Развитие ребенка созревание не по возрасту
Фото: https://pixabay.com/ru
В своем развитии человек проходит несколько возрастных периодов, каждый из которых важен, и отражается на дальнейшей жизни человека. Рассмотрим более подробно особенности развития личности от рождения до юности.
От рождения до года, норма: доверие к людям.
Самое главное, что должен получить ребенок в данном периоде — материнскую любовь, заботу. Только имея любовь, ребенок принимает решение — доверять миру. Если малыш не получил любовь — он миру доверять не сможет.
Этот временной отрезок самый важный в формировании личности человека (при условии, конечно, нормальной беременности). Поэтому врачи неустанно твердят о необходимости матери находиться рядом с малышом, заботиться о нем.
Правильное развитие дает малышу: доверие к людям, нормальную привязанность ребенка к родителям, удовлетворение потребностей малыша, в том числе в общении.
Неправильное, аномальное развитие личности формирует: недоверие к людям, эмоциональную изоляцию.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
От одного года до трех лет, следующий важный период.
В этот период у ребенка формируется самостоятельность, уверенность в себе. Родители должны помочь малышу почувствовать себя самостоятельным. Научить самостоятельно выполнять простые поручения.
Правильное развитие ребенка формирует — самостоятельную личность.
Неправильное, аномальное развитие, излишнее сюсюканье, или, наоборот, чрезмерная строгость, лишает ребенка этого дара. Личность ребенка формируется с отклонениями, в сторону сомнения в себе. Появляется гипертрофированное чувство стыда, чувство своей неполноценности, ущербности. Заметить неправильное развитие личности ребенка можно по следующим признакам: странное хождение — на цыпочках, пальчиках, семенящими шагами. Походка, как бы говорит о неуверенности малыша (не путать со здоровой временной неуклюжестью). Слабо развитая речь, нечеткий, слабый и вялый голос. Мало энергии у ребенка, он как бы извиняется и за эту энергию, за свои дела. «Извините, что я вот тут сейчас пройду», говорят походка, позы, жесты малыша.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
От 3-х до 5 лет — следующий значимый промежуток.
В это время формируется любознательность, активность, творческий потенциал, и, что особенно важно, полоролевое поведение.
При правильном развитии малыш ведет себя активно, живо интересуется всем, что его окружает: игрушками, людьми, окружающем миром. Задает множество вопросов. Понимает к какому полу он относится, ведет себя в соответствии со своей половой принадлежностью, подражает взрослому, своего пола. Живое воображение, здоровая любознательность, полоролевое поведение— показатель правильного развития детской личности.
Аномальная линия развития приводит к пассивности и безразличности к людям, вялости, отсутствию инициативы, инфантильности. К зависимости от родителей, от других детей, от взрослых. Развивается зависть. Признаки полоролевого поведения отсутствуют.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
Чем взрослее становится ребенок, тем труднее корректировать неправильно формирующуюся личность. Поэтому, еще раз хочется отметить, дорогие родители, не затягивайте с коррекционными мероприятиями, если вы заметили, что с ребенком, что-то не так, что развитие не соответствует возрасту и полу, не затягивайте, ведите малыша к специалисту.
Чем раньше будут исправлены ошибки, тем лучше и для ребенка, и для родителей.
От 5 до 11 лет — период формирования любви к труду, развитие познавательных и коммуникативных навыков.
Правильное развитие дает ребенку интерес и любовь к труду. Он сам будет проявлять заинтересованность, предлагать свою помощь маме и папе. Попросится постирать вместе с мамой, почистить картошку, прибить гвоздь вместе с папой. В данный период формируется у ребенка чувство долга, стремление к успеху, освоение простых работ, действий.
Аномальное развитие — закрепляет в ребенке чувство собственной неполноценности. Нет развития трудовых навыков, либо они слишком слаборазвиты. Ребенок начинает избегать сложных заданий, тяготится соревнованиями. Развивается: зависимость, слабоволие, слабохарактерность, пассивное поведение, чрезмерная конформность. Конформность— повторение, подобие другого, чрезмерное послушание, отсутствие своих взглядов.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
Период от 11 до 20 лет — период полового созревания, здесь и подростковый период и ранняя юность.
При правильном развитии личности — окончательно формируется половое поведение. Личность ведет себя в соответствии со свои полом: выбирает методы общения, игры, одежду, прическу, занятия, профессию.
Для данного возраста характерно: активный поиск себя, выбор профессии, становление мировоззрения, умение подчиняться, умение при необходимости быть лидером.
При аномальном векторе развития личности — путаница ролей. Низкая активность, фиксация на себе, большое желание разобраться в себе, в ущерб общению со сверстниками. Потеря трудовой активности, поведение, несвойственное полу, смешение добра и зла, путаница в моральных и мировоззренческих установках.
Если личности не оказать помощь в данный промежуток времени, во взрослую жизнь выйдет человек, неготовый к ней. Дальнейшая взрослая, самостоятельная жизнь: выбор, поступки, которые будет совершать индивид, развитие которого происходило с аномалиями, — будут неверными, сопряжены со множеством ошибок. Возможно, что за человека выбор и все решения будет принимать кто-то другой, что разумеется, критично для жизни.
Автор: Лубянская Светлана, клинический психолог
Используемый материал: эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона
Источник
Половое созревание ребенка — это генетически обусловленный процесс превращения детского организма во взрослый, способный к воспроизводству. При этом важно понимать, что достижение половой зрелости это не только физиологический процесс превращения девочки в девушку и мальчика в юношу, но и социальная адаптация ребенка к изменениям, происходящим в его организме.
Периодами становления и функционирования половой (репродуктивной) системы в организме считаются:
- внутриутробный;
- новорожденности;
- нейтральный – период детства (до 7 лет);
- препубертатный (от 7 лет до менархе/адренархе);
- пубертатный (от менархе/адренархе до 15 лет);
- юношеский – от 15 до 18 лет);
- репродуктивный возраст после 18 лет и до прекращения функционирования репродуктивной системы).
Существенное влияние на сроки начала полового созревания оказывают пол ребенка, расовая принадлежность, наследственная предрасположенность, факторы окружающей среды, характер питания, социально-экономическое положение.
Неблагоприятную роль могут играть ожирение и экзогенное поступление гормонов.
В настоящее время средний возраст наступления пубертата у девочек колеблется от 8 до 13 лет, а у мальчиков — от 9 до 14 лет.
Физиология половой системы
Мужские и женские гонады формируются из одного недифференцированного зачатка. Развитие половых желез у обоих полов на ранних стадиях протекает одинаково (индифферентная стадия).
Половая система и ее регуляция – гипофиз – гипоталамус – гонады (яички или яичники) начинает функционировать еще внутриутробно и может изменять свою активность во все периоды жизни (активироваться и инактивироваться). Это имеет значение для формирования пола и правильных первичных половых признаков.
Ген, определяющий дифференцировку гонады по мужскому типу, локализован в Y-хромосоме. Это определяет выделения гонадотропинов зачатком гипоталамуса и начало функционирования клеток Лейдига в яичках на 8 неделе внутриутробного развития, выработку больших объемов тестостерона, сравнимых с уровнем тестостерона взрослого мужчины. При этом под воздействием тестостерона формируются семенные пузырьки, семявыносящие протоки и придатки тестикул.
У девочек, отсутствует Y-хромосома, поэтому у них формируются мюллеровы протоки дифференцируются в матку, яйцеводы, проксимальный отдел влагалища.При этом в период внутриутробного развития девочки яичники остаются неактивными.
После рождения отмечается полное отсутствие продукции активности аденогипофиза, продукции гонадотропинов и отсутствие продукции гормонов половыми железами.
Но при этом повторная активация системы гипофиз – гипоталамус – гонады или минипуберт возникает:
— с 1,5 – 6 месяцев – у мальчиков;
— с 3 месяцев до 1,5 лет – у девочек.
Причины и физиологический смысл этого состояния не известны. Активация системы ЛГ (лютеинотропный гормон) — тестостерон (у мальчиков) часто способствует самостоятельному низведению яичек при крипторхизме, а у девочек при минипубертате наблюдается увеличение грудных желез — изолированное телархе, которое не сопровождается системным действием половых гормонов, это может быть как вариант физиологической нормы, так и симптомом преждевременного полового созревания, которое нужно исключать.
В любом случае и при крипторхизме у мальчиков, особенно при его двухсторонней форме и при увеличении грудных желез у девочек в период минипубертата и позже необходимо обследование и наблюдение детского эндокринолога.
После этого периода до 6-9 лет начинается период детства и полное отсутствие работы системы гипофиз – гипоталамус – гонады.
Половые стероиды в организме не вырабатываются до начала пубертата.
Патология половой системы
- Неонатальный период — могут отмечаться нарушения формирования пола — диагностирует неонатолог или педиатр.
- Период детства (до 8 лет у девочек; до 9 лет у мальчиков) необходима настороженность преждевременного полового созревания — диагностирует педиатр, необходима консультация детского эндокринолога.
- Пубертатный период (после 12-13 лет у девочек; после 13-14 лет у мальчиков) — диагностика задержки полового развития — диагностирует педиатр, необходима консультация детского эндокринолога.
После выявления патологии ребенок должен быть направлен к узким специалистам — эндокринолог, гинеколог, андролог, хирург, психолог.
Своевременная диагностика всех этих патологических состояний и успешная коррекция медикаментозная и хирургическая (при необходимости) — возможность избежать прогрессирования заболевания, возникновение сопутствующих нарушений, связанных с избыточной продукцией половых гормонов и их системным действием на организм (при преждевременном половом созревании) и недостаток половых гормонов при задержке полового созревания.
врач-педиатр, детский эндокринолог Сазонова Ольга Ивановна
Источник
Почему иногда дети вступают в пубертатный возраст намного раньше сверстников? Своими мнениями поделились врачи и психолог.
Современные дети взрослеют раньше, этот факт отмечают многие врачи. Но что значит преждевременное половое развитие, как оно происходит, на какие особенности нужно обратить внимание родителям?
На эти и многие другие вопросы «Летидору» ответили сразу несколько экспертов: гинеколог, эндокринологи и психолог.
Комментирует Елена Александровна Писарева, детский эндокринолог клиники «Альфа-Центр Здоровья», кандидат медицинских наук
Елена Александровна Писарева
Что считается ранним половым созреванием
Под ранним или преждевременным половым созреванием понимают появление вторичных половых признаков у девочек раньше 8 лет, у мальчиков раньше 9 лет.
Вторичными половыми признаками являются увеличение грудных желез (у девочек) и увеличение объема яичек (более 4 мл) и размера гениталий (у мальчиков), появление лобкового и подмышечного оволосения. Может быть раннее появление одного или нескольких компонентов.
Причиной преждевременного полового созревания может быть ранняя активация выработки половых гормонов.
Выделяют две условные группы.
В первую входят состояния, когда появление признаков раннего созревания является временным и самостоятельно проходит без нашего вмешательства. Оно не рассматривается как патология и не требует лечения.
Например, часто встречается состояние, когда у девочек в первые годы жизни происходит увеличение грудных желез, так называемое «изолированное телархе», которое в дальнейшем проходит.
Ко второй группе относятся состояния, когда выработка половых гормонов началась раньше времени и без лечения не прекратится, а признаки полового созревания будут прогрессировать.
Чтобы понять, с каким вариантом мы имеем дело и необходимо ли лечение, нужно пройти специализированное обследование и обратиться к детскому эндокринологу.
Можно ли говорить о том, что это современная тенденция
Проблемы раннего полового созревания были всегда. Чаще они встречаются среди девочек. Есть данные о более раннем половом созревании у детей, проживающих в южных регионах, но даже среди них раннее половое созревание может быть патологическим.
Как это отражается на росте ребенка
При раннем половом созревании отмечается ускорение темпов роста, и дети с этим состоянием, как правило, выше по росту, чем их сверстники. Однако за счет избыточной продукции половых гормонов происходит очень быстрое закрытие зон роста, и в итоге ребенок может быть низким относительно сверстников.
При закрытых зонах роста мы не можем изменить рост ребенка.
Также при раннем половом созревании, учитывая повышенную секрецию гормонов, возможна социальная дезадаптация ребенка.
Передается ли это по наследству
Раннее половое созревание, как правило, не имеет наследственного характера. В мировой практике известны лишь единичные случаи с наследованием в семье.
Совет родителям
Если вы заметили раннее появление вторичных половых признаков, о которых говорилось выше, необходимо обратиться к детскому эндокринологу для уточнения причин и определения необходимости лечения или, возможно, выбора наблюдательной тактики.
К моменту приема обязательно подготовьте показатели роста за предыдущие периоды наблюдения, чтобы врач смог оценить динамику развития.
Комментирует Наталья Александровна Чекенова, гинеколог-эндокринолог, детский гинеколог, репродуктолог, врач ультразвуковой диагностики (стаж 14 лет)
Наталья Александровна Чекенова
Причины раннего полового развития
Нарушение полового развития, как и любое патологическое состояние, не может возникнуть просто так. Предшествовать этому могут многие факторы, например, такие:
⁃ хроническая внутриутробная гипоксиям плода;
⁃ острая гипоксия в родах;
⁃ черепно-мозговые травмы у ребенка в любом возрасте;
⁃ опухоли центральной нервной системы;
⁃ опухоли и гиперплазия надпочечников;
⁃ опухоли и дисфункция половых желез;
⁃ заболевание щитовидной железы (первичный гипотиреоз);
⁃ врожденная генетическая патология (синдромы Рассела-Сильвера, Мак-Кьюна-Олбрайта-Брайцева).
Если вдруг вы понимаете, что ваш ребенок стал расти и взрослеть быстрее всех сверстников — у девочек начался рост молочных желез, волос, изменилось поведение, началась менструация; у мальчиков появилось увеличение половых органов, оволосение, огрубение голоса, полюции, значит, пора обратиться к врачу.
Чем более глубокие и тяжелые поражения у ребенка имеются, тем тяжелее и раньше будут проявления.
Диагностика состояния
Прежде всего специалисту необходимо получить важную информацию о здоровье ребенка:
⁃ сбор анамнеза (как наступила и протекали беременность и роды);
⁃ осмотр ребенка;
⁃ биохимический анализ крови;
⁃ гормоны крови;
⁃ функциональные пробы (с гонадотропинами);
⁃ генетическое исследование;
⁃ УЗИ половых органов, надпочечников, головного мозга;
⁃ электроэнцефалография;
⁃ рентгенограмма кистей рук;
⁃ МРТ и т.д.
Ребенок обязательно должен быть осмотрен узкими специалистами. После чего врач готов будет определиться с тактикой лечения. Иногда это требует более частого наблюдения, а иногда коррекции серьезными препаратами, проведением оперативного лечения.
Комментирует Юлия Анатольевна Галкина, эндокринолог, гомеопат, врач высшей категории (стаж 18 лет)
Юлия Анатольевна Галкина
Какие еще факторы влияют на половое развитие
Физиологическое развитие человека происходит у каждого индивидуально. Оно связано со следующими факторами:
наследственными (как развивались его родители, бабушки, дедушки, братья, сестры);
этническими (особенности развития у разных народностей);
социально-экономическими (в каких условиях развивается человек, уровень его жизни);
пищевыми факторами (особенности питания, пищевые привычки);
климатическими условиями среды проживания;
наличием различных хронических заболеваний эндокринной системы (нарушение функции щитовидной железы, надпочечников, патология яичников, яичек) и приемом гормональных препаратов.
При оценки полового развития необходимо учитывать национальность ребенка, принадлежность к той или иной расе, климатические и социальные условия его проживания.
Для средней полосы России начало пубертатного периода (полового созревания) у мальчиков 9-14 лет, у девочек 8-13 лет.
У народов, проживающих в жарком климате, половое созревание детей наступает раньше.
Но существует и наследственная предрасположенность начала пубертатного периода, поэтому учитывается возраст его наступления у родителей, а возможно у бабушек, дедушек.
По каким признакам родители могут понять, что развитие преждевременно
Заподозрить раннее половое развитие у ребенка можно уже при видимых изменениях его тела, не типичных для его сверстников:
скачок в росте более 10-12 см в год, который может сопровождаться набором веса;
рост волос в подмышечных впадинах, на лобке;
повышение сальности кожи и волос головы;
повышенная потливость, может измениться запах пота;
высыпания на коже акне, себорея кожи головы;
у мальчиков: огрубение голоса, увеличение в размерах наружных половых органов (полового члена, яичек);
у девочек: увеличение молочных желез, потемнение ореол сосков, формирование более женственной фигуры (появление талии, увеличение бедер), появление менструаций.
Если половое развитие начинается раньше срока, организм ребенка оказывается не готов к появлению такого количества гормонов.
У него не происходит психологической адаптации. Часто такие дети испытывают насмешки сверстников. Они могут замыкаться в себе, переживать резкую смену настроения, истерики, агрессию. Впоследствии может отмечаться нарушение полового поведения.
К каким врачам нужно обратиться
В каждом случае причина преждевременного полового развития индивидуальна. Оно не является самостоятельной патологией, а возникает в результате проявления некоторых заболеваний у детей до 6-7 лет. Поэтому требуется обследование у ряда специалистов: педиатра, детского эндокринолога, детского гинеколога, невропатолога, офтальмолога.
Я также рекомендую пройти следующие обследования: анализ крови на гормоны (ЛГ, ФСГ, эстрадиола, пролактина, ТТГ, свободного Т3, свободного Т4, кортизола, тестостерона, 17-ОН прогестерона, ДЭА-с), МРТ головного мозга (чтобы исключить опухоли головного мозга, кисты, гидроцефалия), КТ или МРТ почек и надпочечников (чтобы исключить увеличение надпочечников, опухоли), УЗИ органов малого таза (чтобы исключить кисты, опухоли яичников, аденоматозные узлы), а также провести оценку костного возраста.
Комментирует Виктория Романова, практикующий психолог, ведущий тренер Академии ALMA, женский тренер, лайф-коуч, мастер индо-тибетского метода лечения
Виктория Романова
Современные подростки взрослеют раньше, чем когда-то их родители, и физически, и психологически. И вот что полезно знать родителям.
Физиологическое и психологическое созревание ребенка
С физиологической точки зрения раннее половое созревание выражается в формировании вторичных половых признаков: увеличиваются половые органы, начинается активный рост волос на теле, у девочек — рост груди.
В норме эти процессы происходят, когда ребенок достигает 10 лет.
Если вторичные половые признаки проявляются раньше, то лучше всего обратиться к врачу, чтобы исключить возможные заболевания головного мозга или гормональной системы организма.
В психологическом плане раннее половое созревание детей состоит из трех фаз: аутосексуальности, гомосексуальности и гетеросексуальности. Нужно понимать, что их проходит каждый ребенок, вне зависимости от пола, расы, религиозных или других убеждений родителей.
Только правильное отношение взрослых к этому процессу поможет правильному формированию сексуальности у ребенка.
Остановимся подробнее на этих этапах.
Аутосексуальность
Этот период начинается в достаточно раннем возрасте, но у каждого ребенка — в свое время.
Аутосексуальность выражается в том, что ребенок начинает исследовать свое тело, трогать его, играть с половыми органами. Малыш не видит в этом ничего плохого и стыдного, для него это лишь этап знакомства с собственным телом, а глобально — начальная фаза становления его сексуальности.
В этот момент главная задача родителей — не напугать ребенка, не стыдить и уж тем более не наказывать его за чрезмерный интерес к некоторым частям тела.
Наоборот, нужно ненавязчиво объяснить малышу, как устроены мальчики и девочки, не вдаваясь в излишние подробности. В помощь мамам и папам — огромное количество детской литературы на эту тему с яркими иллюстрациями, понятными ребенку любого возраста.
Однако, чаще всего родители, воспитанные в строгости и сами сексуально неграмотные, начинают паниковать. Им кажется, что подобные игры свидетельствуют о ненормальности малыша. Они наказывают ребенка, запрещают ему трогать себя, кричат. В результате малыш чувствует себя плохим, испорченным, недостойным любви мамы и папы.
В конечном счете все это приводит у выросшего ребенка к серьезным проблемам в сексуальной жизни.
Как правило дети, которым родители помешали пройти фазу аутосексуальности, руководствуются удовлетворением только собственных потребностей.
Секс для них — лишь механический процесс самоудовлетворения. Мастурбация становится единственным источником получения сексуального удовлетворения, даже во время секса с партнером. Такие люди несчастны в личной жизни, им трудно найти вторую половинку, они не могут доставить удовольствие партнеру.
Гомосексуальность
Если ребенок перешел к гомосексуальной фазе полового развития, значит, его родители на первом этапе сделали все правильно. Вторая фаза так же естественна, как и первая.
Половое созревание устроено по принципу «от простого к сложному». Сначала ребенок изучает самый простой и доступный для него «материал» — собственное тело. Потом — идентичное тело, но уже другого человека. И только после этого — тело человека другого пола.
Вот почему в гомосексуальной стадии развития детей нет ничего опасного.
Это не сексуальное извращение, а всего лишь попытка сравнить свое тело с другими представителями своего пола.
Родителям очень сложно пройти этот этап и адекватно реагировать на поведение ребенка. Они пытаются запретить подобные контакты, наказывать детей, осуждают их.
При этом само общество создает предпосылки к гомосексуальности, разделяя подрастающее поколение по половому признаку в обычной жизни. Это и спортивные секции только для мальчиков или только для девочек, и закрытые учебные заведения, где разнополые дети не учатся вместе, и многое другое.
Но именно постоянные запреты на общение с представителями своего пола провоцируют подростка на бунт.
В итоге он не проходит стадию гомосексуальности и может «застрять» в ней на всю жизнь.
Родители должны с пониманием отнестись к ребенку, много разговаривать с ним обо всем, что его тревожит. Если взрослые «старой закалки» и им сложно вести такие беседы, то нужно обратиться к грамотным психологам, которые помогут подростку перейти к гетеросексуальной стадии полового развития.
Гетеросексуальность
Если обе начальные фазы полового созревания проходят успешно и взрослые не мешают естественному становлению сексуальности ребенка, то он входит в фазу гетеросексуальности.
Она характеризуется интересом к противоположному полу, формированием сексуального влечения. На этом этапе подростки начинают постигать особенности представителей противоположного пола, учатся любви и гармонии в отношениях. Это и есть итоговая точка становления здоровой сексуальности.
Фото: Shutterstock.com
Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!
Источник