Развитие ребенка средствами искусства

Развитие ребенка средствами искусства thumbnail

Рузавина Наталья
Развитие способности ребенка средствами искусств

Подготовила: Рузавина Н. Н.

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность,

И небо — в чашечке цветка.

Уильям Блейк (Перевод С. Маршака)

Дети воспринимают мир иначе, нежели взрослые. Мир детей разнообразный – радостный, вкусный, разноцветный. Их мир создан для того, чтобы все было хорошо. И замечательно, если детское умение видеть красоту и радоваться ей удается сохранить на протяжении взросления.

Можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок, пришедший в этот мир, обладает творческими способностями. Мы знаем, что не способных детей не бывает. Способности ребенка раскрываются по мере его восхождения по ступенькам интересов и склонностей.

Каждый ребеноксебя проявляет по своему: один рисуют диковинные узоры, другой лепит оригинальные миниатюры из пластилина, третий занимается конструированием из бумаги, четвертый целыми днями поет… И наиболее способными вырастают только те дети, условия раскрывания которых, позволили развить эти способности вовремя.

Исследования ученых, работы педагогов доказывают, что каждый ребенок – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно разбудить эти творческие способности, дремлющие до поры до времени. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Занятие средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники изобразительного творчества являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития ребенка. Она способствует формированию эмоционального восприятия искусства, эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величина, цвета, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

Изобразительная деятельность любой нетрадиционной техникой является одним из самых интересных видов деятельности, ребенок получает возможность отразить свои впечатления об окружающем мире, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Творчество ребенка неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Следует постепенно, умело вводить ребенка в мир воображения, очень важно нацелить на творческую, оригинальную деятельность.

Работа необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, вызывает огромный интерес к изобразительному искусству.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования – изонить.

Нетрадиционное изображение раскрывает возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, увлекает детей.

Актуальность развития способности определяется интересом к изучению нетрадиционного изображения, как результата познания эмоционального мира ребенка; разнообразием и вариативностью работы с детьми; новизной обстановки, интересными неповторяющимися заданиями, возможностью выбора, что помогает не допускать однообразие и скуку.

Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углем. А можно выполнить рисунок нитью, учась при этом прекрасно владеть иглой. Достоинство этой техники в том, что она не требует особой предварительной подготовки, изделия выполняются довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть где разгулятся.

Изонить- изображение нитью, или ниткография,-как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали способ переплетения нитей на вбитых в дощечки гвоздях. В результате получились ажурные кружевные изделия, которые украшали жилища. В современной технике нити нити накладывают стежками на жесткую основу- толстую бумагу или картон- с помощью иголки.

В технике изонить можно делать закладки и обложки для книг, открытки, подарочные коробки, настенные панно, сувениры.

По существу, это вышивание, которое совместно могут заниматься взрослые и дети разного возраста. Отличие изонити от других видов видов вышивки в том, что с помощью нитей создается графические произведения, отсюда и второе название техники- ниткография.

Занятие нетрадиционной техникой изонить — это маленькая игра для ребенка. Использование этой техники позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эта техника развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

Основная цель занятия ниткографией- побудить детей к творчеству в доступной для них форме, помочь им освоить навыки владения иглой, показать основные приемы выполнения той или иной операции, выявить их способности к плоскостному моделированию.

Практические задания предполагают повышение сложности изделий по мере приобретения детьми навыков. Сначала дети изготавливают простые работы, рассматривают образцы, анализируют их структуру и приемы выполнения. Потом задания усложняются, дети учатся самостоятельно моделировать простые предметы, выбирать основу и нитки для изделий. А затем они осваивают составление сложных композиций из отдельных элементов изображения. Конечно, можно попробовать сразу воспроизвести по шаблону одно из сложных изображений, и возможно ребенок справится с работой, но это будет копированием работы.

Читайте также:  Возрастные закономерности развития нервной системы ребенка

Последовательное освоение техникой изонить, прошивание углов и окружностей- основ формирования графических изображений- позволит перейти к самостоятельному творчеству и воплощению идей.

Занятия изонитью воспитывают усидчивость, аккуратность и терпение, развивает абстрактное мышление и умение концентрировать внимание, глазомер, мелкую моторику и координацию движений рук.

Поскольку эта техника не требует особой предварительной подготовки для выполнения простых изображений, то изонитью могут заниматься дети с раннего возраста. Результат виден уже на первом занятии, что очень важно для самих детей и неожиданно радостно для их родителей.

Опыт работы свидетельствует: занятие необычным материалам и оригинальной техникой позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат этической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, актер, индивидуальность.

Нам, взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой — богатой или бедной — будет его духовная жизнь.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение —

 детский сад № 516 Верх – Исетского района г. Екатеринбурга.

Развитие творческих способностей ребёнка средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

(практически — ориентированный, познавательно — творческий проект)

Исполнитель:

Мирзоян Жанат Мирзоянкызы

Воспитатель

Екатеринбург, 2020

Оглавление

                                                                                                   стр.

Введение……………………………………………………………….………..3-5

1. Основная часть

1.1. Виды нетрадиционных техник изобразительного искусства………….6-7

1.2. Перспективный план работы по рисованию в нетрадиционной

технике в старшей группе на июнь-июль 2020 года. ……………………..8

2. Заключение…………………………………………………………………..9

3. Приложения………………………………………………………………….10-11

4. Список литературы …………………………………………………………12

Введение

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках

пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

нити – ручейки, которые питают источник творческой

мысли. Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок».

(В. А. Сухомлинский)

          Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора.

Цель проекта:

Развитие творческих способностей ребёнка средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Задачи:

Образовательные:

-знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;

-способствовать овладению детьми простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами;

-побуждать детей самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

-содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми;

Развивающие:

-прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

-познакомить с нетрадиционными способами рисования: кляксография, рисование пальчиками, листьями, нитками, ватными палочками, солью и техникой рисования граттаж;

-закрепить умение пользоваться гуашью и акварельными красками;

-создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса;

-развивать у детей мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию;

-учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетического восприятия;

Воспитательные:

-воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально;

-прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;

Образовательные области проекта: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Методы реализации проекта:

-Метод обследования, наглядности;

-Словесный (беседа, рассказ, наблюдение, художественного слова, указания, пояснения);

-Практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);

-Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);

-Сотворчество (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

-Мотивационный (убеждение, поощрение).

Продолжительность проекта: краткосрочный (июнь – июль 2020 года).

Участники проекта: Дети, педагоги, родители (законные представители).

Возраст детей: дети старшей группы.

Особенности проекта: Краткосрочный практически — ориентированный, познавательно — творческий проект.

Принципы, лежащие в основе проекта:

-интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания;

-простота и доступность изучаемого материала;

-поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении образовательного процесса, а также в организуемых и проводимых, в его рамках занятиях и мероприятиях;

-эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, занятий;

-проблемно – исследовательски и творческий характер заданий;

Читайте также:  Цель воспитания и гармоническое развитие ребенка

-опора на развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение рассуждать и доказывать свою точку зрения;

-дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о нетрадиционных техниках рисования, накопление им опыта эмоциональной и познавательной сферы;

-интегративности: сотрудничество с семьёй, сочетание разных видов детской деятельности;

-наглядности: изготовление ряда наглядно-дидактических пособий  на основе нетрадиционных техник рисования.

Используемые в проекте виды деятельности: Продуктивная, игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, чтение.

Дополнительные стимулы:

-Игра является основным видом деятельности детей.

-Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребёнка отправиться в путешествие.

-Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

-Музыкальное сопровождение.

-Эмоциональное объяснение способов действий и показ приемов изображения.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

-проектирование содержания проекта, мотивация на основе сформированного интереса детей к нетрадиционным техникам рисования;

-изучение и создание информационной базы, подбор материала по теме проекта;

II этап – основной.

-совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей

-включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий, мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам

-активизация взаимодействия родителей с детьми по использованию нетрадиционных техник рисования в процессе воспитания.

III этап – заключительный.

-подведение итогов деятельности в рамках проекта;

-создание выставки в рамках проекта.

Материалы, используемые в проекте: Листы для рисования, гуашь, акварельные краски, восковые мелки, кисти, ватные палочки, пластиковые трубочки, нитки, соль, листья растении.

Ожидаемые результаты;

-формирование у детей знаний о нетрадиционных техниках рисования;

-владение детьми простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.

-умение детей самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.

-повышение компетентности родителей детей в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Практическая значимость проекта:

1.Участие в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном уровне.

2.Обобщение опыта работы по теме на муниципальном уровне и распространение в образовательных организациях района.

3.Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития творческих способностей дошкольников.

4.Оказание помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное развитие».

1. Основная часть.

1.1. Виды нетрадиционных техник изобразительного искусства.

          Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово “Нельзя”, можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

            Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Кляксография (выдувание трубочкой).

            Средства выразительности: пятно (клякса), цвет. Материалы: бумага любого цвета, пластиковые трубочки для коктейлей, гуашь, стаканчик с водой, салфетки. Способ получения изображения: ребёнок выдувает разведённую в воде гуашь на лист бумаги. Затем уже ребёнок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» – эти вопросы очень полезны, так как. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребёнка, а показывая, можно переходить перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет (Приложение 1).

Рисование пальчиками.

             Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, стаканчик с водой, салфетки. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчики и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета (Приложение 2).

Отпечатки листьев.

             Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти, стаканчик с водой, салфетки. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью (Приложение 3).

Рисование нитками.

             Средства выразительности: цвет, линии. Материалы: бумага, гуашь, нитки, стаканчик с водой, салфетки. Способ получения изображения: Ребёнок окрашивает ниточки гуашью разные цвета и укладывает на альбомный лист, так чтобы края нитки лежали на столе. Затем накрывает ниточки второй половиной листа и вытягивает. Выдернув концы нити один раз, дети получают сразу два изображения отпечатков, так как листов бумаги было тоже два (Приложение 4).

Читайте также:  Система раннего вмешательства в процесс развития ребенка

Пуантилизм (рисование ватными палочками).

                Средства выразительности: цвет, пятно. Материалы: бумага, гуашь разного цвета, ватные палочки, кисти, стаканчик с водой, салфетки. Способ получения изображения: Ребёнок макает ватную палочку в гуашь и методом «тычка» делает рисунок (Приложение 5).

Рисование солью.

                Средства выразительности: фактура, цвет, линии. Материалы: бумага, соль, гуашь, кисти, стаканчик с водой, салфетки. Способ получения изображения: Ребёнок с помощью кисти обильно смачивает водой рисунок на листе бумаги. На кисточку набирает необходимый цвет и легким прикосновением наносит на бумагу. Рисунок обильно посыпает солью. С помощью кисти можно еще добавить немного воды и цвета — если соль быстро впитала воду. После этого заполняет основной фон. Дорисовывает тонкой кистью или фломастером. Это сделает рисунок более выразительным. Стряхивает лишнюю соль (Приложение 6).

Граттаж.

                 Средства выразительности: фактура, цвет, линии. Материалы: плотный гладкий картон (можно использовать как матовый, так и глянцевый, листы лучше всего закреплять на деревянном планшете, чтобы было удобнее царапать), чёрная гуашь, восковые мелки, широкая художественная кисть, инструменты для процарапывания (можно использовать перья, специальные резцы, острые палочки, спицы или ножи), жидкое мыло или средство для мытья посуды. стаканчик с водой, салфетки. Способ получения изображения: Ребёнок натирает картон разноцветными восковыми мелками. В гуашь добавляет каплю клея ПВА, чтобы потом не сильно пачкались руки и полученной смесью покрывает картон поверх рисунка из восковых мелков. Слой краски должен распределиться равномерно. Когда поверхность полностью высохнет, начинает выцарапывать рисунок, который предварительно наносится карандашом (Приложение 7).

             Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.

1.2. Перспективный план работы по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе на июнь-июль 2020 года.

 Дата

Тема (техника)

Цель

Материал

Июнь.

Чудесные превращения кляксы (Кляксография)

Научить способу получения изображения с помощью клякс.    

Альбомный лист, гуашь, акварельные краски, трубочка для коктейля, кисть, баночка с водой, салфетки,

«Цветы» (Рисование
пальчиками)

Научить способу получения изображения с помощью  рисования пальцами рук.    

Альбомный лист, гуашь, акварельные краски, баночка с водой, салфетки.

«Букет для мамы»»
(рисование ватными палочками)

Научить способу получения изображения с помощью  рисования ватными палочками.  

Альбомный лист, гуашь, акварельные краски, ватные палочки, кисточка, баночка с водой, салфетки,  

«Бабочка Красавица»
(Рисование солью)

Научить способу получения изображения с помощью  рисования солью.  

Цветной картон, гуашь, акварельные краски, мелкая соль, кисти, клей ПВА, баночка с водой, салфетки,

Июль

«Летний лес»
(рисование листьями)

Научить способу получения изображения с помощью  рисования листочками растений.

Альбомный лист, гуашь, акварельные краски, кисть, листья разных деревьев разной величины, баночка с водой, салфетки.

«Причудливые узоры» (рисование нитками)

Научить способу получения изображения окрашенными нитками.

Альбомный лист, гуашь, акварельные краски, нитки, баночка с водой, салфетки.

«Аквариумные рыбки» (граттаж)

Научить способу получения изображения путём  выцарапывания рисунка   на поверхности натёртого восковыми мелками и покрытого гуашью картона.

Плотный гладкий картон, чёрная гуашь, восковые мелки, Клей ПВА, кисть, инструменты для процарапывания,   стаканчик с водой, салфетки.

2. Заключение.

                  Данный проект помог развивать в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.

Родители стали более компетентны в вопросах развития художественно-творческих способностей у детей старшего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования. Мне как педагогу помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам рисования, узнать что-то новое, пополнить новыми материалами и пособиями. Я дальше буду продолжать эту интересную работу и внедрять новые способы в рисовании.

3. Приложения.

C:UsersАминDesktopфото для рисованияКЛЯКСОГРАФИЯ.jpg                C:UsersАминDesktopфото для рисованияРИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ.jpg

Приложение 1.                                                        Приложение 2.

C:UsersАминDesktopфото для рисованияРИСОВАНИЕ ЛИСТОЧКАМИ.jpg                C:UsersАминDesktopфото для рисованияРИСОВАНИЕ НИТКОЙ.jpg

Приложение 3.                                                        Приложение 4.

C:UsersАминDesktopфото для рисованияРИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ.jpg                 C:UsersАминDesktopфото для рисованияГРАТТАЖ.jpg

Приложение 5.                                                          Приложение 7.

C:UsersАминDesktopфото для рисованияРИСОВАНИЕ СОЛЬЮ 1.jpg

Приложение 6.

4. Список литературы.

1. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

2. Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.

3. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

4. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».

5. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное образование, «Учимся, играя».

6. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».

Источник