Развитие ребенка в дюсш

Развитие ребенка в дюсш thumbnail

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА №1»

ПРОГРАММА

«Оптимальные условия для развития и совершенствования таланта спортивно-одаренных детей в условиях ДЮСШ»

Автор-составитель:

О.С. Фоминичева,

инструктор-методист:

г. Константиновск

1. Общие положения

Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одаренных детей в области спорта сегодня нельзя переоценивать. При всех существующих в системе образования трудностях открываются новые возможности для развития личности обучающегося вообще и личности одаренной в частности.

Работа с одаренными и способными обучающимися в области спорта, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности спортивной школы.

Данная Программа «Оптимальные условия для развития и совершенствования таланта спортивно одаренных детей в условиях ДЮСШ» (далее – Программа) призвана обеспечить систематичность и планомерность такой работы.

1.1. Целью Программы является определение стратегии, принципов функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми и подростками в области спорта, всемерной поддержке и развитии детской одаренности.

1.2. Задачи:

  • создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

  • создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей, стимулирование их спортивной деятельности;

  • обеспечение фундаментальной гуманитарно-образовательной подготовки одаренных детей;

  • разработка и поэтапное внедрение новых форм и методов в образовании, прогрессивных технологий в работе с одаренными детьми в области спорта.

1.3. Направления образовательно-воспитательного процесса в работе со спортивно-одаренными детьми:

  • групповые учебно-тренировочные занятия (по плану работы тренеров-преподавателей);

  • работа по индивидуальным планам с наиболее перспективными и одаренными юными спортсменами;

  • участие в соревнованиях и матчевых встречах (согласно календарю спортивно-массовых мероприятий);

  • медико-восстановительные мероприятия;

  • тестирование учащихся и прием контрольно-переводных нормативов (согласно графику контрольно-переводных нормативов по видам спорта).

1.4. Выявление одаренных детей.

1. Привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям физкультурой и спортом через:

  • качественный отбор юных, наиболее спортивных детей для эффективной реализации их природного потенциала в избранном виде спорта;

  • агитационные мероприятия в общеобразовательных учреждениях города;

  • организацию и проведение внутришкольных, городских спортивно-массовых мероприятий и участие в областных соревнованиях.

2. Пропаганда здорового образа жизни.

3. Воспитание физических, морально-этических и волевых качеств средствами физкультуры и спорта.

4. Создание благоприятных условий для разностороннего развития детей, удовлетворения обучающихся в получении дополнительного образования с учетом индивидуальных способностей и мотивации.

1.5. Этапы выявления одаренных детей и работа с ними.

1-й этап – анамнестический – на первой ступени обучения (группы начальной подготовки), где, при выявлении одаренных детей, учитываются их успехи в каком–либо виде спорта.

2-й этап – диагностический – на этом этапе (учебно-тренировочные группы) проводится индивидуальная оценка спортивных возможностей и способностей ребенка.

3-й этап – этап формирования (учебно-тренировочные группы), углубления и развития неординарных физических способностей ребенка, его спортивных достижений.

2. Организация и содержание учебного процесса

работы с одаренными детьми в области спорта

2.1. Основные задачи обновления содержания и организации физического воспитания:

  • учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их интересов и склонностей;

  • внедрение новых педагогических технологий оптимизации и интенсификации учебного процесса;

  • обеспечение соответствующих условий для физического развития одаренных детей.

2.2. Критерии отбора тренеров-преподавателей для работы со спортивно-одаренными детьми:

  • наличие собственной педагогической концепции;

  • профессиональная компетентность;

  • высокая теоретическая подготовка;

  • стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

  • активная научно-методическая деятельность;

  • высокая коммуникативная культура и наличие творческих способностей;

  • наличие организаторских способностей;

  • знание возрастной психологии.

3. Социально – психологическое обеспечение для реализации Программы

3.1. Основные задачи воспитания одаренных детей:

  • опора на принцип гуманизма, как основу воспитания одаренных детей;

  • воспитание учащихся на принципах общечеловеческой гуманистической морали;

  • развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей;

  • формирование духовной культуры, обусловленной традициями семейного воспитания;

  • ориентирование на индивидуальные программы развития физически развитой личности;

  • спортивное совершенствование.

3.2. Задачи социально-психологического обеспечения реализации Программы:

  • создание банка данных с содержательными психологическими характеристиками одаренных детей;

  • создание психологического климата для развития одаренных детей в области спорта;

  • обучение одаренных детей в области спорта навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции;

  • формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, сверстников, педагогов и т.д.)

  • формирование навыков творческого и физического саморазвития;

  • создание условий для усвоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я-концепции», как важнейшего условия полной реализации его потенциальных возможностей;

  • оказание помощи в создании соответствующего семейного микроклимата.

4. Материально-техническое обеспечение реализации Программы

  • комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой;

  • формирование системы спонсорского финансирования для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов в области спорта.

Читайте также:  Как заполнить выписку из истории развития ребенка для детского сада

5. Рекомендации тренерам-преподавателям и родителям (законным представителям) для воспитания в детях исследовательских наклонностей и умения самостоятельно получать знания

  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

  • Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

  • Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

  • Подходите ко всему творчески.

6. Определение одаренности, психологических особенностей

  • общие интеллектуальные способности;

  • академические способности;

  • продуктивное мышление;

  • способность к лидерству;

  • способности к занятиям физкультурой и спортом;

  • психомоторные способности.

7. Требования, предъявляемые тренерам-преподавателям, работающим со спортивно-одаренными детьми

Тренер-преподаватель должен быть:

  • непременно талантливым;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • интеллигентным, нравственным;

  • владеющим передовыми педагогическими технологиями;

  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процессов;

  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

  • обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

  • стимулировать познавательные способности учащихся;

  • работать дифференцированно, осуществлять личностно-ориентированный подход, консультировать учащихся;

  • принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

  • анализировать свою учебно-воспитательную деятельность;

  • регулировать и улаживать конфликты:

  • не допускать стрессовых ситуаций, проводить релаксационные мероприятия.

Работа со спортивно-одаренными детьми проводится во время учебно-тренировочных занятий, спортивно-массовых мероприятий через развитие таких качеств, как: целеустремленность, волю, закалку, дисциплинированность. Все эти качества воспитываются повседневно и непосредственно в спортивной деятельности школы. Успешность воспитания одаренных, перспективных спортсменов определяется способностью тренера-педагога сочетать в учебно-тренировочном процессе задачи спортивной подготовки и общего воспитания; ставить перед юными спортсменами задачи ощутимого спортивного и интеллектуального совершенствования.

8. Основные формы работы с одаренными детьми в области спорта

  • организация во время летних каникул лагеря отдыха, в котором тренеры-преподаватели смогут сочетать физкультурно-спортивную деятельность в каникулярное время с активным содержательным проведением досуга;

  • организация общества молодых талантливых физкультурников с приглашением титулованных спортсменов города, района, области, выпускников спортивной школы.

Важным условием успеха реализации Программы является единство всех форм работы: воспитательных воздействий семьи, педагогов общеобразовательных школ и спортивной школы. Создание оптимальных условий (во время индивидуальных бесед, консультаций, походов, спортивно-массовых мероприятий и др.) для привития обучаемым привычек следовать нормам морали и этики, которые со временем должны стать потребностью юного спортсмена, чертой его характера.

Список литературы

1. Бабаева Ю.Д. Тренинговые методы выявления одаренности под ред. В.И.Панова. М.,1997.

2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Москва-Воронеж,1997.

3. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности \Вопросы психологии,1989.№6 С.29-33

4. Психология одаренности детей и подростков \Под ред. Н.С.Лейтеса М.,1996

5. Штерн В.Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста Пер.с нем . А.П. Юлтунова; под ред. В.А.Лукова СП6.,1977

6. И.А. Кибальченко, Г.М. Афонина Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей. Ростов-на-Дону Издательство СКНЦ ВШ .2001.

Источник

  • Детский спортивный клуб или ДЮСШ. В чем разница?

    14сентября
    2016

    Еще несколько лет назад единственным местом, куда можно было отдать ребенка для занятий общей физической подготовкой или профессиональным спортом, были только детские спортивные школы (ДЮСШ или СДЮШОР). Но, прежде чем попасть на занятия, ребенку необходимо было пройти строгий отбор по способностям и комплекции, неважно, пришел он тренироваться на результат или для здоровья. Таким образом, многие дети оказывались непригодными для того или иного вида спорта, у них пропадала возможность для общего развития, а у некоторых даже рушились мечты.

    Но это была лишь первая ступень отсева непригодных: в процессе первого – второго года тренировок дети проходили еще один «естественный отбор», в ходе которого группы наполовину сокращались и оставались только самые способные и выносливые. И так продолжалось далее. При этом спорт школы простаивали полупустыми и постоянно сталкивались с нехваткой спортсменов.

    В настоящее время существует очень много различных детских спортивных клубов, куда принимают абсолютно всех детей. Одни секции направлены исключительно на общую физическую подготовку, другие на более углубленное занятие тем или иным видом спорта. Однако и государственные детско-юношеские спортивные школы взяли курс на популяризацию массового спорта и постепенно начали менять тактику работы, принимая на занятия всех детей, причем бесплатно.

    Развитие ребенка в дюсш

    Таким образом у родителей стал часто возникать вопрос, куда же лучше отдать ребенка —  в ДЮСШ или коммерческий клуб, если основная цель – занятия для общего развития. Безусловно, первое и практически главное, на что многие родители обращают внимание — это возможность заниматься бесплатно. При этом в ДЮСШ с первого взгляда существуют и хорошие условия, и профессиональные тренеры, и результат. В чем же тогда особенность и преимущества детских спортивных клубов, которых сейчас так много?

    Читайте также:  Копия истории развития ребенка

    В этой статье мы поможем вам понять различия между детско-юношескими спортивными школами и коммерческими спортивными клубами, поскольку самим для этого придется попробовать оба варианта. В качестве примера будем опираться на гимнастику – ДЮСШ в Москве и детский клуб Европейский Гимнастический Центр, а также на объективные факты в их различиях.

    Цена

    Итак, начнем с одного из самых главных различий – стоимости занятий. В спортшколах тренировки проходят бесплатно, а в детских клубах, естественно, платно. Цена зависит от качества предоставляемых услуг, в том числе оборудования.

    Количество человек в группе

    Поскольку в ДЮСШ занятия бесплатные и туда берут теперь абсолютно всех без отбора, то группы формируются очень большие, в среднем по 15 человек на одного тренера, бывает и больше. В Европейском Гимнастическом Центре набор в группы открыт до 10-12 человек, и при таком количестве детей с основным тренером работает помощник.

    Возраст для приема на занятия

    В ДЮСШ по спортивной гимнастике прием на занятия начинается с 5 лет, иногда можно с 4, но в том случае, если ребенок хорошо физически развит и морально готов к самостоятельным тренировкам без родителей.

    В Европейском Гимнастическом Центре прием на занятия начинается с 1,5 лет. В этом возрасте малыши уже физически готовы к выполнению несложных общеукрепляющих гимнастических упражнений, которые преподносятся им в игровой форме, а занятия до 3 лет проходят в сопровождении родителей. Таким образом, дети с первых шагов имеют возможность получать гармоничное физическое развитие, которое направлено на укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, силы, координации. Дети с интересом тренируются в безопасном гимнастическом зале с отличным детским оборудованием, где, помимо всего прочего, с комфортом учатся социализации и общению со сверстниками.

    Развитие ребенка в дюсш

    В результате к 4-5 годам дети уже имеют значительный опыт занятий гимнастикой, они хорошо развиты физически и психологически, имеют повышенную иммунную устойчивость, правильное телосложение, хорошее мышление, а также готовы к успешным тренировкам в любом другом виде спорта.

    Размер зала, оборудование

    В ДЮСШ помимо большого количества детских групп для девочек и для мальчиков, еще тренируются взрослые профессиональные спортсмены. Гимнастических залов с огромными помещениями, где без тесноты могли бы заниматься и те, и другие, практически нет. Иначе этот зал должен быть размером минимум с футбольный стадион. Кроме того, во всех спортшколах стоит оборудование для взрослых спортсменов, где маленьким новичкам делать особо нечего. А детских снарядов практически не предусмотрено.

    В Европейском Гимнастическом Центре проходят тренировки только для общего развития. Клуб оснащен современным французским оборудованием фирмы GYMNOVA — официального поставщика Олимпийских Игр, чемпионатов мира и Европы. Снаряды рассчитаны на разные возраста: для самых маленьких детей от 1,5 лет, для дошкольников, школьников и взрослых. Отметим, что такое качественное оборудование устанавливается далеко не во всех спортивных школах.

    Оно предназначено специально для легкого, интересно и безопасного обучения маленьких детей гимнастическим упражнениям. Количество групп, которые тренируются одновременно в зале, рассчитано под его габариты, так, чтобы дети разных возрастов занимались комфортно и не мешали друг другу.

    Индивидуальный подход тренера


    ДЮСШ

    Поскольку в ДЮСШ в одной группе занимается порядка 15 детей, то говорить об индивидуальном подходе тренера сложно. Соответственно динамичность, качество и эффективность таких тренировок снижается. Если ребенок в силу своих способностей или комплекции не может выполнить задание, которое дает тренер, рассчитывая на большинство, то особого толку от таких занятий не будет.

    В итоге по истечению шести месяцев – одного года группа, как правило, разделяется на две части: 1) дети, которые показывают хороший результат, им тренер начинает уделять особое внимание; 2) дети, у которых получается хуже, тренер с ними работает по остаточному принципу, поскольку все его внимание направлено на детей из первой части группы.

    Такое разделение детей происходит, поскольку все-равно основная задача спортшколы – воспитывать профессиональных спортсменов и готовить их на соревнования.

    Также часто бывает, что у многих тренеров спортшколы, работающих с группами, в это время еще тренируются взрослые профессиональные спортсмены, которым тоже нужно уделять внимание.

    Таким образом, дети, которые менее предрасположены к гимнастике, остаются без должного внимания в силу большой загруженности тренеров. Тогда родители начинают пытаться перевести ребенка к другому тренеру, но это в спортшколах не приветствуется. В результате многим с разочарованием приходится покидать этот вид спорта.

    Читайте также:  Физическое воспитание и развитие ребенка работа с родителями

    Между тем, спортивная гимнастика – лучший вид спорта для гармоничного развития ребенка с любыми способностями.

    Развитие ребенка в дюсш

    Европейский Гимнастический Центр

    В Европейском Гимнастическом Центре тренировки строятся совершенно по-другому. Во время занятий с группой тренер уделяет внимание всем ученикам и выбирает упражнения в соответствии с их способностями. Для того, чтобы повысить качество тренировок, основному тренеру помогает помощник. Если же тренер видит, что ребенку уже неинтересно в данной группе, поскольку он перешел на более высокий уровень подготовки, то без проблем переводит его в следующую по возрасту группу.

    Кроме того, родители всегда могут выбрать для ребенка персональные занятия с тренером, где они будут индивидуально отрабатывать все элементы. Эффективность таких тренировок еще выше.

    Также напомним, что гимнастика является отличным видом спорта для детей с ограниченными возможностями, они тоже могут тренироваться в Европейском Гимнастическом Центре.

    Тренерский состав

    В Европейском Гимнастическом Центре, также как в ДЮСШ, работают тренеры с высшим педагогическим образованием, которые являются профессиональными гимнастам, акробатами. Также в Европейском Гимнастическом Центре тренеры обладают передовым европейским опытом работы с детьми и взрослыми в формате развивающей гимнастики.

    Цель и результат

    Исходя из вышесказанного, прямо вытекает результат занятий в ДЮСШ и Европейском Гимнастическом Центре. Опираясь на большой опыт работы, с уверенностью можем сказать, что дети в Европейском Гимнастическом Центре гораздо быстрее добиваются результатов в виде хорошей физической подготовки и умения выполнять различные гимнастические и акробатические элементы, чем учащиеся ДЮСШ.

    То, чему в спортивных школах дети обучаются год, в Европейском Гимнастическом Центре они осваивают за пару месяцев. Кроме того, в ДЮСШ тренеры не учат многих акробатических элементов с группой первого и второго года обучения в силу большой загруженности и необходимости индивидуального подхода.

    Хотя, например, освоить сальто вперед с батута ребенок в возрасте 5 лет, пришедший на занятия в Европейский Гимнастический Центр абсолютно без подготовки, может за месяц регулярных тренировок (три занятия в неделю). Если он до этого уже занимался спортом, то за 3-4 занятия. Стойку на руках или колесо ребенок может научиться выполнять также за месяц регулярных занятий.

    Кроме того, очень часто в Европейский Гимнастический Центр приходят на дополнительные занятия дети, которые уже давно тренируются в спортивной школе. Родители говорят, что им не хватает именно индивидуального тренерского подхода для отработки ряда сложных элементов.

    Также регулярно встречаются случаи, что дети, прозанимавшись в спортшколе год-два, приходят в группу своего возраста в Европейский Гимнастический Центр, и по умениям отстают от сверстников, которые занимаются у нас в два раза меньше. Причем мы говорим о ребятах с обычными способностями.

    Перспективы на будущее

    Если вашему ребенку с рождения заложены хорошие данные для гимнастики, то вы можете смело отдать его в спортшколу с 5 лет. Но до наступления этого возраста еще можно пару лет потренироваться в Европейском Гимнастическом Центре, где он сможет получить хорошую базовую подготовку, и, поступив в ДЮСШ, сразу начать успешно выступать на соревнованиях.

    Развитие ребенка в дюсш

    В целом гимнастика обеспечивает отличную физическую подготовку, координацию, гибкость, которые необходимы в любом другом виде спорта. Именно поэтому многие тренеры в футболе, хоккее, единоборствах, плавании, теннисе и прочих видах спорта, рекомендуют дополнительно заниматься гимнастикой. Поскольку в Европейском Гимнастическом Центре можно начинать тренировки с 1,5 лет, то к 5 годам, когда стартует набор в большинстве видах спорта, ваш ребенок будет уже отлично подготовлен физически и психологически.

    Кроме того, занятия в Европейском Гимнастическом Центре можно легко подстроить под свой личный график и совмещать их с другими секциями.

    Режим тренировок

    В спортивных школах режим тренировок для детей имеет строгую установку, в определенное время, как правило, днем или ближе к вечеру по 1,5 – 2 часа. Набор на занятия происходит в начале учебного года.

    В Европейском Гимнастическом Центре родители могут выбрать любой удобный для себя график тренировок в утреннее, дневное или вечернее время, включая субботу и воскресенье. Набор на занятия проходит в течение всего года, в том числе летом.

    Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие.

    Бесплатное пробное занятие

    Все статьи

  • Источник