Развитие ребенка сказки с движением
Любимые сказки в стихах и движении.
Современные дети сильно отличаются от предыдущих поколений. Небывалый прогресс
во всех сферах жизни диктует свои правила. Сегодня, ребенок привык воспринимать
информацию с экранов с широким разрешением, с десятками тысяч цветов и оттенков в 3-D
формате. У них очень плохо развито воображение, ведь этого и не надо, за них это делает
компьютер и планшет, им остается только нажимать на кнопки и весь мир во всем его
многообразии у их ног.
Следуя течению времени, современный педагог вынужден справляться с трудными
задачами по поиску тех методов преподнесения информации, которые бы вызывали у детей
познавательный интерес, были бы более эффективны для восприятия и изучения материала.
Все больше и больше детские сады оснащаются мультимедийными комплексами, которые и
помогают нам, педагогам, разнообразить процесс непрерывной образовательной
деятельности, сделать его более интересным и привычным для ребенка, тем самым достичь
желаемых результатов быстрее.
Но все же, не все можно передать через экран. Слушать старые сказки – сегодня не так
интересно детям, куда интересней посмотреть мультфильм с современными героями. Для
того чтобы прослушать сказку, надо иметь усидчивость, что не характерно для большинства
современных детей, чтобы лучше понять сюжет, представить героев, надо иметь хорошо
развитое воображение. В последнее время увеличивается число детей — логопатов. Ведь
реальное общение мы заменяем общением с компьютером и планшетом. Словарный запас
многих сведен к нижней границе нормы, речь становится не распространенной,
аграмматичной. Эти факторы так же уменьшают интерес к чтению, ведь после него идет
обсуждение прочитанного, что затруднено при плохо развитой речи. Но мы не можем
уничижать значение сказок в нашей жизни, ведь из покон веков они рассказывают об
отношениях между людьми, добре и зле. Добро всегда победит, только путь к этой победе
нелегок. Но, несмотря ни на что, нужно верить в себя и свои силы.
Исходя из трудностей, о которых говорилось ранее, возникла идея применить
нетрадиционные методы изучения литературных произведений. Создать комплекс стихов,
посвященный добрым старым сказкам и соединить их с движением. Стихи построены на
принципе последовательности действий в произведении, что ведет к лучшему запоминанию
содержания, пониманию произведений. Развитию речи в таком комплексе будет
способствовать координация с движением. Большое количество движений, сменяющиеся на
каждой строчке, также способствует улучшению мышечного тонуса, силы, ловкости,
быстроты, точности движений, ритмичности.
Лиса и журавль
Лиса и журавль дружбу водили,
В гости к друг другу часто ходили.
Лиса ему вкусную кашу варила
И журавля с тарелки кормила.
Клювом клевал очень долго журавль
И уходил он голодный и слабый.
Решил он однажды лисе угодить
И вкусной окрошкой её угостить.
Налил в высокий кувшин он окрошку,
Чтобы лиса не съела ни крошки.
С той поры в лесу глухом
Не водят дружбу лиса с журавлем.
Речь с движением.
— Хлопаем в ладоши.
— Маршируем.
— Имитируем варку каши.
— Прыжки.
— Наклоны головы вперед.
— Маршируем.
— Топорики (вертикальные удары ладоней
друг о друга).
— Прыжки.
— Прыжки.
— Бег на месте.
— Бег на месте.
Федорино горе.
Жила бабушка Федора,
У нее посуды горы…
Не любила ее и не мыла,
Только била ее и сорила.
Кочерга, тарелки, ложки,
Самовар, стаканы, плошки
Убежали все от бабы,
Остались одни тараканы.
Стало скучно Федоре одной,
Позвала их обратно домой.
Долго мыла, поливала,
Целовала, полоскала,
Обещала доброй быть
И порядок полюбить.
И с метлой она плясала,
С табуреткой танцевала,
С самоваром чай пила,
Ну а шваброй пол мела.
Координация речи с движением.
— Маршируем.
— Имитируем гору руками.
— Топорики (вертикальные удары ладони об
ладонь).
— Прыжки.
— Прыжки.
— Бег на месте.
— Присели, изображаем тараканов.
— Руки у головы, качаем головой.
— Имитируем движения, зовем.
— Имитируем движения.
— Имитируем движения.
— Пружинка (полуприседания).
— Пружинка (полуприседания).
— Кружимся в одну сторону.
— Кружимся в другую сторону.
— Самовар: руки на пояс, надули щеки.
— Имитируем движения (подметаем).
Теремок
Стоит в поле теремок, теремок.
Он ни низок, ни высок, ни высок.
Мышка по полю бежала,
Этот терем увидала.
Там пожить она решила
И лягушку пригласила,
Зайца, волка и лису,
Вот как весело в лесу.
Только мишке негде жить,
Надо мишку пригласить.
Теремок был очень мал
И медведь его сломал!!!
Звери еле убежали,
Долго горевать не стали,
Бревна начали носить,
Новый терем мастерить.
Координация речи с движением.
— Имитация крыши с руками над головой.
— Приседаем, встаем, руки вверх.
— Имитируем бег мышки.
— Изображаем бинокль.
— Имитируем движения, зовем лягушку,
— Изображаем зверей по порядку.
— Хлопаем в ладоши.
— Изображаем медведя.
— Приседаем.
— Топаем ногой.
-Бег на месте.
— Качаем головой, руки у головы.
— Имитируем носку бревен.
— Молоточки (стучим кулаками друг о друга)
Кот, петух и лиса.
Кот с петухом жили в доме одном,
Кашу варили, полы подметали
И старику своему помогали.
Однажды лиса мимо дома бежала
И петуха во дворе увидала.
Чтобы петуха поймать,
Стала зерна предлагать.
-«Выгляни в окошко, дам тебе горошка.»
Лиса поймала петушка,
К себе домой уволокла.
Кот долго выжидать не стал
И петушка домой забрал.
Стали жить да поживать,
Лису к дому не пускать.
Координация речи с движением.
— Маршируем.
— Имитируем движения.
— Хлопаем в ладоши.
— Изображаем лису и имитируем бег.
— Имитируем бинокль.
— Прыжки.
— Имитируем движения разбрасывания зерен.
— Изображаем лису и имитируем бег.
— Маршируем, высоко поднимая колени.
— Хлопаем в ладоши.
— Молоточки (стучим кулаками друг о друга).
Три медведя.
Девочка Маша по лесу гуляла,
В чаще глухой избу увидала.
В доме том жили медведи лесные,
Жили там дружно и не тужили.
Машенька наша была голодна,
За столом вкусной каши поела она.
Качаясь на стуле, его поломала
В спальню, кровати мять побежала.
Вернулись домой с прогулки медведи,
Увидев разгром, они заревели.
От рева сердитого Маша проснулась,
Вскочила с кровати и быстро в окно.
Чтобы медведи не поймали её.
Координация речи с движением.
— Маршируем.
— Имитируем бинокль.
— Имитируем медведя.
— Хлопаем.
— Имитируем движения, едим.
— Молоточки.
— Прыжки.
— Изображаем медведя.
— Топаем ногами.
— Приседаем.
— Бег на месте.
Данный комплекс стихов постоянно пополняется, может применяться как в
динамических паузах процессе непрерывной образовательной деятельности, так и в
режимных моментах, на логопедических занятиях. Он разработан с учетом принципа
доступности, полифункциональности и содержательной насыщенности. Соединение речи с
движением позволяет не только улучшить речь, развить моторную сферу ребенка, но и
повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает их память и внимание
более интенсивно. Такой метод полезен не только детям, но и заставляет педагога подходить
к своей работе творчески. Все предложенные движения педагог может изменить, на более
подходящие на его взгляд. Так же можно расширить этот комплекс, добавив в него движения
для пальчиковой гимнастики, что сделает процесс принятия информации более интересным,
продуктивным и эффективным.
Источник
Анна Виснер
Использование авторской двигательной сказки в физическом развитии дошкольников
«Использование авторской двигательной сказки в физическом развитии дошкольников»
Автор: Виснер Анна Исаковна, инструктор по физической культуре МАДОУ № 29
Слайд 1-2. В современном мире на смену увлекательным коллективным играм пришли игры компьютерные. У детей все меньше остается времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60% естественной потребности детей в движениях. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными, спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. В подавляющем большинстве, дошкольники страдают дефицитом движения, в результате чего у них исчезает интерес к занятиям физической культурой.
Проанализировав опыт работы Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. «Двигательный игротренинг» и Н. Л. Фоминой Наталии (Фомина: Сказочный театр физической культуры, я пришла к выводу о том, что одним из способов повышения у детей интереса к физической культуре и спорту, потребности в естественной двигательной активности является использование на занятиях по физическому воспитанию игротреннинга в форме двигательной сказки.
Слайд 3. Сказка как образовательное средство позволяет, в первую очередь развивать воображение детей, обогащать их речевое развитие, а также положительно влиять на те, особенности физического развития детей, которые затрудняют создание ярких, оригинальных, целостных образов физического Я. Физическое Я характеризуется совокупностью представлений человека о собственном теле и связано с эмоциональной его оценкой.
Слайд 4. Двигательная сказка авторами рассматривается как система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией и направленных на совершенствование двигательных умений и навыков. Данная форма работы подходит для работы с детьми любого возраста,так как включает себя два взаимосвязанных элемента: игру и сказку.
Слайд 5. Игра является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста, а сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Данное сочетание позволяет повысить интерес дошкольников к занятиям физической культуры.
Двигательные сказки осуществляются по мотивам литературных произведений. Их проведение требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов и движений.
Авторская сказка выступает специфической формой социокультурной рефлексии. Авторское начало предлагаемых двигательных сказок проявляется в разработке сюжетов, образов, а также в лингвостилистическом оформлении текстов.
Слайд 6. Цель и задачи. (на слайде)
Цель: развитие двигательных способностей дошкольников с помощью двигательных сказок.
Задачи:
• Содействовать освоению детьми двигательных действий, направленных на формирование оптимального двигательного режима жизнедеятельности.
• Развивать представления детей о собственном теле, ориентацию в системе моральных норм и правил поведения с помощью вхождения в образ сказочных героев.
• Формировать коммуникативные умения в процессе участия в двигательных сказках.
• Развивать интерес к содержанию сказки и желание участвовать в ее обыгрывании.
• Развивать способность проявлять творческий потенциал в процессе разыгрывания сказочных сюжетов.
• Воспитывать интерес к миру сказок.
Слайд 7-9. Знакомство детей с двигательными сказками началось с мини-сказок, которые можно легко показать с помощью движений. Многие из предложенных мною стихотворений детям были уже знакомы, но они заинтересовались тем, что сказку-стихотворение можно было не только слушать, но и показывать.
Слайд 10. На следующем этапе я предложила детям проигрывать уже не стихи, а сюжетные сказки. С этой целью я использовала двигательные сказки, предложенные в книге «Двигательный игротренинг», авторы Потапчук А. А., Овчинникова Т. С.
Слайд 11.
Готовые двигательные сказки могут использоваться при любой форме организации физкультурно — оздоровительной работы с детьми, как в процессе всего занятия,так и в отдельных его частях:
• в водной части физкультурного занятия или спортивного развлечения;
• как общеразвивающие упражнения на фитболе или без оборудования;
• в подвижных играх, играх-имитациях, спортивных эстафетах;
• в заключительной части физкультурного занятия или спортивного развлечения (элементы стрейчинга, релаксации);
• в коррекционной работе по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, нарушения речи;
• в свободной и совместной деятельности детей в группе
• в качестве «бодрящей» гимнастики в утренние часы.
В своих занятиях я использую следующие элементы двигательной сказки:
• Слайд 12-13. для привлечения внимания и усиления интереса детей НОД объединяется единым сказочным сюжетом, при этом структура игр-занятий по физической культуре сохраняеется («Курочка Ряба», «В гостях у сказки», «В гостях у Доктора Айболита», «В стране воздушных шариков», «Матрешка в гости к нам пришла и подружек привела», «Конь ретивый с длинной гривой» и др.)
• Слайд 14-15. на физкультурное развлечение или НОД приходит игрушка или сказочный персонаж (Чебурашка, Колобок, Матрешка, Казак и казачка, Доктор Айболит и др.). Их участие в сюжете и подвижных играх поднимает эмоциональный настрой детей;
• Слайд 16. в сказке детям, как правило, приходится преодолевать препятствия, в которых дети закрепляют умения выполнять основные движения (освоение профессии пожарного и тушение пожара мешочками с песком);
• Слайд 17.с большим интересом дети выполняют действия с различными атрибутами и нестандартным оборудованием: мячами, колокольчиком, колпачками, тканью, шапочками-масками и т. д.
• Слайд 18-19. выполняя упражнения на расслабление, мы отправляемся с детьми в сказочный мир фантазий. Так, слушая музыку с закрытыми глазами, дети путешествуют по сказке и превращаются в маленьких рыбок или феечек, бабочек или снежинок. Прекрасным завершением сказки становится прохождение через сказочный водопад (сухой душ из разноцветных ленточек, который дарит детям силы, здоровье и хорошее настроение.
Слайд 20. Для облегчения запоминания разнообразных упражнений по сюжету сказки, я предлагала детям «мнемотаблицы» движений. С их помощью дети выполняют сказку, как единый двигательный комплекс. Воспитатель рассказывает сюжет сказки, дети воспроизводят её содержание ранее выученными знакомыми движениями, как единый двигательный комплекс. Внимание детей приковано к содержанию сказки и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей и соотнести их с физическими упражнениями.
Усложнением было то, что теперь детям необходимо было не только выполнить упражнение, слыша его название, но и мысленно перевоплощаться в изображаемого героя и попытаться показать не только его действия, но и возможное настроение, характер. Сначала многим детям было сложно использовать мимику и движение одновременно, но со временем практически все ребята этому научились
Слайд 21. Вся работа по развитию двигательноготворчества проходит в следующей последовательности:
• знакомство с содержанием сказки;
• определяется количество персонажей, их характеристики;
• придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соответствии с характерами героев;
• соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражнений по рисункам и схемам – мнемотаблицам;
• проигрывание двигательных сказок в качестве ОРУ, динамических часов;
• выполнение детьми упражнений по сказке, читаемой педагогом.
Слайд 22. Очень эффективными двигательные сказки становятся при организации с детьми работы на фитболе.
Слайд 23. Фитбол-сказки могут быть самостоятельными занятиями с детьми младшего дошкольного возраста, когда педагог рассказывает сказки. Сопровождая ее выученными ранее знакомыми движениями. Внимание детей приковано к содержанию сказки, и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением.
Слайд 24. В своей работе я хотела бы использовать с детьми старшего дошкольного возраста фитбол-сказки в качестве «бодрящей» гимнастики после дневного сна. В момент просыпания, когда ребенок находится в полусонном состоянии, предлагается прослушать сказку с закрытыми глазами и запомнить ее. Такое постепенное пробуждение полезно для детей, так как быстрый подъем часто может быть причиной негативного настроения. Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении малышей ряд ассоциаций и образов, тем самым представляя собой один из вариантов мнемотехники, позволяющей с помощью образов запомнить и воспроизвести весь рассказ.
Полезно, чтобы после гимнастики, в свободной деятельности, дети смогли повторить и воспроизвести сказку. Оздоровительная работа будет наиболее эффективной, если многократное повторение одной и той же сказки будет осуществляться в различных режимных моментах,на всевозможных занятиях с разнообразными целями: образовательными, воспитательными, оздоровительными.
Слайд 25. Составление двигательных сказок оказалось довольно интересным и увлекательным процессом. Мы стали использовать не только авторские литературные произведения, но и придуманные воспитателем, воспитателем совместно с детьми, а также сказки составленные детьми самостоятельно и совместно с родителями, которые активно включились в наш творческо-двигательный процесс. В нашем багаже уже не одна сказка, составленная в тесном семейном кругу и представленная детьми и родителями на совместных спортивных физкультминутках («Репка», Теремок, Колобок, Курочка Ряба, Три поросенка, Кошкин дом)
Хочется также отметить, что составление двигательных сказок создаёт новые формы взаимодействия семьи и детского сада по вопросам здоровьесбережения дошкольников. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное — у детей повышается потребность и желание заниматься физической культурой.Главный принцип современного педагога: «Не надо обучать, а надо жить с детьми интересной сказочной жизнью»
Работа по развитию у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас можно отметить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы, кроме того, дети становятся более раскованными, эмоциональными и творческими, а самое главное с удовольствием включаются в выполнение двигательных упражнений в сказочной, сюжетной форме. Таким образом, говоря о том, что «двигательные сказки – это средство формирования двигательного творчества», мы имеем в виду не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей работы с детьми, направленной на решение задач сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
Слайд 26. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Литература:
1. Бочарова Н. И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. — М., 2007.
2. Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! — М., 2004.
3. Горькова Л. Г., Обухова Л. А., Занятия физической культурой в ДОУ. – М., 2005.
4. Зворыгина О. И. Метафорическое словотворчество в русской литературной сказке //Художественный текст:варианты интерпретации : тр. XIV Междунар. науч. -практ. конф. (Бийск, 21–22 мая 2009 г.). –Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – С. 132–136.
5. Зворыгина О. И. Русская литературная сказка: жанр, язык,стиль : монография. –Ишим : Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2009. – 264 с.
6. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротреннинг для дошкольников. – СПб., 2002.
7. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика, (хореография в д/с). — М., 2006.
8. Фомина Н. А. Сказочный театр физической культуры.М: Учитель, 2013г.
Источник