Развитие ребенка в досуговой деятельности

Александра Кононович
Досуговая деятельность и ее значение в дошкольной педагогике

Слово «досуг» появилось в древности, о нем упоминал еще Аристотель. В России этот термин появился в xv в. Досуг это свободное время, а свободное времяпровождение с пользой для души и тела называется досуговой деятельностью.

Досуг происходит от слова «достигать». Главное направление досуга, это восстановление духовных и развитие физических сил человека. Еще в древности свободному времяпровождению уделялось большое значение. Организации праздников, театру, искусству, уделялось большое внимание.

Досуг это – свободное время человека от своей основной занятости. Человек своим свободным временем может распоряжаться самостоятельно по своему усмотрению. Ведь досуг это развитие личности человека. Досуг и свободное время это слова синонимы. Свободное время направленное на обогащение культурных ценностей человека является деятельностью. Деятельность в свободное время является досуговой деятельностью.

Досуговая деятельность это свободное время проведенное активно и направлена на удовлетворение потребностей человека. В досуговой деятельности происходит познание собственной личности и окружающего мира.

Досуговая деятельность – осознанная и направленная активность человека,в которой он удовлетворяет потребности в познании собственной личности и окружающего мира, в результате которого он может выразить себя, собственный интересы.

К. Д.Ушинский писал:«Если человек не знает что ему делать в часы досуга, то тогда портится его голова и сердце и нравственность.» Неумение организовывать досуги для себя и особенно для окружающих, говорит о низкой культуре человека.

В своих работах великие педагоги, такие как Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо и др., описывают рекомендации, как нужно организовать свободное время ребенка, чтоб он раскрыл свои скрытые таланты. Как приобщиться к культуре своего народа, а так же почитать и уважать традиции своей семьи, используя для этого свободное время.

Только в шестидесятые годы, в педагогике, начинает уделять внимание досугу. Появляются первые работы по организации досуговой деятельности (Н. А. Ахметова, Н. А. Запорожец, С. А. Шмаков). В педагогике начинают разрабатываться новые направления — организация досуга. Перед педагогическим составом встает задача организация досуга с целью формирования личностный рост ребенка. Такая задача может быть решена только в совместной и взаимной деятельности.

В научных трудах Т. С. Комаровой, Г. П. Орлова, Н. А. Ветлугиной, Б. А. Титов, Э. В. Соколова, В. А. Сухомлинского описывается свободное время ребенка и его организация. Они придают большое значение правильно продуманной организации свободного времени ребенка. И свидетельствуют о том, что таким образом у ребенка в процессе разнообразных игр происходит всестороннее развитие личности. У детей формируются интересы, развиваются навыки, способности и закрепляются знания полученные на занятиях. Досуг описывают как совокупность занятий человека в свободное время, с помощью которого удовлетворяются

связывает прошлое и будущее,

— творчество, которое способствует самовыражению,

— просвещение, которое служит развитию ума и т. д.

Б. А. Титов пишет, что досуг, это позитивное явление и его можно рассматривать как творческое поведение в свободное время.

Досуговая деятельность оказывает огромное влияние на воспитание, развитие детей. На физические, психические, и духовные потребности. И дальнейшее развитие человеческих сил.

Э. В. Соколов рассматривает досуг, как свободное время, когда можно сделать выбор занятий, где используется и физическая и умственная активность.

Э. В. Соколов предлагает несколько видов досуга:

— отдых, служит для восстановления сил,

— праздник, который сегодняшний день досуг рассматривается как приоритетное направление в дошкольной организации и он является основой формирования культуры ребенка. Досуговые мероприятия для детей, это сфера, в которой ребенок себя может раскрыть, показать и выявить свои таланты, умения и знания. Раскрываются его истинные потребности. Развивается его правильное общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми. В сфере досуга дети более открыты, более взаимодейственны друг с другом, более дружелюбны. Детский досуг социализирует, развивает и готовит детей к взрослой жизни. В условиях досуга происходит контакт человека с миром, а так же развиваются его духовно – культурные ценности. В организации досуговой деятельности принимают участие музыкальный руководитель, воспитатель, старший воспитатель, педагоги дошкольной организации и родители.

Одна из самых главных и основных задач досуга, является условием для эмоционального отдыха детей. Н. А Ветлина и Н. Б. Зацепина в своих работах показывает, что досуг организуется взрослыми для того, чтобы создать комфортные условия и снять психическое и физическое напряжение дома в семье и в группе, а так же для создания комфортных условий, особенно в дошкольной организации. А на сегодняшний день, в дошкольной организации, досуг рассматривается как развлечение и проведение праздников и утренников, ребенка не учат правильно и с пользой занимать свое свободное время.

В свободное время, дети должны заниматься интересной по их мнению и содержанию деятельностью, которая вызывает в них чувство уверенности, радости, формирует новые способности, уверенности в своих силах. Расширяет круг общения с взрослыми и сверстниками. Насыщенная и интересная деятельность детей, насыщает их положительными эмоциями, тем самым благоприятно влияет на физическое и духовное воспитание, что позволяет детям восстанавливать свои физические и духовные силы.

Читайте также:  Первые занятия по развитию речи в центре развития ребенка

Досуговая деятельность, при известных обстоятельствах, становится важным фактором общего развития детей. Любимые занятия, интересное время провождение для детей, является важным фактором и поддерживает эмоциональное здоровье в каждом ребенке.

Досуговая деятельность способствует комфортному выходу из стрессов, каких- то мелких беспокойств. Ценность такой деятельности, заключается в том, что досуг помогает ребенку реализовать и выявить все то лучшее, что имеется в нем. Таким образом, задача и цель педагога в дошкольной организации досуговой деятельности – научить детей полезно и творчески проводить свое свободное время. И создавать при этом благоприятные условия для формирования и развития целостной личности ребенка.

С. А. Шматков подразделяет досуг на группы:

Первая группа досугасвязана с функцией восстановление сил ребенка: прогулка, спорт, игры, забавы.

Вторая группа досугасвязана с развитием духовных ценностей: чтение книг, рассказывание сказок, просмотр телепередач, фильмов, посещение выставок, музеев, путешествии.

Третья группа досуга связана с развитием духовных потребностей и с трудовой деятельностью: спортивно-игровая, художественно-театральная, и научно- исследовательская досуговая деятельность.

Четвертая группа досуга учебная: конкурсы, походы, лагеря.

С. А. Шматков говорит, что детский досуг и его интересы постоянно меняются, в зависимости от ценностей семьи и меняются интересы детей и целенаправленность досуга.

М. Б. Зацепина [19] выделяет три типа отношений к организации досуга:

Первая – полное безразличие т. е педагогическая безнадзорность.

Вторая — излишняя заорганизованность, когда ребенок не имеет право выбора, а взрослые настаивают.

Третий — поиск путей форм и средств, методов которые соединяют в единое целое познание и развлечение.

В третьем случае взрослый сосредотачивает свое внимание на формирование у детей интереса к данному мероприятию и положительного эмоционального результата.

Важным качеством любой досуговой деятельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной, прежде всего ребенку для максимального и активного участия с его стороны.

В досуговой деятельности, в большей степени удовлетворяются личные потребности ребенка, которые отражаются в дальнейшем в первую очередь в духовности. Деятельность, которая протекает в свободное время на основе интереса и желания участия в ней, непосредственно связана с учебной деятельностью, в ней удовлетворяются познавательные потребности. Но конечно главное, что в досуговой деятельности имеет место быть удовлетворение духовных потребностей. [36]

В связи с этим, необходимо помнить и знать, что интерес является стимулом в досуговой деятельности. Поэтому, при проведении и организации досуга для детей в дошкольной образовательной организации, должны учитываться интересы детей. Интерес является неотъемлемым условием в организации досуга. Если какая либо деятельность перестает вызывать интерес у ребенка, то ребенок просто отказывается участвовать в ней. Необходимо постоянно стимулировать, активизировать проявление интереса и создавать постоянно новый интерес досуговой деятельности.

Жизнь ребенка очень насыщенна, столько новой для него информации вокруг, поэтому ребенок тратит очень много физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне, детская досуговая деятельность, осуществляется только на основании детских игр, что помогает снять дневное напряжение. Именно во время досуговой деятельности и происходит восстановление утраченных физических и психологических сил. Во время досуга, дети получают огромное удовольствие от участия в нем. Участвуя в играх и развлечениях, дети реализуют потребность в движении, могут проявлять инициативу легкость, активность, сообразительность и все это происходит во время досуговой деятельности.

Система образования в России, на сегодняшний день терпит очень большие изменения. И конечно же, это коснулось и системы дошкольного образования. На этапе современного развития, в дошкольном образовании одним из важных вопросов является поиск более новых методов форм образования и воспитания детей дошкольного возраста. Сегодня, очень большое внимание уделяют формированию и воспитанию личности ребенка. Личностные качества человек приобретает в следствии обучения и воспитания т. е формируются и развиваются. Личность ребенка развивается в обучении, приобретении знаний, умении и навыков. Большое значение в формировании личности ребенка имеет творческая деятельность, она формирует эмоциональное отношение к миру. Огромный вклад в формировании личности ребенка и его творческой деятельности вносит дошкольная образовательная организация. И немаловажную роль в дошкольной образовательной организации имеет досуговая деятельность.

Жизнь ребенка в ДОО невозможно представить без веселых досугов без развлечения и праздников. Досуговая деятельность осуществляется в дошкольной организации через дополнительное образование. В организации и проведении досуговых мероприятий реализуются множество поставленных педагогических задач, таких как образовательные, воспитательные, познавательные.

Существуют множество форм организации детских досуговых мероприятий в дошкольной образовательной организации.Такие как: спортивные, музыкальные, фольклорные, театральные, речевые досуги и т. д.

Досуги в детском саду очень разнообразны по форме содержанию и эмоциональной насыщенности. В процессе досуговых мероприятий,решаются задачи важных направлений: нравственного, эстетического, физического, трудового и интеллектуального воспитания.

Читайте также:  Центры развития ребенка ялта

В работе по организации досуговых мероприятий для дошкольников необходимо придерживаться некоторым принципам.

-принцип позитивности (создания дружелюбной атмосферы сотрудничества, доброжелательности, взаимопомощи);

-принцип саморазвития (реализация творческих возможностей, способностей каждого участника мероприятия);

-принцип комплексности (формирование всех компонентов здорового образа жизни);

-принцип целостности (развитие самосознания личности каждого ребенка);

-принцип духовности (установление взаимосвязи и понимание высших ценностей,приобретении своего духовного мира: здоровье, добро, счастье, развитие внутреннего мира ребенка);

-принцип индивидуальности (индивидуальное, физическое и психическое развития, ребенка). [22 c-8]

Досуговая деятельность ребенка связана с развитием познавательных потребностей. Освоением его реального мира. В процессе участия в досуговой деятельности от ребенка требуется активность, и напряжение, при этом выявляется и формируются способности к саморазвитию и самовыражению. [22 c- 91]

На сегодняшний день многие дети дошкольного и школьного возраста не умеют пользоваться своим свободным временем и проводят его пассивно. Многие не умеют самостоятельно воспользоваться имеющимся свободным временем для проведения интересного и содержательного досуга. Все дети в основном, в свободное время, стремятся получить развлечения, а не знания. Самая основная проблема в том, что взрослые не приучают ребенка с детства относится к досугу как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и стремлений. В основном, это неправильное отношение взрослых к организации свободного времени детей.

Проведение досуговых мероприятий, способствуют укреплению детского организма в целом, создают положительный и эмоциональный настрой в детском коллективе. Досуг является важной составляющей деятельностью, которая помогает формировать характер и личность ребенка. [16]

Каждый ребенок обладает своей собственной индивидуальностью, имеет свои собственные интересы, привычки, свой маленький собственный внутренний мир. Задача ДОО и педагога, организовать оптимальную для возраста ребенка, состояния его здоровья и для эмоционального комфорта, досуговое мероприятие.

Итак: проблема свободного времени и его организация является предметом изучения многих авторов. Досуг занимает свободное время, которое является личной сферой человека. Досуг, это способ к совершенствованию и самореализации. Использование досуга как средство развитие детей в период дошкольного детства, является актуальной проблемой дошкольной педагогики. Решением вопроса, является организация и взаимодействия педагога и родителей.

Источник

Досуговая деятельность

как фактор развития личности ребенка

Цель и задачи:

1.Повышение эффективности взаимодействия взрослых и детей в замещающей семье через использование активных форм организации досуговой деятельности.

2.Развивать педагогическую компетентность замещающих родителей.

3.Пропагандировать родителям активные формы организации досуга в семье.

Ход мероприятия

  1. Упражнение «Приветствие».

Каждый участник должен поздороваться с другими участниками за руку, но нельзя отрывать руку, пока не найдешь руку другого человека. Необходимо поздороваться со всеми.

Теретическая часть.

      Досуг — это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору.

 Досуговая деятельность учащихся — время личной свободы ребенка, не связанное с учебной и трудовой деятельностью, которое создает условия для самостоятельного удовлетворения социально-психологических потребностей, разрядки, открывает возможности самореализации в различных видах деятельности

Досуг – это одна их форм детской жизнедеятельности

Отдых детей, так же как и их рабочее время, нужно правильно организовать. Нельзя допускать, чтобы выходные дни стали для детей -днями безделья и скуки. «Праздность — мать пороков»,— говорит народная мудрость. В этих словах заключен глубокий педагогический, смысл. Дети, у которых много свободного времени, которые бесцельно блуждают по улицам, часто начинают нарушать порядок и дисциплину. Вместе с тем от беспорядочного времяпровождения они быстрее, утомляются, истощают свои силы.

    Часто у детей не сформированы устойчивые интересы, поэтому они постоянно прибывают в поиске интересного им кружка или секции.

Особое место в правильной организации досуга занимает семья. Наверное, нет таких родителей, которые бы не стремились к правильной организации досуга своего ребенка. Но каждый ли знает о том, что такое правильный досуг и каким именно он должен быть? Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно для начала определиться, что именно вы ждете от вашего ребенка. В первую очередь, конечно же, чтобы ребенок развивался всесторонне. Многие родители считают свою роль в воспитании организации досуга ребенка исчерпанной в связи с появлением в последнее время различных новомодных игрушек, компьютеров, большого количества разнообразных современных компьютерных игр. Но это глубокое заблуждение.

     Организация правильного досуга для ребенка начинается тогда, когда родители находят для своего ребенка достаточное количество времени. В последние годы дети, подростки  свое свободное время все больше проводят за компьютером. Для того чтобы как-то отвлечь ребенка от компьютера или телевизора, нужно заинтересовать его более интересным и полезным занятием.

  Заслуживают похвалы и подражания те родители, которые поощряют участие своих детей в различных кружках, клубах, поддерживают интерес    к изобретательству, опытничеству, новаторству, творчеству, интересуются у руководителей успехами своих детей, помогают выбрать для знаний то или иное внешкольное учреждение. Ведь некоторые ребята неудовлетворенны своим образом жизни, сложившимися отношениями в семье, школе. Они ищут и порой обретают себя именно на занятиях в творческих объединениях учреждений дополнительного образования. Там они превращаются из неудачников в нужных, полезных, успешных и интересных людей. Но, выбирая тот или иной вид занятия, родители должны согласовать это со своим ребенком. Только полное соответствие вкусам ребенка и желание заниматься тем или другим видом творчества сможет создать именно правильный досуг. В раннем возрасте ребенок еще не может конкретно сказать о том, чем он хочет заниматься, поэтому его занятия в основном определяются интересами и желаниями родителей. Но все равно стоит обязательно прислушиваться к желаниям ребенка и пытаться как-то определить его предпочтения. Это поможет избежать разногласий с ребенком в дальнейшем и организовать правильный, полезный и интересный его отдых.  

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка это

Презентация «Виды досуговой деятельности».

Слайд 1.

Можно выделить :
-реальный досуг (общественно полезный)
-мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.

       Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

      Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, либо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг, обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.        

Досуг ребенка может быть:

 пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный)

Слайд 2.

Первая группа связана с восстановлением различных сил ребенка. К ней необходимо отнести прогулки на свежем воздухе, спорт, вечера отдыха, забавы, развлечения, игры. Спорт, двигательная деятельность активизирует физическую активность детей и способствует укреплению здоровья, развитию выносливости, ловкости.

Слайд 3.

Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. К ней можно отнести чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п. Содержание данной группы досуга стимулирует познавательную активность детей, способствует освоению общечеловеческой культуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения детей.

Слайд 4.

Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью. К данному содержанию досуга можно отнести научно-исследовательскую деятельность, художественно-театральную, техническую, спортивно-игровую, трудовую, прикладную деятельность. Включение детей в эту группу досуга развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее самоактуализации в творческой деятельности.

Слайд 5.

Четвертая группа реализует потребность в общении. К данной группе необходимо отнести вечера встреч, танцы, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки. Общение с другими детьми развивает коммуникативные умения, формирует у ребенка способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям.

Слайд 6.

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой детей. Это – выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п. Включение ребенка в пятую группу досуга является значимым для развития организаторских способностей, формирования умений самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать сверстников содержательной деятельностью.

Слайд 7.

Разные формы организации досуговой деятельности детей   решают задачи различных воспитательных направлений:

-Нравственной воспитание

-Эстетическое воспитание

-Физическое воспитание

-Трудовое воспитание

-Интеллектуальное воспитание

-Экологическое воспитание

Слайд 8.

Основные характеристики досуга детей

-досуг формирует и развивает личность (развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, коммуникативные навыки и т.д.)

-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

-досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков (в том числе помощь в выборе профессии)

-досуг стимулирует творческую инициативу детей;

-досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

— досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

-досуг способствует самовоспитанию личности;

-досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.

Скажите, пожалуйста, как в ваших семьях принято проводить свободное время?(Ответы замещающих родителей)

Слайд 9.

Формы досуговой деятельности ребенка в семье

Различные игры: настольные, строительные, развивающие: улучшают образное мышление ребенка, воспитывают самостоятельность,
заставляют проявлять сообразительность и творческие способности,тренируют логическое мышление
Семейные праздники, традиции:способствуют укреплению семейных уз, сближают членов семьи, дают ощущение стабильности.
-Совместное чтение, посещение кино, театров, музеев: все это сближает детей и развивает у них навыки коллективизма, общности интересов.
-Полезен активный отдых, связанный с физическими упражнениями, разнообразными движениями, туристскими походами, спортивными играми: способствуют физическому развитию, укреплению здоровья, расширению кругозора.
 -Важными формами организации досуга детей являются также занятия фотосъемкой, конструированием и пр.: способствуют развитию воображения, творчества, овладению определенными навыками и умениями

Таким образом, умело организованная досуговая деятельность играет большую роль в развитии ребенка, в развитии умений и навыков, что, в свою очередь, способствует успешной социализации ребенка в социуме. В этом большую роль играет семья.

Источник