Развитие ребенка в неполноценной семье

Чтобы воспитать малыша в неполной семье и уменьшить его сердечные раны, нужно сформировать правильную тенденцию воспитания. Сейчас очень много молодых женщин, которые уже в разводе или не вышли замуж, по определенным причинам, но с ребенком на руках.

Холостых отцов с детьми, которые воспитывают своих детей без участия нянь. В обыкновенной семье, где присутствуют и отец, и мать, воспитывать детей тяжело, а когда в этом процессе участвует только один родитель – вдвойне тяжело. Как воспитать малыша и заработать деньги родителю-одиночке?

Основания и факторы возникновения неполной семьи

Основания могут быть разные и они существенно оказывают влияние на дитя. Отец с матерью развелись по обоюдному желанию, либо же мама бросила папу, оставив ребенка с отцом? По какой причине мама вдова? Папа или скоропостижно умер от болезни или же его убили, а может совершил суицид? Отец ушел к другой семье? Тогда почему? И так далее.

Каждый случай ребенок воспринимает по-разному. Но каждая такая ситуация наносит ему душевную рану.

Неодинаково воздействуют и факторы, присутствующие в неполной семье. Существенно для ребенка значимо кого нет из родителей, на сколько долго, в каком возрасте семья у ребенка распалась, каков отсутствующий, а каков присутствующий родитель и какой сам ребенок?

Конечно же роль играет и общество, в котором он растет, и материальное положение семьи, ее культурная среда, а также присутствие бабушек и дедушек.

Особенности в воспитании детей в такой семье

В детские годы для ребенка очень важно чувствовать любовь мамы, нежность, ее ласку, заботу. Благодаря таким ее качествам у малыша формируется уверенность в себе и чувственность к окружающим людям. В стандартной семье каждый выполняет свои обязанности, мама с папой находят «золотую середину» и развивают свое чадо.

Когда же мама одна, ей свойственно бросать в крайности, ведь она хочет, чтобы ее ребенок не чувствовал отсутствие отца, а значит превратиться в строгую, требовательную, жесткую и грозную. В итоге дитя теряет и отца, и мать. Брать на себя такую задачу не стоит – не решаема, ведь развал семьи наносит удар малышу, это неминуемо.

А ведь это происходит тогда, когда ему так необходима любовь и забота родителей. Воспитание в неполной семье отличается более трудными условиями. И многое зависит от человека, который воспитывает ребенка, от его личных качеств, его воспитания и развития.

Решит ли проблему повторный брак?

О повторном браке нельзя с точностью сказать хорошо это или плохо, ведь все будет зависит от исхода. Если эти отношения приносят пользу родителю и ребенку, повышают их внутреннюю жизненную позицию, то такой брак не навредит ребенку. А если существует вероятность в противоположном, возникновение конфликтов, рукоприкладство и так далее, то такой брак нежелателен.

Формирование правильного развития детей в неполной семье

Чтобы ребенок рос здоровым и хорошо воспитанным нужно приложить немало усилий. Как правило, есть 4 круга потребностей у детей:

Обоюдный диалог с ребенком

Незачем слишком опекать его своей заботой и любовью, но также и недостаток этих факторов вреден. Чтобы ребенок не чувствовал себя заброшенным и не стал равнодушным должно быть обоюдное общение между ребенком и родителем.

Социальная адаптация

Ребенку необходимо уметь целенаправленно управлять своими влечениями и желаниями, самореализовываться, заинтересовываться вокруг происходящим, осваиваться в разных средах.

Потребность в эмоциях

Ребенка нужно поощрять, давать советы, когда он спрашивает, содействовать, когда он в этом нуждается. Для этого не нужно постоянно быть с ребенком, необходимо всего лишь создать предпосылки, с помощью которых у него начнет развиваться интерес к чему-либо. В основном, дети в неполноценных семьях сами по себе довольно темпераментны, конечно же и матери должны демонстрировать свою заинтересованность к их начинаниям и открытиям.

Социальные роли в обществе

Ребенку из неполной семьи, близка только одна социальная роль – его матери. Это одна из тех причин, из-за которой дети из неполных семей оказываются не в очень благоприятном положении, когда включаются в социальную жизнь. Существуют определенные социальные нормы, которые диктует, чем должны заниматься представители каждого пола.

Об этом детям должны рассказывать еще в дошкольном возрасте, поэтому девочки играют с куклами, а мальчики с машинками. Иначе в дальнейшем возможны отклонения в развитии. Чтобы не возникало проблем с самооценкой и не возникало дискомфорта, каждый должен выполнять свою семейную и общественную функции.

Для ребенка хоть и важно вырасти в полной семье, но важнее качество этих отношений. Он может расти с одним родителем, но понимать, насколько он важен для него, как они уважают друг друга, такое не часто бывает и в полных семьях. Не нужно забывать, что вырастить счастливого ребенка, сможет только счастливый родитель!

Источник

Два раза «ку», мои малиновые штаны. Сегодня с вами я, НМ, доцент кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики. И под прицелом данной статьи такое явление, как «неполные семьи». Скажите, что вы знаете о неполных семьях и детях, вышедших из них? Несомненно, вы скажете, что дети из неполных семей растут неполноценными, ибо для ребёнка важно наличие обоих родителей. Вы скажете, что развод сильно бьёт по психике ребёнка. И я вас поздравляю, ведь это абсолютно… неправильный ответ.

Не поймите неправильно: НМ вообще сторонник традиционных семейных ценностей и считает, что гармоничная полная семья всегда лучше неполной семьи. Но, ключевое слово тут именно «гармоничная». Гармоничные полные семьи неполными не становятся. Это лежит в самом условии задачи: зачем гармоничной полной семье вообще задумываться о разводе? О разводе задумаются только в той семье, где что-то пошло по звёздному маршруту в неведомые дали. И в такой ситуации любой психолог, чей коэффициент интеллекта хотя бы чуточку выше комнатной температуры никогда не употребит фразу «сохраните семью ради ребёнка». Именно поэтому в рамках данной статьи, разбирая пугалки о неполноценности детей из неполных семей мы будем сравнивать судьбы таких детей с судьбами детей из полных, но неблагополучных семей, в которых мамы изменяют папам в надежде снова почувствовать себя женщиной, а папы бухают из-за того, что устали, что их пилят. Так же, я буду в качестве базового примера неполной семьи использовать именно наиболее распространённый по нашей стране случай, когда с ребёнком остаётся мама. Если будет спрос, когда-нибудь я коснусь и ситуации, с неполными семьями, в которых отсутствует мать.

Читайте также:  Развитие мышления у ребенка посредством развития речи

Первая пугалка, относительно детей из неполных семей, это нарушение развития интеллектуальной сферы. Считается, что для гармоничного развития интеллекта необходим пример двух разных типов мышления. Мужского математического и женского гуманитарного. Знаете, если честно, если психолог приводит вам это утверждение в качестве аргумента, избейте его портретом Марии Склодовской-Кюри и сожгите его диплом. Различия в физиологии в целом, и в мышлении, в частности, между мужчинами и женщинами, несомненно, есть, однако лежат они не в гуманитарно-математической плоскости вообще. Вообще, чем больше НМ занимается этим вопросом, тем больше убеждается, что не существует математического и гуманитарного склада ума, а существует просто разный набор навыков. Но это тема совсем другой дискуссии. В рамках данной дискуссии достаточно знать, что влияние физиологии на так называемый, гуманитарно-математический склад ума не доказано. Зато доказано влияние общественных институтов.

Иными словами, девушки плохи в математике, потому что растут в обществе, где считается, что они плохи в математике, их достижения обесцениваются, а желание развиваться — пропадает. Аналогично и с мужчинами в гуманитарных сферах.

Да что там? Из всех людей, которых встречал НМ на своём пути, именно женщины были самыми крутыми математиками. Одна из них в СССР писала программное обеспечение для советских ракет. Эта старушка способна забыть, что было пять минут назад, но при этом её страдающий от возрастных изменений мозг без труда решит математическую задачу любой сложности. По крайней мере, в рамках институтской программы и олимпиадных задач.

На самом деле, причинами учебных неудач у детей, не имеющих диагностируемых отклонений в физиологическом развитии мозга, являются не наличие-отсутствие кого-то из родителей, а недостаток мотивации и плохие педагоги. Определить качество педагога не очень сложно. Для этого даже не обязательно разбираться в его предмете. Надо просто сравнить среднюю успеваемость учеников у этого педагога и у других. А затем сравнить средние показатели конкретного ученика с другими учениками.

Недостаток мотивации не имеет прямой связи с полнотой семьи. Скажем, упорный зубрила может оказаться из неполной семьи. Он учится, потому что ему внушили, что учёба — это его будущее, а его настоящее — это нищета и лишения. А двоечник с последней парты из полной семьи, но он оказался в ситуации, когда его учёба ничего для него не значит. Например, родителям на него просто плевать. Или он итак всё имеет. Так зачем ему учиться?

Второй не менее частой пугалкой является отсутствие примера для подражания у мальчиков. Считается, что если в семье не будет отца, то мальчик, непременно вырастет рохлей, перенявшей женскую манеру поведения. Так как так получилось, что самый тестостероновый качок и дамский угодник из тех, кого я знаю, вырос в семье без отца, а самый убеждённый и карикатурно-манерный гей — в полной семье с мамой и папой? И я даже не шучу и не преувеличиваю. Гей именно манерный, а качок именно что качок, увлекающийся борьбой и тяжёлой атлетикой, и сейчас работающий в силовых структурах.

Всё дело в том, что ребёнок не обязательно берёт отца в качестве примера мужественности. Мы, чай, не в XIX веке, когда дети росли в деревне без доступа к книгам и фильмам. Хотя, даже там всегда был шанс, что примером мужественности для ребёнка станет не ленивый папа, а староста из числа бывших царских солдат. В наше время одним из самых немаловажных источников мужественности (и женственности, кстати, тоже) является медийная сфера. В меньшей степени книги, потерявшие былую популярность, а в большей степени фильмы, сериалы и видеоигры. Скажем, НМу было проще брать пример не со своего отца, а с Корвина Амберского и Ричарда Сайфера-Рала, главных героев книжных серий «Хроники Амбера» и «Меч Истины». Ибо их мужественность, совмещающая интеллектуальность, брутальность и отзывчивость была НМу куда ближе той отстранённой и ограниченной грубой мужественности его отца.

Я, кстати, хороший пример. Пока у меня в семье был отец, моя мужественность не развивалась вовсе. Мой родной отец был простым советским работягой, чей потенциал был откровенно загублен неправильным воспитанием. Я же был ребёнком, которого с самого детства пытались развивать, а потому я был, скорее, личинкой интеллигента. Умный и добрый мальчик, любящий книги. Я просто не мог брать в качестве примера мужественности человека, который отрицал пользу книг. В итоге, моё развитие, как мужчины, стагнировало. Развод родителей дал моему подсознанию понимание, что мужественность моего отца — неправильная, в результате чего я смог в полной мере копировать книжных героев и смог развиться настолько, что сам смог решить проблему школьной травли. Серьёзно, развод моих родителей занимает второе место в списке лучших вещей в моём детстве. Первое место занимает лицо моего школьного обидчика, прижатого к стене стулом без возможности блокировать мои удары.

Читайте также:  Как разработать индивидуальный маршрут развития ребенка в доу

Именно так, наличие отца может не только помочь в развитии ребёнка, но и, напротив, помешать. Давайте попросту представим ситуацию, когда муж и жена постоянно ссорятся, но сохраняют семью, «ради ребёнка». Ни одной недели без ссор. Если вы думаете, что закрытая дверь хоть как-то защищает вашего ребёнка от ссоры, то вы сильно ошибаетесь. Дети, эти мелкие сволочи, всё слышат. Вжимаются в свои кроватки и боятся за своих родителей. Каждый раз боятся ровно до тех пор, пока им не станет на родителей плевать. Вы хотите такой пример взаимоотношений мужчины и женщины подать детям? Поздравляю, вы идёте верной дорогой по пути взращивания кухонного боксёра. Но будьте осторожны, ибо точно такая же ситуация была в семье манерного гея. Мальчик антагонизировал мужественность своего отца, но вместо того, чтобы найти ей замену в лице другого мужчины, решил к этой проблеме «подойти с чёрного хода».

Кроме того, не стоит забывать о том, что дети из неполных семей не существуют в вакууме. Очень многие, прочитанные мной исследования, не понимают, что для того, чтобы исследовать сферического коня, надо сначала его поместить в вакуум. В нашей ситуации: отделить факт неполноты семьи от неадекватности родителей. На самом деле, эти два фактора — вещи совершенно различные, но, частично, взаимосвязанные и пересекающиеся. Дело в том, что, зачастую, оставшиеся в разводе женщины, вынужденные тянуть разом лямку и добытчика и хранительницы очага, приходят к выводу, что «все мужики козлы» и спешат поделиться этой ценной информацией со своими детьми.

НМу и его другу-качку повезло. Их матери были достаточно адекватны, чтобы не скатываться в абсолютизм. В результате чего, развитию нашей мужественности ничего не мешало. Надо было просто найти другой, удовлетворяющий нас пример, что в нашем мире информационного изобилия даже проще, чем написать «Мария — куртизанка» на стене подъезда. Однако, очень часто детишки оказываются в ситуации, когда, с одной стороны, мама им моет мозг на тему того, что все мужики козлы, а зажимающий алименты папа только ещё больше подтверждает слова мамы.

Будучи совершенно не нужным родному отцу, ребёнок формирует дополнительную привязанность к матери и пытается получить её одобрение. Два классических и самых распространённых в такой ситуации сценария таковы: «принятие на условиях», и «полное непринятие». Полное непринятие мальчику даже полезней, так как даёт ему шанс найти свой путь, не ориентируясь на неадекватные мамкины требования. А вот принятие на условиях губительно. Ведь в ситуации, когда все мужики козлы, единственной моделью поведения, которая удовлетворит мать, будет именно что женская модель поведения. Любое проявление маскулинности будет порицаться, что и приведёт к тому, что мальчик вырастет рохлей и подкаблучником. Но чья это вина? Неполной семьи или же конгломерата из неадекватной мамаши и эгоистичного папаши? Вы думаете, будь эти двое вместе, они бы смогли воспитать нормального пацана?

В случае с девочками картина складывается не менее интересная. Давайте взглянем на то, что говорит самая популярная на данный момент принятая в России психологическая теория про девочек из неполных семей. Думаете, если согласно ей мальчики перенимают женскую модель поведения, то у девочек всё будет зачипись? Как бы не так! Теория утверждает, что из-за отсутствия примера мужчины перед носом девочка непременно вырастет закомплексованным синим чулком, опасающимся отношений. Ага, именно поэтому, а не потому что мамаша её настраивает на козлиность всех мужиков, а папа изо всех сил издаёт козлиные звуки при каждой попытке напомнить ему о существовании ребёнка.

Иными словами, текущая теория напрямую оценивает высокую роль отца в формировании сексуальности у девочек. Я думаю, по аналогии с ситуацией у мальчиков, вы уже поняли, насколько эта роль переоценена. Я без труда приведу примеры из реальной жизни, где девочка, выросшая в полной семье, панически боится мужчин, опасаясь, что они после свадьбы превратятся в подобие её папочки. И без труда приведу примеры, где девочка, выросшая без отца, является офигенно популярной у мужчин, да и вообще, имеет модель поведения пацанки. А всё потому, что из её жизни был вовремя устранён фактор, ведущий к неприятию мужественности.

Мышление шаблонами — это само по себе неплохо. Это базовый механизм, позволяющий экономить ресурсы мозга. Вся проблема в неправильных шаблонах. Но хуже и оскорбительней всего — неправильные шаблоны в научных статьях. Это оскорбительно, когда человек, который хочет научить нас хотя бы чему-нибудь, не пытается хотя бы на секунду включить мозг и игнорирует основы научного метода. Таково моё непопулярное мнение.

Источник

«Ваш ребенок в неполной семье растет и воспитывается — вы понимаете?! А может, он отстает в развитии? И вообще, такие дети часто проблемны! Тем более мальчики! Безотцовщина! Вы нам статистику портить будете… образцовый класс!.. у педагога высшей категории!.. и ваш ребенок из неполной семьи!».

Эти слова звучали больно, резали уши, но еще больнее ранили материнское сердце. Более того, всю эту тираду выдала директор школы, в которую пришли устраивать ребенка в первый класс.

Мало того, что развод стал сильнейшим стрессом, тут еще выясняется, что в неполной семье страдает развитие ребенка, его воспитание не будет качественным и, возможно, вскоре возникнут серьезные проблемы с поведением и учебой.

Так ли это на самом деле? Будет ли ребенок в неполной семье таким «ущербным», как описывает педагог?

Читайте также:  Диагностика уровня развития общения и познавательной активности ребенка

Действительно, неполная семья — объект пристального изучения социальной педагогики. Масса учебников, научных работ и статей по педагогике и психологии посвящены вопросам воспитания и развития детей в неполных семьях.

Ребенок в неполной семье: в зоне риска

Неполная семья считается неблагополучной — так пишут в учебниках, так учат педагогов, психологов и других специалистов, которым предстоит работать с детьми и семьями.

Неблагополучные семьи — это семьи, которые в силу тех или иных обстоятельств, полностью или частично потеряли свои воспитательные возможности, качественные отношения, в результате чего складываются неблагоприятные условия для воспитания ребенка.

К неблагополучным семьям относятся:

  •  семьи, где родители злоупотребляют спиртными напитками, ведут аморальный образ жизни, вступают в конфликт с морально-правовыми требованиями общества;
  •  семьи с низким морально-культурным уровнем родителей;
  • семьи со стойкими конфликтами в отношениях между родителями, родителями и детьми;
  • неполные семьи¹.

(¹Шевцов З.М. Основы социально-педагогической деятельности)

Почему неполная семья — неблагополучная?

Этот стереотип сформировался в нашем русском менталитете. Ведь именно мужчина в нашем обществе традиционно считается главой семьи. В обеспечении и воспитании (особенно мальчиков) ему отводится центральная роль, а одинокая женщина с ребенком вызывает жалость и сострадание.

Тогда как в европейских странах и крупных «продвинутых» городах России (Москва, Петербург и др.) этим никого не удивишь: неполных семей больше, чем полных. Причем у ребенка может быть как только мама, так и только папа, а иногда детей воспитывают бабушки.

Для менталитета европейских стран, где права женщин и мужчин уравнены, неполная или однополая семья считаются вариантами нормы. И никто там не задается вопросом о том, что в неполной семье ребенок вырастет «неправильным, неразвитым».

Так как на самом деле? Неужели успехом и залогом гармоничного и правильного воспитания является обязательное наличие двоих родителей — мамы и папы? А воспитание ребенка в неполной семье обречено на провал?

Системный взгляд на воспитание ребенка в неполной семье

Поможет разобраться во всех нюансах и ответить на все возникшие вопросы системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Мать и дитя — одно целое

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана психическое развитие ребенка напрямую зависит от того состояния, в котором находится мать малыша. Если мама испытывает стресс, психологическое давление или постоянно тревожится, или находится в депрессии, то развитие малыша затормаживается, его поведение становится негармоничным: малыш упрямится, истерит, дерется или ворует. То есть ребенок считывает состояние матери и страдает независимо от того, полная это семья или неполная.

Существует масса примеров, когда женщины воспитывали детей в одиночку и при этом вырастали полноценные члены общества. Целые поколения детей после Великой Отечественной войны выросли без отцов, которые не вернулись с фронта, и при этом воспитание ребенка в неполной семье не считалось неполноценным или ущемленным.

Как было сказано выше, чтобы воспитание ребенка было гармоничным и полноценным, ему необходимо получать основное базовое состояние — чувство безопасности и защищенности, которое транслирует и передает мама.

Мать, в свою очередь, получает это состояние от отца ребенка — неважно, близко он находится или нет. Родители могут быть в разводе или просто жить порознь (отец постоянно в командировках) — главное, что при этом папа обеспечивает чувство защищенности и безопасности маме. То есть обеспечивает алиментацию малышу, соблюдает хорошие отношения с мамой, никак не ущемляет ее авторитет в глазах ребенка. Тогда развитие и воспитание ребенка в неполной семье будет более успешным и эффективным, нежели развитие малыша в полной семье, когда родители ругаются и не могут наладить общий быт.

Что же касается послевоенных лет — тогда функцию передачи женщине чувства безопасности и защищенности взяло на себя государство и общество. Сейчас эта ответственность частично лежит на государстве, но в большей степени — на отце ребенка.

Психический инвалид в полной семье

Как ни прискорбно это отмечать, но порой полная семья как раз может стать причиной того, что ребенок вырастет психически «покалеченным», с комплексами, в нехороших состояниях, с неразвитыми способностями. Ведь немало полных семей, где родители, находясь в плохих состояниях, бьют детей, унижают, ругаются матом.

Если ребенок в семье регулярно наблюдает сцены насилия, видит плохое отношение к одному из родителей (чаще всего к матери), не ощущает себя в безопасности, у него будут наблюдаться задержки психического развития. Терпеть несчастные отношения ради детей — зачастую никому не нужная жертва, которая хуже делает прежде всего ребенку!

Ребенок в неполной семье: растим и развиваем достойного члена общества

У каждого человека есть определенные способности и желания, которые предопределены от рождения. В процессе воспитания важно развивать эти способности и помогать ребенку правильно реализовывать его желания.

Понимать — почему одному важно все доделывать до конца, а другого полезно переключать с одного дела на другое. Почему одному малышу важно оживлять свои игрушки и плакать по любому поводу, а другому — хочется побыть в уединении и тишине.

Именно понимание себя, врожденных свойств своего ребенка создает то самое чувство защищенности и безопасности, которое гарантирует малышу эффективное развитие и благополучную судьбу.

Чтобы вырастить полноценного и счастливого ребенка, независимо от количества членов семьи, приходите на тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Первые ощутимые результаты наблюдаются уже после первых бесплатных онлайн-занятий. Регистрируйтесь здесь.

Автор Марина Воронова, психолог 

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Раздел: Педагогика

23 Фев, 2017

Комментариев:

4

Просмотров:

3425

Теги: Всё о детях психология

Источник