Развитие ребенка шаг за шагом
От автора: Постоянный автор журнала «Счастливые родители» с 2002 г.
За первые 3 года жизни ребенок проделывает огромный путь от крохи, постоянно нуждающегося в маминой заботе до вполне самостоятельного маленького человека. Этот стремительный прогресс с одной стороны часть естественного процесса взросления, с другой – результат отношений, которые вы выстраиваете с ребенком, ваших ожиданий друг от друга и, конечно, любви. Это важные годы, когда закладывается фундамент психики ребенка, его отношения к миру, к себе и другим.
С рождения малыш получает от вас множество сигналов, которые стимулируют или, напротив, задерживают развитие разных сторон его личности. Когда вы берете его на руки, обращаетесь к нему, ухаживаете за ним, он испытывает удовольствие, радуется вам. И это та основа, на которой будет базироваться его отношение к себе, его чувство самоценности. Мир младенца состоит из фрагментов – мамина грудь или теплая бутылочка, мягкие руки, нежный голос, яркие пятна погремушек. Пройдет немного времени и его мироощущение станет более цельным, он заметит, что может даже управлять своей маленькой вселенной, вызывая криком появление молока или сухой пеленки. Конечно, младенец нуждается в хорошем уходе, но главное, что ему жизненно необходимо – формирование хорошего эмоционального контакта с мамой. Чувство безопасности и доверия – тот драгоценный дар, который он может получить от вас, чтобы успешно пройти все стадии взросления.
8-10 месяцев
Появившись на свет ребенок продолжает находиться в состоянии слияния с матерью, и этот период приблизительно равен времени, которое он провел в утробе. Это рай для двоих, когда мама и ребенок чувствуют себя одним целым.
Но после 8 месяцев, когда малыш становится все более активным, начинает ползать и вставать на ножки, он делает большое открытие: обнаруживает, что он отдельное от мамы существо. Это связано с тем, что кроха уже не так нуждается в маме, она больше не весь его мир. Это период бесконечных открытий, когда малыш проявляет неуемное любопытство ко всему, что его окружает. Это чудесное время, когда вы можете начать открывать для себя все заново вместе со своим ребенком. Посмотреть на мир свежим взглядом, удивиться привычным вещам. Также, это важное время, когда малыш осваивает принцип постоянства людей и вещей. Это означает, что он может безболезненно переносить кратковременные разлуки с мамой, поскольку начинает осознавать, что мама продолжает существовать, даже если он ее не видит. И если его игрушка упала из кроватки, она не исчезла, ее могут поднять и снова дать ему. Именно поэтому малыши в этом возрасте так любят игру в «ку-ку» и с удовольствием выбрасывают игрушки из кроватки. Так раз за разом они убеждаются, что мамино лицо снова появится, а игрушки вернутся в целости и сохранности.
Несмотря на радости и открытия этого периода, он довольно трудный для малыша. Это время так называемой «тревоги восьмимесячных», когда ребенок начинает бояться незнакомых людей, часто просыпается по ночам, и испытывает сильную тревогу. По сути, малыш переживает еще одно рождение, теперь уже в качестве отдельного существа, встречайте его с любовью, тогда ему будет легче преодолеть этот сложный период. Но и не задерживайте его, не пытайтесь продлить время слияния, каким бы чудесным оно для вас не было, это может осложнить дальнейшее развитие ребенка.
В эти несколько месяцев повышенной чувствительности и тревожности ребенка, ни в коем случае не отдавайте его в ясли и не меняйте няню: сейчас ему необходимо чувство постоянства.
1 год
В течение первого года жизни его представление о себе прогрессирует и становится с одной стороны более детальным, а с другой, более цельным. Раньше, когда вы прикасались к разным частям его тела во время переодевания, играли с ручками и ножками, его ощущения были разрозненными. К концу первого года, отдельные ощущения собираются в более цельные. И, в тоже время, ребенок учится лучше дифференцировать их. Теперь, если у него что-то болит, он может показать вам это место, в младенчестве же большинство неприятных ощущений воспринимаются как боль в животе. Чтобы помочь малышу лучше чувствовать свое тело делайте ему легкий массаж с ног до головы, называя каждую часть его тела. Приятные ощущения, которые он при этом получает, помогут ему почувствовать границы своего тела.
В этом возрасте ребенок становится необыкновенно подвижным: начинает ходить, затем бегать, всюду залезает. И, конечно, в результате такой активности частенько падает и ушибается, эти неизбежные синяки и шишки, также помогают ему больше узнать о своем теле.
1,5 года
В возрасте между 8 месяцами и 1 годом ребенок переживает стадию развития, которую называют «стадией зеркала». При виде своего образа в зеркале ребенок начинает радоваться и испытывает огромное удовольствие при разглядывании своего отражения. Но перед зеркалом ребенок оказывается не один, его держит на руках один из родителей, который указывает ему, жестами и словами, на его собственное отражение. Ребенок перед зеркалом в первую очередь узнает другого человека, взрослого, который находится рядом и говорит ему: «Смотри, это ты!», и ребенок понимает: «Да, это я!». После года представление малыша о себе становится более полным, а в 1,5 года он уверенно узнает себя в зеркале, а немного позднее и на фото. Это важный этап его развития. Узнавая свое собственное изображение, ребенок получает зрительное подтверждение того, что он чувствует. То, что создает прочный каркас его «Я».
Хотите проверить, узнает ли он себя в зеркале? Сделайте небольшой мазок губной помадой на щечке ребенка. Если он трет себе лицо, глядя на свое отражение, значит, он понимает, что это его лицо.
1,5-2 года
После полутора лет ребенок начинает проявлять интерес к себе подобным. При этом он воспринимает другого как своего двойника, с любопытством его разглядывает, а может и не слишком деликатно схватить его за нос, за волосы, или чересчур крепко обнять. И если вдруг маленький приятель среагирует на такое «внимание» испугом и плачем, ребенок будет озадачен и растерян. Он пока не понимает, что его отличает от другого и убежден, что его товарищ по игре такой же как и он.
Эта «близнецовость» отражается и в играх: «Тебе — мне», «Ладушки», «Догонялки». Каждый участник играет одну и ту же роль, по очереди, выполняя функцию зеркала для другого. Чтобы ребенок начал осознавать, что у его товарищей по играм есть свои желания и эмоции давайте ему как можно больше возможностей общаться с другими детьми. Он должен столкнуться с другими, чтобы получить как позитивный, так и негативный опыт и найти свое место среди детей.
2 года
Все вверх дном! С 1 года и 8 месяцев ваш малыш, раньше такой покладистый, стал упрямиться и на все отвечать отказом. Время обедать? Он не желает садиться за стол. Вы хотите пойти на прогулку? Он не хочет выходить из дома. Чтобы утвердиться в качестве отдельного человека, ребенок доказывает вам, что может иметь свое собственное мнение, отличное от вашего. И так как он не может привести никаких аргументов, то просто говорит «Нет». Всю жизнь маленького ребенка регламентируют родители, у него слишком мало возможностей для выбора. Сказать «нет», это способ обозначить свое «Я». Этот «кризис противоречия» — важный признак роста малыша. Если малыш чувствует, что с его мнением считаются, если время от времени вы принимаете его отказ, вы подтверждаете, что он имеет для вас ценность, что он на самом деле существует. Такое поведение родителей поможет ребенку менее болезненно пережить этот период.
Вы уже больше не можете? Его упрямство и отказы сводят вас с ума! Поверьте, ему тоже очень непросто. Его пугают собственные вспышки гнева, ведь он боится потерять вашу любовь. Поэтому в этот период на смену истерикам и непослушанию приходят бурные выражения любви и привязанности. Но как только ребенок убеждается, что вы его не отвергли, все начинается с начала. Чтобы смягчить проживание этого сложного периода, чаще давайте ему возможность выбора: «Ты хочешь пойти на горку или играть в мяч?», «Хочешь надеть желтую или красную пижаму?». Но также настаивайте на том, что для вас принципиально. Чем стабильнее вы будете в своих требованиях, тем проще ребенку будет принять некоторые ограничения, и примириться с тем, что он пока не может управлять своей жизнью.
2,5 года
Я! Между 2 и 3 годами ваш ребенок только и повторяет это слово. Этим «я», он делает еще один шаг в самоутверждении. Он говорит «Я сам!» чтобы освободиться от родительской опеки. Так он продолжает отстаивать свое право на независимое существование, но уже в более позитивном ключе по сравнению с «кризисом противоречия». Он говорит «Мне», так как хочет все получать первым, раньше других. Дело в том, что он еще не осознает, что у другого тоже есть свои желания, воля. Ребенок эгоцентричен. Для него смотреть как играют другие и ждать своей очереди – это пытка!
Также, он категорически отказывается одалживать свои вещи. Это нормально. Его осознание себя еще не четкое. Для ребенка его игрушки – части его самого. Одалживать их – это как отрывать от себя кусок. Отказом ребенок защищает себя от угрозы в отношении своей еще хрупкой личности.
Малыш выглядит эгоистом в глазах ваших друзей? Вы не должны оправдываться или вынуждать его быть более щедрым. В этом возрасте ребенку необходимо чувствовать себя на первом плане, распоряжаться своей территорией: уважайте этот период эгоцентризма, без которого не может сформироваться его представление о себе. Позже вы научите его и альтруизму и щедрости. Если к вам приходят гости с детьми купите несколько игрушек в двух экземплярах или попросите родителей маленького гостя приносить свои.
3 года
В три года у ребенка формируется прочное целостное переживание себя, это фундамент для дальнейшего построении личности. Мир ребенка делится на «Я» и «Другие», и он может обозначить свое отношение и к себе и другим людям. К 4 годам ребенок способен сформулировать то, что его отличает от других: «Я хорошо играю в футбол… а Данил быстро бегает». Сравнивая себя с другими, он получает более или менее точное представление о себе. В этом возрасте появление в семье младшего ребенка или визит гостей больше не будут восприниматься им как угроза для его личности.
Не беспокойтесь, если в три года ваш ребенок все еще думает, что он центр Вселенной. Возможно, он еще не готов принять тот факт, что во вселенной миллиарды звезд. Ребенку необходимо считать себя очень сильным и важным, в ожидании, когда он сможет проявить себя по настоящему, и утвердиться в социуме.
Источник
Кто-то сделал первые шаги ещё до года, кто-то тревожит маму и не торопиться учиться ходить. Каждый малыш имеет свой темп и особенности развития, а задача ответственного родителя максимально понимать ребенка и создавать ему оптимальную среду для развития. Каковы нормальные стадии развития навыка? Как помочь ребенку научиться ходить? Какие действия совершать не стоит? Ответы на самые важные вопросы собрали специалисты по детскому развитию сети Монтессори центров «Созвездие».
Когда малыш начнёт ходить?
Молодые родители часто с нетерпением ждут первых шагов своего малыша. Обычно нас ориентируют, что где-то в год ребенок уже начинает ходить, но на практике, разумеется случается по-разному.
Дети начинают ходить в промежутке между 9 и 18 месяцами
Некоторые малыши делают первые шаги уже в 9 месяцев. Скорее всего они в целом несколько обгоняют сверстников и уже прошли все предыдущие этапы развития тела и мозга, но всё же стоит очень внимательно относится к таким «ранним» пешеходам, так как они чаще удивляют родителей внезапными падениями «на ровном месте». Не переживайте и просто следите за тем, чтобы падения случались наиболее безопасным образом, совсем скоро этот этап пройдёт, и ребенок будет держаться на ногах гораздо увереннее.
Другие дети, наоборот, пугают маму и папу тем, что так и не научились ходить даже к 15 месяцам. Несмотря на то, что окружающие будут убеждать вас в ненормальности такого расклада, на самом деле возрастная норма — это промежуток между 9 и 18 месяцами. Следите за общим развитием вашего «позднего» пешехода и будьте уверены, что совсем скоро и он начнёт ходить.
Дети в среднем начинают делать первые самостоятельные шаги с 9 месяцев и до 1,5 лет. Однако, время освоение навыка сильно зависит от индивидуальных особенностей ребенка и многочисленных внешних факторов, поэтому встречаются случаи, находящиеся и вне этого диапазона. Не стоит сильно переживать, если ваш малыш немного выходит за возрастные нормы, но, если в общем состоянии ребенка вас что-то беспокоит (плохо справляется и с более простыми движениями, не следит взглядом за игрушкой, плохо спит, медленно набирает вес и т.п.), следует обратиться на очную консультацию к специалисту по детскому развитию.
Развитие мышц и координации<
Разумеется, большое влияние на способность ребенка ходить оказывает степень развития мышц и координации малыша. Для того, чтобы тело ребенка гармонично развивалось с первых дней жизни, обеспечьте малышу возможность свободно двигаться (покупайте удобную свободную одежду, давайте ребенку достаточно пространства для движения), а также включайте в распорядок крохи детскую гимнастику, мягко стимулирующую ребенка напрягать мышцы рук, ног, спины и пресса, а также используйте упражнения на координацию:
Прохождение основных этапов развития навыка
До того, как начать шустро бегать по квартире, малышу предстоит научиться многим другим навыкам, которые подготовят его к самостоятельному хождению. Обычно можно заметить, что малыш к моменту своих первых шагов уже уверенно переворачивается и сидит, умеет ползать, стоит и делает шаги с поддержкой взрослых или облокачиваясь на что-то, поднимается с пола, опираясь на предметы мебели. Все эти действия сигнализируют о нормальном физическом развитии ребенка, а значит и ходить он научится уже совсем скоро.
Мы предлагаем вам таблицу основных достижений малыша, связанных с хождением, на которые стоит обратить внимание. Помните, что все дети развиваются по-разному, поэтому какие-то этапы (например, ползания на четвереньках или ходьбы на ладонях и ступнях) некоторые малыши попросту перепрыгивают, однако, если вы замечаете сильное расхождение с нашей таблицей, стоит обсудить этот вопрос с педиатром.
Что делает? | Когда появляется навык? | Описание |
Ползает | 6 – 8 месяцев | Ползание — очень важный этап в развитии малыша, ведь это первый способ его самостоятельного передвижения в пространстве. Техника ползания за время своего существования меняется: уже примерно в 5 месяцев дети начинают ползать на животе, а затем переходят на 4 точки опоры. |
Встаёт и делает шаги с опорой на мебель | 9 – 13 месяцев | В этом возрасте малыши обычно учатся делать шаги с опорой на кровать или журнальный столик (что-то, что достаточно устойчиво, чтобы выдержать почти весь вес ребенка). Совершенно нормально, что пока малыш не ходит, держась за вашу руку, ведь эта задача требует гораздо больше координации. |
Поворачивается, чтобы достать интересный предмет за спиной | 10 – 11 месяцев | Повернуться на 180 градусов из положения сидя и, тем более стоя, не такая и простая задача, требующая неплохой координации. |
Передвигается на руках и ногах | 10 – 12 месяцев | Не волнуйтесь, если однажды заметите, как малыш передвигается на ладонях и ступнях, задрав попу вверх. Это совершенно нормальный этап развития. Не все малыши используют такой способ передвижения, а те, кто использует, довольно быстро переключаются на ходьбу. |
Шагает, пока вы придерживаете его за обе руки | 10 – 12 месяцев | Пусть в этот момент почти весь вес малыша у вас в руках, ощущение сцепления с поверхностью и такие первые шаги очень важны для последующего развития ребенка. |
Поднимается и опускается на коленки, держась за опору, а чуть позже и самостоятельно | 11 – 13 месяцев | Сидя на полу малыш может встать через положение на коленках, а затем сесть обратно. Эта задача требует отличной координации, особенно, если под рукой нет опоры |
Ходит за руку | 11 — 13 месяцев | Мышцы еще не готовы полностью держать равновесие, но ноги уже знают своё дело. На этом этапе вам важно очень аккуратно придерживать малыша за руку, делая это на уровне его плеча, чтобы не травмировать нежные детские суставы |
Первые самостоятельные шаги | 11 – 14 месяцев | Наконец-то малыш сделал свои первые неуверенные и неуклюжие, зато полностью самостоятельные шаги. Не переживайте — лёгкость походки кроха приобретёт совсем скоро! |
Садится после нескольких метров пешком | 12 – 14 месяцев | Не стоит собираться в многочасовой поход с малышом, который только сделал свои первые шаги. Новый навык занимает много физических и умственных сил, поэтому неудивительно, что через метр-два малыши буквально «стекают» на пол и садятся. Такое поведение совершенно нормально и будет становиться реже по мере укрепления мышц и появления уверенности при ходьбе. |
Самостоятельно встаёт из положения лёжа | 12 – 15 месяцев | Такая задача требует целого плана в голове: перевернуться, опереться на руки, подставить коленки, встать на ноги. Если малыш справляется с ней, значит с его физическим развитием всё в порядке. |
Преодолевает ступеньки | 13 -15 месяцев | Скорее всего ступеньки, рассчитанные на рост взрослого человека, будут труднопреодолимым препятствием для малыша, но по мере развития он сможет преодолевать их, подключая руки и присаживаясь на ступеньку. |
Самостоятельно ходит | 13 – 15 месяцев | Научиться ходить – это открыть для себя мир бесконечных возможностей для исследования. Малыш уже уверено использует передвижение на двух ногах, поворачивается, начинает движение и останавливается, не теряя равновесия. Но всё же старые способы остаются более надёжными, поэтому не стоит пугаться, если малыш уходит обратно на четвереньки при усталости или встрече с необычным покрытием. Уже скоро это пройдёт. |
Поднимает игрушки стоя | 13 – 15 месяцев | Вот уже ваш малыш научился держать равновесие и при выполнении более сложных задач. Только представьте, как нужно перераспределить равновесие, чтобы не упасть вперед при попытке поднять что-то с пола стоя. А теперь посмотрите, как это получается у вашего крохи. |
Многие родители сходятся во мнении, что возраст, в котором малыш учится ходить больше зависит даже не от физического развития, а от темперамента малыша. Более активные дети чаще начинают ходить раньше своих более спокойных сверстников. Но даже это наблюдение не является строгой закономерностью.
В нашей таблице указаны только приблизительный возраст и порядок появления навыков, с которыми развитие конкретного ребенка может не совпадать, поэтому вам важнее в общем представлять, с какими движениями связан навык самостоятельной ходьбы ребенка и понимать, как мягко направлять развитие «засидевшегося» малыша с помощью развивающих упражнений.
Как научить ребенка ходить?
Этот вопрос задают многие родители, а значит у специалистов по детскому развитию уже есть несколько ответов и рекомендаций.
Стоит ли покупать ходунки?
Что бы не рассказывали производители детских товаров, исследователи детского развития не нашли доказательств эффективности ходунков. Напротив, использование ходунков с плотной фиксацией нарушает тренировку мышц малыша, а сам он приучается передвигаться на мысочках.
Вместо ходунков, которые использовать не рекомендуется, можно купить малышу передвигающуюся опору: игрушечную коляску или достаточно большую машинку, которая поможет держать равновесие при передвижениях.
Упражнения в помощь маме
Существует множество игр и упражнений, помогающих научить малыша ходить. Вот лишь несколько из них:
Поставьте кресло, столик и другую мебель вплотную друг к другу, чтобы создать малышу свой «маршрут». С помощью опоры на предметы передвигаться на ногах гораздо проще.
Сядьте напротив стоящего малыша так, чтобы между было буквально полметра. Протяните к нему руки и позовите кроху, и он точно сделает шаг навстречу.
Снимите ботиночки. Обувь часто мешает детям, которые только учатся ходить (представьте, если бы вас учили писать в перчатках). Возможность ходить босиком позволит малышу быстрее скоординировать своё тело и научиться уверенно ходить.
Дайте малышу свободу, но обеспечьте безопасное пространство. Ни один ребенок не научился ходить без падений, поэтому вместо их предотвращения, лучше обустроить детскую так, чтобы приземления обходились без последствий. Уберите острые углы мебели (некоторые родители покупают специальные накладки или просто обклеивают их поролоном), проследите, чтобы малыш не мог дотянуться до небезопасной опоры (неустойчивых и хрупких предметов, например, свисающей скатерти или стеклянной вазы, стоящей на полу), положите на пол подушки или одеяла.
Выводы
Возраст, в котором малыш научится самостоятельно ходить, зависит от многих факторов: наследственность и темперамент ребенка, темп его физического развития, насыщенность среды и вовлеченность взрослых в общение с малышом. Безусловно внимательное отношение родителей, бережная гимнастика и подготовленное пространство дома стимулируют развитие ребенка, а незамеченные проблемы и отсутствие подходящей среды наоборот затормаживают его.
Заключение
Возраст 9 – 18 месяцев – это особенный возраст для любого ребенка. Малыши уже достигают достаточного развития всех своих органов восприятия и переходят на стадию активного изучения пространства вокруг. Безусловно, возможность быстрого передвижения и освобождение рук открывают совершенно новые возможности и требуют гораздо больше пространства для юного исследователя.
Именно для таких малышей в детском Монтессори центре «Созвездие» открыли развивающие занятия вместе с мамой. На наших занятиях под руководством опытных педагогов родители знакомят детей с абсолютно новой для них средой, получают самые важные рекомендации от специалистов и находят поддержку других родителей, а также мягко приучают малышей к атмосфере детского клуба, что, несомненно, облегчит будущую адаптацию к детскому саду.
Ближе к двухлетнему возрасту мы уже предлагаем родителям группы кратковременного пребывания, где специалисты нашего центра не только присматривают за детьми, но и организуют им разнообразные развивающие занятия.
Детский Монтессори клуб «Созвездие» — это дружба от первых шагов до первого класса. Запишитесь на бесплатное занятие и приходите знакомиться!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия
Источник