Развитие ребенка средствами игры

Игра – самое любимое и главное занятие каждого ребенка. Данный вид деятельности занимает основную часть времени малышни. Самое важное, что игра позволяет не только интересно проводить время, но и развиваться в физическом и психологическом плане, помогая становлению индивидуальности и стимулируя
раннее развитие дошкольников. Это лучшее средство для формирования основ эмоционального отношения к окружающей действительности.
Неоценимое достоинство таких забав – возможность ребенка реализовать себя как личность в своей среде обитания. В ходе игрового процесса малыш демонстрирует свою общественную жизнь. Это помогает выразить эмоции и наладить общение со сверстниками.
Игра необходима каждому ребенку не только как средство развития, но и как своеобразная школа жизни. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют!
Игра в развитии ребенка
Игры бывают разными. Каждая отдельная забава развивает конкретные способности и возможности ребенка. Так, подвижные игры, отличающиеся разнообразием замыслов, правил, характером выполнения движений, укрепляют здоровье и иммунитет. Кроме того, они полезны для развития движений и координации.
Строительные игры необходимы для развития конструктивных способностей, а также для подготовки к овладению в будущем трудовыми умениями и навыками. Строить можно из чего угодно, но чаще всего в виде строительных материалов выступают песок, кубики,
конструктор и даже книги. Чем больше развита фантазия ребенка, тем разнообразнее подручный материал, используемый в строительстве.
Кроме вышеперечисленных игр, существуют еще и дидактические. Они наиболее значимы для развития ребенка, ведь специально разрабатываются для обогащения познаний крохи естественнонаучными знаниями. Также каждая дидактическая игра развивает те или иные психические качества и свойства: наблюдательность, память и внимание.
То ли дело сюжетно-ролевые потехи! Они учат детей подражать бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых. Например, игра в школу, дочки-матери, магазин, больницу и многие другие. Эти забавы имеют не только познавательное значение, но также развивают инициативность, творчество и наблюдательность.
Развлечения для дошкольников
Для развития ребенка дошкольного возраста игра – это лучшее средство, которое помогает открыть то, что не дано другим видам деятельности. Игровые процессы имеют большое влияние на детскую психику.
Игра чем-то похожа на фокус, в котором собираются и трансформируются те или иные стороны психической жизни ребенка. В каждом новом фокусе открываются отдельные черты характера, предварительно сформировавшиеся и проявившиеся через грани развлечения.
Наличие ролей расширяет, обогащает и углубляет личность малыша. При этом важно, чтобы взрослые следили за происходящим действием, корректируя поведение ребенка, поощряя верные решения, задавая наводящие вопросы, подсказывающие
выход из сложившейся ситуации. Кроме того, наблюдение за развлечением детей позволяет выявить упущенные моменты в воспитании в целом.
Игры улучшают когнитивное, физическое, социальное и эмоциональное состояние детей. Дошкольники с удовольствием принимают участие в таких развлечениях. Если же такового желания до сих пор не появилось, то, возможно, родителям необходимо взять на себя инициативу по организации забав, которые со временем увлекут малыша больше гаджетов. Важно не только организовать игровое пространство, но и активно участвовать в потехе. Так можно непосредственно принимать участие в воспитании и обучении своего ребенка.
С мальчиками, которые любят машинки, можно играть в настольную игру в виде дорожной карты с правилами движения, знаками, пешеходами и возможностью обогнать соперника. В такой игре ребенок учится не только соблюдать правила игры и дорожного движения, но еще учит цвета, формы, геометрические фигуры, счет. Данную забаву можно организовать собственными силами. А лучше привлечь к работе малыша, который впоследствии с еще большим энтузиазмом будет «гонять» по собственноручно созданной трассе.
Если же на создание настольных пособий нет времени, то их можно купить, благо ассортимент производителей и продавцов позволяет выбирать развлечения для развития детей разных возрастных групп, способностей и половой принадлежности.
Однако, покупая различные игровые пособия, родителям следует помнить, что без участия взрослых дети практически не проявляют к ним интерес. Задача мамы и папы – создать соответствующую обстановку, в которой игра использовалась бы как средство развития дошкольника.
К сожалению, сегодня родители не находят времени на совместные развлечения с ребенком. У одних причиной является торопливый образ жизни, у других – обычное нежелание заниматься развитием чада, которое перекладывается на центры раннего развития и детские дошкольные учреждения.
Игра – важное средство развития дошкольника
Игры крайне важны для развития памяти и интеллекта детей. Они учат использовать творческие способности, физические задатки, эмоциональный потенциал, познавательный интерес, которые переплетаются с развитием воображения. При помощи коллективных забав детвора с раннего возраста учится общаться и взаимодействовать с окружающим миром.
Выше уже отмечалось, что в идеале
развлечение должно находиться под контролем и руководством взрослого, который бы корректировал действия участников и направлял их, как капитан корабль. При этом взрослый ни в коем случае не должен ограничивать ребятню, ставя узкие рамки, не позволяя потенциалу и творческим способностям раскрыться в полной мере.
Совместная работа детей и взрослых во время интересного времяпрепровождения дает эффективное общение. В результате можно не только помочь малышам в развитии, но и, увидев весь процесс обучения собственными глазами, понять самих детей, их точку зрения и способы решения тех или иных задач и проблем.
Социальные навыки
Сложнее всего адаптацию к школе проходят единственные в семье дети. Они окружены заботой родителей, бабушек и дедушек, а еще не умеют делиться. Причем делиться они не умеют не только игрушками, но и эмоциями. Им не знакомы понятия дружбы, поддержки и взаимовыручки. Таким детям специалисты рекомендуют играть не только в пределах семьи и детской площадки, но и в больших компаниях. Так можно оградить ребенка от
дальнейших проблем, связанных с адаптационным периодом в школе.
Еще один важный социальный навык, приобретаемый во время игр, – это умение сотрудничать и путем переговоров решать разнообразные проблемы. Групповые развлечения способствуют быстрому освоению таких эмоций и чувств, как гнев, счастье, печаль, страх, волнение, разочарование и стресс.
Социальные навыки очень важны для малыша, которому в будущем придется жить в обществе. Чем более социальным будет ребенок, тем легче он адаптируется к школе и новому коллективу, а также к новой обстановке, нагрузкам, правилам жизни.
Физическая активность
Активные развлечения в физическом плане намного полезнее, чем пассивные, особенно такие как гаджеты, длительное «общение» с которыми чревато проблемами для организма и психики. Активные забавы являются прекрасной профилактикой
лишнего веса, особенно если учесть современные тенденции развития детей и общества и количество людей, страдающих ожирением.
Любая активная игра способствует выходу энергии, которую нельзя растратить, играя в компьютерные игры. Чем раньше ребенок поймет, что активное времяпрепровождение может быть веселым и естественным, тем легче ему будет в дальнейшем придерживаться здорового образа жизни. Также в ходе активных забав легко развивается моторика рук, играющая важную роль в развитии памяти и интеллекта.
Компьютерные игры
О том, насколько полезны или вредны компьютерные игры, специалисты спорят по сей день. Единственное, в чем они сходятся, так это в том, что компьютер и интернет стали неотъемлемой частью жизни современного человека. При этом использовать компьютер в развлекательных целях следует
разумно не только детям, но и взрослым. Но так как речь идет именно о младшем поколении, то озадачиваться следует воздействием компьютера именно на него.
Итак, вред от компьютера может быть разного характера. Первым от компьютера страдает зрение. После – спина. Далее – психика. Список можно продолжать долго. Особенно если остановиться на таком «чуде света», как интернет. Для особо сознательных родителей разработаны специальные детские браузеры, позволяющие оберегать чадо от нежелательного контента.
Однако компьютер – это не один сплошной негатив. С его помощью можно использовать интерактивные игры. Это прекрасное средство для интеллектуального развития дошкольника.
Да, главной проблемой в «общении» с компьютером и прочими гаджетами типа смартфонов, приставок, планшетов остается время, которое ребенок уделяет устройству. О том, сколько именно времени можно проводить за компьютером без вреда для здоровья, до сих пор спорят специалисты по всему миру. И они так и не пришли к общему знаменателю.
Важно не только контролировать время, проведенное за ПК, но и развлечения, приложения, а также игры. Желательно, чтобы дошкольник проводил время за компьютером с пользой для развития. В этих целях родители должны снабжать его не только полезными приложениями, но еще и интересными. Чем больше таких развлекательно-обучающих игрушек будет у малыша, тем меньше его будут интересовать менее полезные продукты.
Источник
наталья зуева
Игра как средство развития ребенка дошкольника
Игра как средство развития ребенка дошкольника
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Духовная жизнь ребенка полноценное только тогда, когда она живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого она — засушенный цветок.
В. Сухомлинский
Ребенок открывает для себя мир взрослых и стремится в нем жить. Но он, в силу своих реальных возможностей, не может реально действовать с предметами взрослых (например, водить машину, печь пироги и т. д.). Это противоречие между стремлением и возможностями ребенка брать непосредственное участие в жизни и деятельности взрослых развеется в деятельности, формой которой является игра.
Игра — явление социальное по своему происхождению и содержанию, она является историческим образованием, обусловлена развитием общества, его культуры. Это особая форма жизни ребенка в обществе, в которой дети в игровых условиях исполняют роль взрослых, воспроизводя их жизнь, труд и отношения.
В развитии и воспитании ребенка дошкольника важная роль принадлежит игре, в которой отражаются впечатления детей об окружающей действительности, внимание, сообразительность, уточняют, систематизируют, обобщают знания о мире. Все компоненты структуры игры (игровое задание, содержание действия, правила) направлены на развитие, возможностей, которые расширяются вследствие разнообразия и усложнения игр. Важно научить детей понимать игру, объяснять ее содержание, правила, способы действия, развивать их мышление, речь, учить самоконтролю.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника, средством его всестороннего развития, важным методом воспитания. Если в раннем детстве центральным моментом игры был предмет и способы действия с ним, то теперь на первый план выносится человек. Мотивы игры заложены в самом ее содержании. Ребенка интересует не столько результат, сколько сам процесс. Также есть и стремление к определенной цели, разговоры, отношения с другими людьми. Все это предопределяет результативность игры, которое выражается не в материальных, а в познавательных, эмоциональных достижениях, что накапливается ребенком в ходе игровой деятельности. Игра является средством отображения окружающей действительности, способом образования деятельность и взаимоотношения взрослых в доступной для ребенка форме. Содержание игровых действий определяется теми практическими задачами, которые решают взрослые для достижения определенной цели.
Игра всегда строится по определенным правилам. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти ребенка. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.
Игра — это детская непосредственность, наивность, порой лукавство или удивлена серьезность.
Игра — это фантастический мир, освобожденный от деспотизма взрослых, мир открытия желаний мир реализации нереализованного.
За весь период дошкольного детства она значительно меняется, что касается прежде сюжета и содержания игры. Содержание игры дошкольника развивается в таком направлении: от предметной деятельности людей через отражение человеческих отношений — к покорению определенным правилам общественных отношений между людьми, правилам общения.
Дидактическая игра — это деятельность, направленная на ориентировку в предметной и социальной деятельности, в которой ребенок отражает впечатления от их познания.
Итак, дошкольный период — начальный этап освоения общественного опыта. Ребенок развивается под влиянием впечатлений от окружающего мира, у него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цель. Процесс игры состоит в осуществлении поставленной цели, дети составляют план, выбирают средства его осуществления.
Источник
Петрова Елена
Подвижная игра как средство всестороннего развития ребёнка
Исследования учёных доказали, что произвольное внимание развивается только в процессе активной деятельности. Для ребёнка дошкольника характерны различные виды деятельности, но всё же как доказал Л. С. Выготский ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Игра для дошкольника-это его естественное состояние, одна из важнейших потребностей. Игра по существу делает ребёнка ребёнком и необходима для его своевременного и полноценного развития. О том, что игра является потребностью ребёнка свидетельствует то, что элементы игрового поведения присуще животным и являются важнейшим условием развития детёныша во взрослую особь,готовую к самостоятельной жизни. То, что игра- это потребность ребёнка доказывает определение игры.
Игра-это один из видов деятельности, характерных для животных и человека, имитирует обстановку предметной и социальной действительности.
Таким образом в игре дети имеют возможность отражать полученную информацию об окружающем мире, общаться со сверстниками,учиться друг у друга. Также игра способствует развитию всех сторон развития личности,в игре ребёнок воспроизводит быт и труд взрослых, разные события из своего опыта, отношения между людьми. В игре дети учатся подчинять свои желания определенным требованиям — это становится важнейшими предварительными условиями для воспитания воли. Игра даёт благоприятые условия для развития моральных качеств личности.
В педагогике и психологии существует множество классификаций игр.
Свои классификации предлагали многие педагоги и психологи, среди них: Н. К. Крупская, П. Ф. Лестгафт, С. Л. Новосёлова и многие другие.
Но в современной отечественной педагогике принята следующая классификация игр.
Все игры делятся на творческие игры и игры с правилами.
К творческим играм относятся:Сюжетно-ролевая игра, режиссёрская игра, строительно-конструктивные игры, театрализованные игры.
К играмс правилами относятся: Подвижные игры, дидактические игры.
Также принято классифицировать все игры как сюжетные и бессюжетные игры.
Особое место среди игр занимают подвижные игры. Это самый древний вид игры, который встречается даже в животном мире. Чтобы оценить историческое значение подвижных игр необходимо рассмотреть историю возникновения и развития данного вида игр. Подвижная игра зародилась ещё в первобытно-общинном строе. Для этого периода уже было характерно участие в этих играх как детей и взрослых. По содержанию эти игры имитацией охоты или преодоления трудностей, связанные опять же с охотой,но в этих играх специально не преследовалась цель учить и развивать подрастающее поколение. Таким образом хоть и в своей примитивной форме подвижная игра уже в доисторические времена способствовала развитию выносливости,силы,ловкости и реакции.
Игра, в том числе и подвижная, как средство воспитания и развития использовалась уже в Древней Греции. В греческих школах специально организовывали подвижные игры и соревнования с целью развивать физические и моральные качества учеников,тогда же стали использовать и простейшие игрушки: подобия мячей, игрушечное оружие. Игры с такими игрушками развивали силу,выносливость,ловкость,умение быть в команде,а также внимание. В Восточной культуре использовались подвижные игры для развития физических качеств у таких народов как Китай, кочевые степные народы. Эти народы свои древние игры сохранили до наших дней. В Средние Века наблюдался некий упадок в развитии игровой деятельности, так продолжалось практически до времён Я. А. Каменского. Наступление эпохи Нового времени открыли для развития подвижных игр новые возможности. Философы и педагоги того времени писали работы,посвящённые играм, пытались понять их значение в развитии детей, пытались составлять описания игр. В то время увеличилось количество прогрессивных учителей, которые специально организовывали подвижные игры в школах с целью развития физических и нравственных качеств.
Большое место в жизни детей подвижные игры имели в отечественной истории. Письменные источники хранят большое количество описаний русских народных подвижных игр. Подвижные игры были особой частью жизни детей и взрослых уже с времён Древних славян. Частью сначала славянской,а затем и русской культуры было включение игр подвижного характера, а также соревнований в повседневную жизнь, существовал своеобразный календарь игр. Игры русских детей зависели от сезона,народного или христианского праздника и приветствовались взрослыми.
С Древнейших времён у русского народа существовали игры для разного возраста,начиная от простейших пальчиковых игр для младенцев и детей раннего возраста, до игр со сложными правилами для старших детей. Русские народные подвижные игры выступали самым доступным средством для развития самых разных движений, физических и моральных качеств, также они развивали речь,мышление,память и внимание. Большое педагогическое значение народных игр для развития ребёнка отмечал великий русский педагог К. Д. Ушинский. В 20 веке как зарубежные,так и отечественные учёные признают значение подвижных игр для развития детей. Велись и ведутся до сих пор научные исследования, разрабатываются новые методики руководства подвижными играми, составляются разнообразные сборники с описаниями подвижных игр. Большое значение в разработке теории и методики руководства подвижными играми имели исследования: Н. К Крупской,П. Ф. Лестгафта, Е. А. Аркина,В. В. Гориневского,Т. И Осокиной,Е. А. Тимофеевой,З. М. Богуславской, Э. Я Степаненковой. Также большой вклад в систематизации опыта русского народа принадлежит собирателю народных игр Покровскому. Таким образом большое значение использованию подвижных игр для развития детей признаётся во всём мире.
Изучив этапы исторического развития использования подвижных игр в воспитании и развитии детей нельзя переоценить значение их для развития ребёнка.
В современной педагогике подвижной игре отводится особое место.
В подвижных играх развиваются все группы мышц. Нагрузка постепенно увеличивается и тем самым развивает и укрепляет всю мускулатуру,как крупную, так и мелкую, всё это способствует развитию таких качеств как сила и быстрота. Постепенное увеличение нагрузки способствует развитию общей выносливости ребёнка, тем самым укрепляется общее здоровье ребёнка особенно дыхательная, сердечно-сосудистая и костно-мышечная система. Большое значение эти игры имеют на оздоровление и укрепление здоровья детей, закаляют детский организм,особенно если они проводятся на воздухе.
Большое значение подвижные игры имеют для развития физических качеств детей, таких как ловкость,сила,быстрота,а также автоматизации движений. В физическом воспитании подвижные игры используют для решения целого комплекса задач. В первую очередь в подвижных играх развиваютсявсе основные движения:бег,ходьба,ползание, лазание, метание,прыжки, активно развивает чувство равновесия и умение владеть своим телом. В подвижных играх эти движения используются в разных условиях и тем самым дают детям возможность реализовать себя в движении, научиться использовать двигательный опыт на практике. Все движения выполняются самостоятельно в разнообразной среде,от качества выполнения задания зависит сама игра, тем самым развиваются такие качества как самостоятельность и способность к самоконтролю. Использование оценки игры даёт детям представление о значении каждого участника игры в общем деле. Дети испытывают радость,когда его движениям даётся положительная оценка и вызывает у детей желание стараться,быть более ловким,сильным,внимательным, стимулирует желание детей подражать лучшему, тем самым закладываются основы таких важных качеств личности как ответственность, упорство, целеустремлённость и старательность и выступает хорошей профилактикой развития таких отрицательных качеств как небрежность и грубость. Участие в играх большого количества детей приучает детей согласовывать свои действия с другими детьми,развивается не просто умение быть в коллективе. Игра даёт возможность проявить себя в разных позициях. Подвижные игры,возникающие по инициативе детей развиваю у детей лидерские качества, так как предложить игру, созвать всех на игру,организовать игру требует от детей определённых коммуникативных навыков, проявлений смелости,инициативы и организаторских навыков. Всё это выступает профилактикой против развития таких отрицательных черт личности как нерешительность, стеснительность,пассивность, мешает развитию закомплексованности. Но достижение этой цели будет невозможно если в детском коллективе допускать проявления детской жестокости, грубости, позволять детям высмеивать неудачи и особенности других детей. Тем самым участие детей в подвижных играх создаёт благоприятную почву для развития нравственных качеств личности. В подвижных играх дети имеют возможность проявить себя не только с позиции лидера, они учатся принимать чужие правила, подчиняться им уступать, сдерживать свои желания, учитывать интересы всех, а не только себя,всё это способствует развитию воли. Развитию волевого поведения способствует и тот факт,что сама по себе игра не состоится без дисциплины. Детям прививается дисциплинированность, которая необходима для формирования навыков учебной деятельности и для формирования навыков самоорганизации. Подвижные игры благоприятно действуют на мотивационную сферу ребёнка. У детей появляется мотивация быть лучше, выиграть,помочь команде. Всё это учит детей ставить перед собой определённые цели и их достигать.
Подвижная игра способствует ознакомлению детей с окружающим миром. Для этого используют разнообразные сюжеты,отражающие деятельность людей и животных. Закрепляются знания о предметах и явлениях,поведении животных, сезонных изменениях в природе. Включение народных игр и игрового фольклора способствует приобщению детей к культуре своего народа и к общей мировой культуре.
Участие детей в изготовлении атрибутов к играм (масок, пособий для эстафет,
разучивание стихов,считалок, закличек, использование музыкального сопровождения, участие в играх с имитационными движениями,где необходимо выразительно передавать образ-всё это способствует художественно-эстетическому развитию детей. В старшем дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание добиваться красивых, точных движений, не допускать небрежности в движении, всё это оказывает влияние на формирование общего облика ребёнка, где важнейшее место занимает воспитание правильной осанки.
Подвижные игры замечательно организуют детскую жизнь, делая её эмоционально насыщенной и богатой впечатлениями, дети учатся организовывать свой досуг полезными для здоровья занятиями. Всё это закладывает основу для формирования здорового образа жизни.
Таким образом подвижная игра выступает средством всестороннего развития ребёнка и имеет большое педагогическое значение.
Существует множество определений подвижной игры, но самым распространённым является следующее.
Подвижная игра-это сознательная двигательная активная, всегда эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
В теории и методике физического воспитания существует несколько классификаций подвижных игр, но самой полной и распространённой считается классификация Д. В. Хухлаевой.
По степени сложности игры делятся на элементарные и сложные
По наличию сюжета игры делятся на сюжетные,бессюжетные, игры-атракционы и игры-забавы.
По колличеству участников игры делятся на коллективные и индивидуальные
По распределению участников игры делятся на командные и общие
По использованию предметов игры делятся на игры с использованием предметов (мячей,обручей,скамейки) и игры без использования предметов.
По физической нагрузки игры делятся на игры большой подвижности,игры средней подвижности и игры малой подвижности.
По двигательному содержанию игры делятся на игры с бегом,прыжками,метанием,ползанием, лазанием.
Также игры классифицируют:
По развивающему значению игры делятся на игры направлены на развитие ловкости,выносливости, внимания,реакции на сигнал и так далее.
По историческому значению игры делятся на современные и старинные
По авторству игры делятся на народные и авторские
Также игры делят на традиционные и нетрадиционные
По принципу сезонности игры делятся на сезонные и универсальные
В своих разработках по руководству и описанию подвижных игр Д. В. Хухлаева даёт следующую характеристику всем видам игр.
Сюжетные игры имеют заявленный сюжет и чёткие правила Сюжет отображает явления знакомые детям, игровые действия зависят от сюжета роли, которую выполняет ребенок.
Бессюжетные подвижные игры направлены на ловлю,действия с предметами («Догони мяч», «Из кружка в кружок») не обозначены сюжетом, но имеют сходства с сюжетными играми тем,что в них также присутствуют правила,
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания переносятся в необычные условия и могут содержать элемент соревнования.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей).
К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует все игроки и обусловлены высоким темпом движения.
Игры средней подвижности -игры с активным участием большого количества детей,игроки активны, темп движений невысокий (ходьба, передача предметов) или движение дети выполняют подгруппами.
Игры малой подвижности-игры этого вида очень распространены,так как их можно проводить в любом помещении,темп выполнения движений низкий,эти игры используют с целью дать детям отдых, снять напряжение и усталость, часто их используют как подвижно-дидактические игры,оптимальны для развития внимания,ориентировки в пространстве.
Далее в соответствии с темой исследования необходимо рассмотреть методику руководства подвижными играми в старшем дошкольном возрасте. Большой вклад в изучение и разработку методики руководства подвижными играми большой вклад внесли A.B. Кенеман, М. М. Конторович, Т. Н. Осокина, Е. А. Тимофеева.
При проведении подвижной игры большое значение имеет оценка того,насколько дети готовы к её освоению. Необходимо обратить внимание на уровень сформированности движений и игровой опыт детей. Если используется сюжетная игра,то нужно проанализировать насколько данный сюжет интересен,понятен и знаком детям. Перед проведением новой игры нужно хорошо разучить все необходимые движения и действия.Важна роль предварительной работы: чтения художественной литературы,рассматривание иллюстраций,игрушек,наблюдение. Все атрибуты и пособия для игр готовятся заранее, а в старшем возрасте привлекают к ней детей. Необходимо определить место,время проведения игры,а также количество детей,которые будут в неё играть. От подготовки к игре зависит успешность её проведения.
Ознакомление с новой игрой не должно затягиваться. Правила игры нужно объяснять чётко,кратко и понятно. В младшем возрасте можно сразу ставить перед детьми игровую задачу. Перед игровой детям надо объяснить,а иногда и показать игровые действия, правила, показать все сигналы и ориентиры, затем с помощью вопросов проверить усвоена ли полученная информация. В играх,где необходима большая концентрация внимания детям надо дать установку быть внимательнее. В старшем возрасте важно напомнить детям необходимость чётко выполнять правила,а то потеряется смысл игры,делать акцент на качестве,а не на скорости. В старшем возрасте велика роль водящего. На этапе освоения игры роль ведущего может брать воспитатель,но позже эту роль должны принимать дети. Важно избегать конфликтов при выборе ведущего. Ведущего можно назначить только в том случае,когда игра мало знакома детям,на роль ведущего лучше назначить активного и раскрепощённого ребёнка чтобы он задал темп игре и показал менее активным и инициативным детям образец. Для выбора ведущего можно применять считалки,жеребьёвку, игровой приём.
В процессе игры необходимо следить за выполнением правил игры качеством движений. Игра должна проходить ярко,эмоционально и доброжелательно,нельзя допускать грубость по отношению к другим детям.
Большое значение в старшем дошкольном возрасте имеет оценка игры. При оценке необходимо отметить как положительные,так и отрицательные стороны. Оценивать нужно и ведущего и других игроков. Особое внимание надо уделять проявлениям находчивости,взаимопомощи,выдержки и качеству выполнения.
ПЕТРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
ВОСПИТАТЕЛЬ ГБДОУ 38
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Источник