Развитие ребенка в германии

Развитие ребенка в германии thumbnail

В сегодняшней заметке я расскажу про детей в Германии. Начну с того: что быть мамой в Германии проще и легче. И это совсем не из-за того, что ребенок получает пособие целых 18 лет (а иногда и дольше), мать — декретные (даже если она ни дня до этого не работала). На мам в Германии никто не наседает и не давит. Хочет, чтобы ее сынок — ходил в памперсе до 3 лет — пусть ходит. Чтобы соску сосал до 4? Пожалуйста! В коляске катался до такого же возраста? — Без проблем. Никто не тычет и не говорит — ленивая, дети — недоразвитые, семья- асоциальная. И даже если кто-то и заикнется вдруг об этом, немецкой маме — до фени. Ребенок еще не сидит самостоятельно и не  ползает в свои полные 10 месяцев , не ходит в полтора года, не разговаривает в 2,5??? Все ок, в Германии никто не скажет: О ужас! Беги по врачам, сдавай анализы, делай рентгены — что же такое, какое несчастье, почему это случилось, что за кара небесная. В Германии скажут — подожди, значит — не время, каждый развивается по своему личному сценарию.

Мимо прходящие бабульки и тетеньки уж точно не будут стыдить маму трехлетки, который идет с соской, и не будут называть невоспитанным ребенка — не здоровающего со старшими. Можно спокойно дать ребенку развиваться, не думая,  что скажет соседка Машка, у которой ребенок в 10 месяцев заговорил, а в год рассказывал стихи.

Родители в Германии не гонятся за ранним развитием и не подсовывают своим двухлеткам буквари и кубики с цифрами. Большая часть дошкольников не умеет читать до школьной скамьи. Даже дети докторов наук. Детей развивают другими путями, а не заставляют зубрить то, что они и так скоро узнают и будут знать всю оставшуюся жизнь. В Германии больше естественности, больше свободы как для малыша так и для его мамы.

Читайте также: Про немецких мам.

Наверное,  поэтому  немецкая мама более терпелива к своему чаду, да что уж мелочиться — само «мисс спокойствие». Нет прессинга извне — нет прессинга внутри семьи.

От немецких родителей вряд ли услышишь что-то типа: «не плачь, ты же не девчонка» или же: «все дети как дети, а тыыыыы».

Дети в Германии: а теперь немного про факты…

Всем известно, что Германия — одна из самых малорождающих стран. Согласно подсчетам немецких специалистов — каждая немецкая семья имеет 1,5 детей. Грубо говоря, 4 ребенка на 6 семей. Причины, по которым некоторые женщины не хотят иметь детей — разные. Только 4% в принципе не любят детей, и поэтому не стремятся стать матерями. Другие приводит различные причины: по медицинским показаниям, не нашли нужного партнера, собираются заводить ребенка позже, дети — слишком дорогое удовольствие.

Принято, что до трех лет ребенок в Германии остается дома, с мамой. Хотя за последние 2 года число семей, которые предпочитают отдавать ребенка в ясли выросло, около 80 % мам стремятся найти место для своего двухлетнего ребенка в саду. Хотя не все получают такую возможноть. Приходится пользоваться услугами «дневной мамы». А вот с 3 лет ребенок имеет право на место в детском саду.

В полных 4 года ребенок в Германии проверяется на готовность к школе специальным школьным ведомством. Раньше это делали позже, но так как при обнаружении каких-то проблем времени до школы и соотвественно времени, чтобы подтянуть ребенка — остается меньше, перенесли на год вперед. Ничего страшного в этой проверке нет. Ребенок не должен обладать какими-то сверхспособностями: он должен уметь концетрироваться согласно возрасту, иметь достаточную память, хорошее зрение (либо носить очки), слух, правильно выговаривать большую часть букв, быть физически развитым.

.

FILE00093

Дети в Германии — воспитание

Считается, что у детей Германии очень много свободы действий. Да что и говорить: их учат в школе, что родители не имеют права их прессинговать.

Детей в Германии не учат пропускать старших или хотя бы беременных в дверь… Уступать место в общественном транспорте — это тоже совсем не по-немецки. В послеобеденное время все сидячие места в автобусах и электричках заняты школьниками и студентами, и даже если им нужно проехать всего одну остановку, они не поднимутся и не предложат место маме с малышом или старушке. Их этому просто не учат. Когда автобус останавливается, они стеной становятся у дверей, не замечая под ногами малышей, которых легко могут раздавить. Я даже не знаю, правильно ли поступаю я — ведь учу сына подержать калитку детского сада открытой чужим мамам с колясками, или пропустить девочку. Может и не надо а — в стране, где девочки сами всё могут. А-то как достанется от девчонок с другим воспитанием.

На родительском собрании в школе учительница с 30-летним стажем работы пожаловалась — что чем дальше, тем дети меньше уважают взрослых. Нынешнее воспитание — где каждый родитель хочет быть прежде всего другом и стирает границы «взрослый-ребенок» плохо влияет на дисциплину в школе. Дети не считают нужным бесприкословно слушать учителя, потому что родители не подали правильный пример, а как следствие — отсутствие дисциплины. И отсюда же: на сам урок и знания остается меньше времени. Наша учительница — которая умеет держать класс — и та жалуется, что 5-10 минут от каждого урока уходит на то, чтобы дети успокоились.

Развитие ребенка в германии

Немецкие родители очень любят хвалить своих деток. В начале меня это умиляло и я считала — вот оно: самое правильное воспитание заключается в похвале. Но. Больше я так не думаю. Похвала — это обязательный пункт в общении с ребенком. Но то как это делают немецкие родители считаю перебором. На площадках то и дело слышится со всех сторон: Gut gemacht! Prima! Toll! (=Хорошо сделано! Превосходно! Отлично) Я не спорю, что это очень хорошие слова. Но когда это говорится пятилетней девочке, которая уже пятнадцатый раз просто съехала с горки, или трехлетке, который далеко не впервый раз всего лишь наполнил ведерко песком — считаю это перебором. Лишается весь смысл похвалы. А что же потом будет с мотивацией сделать что-то лучше, сделать что-то более сложное. Я хвалю своих детей, и делаю это часто. Но не за каждую нарисованную палочку. Зачем?

Недавно на площадке девочка лет четырех просто залазила на скамейку и оттуда прыгала, а потом каждый раз спрашивала папу: Papa, habe ich das gut gemacht? — Папа, я это хорошо сделала?

То есть она привыкла уже,  чтобы за каждое её действие ей говорили: молодец, молодец, молодец….. И родители это делают уже на автомате. Похвала перестает быть похвалой. А становится пустым звуком.

Дети в Германии: взросление

Дети в Германии не задерживаются жить с родителями. Обычно, жизнь под маминой опекой заканчивается с окончанием школы/гимназии. Особенно для тех, кто решил обзавестись высшим образованием: ведь, как правило, высшее учебное заведение выбирается за пределами родного села. И даже если подросший ребенок не улетел из родного гнезда, родители перестают обеспечивать ВСЕ его нужды, как это было прежде. А некоторые из родителей даже требуют вносить лепту в семейную общую кассу. Немецкие родители не будут финансово обеспечивать своих выросших отпрысков. И уж тем более оплачивать какие-то баловства.

Читайте также:  Задачи развития речи второго года жизни ребенка

Если «малыш» задерживается жить у родителей, то в Германии принято говорить, что он неплохо устроился в гостинице под названием «Отель «МАМА». Причем, статистика утверждает, что молодые девушки охотнее и быстрее покидают родительское гнездо, нежели мальчишки.

Читайте также: Сколько стоит ребенок в Германии?

Источник

Благодаря популярной книге «Французские дети не плюются едой» родители всего мира мечтают сделать из своих детей маленьких вежливых гурманов, умеющих с младенчества поддерживать светскую беседу и засыпать самостоятельно. А вот репутация классического немецкого воспитания изрядно подмочена: суровая муштра, идеальное послушание, отсутствие воображения и смертная скука. Между тем именно немцы сегодня упрекают французов за излишнюю строгость и авторитаризм по отношению к детям. И если ещё 50 лет назад в Германии идеальными считались дети, которых «видно, но никогда не слышно», сегодняшних «Гензеля» и «Гретель» растят куда более мягко и деликатно.

Бабушки и дедушки современных немецких родителей воспитывали своих детей в строгости, говоря: «А если плач ребёнка стал громче, нужно просто закрыть плотнее дверь». Их внуки, сами став родителями, относятся к своим детям с большим вниманием и уважением: даже в разгар непослушания их не отправляют в чулан, а продолжают спокойно объяснять, как нужно себя вести. Основная причина такой резкой смены педагогического концепта в Германии — это, конечно, история XX века, которая наложила свой отпечаток не только на государственное устройство, но и на семейное. С другой стороны, и особенностей культуры никто не отменял, а значит, порядку — быть в любой отдельно взятой немецкой семье. Поэтому основу воспитания по-немецки составляет сложный сплав из толерантности (отношение родителей к детям) с послушанием (желаемая модель поведения детей).

Главный запрет в Германии в вопросах воспитания детей наложен на авторитаризм, причём запрет этот обоюдоострый: строгость родителей должна иметь границы, но и малыш не должен стать маленьким царьком в семье.

Второй важный запрет в воспитании — насилие, к которому причисляется не только любое рукоприкладство (включая шлепок по попе), но и крик. Если французские и итальянские родители могут с лёгкостью отвесить ребёнку подзатыльник или оттаскать за уши, а русские — отругать на публике, руки и голос немецких родителей в этом вопросе связаны на законодательном уровне.

В детских садах и школах самим детям разъясняют политику партии: кричать (не говоря уже о рукоприкладстве) недопустимо. То есть у каждого ребёнка с более-менее осознанного возраста появляется возможность подать жалобу на жестокое обращение из-за родительского крика. А это очень быстро отучает родителей от демонстрации силы. Во-вторых, оказывается, что добиваться желаемого можно и не включая сирену повышенной громкости. 

К детям любого возраста в Германии относятся с уважением и вниманием, ожидая от них в ответ разумного и адекватного поведения. Разумеется, нельзя сказать, что немецким детям можно всё, но ответственность за их поведение ложится в первую очередь на родителя. Поэтому немцы не обижаются на своих детей за непослушание, не костерят их за промахи, а берут вину на себя, делают выводы и продолжают воспитывать до достижения нужного результата. Как ни странно, этот метод оказывается достаточно эффективен: американские исследователи отмечают, что маленькие немцы гораздо более послушны, чем их сверстники в Штатах.

В отношении младенцев до года немцы очень либеральны. Мне не попадались немцы, которые сердились бы на орущих малышей в метро, просили бы «выключить» ребёнка в ресторане или срочно прикрыть кормящую мать. Классическая реакция на детский шум в общественном месте может быть двух видов: деликатно не заметить или дать полезный совет. Второй тип реакции сами немцы, разумеется, осуждают, но удержаться могут не всегда. Вообще в Германии воспитание — это дело внутрисемейное (опять же в законодательных рамках), а значит, каждая семья занимается своими детьми самостоятельно. Бабушки, няни и бебиситтеры играют третьестепенную роль и приглашаются в дом на родительских условиях и на ограниченное время.

Тем не менее не надо думать, что либерализм и толерантность в воспитании бесконечны. Всё-таки генетическая любовь к порядку берёт своё, а потому немецкие родители усердно устанавливают границы допустимого детского поведения. При этом от самих родителей требуется в свою очередь последовательно соблюдать установленные рамки и не менять правила игры без предупреждения.

Такие границы, как утверждают психологи, помогают детям чувствовать себя защищёнными, учат ориентироваться в системе ценностей и дают уверенность в завтрашнем дне. В идеальной немецкой модели слово мамы или папы приравнивается к сигналу светофора, и рефлекс правильной реакции на него вырабатывают с младенчества. При этом, когда немецкий родитель о чём-то вежливо просит, он настолько убеждён, что его просьба будет выполнена, что эта убеждённость передаётся ребёнку, который постепенно усваивает, что иначе и быть не может. Если же малыш нашалил или не послушался, то он должен извиниться, без этого дальнейшие игры и развлечения исключены.

Так как крик и рукоприкладство категорически исключены из обращения, навык терпения у родителей в Германии натренирован до совершенства. Практически в любой ситуации немецкий родитель со своим нордическим характером остаётся стоически выдержан и терпелив, удерживая свои голосовые модуляции и темперамент в рамках разумного. Он не только не кричит, но и не шипит, не орёт, не вращает свирепо глазами и не пользуется другими заменителями крика в тех ситуациях, когда кричать почему-то вдруг неудобно.

Если немецкий ребёнок вдруг кидается на пол в магазине, сучит ножками и заходится криком, то его родитель любого пола не нависает над ним с грозным видом и не шипит «немедленно прекрати истерику, чудовище!», и не тащит его за руку к выходу. Вместо этого он терпеливо находится неподалёку и либо продолжает спокойно что-то объяснять, либо философски пережидает в ожидании тишины. Бонус такой стратегии заключается в том, что истерика, не подкреплённая никакой реакцией, случается в жизни родителя от силы пару — тройку раз и пропадает навсегда.

Поскольку тиранию тут в последние примерно 70 лет принято искоренять на всех уровнях, немецкие родители не торопятся класть всю жизнь на алтарь вновь прибывшего младенца и забывать на ближайшие 18 лет про свои увлечения. С грудными детьми тут и беспокойнейшие из матерей ездят на общественном транспорте, ходят в рестораны и биргартены, отправляются на выходные в горы, посещают аквапарки, совершают длительные путешествия на автомобиле, едут в отпуск. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что здесь это и организовано таким образом, что спуск в метро с коляской не превращается в покорение Эвереста. К наличию грудного ребёнка тут везде отнесутся с пониманием и создадут для молодой мамы все условия: в магазине, кабинете врача, даже в парикмахерской.

А вот методику раннего развития младенцев немецкие родители и педиатры не очень-то поощряют. Поэтому, в то время как русская мать читает растущему животу сказки Пушкина, а после рождения развешивает над кроваткой малыша чёрно-белые картинки и беспрестанно показывает карточки Домана, немецкая мать отправляется на организованные государством курсы по восстановлению после родов, складывает свой кулёк с новорождённым на час к другим таким же свёрткам под присмотр бебиситтера и знакомится с другими рядом живущими матерями с общими интересами.

Развивать детей и отводить на первые кружки тут начинают ближе к школе, и на первых порах не больше одного вида занятий в неделю. Да и сами занятия очень отличаются от привычных нам: детей не перегружают, максимальная нагрузка — один-два часа в неделю, при этом упор делается, скорее, на удовольствие и игровую форму обучения.

Читайте также:  Развитие личности ребенка с умственной отсталостью

Немецкие родители вообще не навешивают на детей такого количества ожиданий, кружков, развивающих и дополнительных материалов и хобби, как русские. Нас, русских за границей, это крайне огорчает. Но немцы убеждены, что всему свой черёд, и в первые годы жизни малыша отдают предпочтение физическому развитию, которым готовы заниматься почти с рождения.

Первые занятия по плаванию можно посетить уже с трёхмесячным ребенком и дальше ходить на регулярной основе как на специальные курсы, так и самостоятельно в детские зоны общественных бассейнов. Рано приучают детей и к другим видам спорта, а также к длительным прогулкам на природе. В программу детских садов часто включают день спортивных занятий на неделе и день долгой прогулки, когда вся группа детей от 3 до 6 лет на один-два часа отправляется в поход в ближайший лес.

Прогулки показаны детям практически при любой погоде, пусть и ненадолго. При этом непременная униформа, которую каждый ребёнок должен иметь в нескольких комплектах, — для дома и сада, на тёплую погоду и холодную — это непромокаемые штаны и куртка, для того чтобы попрыгать в луже или поползать в песочнице. Один только этот наряд способен раз и навсегда снять половину всех традиционных скандалов на прогулке: ребёнок может и должен испачкаться, но дополнительных неудобств маме или папе это не доставит.

Ещё один полезный лайфхак от немецких родителей и воспитателей: как можно больше движения и свежего воздуха, тем более что в подходящей экипировке промокнуть, замёрзнуть практически невозможно. За день немецкий ребёнок успевает вдоволь набегаться и напрыгаться на улице, прокатиться в детский сад или магазин и обратно на велосипеде, самокате или беговеле, а значит, выплеснуть свою энергию, и на скандалы сил практически не останется. 

Словом, в соответствии с обновлёнными принципами воспитания, сегодняшние немецкие дети не сидят на месте, их не только видно, но и слышно, они много двигаются, охотно занимаются спортом, как правило, слушаются родителей, хотя иногда и бунтуют, охотно играют со сверстниками, растут здоровыми. А их родители, пожалуй, увереннее в себе, самостоятельнее и расслабленнее, а главное, на порядок спокойнее, чем в России. И несмотря на то, что судить о результатах современного немецкого воспитания можно будет через десяток — другой лет, одно можно сказать со всей определённостью уже сегодня: родители в Германии воспитаны очень неплохо.

Источник

Развитие ребенка в германии

воспитание детей в германии

Когда, поселившись в Берлине, записавшись в школу и детский сад, мы решили отдать детей в бассейн, предприятие это вызвало поначалу много сомнений. Дети не умели плавать, боялись воды и страшились тренера — ведь они не говорили по-немецки. Я говорила по-немецки плохо, но прятала свои сомнения и убеждала попробовать — нам это было необходимо для улучшения здоровья.

Первое же занятие в детской школе плавания сделало детей поклонниками бассейна. Родителям можно было присутствовать на занятиях, поэтому я сама смогла оценить весь процесс.

Я хотела бы поподробнее рассказать об этих занятиях, потому что они могут показать вообще отношение немецких воспитателей к детям.

Развитие ребенка в германии

В немецких бассейнах не требуют справок. Это упрощает приход сюда. Дети вместе с родителями подошли к воде. Родители сели на скамейки, а детям привязали к спине пенопластовые «рюкзачки», а на каждую руку надели по два кольца. Теперь детей (их было около десяти) завели в воду. Вместе с ними спустились два тренера (молодые веселые парни). Они показали движения и сказали несколько слов: двигать руками вот так (“nach vorne, zur Seite”), двигать ногами по-лягушачьи (“Froschbeine”). Дети поплыли — и, конечно, со страховкой им это было сделать легко. Поплыли и мои, радостно улыбаясь.

Первое занятие прошло в таком простом плавании (приятном и нестрашном для ребенка). Тренеры, стоя в воде, посматривали на проплывающих мимо «лягушат» и то и дело повторяли свои волшебные слова: “nach vorne, zur Seite” и “Froschbeine“. Периодически были слова и другие: “Super!” или “Prima!” — это очень воодушевляло детей. Под конец занятия все скатывались с горки в воду. Внизу каждого ловил тренер и спрашивал: “Fliegen oder nicht fliegen?“. Если ребенок отвечал «нет», его отпускали, если отвечал «да», тренер поднимал его над водой и забрасывал далеко вперед.

Развитие ребенка в германии

Мои дети с удовольствием стали ходить в бассейн. Они плавали и плавали, скатывались с горки, «летали», позже стали учиться нырять за резиновой черепашкой и прыгать с бортика. Очень постепенно с детей снимали их плавательное снаряжение. Очень терпеливо ждали, когда ребенок решиться нырнуть за черепашкой. И опять только “Super!” или “Prima!”, и никакого принуждения или насмешки (эта немецкая похвала поначалу звучала нарочито — не привыкли мы так часто хвалить своих детей; потом ее частота сделалась привычной). Через полгода мои дети плавали и без боязни ныряли.

Бассейн, казалось бы, — частный случай. Может нам так повезло именно с этим бассейном? Но то же я видела в садике и в школе, на многочисленных занятиях, которые мы посещали — мягкость и «ненасилие», похвала и свобода выбрать занятие.

Позже я заметила другое в городе: немцы практически никогда не кричат на своих детей. Не кричат и злобно им не выговаривают за плохое поведение. И, увы, если на ребенка кричали, это чаще всего оказывались русские или мигранты из восточных стран.

Развитие ребенка в германии

Я этого не замечала до отъезда сюда. В России у меня было много знакомых мам. Они любили своих детей, занимались с ними, но теперь, сравнивая немецких и русских родителей, я вижу большую разницу: мы кричим, ворчим, раздражаемся, торопимся и торопим. Немецкая мама терпеливо и тихо что-нибудь объясняет.

Я не хочу идеализировать немецких родителей и воспитателей, но мне хотелось бы отметить одну черту немецкого детского учебного заведения: там чувствуешь себя комфортно. Доброжелательное, мягкое, спокойное отношение.

Возможно, это нам так повезло со школой и садиком, а также с кружками? Я поговорила с воспитательницей нашего детского сада. «Да, — сказала она. — Здесь действительно более мягкое отношение к детям. Так было не всегда. До шестидесятых годов здесь была такая же строгая школа как в Советском Союзе. Дисциплина, требования, порядок. В шестидесятых годах была проведена реформа образования, и с тех пор школа и детский сад стали меняться. Появилось больше свободы».

Про реформу я решила почитать подробнее, и вот что выяснила.
 

Время Вильгельма II, последнего германского императора

Чтобы оценить то, какие изменения произошли в результате реформы 60-х годов, посмотрим, в каком состоянии находилось воспитание детей до этого. Во времена Вильгельма II (1888-1918), последнего германского императора, в отношении детей придерживались принципа: «Wer sein Kind liebt, der züchtigt es!» («Кто любит своего ребенка, тот его наказывает»).

Дети и женщины считались собственностью мужчины. Детьми занимались женщины, и часто воспитанием это можно было назвать условно: главное, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен. В школах от детей требовались послушание, порядок и дисциплина. Палка была обычным инструментом учителя. Авторитет старших был непререкаем. Человек должен был признавать власть и бояться Бога. Генрих Манн хорошо описал это в романе «Верноподданный» (Der Untertan, 1914).
 

Читайте также:  Жан пиаже стадии интеллектуального развития ребенка

Педагогические инициативы 1900-1930

В начале двадцатого века стали появляться отдельные педагоги, которые понимали, что выросшие под палкой дети становятся агрессивными или забитыми. Эти новые учителя пытались по-другому работать с детьми, доверяя естественным силам ребенка и пытаясь развить в нем самостоятельность, творческое мышление, навыки практической деятельности, свободу в высказываниях.

Такие люди появлялись в разных странах. Вспоминались идеи француза Руссо (1712-1778) и швейцарца Песталоцци (1746-1827) о естественном воспитании. В Италии с 1907 работала с детьми Мария Монтессори. В 1921 году в Англии Александром Сазерлендом Ниллом была открыта школа-интернат „Summerhill“ (она успешно существует до сих пор!). Нилл был выразителем новых педагогических идей того времени. Он считал, что главным в воспитании должно быть счастье ребенка и говорил: «Я вижу свою первейшую задачу не в изменении общества, а в том, чтобы по крайней мере нескольких детей сделать счастливыми». Под счастьем Нилл понимал хорошее самочувствие, полноту сил, уравновешенность, к которым ребенок приходит через поиск интересных ему занятий, выбирая их самостоятельно. Воспитание не должно быть прямым, направляющим, воспитатель должен помочь ребенку реализовать свои внутренние способности.

Все эти новые педагогические веяния затронули в том числе и Германию, хотя там они и не вылились в какое-то мощное педагогическое движение или реформу. Национал-социалисты, пришедшие к власти в 1933 году, скоро взяли воспитание под свой контроль. Послушание, дисциплина, отсутствие собственного мнения снова вышли на первый план.

После Второй мировой войны нужно было думать о принципах нового воспитания.
 

Реформы шестидесятых годов

В шестидесятых годах в ФРГ начали говорить о кризисе образования. Он выражался в том, что очень маленький процент выпускников школ продолжал обучение в высших учебных заведениях. Классы были переполнены, не хватало учителей. Проблемы с получением образования были у женщин, если они решали завести детей. Спутник, запущенный Советским Союзом, стал поводом для того, чтобы задуматься о естественно-научном образовании в Германии: отстаем? Серия статей гейдельбергского профессора Георга Пихта (Georg Picht) „Die deutsche Bildungskatastrophe“ (1964) вызвала жаркие дискуссии.

В шестидесятые годы прошла волна студенческих выступлений. Требования студентов касались не только образования. Студенты выступали за преобразования в вузах, смягчение авторитарных методов преподавания и большую свободу. 

В обществе появилась надежда на «подъем через образование». Все это привело к тому, что в 1960-х годах в ФРГ осуществили реформу образования. Школы и университеты были подвергнуты проверке. Студентам оказывалась поддержка, так что для большего количества школьников стало возможным учиться в гимназии или вузе. В старших классах гимназий была введена курсовая системы — так школьникам было проще переходить к высшему образованию. Было реформировано школьное и профессиональное образование. Улучшено женское образование. Чтобы женщине не нужно было выбирать между материнством и работой, было предложено продолжение обучения после материнства.

Студенческими движениями была введена в том числе другая форма организации детских садов. В крупных городах появился так называемый Kinderladen (от слов Kinder — дети, Laden — магазин; дело в том, что эти детские сады часто устраивались в помещениях бывших магазинчиков). Kinderladen организовывался группой родителей. Туда приходило 10-15 детей, которые воспитывались более свободно, чем в государственных и церковных детских садах. Внимание уделялось развитию ребенка, свободному выбору занятий. Первый садик был создан во Франкфурте в 1967. Создавались альтернативные школы, придерживающиеся идей антиавторитарного воспитания (Glocksee-Schule в Ганновере (1972), Freie Schule во Франкфурте (1975)). С свободных школах и детских садах дети учились быть самостоятельными и иметь свое мнение. Антиавторитарное воспитание вводилось не теоретиками, а проверялось на практике созданием новых детских заведений.
 

Социалистическая реформа образования в ГДР

Система образования в ГДР изменялась два раза — после ее образования в 1945 году и в 1965 году, когда была проведена реформа. Эта реформа была во многом иная, чем в ФРГ. Был принят закон о единой социалистической системе образования. Некоторые школьные предметы были отменены (древние языки, религиозные уроки), а вместо этого введены новые (русский язык как предпочитаемый иностранный, технические дисциплины, военное дело). Образование стало более доступным для широких слоев населения, улучшилось женское образование. Больше женщин стало работать.

Антиавторитарное движение в ГДР основывалось на взглядах, что счастье детей возможно только в революционно преобразованном обществе. Представители этого движения считали своим примером австрийца Зигфрида Бернфельда (1892-1953), основавшего в 1919 году детский дом для еврейских детей-сирот из Польши. Его педагогическая система была изложена в труде „Sisyphos oder die Grenzen der Erziehung“ (Вена, 1925) и снова стала популярна среди левых в 1960-е гг. Несмотря на многие положительные нововведения, позже в ГДР начала преобладать все же авторитарная система образования.
 

Сегодня

После проведения в ФРГ реформ в 1960-х гг. в обществе постепенно формировался новый взгляд на воспитание детей. Сейчас большинство родителей в Германии уверено, что детей нужно воспитывать демократическими методами, видеть в ребенке личность, учить детей быть самостоятельными.

Развитие ребенка в германии

С 2000 г. в объединенной Германии законом запрещено бить детей.
 

Что такое «антиавторитарное воспитание»

Термин «антиавторитарное воспитание» сегодня заменен другими словами — «демократическое воспитание», «либеральное воспитание» (первый вариант кажется мне более удачным). Общение с ребенком строится на уважении и доверии. Воспитатель не навязывает свою точку зрения, а учит самого ребенка разбираться в ситуации и принимать решения. Детям постоянно предлагается разнообразная практическая деятельность, в которой ребенок учится быть самостоятельным. Большое внимание уделяется умению общаться, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, разрешать конфликты, отстаивать свою точку зрения. Согласно данным статистики, люди, воспитывающиеся демократическими методами, становились более успешными и независимыми. Те, кто получили авторитарное воспитание, часто делались зависимыми и скованными в своих действиях.

Критика демократического стиля воспитания основывается на том, что воспитатель якобы идет на поводу у ребенка, потакает его желаниям или его лени.

Неверное понимание демократического воспитания действительно приводит к тому, что воспитатель позволяет ребенку все, в результате вырастает эгоист, не замечающий других людей. Современные педагоги указывают на то, что дети обязательно должны знать свои границы (что можно делать и что нельзя) и уметь подчиняться разумным требованиям. Демократический стиль воспитания требует от родителей и воспитателей постоянного творчества. Воспитатель действует в соответствии с ситуацией: в некоторых случаях с ребенком нужно что-то обсудить, в других необходимо предъявить строгое требование (когда дело идет о безопасности или вреде для других людей).

Развитие ребенка в германии

Школы, детские заведения, спортивные общества, молодежные проекты в Германии сегодня в основном основываются на демократическом воспитании. Повсеместно проводятся лекции и беседы для родителей и воспитателей о методах воспитания. Конечно, и сейчас существуют школы, где обстановка не так благополучна, или отдельные воспитатели, заменяющие демократический стиль воспитания авторитарными методами или чрезмерным попустительством, но в целом у меня сложилось очень благоприятное впечатление об обстановке в детских воспитательных организациях Германии.

Сейчас в России сложилось очень противоречивое отношение к Западу и его ценностям. Слова «демократический», «либеральный» часто приобретают плохой оттенок. Мне хотелось бы все же обратить внимание на то ценное, что действительно есть в Германии (вижу это просто по своим детям) и брать из этого что-то для нашей, российской, образовательной системы.
 

Дарья Велижанина, Deutsch Online

Развитие ребенка в германии

Источник