Развитие ребенка творчеством цели и задачи
Наталья Мишукова
Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС
Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС ДО.
Именно творческая деятельность человека делает его существом,
обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Л. С. Выготский
В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребенка. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. «Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», — писал П. П. Блонский.
Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия. На сегодняшний день все дошкольные учебные заведения переходят на новый стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОУ). Стандарт для ДОУ — это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.
В психолого-педагогической и научно-методической литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы, связанные с определение, структурой, условиями и методами развития творческого потенциала детей в различные возрастные периоды. Понятие творческих способностей, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте.Среди них: необходимость в открытиях; активность; умение изобретать и открывать; инициативность; фантазия; креативность; свобода воображения; интуиция; применение на практике своих знаний и умений; творческое мышление.
Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Каждый период, относящийся к дошкольному детству, характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей.
1–2 года. Считается, что в это время происходит становление характера и самостоятельности ребенка, выражающееся в желании действовать по собственной воле («я сам», впервые отмечается инициативность в общении и играх. На практике, в этом возрасте чаще всего проявляются музыкальные способности. Дети реагируют на музыку и начинают ритмично двигаться, другие любят находиться в центре внимания. Задача воспитателя — увидеть это и развивать способности детей по их интересам и природным задаткам.
3–4 года. Психологи отмечают, что возраст трех лет является самым важным для становления ребенка как личности, половина всех качеств, присущих взрослому, формируются у ребенка к этому возрасту. Отмечается пик творческой активности малышей, поэтому необходимо уделять как можно больше времени индивидуальным занятиям, особое внимание обращая на выбор упражнений и игр, направленных на развитие творческих способностей в той деятельности, в которой они проявляются у данного конкретного ребенка.
5–6 лет. К этому возрасту ребенок обладает уже достаточно большим словарным запасом, интенсивно развивается логическое мышление (умение анализировать и обобщать, воображение, память, фантазия. Это определяет необходимость включения в занятия и игры заданий творческого характера, что способствует подготовке дошкольника к обучению в школе.
7–8 лет. Младший школьный возраст является сенситивным периодом развития не только логического мышления, но и всех психических процессов. Это является одним из необходимых условий для развития интеллекта и творческой деятельности — изобразительной, театральной, музыкальной. И хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у ребёнка имеются природные задатки, в каждой области он должен уметь себя проявлять.
Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, образовательная среда дошкольного учреждения должна быть организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников. Детейвключают во все многообразие художественной деятельности: они поют, лепят, танцуют, рисуют.
Перечислим методы развития творческих способностей, используемых на занятиях в детском саду или дома родителями.
1. Окружающий мир (обсуждение с ребенком того, что происходит вокруг нас, что он видел по дороге в детский сад, дома, куда ходили на выходных). Необходимо поговорить с ребенком о животных и растениях, предметах окружающих нас, а также об элементарных процессах, происходящих вокруг нас в природе. Такие задания дают возможность проявлению необходимости в открытиях. активности, фантазии.
2. Развивающие игры (настольные игры, мозаика, конструкторы). Способствуют развитию воображения (в том числе пространственного) и творческого мышления, умения применять на практике своих знания.
3. Рисование. Зачастую именно в изобразительной деятельности раскрываются творческие способности, поэтому необходимо, чтобы у ребенка всегда в свободном доступе были карандаши, краски, кисточки, фломастеры и бумага для рисования. Рисование способствует развитию воображения, инициативности, фантазии.
4. Лепка. Лепка развивает мелкую моторику пальцев рук, творческие способности детей, фантазию, пространственное воображение. Занятия по лепке начинаются с самого простого, со временем дети начинают лепить более сложные фигуры. Для занятий необходимо иметь яркий, мягкий пластилин, тесто для лепки, глину.
5. Чтение. Некоторые считают, что книга утратила свой статус, на смену ей пришли телевидение, компьютеры, телефоны и интернет технологии. Однако это ошибочно. Читать книги нужно как можно больше и чаще, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты. Книги должны подбираться соответственно возрасту ребенка и его интересам. После прочтения книги необходимо проанализировать текст, обсудить содержание книги с ребенком. Это способствует развитию логического мышления, фантазии. Включение дошкольников в театрализованные игры по содержанию прочитанного развивает их творческие способности.
6. Музыка. С самого младенческого возраста, мама, укачивая своего кроху, поет колыбельную, в более старшем возрасте дает слушать детские песни и классическую музыку — это развивает не только музыкальный слух, но и память, и образное мышление.
Для развития способностей ребенка, взрослым необходимо помнить, что для него значимо мнение взрослых, поэтому стимулируйте его на действие, не забывайте хвалить, давайте волю детской фантазии.
Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада — создать такую развивающую среду в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.
Источник
Многие из нас замечают, что большего успеха в жизни достигают люди с творческими способностями. Креативное мышление, нестандартный подход к ситуации, высказывание своего мнения — все это помогает достигать высоких результатов в профессиональной деятельности. К тому же, вероятность заниматься любимым делом вырастает в разы. Поэтому, заботясь о будущем своего чадо, необходимо развивать творческие способности с самого раннего детства.
развитие творческих способностей детей
Что такое творческие способности
Творческое развитие у детей подразумевает нестандартный подход к определенной ситуации, креативное решение задач.
Человек творческий — это не только хорошо рисующий или поющий.
Люди с творческими способностями стремятся познавать окружающий их мир и открывать что-то новое для себя. Они изобретательны и применяют свои знания на практике. У творческих личностей хорошо развиты фантазия и воображение: они могут разглядеть необычное в обычном. Они не боятся проявлять инициативу.
Творчество — это значит творить, создавать что-то новое и необыкновенное.
В каком возрасте нужно развивать творческие способности.
Детишки раннего возраста — это наилучший период, когда следует заниматься воспитанием творческой личности. Потому как именно у маленьких детей возникает любопытство практически ко всему. Они с радостью берутся за любое занятие.
Многие специалисты полагают, что развитый творческий потенциал — это заслуга родителей. У каждого ребёнка есть определенные творческие задатки от природы. Самостоятельно они могут проявиться у малыша в незначительной степени. Поэтому задача родителей-развивать творческие способности. Делать это необходимо именно в раннем возрасте.
По мнению специалистов самый благоприятный период — это с самого раннего возраста и до 5 лет. Человек не рождается с определенными способностями, его навыки могут формироваться и на протяжении всей жизни. Если с малышом заниматься развитием творческих способностей с малых лет, предоставить ему свободу и разнообразие видов деятельности, то у него быстрее появится интерес к определенным сферам.
Творческие задатки ребенка проявляются не только в виде изрисованных обоев. Залезть самостоятельно на стул, достать телефон или же какое-либо другое действие малыша также являются некими творческими актами. Маленькие непоседы с удовольствием изучают окружающий мир, учатся использовать по-своему повседневные предметы. У ребёнка возникают определённые цели и добивается их с помощью нестандартных способов.
Примерно с двух лет происходит активное формирование личности малыша. Творческие способности в этот период развиваются более интенсивно. У ребёнка наблюдается повышенное любопытство, он упорно пытается достичь своей цели. Также для этого возраста характерны яркое воображение и повышенная эмоциональная восприимчивость.
Условия для развития таланта
Для того, чтобы успешно развить творческие качества у ребёнка, необходимо придерживаться следующих правил:
- Занятие творчеством должно начинаться с раннего возраста
- Ребёнку необходимо предоставить свободу в выборе творческой деятельности
- Для того, чтобы малыш смог выбрать интересующий вид творчества, важно разнообразить эти виды деятельности, а не придерживаться определенного.
- Среда для успешного развития должна быть благоприятной
- Очень важно поддерживать малыша в любом его начинании. Совместное занятие творчеством и ваша положительная оценка — вот лучшая мотивация для маленького человечка.
- Необходимо постоянно поддерживать интерес карапуза к творчеству.
А вы знали, что у любого человека есть творческое начало? Просто необходимо развивать эти способности
Основные методы развития творческих способностей у детей
На самом деле, любое обыденное занятие может стать источником творческого вдохновения. Необходимо проявить немного фантазии. А так как у детей раннего возраста очень богатое воображение, позвольте своему малышу стать вашем помощником в том или ином деле. Например, занимаясь выпечкой, предложите ребёнку самостоятельно сформировать печенье. Или попросите помощи в украшении торта. Творчески можно подойти и к уборке игрушек. Пусть малыш решит, какие игрушки сегодня собрать в верхний ящик, а какие — в нижней. Думаю, смысл идеи понятен, вам просто необходимо ввести творческую нотку в повседневную жизнь. Карапуз с огромным удовольствием будет выполнять домашние дела вместе с мамой или папой.
Для развития творческих способностей отлично подойдут игры с малышом. Можно вместе сделать какую-нибудь несложную поделку, например звездное небо. Для этого возьмите кусок чёрной бумаги, намажьте клеем и сверху посыпьте соль (лишнее смахните с бумаги). Также, например, игры с крупами обеспечат вашего карапуза яркими эмоциями, создавая разноцветные шедевры.
Наблюдайте за природой. Чаще гуляйте с ребёнком, обращайте внимание на различные явления, животных, птиц. Разговаривайте, анализируйте. Окружающая природа — это прекрасный источник для развития творческого потенциала.
Помимо таких простых способов развития творческих способностей у детей, существуют и более «профессиональные» методы. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Кукольный театр
Домашний кукольный театр способствует развитию воображения у ребенка. Приобретите различные пальчиковые куклы, либо сшейте самостоятельно. Позвольте ребенку устраивать домашний театр на семейных праздниках, или же без определенного повода. Предоставьте малышу безграничный полет фантазии. А одобрение взрослых вызовет у маленького создателя только яркие и положительные эмоции.
Рисование
Развивать художественно — творческие способности у детей можно начинать уже и с шестимесячного возраста. На сегодняшний день для маленьких художников представлен широкий выбор различных инструментов для рисования. Детям самого раннего возраста отлично подойдут пальчиковые краски. Проверенные и известные производители выпускают безвредные краски, которые очень легко отмываются.
Почти все дети любят рисовать, и родителям важно предоставить малышу такую возможность. Данный процесс не только способствует развитию творческих способностей. Рисование для детей очень полезно.
С помощью рисования малыши развивают мелкую моторику, креативность, малыш учится выражать свои эмоции, анализировать и сравнивать. Рисуя пальчиками, маленький художник познает мир, получает большее представление о цветах.
Позже, когда кроха подрастет, художественную деятельность можно расширять и познакомить малыша с фломастерами, карандашами, кистями и красками. Это поможет подготовить руку к письму.
Один известный педагог В. Сухомлинский писал о том, что на кончиках пальцев малышей находятся нервные окончания, которые отвечают за работу головного мозга.
О том, как развить у ребенка художественный талант, прочитайте в статье как научить ребенка рисовать
Лепка для детей
Также как и рисование, лепка для детей очень полезное занятие. Работая ручками и пальчиками, отлично развивается мелкая моторика, творческое мышление. Из пластилина малыш может катать колбаски, формировать шарики, лепить простые фигуры. Можно самостоятельно приготовить тесто для лепки для детей.
Не ограничивайте фантазию своего малыша. Вы можете проводить совместные занятия, создавая даже картины.
лепка с детьми
Поделки и аппликации
Для малышей постарше отличными помощниками в творческом развитии могут стать поделки и аппликации. Приобретите наборы цветной бумаги, картон, разнообразные ленточки, бусины. Научите ребенка вырезать.
Осторожно! Пользоваться ножницами и мелкими предметами можно только под наблюдением взрослых
Нарисуйте на цветной бумаге различные фигуры, животных, птиц, деревья или что-то другое. Вырезайте вместе с малышом полученные рисунки и приклеивайте на картон. В интернете есть огромное количество примеров несложных аппликаций с детьми.
Чтение с детьми
Чтение детям способствует более быстрому развитию речи малыша, его воображению, положительно влияет и на развитии памяти. Старайтесь читать ребенку каждый день. Это могут быть сказки, добрые рассказы и стишки. Ребенок получит большое удовольствие.
Прививайте любовь к книгам, бережно относитесь к печатным изданиям. Всегда убирайте книгу на место после прочтения. Она не должна стать для малыша игрушкой.
Музыка
музыкальное развитие ребенка
С самого раннего возраста карапузу рекомендуется включать классическую музыку для детей, веселые детские песни. Музыка помогает в развитии слуха у малыша, памяти и образного мышления. Пойте песни, танцуйте вместе с крохой, каждый раз хвалите его.
Если ребенок может воспроизвести мелодию, можно подумать о том, чтобы отдать его в музыкальную школу.
Прочитайте статью о музыкальном развитии детей.
Заключение
В развитии творческих способностей у детей огромную роль играют родители. Мама и папа должны всегда поощрять ребенка, положительно реагировать на все начинания своего малыша. Таким образом, у карапуза формируется понимание того, что создавать что-то новое — это хорошо.
Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за пролитые краски, испачканную одежду. Вы, как взрослый человек, должны позаботиться о чистоте вокруг. Оденьте кроху в ту одежду, которую не жалко испачкать, для рисования предоставьте большой кусок бумаги (отлично подойдут обои). Рабочее место можно застелить клеенкой.
После занятия уберитесь вместе с малышом, тем самым воспитывая в ребенке трудолюбие.
Источник
Елена Ельшина
Развитие творческой деятельности дошкольников
Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии,поэтому его нужно раскрывать как можно раньше. Если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста,то в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс обучения по многим предметам,которые сегодня требуют креативного подхода. Да и во взрослой жизни ребёнок сможет креативно подходить к решению многих задач,которые будут вставать на его жизненном пути. Не всёзависит от природных способностей:нужно уметь развивать эти задатки.
Творческая деятельность дошкольников- это их способ выразить свой взгляд на мир и свои ощущения. Помогают ему осознать себя и свои эмоции лепка,изобразительное искусство,подвижные игры,танцы и другие занятия,требующие творческого мышления. Все дети любят творить. Например в рисунке ребенок способен передать очень многое-свои мысли,эмоции,а также познания об окружающем мире.
Ребенок видит возможности для творчества даже там,где взрослые часто их не замечают. Малыш может рисовать палочкой на снегу,складывать удивительные картины из камешков или осенних листьев,рисовать на песке.
Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей,нужно представлять,что это такое. Это комплексное понятие включающее несколько составляющих,на которых в первую очередь родители должны акцентировать своёвнимание:
-стремление к открытиям;
-умение познавать;
-активность;
-фантазия;
-инициативность;
-стремление к познанию;
-умение изобретать и открывать;
-умение применять полученные знания.
Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:
-1-2 года:кто-то красиво двигается под музыку,другие любят находиться в центре внимания-вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;
-3-4 года:пик творческой активности малышей,и даже если вам кажется,что кроха нечем особенным не обладает. всё равно это не повод забросить занятия-напротив,нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм,развивающим творческие способности;
-5-6 лет:занятия усложняются новыми заданиями,подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение,фантазию,таланты;
-7-8 лет:младший школьный возраст характеризуется тем,что в это время начинается серьёзная творческая деятельность-изобразительная,музыкальная,театральная и в каждой области ребенок должен уметь себя проявлять хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у него
имеются задатки.
Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. На занятиях в детском саду применяются методы развития творческих способностей,но они могут применятся и в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты.
1. Окружающий мир
-совместное обсуждение с ребенком,что происходит вокруг на улице,дома,в транспорте;
-рассказы о животных и растениях;
-ответы на вопросы малыша.
2. Развивающие игры
-покупать детям настольные развивающие игры;
-полезные развлекательные игрушки;
-мозаики и конструкторы все эти игры должны соответствовать возрасту.
3. Рисование
-у ребёнка должны быть карандаши,краски,фломастеры;
-сначала-изучите цвета, затем-познакомьтесь с геометрическими фигурами, нужно показать как создаётся рисунок, а потом наблюдаем за результатами.
4. Лепка
-лепка развивает маленькие пальчики,творческие способности детей,позволяет им проявить всю фантазию;
-вначале пусть это будут простейшие шарики,колбаски,колечки;
-пластилин должен быть ярким и мягким.
5. Чтение
-детям нужно читать в любое время дня,а не только ночью;
-книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;
-стараться знакомить ребёнка с разными жанрами произведений:сказками,рассказами,стихами;
-разыгрывать сценки из книг. читать по ролям.
6. Музыка
-слушать с детьми музыку, детские песенки-это развивает память и образное мышление.
Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю,а везде и всегда. Родители должны создавать ребёнку такую окружающую среду,которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками,пластилином,конструктором и пр. ,хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов.
На современном этапе развития общества происходят социальные и экономические преобразования. Подготовка творческой деятельности учащихся сложна и многогранна. Творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса,выступая одновременно как цель-в плане формирования личности,и как результат, обусловленный определённым способом организации учебной деятельности учащихся, а также средство повышения эффективности процесса обучения.
Творческие способности-это умение находить новые оригинальные решения какой-либо проблемы. Дети обладают гораздо большими творческими способностями,чем взрослые. Для того, чтобы развивать творческие способности ребёнка необходимо соблюдать следующие условия:
1. Раннее физическое развитие ребёнка;
2. Создание обстановки,которая будет стимулировать творческую активность (дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе);
3. Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности,способов,продолжительности занятий,их чередовании.
Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству. поддерживать в неудачах,проявлять сочувствие и терпеливость.
Каждый ребёнок должен уметь ценить те прекрасные вещи,которые его окружают. Выработать эти навыки помогает художественно-эстетическое воспитание дошкольников,которое способствует гармоничному и всестороннему развитию личности. Занятия развивают у детей художественное видение мира и возможность стать его частью-ребенок рисует то,что чувствует или что вызвало его интерес,или лепит,таким образом выражая своё восприятия мира.
Дошкольное образование обладает потенциалом для реализации полноценного развития и воспитания детей с учётом их возможностей и способностей,позволяет создавать условия для личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребёнка.
Источник