуки. Дошколята предлагают к исполнению на ксилофоне полюбившиеся народные мелодии, включают в игру различные ударные инструменты – ложки, трещотки, бубны, получается оркестр.

Дети подготовительной группы владеют такими инструментами как: ксилофон, гусли, трещотки, колокольчики, треугольники, бубны, барабаны, коробочки и другие инструменты.Перед дошкольниками ставятся задачи: научиться играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками. Благодаря игре на музыкальных инструментах у детей развивается творческая активность. Во время знакомства с русскими народными песнями, предлагаю детям назвать инструменты, которые могут использоваться во время исполнения этих песен кроме ксилофона.

Детское музицирование: способствует развитию внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, формирует музыкальное мышление.

У детейво время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

При обучении игре на музыкальных инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов.

Читайте также:  Чем увлечь ребенка в 3 года дома для развития

Для повышения мотивации у старших дошкольников к игре в оркестре, посещаем концерты в городской детской музыкальной школе, а так же приглашаем учащихся музыкальной школы на мероприятия к нам в детский сад. Благодаря такому взаимодействию, у детей заметно повышается интерес и стремление обучаться игре на музыкальных инструментах.

В ходе реализации театральной деятельности в учреждении перевоплощаясь в героев различных сказок, ребята с удовольствием исполняют музыкальные произведения. Радуют игрой на традиционных музыкальных инструментах, а так же инструментах сделанных своими руками из пластиковых коробочек и баночек, крышек и жестяных коробочек.

Источник

Екатерина Иванова
Методика поэтапного формирования исполнительства в детском смешанном оркестре в старшем дошкольном возрасте

Методика поэтапного формирования исполнительства

в детском смешанном оркестре в старшем дошкольном возрасте

Знакомство с детскими музыкальными инструментами.

Знакомить с детскими музыкальными инструментами начинаю уже в группе раннего возраста. Дети танцуют под игру куколки на бубне, затем сами подыгрывают ей на погремушках, звенят колокольчиками, чтобы разбудить мишку, позвать из домика Снегурочку, Петрушка знакомит детей с деревянными ложками.

Музыкально-дидактические игры

Для знакомства со способами звукоизвлечения, развития ритмического, динамического, тембрового слуха играю с детьми в музыкально-дидактические игры.

Для умения реагировать на начало и окончание музыки играем в музыкально – дидактическую игру «Прятки», звучит музыка – дети звенят колокольчиками, по окончании музыки по показу воспитателя прячут их за спину. Для развития динамического слуха играем в игру «Громкие и тихие звоночки», в «Пляске с погремушками» дети знакомятся с двухчастной формой музыки, выполняя лёгкий бег, и танцевальные движения с погремушками. Постепенно действия детей становятся самостоятельными, они чувствуют и отмечают хлопками и игрой на ударных инструментах сильные доли в музыке.

Для развития ритмического слуха играем в игру

«БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»

Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.

Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.

— Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)

Топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)

Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Во второй младшей группе продолжаю знакомить детей с ударными музыкальными инструментами. При обучении игре на музыкальных инструментах большое значение уделяю музыкально – дидактическим играм.

В игре «К нам гости пришли» развивается ритмическое и тембровое восприятие.

Игровой материал. Игрушки (медведь, зайчик, лошадка, птичка, бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, птичка летит под звон колокольчика.

Игра проводится и в свободное от занятий время.

В музыкально-дидактическая игра «Бубен» Г. Фрида дети знакомятся с приёмами игры на бубне : встряхивании или когда по нему ударяют ладонью. Затем воспитатель берет бубен и, подняв его, вместе с детьми бежит по комнате (на первую часть музыки, на вторую часть останавливается и стучит по нему, дети хлопают в ладоши.

В игре «Птица и птенчики» дети знакомятся со звучанием металлофона.

В средней группе в музыкально-дидактические игры включаю несложные музыкальные фразы из знакомых песен и попевок «Андрей – воробей», «Дождик», «Мы идём с флажками». Дети прохлопывают их ритмический рисунок, в дальнейшем передают его музыкальным молоточком, на бубне или металлофоне (на одной пластинке, знакомясь с приёмами звукоизвлечения.

На последующих занятиях дети могут исполнить попевку сразу на нескольких инструментах. Также предлагаю детям подыграть мне или воспитателю на каком-либо инструменте.

Для развития у детей интереса к игре на музыкальных инструментах применяю игру «Музыкальный кубик»

Ход игры: На столе лежат музыкальные инструменты:

• Бубен

• Барабан

• Ложки

• Дудочка

• Колокольчик

• Маракас

(эти же инструменты изображены на гранях кубика).

Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку со словами:

Все играет и поет,

Кубик скажет, кто начнет!

Ребенок, у которого в руках кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и исполняет ритм знакомой песенки, дети отгадывают. Игра продолжается.

В старшем возрасте помогаю детям осваивать приемы звукоизвлечения на металлофоне: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим, направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты — пониже.

Читайте также:  Влияние физического развития ребенка на умственное

В подготовительной группе диапазон попевок расширяется, усложняется их ритмический рисунок. Для развития звуковысотного слуха предлагаю детям моделировать движение мелодии на музыкальных лесенках и фланелеграфе с нотным станом. Исполняем попевки — р. н. п. «Петушок», «Во саду ли в огороде»

В подготовительной группе из детских музыкальных инструментов знакомлю с аккордеоном, показываю как правильно сидеть и держать инструмент. Показываю игру только правой рукой.

Также в своей работе использую следующие музыкально-дидактические игры:

«Кубик — оркестр»

Цель: Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

Ход игры: Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать,

На чем тебе теперь играть!

Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».

«РОНДО» Музыка В. А. Моцарта

Цель: Развивать музыкальные и коммуникативные способности, внимание, ориентировку в пространстве, умение ощущать метроритм.

Ход игры: Дети берут любые инструменты, которые есть в наличии в группе (бубны, капельки, коробочки, маракасы) и встают по кругу.

На 1 часть музыки — дети ритмично играют на инструментах.

На 2 часть музыки – дети гуляют и меняются инструментами.

Игра повторяется несколько раз.

Результатом обучения игре на музыкальных инструментах является игра в ансамбле или оркестре на праздниках и развлечениях.

АНСАМБЛЬ

совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками

[b]ОРКЕСТР [/i][/b]

коллектив музыкантов-инструменталистов, объединённых для совместного исполнения музыкальных произведений

ВИДЫ ОРКЕСТРОВ В ДЕТСКОМ САДУ.

Существует несколько разновидностей детского оркестра:

Шумовой — в его состав входят ударные инструменты, не имеющие звукоряда: бубны, колокольчики, треугольники, кастаньеты, маракасы, трещотки и т. п. Такой оркестр можно организовать уже в младшей группе. С младшими детьми можно просто чередовать партии разных инструментов с простым и чётким ритмом (2/4, 4/4).

Ударный – в этом оркестре присутствуют ударные звуковысотные инструменты: металлофон, ксилофон. В зависимости от возраста детей и их успехов усложняется партитура и ритмический рисунок. Этот вид оркестра используется в конце года в средней группе и старших возрастных группах.

Смешанный – здесь к ударным инструментам добавляются духовые (симоны, триолы) или клавишные инструменты (органолы, аккордеоны и т. п.).

Методы и приёмы при работе над произведением.

1. Вспоминаем названия инструментов и способы звукоизвлечения (если давно не играли).

2. Слушаем произведение, считаем части, применяя музыкально – дидактические игры

«Определи форму музыкального произведения», «Громко-тихо» на различение динамических оттенков.

3. Обсуждаем характер частей и выбираем инструменты для каждой части (оркеструем).

4. Работа по частям: одновременно проговариваем словами и прохлопываем ритм разных групп инструментов.

Разучивание партии каждого инструмента мы всегда начинаем с прохлопывания ритма. Прохлопывая, дети одновременно работают над правильным ритмом, умением вовремя вступить и над динамическими оттенками. Также на ритмический рисунок придумываются слова (или целые предложения, и во время разучивания партии дети проговаривают эти слова вслух.

Мы используем простейшие «тик-так», «дин-дон».

5. Разучиваем партии с инструментами.

При разучивании партий с инструментами предлагаю детям помочь друг другу. Одна подгруппа играет, все остальные дублируют партию хлопками. Получается, что все оркестровые партии разучиваются сразу со всеми детьми.

В партии металлофонов вместо слов называем ноты.

Самая сложная партия, как правило, у металлофонов. Показываю партию всем детям, но в дальнейшем играем на дополнительных занятиях индивидуально или подгруппой. Нотную грамоту, как таковую, мы не изучаем, но играем, называя ноты. При разучивании партии я помогаю детям подсказками «соседняя нотка, через нотку, через две нотки».

7. Исполняем произведение целиком.

Для выразительного эмоционального выступления использую такие моменты:

• Игра в костюмах

• Перекличка инструментов

• Эффектное окончание

• Предпочтения детей

Интеграция содержания образовательных областей

Особое внимание в Программе «От рождения до школы» уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Решению этих задач во многом способствует игра в оркестре, т. к. при использовании формы «оркестр» происходит интеграция содержания образовательных областей:

1. Коллективное музицирование очень нравится детям и прекрасно развивает коммуникативные навыки. (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)

2. Освоение навыков игры на музыкальных инструментах формирует первичные навыки и умения исполнительской деятельности, развивает мелкую моторику и координацию движений у детей. («Физическое развитие»)

Читайте также:  Развитие ребенка год рост вес параметры

3. Занятия в оркестре развивают у детей сенсорные способности: чувство ритма, темб-

ральный слух («Познание)

4. Хорошо подобранный репертуар расширяет его музыкальный кругозор и формирует эстетический вкус. Оркестр — это не только музицирование, но и знакомство с композиторами.

5. Игра в оркестре развивает у каждого ребенка художественно-творческие способности, ведь он не только учится исполнительству, но и принимает участие в оркестровке произведений.

6. Это один из лучших способов развить в ребенке внимание, память, образное мышле- ние, музыкально-эстетическое восприятие.

7. Наконец, занятие в оркестре дисциплинирует детей.

Основная цель музыкально-эстетического воспитания детей – развитие гармоничной личности посредством музыкальной деятельности.

Игра в оркестре даёт возможность решить эти задачи с отличными результатами, т. к. музицирование – это один из самых любимых детьми видов творческой деятельности. Кто-то любит петь, кто-то танцевать, играть в оркестре любят все.

Литература

• Примерная общеобразовательая программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

• «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

инструментах» Н. Г. Кононова

• «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова

• С. Бублей «Детский оркестр»

• «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова

• Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»

Источник

Индивидуальные занятия на музыкальном инструменте включают в себя развитие музыкального слуха и памяти, навыки письма и чтения, знакомство с основными элементами музыки и, конечно же, упражнения для изучения инструмента. Они поддерживают музыкальный рост ребенка, но также создают хороший вкус к музыке, дают навыки системной работы, развивают самодисциплину, терпение и внимание к деталям.

Групповые занятия в ансамбле или оркестре еще одна форма музыкального обучения. Это могучий воспитательный инструмент. Они развивают социальные навыки детей, учат их общаться, быть игроками в одной команде, выражать себя так, чтобы продуктивно взаимодействовать с поведением других. На музыкальном уровне они развивают способность слышать окружающих, находить свое место в общей музыкальной структуре, общаться как со своими коллегами, так и с аудиторией.

Игра в оркестре. Зачем это нужно ребенку?

Баянистов много не бывает

Музыка это универсальный язык, изучение которого дает детям лучшие социальные навыки и, следовательно, больше возможностей. Неважно изберет ли музыку ребенок в качестве своей будущей профессии или выберет другой путь. В обоих случаях приобретенная музыкальная и общая культура будет поддерживать его дальнейшее развитие и реализацию в будущем. Как музыкальное образование влияет на изучение других предметов?

Обучение музыкальному инструменту развивает самодисциплину, внимание к деталям, способность целенаправленно прилагать усилия для достижения конкретной цели, получать удовлетворение от достигнутого результата. Эти качества являются ключом к изучению каждого предмета. В этом смысле музыкальная деятельность вносит значительный вклад в общий процесс развития и обучения ребенка. Мы также можем смотреть на музыку как на язык общения между людьми. Музыка на самом деле является своего рода эмоциональным языком с его собственной грамматикой, лексикой, произношением и т. д.

Возможно, по этой причине многие исследования сосредоточены на связи между обучением музыке и иностранным языком. Результаты в этом направлении являются весьма определенными. Например, исследование, состоящее из 160 детей старше 12 лет, показало, что у слушателей музыки были лучшие результаты в изучении иностранного языка. Раннее музыкальное образование Работа с детьми в возрасте до 5-6 лет является большой проблемой для учителя. Я руководствуюсь убеждением, что музыкальное образование нельзя отделить от общего развития ребенка и его формирования как личности.

В начале моей практики мне было трудно найти правильный путь к самым маленьким ученикам. Почему им нравится изучать музыкальный инструмент? Очевидно, я не мог ожидать ответа на этот вопрос от 5-6-летнего ребенка. В поисках решения я обратился к психологическим исследованиям, особенно в области мотивации. Музыкальное образование заставляет ребенка чувствовать себя комфортно, принимать решения, выражать себя путем обучения. В раннем возрасте он еще этого не сознает. Но процесс идет. Таким образом, ребенок воспринимает учебный процесс как источник удовлетворения и способ его собственной реализации.

Игра на инструментах основана на комбинациях нескольких сложных движений, которые развивают мелкие и крупные мышцы. В некоторых инструментах руки движутся синхронно, а у других в противоположных направлениях. При игре могут быть задействованы другие части тела. Такая многосторонняя деятельность организма невероятно мощно тренирует не только физическую координацию, но и деятельность различных мозговых процессов. 

Польза музыкального обучения и коллективного исполнительства в частности неоспорима. Помимо приносящего много приятных моментов вам и вашему ребенку, оно закладывает основу для целого ряда ценных жизненных навыков.

Источник