Развитие ребенка средствами изо
Развитие познавательных способностей детей средствами изобразительного искусства.
Гармоничное и здоровое развитие личности ребенка невозможно без достаточного развития таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, внимание. В поисках средств, стимулирующих развитие познавательных способностей, были проведены исследования, доказавшие, что таким средством может быть изобразительное искусство. Становление изобразительной деятельности выступает как определенная сторона процесса психического развития ребенка, не сводимая к проявлению какой-либо одной психической способности. Она имеет синтетический характер. Это процесс совершенствования и развития многих психических процессов одновременно: восприятия, мышления, памяти и речи. Рассмотрим влияние занятий изобразительной деятельностью на формирование и развитие отдельных познавательных функций у ребенка.
В первую очередь изобразительная деятельность влияет на совершенствование такого познавательного процесса, как ощущение. Развитие ощущений у ребенка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью. Изобразительная деятельность предоставляет для этого очень большие возможности. Во время рисования малыш знакомится с разными изобразительными материалами, их свойствами. Уже с 6 месяцев можно предложить рисование пальчиковыми красками. Вместо готовых пальчиковых красок можно использовать крахмал, закрашиваемый пищевыми красителями. После пальчиковых красок и красок из крахмала можно познакомить детей с краской из теста (смешивается мука, соль и вода в равных пропорциях), которая также хорошо закрашивается пищевыми красителями. Краска из теста фактурная, ее можно готовить вместе с малышом. При этом процесс создания этой «волшебной» краски не менее увлекателен, чем процесс рисования. Наносить такую краску можно как руками, так и ватными палочками, лопаточкой, вилкой и любыми другими подручными материалами. Кроме рисования, дети также очень любят заниматься с пластичными материалами. Детям до года и второго года жизни в первую очередь можно предложить соленое тесто, которое также можно закрашивать пищевыми красителями.
В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому на основе ощущений строится познавательный процесс более высокого уровня — восприятие. Оно является основой мышления, практической деятельности человека (как взрослого, так и ребенка). Восприятие ребенка раннего возраста носит непроизвольный характер. Ребенок пока еще не умеет управлять своим восприятием, не может самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах окружающей действительности малыш замечает то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Наше восприятие характеризуется целостностью. Однако, воспринимая целое, ребенок плохо схватывает детали. Восприятие детей обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами. Малышу надо прикоснуться к предмету, потрогать, пощупать, поманипулировать с ним, чтобы создать целостный образ предмета. Развитие восприятия в раннем возрасте определяется тремя параметрами — перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. И именно в процессе изобразительной деятельности развиваются и совершенствуются эти параметры. Первичным звеном на пути к становлению изобразительной деятельности является двигательно-осязательный опыт ребенка, накапливаемый им в процессе предметно-практической деятельности. Манипулирование с предметами развивает и обогащает восприятие малыша. Со стороны взрослого необходима поддержка в виде специально организованной предметно-развивающей среды и стимулирующего взаимодействия. Важно, чтобы взрослый озвучивал деятельность малыша: называл цвета, пытался увидеть в линиях и каракулях реальные предметы и явления окружающей действительности («дорожка», «мячик», «солнышко»). Такое внимание взрослого будет побуждать ребенка к совместному творчеству, к созданию узнаваемых образов и к целенаправленной деятельности. В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов — вначале как предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (круглый мяч, желтое солнышко). Постепенно это качество обобщается, отрывается от предмета и становится обобщенным эталоном — цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. Второй год жизни — это сенситивный период накопления и развития сенсорного опыта ребенка, поэтому очень важно создать необходимые для этого условия. Исследования показывают, что ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представления о пяти-шести формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный). Чтобы ребенок усваивал название цвета, в ходе занятий по рисованию и лепке не стоит пытаться знакомить его с большим количеством названий сразу. Лучше взять два названия контрастных цветов. Взрослый многократно называет эти цвета в процессе совместного рисования или лепки с ребенком, и при этом малыш запоминает, что существует слова — названия цвета. Конечно же, ребенок не запомнит эти слова сразу и не соотнесет их с определенным эталоном, этот процесс длительный. Некоторые дети уже легко осваивают сенсорные эталоны цвета к двум годам, большинство – к трем годам жизни, а для некоторых детей этот процесс может вызывать затруднения и в дальнейшем. Наряду со зрительным восприятием в раннем детстве развивается новый вид восприятия — восприятие пространства. Ребенок переходит к более сложным изображениям, которые состоят из нескольких деталей: домик, солнышко, лесенка и т. д. Для развития пространственного восприятия очень важно опираться на такие виды продуктивной деятельности, как конструирование и лепка. В процессе целенаправленного создания образа из нескольких деталей ребенку надо учитывать соотнесение частей предмета между собой. В рисовании и аппликации данное соотнесение дети часто не учитывают, они могут переставить детали местами и быть убежденными, что все сделано правильно. Например, дети очень часто рисуют или приклеивают крышу дома под домом, сбоку от домика или сверху, но перевернув треугольник на острие. Для того чтобы легче усваивалось пространственное соотнесение деталей предмета, важно дать ребенку возможность обследовать предмет с помощью наглядно-действенных способов исследования. Потом лучше сконструировать предмет, например, из кубиков или конструктора. При этом ребенок не сможет поставить крышу неправильно, так как конструкция не будет держаться. Занятия по лепке также способствуют развитию пространственного восприятия, так как лепные фигуры имеют объем, детали предметов также располагаются в определенной относительности друг к другу. Для малыша всегда понятнее и ближе изображение в объемном виде, так как проекция его на плоскость требует определенного уровня абстрактного мышления. К тому же дети очень любят обыгрывать лепные поделки. Развитие восприятия пространства, знакомство с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук являются вторым этапом развития восприятия. Для развития тактильного восприятия важно знакомить детей с различными изобразительными материалами: пальчиковые краски, краски из крахмала, краска из муки, гуашь, темпера, соленое тесто, глина, пластилин и т. д. В создании некоторых из этих материалов должен поучаствовать и сам малыш.
Развитие восприятия находится в тесной связи с развитием мышления ребенка. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется: он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Это развитие происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для развития последующего. В раннем возрасте (примерно к двум с половиной годам) мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Наглядно-действенное мышление формируется к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет. Наглядно-образное мышление начинает формироваться в 2,5-3 года и становится ведущим к 6-6,5 года 5.
Таким образом, ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное мышление. Для развития его очень важна роль взрослого, который показывает ребенку, на что нужно обратить внимание, помогает выделять наиболее существенные признаки изображаемых предметов, выделять детали, сравнивать изображаемый предмет с другими. Прежде чем нарисовать, вылепить или сконструировать предмет, малыш должен обследовать его, выделить определенные свойства, признаки, сравнить этот предмет с другими, найти общее и отличия. Все это способствует развитию таких операций мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Безусловно, эти операции находятся пока в примитивном состоянии, но именно в раннем возрасте важно заложить фундамент дальнейшего их развития. Занятия продуктивными видами деятельности с детьми раннего возраста также способствуют развитию особенностей памяти, совершенствуют у ребенка способы запоминания различной информации. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием способствуют накоплению графических символов, образов у ребенка. Именно мнемоническая функция обеспечивает формирование зрительного образа. Его опознание возможно только на основе следов памяти. Малыш «узнает» в сочетании штрихов тот или иной объект.
Усваивая определенные сенсорные эталоны, ребенок пытается запомнить их и использовать в дальнейшей деятельности. При занятиях изобразительными видами деятельности одновременно действуют зрительные, двигательные, слуховые и тактильные анализаторы, которые включают в работу различные виды памяти одновременно (двигательную, зрительную, тактильную и слуховую). Так как дети получают удовольствие от процесса и результатов своей «художественной» деятельности, происходит интенсивное развитие эмоциональной памяти малышей, а это одно из самых важных свойств детской памяти. В конце второго — начале третьего года жизни начинает развиваться воображение ребенка. Такие виды деятельности, как конструирование, лепка и рисование, способствуют развитию как воссоздающего (репродуктивного), так и творческого (продуктивного) воображения детей. Очень важно учитывать тот факт, что детям нужна внешняя опора для создаваемых ими образов. Поэтому взрослому при организации занятий изобразительной деятельностью важно использовать в качестве образцов игрушки, картинки с предметами, которые планируется нарисовать или вылепить.
С детьми старшего дошкольного возраста, когда уровень речевого развития относительно высок, а восприятие произведений живописи достигает достаточного уровня, можно начинать целенаправленную работу по формированию словесного творчества на материале произведений изобразительного искусства. Успешное формирование образности речи детей достигается на основе работы по развитию всех сторон речи, ознакомления с разными жанрами художественной литературы, когда происходит заимствование выразительных авторских средств, а понимание художественного образа в произведениях изобразительного искусства соотносится с художественным образом литературных и музыкальных произведений. Когда осуществляется осознанный выбор образных средств, используемых детьми в высказываниях, наблюдается становление речевой и общей культуры ребенка. Во многих российских городах существуют художественные музеи, которые владеют истинным богатством — подлинными произведениями искусства, продуктами многовекового народного творчества. Общение с этими произведениями представляет огромную эстетическую, воспитательную и познавательную ценность. Наиболее яркой чертой детского художественного восприятия является его повышенная эмоциональность. Эмоциональный опыт ребенка изменяется и обогащается в процессе восприятия произведений искусства.
Таким образом, становление изобразительной деятельности и способности воспринимать изобразительное искусство выступает как определенная сторона процесса психического развития ребенка, не сводимая к проявлению какой-либо одной психической способности. Изобразительная деятельность имеет синтетический характер. Это процесс совершенствования и развития многих психических процессов одновременно: восприятия, мышления, памяти и речи.
Список использованной литературы:
- Ишмуратова Е.М. /Изодеятельность как средство развития познавательных функций у детей раннего возраста//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена// 2008, № 73-2.
Источник
Развитие познавательных способностей детей средствами изобразительного искусства.
Гармоничное и здоровое развитие личности ребенка невозможно без достаточного развития таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, внимание. В поисках средств, стимулирующих развитие познавательных способностей, были проведены исследования, доказавшие, что таким средством может быть изобразительное искусство. Становление изобразительной деятельности выступает как определенная сторона процесса психического развития ребенка, не сводимая к проявлению какой-либо одной психической способности. Она имеет синтетический характер. Это процесс совершенствования и развития многих психических процессов одновременно: восприятия, мышления, памяти и речи. Рассмотрим влияние занятий изобразительной деятельностью на формирование и развитие отдельных познавательных функций у ребенка.
В первую очередь изобразительная деятельность влияет на совершенствование такого познавательного процесса, как ощущение. Развитие ощущений у ребенка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью. Изобразительная деятельность предоставляет для этого очень большие возможности. Во время рисования малыш знакомится с разными изобразительными материалами, их свойствами. Уже с 6 месяцев можно предложить рисование пальчиковыми красками. Вместо готовых пальчиковых красок можно использовать крахмал, закрашиваемый пищевыми красителями. После пальчиковых красок и красок из крахмала можно познакомить детей с краской из теста (смешивается мука, соль и вода в равных пропорциях), которая также хорошо закрашивается пищевыми красителями. Краска из теста фактурная, ее можно готовить вместе с малышом. При этом процесс создания этой «волшебной» краски не менее увлекателен, чем процесс рисования. Наносить такую краску можно как руками, так и ватными палочками, лопаточкой, вилкой и любыми другими подручными материалами. Кроме рисования, дети также очень любят заниматься с пластичными материалами. Детям до года и второго года жизни в первую очередь можно предложить соленое тесто, которое также можно закрашивать пищевыми красителями.
В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому на основе ощущений строится познавательный процесс более высокого уровня — восприятие. Оно является основой мышления, практической деятельности человека (как взрослого, так и ребенка). Восприятие ребенка раннего возраста носит непроизвольный характер. Ребенок пока еще не умеет управлять своим восприятием, не может самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах окружающей действительности малыш замечает то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Наше восприятие характеризуется целостностью. Однако, воспринимая целое, ребенок плохо схватывает детали. Восприятие детей обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами. Малышу надо прикоснуться к предмету, потрогать, пощупать, поманипулировать с ним, чтобы создать целостный образ предмета. Развитие восприятия в раннем возрасте определяется тремя параметрами — перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. И именно в процессе изобразительной деятельности развиваются и совершенствуются эти параметры. Первичным звеном на пути к становлению изобразительной деятельности является двигательно-осязательный опыт ребенка, накапливаемый им в процессе предметно-практической деятельности. Манипулирование с предметами развивает и обогащает восприятие малыша. Со стороны взрослого необходима поддержка в виде специально организованной предметно-развивающей среды и стимулирующего взаимодействия. Важно, чтобы взрослый озвучивал деятельность малыша: называл цвета, пытался увидеть в линиях и каракулях реальные предметы и явления окружающей действительности («дорожка», «мячик», «солнышко»). Такое внимание взрослого будет побуждать ребенка к совместному творчеству, к созданию узнаваемых образов и к целенаправленной деятельности. В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов — вначале как предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (круглый мяч, желтое солнышко). Постепенно это качество обобщается, отрывается от предмета и становится обобщенным эталоном — цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. Второй год жизни — это сенситивный период накопления и развития сенсорного опыта ребенка, поэтому очень важно создать необходимые для этого условия. Исследования показывают, что ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представления о пяти-шести формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный). Чтобы ребенок усваивал название цвета, в ходе занятий по рисованию и лепке не стоит пытаться знакомить его с большим количеством названий сразу. Лучше взять два названия контрастных цветов. Взрослый многократно называет эти цвета в процессе совместного рисования или лепки с ребенком, и при этом малыш запоминает, что существует слова — названия цвета. Конечно же, ребенок не запомнит эти слова сразу и не соотнесет их с определенным эталоном, этот процесс длительный. Некоторые дети уже легко осваивают сенсорные эталоны цвета к двум годам, большинство – к трем годам жизни, а для некоторых детей этот процесс может вызывать затруднения и в дальнейшем. Наряду со зрительным восприятием в раннем детстве развивается новый вид восприятия — восприятие пространства. Ребенок переходит к более сложным изображениям, которые состоят из нескольких деталей: домик, солнышко, лесенка и т. д. Для развития пространственного восприятия очень важно опираться на такие виды продуктивной деятельности, как конструирование и лепка. В процессе целенаправленного создания образа из нескольких деталей ребенку надо учитывать соотнесение частей предмета между собой. В рисовании и аппликации данное соотнесение дети часто не учитывают, они могут переставить детали местами и быть убежденными, что все сделано правильно. Например, дети очень часто рисуют или приклеивают крышу дома под домом, сбоку от домика или сверху, но перевернув треугольник на острие. Для того чтобы легче усваивалось пространственное соотнесение деталей предмета, важно дать ребенку возможность обследовать предмет с помощью наглядно-действенных способов исследования. Потом лучше сконструировать предмет, например, из кубиков или конструктора. При этом ребенок не сможет поставить крышу неправильно, так как конструкция не будет держаться. Занятия по лепке также способствуют развитию пространственного восприятия, так как лепные фигуры имеют объем, детали предметов также располагаются в определенной относительности друг к другу. Для малыша всегда понятнее и ближе изображение в объемном виде, так как проекция его на плоскость требует определенного уровня абстрактного мышления. К тому же дети очень любят обыгрывать лепные поделки. Развитие восприятия пространства, знакомство с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук являются вторым этапом развития восприятия. Для развития тактильного восприятия важно знакомить детей с различными изобразительными материалами: пальчиковые краски, краски из крахмала, краска из муки, гуашь, темпера, соленое тесто, глина, пластилин и т. д. В создании некоторых из этих материалов должен поучаствовать и сам малыш.
Развитие восприятия находится в тесной связи с развитием мышления ребенка. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется: он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Это развитие происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для развития последующего. В раннем возрасте (примерно к двум с половиной годам) мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Наглядно-действенное мышление формируется к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет. Наглядно-образное мышление начинает формироваться в 2,5-3 года и становится ведущим к 6-6,5 года 5.
Таким образом, ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное мышление. Для развития его очень важна роль взрослого, который показывает ребенку, на что нужно обратить внимание, помогает выделять наиболее существенные признаки изображаемых предметов, выделять детали, сравнивать изображаемый предмет с другими. Прежде чем нарисовать, вылепить или сконструировать предмет, малыш должен обследовать его, выделить определенные свойства, признаки, сравнить этот предмет с другими, найти общее и отличия. Все это способствует развитию таких операций мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Безусловно, эти операции находятся пока в примитивном состоянии, но именно в раннем возрасте важно заложить фундамент дальнейшего их развития. Занятия продуктивными видами деятельности с детьми раннего возраста также способствуют развитию особенностей памяти, совершенствуют у ребенка способы запоминания различной информации. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием способствуют накоплению графических символов, образов у ребенка. Именно мнемоническая функция обеспечивает формирование зрительного образа. Его опознание возможно только на основе следов памяти. Малыш «узнает» в сочетании штрихов тот или иной объект.
Усваивая определенные сенсорные эталоны, ребенок пытается запомнить их и использовать в дальнейшей деятельности. При занятиях изобразительными видами деятельности одновременно действуют зрительные, двигательные, слуховые и тактильные анализаторы, которые включают в работу различные виды памяти одновременно (двигательную, зрительную, тактильную и слуховую). Так как дети получают удовольствие от процесса и результатов своей «художественной» деятельности, происходит интенсивное развитие эмоциональной памяти малышей, а это одно из самых важных свойств детской памяти. В конце второго — начале третьего года жизни начинает развиваться воображение ребенка. Такие виды деятельности, как конструирование, лепка и рисование, способствуют развитию как воссоздающего (репродуктивного), так и творческого (продуктивного) воображения детей. Очень важно учитывать тот факт, что детям нужна внешняя опора для создаваемых ими образов. Поэтому взрослому при организации занятий изобразительной деятельностью важно использовать в качестве образцов игрушки, картинки с предметами, которые планируется нарисовать или вылепить.
С детьми старшего дошкольного возраста, когда уровень речевого развития относительно высок, а восприятие произведений живописи достигает достаточного уровня, можно начинать целенаправленную работу по формированию словесного творчества на материале произведений изобразительного искусства. Успешное формирование образности речи детей достигается на основе работы по развитию всех сторон речи, ознакомления с разными жанрами художественной литературы, когда происходит заимствование выразительных авторских средств, а понимание художественного образа в произведениях изобразительного искусства соотносится с художественным образом литературных и музыкальных произведений. Когда осуществляется осознанный выбор образных средств, используемых детьми в высказываниях, наблюдается становление речевой и общей культуры ребенка. Во многих российских городах существуют художественные музеи, которые владеют истинным богатством — подлинными произведениями искусства, продуктами многовекового народного творчества. Общение с этими произведениями представляет огромную эстетическую, воспитательную и познавательную ценность. Наиболее яркой чертой детского художественного восприятия является его повышенная эмоциональность. Эмоциональный опыт ребенка изменяется и обогащается в процессе восприятия произведений искусства.
Таким образом, становление изобразительной деятельности и способности воспринимать изобразительное искусство выступает как определенная сторона процесса психического развития ребенка, не сводимая к проявлению какой-либо одной психической способности. Изобразительная деятельность имеет синтетический характер. Это процесс совершенствования и развития многих психических процессов одновременно: восприятия, мышления, памяти и речи.
Список использованной литературы:
- Ишмуратова Е.М. /Изодеятельность как средство развития познавательных функций у детей раннего возраста//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена// 2008, № 73-2.
Источник