Развитие ребенка в быту
Мы порой часто сами не замечаем, сколько пользы может принести совместная бытовая деятельность с ребёнком. А если ещё на этом делать акцент и превращать уборку, приготовление пищи в полноценные развивающие занятия — то тогда можно существенно сократить и время, и нервы, и деньги на развивающие пособия и походы в специализированные детские центры. Также это выручает, когда малыш отказывается от специальных занятий.
У каких-то мам такое поведение бывает «на автомате», а многим, как и мне, приходится делать усилия, чтобы не отмахиваться от малыша, когда он просит помочь в каком-нибудь бытовом деле. Или он помогает (помешивать тесто, к примеру), но я забываю сопровождать наши действия объяснениями.
Так вот, моя идея состоит в том, чтобы максимально включаться и проявлять фантазию в любом деле, если рядом малыш.
Сейчас объясню на примере возраста 2-3 лет, на что обращать внимание ребёнка во время разговора.
Понятно, что у каждого возраста свои особенности. До полутора лет мы просто включаем «режим радио» для запуска речи, озвучивая свои действия. До трёх — проводим профилактику кризиса трёх лет, так как принятие любой безопасной инициативы ребёнка в этом возрасте уменьшает количество истерик, основанных на обозначении собственного «я». Ну а после трёх — дети сами с удовольствием задают вопросы для познания окружающего мира.
Итак, например, жарим оладушки с ребёнком.
- Здорово, если малыш сам проявил инициативу. Значит, мы удовлетворяем его потребность в значимости, которая активно проявляется у трёхлеток.
- Рассказывая, что с чем смешиваем, и что в итоге получится — мы развиваем системное мышление и учим последовательности. А если пойти дальше и рассказать, как попадает яйцо, молоко и мука в магазин, а потом к нам на стол — получится большая и познавательная история.
- Повторяем формы, счёт, понятия «больше-меньше», «много-мало», слева, справа и т.п. Я обычно жарю оладьи и блины на двух сковородках. Мои вопросы к ребёнку: какая сковородка больше, какая меньше, какой они формы, какой формы оладьи? Давай посчитаем оладьи? Где больше? Или — где много, а где мало? Если ребёнок не говорит, тогда рассказываем вслух — где, сколько, чего и т.п.
- Учим предлоги: сковородки НА плите, мы — ОКОЛО плиты. Если ребёнок ещё плохо знает предлоги, просим повторить. Если уже знаком с ними, то задаём вопросы.
- Обогащаем речь. Рассказываем, какие у нас оладьи-ароматные, пышные, вкусные, сладкие. Дети постарше могут сами продолжать ряд. Или, какая плита? — Горячая, опасная и т.п.
- Можем повторить правила этикета, т.е. используем слова «спасибо» и «пожалуйста». Как просить оладушек, что отвечать, когда тебе дали. (Кстати, как правильно-оладушек или оладушка?????).
Этот список может быть ограничен только вашей фанатазией и вопросами вашего ребёнка.
Ещё мне кажется очень полезным разбирать покупки из продуктового магазина. Ведь детки буквально от года любят это делать. Обязательно проговариваем вслух, как называется каждый продукт, овощ, фрукт и т.д.
Также с года — полутора можно озвучивать цвета при любой удобной возможности.
Уборка поможет запомнить названия мебели, бытовой техники, научиться ориентироваться в квартире (полезно для пространственного мышления).
Ну а приготовление пищи — вообще кладезь для исследования и познания. Можно просто рассказывать малышу, начиная с рождения, когда практикуете «режим радио» (как бы это глупо не выглядело)-как вы варите суп, что после чего кладёте, как и что называется, показать на примере три состояния воды и т.п.
Как правило, рабочие тетради для детей от года до трёх лет и содержат закрепление вышеперечисленных понятий. Ну и, конечно, не только «большой, маленький» и «много и мало», но и таких, как «короткий/длинный, низкий/высокий», другие противоположности, овощи, фрукты, насекомые, мебель, техника, птицы, растения, профессии, животные, цвета, счёт до 10. Все это прекрасно закрепляется в быту, во время прогулок и чтения детских книг. Главное не забывать разговаривать с ребёнком.
P.S. Несколько лет назад я смотрела по телевизору какую-то программу про одаренного мальчика. Его маму спросили, что она делала для его развития. Она ответила, что просто все ему рассказывала. К примеру, они ходили в магазин, взвешивали вместе овощи, фрукты, всё считали, что видели вокруг. Мама рассказывала о свойствах разных предметов и прочее. То есть, не было опережающих методик и многочисленных пособий, а было просто активное включение мамы в совместную деятельность с ребёнком.
Источник
le>
Часто мы даже не задумываемся о том, что в процессе нашего ежедневного общения с сыном или дочуркой мы прививаем им множество полезных навыков, учим важным вещам. Дело ведь не в том, как много времени мы проводим с ребенком, а в том, насколько это время наполнено смыслом. Попробуем составить общий план того, как можно развивать малыша, ничего специально для этого не предпринимая. Одним словом, между делом.
Как разговаривать с ребенком
Пожалуй, самое главное и самое первое, что мы должны научиться делать, — это правильно разговаривать со своим малышом. Нередко мы недооцениваем значения самых обычных бесед с ребенком. А ведь «поговорить» — это то, что мы можем позволить себе практически всегда, в любую секунду, занимаясь любым делом…
«Наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными мы им предоставляем» — эти слова принадлежат Глену Доману, известному методисту в области раннего развития. Он призывал родителей как можно больше общаться со своими детьми, снабжать их фактами и информацией из различных областей знаний. Вот пример того, как с пользой или абсолютно бесполезно можно потратить 30 секунд времени общения с ребенком. «Кто это?» — спрашивает малыш, увидевший собаку. На вопрос мама может ответить так: «Отстань, я занята». Или так: «Это ав-ав». Или так: «Это — собака». А может и так: «Это собака породы сенбернар». Чувствуете разницу?
Пока малыш еще совсем мал и не способен понимать смысла обращенных к нему слов, приучите себя разговаривать с ним всегда, когда вы находитесь рядом. Это совсем не сложно. Выучите наизусть всевозможные потешки, пестушки, коротенькие детские стишки и рассказывайте их ребенку. В первое время можно развесить во всех уголках квартиры: на кухне, в ванной, в комнате над пеленальным столиком, в прихожей — листочки с этими самыми стишками и читать их. Занимаетесь своими делами на кухне? Усаживайте кроху в детское креслице и забирайте с собой! Не молчите во время приготовления обеда: пойте пески, декламируйте любимые стихи, рассказывайте «Теремок» или «Курочку Рябу» с разными интонациями или даже просто проговаривайте свои действия: «Вот мы взяли морковку, сейчас ее почистим…» Такое развитие малыша «между делом» трудно переоценить: кроха «пробует на слух» родную речь, привыкает к звучанию звуков и слов, начинает выделять из речи взрослого отдельные слова, улавливать смысл, запоминать… Трудно ожидать хорошего развития речи у детей родителей-молчунов. Чем больше мы будем разговаривать с крохой, тем раньше и лучше он начнет говорить сам.
Но вот малыш немножко подрастает и становится полноценным собеседником. Не стоит забывать полезную привычку разговоров «между делом». Ведь совсем не сложно ответить на вопрос ребенка, занимаясь привычной домашней работой. Детские вопросы — отдельная тема! Научившись отвечать на них правильно, вы поможете малышу развиваться быстрее и полноценнее.
Отвечать на детские вопросы нужно. Но… не на все. Это вовсе не означает, что следует уходить от ответа. Просто существует множество вопросов, на которые ребенок, даже маленький, и сам вполне может ответить, если немного подумает. Этим вы сослужите сыну или дочурке хорошую службу, научив их думать, поможете сделать важный вывод: невозможно знать все, но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно.
Например, малыш, подобно Маленькому принцу Антуана де Сент-Экзюпери, спрашивает, зачем цветам нужны шипы. Вполне обычный детский вопрос. И мы легко можем удовлетворить детское любопытство. И малыш будет знать ответ на свой вопрос. Но много ли это знание принесет ему толку? А что если аккуратно поинтересоваться: «А ты сам как думаешь?» Малыш начнет выдвигать свои версии – возможно, весьма фантастические. А может быть, и очень верные. И наша задача теперь — следить за его рассуждениями и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал – и сам нашел ответ!» И не важно совсем, что к этому ответу подвели его вы. Важно то, что ребенок осознает свои возможности, поймет, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!
Полезная дорога
Бывает так, что дорога отнимает немало нашего времени. Идем ли мы с малышом в магазин, ведем ли его в ясли или в развивающую группу, едем ли в поликлинику или к бабушке, не нужно воспринимать дорогу как досадную помеху на пути к цели. Зачем терять попусту так много драгоценного времени?
Итак, чем же можно заняться по пути? Прежде всего, просто поговорить. Помните, как это важно для развития? Говорить можно о чем угодно: об окружающей живой природе и природных явлениях, о красоте утреннего неба и облаков (а заодно и разобраться, какие они — перистые или кучевые), о строительстве домов, о транспорте и профессиях… Одним словом, обо всем, что можно заметить вокруг и что малыш уже в состоянии понять.
На ходу можно… учить стихи. Для этого полезно носить в сумочке или в кармане маленькую книгу с хорошими детскими стишками. Особенно подойдут стихотворения «по теме»: о природе, кошечках-собачках, букашках, цветочках, солнышке, дождике. Можно «замахнуться» и на более «серьезные» произведения. Например, выучить на ходу «Путаницу» Чуковского. Или «Доктора Айболита». Полезный навык запоминания информации на слух очень поможет малышу в будущем.
Идете с крохой в магазин? Тогда потренируйте «между делом» его память и внимание! «Нам нужно купить в магазине масло, молоко, творог, сыр, хлеб и лимон. Постарайся запомнить. Вдруг я что-нибудь забуду, а ты мне подскажешь». Конечно, маленький помощник постарается все хорошенько запомнить. Ведь мама ему доверила такую важную миссию! Попросите малыша еще раз повторить список продуктов перед выходом из дома, по дороге, а потом при входе в магазин. Делая покупки, умышленно что-нибудь «забудьте» и спросите ребенка, все ли вы купили.
По дороге можно играть во всевозможные игры. Например, вместе искать воробья, или красную машину, или мальчика в синей куртке, или божью коровку… Так одновременно будем расширять словарный запас, развивать речь, повторять цвета, тренировать внимание и наблюдательность!
Дома и стены… учат!
Домашняя развивающая среда — штука весьма полезная. Потратив совсем немного времени на ее организацию, мы будем потом получать «дивиденды» на протяжении не одного года. Географические карты и плакаты, всевозможные азбуки и счеты, картинки с подписями и репродукции на стенах дают маленькому человечку массу информации, которую он получает даже без нашего активного вмешательства. Добавьте к этому хорошие развивающие игры и необходимые по возрасту игрушки, карандаши и краски, пазлы и головоломки, которые хранятся в досягаемости для маленьких детских ручек, — и вы получите ту самую предметно-развивающую домашнюю среду.
Ну, допустим, повесили вы над кроватью малыша географическую карту. Каждый раз, укладывая кроху спать, будем находить и показывать на ней какой-нибудь материк, остров, океан или море. Времени это занимает всего минутку, но через несколько месяцев маленький географ без труда покажет вам и Мадагаскар, и Средиземное море. Или, скажем, висят на холодильнике магнитные буквы и цифры. Пока кроха крутится рядом с вами на кухне, время от времени называем буквы, выкладываем из них слоги и короткие слова. И постепенно, не прикладывая никаких усилий, выучиваем весь алфавит! Пробегая мимо стены с плакатом африканских животных, читаем мимоходом их названия. А спустя какое-то время любознательный малыш уже легко отличает в зоопарке антилопу гну от антилопы импала…
Математик Софья Ковалевская в одиннадцать лет изучила дифференциальное исчисление по конспектам лекций, которыми вместо обоев были оклеены стены ее комнаты. Так что подобное настенное (и даже «нахолодильниковое») обучение весьма эффективно. И совсем не занимает времени!
Но для полноценного и естественного развития крохе важны не только плакаты и магнитные азбуки. Ему нужны правильно подобранные игрушки и игры, соответствующие возрасту. Нередко родители уверены, что большое количество разнообразных игрушек — залог наилучшего развития крохи. Но это заблуждение. Много игрушек ребенку не нужно.
Итак, что же должно быть в арсенале каждого малыша? Прежде всего, самые первые, самые простые развивающие игрушки — пирамидка, матрешка. Никак не обойтись без мячиков, машинок, самолетика, куклы, нескольких мягких зверушек. Обязательны в хозяйстве «строительные» игрушки – кубики, лучше строительный набор с деталями разных форм, и простой конструктор типа «Лего» с крупными деталями. Для музыкального развития крохе понадобятся детские музыкальные инструменты: например, ксилофон и дудочка. Для сюжетных игр пригодятся набор посудки, кроватка, кукольная одежда, хорошо бы приобрести домик для кукол или зверушек, а для ролевых — наборы «Парикмахер», «Доктор» и т.п. Не забываем о первых настольных играх — мозаике, «парочках», лото, детском домино, пазлах; об умных «развивайках» — шнуровке, сортере, рамках-вкладышах; о материалах для творчества — карандашах, красках, фломастерах, пластилине или массе для моделирования, цветной бумаге. И конечно, нужны игрушки для улицы: ведерко, лопата, грабли, сито, формочки для песка, игрушки-каталки, трехколесный велосипед.
Очень важно, чтобы все игрушки, игры, материалы для творчества хранились таким образом, чтобы кроха, когда захочет, сам мог их достать. А иначе что же это за развивающая среда? И еще. Любая, даже самая умная развивающая игрушка или игра станет бесполезной, если ребенок не умеет с ней играть. Бессмысленно просто высыпать перед двухлетним малышом пазлы из коробки. Он покрутит картонные детальки в руках, попробует на зуб, и, не найдя им лучшего применения, разбросает по комнате. Но стоит однажды показать, научить — и вот уже кроха с удовольствием будет развиваться, собирая картинки. И уже, возможно, без вашей помощи.
Развивающее чтение
Когда мы читаем малышу хорошие детские книги, мы, вроде бы, кроме чтения больше ничего не делаем. Мы всего лишь… развиваем его речь, фантазию, воображение, память, расширяем словарный запас и знания об окружающем мире, воспитываем добрые чувства. Неплохо, правда? Находите в течение дня время для чтения. Это можно делать и утром, после завтрака, и днем, в перерывах между игрой, и конечно, вечером, перед сном.
А чтобы обычное чтение стало еще полезнее, будем не просто читать текст, но и обращать внимание малыша на непонятные слова и ситуации (а такое бывает часто). Поинтересуйтесь у ребенка, понимает ли он значение того или иного слова, пословицы, «крылатого» выражения. Если нет, объясните. Во время чтения полезно иногда останавливаться и спрашивать у крохи: «Кто пришел к Теремку после мышки?» Или: «Что-то я забыла, что пчела принесла Мухе-Цокотухе?»
Читая сказки самым маленьким слушателям, сопровождайте некоторые описываемые действия соответствующими жестами. Топните ногой, как мишка, облизнитесь, как лисичка, захлопайте в ладоши, помашите ручкой, покачайте головой и т.п. Очень скоро и малыш станет показывать сказку с помощью жестов, едва услышит знакомые слова.
А ведь в книжках есть еще и картинки! Их можно не просто рассматривать — с ними можно играть и развиваться!
Во-первых, учиться считать. Считать можно все, что найдется подходящего на картинке: деревья, грибочки, птичек, деток, листочки, зайчиков и т.п. А сколько ножек у мальчика? А у двух мальчиков? А лапок у собачки?
Во-вторых, таким образом можно развивать у малыша внимание и наблюдательность: «Найди, где на картинке пенек. А где шишка? А девочка с красным бантиком?»
В-третьих, с картинками в книжке можно учить или повторять цвета. «Ну-ка, давай найдем на картинке все красное! А теперь покажи все, что зеленое!» Множество полезных заданий можно придумать даже для самых крошечных малышей.
Готовим ужин
Чем бы ни занимались на кухне, для малыша всегда найдется какое-нибудь доступное по возрасту поручение: помыть овощи, почистить вареные яйца и картофель, украсить салат или бутерброды веточками зелени, что-нибудь помешать…
Так же, как и на улице, на кухне можно поговорить о множестве интересных вещей. Просто занимаемся своими делами и болтаем с ребенком обо всем на свете: о продуктах, овощах и фруктах, приготовлении пищи и о том, что из чего получается… А все ли предметы на кухне знакомы ребенку? Знает ли он о назначении той или иной посуды, для чего нужны холодильник, микроволновка, миксер, кофеварка? Станем почаще повторять, что тарелка, чашка, сковородка — это посуда; кабачок, помидор, капуста — овощи; холодильник и миксер — бытовая техника. Так кроха не только запомнит новые слова, но и научится объединять предметы в группы и подбирать к ним обобщающие понятия.
Благодаря яркой окраске фруктов и овощей, они идеально подходят для изучения цветов. «Это помидор. Он красный. А это лимон. Он желтый». Можно выдать малышу две мисочки и, скажем, по 3—4 штуки огурцов и помидоров. Пусть разложит их по мисочкам — рассортирует. А ведь на кухне не составит труда отыскать и другие предметы для сортировки: разные овощи и фрукты, орехи, печенье, сухофрукты…
Заведите на кухне уголок, где будут лежать «дежурные» вещи-развивайки: карандаши, фломастеры, краски, альбом для рисования, цветная бумага, клей, пластилин, книжки-раскраски и книги с «умными» заданиями, наклейками, какой-нибудь набор для творчества для самых маленьких и т.п. Теперь, пока мама занята приготовлением обеда или ужина, малыш сможет пристроиться рядышком на кухонном столе и выбрать для себя занятие по настроению.
Можно рисовать или раскрашивать, лепить забавные фигурки или делать обрывные аппликации без ножниц, а мама в любой момент поможет, подскажет, полюбуется детской работой. Тут же на кухне тренируем маленькую непослушную ручку и готовим ее к письму, проводя линии в самых первых прописях, развиваем мышление, выполняя задания в развивающих книжках, клеим наклейки… За кухонным столом можно собирать пазлы, выкладывать узоры из мозаики, возиться с играми Никитина «Сложи узор» и «Собери квадрат», подбирать картинки-«парочки» и т.п. И даже сыграть в детское домино! И все это вместе с мамой, которая вполне сможет параллельно приготовить ужин и уделить немного внимания крохе.
Побольше самостоятельности!
Говорят, что у «ленивых» мам дети более самостоятельные. И в этом есть доля истины. Такие малыши, как правило, раньше других учатся управляться с ложкой, самостоятельно одеваться и проявлять смекалку в разных бытовых ситуациях. Так может и нам, заботливым, любящим мамам, имеет смысл тоже иногда чуть-чуть «полениться»? В этом есть свой резон. Может, если не доставать закатившийся под диван мячик по первому требованию ребенка, малыш догадается вытолкнуть его оттуда, воспользовавшись игрушечным мечом? Быть креативным можно только тогда, когда за дело берется собственная, а не чужая смекалка. Давайте крохе возможность самому искать выходы из разных ситуаций: пусть попробует сам налить молоко в чашку, а затем и вытереть образовавшуюся молочную лужу, застегнуть молнию на куртке, натянуть на пальчики непослушные перчатки…
Если в прихожей стоит большое зеркало, щетки для одежды и обуви под рукой, а мама и папа, выходя из дома, всегда почистят обувь и проведут некоторое время перед зеркалом, приводя себя в порядок, то и малыш с самого раннего возраста будет им подражать. Постепенно у ребенка сформируется культура своего внешнего вида, появятся такие качества, как трудолюбие, аккуратность, самостоятельность.
Позволяйте малышу участвовать вместе с вами в повседневных бытовых делах. Так, между делом, вы убьете одним махом множество «развивающих» зайцев: сможете общаться с ребенком, будете приучать его к труду и самостоятельности, развивать мышление, моторику, координацию движений и еще много-много других полезных навыков. Даже самому маленькому помощнику отыщется работа по силенкам. Занимаетесь уборкой? Дайте крохе тряпку — и пусть вытирает пыль. Стираете? Кроха может достать вещи из стиральной машины, а потом подавать вам для развешивания… Убираете вещи? Выделите малышу одну полку внизу и пусть складывает туда свою одежду сам. А еще пусть разберет носки после стирки. Чем не игра в «парочки»? Мы просто живем, занимаемся своими обычными делами, а кроха развивается.
Устраивайте для малыша путешествия. И не так уж на самом деле важно, будет ли это дальняя поездка или прогулка в ближайший парк. Любое, даже самое маленькое путешествие подарит любознательному крохе массу новых впечатлений. А новые впечатления — это всегда мощный толчок в развитии. И еще будем стараться вырастить из своего ребенка настоящего оптимиста и жизнелюба. Для этого тоже можно специально ничего не делать. Достаточно просто самим быть оптимистами, любить жизнь и радоваться каждой минуте, проведенной вместе с любимым маленьким человечком…
Источник