Развитие ребенка в детстве интенсивность этого развития

Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.

Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.

Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.

Этапы развития ребенка.

Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.

Основные этапы развития ребенка.

Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год — это время так называемых основ — важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:

  • реагирование на окружающую среду;
  • поднимание головы и корпуса;
  • захват;
  • вращение;
  • лепетание;
  • ползание;
  • самостоятельно сидите;
  • вставать на ножки;
  • реагировать на свое имя;
  • первые шажки.

Этапы развития ребенка на первом году жизни.

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.

1 месяц жизни ребенка.

В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.

2 месяц жизни ребенка.

На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.

3 месяц жизни ребенка.

На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему — первые беседы начинаются.

4-й месяц жизни ребенка.

Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.

5 месяц жизни ребенка.

На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги — мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».

6 месяц жизни ребенка.

Полгода — очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.

7 месяц жизни ребенка.

Первые попытки сесть — веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину — так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.

Читайте также:  Диагностика личности ребенка с особенности развития

8 месяц жизни ребенка.

Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.

9 месяцев жизни ребенка.

В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается — он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.

10 месяц жизни ребенка.

Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .

11 месяцев жизни ребенка.

До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.

12 месяц жизни ребенка.

Первый день рождения ребенка — очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.

Небольшой шаг, большое дело!

Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.

Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.

Источник

Елена Китаева
Особенности развития ребенка в раннем возрасте

Раннее детство (от 1 до 3 лет) – один из самых важных этапов в жизни ребенка.Основными достижениями этого периода являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. В этом возрасте ребенок входит в социальное пространство человеческих отношений, где происходит развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.

В этом возрасте у ребенка возрастает интерес к окружающим его предметам, что побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Развитие речевой функции зависит от того, как взрослые общаются с ребенком. Если родители ограничиваются только уходом за детьми, а общению уделяется мало внимания, то они могут резко отставать в развитии речи. Но с другой стороны, если взрослые в общении с ребенком исполняют все, что он хочет, по первому жесту, ребенок также может долго не разговаривать. Взрослые должны стремиться вынуждать ребенка говорить внятно, выражать словами свои желания и только тогда выполнять их.

Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. В этот период он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко. После полутора лет ребенок начинает пытаться произносить слова, но у него пока не хватает речевых возможностей. Малыши в этом возрасте часто задают вопрос «Это что?» К концу второго года ребенок употребляет уже до 300, а к концу третьего года — от 500 до 1500 слов. Поначалу речь ребенка абсолютно не похожа на речь взрослого человека, так как ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются (такие слова, как «ам-ам», «ням-ням», «тпруа», «бяка», «ав-авка»). Такую речь называют автономной. При правильном речевом воспитании (если взрослые, общаясь с ребенком, будут требовать от него четкого произнесения слов) автономная речь быстро исчезает. В противном случае автономная речь может сохраниться надолго.

В раннем возрасте очень интенсивно развивается память ребенка. Кроме того, она становится ведущей функцией. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна, то есть ребенок не совершает никаких специальных действий для того, чтобы запомнить или припомнить что-нибудь. Дети раннего возраста часто удивляют взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи. Однако такое запоминание ничего не говорит об интеллектуальном развитии ребенка и его индивидуальных особенностях. Это свойственно всем детям раннего возраста и объясняется результатом общей пластичности нервной системы.

В раннем возрасте начинает возникать воображение. Оно также носит непроизвольный характер, то есть возникает внезапно под влиянием эмоций и настроения. В этом возрасте воображение у детей ограничено, так как представляет собой всего лишь воспроизведение действия или ситуации, заимствованных от взрослых. К концу раннего возраста дети могут «сочинять» собственные сказки, однако, это всего лишь умение варьировать предшествующим опытом.

Мышление ребенка в раннем детстве является наглядно-действенным. Все мыслительные операции, направленные на исследование окружающего мира, осуществляются при помощи внешних ориентировочных действий.

Центральным местом в развитии познавательной сферы ребенка является восприятие. В раннем детстве интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми действиями. Ребенок в раннем возрасте может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве, когда выполняет какое-то действие.

Читайте также:  Что делает ребенок на 2 месяце жизни развитие

Дети в раннем возрасте, подражая взрослым, постепенно овладевают свойственными человеку формами поведения в обществе. Под влиянием взрослых начинает формироваться внутренний мир ребенка. Но они не могут вложить в него свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения. Часто воспитательные воздействия взрослых не приводят к желаемым результатам, так как ребенок принимает их в соответствии со своими потребностями и интересами.

Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является непроизвольность, то есть он действует под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Например, если ребенок заплакал от того, что у него отобрали игрушку, его легко можно утешить, если дать взамен другую, или вообще занять его чем-нибудь.

В период с двух с половиной до трех лет ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека. Возникновение и осознание себя как «Я» происходит ближе к трем годам и зависит от общения взрослых с ребенком. В это же время появляется новый тип отношения ребенка к взрослому. Он начинает сравнивать себя с взрослыми и стремится быть более независимым и самостоятельным. У ребенка в отношении взрослого начинают развиваться такие черты, как негативизм, упрямство. Он все хочет делать сам. Такое поведение характерно для кризиса 3-х лет. Это новая ступень в развитии личности ребенка, так как именно переживания кризиса учат ребенка навыкам позитивного общения, умению сравнивать себя с другими, а также развивают сензитивность (чувствительность) ребенка к чувствам других людей. Взрослым необходимо в этот период проявить терпение, уметь договориться с ребенком, найти выход из детского противостояния.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. К концу третьего года жизни игра уже носит сюжетно-ролевой характер. То есть ребенок принимает на себя определенную роль, (например, изображает из себя маму или папу, в точности повторяя позу, жесты, мимику, речь). Поэтому в присутствии ребенка взрослым следует обращать внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Кроме того, ребенок не просто копирует взрослых, а исполняет определенную роль, перевоплощается то в доктора, то в парикмахера, то в шофера. Переход к ролевой игре является новым этапом в умственном развитии ребенка.

Зная возрастные особенности ребенка, можно понять причины того или иного поведения, а также грамотно подойти к развитию умственных способностей и личностных качеств малыша.

Дорогие родители, старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.

Источник

https://pixabay.com/ru/photos/новорожденный-ребенок-ньюборн-сон-1328454/

Всем родителям важно знать особенности развития ребенка в отдельные возрастные периоды. Некоторые матери огорчаются, если их ребенок не приобрел еще того или иного умения, так как не знают, что оно не обязательно для данного возраста. Другие, наоборот, поражаются тому или иному умению ребенка, не подозревая, что оно как раз характерно для этого возраста.

Особый интерес представляет первый год жизни ребенка. Этот возраст характеризуется бурным развитием органов чувств, движений, речи.
Среди родителей еще распространено мнение, что до года младенца ничему учить не надо. Его, мол, нужно лишь вовремя накормить, уложить спать, успокоить чем-нибудь, если он плачет. Очень часто можно слышать фразу: «Нашего ребенка никто не воспитывал, он сам всему научился». Это глубоко неверно. Взрослые просто не отдают себе отчета в том, что, например, бесконечное ласковое «щебетание» матери с ребенком развивает у него улыбку, смех, оживленные движения, голосовые реакции. На прогулке родители называют ребенку предметы, на которые он обращает внимание, и тем самым подготавливают у него умение понимать речь взрослых. Как же развивается ребенок в течение первого года жизни и что необходимо для его нормального развития?

Первые три месяца. Если сравнить 3-месячного младенца с новорожденным, можно увидеть резкие изменения, происшедшие за этот отрезок времени. Теперь он хорошо лежит на животике, опираясь на предплечья, долго удерживает головку и следит за окружающими предметами. Если подходит взрослый и разговаривает с ним, он быстро оживляется, смеется, издает различные звуки, усиленно двигает руками и ногами. Каким же образом младенец всему этому научился?
Уже на первом месяце у него начинают развиваться органы чувств (зрение, слух, осязание и др.). Поэтому важно своевременно предоставить ребенку возможность упражнять их. Для развития зрения полезно к концу первого месяца над кроваткой подвешивать крупные, яркие игрушки (шары, попугаи, погремушки) на расстоянии 60- 70 см от глаз малыша. Сначала он задерживает свой взгляд на игрушке всего несколько секунд, а на протяжении 2-го и 3-го месяца овладевает умением смотреть на предметы более длительно, сосредоточенно. Трехмесячные дети уже большую часть периода бодрствования следят за взрослыми и предметами, которые привлекли их внимание.
Одновременно со зрением развивается и слух. С 2- 3-недельного возраста малыш начинает прислушиваться к звукам, сначала громким, а к 1 1/2-2 месяцам — и более мелодичным. Трехмесячный малыш уже может определить, с какой стороны раздается звук, и безошибочно поворачивает туда головку. В возрасте до 3 месяцев для малыша очень характерны проявления радостного, оживленного состояния. Глядя на ласково улыбающееся лицо взрослого, ребенок примерно с 3- 5 недель начинает сам улыбаться. Постепенно улыбка появляется все чаще и становится длительнее, возникают радостные звуки «г-ыы», «гу», усиливаются движения ручек и ножек. Поддержание подобного радостного и активного состояния необходимо для нормального развития младенца. Развивается его голосовой аппарат, усиливаются кровообращение и дыхание, укрепляется мускулатура.
Для общего развития ребенка очень полезно умение лежать на животе. В семье же часто опасаются класть ребенка на живот, боясь, что эта поза для него трудна и неудобна, что она может вызвать срыгивание. Лежа на животе, дети к началу 2-го месяца пытаются приподнимать головку. Уже к 3 месяцам они подолгу лежат на животе, рассматривая все вокруг.
Полезно развивать также умение держать головку в вертикальном положении, для чего на 2-м месяце можно брать ребенка на руки, поддерживая под грудку и таз. Для укрепления ножек рекомендуется с 2 — 2,5 месяцев брать ребенка под мышки, опускать и поднимать его, давая возможность кратковременно касаться ногами опоры. К 3 месяцам ребенок, поддерживаемый под мышки, уже умеет крепко упираться ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

Читайте также:  Развитие ребенка по выгодскому

От 3-х до 6-ти месяцев. За 3 месяца у ребенка значительно развились органы чувств, особенно зрение и слух. Он теперь длительное время следит за всем, что происходит вокруг, прислушивается к каждому звуку, различает людей, их голоса, бурно оживляется, увидев мать или услышав ее голос. В 5 месяцев ребенок певуче гулит, с 6 месяцев произносит первые лепетные слоги «ма», «ба» и др. Но дитя хорошо лепечет только в том случае, если взрослые постоянно поддерживают и вызывают у него лепетные слоги.
С 2,5 — 3 месяцев ребенок пробует ощупывать и захватывать различные предметы. Для выработки этого умения над его грудью подвешиваются в кроватке различные кольца с мелкими шариками, так, чтобы он мог захватить их. К 4- 5 месяцам малыш овладевает умением схватывать и удерживать игрушку, поэтому теперь игрушка дается ему прямо в руку. Удобны в этих случаях погремушки с ручкой. Шестимесячный ребенок свободно захватывает игрушку из различных положений, пытается подтянуться к ней, совершенствуя тем самым свои движения. К 5 месяцам ребенок сам может переворачиваться со спины на живот. В 6 месяцев он перевертывается с живота на спину.

От 6-ти до 9-ти месяцев. В этот период появляется много нового и интересного. С 6-7 месяцев у малыша впервые начинает развиваться понимание речи взрослых. Выражается оно в том, что на вопрос взрослого: «Где петушок?», «Где киска?» и т. д. ребенок указывает на предмет глазами или рукой. Для развития понимания речи хорошо использовать крупные и яркие сюжетные игрушки (куклу, зайку, мишку). Вначале предмет стоит на каком-то определенном месте, чтобы ребенок запомнил это место. Когда он уже связал слово, например «зайка», с сидящим на приемнике зайкой, игрушку можно перемещать в любое место. Постепенно ребенок все больше знакомится с различными предметами, действиями.
К 9-10 месяцам его можно научить по просьбе взрослого находить отдельные предметы, игрушки, выполнять некоторые действия: «делать ладушки», «до свидания», садиться, вставать. Развитие понимания речи раскрывает перед ним новые большие возможности для ознакомления с окружающей средой.  В 7- 8 месяцев малыш подражает слогам, которые сам хорошо произносит, а к 9- 10 — повторяет слоги, раньше ему неизвестные.
Своевременное развитие лепета и умения подражать звукам взрослого — хорошие предпосылки для дальнейшего развития речи. Меняется и характер игры ребенка. Если до 8 месяцев он со всеми игрушками играл одинаково (стучал, размахивал), то уже к 8 месяцам, благодаря развитию понимания речи, он может с разными предметами играть по-разному: шарики и мячи катать, открывать и закрывать матрешку и различные коробочки. К 7 месяцам малыш начинает ползать. Теперь он может перемещаться и знакомиться с новыми предметами, достать желаемую игрушку. Предоставьте ребенку полный простор. Его можно тепло одеть и пустить на чистый пол или разостланное на полу одеяло.
С 8 месяцев ребенок самостоятельно садится. Родители часто торопятся с развитием у ребенка этого навыка. Раннее присаживание ребенка может очень вредно сказаться на его здоровье: не умея сидеть, ребенок подается вперед, сдавливая грудную клетку. В некоторых случаях может произойти даже искривление позвоночника. К тому же, рано научившись сидеть, ребенок очень мало движется. Восьмимесячный малыш встает в кроватке, держась за перила, а затем и переступает вдоль них. К 9- 10 месяцам он ходит, держась за руки взрослого.

От 9-ти месяцев до года. На последнем этапе первого года жизни у ребенка продолжают расширяться и усложняться все его умения. Девятимесячный малыш произносит первые осмысленные слова. Глядя, например, на отца, говорит: «Папа». Или говорит: «Дай». К году ребенка можно научить осмысленно произносить 6- 10 слов. В периоде от 9 месяцев до года можно значительно усложнить самостоятельную игру ребенка. Он пытается выполнить сложные действия с предметами: закрывать, открывать и вкладывать матрешки, надевать кольца на палочку пирамидки, накладывать кубики друг на друга. Научите его качать куклу, поить ее. К году малыш может самостоятельно ходить.
Таковы основные показатели развития ребенка на первом году жизни. Но хорошие результаты могут быть получены лишь в том случае, если вся жизнь ребенка протекает нормально. Поэтому воспитание ребенка раннего возраста требует правильной организации всей его жизни: создание соответствующего режима, правильное удовлетворение всех жизненных потребностей (еда, сон и т. д.), продуманная организация периодов бодрствования.
В течение первого года ребенок очень быстро растет и развивается, резко повышается работоспособность его нервной системы. Поэтому и режимы, которые составляются на основе особенностей развития ребенка, часто меняются. За год сменяется 3- 4 режима.
В этой статье я затронула лишь основные моменты, без которых невозможно правильно воспитать ребенка. Воспитание ребенка — это искусство, требующее от родителей труда, терпения и времени. Но труд этот вполне окупается той радостью, которую доставляет взрослым хорошо развитый, здоровый ребенок.

Источник