Развитие ребенка с дцп
Прежде чем говорить о том, какие особенности характерны для детей с ДЦП, скажем несколько слов о самом заболевании, причинах его появления и главных симптомах.
Итак, ДЦП —
это детский церебральный паралич. Он возникает на фоне поражения центральной нервной системы. Основными причинами появления недуга принято считать:
- интоксикацию организма беременной женщины;
- вредные привычки беременной;
- неблагоприятную экологическую обстановку;
- инфекции у беременнной и пр.
Инфекционные заболевания, поражающие будущую маму, по статистике являются наиболее очевидной и частой причиной последующего поражения нервной системы малыша. Энцефалитные вирусные заболевания приводят к аутоиммунному воспалению, на фоне чего развивается кислородное голодание головного мозга малыша и, как следствие, задержка в росте и развитии.
Признаки паралича у детей
Симптомы ДЦП у детей могут быть самыми разными, с отличными друг от друга вариантами нарушений расстройств в работе опорно-двигательного аппарата, а также с разной приспособленностью к восприятию информации, расстройствами речи малыша и т.д. Болезнь характеризуется тонусом мышц тела, имеющим связь с определенной позой. Во время физической активности мышцы также сильно напрягаются, повышается тонус.
Дети, страдающий синдромом ДЦП, могут нормально жить в современном мире здоровых людей и, несмотря на частичную неполноценность, имеют возможность делать все то, что делают обычные люди:
- писать;
- читать;
- одеваться и пр.
Главную сложность для них представляет передвижение. Лишь в отдельных случаях оно будет возможно без помощи. Чаще всего дети будут нуждаться в физической поддержке взрослых.
Свою роль в развитии заболевания играет активность стволовых клеток, постоянно увеличивающаяся на протяжении жизни. Если сравнивать активность клеток ребенка с ДЦП с активностью тех же стволовых клеток здорового малыша, то можно будет отметить, что во втором случае она уменьшается. Именно этим фактом и объясняется развитие патологии.
Дети с ДЦП: развитие личности и эмоционально-волевой сферы
У детей с диагнозом «детский церебральный паралич» отмечается повышенная тревожность. У большей части также фиксируется задержка психического развития — так называемый психический инфантилизм. Речь идет о незрелой эмоционально-волевой сфере личности детей, что вызвано сбоями в процессе формирования лобных отделов головного мозга, отвечающих за этот вид деятельности.
Примечательно, что на интеллекте, развитие которого отвечает возрасту детей, заболевание может не отразиться, а вот эмоциональная сфера так и останется незрелой.
Психический инфантилизм характеризуется следующими особенностями:
- дети стараются делать только то, что им приносит удовольствие;
- они проявляют повышенную эгоцентричность;
- не умеют работать в команде;
- неспособны соотносить собственные желания с интересами близких;
- ведут себя «по-детски».
Все эти признаки могут сохраняться в течение жизни, в том числе и в старшем возрасте. Дети будут проявлять повышенный интерес к играм, обладать высокой степенью внушаемости и доверчивости, не смогут совершить волевое усилие над собой. Все эти качества могут сопровождаться чрезмерной утомляемостью, эмоциональной подвижностью и двигательной расторможенностью.
Детей с проявляющимся психическим инфантилизмом можно разделить на две категории:
- демонстрирующих повышенную возбудимость;
- пассивных.
В первом случае дети проявляют себя активными, суетливыми, раздражительными, склонными к беспричинной агрессии и беспокойству. Смены настроения для них являются нормальным явлением: малыши могут быть веселыми и счастливыми и через минуту уже демонстрировать гнев, усталость и раздражение.
Во втором случае дети, наоборот, излишне спокойны, не проявляют инициативу, стеснительны. Они медлительные и вялые, не могут самостоятельно найти выход даже из самой простой ситуации. Таким детям крайне сложно найти свое место в обществе, они плохо приспосабливаются к новым условиям, не доверяют незнакомым людям. Кроме того, им свойственны фобии, которые их преследуют на протяжении всей жизни.
Общие признаки детей с ДЦП в области развития эмоционально-волевой сферы
Для упомянутых выше двух типов развития детей с поражениями центральной нервной системы выделяют несколько общих качеств, которые проявляются у большинства из них. Так, например, практически все больные малыши имеют проблемы со сном: страдают бессонницей, мучаются от ночных кошмаров.
Характерным признаком малышей с ДЦП является повышенный уровень впечатлительности. Это связано с ограниченной двигательной активностью, в результате чего наблюдается резкий скачок в развитии органов чувств.
Проявляется это острой чувствительностью детей, способностью реагировать даже на незначительные перемены в настроении окружающих. Порой такая чувствительность имеет болезненный характер, то есть обычные ситуации или совершенно невинные выражения могут детей рассердить или довести до слез.
Еще одна особенность развития детей с ДЦП, которую можно наблюдать у подавляющего большинства – быстрая утомляемость. Малыши быстро устают, даже практически ничего не делая, проявляют повышенное беспокойство. Их речь становится ускоренной, неразборчивой, малыш становится агрессивным, может начать разбрасывать все, что попадается под руку.
Волевая активность детей с ДЦП, вернее, ее отсутствие — еще одна общая проблема. Практически любой вид деятельности, подразумевающей собой собранность, терпеливость, организованность и целенаправленность, для этих детей связан с определенными сложностями.
Основная причина — все тот же психический инфантилизм, который наложил свой отпечаток на поведение малыша. Например, детям крайне сложно доводить до конца дело, которое не кажется им интересным. Сделать усилие и завершить начатое — это для них практически невыполнимая миссия.
Все вышеописанное приводит к тому, что малыш растет застенчивым, неуверенным в себе, несамостоятельным и без желания добиваться цели. С годами он привыкает к такому положению вещей, становится экоцентричной личностью, которая знает, как манипулировать людьми, и делает это намеренно.
Физическое развитие детей с ДЦП
Нюансы физического развития детей с ДЦП не связаны с их эмоциональным состоянием. Тем не менее, подбирая занятия для развития физической активности малыша, нужно учитывать его особенности.
Как правило, ограниченная двигательная активность становится причиной развития у малышей неправильного положения. В результате они начинают воспринимать положение собственного тела некорректно. Специалисты, так же как и родители, должны приложить усилия к тому, чтобы исправить ситуацию, направляя действия на постепенное формирование основных двигательных функций малыша.
Самый приемлемый вариант для работы с ребенком, которому поставлен диагноз «ДЦП» — это массаж и лечебная гимнастика. В каждом отдельном случае это должен быть индивидуальный комплекс упражнений, подобранный с учетом формы и степени тяжести заболевания.
Речевое развитие малыша
Задержка речевого развития — еще одна особенность, характерная для большей части детей с ДЦП. Уровень задержки будет связан с типом повреждения мозговых структур.
Малыши с ДЦП ограничены в общении, не могут себе позволить так же активно познавать окружающий мир, как и здоровые дети. Именно это становится основной причиной скудного словарного запаса. Более того, сознание больного малыша препятствует адекватной оценке действий или предметов, показывая некорректные образы.
Решить эту проблему помогут специальные игры, с помощью которых можно будет помочь детям формировать представление обо всем, что они видят вокруг себя. Играть малыши должны с близкими и друзьями. В этом случае можно будет добиться позитивной динамики.
Особенности развития моторики у детей с ДЦП
У детей, больных ДЦП, обычно бывает поражена одна из рук, которой они не способны работать так же, как здоровой рукой. Координация движений у таких малышей сильно нарушена, во время ходьбы они неправильно ставят ноги, из-за чего походка становится неустойчивой. Малейшее препятствие или сильный испуг могут стать причиной внезапного падения.
Чаще всего малыши неспособны полноценно себя обслуживать самостоятельно из-за незрелости соответствующих навыков. Кроме того, этим детям сложно научиться писать, рисовать, предметно-практическая деятельность у них носит ограниченный характер.
В некоторых случаях у детей проявляется повышенный уровень слюноотделения. Они быстро утомляются и поэтому нуждаются в регулярных паузах для отдыха. Во время работы с карандашом или ручкой пальцы больных детей вялые либо же, наоборот, перенапряжены.
Особенно остро проявляются дефекты моторики рук во время формирования бытовых и трудовых навыков. Во время занятий трудом таким малышам сложно делать поделки из пластилина, который у них не получается поделить на части или правильно раскатать. Кроме того, у них наблюдаются незрелые функции дифференциации захвата, сложности с удерживанием предметов и соразмерением двигательных задач с мышечными усилиями.
Во время подвижных игр дети с диагнозом ДЦП также имеют сложности. Они не могут правильно повторить упражнения за взрослыми, неспособны сохранять равновесие в статичной позе, соблюдать правильную амплитуду движений, ритм, согласовывать движения тела и конечностей.
У детей дошкольного возраста ДЦП — это не только сложности с захватом и использованием предметов, но и сбои дыхания, аритмия.
Лечение и реабилитация
Диагноз «ДЦП» — это определенные ограничения на всю жизнь. Тем не менее правильное лечение и реабилитация помогут малышу уменьшить последствия поражения нервной системы и обрести свое место в обществе.
Двигательные особенности в процессе развития заболевания в детском возрасте можно корректировать, устанавливая правильный мышечный стереотип, фиксируя позы и так далее.
Кроме того, для решения проблемы не только двигательной активности, но и умственного развития по отношению к таким детям применяется методика, позволяющая воздействовать на заболевание, которое стало основной причиной развития недуга.
К сожалению, сегодня нет универсальных, действующих на сто процентов методов лечения детского церебрального паралича. Правильным будет совмещать сразу несколько способов воздействия на организм, применяя по отношению к нему:
- массаж;
- ЛФК;
- медицинские препараты для нормализации тонуса мышечной массы и пр.
Также используются такие приемы, как специальные нагрузочные костюмы, терапия Бобат, ходунки, велосипеды, вертикализаторы и пр. В случаях, когда корректировка всеми описанными выше способами невозможна, не исключают хирургическое вмешательство. Цель операций — пластика мышц и сухожилий для возвращения им стандартной структуры и формы. Кроме того, во время операций возможно удаление контрактуры.
Если помочь разрешить проблему хотя бы частично сможет вмешательство нейрохирурга, то и эти операции также будут целесообразными. Как правило, в ходе такого вмешательства работают над стимуляцией спинного мозга и удалением поврежденных участков.
Наряду со всеми перечисленными выше методами лечения ДЦП к больным детям применяется анималотерапия, когда в процессе воздействия на малыша принимают участие животные, например лошади, дельфины или собаки.
Источник
Родители не могут воспринять спокойно страшный диагноз «ДЦП», который врач поставил их малышу. Но главное в этом случае не опускать руки, а постараться найти то самое спасительное средство, с помощью которого можно победить болезнь или уменьшить ее последствия. У каждого ребенка заболевание развивается в индивидуальном порядке, поэтому метод лечения тоже должен быть уникален, подобран с учетом всех особенностей маленького пациента с ДЦП.
Что такое ДЦП
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это совокупность различных симптомов нарушения двигательной сферы организма хронического характера, не имеющих прогрессирующего развития. Он развивается из-за повреждения структур центральной нервной системы, происходящего еще в дородовой период в утробе матери. Происходит нарушение основных структур головного мозга: корковых структур, подкорковых областей, капсулы и ствола головного мозга.
Симптомы
Характер возникающей мышечной патологии или их сочетания определяется участком поражения головного мозга. Мышечные нарушения при ДЦП могут проявляться в форме:
- напряжения мышц;
- спастического сокращения мышц;
- разнообразных движений непроизвольного характера;
- нарушения походки;
- ограниченной подвижности.
Также это тяжелое заболевание может сопровождаться нарушениями слуха, зрения и речи, разными формами эпилепсии и патологиями психического и умственного развития. Нарушаются функции восприятия и ощущения.
Из-за чего случается
Причинами развития ДЦП могут стать:
- нарушения развития структур головного мозга;
- нехватка кислорода (гипоксия, ишемия) в период развития плода и родов;
- внутриутробные инфекции (вирусы герпеса);
- несовместимость крови матери и плода (резус–конфликт), гемолитическая болезнь новорожденных;
- травмы структур головного мозга в период развития плода и родов;
- инфекционные заболевания в ранний послеродовой период;
- токсическое повреждение структур головного мозга (отравление солями тяжелых металлов);
- неправильно выбранная тактика проведения родов.
Определить точную причину очень сложно, к тому же, чаще всего, происходит сочетание влияния нескольких факторов, которые в совокупности приводят к развитию детского церебрального паралича.
Чем отличаются дети с ДЦП
Особенности развития детей, больных ДЦП, в основном обусловлены трудностями, которые вызывает выполнение координированных и сложных движений.
Замедленность движений способствует формированию дисбаланса развития мышления и представления об окружающей среде. Эта диспропорция мешает детям нормально считать, возникают трудности с усвоением математических действий.
Измененная умственная работоспособность. Даже если интеллект ребенка развивается нормально, из-за болезни малыш способен заниматься гораздо меньший промежуток времени и усваивает меньший объем информации, по сравнению со своими сверстниками. В 70% случаев это приводит к задержке психического развития.
Эмоциональные нарушения детей с ДЦП проявляются в повышенной ранимости, сильной впечатлительности, панической привязанности к опекунам и родителям. Основные причины — недостаточность мышечной работы (ребенок не участвует в подвижных играх, что свойственно детям в его возрасте) и ограниченное общение со сверстниками из-за нарушений речи.
Как развивается личность
Из-за болезни у ребенка с ДЦП возникают определенные нарушения психоэмоционального, физического, речевого и в целом личностного развития.
Особенности психоэмоционального развития проявляются в разных формах. Некоторые дети становятся излишне возбудимыми, раздражительными, суетливыми, резко меняют настроение и даже немотивированно агрессивны. Другая категория детей, наоборот, отличается чрезмерной застенчивостью и боязливостью, пассивностью и безынициативностью, они с трудом идут на контакт.
Главную роль в формировании характера и психическом развитии ребенка играют родители. Если родители проявляют излишнее внимание, чрезмерную опеку или проявляют жалость в отношениях с ребенком, это приводит к тому, что малыш замыкается в себе, отказывается от стремлений расти и развиваться, как личность.
Особенности физического развития ребенка с ДЦП заключаются в том, что малыш неверно воспринимает положение своего тела и его отдельных частей в пространстве. Исправить это отклонение — главная задача специалистов и родителей. Основные формы воздействия на тело маленького пациента — лечебная гимнастика и массаж. Тип и характер занятий определяется индивидуально, зависит от формы и степени развития болезни.
Особенности речевого развития зависят от типа повреждений головного мозга. Главная проблема малышей с ДЦП – отсутствие нормального общения и познания окружающего мира. Это делает весьма затруднительным пополнение словарного запаса. Нарушения нормального восприятия не позволяют ребенку правильно оценить предмет или действие, создают ошибочные образы. Решить проблему помогут специально разработанные игры, которые формируют представления о предметах, действиях, явлениях и окружающем мире. Чтобы добиться желаемых результатов, играть в эти игры необходимо вместе с родителями.
На что необходимо обратить внимание
Родителям ребенка с ДЦП следует придерживаться некоторых правил:
- не зацикливаться на особенностях поведения ребенка, вызванных болезнью;
- поощрять проявления активности;
- всячески побуждать к новым шагам,
- помогать формировать правильную самооценку,
- не отказываться от помощи специалистов.
Важно помнить, что только регулярное выполнение всех рекомендаций специалистов, доброжелательное отношение к малышу, поддержка и упорство родителей могут преодолеть это тяжелое заболевание. Ни в коем случае нельзя терять веру в успех, поскольку только от родителей зависит, сможет ли их ребенок вести нормальный полноценный образ жизни.
Источник
Бывает, что беременность закачивается не так, как планировалось, иногда малыш рождается с серьезной патологией, например, ДЦП. «Это что такое?» — первый вопрос, возникающий в голове у родителей. ДЦП (в переводе детский церебральный паралич) — болезнь, не передающаяся по наследству. К развитию недуга приводит ряд проблем, возникающих во время беременности или родов. Заболевание представляет собой совокупность синдромов, объединяющая черта которых — поражение головного мозга.
Общая характеристика
Болезнь ДЦП известна людям давно, со времен существования человечества. Однако долгое время недуг никак не назывался. В середине 19-го века он получил свое первое наименование «Болезнь Литтла» благодаря ортопеду и хирургу, практикующему в Британии. Врач составил описание болезни, выявив среди ее причин тяжелые роды, асфиксию, преждевременное появление ребенка на свет. Следующее название было дано Уильямом Ослером — «церебральные параличи». Врач также уделил особое внимание неправильному процессу рождения, считая его первопричиной развития болезни.
Как отдельный термин ДЦП появился благодаря невропатологу, психиатру З. Фрейду. Он ввел много новых терминов для удобства описания заболевания. Последняя трактовка и классификация параличей была более точной. Фрейд утверждал, что ДЦП развивается в период перинатального развития плода, когда формируется мозг. Однако исследования следующих лет выявили, что осложненные роды — более вероятная причина появления ДЦП.
Сегодня ученые утверждают, что болезнь возникает сразу после рождения (в первые часы или в грудничковом периоде) или во время беременности. Причин у нее может быть множество. Но главным образом термин ДЦП означает поражение ЦНС (центральной нервной системы) и связанные с этим неврологические проблемы. Это предпосылка всех видимых симптомов у больного человека.
Повышенный или, наоборот, ослабленный тонус мышц, отставание в развитии, выраженные проблемы с моторикой: все это отличает детей с болезнью ДЦП. Проблемы выражаются также в сложностях овладения языком, письмом, трудностях общения.
Церебральный паралич затрагивает большие полушария. Поврежденных клеток мозга не становится больше со временем взросления больного. Они ограничены определенной областью с момента появления заболевания. Так, новые структуры мозга с возрастом не захватываются, а болезнь не прогрессирует.
В современном мире ДЦП причисляют к распространенным детским заболеваниям. По статистике на 1000 малышей рождается около 6 детей с этим диагнозом. Зафиксирована более высокая частота нарушения среди мальчиков.
ДЦП, лечится или нет? — вопрос, который волнует родителей больного ребенка в первую очередь. Для многих из них аббревиатура ДЦП звучит как приговор. Но опускать руки нельзя, ведь ребенку с таким заболеванием, как никому другому необходима любовь и поддержка родителей.
Причины возникновения ДЦП
Причины развития болезни разделяют на несколько групп
- Генетические (повреждение хромосом отца или матери чревато развитием ДЦП. Генетический материал может быть нарушен из-за начала старения организма).
- Кислородное голодание мозга (фетоплацентарная недостаточность развивается как в процессе родов, так и во время беременности. Угрожающие факторы — преждевременная отслойка плаценты, стремительные или долгие роды, обвития, неправильное предлежащие плода. Эти нарушения часто приводит к рождению ребенка с патологией ДЦП).
- Инфекционные заболевания (некоторые заболевания, протекающие в тяжелой форме, вызывают недуг ДЦП. Это менингит, энцефалит. Опасно, если заболевание протекает на фоне высокой температуры).
- Токсическое воздействие на ребенка (вействие сильнодействующих медицинских препаратов во время беременности, а также различных ядов может быть неотвратимым. Подобные факторы проявляются, когда будущая мать работает на вредном производстве (радиоактивные и химические вещества). Токсическое воздействие может быть вызвано курением, употреблением наркотиков).
- Физические (вероятность рождения ребенка с ДЦП увеличивается, если во время внутриутробного периода происходило влияние на плод электромагнитными полями (рентген, радиация).
- Механические (церебральный паралич у детей возникает вследствие родовых механических травм, связанных с непрофессиональным ведением родов. Бывает, что ребенок получает травму головы из-за слишком узкого таза матери).
Другими факторами, порождающими ДЦП, являются:
- преждевременное рождение, маловесность новорожденного или, наоборот, большой вес;
- хронические болезни женщины.
Инфекционные болезни, перенесенные женщиной во время беременности также отрицательно влияют на развитие плода.
Риск развития патологии возрастает, если выявляются сразу несколько опасных факторов, влияющих на мозг и нервную систему. В большинстве случаев в анамнезе людей с ДЦП, обнаруживается ряд поражений, провоцирующих появление паралича.
При ДЦП, причины возникновения которого могут быть различны, нарушается целостность и правильная работа структур головного мозга. Важно вовремя выявить причины нарушений, чтобы подобрать корректное лечение.
Фактором развития ДЦП в первые недели жизни малыша может быть:
- Гемолитическое заболевание.
- Асфиксия во время родов.
- Попадание околоплодных вод в дыхательные пути.
- Дефекты развития элементов системы дыхания.
Классификация ДЦП
Известно 2 классификации заболевания. Одна основывается на возрасте ребенка, вторая на форме нарушения.
Классификация относительно возраста:
- Ранняя — симптомы заболевания проявляются до полугодовалого возраста малыша.
- Начальная остаточная — болезнь выявляется от 6 месяцев до 2 лет.
- Поздняя остаточная — диагноз ставится после 2 лет.
Классификация относительно форм ДЦП.
Спастическая тетраплегия
При спастической тетраплегии поражаются отделы мозга, отвечающие за двигательную активность. Чаще это происходит в перинатальном периоде из-за недостатка кислорода. Данный фактор являет причиной частичного отмирание нейронов и изменение строения нервной ткани. Болезнь проявляется:
- Нарушением образования звуков и их воспроизведения.
- Проблемами с глотанием.
- Парезом мышц конечностей.
- Нарушением зрения, проблемами с вниманием.
- Косоглазием (вследствие поражения черепных нервов).
- Задержкой умственного развития.
Этот вид ДЦП — одна из самых тяжелых форм заболевания.
Спастическая диплегия
Спастическая диплегия — самый распространенный тип ДЦП, на его долю приходится 75% всех случаев заболевания. Выявляется чаще всего у детей, родившихся раньше срока.
Характерные признаки:
- поражение нижних конечностей;
- задержка умственного развития,
- проблемы с психикой;
- проблемы с речью (псевдобульбарный синдром).
Дети со спастической диплегией ДЦП успешно учатся вместе со сверстниками, живут в социуме. Они могут выполнять определенные виды работ.
Гемиплегическая форма
В этом случае чаще видны нарушения в движениях рук, но не ног. Причина появления гемиплегической формы паралича — кровоизлияния, инфаркты в головном мозге. Способность обучаться и осваивать социальные навыки у таких детей хорошая. При желании и усилиях ребенок выучится выполнять широкий ряд действий, но их скорость будет небольшой.
Поза, характерная для таких детей, внешне сходна с позой Вернике-Манна. Больная нога согнута только в области стопы. Таким образом, человек шагает, поднимаясь на носок и перенося вперед здоровую ногу. Положение руки, находящейся на стороне больной нижней конечности, напоминает позу человека, что-то просящего.
У детей, страдающих гемиплегической формой ДЦП, часто встречается задержка умственного, речевого развития, а также проблемы с психикой и эпилептические приступы.
Дискинетическая форма
Причина развития — гемолитическая болезнь новорожденных. Такие дети страдают от непроизвольных телодвижений, называемых гиперкинезами и дискинезами, проявляющимися во всех частях тела. Нарушения дополняются парезами и параличами. Положение рук, ног и туловища не является нормальным. Проявляется дискинетическая форма тягучими, червеобразными движениями с присутствием судорог и сокращений мышц.
Несмотря на подобное проявление, дети могут обучаться со сверстниками, не уступая им в интеллектуальных способностях. Им под силу окончить высшие учебные заведения и жить нормальной жизнью в социуме. Это форма представляет наиболее легкий вид ДЦП.
Атаксическая форма
Травмы лобных долей мозга, гипоксия — основные причины развития атаксической формы ДЦП. В этом случае часто встречаемым признаком является парез мышц гортани и голосовых связок, что отражается на голосе человека. У детей с этим нарушениям мышечный тонус более слабый, чем в других случаях. Также атаксическая форма характеризуется нарушением произвольных движений, дрожанием конечностей.
Люди, у которых диагностирована данная форма ДЦП, страдают умственной отсталостью. Несмотря на это, атаксическая форма паралича протекает мягко. При правильном подходе к лечению ребенок может научиться стоять и ходить.
Варианты ДЦПСмешанная форма
Когда у больного присутствуют симптомы двух и более форм, диагностируется смешанная форма ДЦП. При этом нарушаются различные структуры головного мозга. Более распространенные сочетания — спастическая и дискинетическая форма ДЦП, гемиплегическая и спастическая.
Нужно отметить, что у новорожденных детей тяжело сразу достоверно определить форму ДЦП. Характерные признаки того или иного вида заболевания выявляются лишь к тому моменту, когда малыш дорастает до 6 месяцев.
3 стадии ДЦП
- Ранняя — до 4х месячного возраста ребенка. Характерно тяжелое состояние больного, проблемы с дыханием, судороги. Однако конкретный вид нарушения определить трудно.
- Начальная хронически-резидуальная — при спастических формах заболевания с 5ти месячного возраста до 3–4 лет ребенка формируется мышечная гипертония стойкого характера. Часто в это время можно выявить форму заболевания и степень его тяжести.
- Поздняя резидуальная стадия — на этой стадии можно четко выявить форму недуга. Движения часто повторяются.
Симптомы
Симптомы болезни ДЦП делятся на ранние и поздние. К ранним относится:
- Замедленное физическое развитие ребенка (например, малыш не держит голову, не сидит или не ходит к положенному сроку).
- Рефлексы, присущие младенческому возрасту, сохраняются и по его прошествии (например, хватательный, движение конечностей долго остаются хаотичны).
- Ребенок пользуется преимущественно только одной рукой. Это заметно в играх или бытовых действиях.
- В новорожденном периоде детей, больных параличом, мало интересуют игрушки.
- Если ставить ребенка на ножки, он будет опираться не на всю стопу, а только на носочек.
Остальные признаки ДЦП считаются поздними:
- Деформация скелета. Проявляется в том, что на пораженной стороне конечность меньше.
- Тугоподвижность, малый объем движений, нарушение координации.
- Судороги. Развиваются в первые месяцы жизни или после диагностирования ДЦП.
- Походка затруднена, на носочках (это относится к диплегии и другим формам ДЦП).
- Проблемы с глотанием. Слюнотечение. Причина проблемы — нарушенное взаимодействие мышц лица, участвующих в этих процессах.
- Из-за нарушения тонуса мышц языка присутствуют проблемы с речью.
- Косоглазие, близорукость.
- Заболевания органов желудочно-кишечного тракта.
- Непроизвольное мочеиспускание и дефекация.
- Проблемы в эмоциональной сфере.
- Детям трудно писать, считать и читать.
Степень инвалидности связана с уровнем развития ребенка, усилий близких. Чем выше интеллект, тем меньше двигательных нарушений у больного.
Задержка психического развития (ЗПР) выражается в:
- алалии;
- дизартрии;
- дислексии;
- заикании.
Признаки форм ДЦП отличны друг от друга. Например, у детей с тетраплегией больше нарушений, чем со спастической диплегией.
Диагностика
Болезнь ДЦП диагностируется на основании выявления характерных для нее признаков. В дополнении к проверке условных рефлексов и тонуса мышц для определения тяжести болезни, используется практика МРТ мозга. Расшифровка результатов способна выявить кисты, опухоли, очаги кровоизлияния. Также, если есть подозрение на поражение мозга, используются УЗИ и ЭЭГ.
Значение своевременно поставленного диагноза сложно переоценить. Для этого важно распознать расстройство как можно раньше. Осматривать детей необходимо еще в роддоме и уделять особенное внимание малышам:
- с малым весом;
- родившимся раньше положенного срока;
- имеющим пороки развития;
- с диагнозом — желтуха новорожденных;
- родившимся с оценкой Апгар до 5 баллов;
- появившимся на свет в результате осложненных родов;
- с инфекционными заболеваниями.
Диагностирует ДЦП невролог. Дополнительно могут быть назначены другие обследования для уточнения диагноза.
Лечение
Цель лечебных мероприятий — уменьшение проявления признаков болезни. Полностью излечить недуг невозможно, но важно выбрать правильную методику, чтобы ребенок приобрел необходимые навыки для жизни.
При определении характера лечения специалисту важно знать форму паралича, тяжесть недуга, сопутствующие заболевания.
Медикаментозное лечение
Терапия лекарствами включает:
- Противосудорожные препараты.
- Расслабляющие средства (диазепам, баклофен).
Не рекомендуется прием множества лекарств, которые влияют на восстановление поврежденной зоны мозга. Они бесполезны, потому что пораженные участки мозга ничем не восстановить. Иногда применяют метод для уменьшения гипертонуса — диспорт.
ЛФК, массаж
Массаж — необходимая процедура на протяжении всей жизни ребенка. Если здоровому малышу ее может проводить мама, то для больных церебральным параличом постоянно нужна помощь специалиста, который подберет упражнения для нужных групп мышц.
Коррекция позы
Из-за проблем с тонусом мышц больного, со временем у него закрепляется неправильная поза. Она корректируется шинами, валиками, бандажами.
Хирургические методы
Операции используются в редких случаях:
- операция на ахилловом сухожилии (происходит его пересадка);
- вмешательства на мышцах области поясницы;
- спинальная ризотомия (проводится только при выраженном болевом синдроме);
- тенотомия (назначают, если у больного есть контрактуры);
- операция на мозге (делается редко, при сильном прогрессировании болезни).
Прочие методы
- физиотерапевтические методы;
- дельфинотерапия;
- плавание;
- занятия с логопедом;
- социальная адаптация;
- тейпирование и кинезиотейпирование (используется для поддержки суставов и мышцам);
- ботулинотерап?