Развитие ребенка с овз по основным линиям развития

Развитие ребенка с овз по основным линиям развития thumbnail

запись по телефону регистратуры  (8172)53-03-70

  • Печать
  • E-mail

Подробности

Опубликовано: 05.10.2018 11:01

Просмотров: 307

Цветкова Светлана Владимировна,

учитель-дефектолог

В настоящее время одной из актуальных проблем является оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ранняя помощь – возможность более эффективно корректировать и, что еще очень важно, предупреждать развитие дальнейших отклонений в развитии ребенка.

Занятия с малышом раннего возраста с особыми потребностями по ведущим линиям развития помогут близким ребенка эффективно и гармонично развивать его в домашних условиях.

1. Двигательное развитие

Развитие ребенка с овз по основным линиям развитияДвижение — одна из ведущих линий развития детей раннего возраста. В возрасте до трёх лет формируются жизненно важные базовые моторные навыки и умения, закладывается фундамент двигательного опыта, осваиваются элементы движений, из которых впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Кроме того, двигательная активность детей является одновременно и обязательным условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Примеры двигательных игр с мячом:

«Катаемся на фитболе»; «По кочкам, по кочкам…», «Дотянись до мяча», «Катаем мячик», «Кидаем мячик в корзину» и другие

2. Познавательное развитие

Развитие ребенка с овз по основным линиям развитияПознавательное развитие важная составляющая успешного развития любого ребенка. Малыш активно или пассивно получает знания о предметах и явлениях, сосредоточенных вокруг него, учится ориентироваться в окружающем мире.

Познавательное развитие ребенка раннего возраста связано, с органами чувств и совершаемыми ими движениями. Малыш в этом возрасте воспринимает реально существующие объекты, и то, что можно потрогать, увидеть, почувствовать. Именно поэтому дети до трёх лет любят бросать предметы, высыпать что-то из банок, ощупывать вещи и даже пробовать их на вкус.

Познавательное развитие ребенка раннего возраста включает в себя развитие двух важных психических процессов – восприятия и памяти.

Игра «Ощупывалки» (для детей от 3-4 месяцев)

Пробуйте тереть о ладони малыша различные ткани и материалы. Для начала отлично подойдут атлас, шерсть и махровая ткань, губка, линолеум. Через какое-то время ребенок сам захочет схватить и пощупать предмет. Постоянно обновляйте набор предметов для ощупывания. Для развития восприятия, моторики необходимо давать ребёнку ощупывать как можно больше предметов. Помните о том, что все материалы должны быть исключительно чистыми, так как малыш обязательно попробует их и на зуб.

3. Речевое развитие

Возраст до трёх лет является важным периодом для развития речи каждого ребенка. Интенсивная подготовка к усвоению речи происходит, уже в младенчестве: у малыша формируются основы фонематического слуха, отрабатывается произнесение речевых звуков, возникает понимание и далее произнесение первых слов, что расширяет возможности его общения со взрослым. Родителям важно помнить, что ребенок сначала научается правильно слушать речь, понимать её и только затем будет говорить.

Речевая игра «Перебежки»

На уровне глаз ребенка в разных местах комнаты расставить 3 – 4 игрушки (картинки). Взрослый просит найти: «Где у нас собачка ав-ав? Покажи. Как собачка говорит: ав-ав, ав-ав». Малыш переходит от игрушки к игрушке (от картинки к картинке).

4. Социальное развитие

Социальное развитие ребенка начинается уже с первых дней его жизни. Семья — это первое социальное общество, где начинается социальное развитие ребенка. Именно в домашнем кругу формируется у малыша положительное отношение к самому себе. Взрослому важно дать почувствовать ребенку, что он значим для окружающих: проявлять внимание к желаниям и предпочтениям малыша, чутко реагировать на все его переживания. Далее социальное развитие ребенка будет направлено на развитие взаимоотношений с другими людьми и его взаимодействие с окружающим миром.

Игра «Ку-ку» (от 3 – 4 месяцев). Направлена на получение позитивных эмоций в ходе общения со взрослым. Закрыть лицо руками, а потом медленно отвести одну руку и выглянуть как из-за забора, сказав: «Ку-ку!». Малыш смеется, и вы смеетесь в ответ.

Источник

1 КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОСНОВНЫХ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ Приходько Оксана Георгиевна доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой логопедии, директор Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ

2 Особенности периода раннего детства Наиболее интенсивный темп развития. Высокая пластичность высшей нервной деятельности, легкая обучаемость. Большие потенциальные компенсаторные возможности развития. Скачкообразность и неравномерность процесса развития. Единство и взаимосвязь психического, физического и речевого развития. Потребность в общении со взрослым. Ведущая роль взрослого в развитии ребенка. Особая чувствительность к определенного рода воздействиям. Неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков. 2

3 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья. До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение центральной нервной системы). Не более 10% детей дошкольного и 4% детей школьного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Распространенность патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличивается на 4-5%. 3

4 Перинатальное поражение ЦНС различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Дизэмбриогенез нарушение внутриутробного развития нервной системы ребенка. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают интранатальная асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему аномально развивающегося плода. 4

5 Степени выраженности неврологической патологии: Легкая степень — гипертензионный синдром, гидроцефальный синдром, минимальная мозговая дисфункция, нарушения мышечного тонуса, синдромы гипер- и гиповозбудимости; астенический синдром. Средняя степень — синдромы двигательных расстройств, эписиндром. Тяжелая степень — детский церебральный паралич, органическое поражение ЦНС.

6 Медицинское обследование Скрининги новорожденных. Функциональная диагностика. Врачи должны понимать специфику диагностической деятельности в ПМПК. Острая потребность в квалифицированной медицинской оценке. Должно быть описание проблем ребенка, обоснованность рекомендаций.

7 Комплексный междисциплинарный подход

8 Подходы к ранней диагностике: антропометрический (Ленц, Монбейар, Гаусс, Стюарт, Стивенсон, Таннер, Бэйли и Пинно); клинический (Л.Т. Журба, Е.М.Мастюкова, В.А.Доскин); психолого-педагогический (Н.М.Аксарина, О.В.Баженова, Бинэ и Симон, Гриффитс, Е.А.Екжанова, С.М.Кривина, Г.А.Мишина, Т.В.Николаева, Г.В.Пантюхина, К.Н.Печора, О.Г.Приходько, Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева; Н.В.Серебрякова; Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова; Э.Л.Фрухт и др.

9 Цель ранней психолого-педагогической диагностики — контроль за ходом психического развития ребенка первых лет жизни для последующей коррекции выявленных отклонений. Главная функция ППД — определение условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию обследуемого ребенка и путей помощи при разработке индивидуальных программ развития.

10 Задачи ранней психолого-педагогической диагностики: раннее выявление отклонений в развитии определение причин и характера первичных нарушений развития обследуемого ребенка, а также степени выраженности нарушений выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка определение специфических образовательных потребностей ребенка, путей коррекционно-развивающего воздействия обоснование психолого-педагогического прогноза

11 Методы комплексного обследования: изучение медицинской и педагогической документации детей, сбор и анализ анамнестических данных беседа с родителями, врачами (неврологом, детским психиатром) сбор сведений о раннем моторном, нервно-психическом, доречевом развитии детей на первом году жизни педагогическое наблюдение в процессе свободной деятельности ребенка, на специальных занятиях (дефектолога, логопеда, воспитателя), во время режимных моментов индивидуальный обучающий эксперимент (задания, адекватные возрасту и состоянию)

12 В комплексном диагностическом обследовании выделяют три основных этапа: 1. сбор данных 2. переработка и интерпретация данных 3. вынесение решения (заключение, пути помощи)

13 Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей

14 Необходимость раннего диагностического изучения ребенка Именно раннее выявление отклонений в развитии ребенка позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение его в коррекционное обучение. В основе комплексной диагностики лежит своевременное выявление отклонений в различных функциональных системах.

15 Комплексное изучение основных линий развития ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения отклонения. Оно осуществляется группой специалистов (врач, дефектолог, логопед, психолог). Междисциплинарное взаимодействие, взаимодополнение в процессе диагностической деятельности

16 Диагностика отклонений по основным «линиям развития» (двигательное, познавательное, социальное, речевое); определение актуального уровня развития. Определение возможного прогноза развития. Разработка индивидуальной программы развития.

17 Системный подход опирается на представление о системном строении психики. Он предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязи между ними, их иерархии. Важно выявить как явления негативного характера, так и сохранные функции, которые составят основу для коррекционно-развивающих мероприятий.

18 Динамический подход предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития, а также учет возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Повторное диагностическое обследование важно для уточнения заключения. Необходим учет текущего состояния ребенка, возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация. Очень важен учет возрастного фактора.

19 Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка Принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.

20 Качественный анализ результатов комплексного изучения ребенка. Первичные нарушения вытекают непосредственно из биологического характера болезни, а вторичные отклонения возникают вследствие первичных нарушений. Именно вторичные отклонения — основной объект психолого-педагогического изучения и коррекционного воздействия. Одни и те же вторичные отклонения в развитии могут наблюдаться при различных первичных нарушениях, и наоборот при одном и том же первичном нарушении может быть различная картина вторичных отклонений. Также возможна количественная оценка результатов выполнения отдельных диагностических заданий

21 Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития. Психолого-педагогическая диагностика почти всегда дифференциальная, она строится на сравнительной оценке наличия/отсутствия определенных симптомов и показателей. По ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы (тип образовательно учреждения, программа обучения)

22 Задачи дифференциальной диагностики: оценка особенностей нарушений основных линий развития разграничение характера и степени нарушений познавательного, речевого, эмоционального и моторного развития ребенка системный анализ структуры нарушений развития (выявление первичного и вторичного нарушений) определение и обоснование педагогического прогноза

23 Углубленное психолого-педагогическое изучение Цель — разработка индивидуальных программ развития и коррекции нарушений на основании результатов диагностики. Такое изучение требует большого количества времени. Задачи: выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения

24 Возрастной подход в диагностике Диагностический материал и интерпретация результатов должны коррелировать с возрастом ребенка.

25 Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития Задачи коррекционно-развивающей работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

26 Комплексное обследование детей младенческого и раннего возраста (диагностическая программа О.Г. Приходько)

27 Основные линии развития Социальное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие

28 Диагностическая программа исследования О.Г. Приходько включает исследование основных линий развития: социальное; познавательное; речевое; двигательное развитие.

29 Уровень сформированности различных функций оценивается по четырехбалльной шкале (от минимального 1 балл до максимального 4 балла): 1 балл отсутствие или выраженные нарушения развития функции (низкий уровень); 2 балла умеренно выраженные нарушения (средний уровень); 3 балла незначительные нарушения развития функции (недостаточный уровень); 4 балла нормальное развитие функции (высокий уровень).

30 Социальное развитие Контактность Эмоциональная сфера Средства общения Навыки самообслуживания

31 Познавательное развитие Восприятие (зрительное, слуховое, тактильнокинестетическое) Мышление (наглядно-действенное) Понимание обращенной речи Уровень развития деятельности Запас знаний об окружающем Познавательная активность и мотивация Обучаемость и использование помощи

32 Двигательное развитие Общая моторика Функциональные возможности кистей и пальцев рук Артикуляционная моторика

33 Речевое развитие Экспрессивная речь (собственная речь) Программа речи (уровень речевого развития) Моторная реализация речи Импрессивная речь (понимание обращенной речи)

34 Задержка речевого развития — более позднее начало речи и/или замедление темпов и качества формирования речи. Медленное расширение активного словаря, более позднее появление фразовой речи, трудности усвоения грамматических категорий.

35 Обследование речи ребёнка раннего возраста должно осуществляться в контексте с другими линиями развития: познавательным, социальным и двигательным

36 Целевые ориентиры в младенческом возрасте: Эмоциональное общение со взрослым потребность ребенка, условие и источник его развития. Развитие восприятия (зрительных и слуховых ориентировочных реакций). Развитие деятельности (целенаправленного хватания, неспецифических и специфических манипуляций). Развитие понимания обращенной речи. Развитие собственной голосовой и речевой активности. Развитие общей моторики и функциональных движений кистей и пальцев рук. Развитие подражания взрослому.

37 Целевые ориентиры в раннем возрасте: Развитие предметных действий, сформированность предметно-орудийной деятельности. Развитие восприятия (ориентировка на цвет, величину, форму). Развитие понимания обращенной речи. Выполнение речевых инструкций. Развитие собственной (фразовой) речи. Развитие наглядно-действенного мышления. Общение становится формой организации предметной деятельности (социальная ситуация развития «ребенок- ПРЕДМЕТ-взрослый).

38 У детей с ОВЗ могут быть нарушены различные «линии развития» — двигательное, познавательное, речевое и социальное развитие. Это крайне неоднородная группа детей. Отмечаются многовариантные разноуровневые специфические сочетания нарушений различных функциональных систем.

39 Варианты задержек развития 1. Равномерное отставание по всем «линиям развития». 2. Неравномерное отставание: а) Изолированная задержка развития (по одной из «линий развития»). б) Парциальная задержка. в) Неравномерное развитие (в нескольких «линиях развития»).

40 Задержка развития может быть выражена в различной степени от легкой до крайне тяжелой: Легкая задержка развития: отставание возрастных показателей на 3-4 месяца Умеренно выраженная задержка развития: от 3-4 до 6-8 месяцев Выраженная (тяжелая) задержка развития: свыше 6-8 месяцев

41 Проблема формулирования психолого-педагогического заключения Сформулированное заключение результат и важнейший показатель работы специалистов (дефектолога, логопеда, психолога). Психолого-педагогическое заключение необходимо для оценки прогноза дальнейшего развития. На его основе проводятся коррекционные и социальные мероприятия (выбор коррекционноразвивающего маршрута, зачисление ребёнка в соответствующее образовательное учреждение).

42 Результаты первичного обследования ребенка Каждое проявление нарушений развития нуждается в четкой и ясной формулировке. Важно единообразие формулировок основных составляющих карты-схемы диагностического обследования. Их совокупный анализ лежит в основе психологопедагогического заключения. Серьезные противоречия — в оценке и фиксации различных форм нарушений развития в виде психолого-педагогического заключения. У разных специалистов — различные представления о сущности и взаимосвязях нарушений развития. Необходимы стандартизация и единообразие оформления психолого-педагогического заключения. Это имеет большое значение для взаимопонимания специалистов, особенно представителей смежных отраслей.

43 Варианты психолого-педагогического заключения в раннем возрасте Задержка речевого развития. Познавательное развитие в пределах возрастной нормы. Задержка речевого развития на фоне спастико-паретического синдрома в артикуляционной мускулатуре. Познавательное развитие соответствует возрасту. Задержка речевого развития, дизартрия. Задержка познавательного и речевого развития. Выраженная задержка психо-речевого развития. Выраженная задержка речевого и легкая задержка познавательного развития.

44

45

46

47

48 Подготовка педагогических кадров для оказания ранней комплексной помощи Специализация (с 2003) «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» Бакалавриат (с 2011) Профиль подготовки «Дошкольная дефектология» Магистратура (с 2011) «Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ» Курсы повышения квалификации (с 2007) «Ранняя медико-психолого-педагогическая помощь детям и их родителям»

49 Внедрение системы ранней помощи в Институте специального образования и комплексной реабилитации МГПУ. Подготовка педагогических кадров Научнометодическое сопровождение Курсы повышения квалификации ИСОиКР МГПУ Научнопрактические мероприятия Проекты (гранты) Диагностикоконсультативная помощь детям и их родителям

Источник