Развитие ребенка сказки с движением

Любимые сказки в стихах и движении.

Современные дети сильно отличаются от предыдущих поколений. Небывалый прогресс 

во всех сферах жизни диктует свои правила. Сегодня, ребенок привык воспринимать 

информацию с экранов с широким разрешением, с десятками тысяч цветов и оттенков в 3-D

формате. У них очень плохо развито воображение, ведь этого и не надо, за них это делает 

компьютер и планшет, им остается только нажимать на кнопки и весь мир во всем его 

многообразии у их ног.

Следуя течению времени, современный педагог вынужден справляться с трудными 

задачами по поиску тех методов преподнесения информации, которые бы вызывали у детей 

познавательный интерес, были бы более эффективны для восприятия и изучения материала. 

Все больше и больше детские сады оснащаются мультимедийными комплексами, которые и 

помогают нам, педагогам, разнообразить процесс непрерывной образовательной 

деятельности, сделать его более интересным и привычным для ребенка, тем самым достичь 

желаемых результатов быстрее.

Но все же, не все можно передать через экран. Слушать старые сказки – сегодня не так 

интересно детям, куда интересней посмотреть мультфильм с современными героями. Для 

того чтобы прослушать сказку, надо иметь усидчивость, что не характерно для большинства 

современных детей, чтобы лучше понять сюжет, представить героев, надо иметь хорошо 

развитое воображение. В последнее время увеличивается число детей — логопатов. Ведь 

реальное общение мы заменяем общением с компьютером и планшетом. Словарный запас 

многих сведен к нижней границе нормы, речь становится не распространенной, 

аграмматичной. Эти факторы так же уменьшают интерес к чтению, ведь после него идет 

обсуждение прочитанного, что затруднено при плохо развитой речи. Но мы не можем 

уничижать значение сказок в нашей жизни, ведь из покон веков они рассказывают об 

отношениях между людьми, добре и зле. Добро всегда победит, только путь к этой победе 

нелегок. Но, несмотря ни на что, нужно верить в себя и свои силы. 

Исходя из трудностей, о которых говорилось ранее, возникла идея применить 

нетрадиционные методы изучения литературных произведений. Создать комплекс стихов, 

посвященный добрым старым сказкам и соединить их с движением. Стихи построены на 

принципе последовательности действий в произведении, что ведет к лучшему запоминанию 

содержания, пониманию произведений. Развитию речи в таком комплексе будет 

способствовать координация с движением. Большое количество движений, сменяющиеся на 

каждой строчке, также способствует улучшению мышечного тонуса, силы, ловкости, 

быстроты, точности движений, ритмичности.

Лиса и журавль

Лиса и журавль дружбу водили,

В гости к друг другу часто ходили.

Лиса ему вкусную кашу варила

И журавля с тарелки кормила.

Клювом клевал очень долго журавль

И уходил он голодный и слабый.

Решил он однажды лисе угодить

И вкусной окрошкой её угостить.

Налил в высокий кувшин он окрошку,

Чтобы лиса не съела ни крошки.

С той поры в лесу глухом 

Не водят дружбу лиса с журавлем.

Речь с движением.

— Хлопаем в ладоши.

— Маршируем.

— Имитируем варку каши.

— Прыжки.

— Наклоны головы вперед.

— Маршируем.

— Топорики (вертикальные удары ладоней 

друг о друга).

— Прыжки.

— Прыжки.

— Бег на месте.

— Бег на месте.

Федорино горе.

Жила бабушка Федора,

У нее посуды горы…

Не любила ее и не мыла, 

Только била ее и сорила.

Кочерга, тарелки, ложки,

Самовар, стаканы, плошки

Убежали все от бабы,

Остались одни тараканы.

Стало скучно Федоре одной,

Позвала их обратно домой.

Долго мыла, поливала,

Целовала, полоскала,

Обещала доброй быть

И порядок полюбить.

И с метлой она плясала,

С табуреткой танцевала,

С самоваром чай пила,

Ну а шваброй пол мела.

Координация речи с движением.

— Маршируем.

— Имитируем гору руками.

— Топорики (вертикальные удары ладони об 

ладонь).

— Прыжки.

— Прыжки.

— Бег на месте.

— Присели, изображаем тараканов.

— Руки у головы, качаем головой.

— Имитируем движения, зовем.

— Имитируем движения.

— Имитируем движения.

— Пружинка (полуприседания).

— Пружинка (полуприседания).

— Кружимся в одну сторону.

— Кружимся в другую сторону.

— Самовар: руки на пояс, надули щеки.

— Имитируем движения (подметаем).

Теремок

Стоит в поле теремок, теремок.

Он ни низок, ни высок, ни высок.

Мышка по полю бежала,

Этот терем увидала.

Там пожить она решила

И лягушку пригласила,

Зайца, волка и лису,

Вот как весело в лесу.

Только мишке негде жить,

Надо мишку пригласить.

Теремок был очень мал

И медведь его сломал!!!

Читайте также:  Особенности развития личности ребенка в 1 классе

Звери еле убежали,

Долго горевать не стали,

Бревна начали носить,

Новый терем мастерить.

Координация речи с движением.

— Имитация крыши с руками над головой.

— Приседаем, встаем, руки вверх.

— Имитируем бег мышки.

— Изображаем бинокль.

— Имитируем движения, зовем лягушку,

— Изображаем зверей по порядку.

— Хлопаем в ладоши.

— Изображаем медведя.

— Приседаем.

— Топаем ногой.

-Бег на месте.

— Качаем головой, руки у головы.

— Имитируем носку бревен.

— Молоточки (стучим кулаками друг о друга)

Кот, петух и лиса

Кот с петухом жили в доме одном,

Кашу варили, полы подметали

И старику своему помогали.

Однажды лиса мимо дома бежала

И петуха во дворе увидала.

Чтобы петуха поймать,

Стала зерна предлагать.

-«Выгляни в окошко, дам тебе горошка.»

Лиса поймала петушка,

К себе домой уволокла.

Кот долго выжидать не стал

И петушка домой забрал.

Стали жить да поживать,

Лису к дому не пускать.

Координация речи с движением.

— Маршируем.

— Имитируем движения.

— Хлопаем в ладоши.

— Изображаем лису и имитируем бег.

— Имитируем бинокль.

— Прыжки.

— Имитируем движения разбрасывания зерен.

— Изображаем лису и имитируем бег.

— Маршируем, высоко поднимая колени.

— Хлопаем в ладоши.

— Молоточки (стучим кулаками друг о друга).

Три медведя.

Девочка Маша по лесу гуляла,

В чаще глухой избу увидала.

В доме том жили медведи лесные,

Жили там дружно и не тужили.

Машенька наша была голодна,

За столом вкусной каши поела она.

Качаясь на стуле, его поломала

В спальню, кровати мять побежала.

Вернулись домой с прогулки медведи,

Увидев разгром, они заревели.

От рева сердитого Маша проснулась,

Вскочила с кровати и быстро в окно.

Чтобы медведи не поймали её.

Координация речи с движением.

— Маршируем.

— Имитируем бинокль.

— Имитируем медведя.

— Хлопаем.

— Имитируем движения, едим.

— Молоточки.

— Прыжки.

— Изображаем медведя.

— Топаем ногами.

— Приседаем.

— Бег на месте.

Данный комплекс стихов постоянно пополняется, может применяться как в 

динамических паузах процессе непрерывной образовательной деятельности, так и в 

режимных моментах, на логопедических занятиях. Он разработан с учетом принципа 

доступности, полифункциональности и содержательной насыщенности. Соединение речи с 

движением позволяет не только улучшить речь, развить моторную сферу ребенка, но и

повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает их память и внимание 

более интенсивно. Такой метод полезен не только детям, но и заставляет педагога подходить 

к своей работе творчески. Все предложенные движения педагог может изменить, на более 

подходящие на его взгляд. Так же можно расширить этот комплекс, добавив в него движения 

для пальчиковой гимнастики, что сделает процесс принятия информации более интересным, 

продуктивным и эффективным.

Источник

Анна Виснер
Использование авторской двигательной сказки в физическом развитии дошкольников

«Использование авторской двигательной сказки в физическом развитии дошкольников»

Автор: Виснер Анна Исаковна, инструктор по физической культуре МАДОУ № 29

Слайд 1-2. В современном мире на смену увлекательным коллективным играм пришли игры компьютерные. У детей все меньше остается времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60% естественной потребности детей в движениях. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными, спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. В подавляющем большинстве, дошкольники страдают дефицитом движения, в результате чего у них исчезает интерес к занятиям физической культурой.

Проанализировав опыт работы Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. «Двигательный игротренинг» и Н. Л. Фоминой Наталии (Фомина: Сказочный театр физической культуры, я пришла к выводу о том, что одним из способов повышения у детей интереса к физической культуре и спорту, потребности в естественной двигательной активности является использование на занятиях по физическому воспитанию игротреннинга в форме двигательной сказки.

Слайд 3. Сказка как образовательное средство позволяет, в первую очередь развивать воображение детей, обогащать их речевое развитие, а также положительно влиять на те, особенности физического развития детей, которые затрудняют создание ярких, оригинальных, целостных образов физического Я. Физическое Я характеризуется совокупностью представлений человека о собственном теле и связано с эмоциональной его оценкой.

Слайд 4. Двигательная сказка авторами рассматривается как система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией и направленных на совершенствование двигательных умений и навыков. Данная форма работы подходит для работы с детьми любого возраста,так как включает себя два взаимосвязанных элемента: игру и сказку.

Читайте также:  Развития ребенка в 4 года для воспитателя

Слайд 5. Игра является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста, а сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Данное сочетание позволяет повысить интерес дошкольников к занятиям физической культуры.

Двигательные сказки осуществляются по мотивам литературных произведений. Их проведение требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов и движений.

Авторская сказка выступает специфической формой социокультурной рефлексии. Авторское начало предлагаемых двигательных сказок проявляется в разработке сюжетов, образов, а также в лингвостилистическом оформлении текстов.

Слайд 6. Цель и задачи. (на слайде)

Цель: развитие двигательных способностей дошкольников с помощью двигательных сказок.

Задачи:

• Содействовать освоению детьми двигательных действий, направленных на формирование оптимального двигательного режима жизнедеятельности.

Развивать представления детей о собственном теле, ориентацию в системе моральных норм и правил поведения с помощью вхождения в образ сказочных героев.

• Формировать коммуникативные умения в процессе участия в двигательных сказках.

Развивать интерес к содержанию сказки и желание участвовать в ее обыгрывании.

Развивать способность проявлять творческий потенциал в процессе разыгрывания сказочных сюжетов.

• Воспитывать интерес к миру сказок.

Слайд 7-9. Знакомство детей с двигательными сказками началось с мини-сказок, которые можно легко показать с помощью движений. Многие из предложенных мною стихотворений детям были уже знакомы, но они заинтересовались тем, что сказку-стихотворение можно было не только слушать, но и показывать.

Слайд 10. На следующем этапе я предложила детям проигрывать уже не стихи, а сюжетные сказки. С этой целью я использовала двигательные сказки, предложенные в книге «Двигательный игротренинг», авторы Потапчук А. А., Овчинникова Т. С.

Слайд 11.

Готовые двигательные сказки могут использоваться при любой форме организации физкультурно — оздоровительной работы с детьми, как в процессе всего занятия,так и в отдельных его частях:

• в водной части физкультурного занятия или спортивного развлечения;

• как общеразвивающие упражнения на фитболе или без оборудования;

• в подвижных играх, играх-имитациях, спортивных эстафетах;

• в заключительной части физкультурного занятия или спортивного развлечения (элементы стрейчинга, релаксации);

• в коррекционной работе по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, нарушения речи;

• в свободной и совместной деятельности детей в группе

• в качестве «бодрящей» гимнастики в утренние часы.

В своих занятиях я использую следующие элементы двигательной сказки:

• Слайд 12-13. для привлечения внимания и усиления интереса детей НОД объединяется единым сказочным сюжетом, при этом структура игр-занятий по физической культуре сохраняеется («Курочка Ряба», «В гостях у сказки», «В гостях у Доктора Айболита», «В стране воздушных шариков», «Матрешка в гости к нам пришла и подружек привела», «Конь ретивый с длинной гривой» и др.)

• Слайд 14-15. на физкультурное развлечение или НОД приходит игрушка или сказочный персонаж (Чебурашка, Колобок, Матрешка, Казак и казачка, Доктор Айболит и др.). Их участие в сюжете и подвижных играх поднимает эмоциональный настрой детей;

• Слайд 16. в сказке детям, как правило, приходится преодолевать препятствия, в которых дети закрепляют умения выполнять основные движения (освоение профессии пожарного и тушение пожара мешочками с песком);

• Слайд 17.с большим интересом дети выполняют действия с различными атрибутами и нестандартным оборудованием: мячами, колокольчиком, колпачками, тканью, шапочками-масками и т. д.

• Слайд 18-19. выполняя упражнения на расслабление, мы отправляемся с детьми в сказочный мир фантазий. Так, слушая музыку с закрытыми глазами, дети путешествуют по сказке и превращаются в маленьких рыбок или феечек, бабочек или снежинок. Прекрасным завершением сказки становится прохождение через сказочный водопад (сухой душ из разноцветных ленточек, который дарит детям силы, здоровье и хорошее настроение.

Слайд 20. Для облегчения запоминания разнообразных упражнений по сюжету сказки, я предлагала детям «мнемотаблицы» движений. С их помощью дети выполняют сказку, как единый двигательный комплекс. Воспитатель рассказывает сюжет сказки, дети воспроизводят её содержание ранее выученными знакомыми движениями, как единый двигательный комплекс. Внимание детей приковано к содержанию сказки и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей и соотнести их с физическими упражнениями.

Читайте также:  Развитие ребенка около года

Усложнением было то, что теперь детям необходимо было не только выполнить упражнение, слыша его название, но и мысленно перевоплощаться в изображаемого героя и попытаться показать не только его действия, но и возможное настроение, характер. Сначала многим детям было сложно использовать мимику и движение одновременно, но со временем практически все ребята этому научились

Слайд 21. Вся работа по развитию двигательноготворчества проходит в следующей последовательности:

• знакомство с содержанием сказки;

• определяется количество персонажей, их характеристики;

• придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соответствии с характерами героев;

• соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражнений по рисункам и схемам – мнемотаблицам;

• проигрывание двигательных сказок в качестве ОРУ, динамических часов;

• выполнение детьми упражнений по сказке, читаемой педагогом.

Слайд 22. Очень эффективными двигательные сказки становятся при организации с детьми работы на фитболе.

Слайд 23. Фитбол-сказки могут быть самостоятельными занятиями с детьми младшего дошкольного возраста, когда педагог рассказывает сказки. Сопровождая ее выученными ранее знакомыми движениями. Внимание детей приковано к содержанию сказки, и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением.

Слайд 24. В своей работе я хотела бы использовать с детьми старшего дошкольного возраста фитбол-сказки в качестве «бодрящей» гимнастики после дневного сна. В момент просыпания, когда ребенок находится в полусонном состоянии, предлагается прослушать сказку с закрытыми глазами и запомнить ее. Такое постепенное пробуждение полезно для детей, так как быстрый подъем часто может быть причиной негативного настроения. Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении малышей ряд ассоциаций и образов, тем самым представляя собой один из вариантов мнемотехники, позволяющей с помощью образов запомнить и воспроизвести весь рассказ.

Полезно, чтобы после гимнастики, в свободной деятельности, дети смогли повторить и воспроизвести сказку. Оздоровительная работа будет наиболее эффективной, если многократное повторение одной и той же сказки будет осуществляться в различных режимных моментах,на всевозможных занятиях с разнообразными целями: образовательными, воспитательными, оздоровительными.

Слайд 25. Составление двигательных сказок оказалось довольно интересным и увлекательным процессом. Мы стали использовать не только авторские литературные произведения, но и придуманные воспитателем, воспитателем совместно с детьми, а также сказки составленные детьми самостоятельно и совместно с родителями, которые активно включились в наш творческо-двигательный процесс. В нашем багаже уже не одна сказка, составленная в тесном семейном кругу и представленная детьми и родителями на совместных спортивных физкультминутках («Репка», Теремок, Колобок, Курочка Ряба, Три поросенка, Кошкин дом)

Хочется также отметить, что составление двигательных сказок создаёт новые формы взаимодействия семьи и детского сада по вопросам здоровьесбережения дошкольников. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное — у детей повышается потребность и желание заниматься физической культурой.Главный принцип современного педагога: «Не надо обучать, а надо жить с детьми интересной сказочной жизнью»

Работа по развитию у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас можно отметить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы, кроме того, дети становятся более раскованными, эмоциональными и творческими, а самое главное с удовольствием включаются в выполнение двигательных упражнений в сказочной, сюжетной форме. Таким образом, говоря о том, что «двигательные сказки – это средство формирования двигательного творчества», мы имеем в виду не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей работы с детьми, направленной на решение задач сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

Слайд 26. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература:

1. Бочарова Н. И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. — М., 2007.

2. Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! — М., 2004.

3. Горькова Л. Г., Обухова Л. А., Занятия физической культурой в ДОУ. – М., 2005.

4. Зворыгина О. И. Метафорическое словотворчество в русской литературной сказке //Художественный текст:варианты интерпретации : тр. XIV Междунар. науч. -практ. конф. (Бийск, 21–22 мая 2009 г.). –Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – С. 132–136.

5. Зворыгина О. И. Русская литературная сказка: жанр, язык,стиль : монография. –Ишим : Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2009. – 264 с.

6. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротреннинг для дошкольников. – СПб., 2002.

7. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика, (хореография в д/с). — М., 2006.

8. Фомина Н. А. Сказочный театр физической культуры.М: Учитель, 2013г.

Источник