Развитие ребенка с нарушением зрения ранний возраст
Марина Фомина
Особенности развития ребенка раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения
По данным ВОЗ за последние годы заметно возросла рождаемость детей с различными зрительными нарушениями.
А. И. Каплан, анализируя причины детской слепоты, свидетельствует о возрастающем значении к началу 60-х годов врожденных аномалий развития и заболеваний органа зрения, а также последствий заболеваний ЦНС (атрофия зрительного нерва, заболевания сетчатки, врожденная катаракта, микрофтальм). Повысился удельный вес различных наследственных факторов генной и хромосомной природы.
Начиная с 50-х годов ХХ в, одним из распространенных заболеваний, приводящих к слепоте, стала Ретролентальная фиброплазия, развивающаяся у недоношенных детей весом менее
1800-1900гг, вследствие общего недоразвития организма и неадекватного кислородного режима.
По данным ВОЗ врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения в начале 60-х годов составляли 64,9% от всех тяжелых зрительных патологий у детей, с начала 90-х годов это число составляет уже более 80%.
Многие авторы (А. Н. Гнеушева, М. И. Земцова, А. И. Каплан.
Н. Б. Лурье) отмечают, что у отдельных детей зрительный дефект сочетается с отклонениями в нервно-психической сфере.
В результате, слепые и слабовидящие дети представляют сложную и разнообразную группу. Они различаются по причинам, по степени снижения зрительных функций, зрительной патологии, по течению и степени прогрессирования заболевания глаз, по своим зрительным возможностям, общему состоянию здоровья, выраженности вторичных отклонений и т. д. Это обуславливает разные функциональные возможности детей.
Данные специальной психолого-педагогической литературы
(А. М. Витковская, М. И. Земцова, Н. Б. Лурье, И. С. Моргулис, Л. И. Плаксина, Л. В. Рудакова, Г. П. Свиридюк, Л. И. Солнцева, С. М. Хорош) указывают на то, что в возрасте трех лет ребенок с тяжелым нарушением зрения уже имеет серьезные отставания в психомоторном развитии, игровой и познавательной деятельности, и отмечаются различные вторичные отклонения в развитии. Корни этого
отставания лежат в том, что пропускается сензитивный период в развитии ребенка. Не имея возможности усваивать жизненный опыт по подражанию, слепой ребенок воспитывается стихийно, без учета особенностей его развития, восприятия окружающего мира.
Такие специалисты как Т. П. Головина, А. Г. Литвак, В. Радулов,
Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова настаивают о необходимости создания системы воспитания, которая будет предупреждать появление вторичных отклонений в развитии ребенка с тяжелым нарушением зрения и понимая того, что это возможно лишь при условии тесного союза тифлопедагогов и семьи.
Основополагающим является тот факт, что психическое развитие слепого ребенка протекает по тем же закономерностям, что и развитие зрячего ребенка (Л. С. Выготский).
Л. И. Солнцева указывает на то, что по характеру реакций и системе поведения слепые дети до трехмесячного возраста мало чем отличаются от зрячих детей того же возраста. Слепые от рождения младенцы поворачивают глаза к источнику звука и смотрят на свои руки, но позже такие межсенсорные координации исчезают (Фридман1964). Отставание возникает, когда у нормально видящего ребенка зрение включается в контроль за выполнением двигательных актов, благодаря чему его двигательные способности начинают развиваться стремительно быстро. Из-за недостатка стимула для движения к предметам окружающего у слепого тормозит развитие двигательных навыков, а отсутствие координирующей и коррегирующей движения функции зрения задерживает развитие координации двух рук и мелких движений пальцев. Появление стереотипных движений с 4-5 месяцев. Причину этого явления видят в стремлении малыша к ритмичным движениям, тренировке вестибулярного аппарата, в «голоде» движений в ранний период детства (Л. В. Рудакова, В. А. Феактистова).
Овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5 годам, слабовидящих к 1,5 годам,тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни.
Затянувшееся становление вертикального положения и самостоятельного передвижения, боязнь нового пространства, новы предметов задерживают образование и укрепление связи предмет – действие, не способствуют вычленению свойств этих предметов.
Речь слепого и слабовидящего развивается и усваивается в ходе специфически человеческой деятельности общения с людьми и предметами окружающей действительности, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.
Общение на всех этапах раннего развития – основное условие развития речи ребенка. Н С. Костючек отмечает определенное своеобразие в динамике речевого развития, выражающееся в малой подвижности артикуляционного аппарата, в дефектах звукопроизношения, нарушения выразительных движений (мимика лица, жесты, сопровождающие устную речь, бедность словарного запаса (вербализм в речи). Волкова Л. С. указывает на то, что замедленное становление речи начинается уже на первом этапе онтогенетического развития. Наиболее же отчетливо оно проявляется на втором этапе (весь период от 6 мес. до 3 – 4 лет). Это объясняется сокращением сферы активного взаимодействия ребенка с окружающим миром, трудностях в организации его предметной деятельности
Особенности в развитии коммуникативных навыков, общения у детей. Ограничение во многих сферах несловесного, невербального общения. Отсутствие контакта глаз, позднее появление улыбки, бедность в мимических проявлениях, невладение жестами. Причину подобных особенностей видят в отсутствии стимулов, невозможности подражания (Л. И. Солнцева, Харли Р. ,ФридманД.)— одного из каналов самостоятельного приобретения знаний.
Ведущей деятельностью в раннем возрасте является для ребенка общение со взрослым, в процессе которого он овладевает знаниями об окружающем мире.
Мало того – оказывается, ребенок не может стать человеком, если рядом с ним не будет взрослых людей.
Слепой ребенок должен быть специально обучен тому, чему зрячий обучается сам.
В деятельности формируются новые психические образования и она создает зону ближайшего развития ребенка.
Следующей особенностью развития ребенка с нарушением зрения в раннем возрасте является снижение его познавательной активности, отсутствие мотивации (Л. И. Солнцева, В. М. Сорокин).
В период до трех лет наблюдается значительное отставание в психическом развитии детей с нарушениями зрения из-за возникающих вторичных нарушений, проявляющееся в неточных представлениях об окружающем мире, в недоразвитии предметной деятельности, в замедленно развивающемся практическом общении, в дефектах ориентирования и мобильности в пространстве, в общем развитии моторики.
Источник
Татьяна Крючкова
Особенности психического развития детей раннего возраста с нарушениями зрения
Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание. Зрительные нарушения вызывают у детей затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные отношения и контакты, ограничивают их ориентировку и возможность заниматься некоторыми видами деятельности.
Из-за нарушения зренияони плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: форму, цвет, величину, пространственное положение.
Снижение остроты зрения не только ограничивает процесс познания окружающего мира, но и влияет на развитие речи, памяти, воображения, освоение навыков самообслуживания. Иногда дети с нарушениями зрения неправильно понимают слова, поскольку слабо соотносят их с реальными объектами. В таком случае, им не обойтись без квалифицированной помощи. Важным этапом в развитии и как составляющая лечения таких детей является совместная с взрослым деятельность.
Особенно важно как можно больше времени уделять играм, упражнениям, стимулирующим зрение, развивающим координацию движений, обучающим определенным навыкам. При организации двигательной активности детей с нарушениями зрения необходимо учитывать рекомендации врача-офтальмолога, а также диагноз конкретного ребенка. В ином случае, при наличии неправильно подобранных нагрузок, возможен обратный эффект.
Особое значение в развитии детей с нарушением зрения занимает обучение умению правильно ориентироваться в пространстве.
Если детей с нарушениями зрения обучают какому-то конкретному действию, то делать это нужно многократно, повторяя до тех пор, пока оно не дойдет до автоматизма. Свои действия обязательно нужно описывать, сопровождать словами, чтобы ребенок четко уяснил, что и для чего он делает.
Тем не менее, доказано, что зрительный дефект не влияет на такие сферы психики, как мировоззрение, убеждения, характер и темперамент.
Исследования, проведенные, в последние годы подтверждают то, что потенциальные возможности интеллектуальной деятельности в условиях недоразвития зрительной функции снижены. У слабовидящих детей задержка интеллектуального развития выражается в виде более позднего формирования первичного обобщения, дефицита информации и замедления развития познавательных процессов. Качественные особенности интеллектуальной недостаточности у таких детей проявляются в особенностях мышления, речи и других предпосылок интеллектуальной деятельности. У них обнаруживается известная слабость абстрактного мышления и преобладание чувственно-образного способа суждения. По сравнению с детьми, не имеющих отклонений в зрении, их представления и знания о предметах реального мира скудны, схематичны, не отражают полностью существенных признаков.
В развитии ребенка велико значение зрения. Именно зрение:
— делает деятельность и общение более свободным, позволяет находить нужного человека среди окружающих в большом пространстве;
— выступает как канал обратной связи и дает возможность видеть реакцию окружающих на действия, слова, с которыми обращается один человек к другому;
— позволяет овладевать средствами общения по подражанию;
— с помощью зрения ребенок учится воспринимать окружающий мир и внутренний мир другого человека.
Закономерно, что дети с нарушением зрения существенно ограничены во многих сферах неречевого общения. Но ограниченность у детей проявляется по-разному и зависит от степени и характера нарушенного зрения, возможности восприятия на расстоянии, мимики. Затрудненность восприятия мимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний субъекта, а также вызывает трудности формирования речевой функции. У детей с ослабленным зрительным восприятием в значительной мере затрудняется процесс межличностного общения.
Коммуникативная деятельность детей с нарушениями зрения во многом опирается прежде всего на индивидуальные возможности, в то время как нормально видящие дети активно совершенствуют деятельность в практическом сотрудничестве со взрослым через развитие системы вербальных и невербальных средств коммуникации.
Нарушение зрения затрудняет развитие неречевых и речевых средств общения, воздействуя на объем и качество общения, а также затрудняет ребенку вхождение в социальную среду, в которой он живет и формируется как личность. Использование в работе с детьми малых поэтических форм как средства организации поведения позволит пробудить у малышей с нарушением зрения потребность в общении и развить их коммуникативные способности.
Источник
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (НЕЗРЯЧИЕ, СЛАБОВИДЯЩИЕ). (часть1)
Характеристика: Данную группу составляют слепые дети (со светоощущением и с остаточным зрением / с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,01 до 0,04/); слабовидящие дети ( с остротой зрения на лучше видящем глазу при очковой коррекции от 0,05 до 0,2, а также в пределах 0,3- 0,4 при значительном нарушении других зрительных функций или при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях); дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения выше 0.4)
Оценка остроты зрения у детей первого года жизни возможна только с помощью объективных методов, основанных на регистрации поведенческих реакций.
Психическое развитие младенца с нарушением зрения со второго- третьего месяцев жизни становится своеобразным и по темпу развития, и по качественной характеристике. К этому возрасту у ребенка не формируется фиксация взгляда, прослеживающие движения глаз, зрительно- двигательная координация, пространственный гнозис, формирование восприятия различной модальности. Из-за отсутствия координирующей движение функции зрения задерживается развитие координации рук, дифференциации движений пальцев, что оказывает влияние на характер манипулятивных, а далее и предметных действий. У детей с глубоким нарушением зрения отмечается слабая ориентировка в пространстве, боязнь его, снижение объема знаний и представлений об окружающем мире, что, несомненно, вызывает отклонения и в познавательном развитии, и в развитии речи. Все перечисленное выше, а также трудности образования связи между звуком и звучащим объектом часто приводят к формализму речи таких детей, ее вербализму. Эмоциональное общение с взрослым из-за невозможности формирования основных невербальных средств (оптико-кинетической системы знаков- жесты, мимика, пантомимика, взгляд, контакт глаз) не формируется полноценно и, являясь ведущей деятельностью в первом полугодии жизни, ведет к задержке всего психического развития. Таким образом, ограничение зрительной афферентации приводят к вторичным депривационным изменениям на всех уровнях.
Сравнительная таблица развития детей с нормальным развитием и развитием детей с нарушениями зрения
Во время нескольких первых недель жизни младенец с нарушенным зрением получает примерно ту же сенсорную информацию, что и нормально видящий ребенок, вследствие ограниченной роли зрения. В это время плохое зрение-не проблема для ребенка. В норме зрение становится важным для изучения окружающего мира у шестинедельных детей. С третьего месяца жизни это самый важный сенсорный канал для получения информации об удаленных предметах.
Показатели развития
Дети с нормальным зрением
Дети с нарушениями зрения
Развитие моторики
Вставание
7 -8 месяцев
1 года до 2 лет
Ползание
7 -8 месяцев
Часто минуют эту стадию
Ходьба
11 месяцев-1 года 2 месяцев
От 1 года до 2 лет
Развитие действий с предметами
С 6 месяцев
2,5-3 лет
Самообслуживание
1 год
С 2-3 лет
Речевое развитие
1.Восприятие речи
8 месяцев
С 1,5 лет
2.Активная речь
С 1 года
с 1,5- 2 лет
Развитие незрячего ребенка отличается от развития других детей, но это не делает такого ребенка в меньшей степени человеком, не означает, что он менее ценный и важный для общества или менее нуждающийся в любви и заботе.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ СКРИНИНГ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В основе скрининга лежат наблюдения за развитием зрения и несколько простых тестов.
Возраст
Наблюдения и тесты
Отклонения,
которые следует выявить
Новорожденный
Значковый рефлекс, среды прозрачные.
Колобома радужной оболочки, катаракта, косоглазие.
0 – 3 месяца
Развитие движений глаз, зрительный контакт, улыбка при общении, прослеживание.
Плавающие движения глаз, косоглазие.
4 – 6 месяцев
Смотрит на руки, соединяет руки на средней линии тела, внимательно наблюдает, узнает удаленные предметы.
Катаракта может стать более плотной и ухудшить зрение, косоглазие может быть связано с РЛФ (Ретролентальная фиброплазия) или опухолью
7 – 10 месяцев
Периферическое зрение симметрично, замечает крошки хлеба, хватает их кончиками пальцев.
У детей с высокой гиперметропией может не развиться косоглазие, но они не интересуются маленькими объектами.
1 – 2 года
Узнает людей на расстоянии, интересуется книгами и рисунками.
Косоглазие, отсутствие интереса при обучении с помощью зрения.
3 – 4 года
Называет картинки и тестовые символы вблизи и на расстоянии, острота зрения симметрична.
При некоторых наследственных болезнях нарушается ночное зрение.
Колобома радужной оболочки – часть радужной оболочки, обычно внизу, утрачена.
Ретролентальная фиброплазия (РЛФ) – болезнь сетчатки недоношенных младенцев, другое название –ретинопатия недоношенных
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Направления деятельности
Содержание коррекционной работы
Используемое оборудование и материалы
Зрительный скрининг
Развитие общей моторики
Развитие физиологических возрастных двигательных функций:
1.Тренировка шейной мускулатуры, развивать способность контролировать положение головы.
2.развитие способности соединить свои руки
3.побуждать ребенка касаться ног и ступней
4.тренировать навык ползания
5.усиленная тренировка умения поддерживать равновесие
6.учить вставать на ножки
7.учить карабкаться вверх по лестнице и спускаться с нее вниз
8. учить самостоятельно ползать, ходить
Развитие двигательной активности:
развивать ощущения собственных движений с помощью массажа
Специально оборудованные игровые места: доска-резонатор со зрительными стимулами, звуковые отражатели, зеркало и подвешенный мяч
Тактильные коврики, игрушки
Комплекс мягких игровых блоков
Бассейн для «сухого плавания»
Ходунки
Надувные мячи (д-60-120см)
ДЦП шар или шар Бобаса
Качалки, качели
Вестибулярные доски
Массажные коврики
Опора для сидения
Опора для ползания
Опора для стояния
Сенсомоторное развитие
1.Развивать мелкие движения пальцев, и тем самым, развивать навыки активного осязания
2.Развивать ощущения собственных движений с помощью материалов ровной и неровной поверхности.
3.Нужно активно обучать ребенка захватывать и удерживать в руках предметы и выпускать их. .
4.Обучать пользоваться предметами, не бояться давать ему ощупывать и узнавать их качества всеми доступными средствами.
5.Приучать ребенка действовать и обследовать предметы двумя руками, развивая моторику обеих рук, обучать приемам и способам обследования окружающего мира
6.Обучать всем специфическим и функциональным действиям с предметами, показывать ему способы овладения предметом.
7.Учить действовать с предметами, использовать их по назначению.
8. Учить бросать предметы
9. Учить показывать основные части знакомых ему игрушек
Оборудование комнаты Мантессори-терапии по зонам:
— сенсорная
— мелкой моторики
— практики
Строительные наборы и специализированные конструкторы
Сухой душ
Тактильные коврики, игрушки
Специально оборудованное игровое место.
Речевое развитие
Стимуляция эмоциональных реакций
Стимуляция голосовых реакций
Стимуляция речевых реакций
Учить процессам подражания, используя при этом пассивные и совместные действия, речь
Сопровождение всех действий речью, т.е. создание и укрепление связи между словом, предметом и действием, позволяет впоследствии использовать речь в качестве коррекционного средства моторики, нарушенной слепотой.
Массажные зонды
Насадки для массажа языка и десен
Оборудование комнаты Мантессори-терапии
Пособия для развития дыхания
Набор игрушек
Аудио записи со звуками природы, сказки и тд.
Тактильные книги
Познавательная деятельность
Развитие действий с предметами
Учить сосредотачивать внимание на определенном виде деятельности или предмете.
Формирование мотивации интереса к исследованию окружающей среды
Формирование основных приемов познавательной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация), развивая поисковые способы познания.
Оборудование комнаты Мантессори-терапии
Развивающая среда группы
Специально оборудованное игровое место.
Дидактические игры и материалы
Тактильные коврики, игрушки
Развитие самообслуживания и социальной адаптации
Умение взаимодействовать с окружающими
Умение самостоятельно есть и пить
Умение самостоятельно одеваться
Среда группы
Предметы индивидуального пользования
Создание педагогических ситуаций для формирования навыков поведения.
Психическое развитие слепого ребенка, так же как и зрячего, подчинено общим законам возрастных изменений и протекает в условиях ведущей для каждого возраста деятельности. Именно в процессе ведущей деятельности создается зона ближайшего развития ребенка и формируются новые психические образования, т.е. такие виды деятельности, которые он может выполнять с помощью родителей или воспитателей, а впоследствии и самостоятельно. Так, например, Л.С. Выготский, характеризуя игру дошкольника, являющуюся ведущей деятельностью для этого возраста, говорил, что именно игра создает зону ближайшего развития, управляя которой, можно подвести ребенка к актуальному развитию, т.е. к самостоятельному осуществлению целого ряда действий, например, умению запоминать стихи, строить домики и т.д.
Компенсация слепоты на ранних стадиях развития ребенка изучена недостаточно. В отечественной и зарубежной литературе имеются лишь отдельные описания поведения слепого ребенка раннего и преддошкольного возраста.
Наблюдения за слепыми детьми раннего и преддошкольного возраста, а также анализ литературы позволяют выделить три стадии компенсации слепоты в раннем и преддошкольном возрасте.
В основе выделения лежит характер изменения психической деятельности ребенка, обеспечивающей продвижение в развитии и переход к новой его ступени в каждом из возрастов.
Первая стадия компенсации слепоты в раннем возрасте связана с полисенсорным (комплексным) характером восприятия ребенка, его реакциями на комплексные раздражители. Она характеризуется образованием связей между сохранившимися анализаторами и обеспечивает создание базы полисенсорного восприятия, системы сенсомоторной деятельности, т.е. создание связей между зрительными, слуховыми, осязательными, вибрационными и другими восприятиями и движениями, пока еще очень обобщенных и генерализованных, позволяющих ребенку реагировать на комплексы жизненно важных для него действий окружающих людей и подготавливающих его к осуществлению собственных действий. Она формируется в общении ребенка со взрослыми при активном стимулировании общения со стороны взрослого.
Вторая стадия компенсации слепоты у детей связана с появлением, выделением и дифференциацией отдельных сигнальных признаков окружающих предметов и действий с ними. Во время этого периода у ребенка формируется способность выделять в предметах отдельные признаки и качества. Для образования связей слов с воспринимаемыми предметами и для осуществления перехода к ведущей предметной деятельности дети использую речевое общение.
Третья стадия компенсации слепоты связана с появлением образов, представлений, т.е. у ребенка формируется умение представлять предметы в их отсутствие как совокупность признаков и сохранять их образы в памяти. Это позволяет слепому ребенку осуществлять творческую игру, которая является необходимым условием формирования системы компенсации слепоты в дошкольном возрасте.
Отсутствие зрительного восприятия у ребенка вносит в его развитие особенности, которые не компенсируются без специальных занятий с раннего возраста. Каждая психическая функция у нормально и аномально развивающегося ребенка имеет свой оптимальный период развития, соответствующий времени главенствующего положения этой функции в сознании. В компенсации слепоты и преодолении вторичных отклонений, вызванных слепотой, на каждом возрастном этапе необходимо опираться на развитие таких психических образований, которые в данный отрезок времени меньше страдают от слепоты и находятся в сензитивном периоде своего развития. Осуществление компенсации происходит в ведущей для каждого возраста деятельности, что требует достаточно высокого уровня ее сформированности. В этом возрасте такой деятельностью является предметная деятельность, в процессе которой развиваются основные движения тела и рук, речевое и неречевое общение, создается система дифференцированных восприятий, накапливается чувственный опыт.
Источник