Развитие ребенка в лагере

Развитие ребенка в лагере thumbnail

Тренинговые занятия в лагере «Таинственный остров»

Разработала Кочкина Э.А., педагог-психолог

МБОУ «Гимназия» г.Арзамаса

Участники: дети школьного оздоровительного лагеря 1-6 классов.

Количество участников в группе: по 25-30 человек.

Время занятия: примерно 45 минут.

Цель: сплочение группы и обеспечение условий для личностного роста каждого участника группы.

Тренинговое занятие №1 «Тайны острова»

Вступительное слово ведущего. Правила общения:

 — не перебивать друг друга

— не насмехаться над мнением другого человека

— безоговорочно слушаться ведущего

Упражнение 1.  Прежде чем мы отправимся в путешествие по таинственному острову, проведём инструктаж по технике безопасности. Вспомните и назовите 5 правил жизни в лагере.

Правила и заповеди жизни в лагере:

  1. Чтобы уйти с «корабля» или «острова», спроси разрешения у взрослого!
  2. «Таинственный остров» — это наш дом, и мы — хозяева в нём. Чистота, порядок и покой зависят, прежде всего, от Тебя!
  3. Время дорого для нас, берегите каждый час! Не заставляй ждать себя или беспокоить напрасно других!
  4. Каждый в ответе за то, что с ним происходит. Сначала подумай, потом действуй. Помни, наш остров — не остров дикарей!
  5. Охраняй и цени природу! Познавай и украшай мир!

Упражнение 2. «Тайна имени» (по кругу)

        Цель: знакомство.

        Сегодня  остров раскроет нам тайну наших имён. Известно, что имя даётся человеку не просто так, оно наделяет человека определёнными чертами характера и судьбой.

Задание: «Меня зовут … Я думаю, что моё имя означает …»

Пример: «Меня зовут Эля. Я думаю, что моё имя означает светлая, солнечная.

— Каких имён больше в отряде?

— Какие кто характеристики запомнил?

— Чью характеристику вы бы отнесли к себе?

На таинственном острове есть книга Бориса Хигира, который сделал такие переводы ваших имён:

Александр – защитник людей

Алексей – защитник

Анатолий – житель страны востока

Андрей – муж, мужчина

Антон – вступающий в бой

Артём – невредимый, крепкий

Артур – большой медведь

Богдан – долгожданный (дан Богом)

Вадим – сеять смуту, споры

Валерий – быть здоровым

Василий – царский, царственный

Виктор – победитель

Владимир – владеющий миром

Владислав – владеющий славой

Всеволод – властелин всего (народа)

Вячеслав – больше славы

Геннадий – благородный, родовитый

Георгий – земледелец

Глеб – глыба или жердь

Григорий — бодрствующий, неспящий

Данила – пророк, Божий суд

Денис – бог жизненных сил природы

Дмитрий – бог земли и плодородия

Евгений – благородный

Иван – смилостивился, помиловал

Игорь – воинство, сила,/ громовержец

Илья – сила Божья

Кирилл – господин, владыка / солнце

Константин – стойкий, постоянный

Максим — величайший

Марк – молоток/  Бог людей, стад, войны

Михаил – равный (подобный) богу

Никита – победитель

Николай – победитель народов

Олег – священный

Павел – малыш  /  один из апостолов

Роман – римлянин

Руслан – лев

Сергей – высокий, высокочтимый

Станислав- стать славным

Степан —  венок

Тимур – покладистый

Фёдор – Божий дар

Филипп – любящий лошадей

Эдуард – страж богатства, достатка, счастья

Юрий –  земледелец

Ярослав – прославляющий солнце

Александра –  защитница людей

Алина – другая, чужая

Алиса – обаятельная

Алла – ценит себя

Анастасия – воскресшая к жизни

Ангелина –  ангельская

Анна –  благодать

Валерия –  быть здоровой

Варвара –  дикарка, иноверка

Вера – верить

Вероника – робкая, упрямая

Виктория – победа

Галина – спокойствие, безмятежность

Дарья –  победительница

Диана – божественная

Ева – жизнь, прародительница  жизни

Евгения – благородная

Екатерина –  чистая, непорочная

Елена – избранная, светлая

Елизавета – давшая клятву богу (обет)

Зоя  —  жизнь

Инна – бурный  поток

Ирина – мир, покой

Карина – подвижная, обидчивая

Лариса – чайка  / приятная, сладкая

Лилия –  цветок (упрямая)

Любовь –  любовь

Людмила – милая людям

Марина –  морская

Мария – горькая/ любимая/ упрямая

Надежда –  надежда

Наталья – родная

Оксана – гостеприимная / чужеземка

Олеся –  прямолинейная. ревнивая

Ольга – святая

Полина – бог Солнца, искусства, предсказаний

София –  мудрость

Светлана — светлая

Татьяна – устроительница, учредительница

Элеонора —  сложная

Эльвира – понимающая души вещей и людей

Юлия – кудрявый., пушистый

Яна – бог солнца и света

Упражнение 2. «Мы с тобой одной крови!» (рассредоточившись по комнате)

        Цель: развитие внимания к людям.

— Кому принадлежит эта фраза? (Маугли)

— Что она обозначает? (Мы с тобой — друзья, мы равны, не бойся, я тебя не обижу!)

— Благодаря этому секрету, Маугли выжил в джунглях. Так,  в чём же состоял секрет, тайна Маугли? (не ссориться, жить дружно, хорошо относиться ко всем, как к равному себе)

        Сейчас мы будем объединяться по одинаковому признаку. Я  задам вопрос, и кто ответит на него «да», тот должен объединиться с ответившими «да», встав лицом в круг, обняв друг друга за плечи. Те, кто ответил «нет», тот объединяется с ответившими «нет», став спиной к центру круга, сцепившись локтями. Разойдитесь сейчас по комнате. Внимание, вопросы:

— Вы любите смотреть футбол?

— У вас живёт дома кошка?

— Математика – ваш самый любимый предмет?

— Вы когда-нибудь мечтали стать героем?

— Вы умеете писать стихи?

— У вас день рождения летом?

— Вы умеете быстро бегать?

— Вы считаете себя  лидером?

        Обсуждение. Встать  круг,  отвечать по часовой стрелке.

— Расскажи про своего соседа слева, что ты про него узнал на этом конкурсе? (достаточно 1 ответа)

Кто ошибся, того ставим в центр круга (сгорел).  В конце игры его спрашиваем, что он  запомнил про других ребят? (если отвечает правильно, то возвращается обратно в круг).

Читайте также:  Упражнения для развития образного мышления у ребенка

        Вывод ведущего: учитесь быть внимательными к людям, если хотите быть успешными в жизни, построить хорошую карьеру.

Упражнение 3. «Тайна сплочения» (построение в шеренгу по заданному признаку)

        Цель:  развитие коммуникативных навыков.

        Чтобы победить в общелагерной борьбе, надо быть сплочёнными. Это задание на сплочение.

— Отряд, за  1 минуту самостоятельно (без помощи своего командира или воспитателя, вожатого) постройся по росту!

— Командир отряда и его заместитель, за 30 секунд исправьте все ошибки!

Критерии оценки сплочённости отряда:

Отлично — нет ошибок, и отряд уложился во время

Хорошо – 1 ошибка или отряду потребовалось лишних несколько секунд для построения

Средне – 2 ошибки

Удовлетворительно- 3 ошибки

Низко – 4 и более ошибок

— Какие выводы сделаете на будущее относительно своей организованности?

        Вывод  ведущего: если каждый будет выполнять своё дело хорошо, то команда победит!

Упражнение 4. «Тёмная пещера» (рассредоточиться по комнате)

        Испытания на сплочённость продолжаются. Вы попали в тёмную пещеру, в ней абсолютно ничего не видно! И руки у вас тоже заняты, рюкзаками. Итак, сложите свои руки за спину, закройте глаза.

Задание: соберитесь в круг! Нельзя подглядывать, размыкать руки, но можно разговаривать!

        Обсуждение.

 — Что мешало выполнять задание?

— Что помогало выполнять задание?

Упражнение 5. «Тайна жизни» (в кругу)

        Цель: работа с нравственными ценностями участников.

        Вы заслужили встречи с Мудрецом острова. Но прежде, ответьте на один единственный вопрос Мудреца:

— Что самое ценное в жизни? (по очереди, не повторяясь)

— Командир, из всех  услышанных тобой ответов выбери 3 – 5 самые главные .

        Вывод ведущего: Самое главное —  это сама жизнь, родители, здоровье, счастье и любовь.

— Можете теперь задавать свои вопросы Мудрецу, он на них ответит. (Психолог надевает на себя какой-нибудь атрибут одежды, например, мантию или шапочку, колпак, становится Мудрецом и отвечает на волнующие детей вопросы).

        Упражнение 6. «Переправа»

        Цель:  умение работать в команде.

        Чтобы переправиться на свой корабль, надо пройти по мосту.  Но беда в том, что по мосту может пройти только 1 человек, либо все, но так дружно, как будто это идёт 1 человек.

— Командир, прохлопай какой-нибудь ритм руками.

Задание отряду: повторите хлопковый ритм трижды, дружно, чтобы никто не выбивался из него.

— Кто выбивался из общего ритма, поднимите руку (очень громко хлопал, отставал, ошибался, убыстрялся).

— Физорг, протопай нам  какой-нибудь ритм ногами.

Задание отряду: повторите ритм трижды, дружно, чтобы никто не выбивался из него.

— Кто выбивался из общего ритма, поднимите руку (очень громко топал, отставал, ошибался, убыстрялся).

— Зам.командира, издай какой-нибудь звук, какой издают в лесу.

Задание отряду: повторите звук трижды, дружно, чтобы никто не выбивался из него.

— Кто выбивался из общего ритма, поднимите руку (очень громко кричал, отставал, ошибался, убыстрялся).

        Вывод ведущего: кто ошибался, тот должен понять всю ответственность, которая на нём лежит! Чтобы отряд стал лучшим в лагере, именно вам надо стараться подстраиваться под командира, под отряд.

Упражнение 7. «На корабле» (Встать в карусель: в 2 круга – внутренний и внешний)

        Цель:  развитие коммуникативных навыков.

        Ура, мы снова вернулись на свой корабль! Осталось время, чтобы подвести итоги. На счёт чай-кофе поделимся на 2 группы. Чай — внутренний круг, кофе – внешний круг. Чай делает шаг вперёд и разворачивается лицом к кофе. (Внутренний круг – неподвижный, внешний движется на 1 человека вправо по команде ведущего; все стоят  парами, лицом друг к другу и общаются 15 секунд на тему, заданную ведущим).

—  Расскажите друг другу, какое задание вам сегодня понравилось больше всего (2 перехода)

—  Считаете ли вы свою команду сплочённой и почему? (2 перехода)

—  Кого в команде считаешь самыми сильными? (1 переход)

— Кого  в команде считаешь самыми умными? (1 переход)

— Кого  в команде считаешь самыми весёлыми? (1 переход)

— Кого  в команде считаешь самыми красивыми? (1 переход)

— Кого  в команде считаешь самыми надёжными? (1 переход)

— Сделайте комплименты друг другу (3 перехода)

Обсуждение. (Встанем в общий круг)  Кто не хочет отвечать, тот закрывается в домике (скрещивает руки на груди).

— Как вы думаете, какое задание понравилось большинству в отряде?

— Кто другому человеку сказал, что он – самый сильный, умный, надёжный, весёлый? (молодцы, вы сделали приятное людям)

— Какие комплименты вам сказали?

        Упражнение 8.  «Пожелание себе» (по очереди в кругу)

        Цель: работа самосовершенствованию.

        Продолжить фразу «Я желаю себе стать более… и менее…»

        Вывод ведущего: благодарит за откровенность и смелость, особенно тех, кто был открыт – они лидеры по уху, сильные люди.

Тренинговое занятие №2 «Остров силы»

        Упражнение 1. «Волшебное зеркало» (по кругу)

Цель: повышение уверенности в себе.

На таинственном острове есть волшебное зеркало, посмотрев в которое на себя, видишь другого человека. Сейчас каждый из нас по кругу будет смотреться в маленькое  зеркальце и говорить в глаза этому человеку: «(Имя)…, мне нравится в тебе…» (что привлекательного, ценного вы видите в себе и хотите, чтобы помнили всегда об этом?)

Обсуждение.

— Кому было трудно говорить о себе приятное? 

— Почему все говорили сначала о своей внешности, а не о своём характере, способностях? (потому что это более личная информация, нужно быть лидером, чтобы не бояться раскрываться в группе).

        Вывод ведущего: В жизни важно уметь говорить о себе хорошо, самореклама своих достоинств называется самопрезентацией, в настоящее время она одно из условий успешного бизнеса, карьеры. Есть такое выражение: «Люди охотнее верят плохому о человеке, чем хорошему». Значит, меньше говорите о себе плохо, больше говорите о себе хорошо.

Читайте также:  Картинки для развития фантазии у ребенка

— Давайте скажем добрые слова тем, кто затруднился при работе с зеркалом. Кто хочет сказать? (из поднятых рук участник выбирает 3-5 человек, от которых хочет услышать комплименты).

        Упражнение 2. «Трон» (в кругу)

Цель: выявление лидера в коллективе.

        Присядем на корточки или коленки, чтобы было удобно. Сидя с закрытыми глазами нужно представлять то, что я буду говорить. Включите всю силу своего воображения. Закрыли глаза. Представьте замок на острове, с каменными стенами, красивый, утопающий в зелени. Вы и ваша группа идёте к замку по тропинке мимо кустов роз. Разглядите, какого цвета эти розы. Вы подошли к массивной двери замка, постучали в неё. Дверь открылась, и вы вошли внутрь замка. В огромном зале стоят трон и стулья. Сядьте туда, куда вам хочется.

— Посмотрите, кто из ребят отряда сядет на трон? Солнечный зайчик наполнил светом зал, на душе стало радостно. Потихоньку открывайте глаза и возвращайтесь из дворца к нам сюда, раз, два, три.

        Обсуждение.

— Поднимите руки те, кому удалось представить замок.

— Какого цвета были розы?

— Кто сидел на троне (по кругу, отвечают все)? (этого человека вы видите лидером)

— Какие положительные качества есть у этого человека, почему он для вас лидер?

— Кто себя увидел на троне? Это хорошо или плохо? (хорошо, если человек  ведёт себя уверенно, смело, и плохо, если он задаётся, ставит себя выше других)

        Упражнение 3. «Колокол» (на 3 команды)

Цель: развитие доверия в группе, повышение сплочённости.

На острове есть секрет. На самой высокой его башне гуляет тёплый и ласковый, добрый ветер, он приятно успокаивает и раскачивает колокол. В центре башни в качестве колокола побывает каждый из нас и испытает блаженство. Поделимся на 3 команды по считалочке: красный – жёлтый — зелёный. Каждая команда встаёт в круг, в центре круга стоит с закрытыми глазами стоит «человек-колокол». Мы сгибаем руки в локтях, и кладём свои ладошки на человека-колокол. Наша задача: быть добрым, ласковым, тёплым ветром, раскачивать колокол по часовой стрелке. Колокол должен абсолютно расслабиться и доверять нашим ладошкам, раскачивать начинаем со спины, ладошки не отнимаем!

        Обсуждение.

— Приятно ли было? (упражнение вызывает большую релаксацию)

— С какой стороны чувствовалась самая надёжная поддержка?

— С какой стороны было некомфортно? (этим ребятам делается внушение, чтобы они не подводили группу)

        Вывод ведущего: учитесь  быть опорой для других людей, и сами доверяйте людям!

Упражнение 4. «Продолжи фразу» (по кругу)

Цель: тренировка коммуникативных навыков.

Продолжите мою фразу. Не повторяйтесь, потому что отвечать будем по очереди, но по 3 человека на один и тот же вопрос.

— Я чувствую себя хорошо, когда… (2-3раза)

— Я сержусь, когда.. (2-3 раза)

— Мне весело, когда… (2-3 раза)

— Я обижаюсь, когда… (2-3 перехода)

— Я ликую, когда… (2-3 перехода)

— Я чувствую себя глупо, когда.. (2-3 раза)

— Я испытываю гордость… (2-3 раза)

— Я чувствую себя неуверенно… (2-3 раза)

— Я счастлив, когда… (2-3 раза)

— Я становлюсь испуганным, когда… (2-3 раза)

        Обсуждение.

— Давайте обобщим всё сказанное вами. Что вам всем в целом не нравится?

— Что вам всем нравится?

        Упражнение 5. «Моя пара» (в комнате)

        Цель: развитие коммуникативных навыков

По команде «Ищем!» – найдите себе пару. По команде «Делаем!» – делайте общее движение, одинаковое действие, например, приседайте. На команду «Ищем!» – ищите себе новую пару. Внимание! В пару себе можно выбирать только нового участника и делать только новое движение!

Обсуждение.

— Какие чувства у вас вызвало упражнение?

— Какое общее движение запомнилось, понравилось, рассмешило?

— Что было труднее: искать пару и придумывать движение? Поднимите руки.

— Кто всегда придумывал движение? Или почти всегда? (лидеры)

        Выводы ведущего: пусть каждый сам поставит оценку себе – он лидер, скрытый лидер или исполнитель? Он стеснительный или раскованный? В любом случае можно натренировать в себе и раскованность и лидерские качества: веди так себя чаще  и получишь соответствующий навык!

        Упражнение 6. Игра «Рекорд группы» (по кругу)

Цель: развитие творчества, раскрытие талантов, раскрепощение.

        Каждый должен показать какое-то движение и сказать: «А я могу вот так!». В итоге у нас должна получиться своя книга рекордов Гиннеса. Мы отвечаем хором: «И я могу вот так!» и копируем участника, как сумеем.

        Обсуждение.

— Чей рекорд, умение понравились, запомнились больше всего? Чем?

        Вывод ведущего: Не бойтесь быть смешным! Умение посмеяться над собой – это признак лидера. Главное, не отказываться от задания, а хоть как-то его делать!

Упражнение 7. «Камень исполнения желаний» (в кругу)

Цель: осознание значимой цели.

Представьте, что мы находимся у камня исполнения желаний (можно принести небольшой красивый булыжник). Сейчас каждый пожелает вслух что-нибудь себе, и пусть это обязательно сбудется (камень передавать из рук в руки, чтобы он запоминал тепло детских ладошек и искренних пожеланий)! Камень оставим на солнышке, чтобы он смог рассказать ему о наших желаниях!

         Обсуждение.

— Попробуйте объединить все ваши желания в 3-4 группы. Какие это будут группы?

        Вывод ведущего: Желания исполняются только тогда, когда мы их хорошо сформулировали и поняли, что мы действительно этого сильно хотим! Ну, и конечно, надо действовать!

Источник

PICT2004m.jpg

РАЗВИТИЕ АКТИВНОСТИ РЕБЕКА

Для этого нужно:

  1. Продемонстрировать новый материал, знания, умения, дела, — разные по форме и содержанию,
  2. Заинтересовать в них, объяснить цель данного дела,
  3. Создать последовательную цепь педситуаций в ЗБР.(Зoне ближайшегo pазвитияприм.1 — делo будет pазвивать, если будет максимальнo тpудным, нo выпoлнимым)
  4. Создать условия для деятельности:
    • интеллектуальные ( помощь профессионалов в данной области, книги и т.д.)
    • материальные (помещение, канцелярские принадлежности и т.д.)
    • найти свободное поле деятельности и приложения своих сил,
  5. Помощь по ходу выполнения и контроль перед реализацией,
  6. Создать ситуацию успеха, особенно на первых порах,
  7. В момент реализации быть готовым поддержать, но не явно,
  8. Проанализировать после реализации и наметить направление дальнейшего развития.
Читайте также:  Индивидуальная траектория развития ребенка образец

В лагере в течении смены развитие так и происходит.

1-3 день. Оргпериод. Задаются рамки и нормы отношений. Пока дети в непривычной обстановке, они доверяют вожатому, но и оценивают его. Вожатый должен быть самым лучшим, уметь все! Главное — ни минуты без дела! Все — очень ярко. 1-6 день — демонстрация различных видов дел с тем, чтобы:

  1. Дать возможность проявиться каждому;
  2. Показать высокий уровень проводимых дел, т.е. заинтересовать детей;
  3. Выделить лидеров.
  4. Попробовать себя в разных ролях.

Примерно на 5-7 день проводится РИД ( Разведка интересных дел ).
К этому моменту дети видели уже множество интересных дел, эмоциональный уровень которых постоянно повышался.
Вожатый — «Сегодня мы будем вместе решать, как будет продолжаться наша смена.»
— «о в начале мы должны понять, зачем мы сюда приехали:

  1. Отдыхать
  2. Учиться
  3. Помогать другим и передавать опыт.

А если «отдыхать», то как: активно или пассивно?
Это очень сложный момент и желательно, чтобы дети выбрали более активную позицию, но они должны сделать это сами.

После этого говориться примерно следующее:

— «Вы видели, какие дела делали для Вас вожатые. Вам понравилось? Теперь Ваша очередь. Тогда, какими должны быть дела, которые вы хотели бы увидеть и провести?»

Дети: -» Увлекательные, интересные,.» н о в ы е
Вы это записываете на доске и подчеркиваете слово «новые». Этим Вы отсекаете всякие «телевизионные» шоу и все, что Вам не нужно.

Вожатый: — «А для того, чтобы это сделать, мы должны узнать, какие бывают интересные дела и как их нужно проводить. А потому мы сейчас разойдемся по комнатам, где Вам все это и расскажут.»

А когда они придут с РИДа, пусть они назовут дела, которые они захотят провести и занесут их в план-сетку. е нужно думать, что все сразу захотят работать. о и отчаиваться не нужно. Если готова работать хотя бы половина, уже хорошо. А остальных Вы потом перетянете на свою сторону.

С 6-7 дня начинается новый этап работы — обучение формам проводимых дел.
Т.е. те дела, которые дети наметили сделать, они делают вместе с вожатым. (Значит дела должны находиться в зоне вероятностного развития — могут быть выполнены при помощи взрослого.) Вожатый помогает советом и создает необходимые условия: находит нужные книги, интересных людей, расходные материалы. Он же договаривается с другими отрядами и контролирует процесс выполнения дела. Можно использовать форму дел, интересную детям (например, КВ), а содержание — необходимое вожатому (например: задания — на моральные и этические вопросы).

Причем, желательно, чтобы дети были уверенны, что они работают почти самостоятельно. Также нужно помнить, что главное в этом процессе не сделать само дело, а обучение детей в процессе подготовки ЗУам, коммуникативным
качествам, развитие творческого мышления и т.д. Каждая следующая форма должна быть все сложнее и интереснее, развивать новые качества, то есть быть в ЗБР ребенка.

13-14 день — точка передачи власти от вожатого к детям. Это может быть «большое» дело, подготовленное совместно вожатыми и детьми, и проведенное на себя или соседние отряды. Таким делом может быть туртропа, КВ, какой-либо праздник. Причем, например в КВе один отряд продумывает общую легенду, другой —
конкурсы, третий — оформление, четвертый — призы. Т.е. разделение труда по микрогруппам.

14-21 день начинается обучение содержанию дел — какие проблемы ы можем поднять в делах и попытаться решить? Что мы можем сделать творчески? Дела на этические, этические, моральные проблемы; на взаимоотношения и миропонимание.

21 день — выход детей на уровень самостоятельного проведения дел на дружину, лагерь. Самые сложные и яркие дела. После этого начинается либо выход на новый уровень, либо, если это конец лагерной смены, дела идут на снижение, активность вожатых возрастает, идет подготовка к прощанию и отъезду.

Начинается процесс реадаптации: если раньше ребенка учили работать в группе, то теперь проводятся дела на преодоление себя, своих страхов, развитие уверенности в себе (например, хождение по стеклам, по углям и т.д.). Проводится анализ смены, кто чему научился, что чувствовал, что понял. Проходят прощальные огоньки и пожелания вожатых. «Тебе понравилось здесь? Это все создали люди. Ты здесь многому научился. И, приехав, сможешь создать что-то похожее. нужно только стараться.»

Примечания

  1. Зона ближайшего развития. Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым. Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

Источник