Развитие ребенка в дошкольном возрасте дубровина

Развитие ребенка в дошкольном возрасте дубровина thumbnail

Дубровина Ирина Владимировна — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, возглавляет лабораторию научных основ детской практической психологии Психологического института РАО.

Ряд особенностей поведения является нормальным только для детей определенного возраста. Например, если младенец не умеет пока терпеть и мочит пеленки, то это мало тревожит родителей, но для ребенка 10 лет такие случаи являются патологией.

В вопросах, связанных с половыми различиями в старшем дошкольном возрасте поведение, как мальчиков, так и девочек, совпадает во многом. Это нормально. В тех случаях, когда у мальчика встречается полное соответствие с поведением девочки, считается расстройством половой принадлежности.

Достаточно часто встречаются различные припадки, страхи, и другие отклонения в поведении. Но такие расстройства у детей бывают длительными. Они могут длиться месяцами, или даже годами. Такое сохранение этих состояний встречается редко, но они должны насторожить взрослых.

Временные изменения в поведении и эмоциональном состоянии ребенка, как отмечает И.В. Дубровина, — явление обычное и нормальное. Потому что развитие происходит неравномерно и не плавно, а сменяется то критическими, то сенситивными периодами, я бы сказала, скачкообразно. Однако все эти явления и колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка. Например, регрессом в поведении многие дети реагируют на появление младшего брата или сестры, а возрастание тревожности — на перемену детского сада или группы. Сам стресс усиливает имеющиеся у ребенка эмоциональные или поведенческие трудности.

Разграничение нормального и ненормального поведения не может быть абсолютным. Поведение должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной социокультурной среды. Различия в культуре в обществе серьезно влияют на вариации нормального поведения.

Отдельные реакции встречаются намного чаще, чем целый их ряд одновременно. Особого внимания требует ребенок с множественными эмоциональными и поведенческими расстройствами, в особенности, если они одновременно касаются разных сторон его психической жизни.

Одни симптомы можно объяснить плохим воспитанием ребенка, другие — психическим расстройством. Например, грызение ногтей может встречаться как у нормально развивающихся детей, так и у детей с психическими расстройствами (к примеру, невроз). Обычно плохие взаимоотношения со сверстниками чаще связаны именно с психическим расстройством и поэтому требует более пристального внимания.

Умеренные, редко возникающие симптому нарушения поведения для детей более обычны, чем часто повторяющиеся расстройства. Необходимо проследить как часто и насколько длительно они проявляются.

Анализируя детское поведение, следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует относиться внимательно к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания.

Принято считать, что симптом, проявление которого не зависит от какой бы, то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной обстановке.

Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения ребенка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольного возраста. Среди них можно выделить нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи). Подчеркнем еще раз, что работа с детьми, имеющими те или иные неврологические отклонения, не входит в компетенцию практического психолога, ибо требует специальных профессиональных знаний в области медицины и детской психиатрии. Однако психолог должен уметь дифференцировать подобные случаи, для того чтобы своевременно направить ребенка к психоневрологу.

Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами:

) ошибками воспитания;

) определенной незрелостью или минимальными поражениями нервной системы.

Зачастую оба этих фактора действуют одновременно, поскольку р0Слые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе ,е знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно, поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит психологу не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.

Напомню еще раз, что речь пойдет о тех нарушениях поведения дошкольников, которые свойственны обычным детям, чье развитие происходит в рамках нормы. Тем не менее, нельзя забывать и о том, что каждое такое нарушение имеет в своей основе не только педагогические просчеты взрослых, но и определенную слабость центральной нервной системы, обусловленную как ее возрастной незрелостью, так и весьма нередкими случаями минимальных мозговых поражений вследствие неблагополучного протекания беременности или родов, обычно преодолеваемыми при правильном воспитании к 7-8 годам.

Читайте также:  Вопросы родителям о развитии ребенка

Работа с детьми, имеющими те или иные нарушения поведения, может осуществляться в разных формах. Одним из наиболее популярных сегодня методов является психотерапевтическая работа с группой детей, поведение которых характеризуется определенной трудностью. Однако сами по себе занятия в группе не способны изменить тип поведения ребенка, они могут лишь «раскачать» ситуацию, обострить и выявить истинную проблему, лежащую в основе возникшего осложнения. Дальнейшая работа с ребенком по формированию у него желательного типа поведения ложится на плечи тех взрослых, которые изо Дня в день ухаживают за ребенком, общаются с ним, т. е. на его родителей и воспитателей. Психолог же задает основное направление этой Работы, определяет общую тактику, корректирует и регулирует ход воспитательного процесса, оказывая постоянную консультативную помощь.

Детям дошкольного возраста свойственна агрессия. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, оказываются очень острыми для него, в силу еще несформированной нервной системы, поэтому наиболее удовлетворительным для ребенка решением может оказаться физическая реакция, особенно при ограничении ребенка к самовыражению.

Дубровина И.В. выделяет две наиболее частые причины агрессивности.

. Боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее страх, тем сильнее идет выплеск агрессии;

. Пережитая обида, душевная травма, случаи нападения. Чаще всего страх появляется, если нарушены социальные отношения между ребенком и взрослыми.

Физическая агрессия может выражаться в драках, в форме разрушения чего — либо, каких — либо вещей. Дети рвут книги, разбрасывают, ломают, поджигают нужные вещи и игрушки. Случается, что агрессия и разрушительность совпадают, тогда ребенок кидается вещами и игрушками в детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании и общении.

Агрессия не всегда проявляется физическими действиями. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (ругаются, дразнят, оскорбляют). За таким поведением обычно прослеживается которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимая смысла бранного слова, использует его, с целью огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает, что брань является средством выражения эмоций в неожиданных ситуациях: ребенок упал, расшибся, его дразнили или задели.

Ребенок считается вспыльчивым, если он склонен по любому поводу (расплакаться, устроить истерику, разозлиться), но при этом нет выплеска агрессии. Дубровина И.В. отмечает, — «Вспыльчивость,- это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера. Тем не менее, она причиняет и взрослым, и самому ребенку массу неудобств и поэтому требует преодоления.»

Дети старшего дошкольного возраста могут выразить свои чувства словами или выслушать взрослого. Взрослый не должен уступать ребенку только ради того, чтобы не вызвать припадка, однако важно оценить, действительно ли запрет взрослого имеет принципиальное значение, не борется ли он с пустяком и не является ли это лишь ложной принципиальностью и самоутверждением.

Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребенка, считают, что он просто спокоен и хорошо воспитан, что не всегда может быть таковым. На самом деле они могут переживать не самые приятные эмоции.

Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. К таким детям подход должен быть постепенным.

Обычно тихое поведение ребенка означает его реакцию на обделение вниманием или проблемы внутри семьи. Начиная себя так вести, он отстраняется и замыкается в себе. Проявлениями этого являются посасывание пальца, царапание кожи, выдергивание у себя волос или ресниц, раскачивание и прочее.

Способом прекратить такое поведение является выражение его чувств. Если ребенок старше 4 лет, то ему можно предложить выплеснуть свои эмоции в игре или доверительной беседе.

Пассивное поведение может быть обусловлено страхом перед незнакомыми людьми, малый опыт общения с ними, неумение обратиться к взрослому. Такой ребенок может и не нуждаться в физической ласке или вообще не переносить физических контактов.

Важно помочь ребенку приобрести уверенность в себе, тогда он научится сам спокойно общаться с другими людьми.

Практическая часть

Данная практическая часть представлена двумя методиками, в результате проведения которых была получена необходимая информация.

Методика №1. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» [8, 144 с.].

Описание методики.

Эта методика представлена опросником, которая предназначена для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяется группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это могут быть его родители, родственники, работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. Оценки одновременно дают ребенку не менее 2 — 3 человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка.

С помощью этого опросника оцениваются такие коммуникативные качества виды отношений ребенка с людьми как:

)   Доброта;

)   Внимательность к людям;

)   Правдивость и честность;

)   Вежливость;

Читайте также:  Быстрое развитие ребенка как называется

)   Общительность;

)   Щедрость;

)   Отзывчивость, готовность прийти на помощь;

)   Справедливость;

)   Жизнерадостность;

)   Ответственность.

Проведение методики.

Родителям и воспитателю группы детей из пяти человек в детском саду было предложно ответить на данный опросник (см. приложение 1) для определения уровня развития коммуникативных качеств.

Анализ результатов.

 

Межличностные отношения

Фамилии детей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Общая оценка
Респондент 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 8
Респондент 2 0,7 1 0,5 1 1 1 1 1 0,3 1 8,5
Респондент 3 0,5 1 0 1 0,3 1 0,9 0,5 1 1 7,2
Респондент 4 1 0,5 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 7,5
Респондент 5 1 1 0,5 1 1 1 0,5 0,6 1 0,5 8,1

Руководствуясь выводами об уровне развития (см. приложение 1) и полученными данными при анализе анкет (см. Таблица 1), большинство детей имеют высокий уровень развития коммуникативно-личностных качеств.

ребенка из 5 имеют средний уровень развития. У 3-х детей — высокий уровень.

Следует отметить, что в оценке правдивости и честности своих детей, родители ответили «нет», а некоторые «когда как», отсюда следует вывод, что дети часто лгут, что в принципе характерно для старшего дошкольного возраста, об этом писали более подробно В.С. Мухина и Г.С. Абрамова.

Таким образом, мы можем увидеть на примере полученных результатов, что коммуникативные качества у данных детей развиваются нормально и каких — либо отклонений и расстройств не выявлено.

Методика №2. «Методика родительских оценок и притязаний» [6, 94с.].

Эта анкета предназначена для сравнительной характеристики оценочного отношения родителей (воспитателей) личности ребенка, анализировать расхождения в оценках воспитателей, родителей, самого ребенка.

Таблица 2 отражает результаты оценок и самооценки ребенка.

Анкета состоит из 16 пунктов, которые называют психические процессы и способности ребенка.

Родителям было предложено оценить по пятибалльной системе выраженность у ребенка определенных способностей и психических процессов:

В конце анкеты оценочные баллы суммируются. Анализ суммы оценок по каждому пункту дал необходимую информацию.

Родителям пяти разных детей было предложено ответит на анкету (см. приложение 2).

Проведение методики.

Родителям пяти детей было предложно ответить на данную анкету (см. приложение 2) для получения сравнительной характеристики оценочного отношения родителей. Родителям предлагается в этой анкете ручкой другого цвета проставить желаемые баллы.

Анализ результатов.

После анализа анкет можно наглядно определить (см. Таблица 2) разницу родительскими оценками и родительскими притязаниями на их развитие.

Внутриличностные проблемы ребенка обостряются в том случае, когда родительские притязания и реальные психологические возможности малыша не совпадают. Иногда это приводит к невротическим нарушениям личности ребенка, на чем я подробно остановилась при рассмотрении позиции Дубровиной И.В. По результатам таблицы можно отметить, что родители на самом деле хотят бо´льших способностей, чем имеют их дети на самом деле (см. Таблица 2).

Таблица 2.

Фамилия ребенка

Общая сумма баллов

  Родительская оценка Родительское притязание
Респондент 1 29 66
Респондент 2 48 65
Респондент 3 27 67
Респондент 4 24 63
Респондент 5 49 70

Заключение

На основе исследованной литературы считаю, что данная тема вполне раскрыта.

В данной работе было обосновано, в чем состоит данная проблема и как она рассматривалась с различных авторских позиций; частично выявлены причины возникающих проблем, при анализе трудов знаменитых психологов; описано какие решения и предупреждения предлагают психологи в своих работах.

Проблемы и расстройства есть и, несомненно, будут существовать, но для того, что бы как — то смягчить нарастающую проблему, необходимо заниматься ее способами решения, развивать ее методологию.

В проведенном мною исследовании были показаны родительские реальные и желаемые оценки в своем ребенке на конкретных примерах, а так же степень развитости коммуникативных качеств у детей.

Внутриличностные проблемы ребенка обостряются в том случае, когда родительские притязания и реальные психологические возможности малыша не совпадают. Иногда это приводит к невротическим нарушениям личности ребенка, на чем я подробно остановилась при рассмотрении позиции Дубровиной И.В.

Изучены, далеко, не все аспекты проблемы развития общения в данном случае старших дошкольников.

Общение — это не до конца изученное явление, более тщательное и глубокое его изучение в сочетании с современными информационными технологиями может дать неплохие результаты и получить ценный опыт.

Список используемой литературы

.   Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. — М.: Академический проект, 2001. — 704 с. Изд. 2-е., исп. и доп.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Изд-во моск. ун-та, 1980. 416 с.

.   Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 1008 с. (Серия «Мир психологии»).

.   Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во ЭКСМО, 2003. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).

.   Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 264 с.: ил.

.   Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л.А. Вегнера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1985. — 272 с., ил.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка в период раннего детства

.   Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1 : Общие основы психологии : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов. — 5-е изд. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 687 с.

.   Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов. — 4-е изд. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 631 с.

.   Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. — 460 с.- (Основы наук).

.   Общение детей в детском саду и семье / Под ред.Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч. — исслед. ин — т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1990. — 152 с.: ил.

.   Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под ред. И.В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2007. — 592 с.: ил.

.   Психологические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова, А. В. Беляева, В. Н. Косуленко; Акад. наук СССР Инст. психологии. — М.: Наука, 1985. — 342 с.: ил.

.   Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. — 152 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»)



Источник

Дубровина И.В.

Дубровина Ирина Владимировна (6 июня 1935) — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, возглавляет лабораторию научных основ детской практической психологии Психологического института РАО.

Выпускница факультета русского языка, литературы и истории МГПИ им. Потемкина (ныне МПГУ). Закончила в 1958 году. Психолог, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, зав. лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института РАО.

После МГПИ училась в аспирантуре Института психологии АПН РСФСР, где с 1978 по 1993 года была зам. директора института по научной работе.

Основоположник нового направления возрастной психологии — детской практической психологии, одна из инициаторов и руководителей создания психологической службы в России. Автор множества научных работ, в том числе монографии «Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики» и учебника «Практическая психология образования». Профессор кафедры педагогической психологии МГППУ, главный редактор журнала «Детский практический психолог». Член большого жюри национального психологического конкурса «Золотая Психея».

Дубровина И.В. на видео

Книги (9)

Возрастная и педагогическая психология

Соавторы: Прихожан А.М., Зацепин В.В.

В хрестоматию включены публикации полные и в отрывках известных отечественных психологов по проблемам психологии школьного детства, педагогической психологии, психологии педагогического труда.

Практическая психология образования

Данное издание — первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования, впервые опубликованный в 1997 году.

На сегодняшний день это единственное издание, в котором дано систематическое изложение основных теоретических, методических и практических вопросов, входящих в содержание дисциплины предметной подготовки «Психологическая служба в образовании». Особое внимание в ней уделяется способам практической реализации научных знаний в работе с детьми. В основных разделах учебника представлены разнообразные программы и методы работы психолога с детьми дошкольного и школьного возраста.

Психическое здоровье детей и подростков

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы.

Авторы книги:

А.Д.Андреева, Т.В.Вохмянина, А.А.Воронова, Н.И.Гуткина, Е.Е.Данилова, И.В.Дубровина, В.И.Екимова, В.В.Зацепин, Д.ВЛубовский, А.Б.Николаева, В.Э.Пахальян, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых.

Авторы определяют место и роль психического здоровья в общем психическом и личностном развитии детей, обсуждают условия его обеспечения и сохранения на всех возрастных этапах — дошкольном, младшем школьном, подростковом и раннем юношеском.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми

Соавторы: А.Д. Андреева, ЕЕ. Данилова, Т.В. Вохмянина

В пособии излагаются основные принципы, раскрывается содержание, показана организация психолого-педагогической коррекции в современной школе. Представлена система коррекционной и развивающей работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Психология

Соавторы: Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан

В учебнике в соответствии с программой курса представлены знания по основным разделам психологии: общей психологии, истории психологии, психологии развития, социальной психологии. Большое внимание в нем уделяется вопросам психологии младшего школьника, даются практические рекомендации по психологическому развитию детей.

Книга может быть полезна педагогам, родителям, студентам высших педагогических и психологических учебных заведений.

Рабочая книга школьного психолога

Авторский коллектив книги принимал непосредственное участие в многолетнем эксперименте по введению школьной психологической службы, проводившемся в Москве АПН СССР под руководством Ю. К. Бабанского. Обобщение опыта работы практических психологов, а также опыта зарубежных исследователей и результатов собственной научно-практической работы легло в основу книги.

Руководство практического психолога

Сборник посвящен активным методам работы психолога с детьми разных возрастов. В нем представлены общие принципы и подходы к работе психолога со школьниками, конкретные программы психологической работы с детьми разных возрастных групп (0-12; 12-15; 15-17 лет).

В сборник вошли оригинальные разработки сбора психологической информации: разные виды психологической беседы и социально-психологический опросник. Материалы сборника могут быть непосредственно использованы в практике работы психолога учреждений образования.

Добавить отзыв

Источник