Развитие ребенка с частичным зрением

Развитие зрительных органов ребенка во время беременности

Зрительные органы и зрительная область мозга начинают развиваться в утробе матери задолго до рождения малыша. У эмбриона формирование глазных органов начинается в 8-10 недель беременности. Уже в возрасте шестнадцати недель плод реагирует на свет. Конец второго триместра знаменуется полным формированием глаз. В конце срока беременности плод может открывать глаза, моргать и следить за ярким светом вокруг матери.

Для правильного развития зрительной системы важно сбалансированное питание мамы во время беременности. Неоспорима ценность витамина А. Овощи, фрукты, молочные продукты в рационе мамы помогут правильному формированию органов зрения.

Специалисты установили также, что глазам не родившегося еще малыша нужен солнечный свет. Хотя в утробе матери темно, определенные фотоны света проникают в матку, если женщина находится в лучах солнца.

Зрение ребенка в первый месяц жизни

Зрение новорожденного значительно отличается от зрения взрослого человека. Это объясняется тем, что глаза малыша разнятся физиологически  с  глазами взрослого.

Глазные яблоки младенца меньше, чем глазные яблоки взрослого. Изображение возникает не на сетчатке, а за ней. Поэтому все новорожденные страдают нормальной дальнозоркостью.

Груднички не могут различать очертания мелких предметов. Картинка окружающего мира, которую видим мы, для новорожденного представляется набором пятен, имеющих разную степень интенсивности и освещенности. Глаза продолжают формироваться для нормального видения.

Окружающий мир для малыша в первый месяц жизни предстает в черно-белых тонах, яркие краски он не различает. Поэтому разноцветные погремушки в этом возрасте совершенно не к чему. Лицо мамы, на расстоянии не больше 20-30 сантиметров, малыш различает. 

Тьма и свет младенцу понятны. Яркий свет заставляет его усиленно моргать, зажмуриваться. Ребенок может вздрагивать, чересчур яркий свет может вызвать плач. Такое поведение относится к безусловным зрительным рефлексам, которые проверяют еще в роддоме.

Приблизительно в три недели после рождения младенец начинает различать что-то, кроме света. В этот период начинается формирование цветового и предметного зрения.

Второй и третий месяц жизни ребенка

В возрасте двух месяцев младенец начинает видеть цвета, пока только яркие. Близкие тона пока не различает, например, синий и голубой. Малыш уже замечает и удерживает взгляд на предметах, расположенных на расстоянии до 60 сантиметров. Он улавливает движение предметов (в горизонтальном направлении), может следить за ними глазами. Предметы предстают перед ребенком уже не в таком размытом виде, как прежде. Зрение приобретает резкость. Малыш различает лица людей, которые находятся с ним в одном пространстве.

К трем месяцам младенец следит за передвижением предметов вниз-вверх и вправо-влево. Он повторяет движение глазными яблоками и поворачивая головку на яркие интересующие его предметы.

Малышу четыре месяца

В этом возрасте малыш уже может определять расстояние до предметов, хватать их. Для развития этих навыков родители должны давать ребенку игрушки, развивая зрение и хватательные навыки.

Возраст – 5 месяцев

В этом возрасте ребенок гораздо лучше различает движущиеся предметы. Он распознает объект по его частям. Развивается способность различать оттенки, малышу уже подвластно цветное восприятие мира.

Возраст ребенка от шести месяцев до года

В шесть месяцев у ребенка уже развито стереоскопическое зрение, что дает возможность видеть окружающий мир объемным. Ребенок учится сидеть и ползать, что способствует развитию корковой части головного мозга, отвечающей, в том числе, за сохранение в памяти зрительных образов. Совершенствуется хватательный рефлекс – обычно малышу дают палец, который он уже держит в своей ручке.

Ребенок обладает в этом возрасте глубиной и остротой зрения, которая уже приближается к этим же характеристикам взрослого человека.

В восемь месяцев малыш хорошо различает облик предметов, лица взрослых на расстоянии нескольких метров. К этому возрасту окраска радужной оболочки уже становится постоянной, может лишь несколько измениться её оттенок.

Зрение годовалого ребенка

Малыш в возрасте одного года уже способен с интересом рассматривать книги с цветными картинками. Можно ему читать книжки, показывая иллюстрации. Ребенок, двигаясь по полу ползком или уже ногами, собирает мелкие предметы, с радостью и интересом двигается к яркой игрушке.

Следует помнить, что этапы развития зрения у малышей происходят по-разному. Если что-то в развитии ребенка не совпадает с выше указанными, нет основания бить тревогу. Иногда какие-то навыки и умения запаздывают на несколько недель.

Обследования новорожденного офтальмологом

Первое обследование глаз проводится врачом-неонатологом в родильном доме. Затем – плановые проверки в возрасте одного месяца, трех (для недоношенных детей), шести месяцев  и года. Если родители заметили какие-либо отклонения в зрительных органах, к врачу следует обратиться в любой срок.

Проверка в роддоме позволяет диагностировать некоторые врожденные патологии зрительной системы. Врач может распознать врожденные катаракту и глаукому, ретинопатию, атрофию зрительного нерва и другие недуги глаз. Болезни характеризуются внешними признаками: подергивание и подрагивание зрачков (нистагм), опущением век (птоз). Тем не менее, осмотр в роддоме не дает полной гарантии отсутствия зрительных недугов, поскольку многие из них развиваются со временем.

Поэтому важны последующие посещения детского офтальмолога.

Первый осмотр – в возрасте одного месяца. Врач оценивает зрительные рефлексы (световой тест), производит общий осмотр глаз. Исследуется размер и форма глазных яблок, зрачков, чистота хрусталика.

Посещение офтальмолога в шесть месяцев может дать более полную картину о состоянии зрительных органов ребенка. Они оцениваются визуально и с использованием приборов. Проверяется:

  • двигательная активность глаз;
  • фокусировка на предметах;
  • аккомодация;
  • рефракция;
  • синхронность реакции.
Читайте также:  Развитие ребенка до года после рождения

Врач уже может с полной определенностью сказать — является ли имеющиеся косоглазие безвредным или это недуг, нуждающийся в коррекции.

В этом возрасте возможна проверка зрения с использованием специальной таблицы. Она представляет собой лист бумаги, на котором одна половина – белая, а вторая – в черно-белых полосках. Малыш с нормальным развитием глаз начинает рассматривать часть полосатую.

В каких случаях требуется внеплановое посещение офтальмолога

Родители должны отвести ребенка на прием к детскому офтальмологу при обнаружении некоторых симптомов и ситуаций:

  • если у родителей или близких родственников имеются проблемы со зрением, то врача следует посещать чаще, чем предусмотрено;
  • если ребенок недоношенный;
  • глаза младенца не чувствительны к свету — в возрасте одного месяца он не реагирует на луч света, направленный ему в лицо;
  • малыш после трех месяцев реагирует только на игрушки, издающие звуки, не фокусируя взгляд на ярких цветных предметах беззвучных;
  • в возрасте четырех месяцев не следит обоими глазами за движущимися предметами;
  • в пять-семь месяцев ребенок не различает лица родных, не пытается взять близко расположенную игрушку;
  • у малыша различные размеры зрачков;
  • глазки слезятся или появились какие-либо выделения из них;
  • веки опухшие, красные;
  • зрачки мелко подрагивают, мигают, двигаются непроизвольно влево-вправо, вверх-вниз, дергаются;
  • замечается «выпуклость» глаз;
  • к возрасту одного года малыш не замечает удаленных предметов, например, не реагирует на взлетающих птиц.

Эти признаки должны насторожить родителей и явиться неоспоримым поводом посещения детского офтальмолога.

Профилактика возникновения зрительных недугов

Травмы глаз у детей – достаточно частое явление. Родители должны тщательно следить за малышами. Ногти у грудничков становятся острыми, даже когда они совсем немного отросли. Потому важно следить, чтобы малыш не оцарапался, в том числе, не повредил глаза. В арсенале маленьких детей должны быть только игрушки без острых краев, которыми можно повредить глаза. Недопустимо нахождение малыша, в пыльном, задымленном помещении. Такая обстановка плохо влияет не только на дыхательные органы, но и на органы зрения.

Некоторые мамы, не дожидаясь посещения врача, начинают что-то закапывать в глазки ребенка при появлении гноя или других выделений. Этого ни в коем случае делать нельзя. Только детский офтальмолог способен определить причину и назначить адекватное лечение.

Ребенок до года не способен нормально воспринимать картинки на экране телевизора или различных гаджетов. Пользы от такого просмотра нет, но нагрузка на органы зрения возникает.

Воспалительные процессы часто возникают у малышей после игры в песочнице или пускании мыльных пузырей. Маленькие дети трут глаза грязными руками, что приводит к воспалению глаз. Такие недуги в дальнейшем могут привести к ухудшению зрения.

Развитие зрительных органов у детей до года является одним из важных процессов в жизни малыша. Родители должны быть внимательны к этому явлению, поскольку хорошее зрение является важным фактором для дальнейшей полноценной и насыщенной жизни своего ребенка.

Источник

Во всем мире примерно 19 миллионов детей сталкиваются с подобными нарушениями развития, что позволяет говорить о проблемах с развитием зрения, как о патологии, имеющей глобальное распространение (данные приведены Всемирной организацией Здравоохранения). Почти у 65% малышей легко диагностировать патологию и скорректировать зрение еще до поступления в детский сад. К сожалению, существуют дети с очень тяжелыми нарушениями, слепоту которых вылечить не под силу даже высококлассным специалистам, их примерно 8% от всех клинических случаев. Невидящие и слабовидящие малыши очень ранимы и уязвимы, поэтому они требуют особого подхода в плане обучения и воспитания. Детей с полной и частичной слепотой необходимо отдавать в сад и школу компенсирующего типа, где с ними будут заниматься педагоги по специально разработанной программе.

Проблемы, связанные с нарушением развития зрения у ребенка, очень разнообразны. Помимо контактных трудностей, и при отсутствии работы родителей, педагогов и психологов с детьми, на фоне частичной потери зрения может развиться полная слепота. Избежать этого можно только при качественном и своевременном лечении.

В течение первых 5 лет у детей идет процесс развития органов зрения, то есть патологию можно устранить до того, как ребенок начнет посещать детский сад, что позволит исключить возможность развития комплексов неполноценности. До шестилетнего возраста у малыша может быть дальнозоркость, которая постепенно самостоятельно проходит. До подросткового возраста (14-16 лет), глазные яблоки продолжают свой рост. Этот период характеризуется повышенной опасностью развития патологий, что связано с уязвимостью глаз подростка при продолжительных учебных нагрузках.

Для того, чтобы избежать снижения остроты зрения у ребенка, важно обеспечить поступление в его организм достаточного количество некоторых витаминов и биологически-активных веществ. Специально разработанный для здоровья глаз БАД к пище «ЛЮТЕИН-КОМПЛЕКС® Детский» — поликомпонентный продукт, в состав которого входят вещества, необходимые для нормального функционирования органов зрения у школьника с 7 лет: лютеин, зеаксантин, ликопин, экстракт ягод черники, таурин, витамины А, С, Е и цинк. Тщательно подобранное с учетом потребностей органов зрения сочетание биологически-активных компонентов защищает глаза ребенка, что особенно важно делать, начиная с 7 лет, когда начинаются первые серьёзные зрительные нагрузки в начальной школе. и снижает риск глазных заболеваний.

Виды нарушения зрения у детей

Наиболее встречаемые виды нарушения зрения у детей:

  • близорукость (истинная и ложная формы патологии);

  • дальнозоркость;

  • косоглазие;

  • астигматизм;

  • амблиопия.

Причины их появления могут иметь приобретенную или врожденную природу.

Читайте также:  Социальные отклонения в развитии и воспитании ребенка

Близорукость – заболевание может быть как врожденными, так и приобретенным. Механизм развития нарушения заключается в удлинении глазных яблок.Если близорукий ребенок ходит в детский сад, необходимо проверить, в каких условиях проходят занятия (помещение должно быть хорошо освещенным).

Ложная близорукость – патология характеризуется постоянным напряжением глазной мышцы, то есть ее расслабление не происходит в те моменты, когда глаза находятся в состоянии покоя. Дети с подобным нарушением плохо видят предметы, расположенные вдали от них. Сопутствующими симптомами являются головные боли в лобной зоне, быстрая утомляемость глаз. Ребенок, страдающий ложной близорукостью, должен сидеть за первыми партами. Необходимо и специальное лечение, иначе болезнь перейдет в истинную близорукость.

Дальнозоркость – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз. Обнаружить нарушение можно по таким признакам: во время чтения ребенок отодвигает книгу далеко от себя. В процессе зрительной нагрузки появляется боль, глаза краснеют, развивается быстрая усталость.

Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то из родных были подобные проблемы, но чаще всего говорит о наличии других заболеваний. При косоглазии происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении.

Астигматизм – заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза. При таком нарушении ребенок трудно различает предметы, как находящиеся близко, так и вдали от него, присутствует быстрая утомляемость, глаза начинают болеть при чтении или нахождении за компьютером. Дети с подобным нарушением должны посещать сад компенсирующего типа.

Амблиопия, или «ленивый глаз» — особенностью этого заболевания является различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино. Постепенно ребенок начинает видеть только одним глазом, а второй прекращает выполнять свои функции. Сопутствующими симптомами являются: головные боли, чувство дискомфорта в глазах, быстрая усталость. Исправление данной патологии следует начинать в раннем возрасте.

Дети с нарушением зрения, особенно младшего возраста, не могут объяснить взрослым, какой именно дискомфорт они чувствуют, поэтому родителям следует прислушиваться к любым жалобам ребенка и не пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста.

Основные причины снижения зрения у ребенка

Когда родители задаются вопросом, почему у ребенка падает зрение, искать ответ на него необходимо в первичных причинах. Они могут быть врожденные и приобретенные.

1. Врожденные причины:

  • нарушение зрения в результате негативного воздействия бактериальных и вирусных микроорганизмов, например, перенесенный грипп или воздействие паразитов на нервную систему ребенка;

  • дисфункция обмена веществ в период вынашивания ребенка;

  • генетическая предрасположенность;

  • врожденные опухоли мозга доброкачественного характера.

2. Приобретенные причины:

  • травмы (ушиб головой в раннем детском возрасте или травма, полученная при родах);

  • кровоизлияние, как внутриглазное, так и внутричерепное;

  • повышенное глазное давление;

  • последствия перенесенного заболевания;

  • преждевременные роды (может развиться так называемая ретинопатия недоношенных).

Даже учитывая всю сложность адаптации детей с нарушениями зрения, врачи рекомендуют посещать детский сад и школу; это поможет им в будущем, особенно в том случае, если снижение зрения невозможно устранить.

Дети с нарушением зрения: классификация

Уровень нарушения определяется степенью снижения остроты зрения. Она зависит от того, способен ли видеть глаз две ярких точки, находящихся на минимальном к нему расстоянии. В том случае, когда глаза детей способны различать буквы или знаки, расположенные на десятой строке офтальмологической таблицы (расстояние от ребенка до таблицы 5 метров), их зрение считается нормальным и соответствует значению 1,0. Отклонение вниз или вверх от 10 строки соответствует изменению остроты на значение 0,1.

Классификация детей с нарушением зрения предполагает разделение на несколько групп:

1. Слабовидящие дети – нарушение развития остроты зрения соответствует значениям 0,05-0,2. Но даже при значительном отклонении от нормы дети впитывают информацию посредством зрительных образов. Посещая детский сад и школу, ребенок в полном объеме может воспринимать учебный материал, в том числе нет ограничений к письму или чтению.

2. Слепые дети – диагностируется полная остановка развития зрения, образное восприятие информации отсутствует. Может присутствовать остаточное зрение, соответствующее значению 0,04 на самый видящий глаз с использованием средств коррекции зрения, иногда способность различать свет сохраняется. По назначению врача рекомендуется домашнее обучение или детский сад и школа компенсирующего типа.

3. Частично слепые дети – сохраняется возможность различать свет и формировать образы, степень развития остроты зрения соответствует значению 0,005-0,4

4. Полностью слепые дети (тотальная слепота) – зрительные образы отсутствуют. Детям не рекомендуется посещать сад, требуется индивидуальное обучение и воспитание.

Также классификация включает временное разделение проявления нарушений развития зрения:

1. Дети, слепые от рождения – имеют тотальную слепоту, которая была диагностирована сразу при рождении или наступила в течение первых трех лет жизни.

2. Дети, ослепшие постепенно – с рождения развитие функции зрения происходило, но в возрасте до 6 лет и после – остановилось. 

Особенности детей с нарушением зрения

Дети с проблемами зрения очень зависимы от родителей в плане развития, а если они посещают сад или школьное учреждение, то в часы пребывания на обучении – от педагогов и воспитателей. Психология детей с различными отклонениями во многом отличается от состояния здорового ребенка. Особенности детей с нарушением зрения заметны с первых минут пребывания ребенка в кругу сверстников, не имеющих патологий зрения:

  • плохая координация движений, особо заметная при подвижных играх в детском саду или на площадке. Отсутствие инициативы обусловлено неуверенностью в своих движениях;

  • мимика, жесты и зрительный контакт с другими людьми сильно ограничены, в некоторых случаях отсутствуют полностью;

  • в школьном и подростковом возрасте отличительной чертой детей с нарушением развития зрения является чрезмерное развитие функции речи; при этом период, когда ребенок посещает сад (примерно 3-6 летнего возраста), характеризуется задержкой развития речи;

Читайте также:  Развитие ребенка первого года жизни питание

Помимо этого, особенности детей с плохим зрением играют роль и в процессе медицинских обследований. Когда падает зрение, необходимо больше времени для сосредоточения, поэтому врачи на таких детей затрачивают почти в два раза больше времени. Прежде чем дать ответ на какой-либо вопрос, дети с нарушением зрения тщательно обдумывают каждое свое слово и движение, при этом они требуют постоянного одобрения и подтверждения правильности своих действий у взрослых: дома у родителей, а если ходит в сад, то у воспитателей.

В зависимости от того, каковы особенности снижения остроты зрения и какими причинами это вызвано, врач всегда подскажет правильные действия по отношению к ребенку, определит, нужно ли ему домашнее обучение и воспитание, или можно посещать детский сад и школу.

Особенности развития, обучения и воспитания детей с нарушением зрения

При незначительном снижении остроты зрения, которое легко поддаётся коррекции, если начать лечение до того, как ребенок пойдет в сад, то к моменту поступления в школу состояние полностью нормализуется.

Дети с патологиями зрения средней тяжести могут чувствовать себя неполноценными, поэтому очень важно, чтобы родитель вселил в него ту уверенность, которой недостает ребенку. Если он посещает обычный детский сад, то необходимо попросить помощи у воспитателей, которые также поддержат малыша в трудную минуту.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения отличается от обычных программ развития. Родители играют основополагающую роль в адаптации ребенка к различным ситуациям. Главными помощниками в познании мира детьми с плохим зрением являются слух и тактильный контакт. Ввиду этого необходимо обращать особое внимание на развитие речевой функции, родители должны много разговаривать с малышом. Читать ему книги, просить, чтобы он пересказывал, описывать ему каждое свое действие и все, что видит взрослый, ведь именно глазами взрослого ребенок с проблемами зрения познает мир.

Выбирать детский сад и школу необходимо очень тщательно. В специализированных учебных заведениях работают педагоги со специальным образованием, которые четко понимают, как необходимо выстраивать обучение  и проводить физическое воспитание детей с нарушением зрения.

Низкое зрение у детей младшего возраста

Наиболее сложный период в жизни каждого ребенка, особенно тех, у которых плохое зрение – это возраст от 1 года и до 7 лет. В этот период происходит стремительное развитие и формирование главных жизненных функций человека. В этом возрасте физические нагрузки на ребенка усиливаются, что обусловлено поступлением в детский сад, посещением различных кружков и секций

Родителям необходимо контролировать состояние малыша, регулярно посещать плановые осмотры у офтальмолога (1 раз в 4 месяца). При этом, чем выше нагрузка на ребенка, тем чаще дети с патологией зрения должны посещать врача.

Начиная с возраста 3 лет, на осмотре специалисты тестируют детей с нарушением зрения разными методами, чаще всего используется таблица Орловой, в которой буквы заменены простыми картинками (звезды, елки, треугольники). При обнаружении нарушений рекомендуется специальная гимнастика, а если ребенок посещает сад компенсирующего типа, то все рекомендации от врача поступят в дошкольное учреждение.

Дошкольное учреждение для детей с нарушением зрения

Такие дети отличаются от сверстников, не имеющих проблем со здоровьем, и поэтому им следует посещать специализированный детский сад.

Важный момент для детей с плохим зрением, посещающих сад — максимально быстро адаптироваться. Для этого им показывают основные зоны детской группы, объясняют, для чего они созданы, и каковы правила поведения действуют в каждой зоне. Период адаптации, в то время когда малыш впервые посещает сад, проходит в форме игры, что позволяет ему быстрее освоиться.

На следующем этапе происходит знакомство с взрослыми, которые, в свою очередь, должны уметь заинтересовать и расположить к себе ребенка.

Незадолго до того, как ребенок будет посещать сад на постоянной основе, воспитатели предлагают посещение нескольких консультаций с ребенком, что позволяет снизить его страх перед незнакомым местом.

Возможно, родителям следует посетить несколько дошкольных учреждений и выбрать тот детский сад, в котором ребенок будет чувствовать себя более комфортно и процесс развития пойдет лучше.

По завершению адаптационного периода действия воспитателей будут направлены на то, что бы определить особенности личности и распознать психологические проблемы. На основании полученных сведений будет разработан индивидуальный план занятий с ребенком, посещающим специальный детский сад.

Особенности физического воспитания детей с патологией зрения

Дети с проблемами зрения медлительны, не скоординированы, плохо чувствуют равновесие, не так сильны и выносливы, как здоровые.

Благодаря специально разработанным программам развития у малышей происходит формирование уверенности в своих движениях. Чаще всего занятия представлены подвижными играми, с использованием различных предметов: мяча, кеглей, кубиков и т.п.

Нередко у малышей с патологиями зрения диагностируют проблемы осанки, искривление позвоночника, наличие асимметрии разных частей тела. Для каждого ребенка программа физического воспитания разрабатывается на основании индивидуальных нарушений и отклонений. Если выбран специализированный детский сад или школа, то зачастую офтальмологи передают назначения занятий непосредственно физическим воспитателям, которые по рекомендациям строят программу развития.


Источник