Развитие ребенка в ципр
На этом сайте создано очень много тем и постов, где девочки пытаются разобраться, что ж этот ЦИПР из себя представляет. И, как это обычно бывает, мнения расходятся на совершенно полярные: у одних своих малышей водили сестры-подруги-знакомые и пищали от восторга, у других эти же самые знакомые-подруги-сестры плевались и ругались на чем свет стоит.
Что же такое ЦИПР? Центр игровой поддержки ребенка – это новая (вариативная) форма дошкольного образования, созданная для того, чтобы включить в образовательный процесс малышей.
Цели ЦИПР (по положению):
Развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий;
Адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
Задачи ЦИПР (по положению):
Оказание содействия в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности;
Разработка индивидуальных программ игровой поддержки развития ребенка, реализуемых на игровых сеансах;
Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
Обучение родителей и специалистов детских учреждений способам применения различных видов ИСО, организации на их основе развивающих игр, а также методам игрового взаимодействия с детьми;
Ознакомление родителей, специалистов детских учреждений с современными видами ИСО;
Консультирование родителей по созданию домашней развивающей среды, формированию оптимального состава ИСО, правилам их выбора.
ЦИПР – это тоже государственная услуга(!).Это важно понять. Часто ли вы бываете довольны взрослыми и детскими поликлиниками, больницами, школами, садами? Но дажев них вам попадаются очень хорошие специалисты, врачи, педагоги, логопеды, дефектологи. Надо же такой мастер, а работает в обычной поликлинике… вот и вся суть проблемы. Не бывает идеального ГОСучреждения, важны только ЛЮДИ. На них (специалистов) и стоит смотреть и делать СВОИ выводы (не сестрины, подругины и бабушкины). ВАМ общаться с этими педагогами, ВАМ доверять им детей… Идем дальше.
МИФ 1: Бесплатные занятия всегда хуже платных. Ходить лучше на платные.
Реальность: на самом деле большинство порошенных мною родителей подтверждают, что часто платные занятия не стоят своих денег вообще.Сколько ни заплати, а хорошего отношения не купишь. Вопрос такой же как, например платные и бесплатные роды…
МИФ 2: ЦИПР – фигня и ничего не дает детям.
Реальность: А часто ли вы получаете возможность ранней диагностики малыша? Какого его нервно-психическое развитие, речевое. Если в ЦИПРе хорошие специалисты (диагност – педагог-психолог), то везению вашему нет предела. В платном центре такая диагностика обойдется не менее 1500 руб. кроме того, если выявляются проблемы, то специалисты ЦИПР должны взять вас и на индивидуальные занятия и, при необходимости, направить в ЦПМСС, институт, которые занимаются этими вещами (как то: задержки развития, неврологические проблемы, патологические привычки, последствия стрессов и проч. вредности).
МИФ 3: После ЦИПР ребенок будет плохо ходить в садик и/или ЦИПР обязан подготовить ребенка к детскому саду.
Реальность: ЦИПР может лишь отчасти подготовить малыша к садику, т.е. предоставить условия для адаптации и социализации. В большей степени то, как пойдет ребенок в сад зависит от РОДИТЕЛЕЙ. Если родитель заранее уверен, что у малыша будут проблемы с привыканием – они будут. И дело тут не в ЦИПР, яслях и садиках. Настрой родителей определяет настрой ребенка.
МИФ 4: В ЦИПР неимоверные поборы, как и во всех садиках
Реальность: ЦИПР обязан работать бесплатно – это положение. То, что в большинствах ЦИПР берут от 500 до 3.000 руб. незаконно и является своеволием администрации. А вот принести свои карандаши-бумагу-краски-кисточки-клей (но никак не деньги!)– законно и очень даже желательно, поскольку государство эти ЦИПР никак почти не обеспечивает и многое специалисты покупают за свой счет. Думаю, что принести краски и бумагу для своего же малыша – не проблема.
МИФ 5: Всю работу должны делать педагоги.
Реальность: Частое заблуждение. Весь смысл ЦИПР – работа специалистов с диадой «Мать и дитя». Не получится просто сидеть на попе и смотреть, как играют с вашим ребенком (это к платникам) и если расчет именно таков, то в ЦИПр лучше не ходить – и сами не разочаруетесь, что эффекта нет и специалистам проблем меньше. Весь смысл в том, что ребенок всему обучается по подражанию. Подражанию самому близкому и эмоционально значимому человеку – маме. Малыш видит, как вы рисуете-поете-танцуете-разговариваете с другими мамами и детьми и обучается-научается. Отсюда миф №6.
МИФ 6: Зачем тогда ЦИПР, если можно заниматься дома?
Реальность: Можно. Только мало, кто это делает. А потом в садик приходят 3-4-летние дети, которые никогда не пробовали рисовать и лепить и никогда не собирали пирамидку… И эта реальность не такая уж и редкая, правда. И еще важно понять, что никакая площадка с песочницей и/или гости не заменят полноценный детский коллектив.
МИФ 7: «Попробуем походить, не понравится – и ладно».
Реальность: И с таким настроем тоже лучше не зачисляться. Вы можете походить 2 недели и вам может не понравиться, но вы УЖЕ зачислены и уже заняли место, их в ЦИПР всего 24. В таком случае (если нет желания поговорить с сотрудниками ЦИПР и совместно сделать так, чтоб нравилось ходить) лучше сразу и отчислиться, на очередь в садики это никак не влияет. Дело в том, что пока вы зачислены на занятия и не посещаете их, другой малыш зачислен быть не может. А он очень хочет и ему очень нужно, например, позаниматься речевым развитием, а родителям важно сходить на консультацию к психологу ЦИПР. Но они не могут – ждут, когда отчислятся «мертвые души» из списка. Так что если не нравится – не тяните, желающих ходить всегда много.
А ТЕПЕРЬ О ТОМ, КАК ЭТО РАБОТАЕТ:
ЦИПР малыши посещают вместе с мамой или папой (законным представителем, для бабушек и нянь-сестер желательна справка от нотариуса). Игровые сеансы (они же занятия) проходят в мини-группах (от 4 до 8 человек) 2-3 раза в неделю и, при необходимости, индивидуально с психологом 1 раз в неделю. На группах детки танцуют, поют, учатся играть на простых инструментах (погремушки, колокольчики, палочки, бубны и проч.), рисуют, лепят, клеят. Играют в подвижные игры и в дидактические со спец. развивающими пособиями. Родители активно участвуют во всем этом +имеют возможность бесплатно проконсультироваться у психолога, преподавателя музыки, ИЗО и у воспитателей. Для малышей организовывают праздники (Новый год, 8 марта, выпускной). И от активности родителей зависит очень многое, например, будет ли весело и интересно вашему малышу. Ведь никто не мешает, например, договориться с коллективом ЦИПР и показать малышам сказку…
Короче, ЦИПР ЦИПРу рознь, но если ЦИПР у вас хорошо организован, то и работать будет лучше платного центра.
Ксения,
педагог—психолог ЦИПР.
Источник
Светлана Ситкина
Центр игровой поддержки ребенка (Ципр)
«Цент игровой поддержки ребенка» (ЦИПР)
Старший воспитатель Ситкина С. А.
МКДОУ Д/С «Теремок» с. Шилыково Лежневского муниципального района Ивановской области
1 слайд — Сегодня система дошкольного образования требует таких форм работы с детьми и родителями, которые могли бы стать для них способом удовлетворения социального заказа. С введением ФГОС ДО в системе образования меняются подходы к организации образовательного процесса.
Таким образом, Центр – перспективный путь развития системы дошкольного образования применительно к раннему детству.
2 слайд — Первоначально нами была поставлена цель — создать высокоэффективную систему дополнительного образования:
отвечающую интересам личности ребенка;
потребностям родителей;
позволяющую повысить экономическую эффективность функционирования Центра развития ребенка.
3 слайд — На совете педагогов было принято решение о создании Центра игровой поддержки детей раннего возраста «Карапузики».
Цель создания такого Центра:
реализация права детей раннего возраста, не посещающих детские сады, на равные возможности получения дошкольного образования;
развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение;
формирование культуры игры в семье как ведущей деятельности ребенка, педагогическое и психологическое просвещение родителей.
4 слайд — Поставленная цель конкретизируется следующими задачами:
оказать содействие в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;
раскрывать, сохранять и развивать психофизиологический потенциал каждого ребенка;
выявлять и раскрывать его индивидуальность;
создавать атмосферу эмоциональной сопричастности;
развивать и поддерживать у ребенка доверительные взаимоотношения со взрослым, интерес к взрослому как партнеру по деятельности, интерес к сверстникам;
приобщать ребенкак культурному наследию человечества: знакомить с сенсорными эталонами, образцами фольклора, музыкальными произведениями и т. д. ;
способствовать своевременному физическому, сенсорно-словесному, музыкально-художественному развитию;
развивать потребность в речевом общении;
оказывать консультативную помощь и поддержку родителям по вопросам воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста;
создавать условия для успешного прохождения каждым ребенком адаптации при поступлении в детский сад.
5 слайд — Восприимчивость педагогов к инновациям – очень сильно выражена – 24%, выражена – 67%, проявляется, но не всегда – 9%.
6 слайд– Рассмотрим алгоритм организации деятельности ЦИПР:
Проблема — Выстраивание новой модели включения родительской общественности в образовательный процесс через организацию деятельности ЦИПР.
Первичная оценка ситуации, осознание реперных точек —
Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива к освоению новых форм дошкольного образования Анализ социального заказа, конкретизация запросов родителей неорганизованных детей на образовательные услуги. Анализ условий для организации ЦИПР.
Постановка задач
Создать нормативно-правовую базу. Разработать пакет методического инструментария. Создать модель ЦИПР. Выстроить «дорожную карту» по реализации программы. Обеспечить готовность субъектов образовательного процесса к работе в условиях инновационной деятельности.
Отбор ресурсов, определение способов решения проблемы
Наличие нормативно-правовых документов (положение о ЦИПР, штатное расписание, заявления и договоры с родителями, договоры с сотрудниками) Обеспеченность предметно-развивающей среды, методической базы Разработка программы игровой поддержки и психолого-педагогического сопровождения ребенка Разработка лекториев, теоретических и практических занятий для родителей Повышение квалификации специалистов.
Организация ЦИПР
Созданы условия: предметно-развивающая среда, научно-методическое обеспечение, дидактическое оборудование и подбор специалистов. Установлено сотрудничество с заинтересованными организациями для научно-консультативной поддержки. Реализуются образовательные программа примерная «Детство». Родители, специалисты, дети вовлечены в единую творческую деятельность.
Мониторинг эффективности работы ЦИПР.
7 слайд — Организация деятельности ЦИПР:
• ЦИПР создается из расчета не менее чем 1 группа по 8 человек.
• В ЦИПР дети принимаются по заявлению родителей (законных представителей) и на основании договора, заключенного между родителями (законными представителями) и администрацией учреждения (при условии представления справки о состоянии здоровья ребенка из детской поликлиники).
• Содержание и методы деятельности ЦИПР определяются программой образовательного учреждения, примерной основной образовательной программой «Детство», программой дополнительного образования «Карапузики», индивидуально ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми учреждением в соответствии с государственным образовательным стандартом.
• Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровые сеансы, консультация, тренинг.
• Наполняемость групп при организации групповой работы с детьми — не более 8 человек. В работе групп могут принимать участие родители (законные представители). Продолжительность групповых занятий определена графиком и расписанием занятий. Групповая работа может быть организована несколькими педагогами одновременно.
• Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных представителей).
• Организацию деятельности ЦИПР осуществляют педагоги ДОУ по направлениям, определенным в штатном расписании.
• В ЦИПР организуются лектории, теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ по вопросам, связанным с использованием и применением игровых средств обучения для детей дошкольного возраста.
8 слайд — Среда является пространством для конструктивного общения и взаимодействия специалистов и родителей. Она обеспечивает компонент здоровьесберегающей среды с ориентацией на возраст детей.Осуществляется учет: правильного и рационального зонирования пространства; своевременной наполняемостью среды игровыми средствами, оборудованием; использования многофункциональных, легко трансформируемых форм (мебель, игрушки и т. д.). Уделяется внимание индивидуальному личностно – ориентированному подходу в развитии детей.
9 слайд – Параметры результативности педагогического процесса в ЦИПР:
эмоциональный настрой детей их желание посещать ЦИПР;
наличие и содержание интересов, умений, учебных навыков, мотивов у детей;
содержание предметно — развивающей среды;
содержание отношений «ребенок — специалист — родители».
10 слайд — Методика занятий с детьми раннего возраста имеет свою специфику.Она связана с особенностями развития и поведения малышей: занятия проходят в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора маленьких детей. Формами работы с детьми являются развивающие игры – занятия,направленные на: развитие предметно-манипулятивной деятельности и познавательной активности; развитие речи, двигательной активности, мелкой моторики, сенсорики, тактильных ощущений, продуктивных видов деятельности, музыкальное развитие.
11 слайд –
консультации и практикумы педагогов по запросу родителей;
имфотека: книги, каталоги и методическое обеспечение игр и игрушек, видеоролики;
оформление выставок детского творчества;
открытие творческой лаборатории по обмену опытом;
создание «Книги достижений нашего малыша» (портфолио).
12 слайд — Целью деятельностного компонента является реализация различных форм активного совместного взаимодействия ребенка и взрослого. Игровой сеанс в ЦИПР объединяет несколько видов деятельности детей единой темой, и имеет определенный алгоритм. Для детей раннего возраста важно следовать ему. Это имеет большое значение для успешной социализации ребенка и помогает в снижении его тревожности. Знакомый алгоритм помогает малышам легко переходить от одной деятельности к другой, к началу и окончанию игрового сеанса.
13 слайд — Формирование доверительных отношений, активизация и обогащение педагогического потенциала родителей лежат в основе общения.Средством реализации общения является: совместные детско – родительские игры – занятия и развлечения; положительный эмоциональный контакт со сверстниками при поддержке родителя и педагога; нерегламентированное общение специалистов и родителей (оказание им помощи и педагогической поддержки обеспечивает не только включенность родителей в совместную деятельность, но и способствует установлению более тесного контакта с собственным ребенком); непосредственное общение родителей друг с другом.
14 слайд – Оценка эффективности проводимой работы осуществляется на основе наблюдений за детьми на занятиях и в свободной деятельности; бесед с родителями; показателей НПР детей; индивидуального профиля развития ребёнка. Предполагаемый результат работы ЦИПР:
повышение роли семьи, родителей в воспитании, развитии ребенка (как социальный результат, т. е. в целом повышение статуса семьи в образовании детей;
предоставление определенных стартовых возможностей ребенку при поступлении его в дошкольное образовательное учреждение;
целенаправленное и осознанное внимание родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, к их образованию и развитию;
рост профессионального мастерства педагогов, занимающихся этой деятельностью.
Источник
Все,что должны знать родители о центрах игровой поддержки ребенка Практически все семьи, в которых есть маленькие детки, сталкивались с вопросом адаптации ребенка к детскому саду. Для малышей первые посещения детского сада – это, прежде всего стресс не только для малыша, но и для его мамы, он обусловлен многими факторами: резкая смена обстановки, боязнь остаться совсем одному без мамы (папы, няни и т.д.), могут возникнуть некоторые сложности с непривычным распорядком дня, режимом питания. Что бы избежать стресса и быстрее адаптироваться в детском саду, психологи рекомендуют посещать Центры игровой поддержки ребенка (ЦИПР).
Рассмотрим более подробно, что же такое ЦИПР?
ЦИПРы – это работающие на базе детских садов, центры игровой поддержки для детей от 1 года до 3 лет. Основные задачи центров:
- — эмоциональное и психическое развитие ребенка, помощь в адаптации к детскому саду;
— приобщение к творчеству, развитие навыков общения в коллективе;
— помощь, консультации и ознакомление родителей с современными методиками игровых средств обучения.
А говоря «человеческим» языком, то педагоги центра в игровой форме научат малышей общению со сверстниками, разовьют его память, внимание, мышление, эстетическое восприятие и творческие способности, музыкальные способности и ритмику.
Чем занимаются в ЦИПР?
Занятия в ЦИПРах включат в себя:
- — сюжетно-ролевые игры («магазин», «парикмахерская», «кухня»);
— активные игры (игры с мячом, скакалки);
— музыкальные занятия (танцы, пение, игра на музыкальных инструментах);
— интеллектуальные и настольные игры (лото, конструкторы, аппликации, игры с природным материалом);
— игры, направленные на развитие мелкой моторики по методике Монтессори и др., пальчиковые игры;
— игровые сеансы у психолога;
— рисование и прикладная деятельность (лепка, аппликации).
Для детей организовывают утренники, театральные представления и праздники.
Для родителей в центрах устраивают лекции, консультации, выставки и семинары по вопросам воспитания ребенка, гармоничных отношений в семье и развития ребенка.
Занятия проводятся 3-4 раза в неделю, продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возраста детей. Как правило, занятия проводят высококвалифицированные педагоги и психологи. Группы рассчитаны на 6-8 детей. Большой плюс таких занятий то, что на них присутствуют дети вместе с родителями. Но если вы рассчитываете просто сидеть и смотреть на то, как занимаются с вашим ребенком, то ЦИПР вас разочарует. Основной метод обучения в ЦИПРе построен на том, что малыш либо делает все вместе с мамой, либо сам повторяет действия самого родного и близкого человека, а не чужой незнакомой тети (так ребенок остается спокойным и избегает нежелательных стрессов).
Для каждого ребенка создается и постоянно заполняется специальная карта развития, в ней педагоги отражают итоги занятий и нервно-психическое состояние ребенка. Что должно быть указанно в картах:
- — поведение;
— социальная адаптация и игра;
— физическое развитие;
— навыки общения и речевое развитие;
— самостоятельность и независимость ребенка.
Если специалисты ЦИПР выявят у ребенка проблемы с психическим развитием, то они обязаны (в зависимости от самой проблемы) назначить индивидуальные дополнительные занятия, которые помогут не только выявить проблему, но и максимально эффективно решить ее. Специалисты центра в отдельных случаях могут направить ребенка на консультацию в центр психолого-медико-социального сопровождения. Отдельно хочу уточнить, что деток с явными неврологическими проблемами, ДЦП и аутизмом в ЦИПРах не принимают (исключение — ЦИПРы при специализированных детских садах), для занятий с такими детками существуют специальные центры коррекции развития детей.
Какие именно специалисты работают в ЦИПРах?
Есть стандартное штатное расписание для всех ЦИПРов: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, медсестра, в некоторых ЦИПРах дополнительно работают педагог-логопед и физрук. Все специалисты, работающие в ЦИПРах, несут ответственность согласно действующему законодательству, а так же за качественное выполнение своих обязанностей по достижению целей поставлены в ЦИПРе и за соблюдение конфиденциальности.
С какого же возраста лучше начинать посещать занятия в ЦИПРе?
Как утверждают ведущие специалисты: с 1 до 3 лет раскрываются творческие способности, воображение и фантазия ребенка, но оптимальный возраст с которого, стоит начать посещение ЦИПРа выбирать вам! Отдельно замечу, что минимальный срок адаптации к поступлению в дошкольное учреждение — от 6 до 8 месяцев.
Что нужно, чтобы попасть в ЦИПР?
Для того, что бы попасть в ЦИПР Вам понадобится:
- 1. Предоставить заявление (в некоторых центрах дополнительно требуется заполнение анкеты). Для подачи заявления при себе необходимо иметь оригинал паспорта, оригинал и ксерокопию свидетельства о рождении ребенка.
2. Медицинская справка для ребенка из детской поликлиники (эпидокружение, заключение инфекциониста и педиатра), а так же справка о состоянии здоровья для взрослого, который будет находиться с ребенком на занятиях.
3. Договоренность с администрацией центра (в идеале, вы должны стоять в очереди в детский сад, при котором состоит ЦИПР).
При поступлении вас обязаны ознакомить с годовым планом работы ЦИПРа, календарным планом работы с узкими специалистами, предоставить график работы и расписание занятий вашей группы, в некоторых ЦИПРах предоставляют список литературы, методических пособий, которые используются в работе.
Есть так же определенный «дресс-код» для малышей и взрослых: сменная обувь, наличие дополнительной сменной одежды малышу, на занятия ИЗО нужно принести детские фартучки и влажные салфетки.
Стоимость: так как ЦИПР – это специальное подразделение госструктуры (детского сада), то занятия в нем – бесплатные. Но, основываясь на личном опыте, уточню: в месяц вы будете тратить около 1000 руб. на карандаши, цветную бумагу, пластилин, картон, клей. Так же платными могут быть индивидуальные занятия с узкими специалистами: логопед, психолог.
В заключение хочу сказать, сравнив ЦИПРы с частными центрами раннего развития (старший ребенок занимался в частном центра, младший в ЦИПРе) особой разницы в результатах я не увидела, а куда именно отдавать свое чадо решать вам.
Источник