Развитие ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями

Библиографическое описание:
Анохина, М. Н. Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / М. Н. Анохина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15836/ (дата обращения: 30.11.2020).
Движение — это физиологическая потребность организма. Оно не влияет на состояние опорно-двигательного аппарата, на обмен веществ, а также других систем организма, но является одним из самых важных компонентов исследования мира. Развитие пространственных представлений и формирование у ребенка «образа Я» зависит как раз таки от двигательной активности ребенка. Эмоциональное состояние человека также может быть подвержено изменениям из-за совершаемых движений. Так дети с ТМНР обладают сниженным показателем двигательной активности. Но наиболее ярче это проявляется у детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Таким детям требуется помощь в познание новых движений и стимуляция моторной активности. Для поддержания здоровья и психического развития ребенка необходима базовая физическая нагрузка, которая включает в себя:
- Правильное позиционирование.
Поддержание позы для ребенка с двигательными нарушениями является одной из самых трудных моторных задач. Чтобы ребенок смог освоить позу и в дальнейшем удерживать ее самостоятельно, ему потребуется сенсорные опоры и поддержка. Но здесь правильно очень внимательно и профессионально подходить к этому вопросу, если ребенок будет длительное время находиться в паталогических позах и не сможет самостоятельно изменить ее, это грозит появлению вторичных осложнений.
Показатели стабильности и перегрузки у детей с ТМНР служат: физиологическая оценка, двигательная, оценка сна и бодрствования, а также взаимодействия. Например, при балансе физиологического аспекта у ребенка наблюдается равномерное дыхание и розовая кожа, если состояние перегрузки он гримасничает, чихает, зевает, вдыхает. Положительный двигательный показатель проявляется, когда ребенок смотрит в сторону собеседника, у него мягкие и хорошо модулированные движения, равномерный мышечный тонус по всему телу. В состояние перегрузки ребенок прижимает руки и ноги друг к другу, крепко вцепляется руками, прижимает руку к уху, голове или рту. Сон и бодрствование в нормальном состоянии проявляется, если у ребенка устойчивый эмоциональный баланс, он бодр и внимателен, адекватно выдерживает небольшое напряжение и незначительные перемены. Перегрузкой в этом случае служит небольшая рассеянность, вялость, обеспокоенность и невнимательность. При взаимодействии с ребенком важно обратить внимание на зрительный и невербальный контакт, то есть если ребенок поддерживает зрительный контакт со взрослым, улыбается, он активен и открыт, следовательно его состояние открытое и сосредоточенное. Когда ребенок закрывает глаза, часто моргает, отводит глаза и не выражает никаких эмоций — это отрицательно сказывается на его состоянии.
- Участие в уходе и перемещении.
Большинство возможностей для отработки движений и стимуляции моторной активности ребенка заложены в простых бытовых ситуациях, например, переодевание, смена позы, принятие пищи, движение в пространстве и т. д. При совершении действий по изменению позы ребенок может либо самостоятельно, либо с помощью взрослого приподняться на ноги, подтянуться, чтобы кушать или пересесть в коляску для прогулки. Для того чтобы ребенок мог одеться, ему требуется встать, чтобы надеть штаны, поднять руки, чтобы натянуть рукава и нагнуться, чтобы расстегнуть липучки на обуви. Когда ребенок ест, он может удерживать различные предметы, например вилку, ложку, кусочки пищи, может тянуться еще за чем-то вкусным за столом и подносить еду ко рту. Бытовые ситуации происходят каждый день, может даже и несколько раз в день, это является огромным продвижением в развитие движений в повседневной жизни, что помогает навыку закрепиться. Также плюсы этой методики заключается в том, что ребенку понятно, для чего он это делает, ему ясна мотивация. В процессе подобных тренировок у него появляются функциональные движения, их он может использовать всю свою жизнь. Конечно, взрослым может быть намного проще самим поднять ребенка, перенести его, покормить и переодеть, потому что если ребенок сам пытается это сделать, на это уходить очень много времени. Но если это уже подросток, который имеет вес значительно больше, со сколиозом, с болевыми синдромами, контрактурами, мышечным тонусом, нарастающем при попытке изменения положения тела, это сделать намного труднее.
- Игру.
Игра — это главный вид деятельности любого ребенка. Когда дети увлечены и у них есть интерес, который в свою очередь является самой мощной мотивацией, они выполняют множество разнообразных движений.
- Спонтанную двигательную активность.
С помощью организации пространства вокруг ребенка можно стимулировать у него спонтанную двигательную активность. Для высокой активности ребенка, с одной стороны, требуются предметы, которые ему захочется взять, потянуться за ними, подползти, но также с другой стороны он должен чувствовать безопасность.
- Структурированную двигательную активность (занятия со специалистом ЛФК).
Профилактика вторичных нарушений для детей, которые не имеют возможность самостоятельно менять положение тела.
Дети, которые имеют двигательные и другие многочисленные нарушения, могут быть в зоне риска появления вторичных осложнений. Контрактуры и деформации могут возникнуть вследствие длительного пребывания в одной позе, при частом использовании паталогических поз и установок. Например, если ребенок сидит с круглой спиной или лежит на спине, а колени повернуты в одну сторону. Такие осложнения снижают качество и продолжительность жизни, а также способствуют появлению болевого синдрома. В числе осложнений двигательных нарушений, несущих угрозу для жизни, можно отнести запоры и аспирационные пневмонии. Чтобы предотвратить развитие вторичных осложнений нужно систематическое соблюдение таких правил:
− Выявить и отслеживать график смены положения тела ребенка в течение всего дня и во время сна — каждые два часа. При использовании ассиметричных поз необходимо следить за равной частотой правосторонних и левосторонних вариантов.
− Положение ребенка должно быть безопасным и стабильным, т. е. физиологичным. Ребенок не должен чувствовать страх падения, заваливаться, сползать. Также поза не должна вызвать усиление боли и мышечного тонуса, боли, нарушить дыхание. Она должна помочь ребенку быть подвижным и активным (общаться, наблюдать за окружающей средой, играть и т. д.).
Чтобы определить удобство той или иной позы, принимаемой ребенком, необходимо задаться подобными вопросами: «Эта поза была бы удобна для меня? Сколько бы я мог находиться в таком положении? Я бы что-то изменил в ней? Что я мог бы делать в такой позе?».
− Если у ребенка нарастает тонус, он кричит, плачет, проявляет беспокойство, отказывается от активности и взаимодействия, значит, ему необходимо сменить позу, так как возможно он устал находиться в таком положении.
− Определить месторасположение ребенка при фиксации в определённой позе. Необходимо выявить нахождение основного источника информации, такого как телевизор, окно или другие дети. Но прежде поинтересоваться у ребенка, что он предпочел бы, смотреть мультики, посидеть в тишине или пообщаться с детьми.
− Следить за правильным развитием стопы, с помощью ортопедической обуви или ортезов. Деформации и контрактуры можно предотвратить ношением удобной и правильной обуви. Использовать ее нужно не только на улице, но и в помещении. Ребенок, испытывающий трудности в общении или с нарушением интеллектуальных способностей, не всегда может сказать о том, что обувь ему жмет или причиняет неудобства, этот момент должны учитывать взрослые.
− Приветствуется использование технических средств реабилитации (ТСР) и различных мягких материалов (валики, подушки и т. п.), это обеспечит правильное позиционирование. ТСР могут служить как различные ортезы, так и ходунки, коляски, подъемники, вертикализаторы. Конечно, эти приспособления нужно подбирать и настраивать строго индивидуально. Приобретения техники и ортезов без перенастройки недопустим.
− Если ребенок испытывает дискомфорт при использовании ТСР (труден в использовании, мал, велик), необходимо либо заменить, либо попытаться адаптировать ТСР под ребенка. Использование не исправимой и неподходящей техники грозит прогрессированием вторичных осложнений.
Литература:
- Басилова Т. А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. — М.: Просвещение, 2008 г.
- Бейкер Б. Л., Брайтман А.Дж. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. — М.: Теревинф, 2000 г.
- Виноградова А. Л., Константинова И. С., Цыганок А. А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. — М.: Теревинф, 2006 г.
- Головчиц Л. А. К проблеме терминологии: «сложные, множественные, комплексные»… нарушения развития // Дефектология. — 2011. — № 3. — С. 3–11.
- Истомина Л. А. Рекомендуемые положения тела и способы ношения ребенка с проблемами двигательного развития: методические рекомендации для воспитателей и родителей. — СПб.: РЕМДОМ, 2011 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, поза, движение, мышечный тонус, нарушение, осложнение, правильное позиционирование, состояние перегрузки, спонтанная двигательная активность.
Похожие статьи
Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как…
Понятие «двигательная активность» (ДА) включает в себя сумму движений, выполняемых
Организованная двигательная активность детей на прогулке (утренней и вечерней)
Задачи заключительной части: обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной…
Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат…
Перегрузки (хроническое утомление) опорно-двигательного аппарата (ОДА) могут иметь разное
Мышечная деятельность и гипоксия сопровождаются ускорением свертывания крови и усилением ее
10. Козлов Д. В. Двигательная активность и здоровье студентов /Д. В. Козлов…
Организация оптимальных условий для физического развития…
У детей с нарушением зрения из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за своим движением наблюдаются сложности
‒ устранение недостатков физического развития и формирование правильных движений; ‒ оздоровление детского организма в целях…
Интеграция образовательных областей в условиях реализации…
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена
Поскольку группа детей с нарушениями речи очень неоднородна по своему составу, то и двигательное и психомоторное развитие…
Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта
Самомассаж нормализует мышечный тонус, стимулирует кинестетические ощущения мышц, снимает эмоциональное и мышечное напряжение, утомление. Готовит мышцы лица и шеи к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает лучше улавливать…
Роль двигательной активности в формировании личности детей…
«Под двигательной активностью (ДА) так же понимается сумма движений, выполняемых человеком в
Нерегламентированная двигательная активность включает объем спонтанно выполняемых
Двигательная активность — биологическая потребность организма, от…
Пути оптимизации двигательной деятельности детей
Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты…
Уроки ритмики и ЛФК как основа здоровьесбережения и способ…
Дети с нарушением интеллекта, а особенно дети с умеренной и тяжёлой степенью УО, нуждаются в коррекции недостатков психического и физического развития.
В первую очередь детей надо обучить технике правильного дыхания, как жизненной важной функции организма.
Влияние физического развития на развитие познавательной…
Двигательная активность детей приобретает особое значение для общего физического развития ребенка.
Уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей.
позы — застывшие, скованные и однообразные
Источник
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЯ «ДОВЕРИЕ»
ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
(ГКУ ЦССВ «ДОВЕРИЕ»)
«Эффективные формы и техники
стимулирования и развития двигательной активности
детей с тяжелыми множественными нарушениями развития »
Методические рекомендации разработаны
для воспитателей, специалистов и родителей.
Рекомендации составила:
Воспитатель: Беляева Елена Геннадьевна.
Москва, 2020
Физические упражнения могут заменить множество лекарств,
но ни одно лекарство в мире не может заменить
физические упражнения.
Мюссе А.
Анализ современных концептуальных подходов к модели инвалидности помогает понять влияние физических нарушений на функции жизнедеятельности ребенка, на его психофизическое состояние, эффективность процессов развития и социализации.
Для обозначения этой проблемы мы используем описательный термин – «дети с нарушением двигательного развития и интеллектуальной недостаточностью». Эта наиболее сложная категория детей с комплексными нарушениями развития, у которых нарушения опорно-двигательной системы сочетаются с интеллектуальной недостаточностью.
Освоение навыков двигательной активности считается индикатором успешного процесса физической реабилитации, когнитивного развития и социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Для оптимизации процесса физической реабилитации необходимо реализовать следующие жизненно важные задачи:
поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечнососудистой системы, мышечной и других физиологических систем);
улучшение качества имеющихся движений, предупреждение их нарушений;
стимуляция появления новых движений;
развитие и закрепление функционально важных навыков;
развитие моторной ловкости;
развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
формирование ориентировки в пространстве;
получение нового сенсомоторного опыта.
Цель: внедрение в процесс реабилитации и социализации эффективных форм и техник стимулирования и развития двигательной активности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Задачи:
1. Использование специальных наиболее доступных физических упражнений способствующих стимулированию двигательных функций, координации движений с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития.
2. Использование интегративных форм реабилитации: психолого-педагогических техник, здоровьесберегающих технологий, расширение вербальных и невербальных форм коммуникации с ребенком, музыкальное сопровождение с элементами устного народного творчества .
3. Активизация роли специалистов и родителей в процессе овладения новым социальным опытом взаимодействия с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, формами и технологиями стимулирования и развития их двигательной активности.
Эмоциональное состояние ребенка, которое определяет его психофизическое здоровье в течение дня — зависит от первых слуховых, зрительных и тактильных восприятий которые передает ему взрослый (родитель).
Рекомендации:
1. Взаимодействие с ребенком следует начинать с обращения к нему по имени с включением следующих вопросов: — Как тебе спалось? Как твое настроение? Как ты себя чувствуешь? (Все хорошо и замечательно…..)
— А где же наши ручки? ….(Вот наши ручки, теплые); А где же наши ножки ?….(а вот они, тоже теплые); и другие……
Хорошую эмоциональную реакцию при общении дети воспроизводят на использование музыкального сопровождения и элементов устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, считалки, пестушки, заклички, потешки, прибаутки, песенки и др.)
В качестве примера:
Какой сегодня хороший день!
Вместе с солнышком встаем ,
Вместе с птичками поем,
С добрым утром Деточка!
С прекрасным, ясным днем,
Вот как славно мы живем!
2. Для установления тактильного контакта с ребенком важно использовать техники направленные на восприятие им собственного тела, здесь уместней прикосновения, поглаживания, легкий массаж, слабые проминания по телу. Также продолжаем активно общаться с ребенком, используя несложные стихотворения, объясняя, что мы делаем и для чего, поддерживаем таким образом его эмоциональное состояние.
В качестве примера:
Ручки – ручки – потягушечки Развести руки в стороны
А ладошки — похлопушечки Хлопнуть в ладоши
Ножки-ножки-топотушечки Погладить ноги
Побегушечки- попрыгушечки Согнуть ноги в коленях
С добрым утром , ручки! Поднести ладони к лицу ,
Ладошки и щечки-цветочки! Погладить щеки.
Ручки дружно растираем, потеплели, отпускаем
(растирание рук)
Лобик дружно растираем, потеплел он, отпускаем
(растирание лба)
Бровки дружно растираем, потеплели он, отпускаем
(растирание бровей)
Носик дружно растираем, потеплел он, отпускаем
(растирание носика)
Как у нашей дочки, розовые щёчки, так же у сыночка розовые щёчки
(растирание щёк)
Растираем дружно шейку, шейку трите хорошенько, сверху вниз, сверху вниз
(растирание шеи)
А теперь потрем и ушки, наши ушки на макушке.
(растирание ушек)
3. На следующем этапе сложного процесса реабилитации включаются упражнения направленные на восприятие тактильных раздражителей, с элементами закаливания.
Поглаживание тела ребенка руками взрослого, руками ребенка, губкой, полотенцем или мочалкой;
Стимуляция кистей рук и ступней. Можно использовать доступные материалы, которые есть практически в каждом доме — грецкие орехи (по форме и типу поверхности они наиболее подходят на наш взгляд для стимуляции тактильных раздражителей) или маленькие мячи, шишки, губки, мочалки.
Обтирание полотенцем, смоченным водой (как элемент закаливания).
В ходе взаимодействия следим за эмоциональной реакцией ребенка на наше тактильное воздействие.
4. Наблюдается, что ребенок окончательно перешел из фазы сна в фазу бодрствования, его мышцы разогреты, общий тонус в хорошем состоянии и теперь мы можем приступить к сложной и не самой любимой для детей процедуре, которая связана с особенностями психофизического развития и индивидуальными способностями каждого ребенка – это одевание.
Важно помнить, что с детьми при развитии их двигательной активности необходимо работать осторожно. Мы должны чувствовать тело ребенка, границы допустимого воздействия, преемственность ритма и интенсивность воздействия.
Рекомендации: Расположить ребенка сидя или лежа, в зависимости от его способностей, в максимально удобной и устойчивой для него позе и только после этого начинаем одевать. Если мы одеваем ребенка лежа, то удобнее будет это делать на наклонной поверхности, когда голова ребенка находится чуть выше ног. В процессе одевания если достаточно трудно продеть руку ребенка в рукав при повышенном тонусе в сгибателях, то не стоит при этом брать ребенка за руку и тянуть её с усилием, тонус только увеличится. Лучше сначала осторожно разогнуть руку, а потом протягивать в рукав. Тот же порядок нужно применять и при раздевании. Начинаем одевать ребенка с той руки или ноги, которая у него хуже функционирует. Легче всего это будет сделать, положив ребенка на бок.
Перед тем, как одевать ребенку колготки, носки и обувать, убедится, что его ноги согнуты в коленях. Это положение поможет нам тем, что голеностопные суставы и стопы ребенка будут менее напряжены, а пальцы ног не станут заворачиваться внутрь.
В процессе одевания продолжаем активно общаться с ребенком, объясняя, что мы делаем и для чего, побуждая его принимать участие в одевании и поддерживаем, таким образом, его эмоциональное состояние, расширяя формы коммуникации с включением стишков и потешек.
В качестве примера:
Тетка Агашка, сшей мне рубашку,
Едем прокатиться, надо нарядиться!
По порядку надевай.
Первыми – трусики, а за ними маечку:
Девочке – с бусинкой, мальчику – с зайчиком.
А потом колготки мы с тобой наденем,
Каждую ножку в домик свой поселим.
Вот и до кофточки добрались с тобой.
Здесь у каждой ручки домик тоже свой.
А теперь штанишки смело одевай,
тапочки, носочки, ты не забывай!
5. Процесс реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития также включает в себя закрепление социально-гигиенических и социально-бытовых умений и навыков (формирование жизненных компетенций).
Устойчивый положительный навык проведения утренних гигиенических процедур достигается путем ежедневных повторений, вследствие которых происходит научение детей алгоритму выполнения действий, формирование привычки здорового образа жизни.
Для того чтобы проведение утренних гигиенических процедур сделать эмоционально позитивным и веселым можно применять чтение потешек, в качестве примера:
«Умывалочка»
Выходи, водица, Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся По-сме-лей —
Маша (Ваня) , умывайся веселей!
Ах, водичка хороша! Хороша водичка!
Мы помоем малыша, Чтоб сияло личико!
А теперь почистим зубки:
Мы чистим, чистим зубы и весело живем.
А тем, кто их не чистит мы песенку поем.
Эй, давай не зевай, о зубах не забывай,
Снизу-вверх, сверху-вниз, чистить зубы не ленись!
Взрослый (родитель) дает в руки ребенку зубную щетку, научает и помогает ему в процессе чистки зубов.
6. Упражнения по Адаптивной Физической Культуре (АФК) для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития:
Упражнения на развитие верхнего плечевого пояса (направлены на установление зрительно-эмоционального и тактильного контакта с ребенком, разогрев мышц верхнего плечевого пояса, подготовка общего физического тонуса для дальнейших упражнений.
1. И.П. – лежа, руки вдоль туловища. Самостоятельное или принудительное (с помощью взрослого) сгибание – разгибание рук в локте (8 повторений).
2. И.П. лежа – руки вдоль туловища. Самостоятельное или принудительное (с помощью взрослого) поднятие прямых рук в положение над головой. (8 повторений).
3. И.П. лежа – руки в стороны. Самостоятельное или принудительное (с помощью взрослого) сведение – разведение прямых рук перед собой (8 повторений).
Упражнения, направленные на развитие и укрепление мышц ног и тазобедренного сустава.
1. И.П. лежа – ноги выпрямлены. Самостоятельное или принудительное (с помощью взрослого) сгибание – разгибание колена ноги с подтягиванием к себе, вернуться в исходное положение. (8 повторений на каждую ногу).
2. И.П. лежа – ноги выпрямлены. Самостоятельное или принудительное (с помощью взрослого) сгибание – разгибание обеих ног одновременно в колене с подтягиванием к себе, вернуться в исходное положение. (8 повторений).
3. И.П. лежа – ноги выпрямлены. Самостоятельное или принудительное (с помощью взрослого) одновременное поднятие прямых ног под углом 90˚ , удержание 2сек. вернуться в исходное положение. (8 повторений ).
Упражнения направленные на развитие мышц корпуса, обеспечение стабилизации и подвижности, как позвоночника, так и всего тела.
1. И.П. – лежа – в руках перед собой гимнастическая палка. Самостоятельно или принудительно (с помощью взрослого) подняться в положение сидя , зафиксировать положение на 2 сек. , вернуться в исходное положение (6 повторений).
2. И.П. сидя – в руках перед собой гимнастическая палка. Самостоятельно или принудительно (с помощью взрослого) поворот корпуса вправо, вернуться в исходное положение (6 повторений), поворот – влево, вернуться в исходное положение (6 повторений).
Упражнения на фитболе.
Упражнения выполняются с помощью взрослого, который встает сзади ребенка и удерживает его на мяче.
1. И.П. — лежа животом на мяче. Перекаты на животе вперед – назад с помощью взрослого (6 повторений).
2. И.П. — лежа спиной на мяче. Перекаты на спине вперед – назад с помощью взрослого (6 повторений).
Упражнения на развитие гибкости позволяют ощутимо увеличить эластичность связок и подвижность суставов.
1. И.П. сидя – ноги прямо перед собой. Самостоятельно или принудительно (с помощью взрослого) наклон корпуса вперед , удержание позы 2-3 сек. раскачивание с минимальной амплитудой (6 повторений).
2. И.П. сидя – ноги в стороны. Самостоятельно или принудительно (с помощью взрослого) наклон корпуса вперед к каждой ноге поочередно, удержание позы 2-3 сек. раскачивание с минимальной амплитудой (6 повторений в каждую сторону).
Дыхательные упражнения, релаксация.
1. И.П. лежа — руки и ноги расслаблены, в стороны, глубокий вдох через нос – выдох через рот. ( 6 повторений).
2. И.П. лежа – руки и ноги выпрямлены, расслаблены. Глаза закрыты (релакс – 2 мин.).
В процессе всего взаимодействия не скупитесь на добрые и ласковые слова в адрес ребенка, чаще хвалите его, авансируйте все его действия:
— У тебя все получится! – Какой ты молодец! – Вместе мы справимся, все будет хорошо …..
7. Закрепление навыков здорового образа жизни (питьевой режим).
Рациональный питьевой режим направленно изменяет водно-солевой обмен и создает благоприятные условия для деятельности нервной системы и рабочих органов.
Ах, свежа водица,
Хочется напиться!
Мы, водицу не боимся,
Вода, водиченька, водица,
Помоги нам всем напиться,
Чтобы жажда не томила,
Деткам хорошо, чтоб было….
Физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме ребенка, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Специальные физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Нормальное двигательное развитие способствует активизации психики и речи ребенка, которое в свою очередь стимулируют становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями руки и речью. Выполнение спортивных упражнений сопровождается сложной нервно-мышечной координацией, которая является важной предпосылкой достижений «особых» детей в области труда, спорта, в формировании осанки, овладении работой кистью при письме. Детям с сочетанными нарушениями в развитии следует уделять особое внимание, помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у него двигательные возможности и способности.
Важно придерживаться последовательности и систематичности обучения в соответствии с двигательными возможностями детей, уровнем их подготовки, не слишком усложняя, но и не занижая требований к качеству их выполнения. Индивидуально составленный комплекс упражнений, нацеленный на реабилитацию конкретного ребёнка, способен творить «чудеса».
Предлагается родителям проделать этот комплекс упражнений вместе со своим ребенком.
Список используемой литературы:
Адаптивная физическая культура. Андреева И.Н., Покровская И.А. – М., 2015 г.
Физическая реабилитация. Учебник. Под ред.проф. С.Н.Попова. Издание второе. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г.
Введение в физическую терапию. Реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы. – Москва, «Теревинф», 2016 г. . Е. В. Клочкова.
1
Источник