Развитие ребенка в асоциальной семье
Не всем детям известна любовь и забота. Многие терпят постоянный недостаток родительского внимания и заботы, лишены обычной нормальной семьи и многих благ, которые обычные дети часто даже не замечают.
Как же растет ребенок из неблагополучной семьи? С чем сталкивается повседневно? Кем может вырасти такой ребенок?
Семейные взаимоотношения
Несмотря на обобщенное название, существует несколько вариантов неблагополучных семей:
1. Бедные родители, находящиеся за чертой бедности.
2. Неполная семья.
3. Пьющие родители.
4. Психически нездоровые родители.
5. Сироты, находящиеся под опекой пожилых родственников.
Рассмотрим каждый из видов более детально.
Люди, находящиеся за чертой бедности
Такие родители вовсе не являются извергами и садистами по отношению к своему ребенку. Однако, семья считается неблагополучной, ведь ребенок лишен очень многого, родители едва сводят концы с концами, чтобы хотя бы накормить себя и детей. В такой семье, чаще всего, возникает озлобленность, вызванная нищетой и постоянной нехваткой средств, однако, присутствует и любовь, которая также необходима детям.
Неполная семья
В ситуации, когда семья неполная, то есть отсутствует один из родителей, дети также испытывают недостаток внимания и заботы. Каждый ребенок с детства заслуживает опеки и материнской, и отцовской. Даже в случае материального достатка, дети все равно не чувствуют себя полноценными, так как испытывают необходимость во втором родителе.
Пьющие родители
Пьющие родители – огромное испытание для каждого ребенка. Мало того, что условия для развития здоровой личности крайне не подходящие, так еще и зрелища, которые приходится таким детям наблюдать ежедневно – совсем не хорошо влияют на развитие детской психики.
Психически нездоровые родители
Психически больные люди также способны к продолжению рода, и, если ребенку заболевание не передалось на генном уровне, то психика его пострадает в результате общения с нездоровыми родителями.
Сироты
В случае, когда оба родители отсутствуют, лишены родительских прав по определенным причинам, или просто бросили своих детей на попечение своим родителям, опекунами становятся бабушки и дедушки. Это самый тяжелый случай. Старики, которые, порой, и со своими проблемами не в силах справиться, вынуждены максимально концентрироваться на присмотре за детьми. Это не доставляет никакой радости ни первым, ни вторым. Пожилые люди часто ворчат, а дети испытывают чувство ненужности, словно они обуза, которую тяжело нести.
Во всех вышеуказанных случаях дети страдают, детская психика формируется уже изначально искаженной. Такие дети довольно часто болеют, испытывают комплексы неполноценности, становятся объектом насмешек и издевательств сверстников.
Дети из неблагополучных семей иногда похожи на загнанных зверенышей: они довольно замкнуты в себе, не слишком общительны, напуганы и слегка не уравновешены.
Однако, свое будущее каждый ребенок в состоянии определить самостоятельно!
В одной американской газете давным-давно была опубликована статья о воре-убийце. Когда у заключенного брали интервью, в оправдание он сказал, что вырос в неблагополучной семье и из-за этого просто не мог вырасти кем-то другим.
Однако, репортер провел расследование и выяснил, что у этого парня был брат-близнец. Брат заключенного преподавал в ВУЗе и с радостью дал интервью, сказав, что рос в неблагополучной семье и ежедневно испытывал нужду.
В завершение интервью парень сказал: «Ну разве мог я вырасти кем-то другим?»
Такие дети нуждаются в дополнительном внимании со стороны педагогов и других родственников, способных послужить детям положительным примером и помочь им встать на правильный путь.
Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
5 вещей, которые нельзя делать при ребёнке!
Физическое воздействие на детей: бить или не бить?
Как бороться с избалованностью ребёнка, пока не стало слишком поздно?
Интернет-магазин «Ребёнок Занят» ( www.busybag.ru ) предлагает:
- компактные и очень занимательные готовые детские наборы игрушек в дорогу, на прогулку и для игр вне дома,
- наборы в подарок детям по любому поводу (Новый год, День рождения и т.д.),
- наборы для новорожденных малышей и будущих родителей,
- наборы развивающих книг и материалов для занятий с ребёнком любого возраста!
В профиле есть ссылки на наш сайт и аккаунты в соцсетях (Instagram, Facebook и ВКонтакте).
Хотите получить дополнительное финансовое образование по минимальной цене онлайн и в удобное время?Лекциипо финансам онлайн>>> (по окончании каждого курса выдается онлайн сертификат)
Источник
Неблагополучная семья для детей: что это?
Под термином «неблагополучная семья» у нас стойко закрепилось понятие: это семья, где муж и жена, мать и отец не имеют нормальных отношений на почве пьянства и нежелания работать – жить, по принятым социальным меркам, нормально.
Дети из неблагополучных семей, мало того, что, по сути, предоставлены сами себе, а воспитываются на, буквально, антисоциальных примерах жизни. Находясь, в этой самой, асоциальной, не человеческой среде.
Есть такое образное понятие: дети из неблагополучных семей – это придорожная трава на дороге жизни, которая растёт сама по себе, как чертополох.
Но, на мой взгляд, с точки зрения педагогики, психологии, да и социологии, как бы ни была она идеологизирована, понятие неблагополучной семьи для детей, включает не только семьи алкоголиков и явных асоциалов.
Но и целый ряд видов семей, отношения в которых фактически лишают детей детства.
Если под детством, мы понимаем время формирования личности, закладки её психического и телесного здоровья, и развития человека социализированного – приспособленного жить в обществе, без противостояния с ним.
Смею утверждать, что только ангажированный или недалёкий человек не видит, что детей из неблагополучных семей, — детей, лишённых нормального детства, а, как следствие, с проблемами во взрослой жизни, значительно больше, чем состоит на учёте семей в социальных учреждениях.
А раз так, то и этих неучтённых неблагополучных семей и детей из неблагополучных семей значительно больше, чем официально считается.
Более того, на мой взгляд, есть правило: Каждый взрослый человек, большинство своих проблем начинает в том периоде своей жизни, когда у него было потерянное детство.
Ибо, вместо детства, он был вынужден остаться один на один со взрослой жизнью, без защиты, опеки и воспитания семьи, полностью отсутствующих или недостаточных.
Такую семью, поэтому, и следует считать неблагополучной семьёй. Ибо она не выполнила основную свою естественную функцию: не вырастила детей для жизни, адаптированной к действительности.
Иначе говоря, неблагополучная семья, лишив ребёнка нормального детства, на порядки подняла градус проблемности его жизни, которая и без того есть проблемой.
Дети из неблагополучных семей и дети из нормальных семей, в чём разница?
Что должна дать нормальная семья своим детям и что, соответственно, не получают дети из неблагополучных семей?
1. Любовь родителей, обоих, к своим детям.
Это не изображение любви перед собой, другими людьми и перед ребёнком, потому что ребёнка положено любить, а действительную любовь «от сердца».
Дети, с незамутнёнными, как у взрослых, стереотипами и ложью, чувствами и разумом, чисто по животному – инстинктивно, понимают отношение к себе взрослых.
Их не обманешь, изображая любовь, – они признают только действительную родительскую любовь. И, если они её не чувствуют, то это глубочайшая рана в психике, в подсознании ребёнка, пусть, пока не осознаваемая.
Ибо это даёт целый комплекс негативных чувств ребёнка: незащищённость, одиночество, страх всего и всех, агрессивность, как реакция на страх, и тому подобное.
2. Семья должна давать детям защиту от негатива взрослой жизни.
Ибо, очевидно, что ребёнок не должен и не может воспринимать адекватно «мерзости» взрослой жизни.
3. Семья должна социализировать ребёнка: он должен усвоить правила отношений с людьми и соблюдать основы морали общества, в котором живёт.
Это, как минимум. Вместе с тем, семья должна заложить в нём общечеловеческие нравственные ценности, как основу личной нравственности.
4. Семья должна обеспечить психическое и телесное здоровье детей:
— не подвергать его психику непомерным нагрузкам и деформациям, от этого;
— кормить лучшим и здоровым питанием, которое может добыть семья;
— следить за телесным развитием и своевременным лечением и профилактикой болезней — обеспечивать охрану жизни и здоровья ребёнка.
5. Семья должна сформировать у ребёнка жизненно важные привычки и стереотипы поведения:
— привычку вести целеполагающую жизнь – ребёнок должен чувствовать ненормальность бесцельного времяпровождения;
— привычки учиться и работать с удовольствием от достигнутых результатов;
— привычки жить в чистоте и в аккуратности – упорядочивать своё окружение и себя в нём;
— привычки культурного поведения и общения с людьми, на основе своей культуры и духовности.
Дети в неблагополучной семье, как это бывает. Типы неблагополучных семей
Кроме неблагополучных семей, которые, по установленным государством и обществом меркам, попадают в разряд оных, есть ещё целый ряд семей, которые, с точки зрения воспитания детей, являются неблагополучными.
Дети из неблагополучных семей, эти семьи можно разделить на такие виды:
1. Хаотичная семья.
Быт и все события в такой семье протекают как неуправляемые членами семьи, по мере их возникновения.
Жизнь взрослых членов семьи лишена осмысленности: у таких родителей воспитание детей происходит от случая к случаю, «под настроение», и сводится к набору заезженных нравоучений или беспредметных наказаний.
Одним словом: жизнь этой семьи подвержена событийной текучке, которая происходит, от бессмысленности, в которую погружены обыватели этой семьи, по принципу: День прошёл, ну, и ладно. А что? — да все так живут!
Понятно, что такие родители могут продуцировать в своих детях или своё подобие, или людей, которые с большими трудностями и проблемами будут, потом, приучаться жить по-другому.
2. Деловая, «современная» семья.
Родители в такой семье, вечно заняты собственным саморазвитием или (и) «деланием карьеры». Или решением собственных проблем.
Кстати, на все упрёки повзрослевших детей в недостатке внимания, они непременно будут говорить: Для вас же старались!
А по сути же дела, дети, в такой семье, лишь обуза, которая мешает им жить, так как им хочется, отнимая у родителей их ресурсы, предназначенные ими для себя.
Всё воспитание, по существу, упакованное, как правило, в красивые обёртки для публики и самих себя, сводится к тому, чтобы от детей отвязаться. При этом сохранить себя в своих глазах и глазах окружающих, как очень хороших, примерных родителей.
Такие семьи, как это ни странно на первый взгляд, довольно часто встречаются в среде учителей и прочей интеллигенции. А ещё чаще, в семьях богемы.
3. Авторитарная семья.
Тоже, тот случай, когда всё благое в жизни, в частности, в семье и в воспитании детей, можно довести до идиотизма, когда не соблюдать меру и доводить ситуацию до крайностей.
Строгость в семье и в воспитании детей нужна, но, когда её превращают в деспотизм, такая неблагополучная семья для детей делает из них безропотных марионеток. И не только в детстве, в руках родителей, но и со всеми проблемами из этого в их взрослой жизни.
Дети из неблагополучных семей приумножаются и в этих семьях вечных тружеников.
Вот уж, где, никто открыто не скажет, что это неблагополучная семья для детей. Наоборот, даже похвалят родителей, а детей заклеймят в чёрной неблагодарности.
У таких родителей дети «сыты, обуты, одеты». Ну, и, а что ещё им надо? А воспитывать: «пусть школа занимается» или «сами вырастут, на примере родителей».
5. Семья «всё для детей».
Дети из неблагополучных семей такого вида, тоже не редкость.
Приучив ребёнка с детства, что весь мир, включая и родителей, вращается и ДОЛЖЕН вращаться вокруг их «самого лучшего» чада, такие родители, потом, искренне недоумевают, почему их ребёнку так не везёт в жизни, почему люди такие плохие вокруг него.
И почему он им платит такой чёрной неблагодарностью: «Ведь всё для него, всю жизнь».
6. Семья с «плохим» ребёнком.
Не находя в своём ребёнке свойств и черт, которые могли бы потешить больное самолюбие и амбиции родителей, они, буквально, «затюкивают» своего ребёнка постоянными утверждениями, какой он плохой.
При этом, часто, ещё других детей ставят в пример, дополнительно и этим формируя у ребёнка комплекс неполноценности.
Резюме: Дети из неблагополучных семей
Конечно, эти виды семей редко бывают в чистом виде: чаще, дети из неблагополучных семей и сами эти неблагополучные семьи, имеют «всего по чуть-чуть».
Смысл остаётся в том, что, с виду вполне благополучные семьи, при даже не глубоком наблюдении и педагогическом и житейском анализе, оказываются не вполне благополучными в плане воспитания детей — отношения к ним.
А иногда, и очень неблагополучными семьями – ломающими жизни своих детей.
Дети из неблагополучных семей – все мы «родом из детства». А многие ли могут похвалиться, что их воспитали правильно, даже любимые родители?
Источник
Дисфункциональная и асоциальная семья и социально правовая поддержка
«Если ребенок окружен критицизмом, он учится обвинять,
Если ребенок видит враждебность, он учится драться,
Если над ребенком насмехаются, он учится быть робким…
Если с ребенком обходятся справедливо, он учится справедливости.
Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить
Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно,
он учится находить любовь в этом мире»
Дорис Лоу Нолт
В различной психологической литературе часто встречается словосочетание «ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ». Давайте разберемся, что это такое и как понять, не является ли семья дисфункциональной.
Словосочетание «дисфункциональная семья» произошло от лат. dis — «нарушение», «расстройство», «утратачего-либо», и functio — «деятельность». Это семья, порождающая неадаптивное, деструктивное поведениеодного или нескольких ее членов,в которой существуют условия, препятствующие их личностному росту. Такимобразом, дисфункциональные семьи — это семьи, в которых что-то нарушается, и они постепенно становятся полной противоположностью счастливым семьям,в которых члены семьи имеют между собой теплые,наполненные любовью
отношения.
В научной педагогической литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие». Поэтому в разных источниках наряду с названным понятием можно встретить понятия «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «асоциальная семья». Рассмотрим некоторые определения неблагополучной семьи.
М.М. Буянов: «Дефекты воспитания – это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, – а только отношение к ребенку» (Буянов, М.М. Ребенок из неблагополучной семьи: записки дет. психиатра: кн. для учителей и родителей / М.М. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.).
Л.Я. Олиференко: «Неблагополучная семья – это такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод – т. е. неблагополучие. Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления: психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное(выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)» (Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олиференко [и др.]. – М.: Академия, 2002. – 256 с.).
Таким образом, неблагополучная семья – это семья, имеющая низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности; семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Таким образом, главной особенностью неблагополучной семьи является ее отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое приводит к его виктимизации и поведенческим отклонениям.
Проблемы, с которыми сталкиваются неблагополучные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни. При этом один только вид проблем встречается редко. Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты, обострение супружеских и детско-родительских отношений. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей и т. д. Несмотря на различные критерии неблагополучия и его содержание, все эти семьи можно назвать функционально непостоянными, т. к. они не выполняют воспитательную функцию. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить различные классификации нарушения семейного воспитания, где в качестве критериев выступают: 1) характер семейного общения и стиль отношений; 2) структурная деформация семьи; 3) типы детско-родительских отношений; 4) содержание переживания ребенка; 5) особенности дисгармоничных супружеских отношений; 6) сам стиль семейного воспитания.
Л.С. Алексеевой представлена классификация неблагополучных семей в зависимости от их ведущих показателей неблагополучия. Автор выделяет:
· привычно конфликтные семьи. В таких семьях по причинам психологического порядка – неумения или нежелания людей общаться конструктивно, считаться друг с другом, учитывать настроение, интересы, вкусы, привычки – разрушаются межличностные отношения членов семьи;
· педагогически несостоятельные семьи. Родители в таких семьях не имеют необходимых педагогических знаний, используют способы воспитания детей, противоречащие естественному процессу развития личности ребенка. У родителей при этом, по словам А.С. Макаренко, «нет ни ясной цели, ни программы воспитания»;
· аморальные семьи. В условиях этих семей личные взаимоотношения и образ жизни родителей предполагает рассогласование с элементарными нормами и правилами поведения. Безнравственность, пьянство и другие пороки взрослых получают такие уродливые формы, что становятся достоянием гласности и всеобщего осуждения;
· асоциальные семьи. Главной особенностью таких семей является несоответствие жилищно-бытовых условий элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, неудовлетворение базисных потребностей ребенка, отрицательная антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям таких отношений к общественным ценностям, которые чужды или враждебны нормальному образу жизни. Ведущие признаки асоциальной семьи: тунеядство; аддиктивность (зависимость); делинквентность (правонарушения); аморальность; социальная деградация; неудовлетворительные бытовые условия; вовлечение детей в противоправную деятельность; конфликтные внутрисемейные отношения, отягощенные криминологическим характером; социальная изоляция семьи.
Конфликтные и педагогически несостоятельные семьи косвенно оказывают десоциализирующее влияние на детей и подростков. Родители в этих семьях могут вести здоровый образ жизни, иметь позитивную социальную ориентацию, но в связи с различными социально-психологическими и психолого-педагогическими затруднениями внутрисемейного характера утратить свое влияние на детей. В этих семьях мы можем увидеть следующие негативные проявления: расхождение представлений членов семьи о значимости ведущих семейных ценностей, потребительское отношение к семье, неуважительные отношения и низкая психологическая культура родителей, неумение преодолевать возникающие трудности.
Современный темп жизни искажает характер отношений родителей и детей в таких семьях: общение сводится к минимуму, а его содержание – к контролю над детьми; отсутствует совместная деятельность; дети испытывают дефицит родительского внимания к своим проблемам и эмоционально отдаляются от родителей. Таким образом, эти семьи не способны выполнять социализирующие функции передачи социального опыта и воспитания детей. Наличие собственных неразрешимых психолого-педагогических проблем у родителей, их повышенная тревожность, заниженная самооценка затрудняют адекватное выполнение ими родительских ролей. Это приводит к формированию у ребенка чувства собственной ненужности и малоценности, к заниженной самооценке, непониманию со стороны самых близких людей, переживанию одиночества. Структурная деформация семьи является в этом случае важнейшей причиной нарушения личности ребенка.
Помощь конфликтным и педагогически несостоятельным семьям со стороны социального педагога заключается в глубоком изучении и коррекции методики семейного воспитания. Подходы к работе социального педагога с такими неблагополучными семьями основываются:
1) на методической помощи семье (профилактическая работа в образовательной и социальной среде);
2) на принципах гуманизма, уважения, конфиденциальности, веры во внутренний потенциал родителей, последовательности, многоаспектности; на междисциплинарном взаимодействии специалистов различных областей (учителей, психологов, социальных педагогов) путем согласования их усилий.
Большую озабоченность социальных педагогов вызывают семьи аморальные и асоциальные. Они оказывают прямое десоциализирующее влияние на ребенка, ведут антисоциальный образ жизни, прямо демонстрируют образцы противоправного поведения, ориентированы на нормы и ценности, противоречащие общественной морали. Наличие в семье деградированных личностей нередко приводит к утверждению в отношениях между взрослыми и детьми неприкрытой враждебности, отчужденности, взаимного отталкивания, неуважения человеческого достоинства. Следствие десоциализирующего влияния асоциальных семей – это подростковая жестокость, насилие, рост преступности, алкоголизм, наркомания, проституция, безнадзорность.
Дети из таких неблагополучных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, что затрудняет процесс их социализации и адаптации. Для таких детей характерны: заниженная самооценка, замкнутость, отсутствие общности с другими людьми, повышенная степень тревоги, ощущение нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей, быстрое взросление по сравнению с детьми из благополучных семей. В результате дефекта семейного воспитания и дефицита условий развития личности формируется деформированная личность, возникает ситуация девиантного паттерна, личность компенсирует свою социальную и психологическую «ущербность» в различных формах девиантного поведения и виктимности.
Цель работы социального педагога с аморальными и асоциальными семьями – оградить ребенка от антипедагогического влияния семьи, обеспечить охрану его интересов. Сделать это очень сложно, так как невозможно извне влиять на изменение взаимоотношений людей в семье и на их поведение. Необходимо заставить родителей самих оценить семейную атмосферу и ее влияние на детей, осознать свои ошибки. Однако эта позиция более приемлема для аморальных семей. Работа же социального педагога с асоциальными семьями должна вестись в сотрудничестве с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства. Крайней мерой в данном случае является лишение родителей их прав, если это необходимо в интересах защиты ребенка.
В настоящее время в нашей республике действует ряд документов, предусматривающих защиту прав детей в подобных ситуациях. Это, прежде всего, Закон РБ «О правах ребенка» .
Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.
Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности:
- в сфере семейных отношений:
- в сфере образования:
- в среде обитания ребенка.
Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.
Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.
Стандарты социальной защиты детства
Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:
- гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;
- бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
- гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;
- социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
- социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- право на жилище в соответствии с законодательством РФ;
- организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также
- на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
- организация квалифицированной юридической помощи.
Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации.
Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.
Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.
Источник