Развитие ребенка в 17 веке

Развитие ребенка в 17 веке thumbnail

Образование в 17 веке в России претерпело серьезные изменения. Преобразования произошли как в системе обучения, так и в быту простых людей и литературе, живописи. Если до этого знания имели возможность получать в основном дети знатных людей у индивидуальных репетиторов, то теперь образование дается в учебных заведениях. Обучение становится доступно всем, независимо от сословной принадлежности.

Создание на Руси частных школ

Развитие ребенка в 17 веке

На современный взгляд создаваемые заведения нельзя было в полной мере назвать школой. Образование в 17 веке в России кратко можно охарактеризовать как начальное. К тому же учителями работали духовные люди со своими правилами. За свою работу они получали вознаграждение в виде продуктов питания.

Интересны для изучения некие «азбуковники». Это сохранившиеся рукописные и печатные книги для чтения детьми, которые уже имеют начальные навыки в чтении.

Помимо непосредственно текстов для чтения, в азбуковниках были даны рекомендации для учителя — как обучить чтению, правила поведения в школе, церкви и даже дома.

Образование в 17 веке на Руси не предполагало постоянного проживания детей при школе. Ученики, как и сейчас, по утрам ходили на занятия, а днем возвращались домой. Знания были доступны всем без исключения, и богатым, и бедным, и убогим.

Развитие ребенка в 17 веке

Печатные пособия — хорошее подспорье для обучения

Появление возможности выпускать печатные книги наилучшим образом повлияло на образование в 17 веке. Старосты в школе на каждом уроке раздавали ученикам книги для обучения.

В Москве начали печатать буквари, которые могли купить даже самые бедные слои населения. Такие книги, стоимостью всего в 1 копейку, пользовались большой популярностью.

Примечательно, что азбука, написанная дьяконом В. Бурцевым, была распродана в течение одного дня в количестве 2400 штук.

Чуть позже появляется азбука с картинками, изданная Карионом Истоминым. Эта книга построена по знакомому всем нам принципу. Каждой букве соответствует картинка, название которой начинается на данный звук.

Развитие ребенка в 17 веке

Школы вместо индивидуальных репетироров

В середине 17 века из Киева были приглашены 30 монахов–ученых. Они должны были открыть учебное заведение при Андреевском монастыре г. Москвы. В школе стали преподавать для молодых дворян философию, риторику, греческий и латинский язык.

Но все же многие знатные люди с недоверием относились к такой системе образования. Они полагали, что такая методика ведет к еретичеству и уходу от бога.

Но, несмотря на косые взгляды, школы при монастырях стали появляться повсеместно. Иван Фомин, священник Введенской церкви, на собственные средства открыл школу. Семен Полоцкий возглавил школу при Заиконоспасском монастыре.

Во вновь открываемых учебных заведениях, помимо русской грамматики, преподавали латинский и греческий язык.

В классах обязательно выбирали старост. Они имели большой вес в коллективе и даже могли замещать учителя. Основная их обязанность заключалась в раздаче книг, назначении дежурных и контроле за дисциплиной.

Для тех, кто получал образование в 17 веке, строгая дисциплина была в основе обучения. Особенно ценилось и требовалось бережное отношение к книге и вообще ко всему имуществу, находящемуся в школе.

Помимо обязательного соблюдения порядка и идеальной чистоты, запрещалось наговаривать на товарища и обзывать их обидными словами. Так зарождалось некое подобие корпоративной солидарности.

Развитие ребенка в 17 веке

Методики обучения в 17 веке

Если рассматривать образование в 17 веке, единая методика его полностью совпадает с нормами, действующими в школах Западной Европы и Греции. Основными предметами были письмо, чтение, счет, а также пение.

Помимо светского обучения, обязательными были уроки по основам религии. К тому же давались начальные знания в области свободных наук. К ним относились: грамматика, астрономия, музыка, диалектика, риторика, арифметика .

Азбуковники содержали различные стихи, которые дети учили и рассказывали наизусть. Также ученикам преподавали основы стихосложения, обучали писать письма высокопоставленным чиновникам.

Правил, написанных в азбуковниках, придерживались во всех школах, поэтому с уверенностью можно утверждать, что образование в 17 веке — единая методика преподавания, которая в дальнейшем легла в основу всего обучения.

Нюансы обучения на Руси в 17 веке

Несмотря на развитие науки, занятия в школе начинались и заканчивались словом Божьим. Да это и понятно, ведь учителями были духовные лица.

Но именно священники распространяли идею об общем образовании, всеобщей грамотности. Считалось, что знания нужны людям для понимания значимости веры и понятий о нравственности. Читать необходимо уметь главным образом для того, чтобы самостоятельно изучить Священное Писание и понять весь тайный смысл написанного.

Основная цель, которую преследовало образование в 17 веке в России, была воспитать нравственного человека, знающего основы христианства и владеющего навыками чтения и письма.

Развитие ребенка в 17 веке

Интересны для изучения работы древних мыслителей. Многие работы переводились на русский язык, и о них составлялось собственное мнение. Так, в школах изучались идеи Аристотеля, «Диалектика» Дамаскина. На полях часто ставили различные пометки, что доказывает внимательное изучение книг философов.

Новый уровень образования дал толчок в развитии искусства

С повсеместным обучением грамоте стали появляться все новые жанры в литературе. Особенно большое развитие получила поэзия и стилистические рассказы. Писали множество пьес, которые ставили в придворном театре.

Живопись тоже претерпела изменения. Появился такой жанр, как светский портрет, полностью схожий с оригиналом. Наиболее известным в то время художником был Ушаков, написавший многих известных людей того времени.

С развитием математики, физики и химии появились новые технологии в оружейном ремесле, и полученные знания способствовали распространению экспедиций. В результате осваивались все новые и новые территории необъятной России.

В целом образование в 17 веке в России удовлетворяло интересы прежде всего церкви и самого государства. Вплоть до середины 18 века ученики получали знания по утвержденным методикам. Но в конце концов, условия исторического развития потребовали дальнейших видоизменений.

Источник

ЖИЗНЬ ГОСУДАРЕВА ДВОРА
Обучение чтению
Обучение пению и письму

К. В. Лебедев. Никита Зотов обучает царевича Петра Алексеевича. 1903. Собрание галереи «Мастера», Москва

Как учились дети в России до времен Петра Первого? Отличались ли занятия царских детей от уроков простых смертных, получали ли они знания, недоступные остальным? Ведь они не должны были потом служить в войске или зарабатывать на жизнь. Но их готовили к самой важной и сложной профессии — управлению государством. Кроме того, продолжительность жизни человека в Средние века была намного короче, поэтому и основные ее события (совершеннолетие, начало военной службы или придворной карьеры, вступление в брак) совершались обычно гораздо раньше, чем сегодня. Обучение детей чтению также начиналось в более раннем возрасте.

Читайте также:  Методики диагностики речевого развития ребенка

Царевичи и царевны с первых лет жизни были окружены заботой и роскошью.

Когда малыши только учились ходить, им шили одежду из самых дорогих тканей. Особых платьев для детей в те времена еще не знали ни в одной стране. В Западной Европе существовала традиция одевать маленьких мальчиков (до достижения ими возраста пяти лет), как девочек.

/ Изображение ребенка XVII в.
Гравюра из книги: А. Мейерберг. Собрание рисунков к путешествию. Спб, 1827

В России такой обычаи был неизвестен. Образцом для одеяний маленьких царевичей служили предметы царского гардероба. Что касается девочек, то в странах Запада в платье юных представительниц даже самых знатных семейств нередко присутствовали детали одежды простых людей — чепчики, фартуки. Ведь женщина должна была заботиться о доме и вести домашнее хозяйство. В России никому не пришло в голову одевать маленьких царевен, как служанок. Их платья с первых дней жизни повторяли те, которые носили царицы и боярыни.

Царевич Дмитрий Алексеевич, первый сын царя Алексея
Михайловича. Литография XIXв., по рисунку из «Титулярника», XVII в.

Маленькие царевичи выходили из своих палат в длинных клфтанах из тяжелых тканей, опираясь на посох, в окружении своей свиты. Ступать они должны были в соответствии со своим саном медленно и торжественно, беготня и шум не разрешались. Особенно тщательно следили взрослые за подобающим поведением в церкви, которую царские дети посещали имеете с матерью-царицей.

Симон Ушаков. Царевич Федор Алексеевич с царицей Марией Ильиничной. Деталь иконы «Насаждение древа Государства Российского». Москва, 1668. Государственная Третьяковская галерея

По обычаю царевичи и царевны уже с самого юного возраста получали отдельные покои, куда они переселялись со своими приближенными и слугами. Обширный штат их мамушек и нянюшек возглавляла «мама» — боярыня из знатного рода, пользующаяся полным довернем царицы и утвержденная самим царем. Многочисленные няни и служанки должны были следить за пищей, одеждой, порядком в комнатах, где жили царские дети.

Выход царицы Марии Ильиничны с царевичем и царевнами.
Гравюра из книги: А. Мейерберг. Собрание рисунков к путешествию. СПб., 1827

Они готовили переезды из одного дворца в другой, заботились о поездках на богомолье, заказывали все необходимое для своих питомцев в придворных мастерских. Видимо, они же и развлекали своих юных подопечных, и играли с ними. У царских детей были самые лучшие по тем временам игрушки: куклы, лошадки, серебряные зверушки и птички. Многие были привезены купцами из дальних стран или подарены иностранными послами. Эти игрушки должны были расширять кругозор и представления об окружающем мире.

Рожок для причащения младенцев. Западная Европа (?), XVII в. Музеи Московского Кремля

Серебряная погремушка. Западная Европа (?), XVII в. Музеи Московского Кремля

Матерчатые куклы. Россия, начало XVIII в. Музеи Московского Кремля

Летний потешный детский возок. Москва, конец XVII в. Музеи Московского Кремля

Зимний потешный детский возок. Москва, конец XVII в. Музеи Московского Кремля

Известно, что в число забав царских детей с ранних лет входили книжки с картинками. Какие же книги попадали к ним в руки? В XVII веке, да и много позднее, специальных детских книг еще не было, типографии выпускали только издания, необходимые для церковной службы или имевшие чисто практическое назначение, например «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей».

При царском дворе в XVII столетии была широко распространена традиция создания «потешных книг», то есть рукописных книг с картинками, которые придворные художники рисовали по особому заказу в единственном экземпляре. Так, царевичу Петру Алексеевичу, будущему российскому императору, сделали первую потешную книгу уже в мае 1073 года, когда ему был всего один год. Судя по всему, она представляла собой сборник ярких разноцветных картинок на бытовые темы, нарисованных на толстой бумаге типа картона.

Существовали также «потешные книги» сюжетные, где картинки были связаны определенным содержанием, как светским, чисто развлекательным, так и религиозно нравоучительным. В 1658 году для четырехлетнего царевича Алексея, старшего сына царя Алексея Михаиловича, придворные художники выполнили яркую и красочную рукописную «Книгу Иоасафа-царевича».

Миниатюра из рукописной Псалтыри. Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля

В том же году «учебные книги» заказала сестра царя, царевна Татьяна Михайловна. Видимо, они были ее подарком племяннику и племянницам. В хоромы царевича Фёдора Алексеевича (родился 30 мая 1661 года) в 1665 году заказали сразу несколько лицевых книг: «Житие Иоасафа-царевича», «Житие Алексея Человека Божьего» и «Житие Марии Египетской»». Их выбор далеко не случаен: Иоасаф-царевич являл собой образец праведного государя, Алексей Человек Божий был святым покровителем
царя Алексея Михайловича, Мария Египетская — святой покровительницей его жены царицы Марии Ильиничны. Детям царя с первых лет следовало знать святых, в честь которых получили имена их родители.

Кроме того, с раннего возраста царские дети должны были изучать родословную своей династии, поэтому для них заказали «Книгу Степенную благоверного и благочестивого рода Романовых».

В 1674 году для царевны Натальи Алексеевны, которая родилась в августе 1673 года, была написана книга «Начаток о сотворении света». Сюжеты, связанные с сотворением мира, были широко известны людям того времени и часто присутствовали
в росписях дворцовых помещений. Самым известным примером является Грановитая палата царского дворца. Верхняя часть ее сводов была еще в конце XVI века расписана сюжетами, иллюстрирующими начало библейской книги Бытия — рассказ о сотворении мира. Подобные изображения в представлении людей того времени
несли в себе одновременно и благочестивый, и познавательный смысл, соответствуя уровню знаний той эпохи.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка периодизация

Царевич Алексей Алексеевич. Литография XIX в. по рисунку из «Титулярника». XVII в.

В виде «потешных книг» во второй половине XVII века существовала также же художественная литература, в том числе переведенная с иностранных языков. Сюжеты, которые сначала были достоянием знати и придворных, в XIX столетии приобрели вид лубочных картинок, пользовавшихся большой популярностью в народной среде. К числу подобных сочинений, вначале считавшихся романами, а затем перешедших в жанр сказок, относились «Бова Королевич», «Еруслан Лазаревич» и «Пётр Златые Ключи».

В течение всего XVII века на Руси были очень любимы переводные рыцарские романы, интерес читателей к ним постоянно возрастал. В Западной Европе они считались устаревшими уже в конце XVI столетия, что ясно видно из книги М. Сервантеса «Дон Кихот». Знаменитый испанским писатель осуждает чтение этих романов своим героем, потому что их содержание фантастично и не соответствует реальной жизни. Однако в России XVII века такие книги очень полюбились читателям, и к эпохе реформ Петра I было широко известно не менее десятка подобных сочинений. Ими зачитывались люди разных сословий. Списки этих романов были в библиитеках известного поэта Кариона Истомина, фаворита царевны Софьи князя Василия Голицына, сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны. В этих книгах русские читатели находили благородные подвиги, опасные путешествия, романтическую любовь.

«Повесть о Бове Королевиче» «в лицах», то есть с иллюстрациями, была среди потешных книг малолетнего царевича Алексея Петровича: 3 декабря 1603 года из его хором «дьяк Кирила Тихонов снес потешную книгу в лицах в десть о Бове королевиче, многие листы выдраны и попорчены, а приказал тое книгу починить заново». Значит, царевич, который еще не умел сам читать, с таким увлечением листал картинки, что книжка изрядно потрепалась.

Среди произведений, которыми увлекались в России XVII века, одним из наименее известных современному читателю является роман «Пётр Златые Ключи». Необычное прозвище героя связано с тем, что знатный князь Пётр долго скрывал свое имя, считая, что лишь тогда может открыться, когда прославится своими подвигами; «и назвали его рыцарем Златых Ключей, потому что на шлему два ключа было золотых приделаны висящих».

Любовный сюжет романа был признан вполне подходящим для потешной книги трехлетнего царевича, который сам еще не умел читать. «1693 году октября во 2 день в хоромы к великому государю благоверному царевичу и великому князю Алексею Петровичу всея Великия и Малыя и Белыя России окольничий Иван Юрьевич Леонтьев приказал написать в тетрадех в десть в лицах потешную книгу Петр Золотые Ключи, незамотчав, и подписать речи уставом. И того же числа тое книгу велено знаменить и писать иконописцу Ивану Афанасьеву».

Заказанная для царевича потешная книга имела достаточный объем, ее писали в нескольких тетрадях «в десть», то есть в целый лист, картинки были цветные (их сначала «знаменнли», то есть рисовали контуры, а потом раскрашивали). У картинок имелись подписи, написанные самым четким почерком того времени — уставом, который мог быть доступен маленькому ребенку. Из этого можно сделать вывод, что книга предназначалась не только для чтения вслух кем-то из приближенных, но и могла использоваться для первоначального обучения царевича.

Андрэ Дюран. Собор в Измайлово. Литография из альбома: Живописное и археологическое путешествие по России, совершенное в 1839 году под руководством Анатолия Демидова. 1840-е гг.

Глава 2. Обучение чтению

Глава 3. Обучение пению и письму

Глава 4. Завершение обучения

ЖИЗНЬ ГОСУДАРЕВА ДВОРА
М.Г.Ракитина. Чему и как учили царских детей в XVI-XVII столетиях.

Книга для семейного чтения из серии «Жизнь Государева двора» рассказывает о том, как учились маленькие царевичи и царевны в XVI–XVII веках, кто были их учителя, по каким книгам обучались чтению и письму царские дети, что являлось для них классом и партой.

Автор описывает издания «потешных книг» – сборников ярких разноцветных картинок, которые придворные художники рисовали по особому заказу в единственном экземпляре; сюжетных книг, где картинки были связаны определенным содержанием, как светским, чисто развлекательным, так и религиозно-поучительным, – например, рукописная книга «Житие Иосафа-царевича».

Детей обучали учителя-«детоводцы», то есть люди, постоянно занимавшиеся их воспитанием.

Сначала изучали азбуку, потом Часослов, Псалтирь и Деяния апостолов, старшие – Библию и богословские сочинения. На завершающем этапе обучения, в «средней школе», большое внимание уделялось таким предметам, как история, география, а для мальчиков – и военное дело.

Книга богато иллюстрирована, снабжена словарем старинных слов. Издание рассчитано на учащихся младшего и среднего возраста.

Источник

Развитие ребенка в 17 веке

«Азбуковник» XVII века

«В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества». Н.М. Карамзин.

В XVII в. в России зарождалась культура нового времени. В середине XVII века создаются государственные и частные школы.

Частные школы

Уложение Стоглавого Собора 1551 г. гласило: «В царствующем граде Москве и по всем градом… протопопом и старейшим священником и с всеми священники и диаконы, колиждо в своем граде.. избрати добрых духовных священников и диаконов и диаков женатых и благочестивых… могущих иных пользовати, и грамоте и чести и писати горазди, и у тех священников и у диаконов и у диаков учинити в домех училища, чтобы священники и диаконы и все православные христиане в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пенья салтычнаго и чтения налоиного…»

А. Рябушкин "Школа XVII века"

А. Рябушкин «Школа XVII века»

Учителями в школах XVII века были духовные лица,  за свою работу они получали плату  продуктами. Ученики  посещали их утром и после обеда. Учились дети людей «всякого чина… и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев».

Поскольку главными учителями в то время являлось духовенство, то естественно, что начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия  начинались и заканчивались молитвой. Продуманная таким образом система образования  гармонично  решала две задачи — давала подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитывала его в духе христианской нравственности.

Читайте также:  Оценка уровня физического развития ребенка

Братские школы

Морозов "Сельская школа"

Морозов «Сельская школа»

Но Русь уже нуждалась в хорошо организованных школах. Такими  стали школы, образованные  православными братствами, их так и называли – «братские школы». Самые старые брат­ства — львовское, виленское, киевское, могилевское, луцкое, пинское, оршанское.

В братские школы принимались дети всякого звания. Школы содержались на средства братств (т. е. были общественными). Хотя каждая школа жила по своему уставу, они имели много общего.

Во многом организация школы напоминала современную: назначались старосты, которые помогали учителю в поддержании дисциплины, дежурстве, выдаче книг, уборке классов, а иногда даже замещали учителей.

Б. Кустодиев "Школа в Московской Руси"

Б. Кустодиев «Школа в Московской Руси»

Из учебных предметов — чтение, письмо, пение, счет, основы религии, некоторые сведения по Священной истории, представление о грамматике, диалектике, риторике, музыке, арифметике, геометрии, астрономии того времени. Ученики  много заучивали  наизусть  и тем самым  получали знания по основам стихосложения, а также образцы обращений к  высокопоставленным лицам и благодетелям. В 1634 г . был опубликован, а затем неоднократно переиздан букварь В. Бурцева, очень известный в то время учебник. Стоил букварь одну копейку, что было дешево по тогдашним ценам. Тогда же была издана грамматика Мелетия Смотрицкого, украинского ученого, по которой  учился и Михаил Ломоносов. В конце столетия  был издан букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря Московского Кремля, а также практическое руководство для счета — таблица умножения — «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи». За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тыс. букварей, 150 тыс. учебных псалтырей и часословов.  Учились и по рукописным книгам.

В 60-х гг. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви.

Епифаний Славинецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре.

Д.Л. Мордовцев исследовал азбуковники (руководства к чтению для детей) 1660-1679 г.г., которые указывают на то, что их можно считать предшественниками современных учебников и одновременно методических пособий для учителей т.к. в них присутствуют методика обучения,  правила для учащихся, наставления о поведении  в церкви, в школе, дома и на улице.

Развитие ребенка в 17 веке

«Азбуковник» XVII века

Но все-таки братские школы не могли соперничать с католическими. Поэто­му появилась необходимость создания  высшей школы. Такой стала братская школа в Киеве — Киево-могилянская ака­демия. Это первое на территории Украины высшее учебное заведение. Она создана митрополитом Петром Могилой в 1632 на базе школы Богоявленского братства (с 1615) и школы при Киево-Печерской лавре (1631).

Федор Михайлович Ртищев

Большую роль в образовании  русских школ сыграл Ф.М. Ртищев — государственный деятель, просветитель, меценат, основавший ряд больниц, школ и богаделен, которого современники называли «милостивым мужем».

Ф.М. Ртищев на памятнике "1000-летие России в В.Новгороде"

Ф.М. Ртищев на памятнике «1000-летие России в В.Новгороде»

Ф. М. Ртищев сыграл заметную роль в истории русского просвещения. Недалеко от Москвы, в урочище Пленицы, с разрешения царя Алексея Михайловича и благословения патриарха Иосифа в существовавшей там  небольшой  церкви во имя Андрея Стратилата  Фёдор Ртищев выстроил там церковь во имя Преображения Господня и в 1648 году на свои средства учредил училищный монастырь. Там поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым  из нескольких малороссийских монастырей. Вскоре при монастыре составилось учёное братство ( Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а затем открылось училище, где шло обучение желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. В 1685 году училище, основанное Фёдором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии.

Историк  В. О. Ключевский писал, что Фёдор Михайлович Ртищев принадлежал к тем людям, которые «из своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь».

Известно, что в 1685 г. существовала «школа для учения детям» в Боровске, около торговой площади, а в Москве, на Никольской улице, построили особое здание для школы. Позже была организована школа при Печатном дворе. При открытии школы в ней было 30 учеников, взятых из разных сословий, а затем количество достигло 232. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку.

Славяно-греко-латинская академия

Славяно-греко-латинская академия

Славяно-греко-латинская академия

Как уже было сказано, основой для нее послужило училище, основанное Ф. Ртищевым.

Основана она в 1687 г. Первоначально она располагалась в стенах Московского Заиконоспасского монастыря. В 1814 была преобразована в Московскую духовную академию (переведена в Троице-Сергиеву лавру, где существует и поныне).
В истории академии  можно выделить 3 этапа.

1-й этап (1687—1700) — эллино-славянская школа братьев Лихудов, которые придерживались православно-греческого направления;

2-й этап (1700—1775) — Славяно-латинская академия. Этот период характеризуется  влиянием западно-европейских философов (В.Лейбниц и X. Вольфа);

3-й этап — преобладание Православия.

До середины  XVIII в. преподавание велось на латинском языке. Целью академии была подготовка образованных людей для государственного и церковного аппарата; она выполняла роль цензура книг духовного содержания и могла  осуществлять суд над отступниками от Православия. На государственные должности назначались только лица, окончившие школу (это ограничение не касалось детей «благородных»). Новому учебному заведению был пожалован иммунитет: изъятие из-под суда приказов, исключая дела уголовного характера; преподаватели и ученики подчинялись училищной юрисдикции, а «блюститель» (ректор) — суду патриарха. Руководителями и преподавателями Славяно-греко-латинской академии стали приглашенные из Константинополя ученые греки Иоанникий и Софроний Лихуды. После 1694, когда Лихуды по настоянию иерусалимского патриарха  Досифея были удалены, преподавание вели их русские ученики. В Славяно-греко-латинской академии, соединявшей черты высшей и средней школы, преподавались предметы средневековой схоластической школы: славянский, греческий и латинский языки, грамматика, пиитика, риторика, психология, физика и др., а также богословие. Главное место занимал греческий язык.

Профессиональное образование

Профессиональное образование начинает складываться в России в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681 году, обучалось к 1684 году 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора.

Источник