Развитие ребенка средствами ритмик

Развитие ребенка средствами ритмик thumbnail

Что такое ритмика?

Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений. В процессе выполнения специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. Музыкальное сопровождение (аккомпанемент и фонограмма) – это важнейший компонент занятий ритмикой. Педагог специально подбирает различные по жанру, темпу, ритму и характеру мелодии, чтобы малыши могли познакомиться с музыкой во всем ее многообразии. Танцевальные движения помогают более глубоко прочувствовать музыкальный материал и являются вспомогательными средствами выразительности. На занятиях ритмикой используются, в основном, простые музыкально-ритмические движения следующих видов:

  • Танцы (импровизации, хороводы, пляски, элементы народных и бальных танцев и так далее);
  • Упражнения (бег, ходьба, прыжки, наклоны, повороты, приседания, упражнения с предметами и многое другое);
  • Игры (сюжетные и несюжетные);
  • Драматизации.

Занятия для детей дошкольного возраста проходят в игровой форме под музыку или пение. В сюжетных играх малыши вживаются в образы различных персонажей, имитируют повадки животных и птиц, разыгрывают мини представления. В несюжетных играх дети выполняют танцевальные движения и групповые перестроения. Занятия построены таким образом, что энергичные физические действия чередуются с успокаивающими упражнениями. Это позволяет избегать переутомления и поддерживать активность детей на оптимальном уровне.

Танцы в ритмике всегда несут в себе какую-либо идею. На занятиях дети не просто двигаются под музыку, а учатся передавать свои эмоции через движения.

Что такое ритмика?

О пользе ритмики для детей

Занятия ритмикой не только приносят детям массу положительных эмоций, но и способствуют разностороннему развитию дошкольников. Чем же полезна ритмика?

  1. Развитие музыкального восприятия (чувства ритма, темпа, характера и эмоциональной окраски музыки);
  2. Эстетическое развитие;
  3. Развитие творческих способностей и артистизма;
  4. Снятие эмоционального напряжения;
  5. Развитие коммуникативных способностей;
  6. Развитие навыков самоконтроля;
  7. Формирование правильной осанки, укрепление мышц;
  8. Улучшение координации движений;
  9. Развитие быстроты, гибкости, пластичности, выразительности движений;
  10. Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

О пользе ритмики для детей

В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?

По мнению основателя данного направления Э. Жак-Далькроза, формировать своеобразное «мышечное чувство» имеет смысл с первых лет жизни ребёнка. На занятиях для малышей 2-3 лет происходит знакомство с такими характеристиками музыки, как громко/тихо, быстро/медленно, весело/грустно. Крохи с большим удовольствием выполняют ритмические движения, тем самым развивая свою координацию и ловкость. Дети 3-4 лет уже могут научиться двигаться в такт музыке, ходить паровозиком, выстраиваться в хоровод, выполнять несложные танцевальные движения в парах и даже импровизировать. Чем старше дети становятся, тем более сложный музыкальный и танцевальный материал используется в занятиях. Дошкольники 4-6 лет обладают довольно развитыми воображением, наглядно-образным мышлением, памятью, а значит, им легче эмоционально выражать суть танца. Детям старшего дошкольного возраста подходят сложные по пластике и композиции произведения, требующие быстрой смены движений различной амплитуды. Таким образом, программы занятий ритмикой для дошкольников строятся с учетом возрастных психофизических особенностей детей. Также педагог всегда обращает внимание на индивидуальные возможности каждого ребенка.

Самое главное на занятиях ритмикой – это удовольствие, которое малыш получает от процесса движения.

В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?

Ритмические упражнения, которые можно выполнять дома

Занятия ритмикой проводятся в групповой форме и под руководством профессиональных педагогов, поэтому их полноценная реализация в домашних условиях труднодостижима. Если Ваш кроха по каким-либо причинам не может посещать занятия, то наиболее доступным и эффективным способом познакомить ребенка с миром ритмики является игровая гимнастика. Мини занятия желательно проводить несколько раз в неделю по 15-30 минут в хорошо проветриваемом помещении. Хвалите кроху за проявление внимательности и творческих способностей, позвольте ему дать волю своим чувствам. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса, поэтому заставлять ребенка повторять движения, если он этого не хочет, совершенно бессмысленно. Вот несколько несложных ритмических упражнений, которые можно выполнять с ребенком дома:

  • «Ходьба» (музыка — Н. Богословский «Марш»). Предложите малышу на время стать настоящим солдатом и попробовать промаршировать в такт музыке. Это упражнение отлично развивает чувство ритма и темпа, а также координацию движения.
  • «Пилот» (музыка — Л. Банникова «Самолет»). Эта игра развивает умение ориентироваться в пространстве и чувство равновесия. Под музыку ребенок должен сначала «завести мотор», вращая перед собой согнутыми в локтях руками, затем встать на одной ноге, раскинув руки в стороны, изображая самолет. После этого малыш может свободно бегать по комнате, а по окончанию музыки, он должен остановиться и опуститься на одно колено.

В ритмических упражнениях слуховые и зрительные впечатления соединяются друг с другом, а полученные от них эмоции естественным образом выражаются в движении.

Ритмические упражнения, которые можно выполнять дома

  • «Ветер и ветерок» (музыка — Л.В. Бетховен «7 лендлеров»). Благодаря этому упражнению дети учатся внимательно слушать музыку и воспринимать ее характер. Его суть заключается в том, что ребенок поднимает руки вверх и раскачивает или с различной амплитудой под музыку, изображая то тихий ветерок, то сильный ветер.
  • «Замри» (музыка — И. Кишко «Марш»). Для игры Вам понадобится несколько карточек со схематическим изображением человека в различных позах (например, правая рука поднята вверх, а левая отведена в сторону, поза ласточки и так далее). Вначале крохе марширует под музыку, а затем замирает в выбранной заранее позе.
  • «Регулировщик» (музыка — М. Раухвергер «Автомобиль»). В этой игре взрослый может выступать в роли регулировщика, а дети – водителей и пешеходов. Представьте, что в городе сломались все светофоры, а управлять дорожным движением приходится одному регулировщику. Вначале включается фонограмма, и малыши начинают движение, затем взрослый ставит музыку на паузу и командует повернуться направо, налево и еще раз направо. После выполнения задания «водители» должны припарковаться в заранее выбранном месте, а пешеходы продолжают движение.
Читайте также:  Роль сенсорного развития ребенка

Также в интернете Вы можете найти множество примеров логоритмических упражнений, одна из основных задач которых – развитие речи малышей.

Выводы

Ритмика для детей сегодня стала важным компонентом системы воспитания дошкольников. Занятия вводят малышей в мир музыки и движений, развивают пластику, координацию движений, грациозную походку. При помощи пластических средств выразительности ребенок начинает проявлять свои эмоции, что благоприятно сказывается на его общем эмоциональном фоне и способствует гармоничному формированию характера.

Заключение

Занятия ритмикой в Монтессори-центре «Созвездие» для детей от 2 до 6 лет построены в форме игры. Это наиболее знакомая и приятная для дошкольников форма активности. Малыши с удовольствием прислушиваются к ритму музыки и воспринимают ритмические движения. Наши опытные педагоги учитывают индивидуальные особенности детей (возраст, способность концентрировать внимание, возможность реализовать тот или иной комплекс упражнений, эмоциональный ресурс для восприятия музыкальной композиции), чтобы каждый малыш мог получить максимальную пользу от занятий. Ждем Вас в нашем центре!

Источник

Шалькова Лариса
Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений (из опыта работы)

Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений

Вступление

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным и всесторонне развитым. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации»федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требуют от педагогов ДОУ реализации следующих задач:

— охрана жизни и здоровья детей

всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей

— сохранение и поддержки индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных особенностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой

-формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

— обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.

Для решения данных задач разрабатываются образовательные программы. Однако, художественно – эстетическое развитие ребенка требует дополнительных занятий с детьми по таким направлениям, как музыкальная ритмика и хореография. В нашем саду работает кружок «Музыкальная ритмика»

2 слайд

Кружок «музыкальная ритмика»

Целью занятий кружка «музыкальная ритмика» является всестороннее развитие детей, посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце, осмысленного восприятия музыкального произведения, развитие чувства ритма, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

На занятиях ритмики предоставляется возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка.

3 слайд

Задачи обучения и воспитания детей на занятиях ритмики

Читайте также:  Если у ребенка задержка развития речи

развитие музыкальности

развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер

развитие музыкального слуха, чувство ритма

развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству

развитие музыкальной памяти

— укрепление здоровья детей

развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства

развитие двигательных качеств и умений координировать движения

развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности. –

— воспитание выносливости, силы, формирование правильной осанки, красивой походки, обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

Без слайда

Программа кружка «Музыкальная ритмика» разработана на основе технологии хореографа И. Э. Бриске «Ритмика и танец» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и ориентирована на работу с детьми дошкольного возраста, независимо от наличия у них специальных физических данных.

Срок обучения 1 год.

Специфика реализации – групповая.

Режим занятий – 2 раза в неделю, возраст обучающихся – 6-7 лет. Особенности организации образовательного процесса – традиционная с применением ИТК.

Программа призвана воспитывать хореографическую культуру и прививать начальные навыки в искусстве танца.

Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детьми классических, народных и спортивных современных танцев. Воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.

Реализация программы начинается с октября месяца.

Направленность программы – художественно-эстетическая.

Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы. Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированны такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, которые даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников.Ее отличительными особенностями являются: активное использование игровой деятельности и значительная часть практических занятий

Материально – техническое оснащение

музыкальный зал с зеркальным оформлением стен

— экран, проектор

— СД- диски

— аппаратура для озвучивания занятий: музыкальный центр, магнитофон

— фортепиано

— атрибуты

— костюмы

4 слайд

Технологии, методы и приемы

на занятиях используются различные виды деятельности: ритмика и элементы музыкальной грамоты, танцевальная азбука и элементы художественной гимнастики рассказываем детям об истории возникновения танцев, которые они танцуют в данный момент, их истории возникновения и особенности ритмической и музыкальной структуры.

С помощью музыкальных и творческих игр, слушания музыки теоретический материал с интересом воспринимается детьми.

Так же, на занятиях используются упражнения на развитие дыхания, артикуляции, дикции, которые имеют оздоровительный эффект и способствуют развитию дыхательного аппарата, что имеет огромное значение в хореографическом и музыкальном творчестве.

Чтобы изучить основы ритмики, усвоить все элементы программы мы чередуем упражнения разной степени сложности.

5 слайд

Вводная часть занятия

маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с высоким подниманием коленей)

6 слайд

Разминка. Знакомство с разминкой «я рисую солнце».

Выступление детей с разминкой «Я рисую солнце»

7 слайд

Основная часть занятия. Показ и разучивание танцевальной композиции

«В коробке с карандашами» муз. Гладкова

8 слайд

Партерная гимнастика – это упражнения,которые выполняются на полу и позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.

9 слайд

Занятия ритмикой дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые движения оказывают положительное воздействие на здоровье детей. «Цыганский танец»

Выступление с упражнением «Речка» из музыкальной сказки Гуси- лебеди

10 слайд

Упражнение — танец «журавли

Танец «расставанье»

11 слайд

Танец мазурка

Без слайда

На занятиях ритмикой мы стараемся пробудить пытливость и любознательность, тем самым давая толчок для развития творческой активности в детях. Учим детей внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке, в пластике движений, придумываем совместно с детьми способы воплощения и передачи увиденного и даем возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, возможностей и реализации их желаний.

Таким образом, танец является чем – то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас.

Читайте также:  Социальное и индивидуальное развитие ребенка

Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Исполнение танца «ВДВ»

Источник

вера машанова
Ритмика как средство для развития музыкальных способностей дошкольников

Ритмика — как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

Неоценимо влияние музыки на формирование всестороннего развития человека. Все, что не подвластно слову, находит в музыке своё выражение. Именно Музыка даёт человеку ключ к восприятию и постижению чувства прекрасного. По своей природе, ребенок очень активен, подвижен, деятелен, прост, трогателен и естественен. Приобщая всех детей к движению под музыку, мы помогаем обрести чувство уверенности в своих силах, формируем музыкальные способности, развиваем музыкальный слух, музыкальную память и ритмические способности детей. Музыкальные игры и упражнения развивают координацию детей, внимание и умение согласовывать с музыкой свои движения. Двигательные упражнения тренируют мозг, подвижность нервных процессов, а движения под музыку является одним из самых привлекательных видов деятельности, так как, Ребенок, встречаясь с богатым разнообразием музыки, радуется, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу, т. е. можно говорить о становлении творческого воображения. Ритмика стимулирует формирование музыкальных способностей. Под влиянием музыкально — ритмической деятельности, развиваются положительные качества личности ребенка. Совершенствуются музыкально-эстетические чувства детей. Таким образом, музыкально – ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств.

Цель: Формирование творческой активности в доступных видах музыкально – исполнительской деятельности.Такой как: 1. Игра в ансамбле (Лошкарей, 2. Игра в оркестре на ударных инструментах, 3. Импровизация в пении на заданную тему. 4. Фантазия в танцевальных движениях и играх.

Задачи: Развитие музыкальных способностей : 1. Умение слушать музыку, понимать и различать её. 2. Развивать пластичность и согласованность в движениях. 3. Приучать детей быстро и точно реагировать на изменения в музыке. 4. Помогать развитию двигательных способностей, ловкости. 5. Закреплять навыки перестроений и размещения в пространстве.

Очень способствуют развитию музыкальных способностей детей музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, движения под музыку, игру на инструментах. Основное значение музыкально -дидактических игр формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают инициативу, самостоятельность, внимание, способность к восприятию и различению основных свойств музыкального звука. Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. 1. При знакомстве с жанрами, даю понятие «Танец» «Марш» «Песня» с мажором и минором (грустное, печальное или веселое настроение) использую разнохарактерные произведения, которые способствуют музыкальным впечатлениям. Дети чувствуют смену ритма, настроения, и безошибочно определяют их.

1. Такие понятия как динамика закрепляются в музыкальных играх таких как: «Холодно – горячо», «Пальчики – ручки» ,«Далеко – близко», «День-ночь»

2. Развивая ритм, использую ритмические рисунки. На простейших четверостишиях запоминаем длительности, которые закрепляются затем в ансамблях и в оркестрах в игре на ударных инструментах. «Два кота» «Барабанщик» «Оркестр»

3. Безошибочно дети определяют темпы в песнях, в играх, в танцах. (Быстрые, медленные, умеренные)

4. Изучая регистры, изображаем птиц и зверей. Дети с удовольствием определяют звуки соответствующие Медведю, Волку, Лисе, Аленушке, Зайчику, Птичке, Мышке.Игры:»Угадай на чем играю», «Кто пришел?» «Чей голос?» «Где мои детки?»

Использую игры и танцы по программам К. Орфа по Шульверку,и разработки Т.Тютюнниковой Например: «Жуки и бабочки» Игры «Птички и курица» «Великаны и гномы»»Птицы и метель»

5. Пальчиковые игры помогают научить детей координировать свои движения, обостряют чувства каждой мышцы, каждого пальчика. «Паучок» «У оленя дом большой»

6. Развивается музыкальный слух на таких играх как «Угадай на чем играю?» «Сколько человек поют?»

Источник