Развитие ребенка с аутизмом занятия с педагогом
Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.
Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.
Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению
Каждый ребенок особенный. Из-за этого игры для детей с аутизмом должны подбираться в индивидуальном порядке, преобразуя в единую программу занятий. Причем она должна включать в себя комплекс мер, начиная от приема назначенных врачом лекарств, и заканчивая упражнениями, направленными на развитие ребенка.
Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.
Статья в тему: Нейрокоррекция при аутизме
Поэтому стоит:
- принять состояние ребенка;
- внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
- составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика;
- каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
- обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на важных мероприятиях.
Так, можно создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения, для их достижения.
Упражнения для детей с аутизмом также позволят улучшить бутовые навыки. Малыш будет лучше понимать как взаимодействовать с семьей, как себя обслужить без сторонней помощи и т.д. Плюс, ребенок поймет свою причастность к миру, необходимость общения со взрослыми и сверстниками.
Упражнения при аутизме являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.
Также можно сыграть на особенностях заболевания, и направить их в благое русло. Например, каждый раз, как будет проходить занятия при детском аутизме, можно вести дневники, делать по одной новой фотографии или кормить каждый раз рыбок после окончания занятия. Это задействует любовь к коллекционированию и однотипным действиям. И вместе с этим развивает новые навыки и кругозор. Однако вместе с этим, остальные виды занятий не должны быть однотипными, ведь тогда ребенок может быстро потерять интерес.
Развивающие игры для детей с аутизмом: виды и цели
Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, вы начнете замечать первые изменения, улучшение состояния своего чада, что является самой большой наградой для любящего родителя.
Виды развивающих игр:
- Предметная;
- Сюжетно-ролевая;
- Стереотипная;
- Сенсорная.
Первый вид игры — предметная. Она учит ребенка обращать внимание на характеристики объектов, устанавливать контакт со взрослым для совместной игры. Ниже описаны варианты ее проведения.
Предметные игры для детей аутят | |
«Мячик, катись!» | Педагог или родитель садиться напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом. Можно играть в группе, когда ребенок в ней освоиться. |
«Открой – закрой» | Необходимо подготовить коробочки, баночки, футляры и т.д, с разными видами застежек. И поместить в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребенку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип ее работы. |
«Ужин для кукол» | Предложите малышу приготовить куклам кушать из пластилина, глины, кинетического песка т.д. Так, может получиться колбаса, хлеб, торт, блинчики, сосиски. Взрослый должен продемонстрировать, как можно «приготовить» то или иное блюдо. |
Программа занятий детей с аутизмом состоит из игр, которые направлены на всестороннее развитие ребенка.
Так, наверное, наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом заинтересован. Однако самой большой сложностью является нежелание вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке и адаптации к окружению.
Статьи в тему: 1. Игрушки для детей с аутизмом; 2. Наборы игр для детей с РАС
Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила. Участие принимает непосредственно аутенок. Условия игры не меняются, действия повторяются из раза в раз. Причем самое главное в ней – это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций. Если во время занятий с психологом у ребенка будут яркие негативные эмоциональные всплески, необходимо переключить на его любимую деятельность.
Помимо этого, стереотипная игра – это та деятельность, которая может стать настоящим успокоительным. Размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребенку снять напряжение и вернуться в нормальное состояние после эмоциональных всплесков.
Поэтому желательно во время занятия позволять ему периодически возвращаться к ней. Например: подбрасывайте вместе с ребенком детали конструктора или бусинки, имитируя салют, или слепите из ваты снежинки, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.
Следующим видом игр является — сенсорная. Она выполняет следующие задачи:
- нахождение контакта со взрослым, установление доверительных отношений;
- проживание позитивных эмоций, получение информации об окружающем мире;
- снятие напряжение, переживание новых сенсорных впечатлений;
- введение нового понимания социального взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при введении в игру сюжета).
Вариантов такой игры может быть масса. Например, игры с красками, водой, мыльными пузырями и тенью, которые отлично увлекают маленьких аутят. Ниже перечень возможных форм проведения упражнения.
- «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
- «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная – вишневый сок и т.д.). В этой игре можно добавлять сюжеты, представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно предложить подсчитать количество гостей за столом.
- Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой, купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку и т.п.
- «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
- Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней». Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук. Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать разворачивающиеся события на «экране».
- « Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от степени доверия между психологом или мамой и самим ребенком, можно видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен, можно выводить сюжет, и растягивать его на несколько занятий. После попробуйте провести параллели происходящего на бумаге с реальной жизнью.
Кстати отслеживать развитие сюжета можно по книгам. Выберите журнал или книгу с яркими и красивыми картинками, и попробуйте определить совместно с ребенком, то происходит на изображении. Если он не идет на контакт, начните сами, подстраивая интонацию и делая свой рассказ максимально увлекательным.
Попробуйте поиграться с крупами. Ребенок не только будет развивать моторику, ощупывая мелки и крупные зерна, но и получать удовольствие, постепенно снимающее возникшее напряжение. Для таких целей также хорошо подойдет работа с пластичными материалами, вроде пластилина, глины и т.д. Можно лепить зверюшек, бытовые предметы или вовсе обойтись без конкретных очертаний, делая акцент на создании чисто геометрических фигур.
Также продемонстрируйте малышу явления природы на простых примерах. Сильно стуча ногами по полу, сымитируйте землетрясение, или постройте из спичек или карт домик, и сдуйте его, демонстрируя силу ветра реальной жизни. Такие игры и упражнения для коррекции аутизма продемонстрируют малышу природные явления и их проявления.
Как правильно организовать взаимодействие психолога, педагога и родителей
Как уже говорилось – лечение аутизма должно проводиться в комплексе. Это касается и взаимодействия родителей с педагогами и психологами. Ведь именно от совместных усилий зависит успех при лечении. Даже если психолог составит эффективную программу коррекции, а педагог внимательно будет отслеживать состояния малыша и сопровождать его в школе или детском саду, маме все же придется хорошенько постараться дома.
Занятия с психологом для коррекции аутизма должны проходить не только для ребенка, но и для родителей. Это нужно для психологического сопровождения мам и пап, которым ежедневно приходиться сталкиваться со сложностями воспитания аутиста.
Также важно правильно организовать программу занятий для аутят дома. Для этого обеспечьте ребенку свое комфортное место, установите четкий график проведения игр и упражнений, и старайтесь придерживаться его ежедневно.
Главное, не нужно думать что логопедические занятия или упражнения выполненные с психологом, не нужно повторять дама. Конечно, они могут быть не конкретно в той же форме, но прорабатывать освоенные навыки придется.
Так, направив все свои усилия на адаптацию и развитие своего чада, можно добиться заметных результатов. Главное понимать важность системности и регулярности, которую не можно нарушать.
Статья в тему: Как сняли диагноз аутизм — реальный пример
Видео — Занятия с детьми аутистами (рекомендации специалиста)
Видео — Развивающие игры. Арина, аутист, 4 года
Видео — Занятие за столом с мальчиком с аутистизмом. 6 лет
Источник
Занятие №1
1. Отработать жесты в реальных ситуациях:
Тут – указательным пальцем перед собой или в сторону предмета
Там – указательным жестом вдаль
Да — наклон головы вперёд
Нет – отрицательный жест головой или пальцем, выражающий несогласие
Нет – развести руки стороны, показав отсутствие чего-то
Дай – просить рукой, загибая пальцы
На – протягиваем руку вперед
2. Целенаправленный выдох
Учиться сдувать с ладони кусочки ватки, сначала поднося ладошку близко к губам, потом постепенно увеличивая расстояние.
3. Завести фотоальбом (10на 15), куда необходимо вставить фотографию ребенка и членов семьи, которые с ним живут и подписать фото печатными буквами, например, Андрей, папа, мама…
4. Стихотворение с показом:
Это кошка Мурка ( показываем пальцем на игрушку)
Кс-кс-кс ( пальчиками подзываем кошку к себе)
Мягенькая шкурка ( гладим кошку по спинке)
Кс-кс-кс
Любит молочко лакать
Ням-ням-ням ( кормим кошку)
После молочка- поспать
А-а-а! ( качаем кошку на руках)
5. Упражнения по подражанию. Вы показываете ребенку, а он должен вместе с вами повторять эти упражнения. Упражнение повторяется несколько раз.
Ручки поднимаем, ручками махаем ( машем кистями)
Ручки опускаем, в кулачки сжимаем. ( сжимаем пальцы в кулаки)
6. Учим цвета: красный.
Занятие №2
1. В альбом вставляем картинки с животными с подписями : корова, лошадка, свинья.
Даем звукоподражания на этих животных: му-му, и-го-го, хрю-хрю. Играем с фигурками этих животных, достаем их из мешочка, кормим, озвучиваем.
2. Делаем в пластмассовой банке с крышкой прорезь и бросаем туда монетки ( 1 , 2, 5 рублей). Когда монетка падает, говорим: «Бах!»
3. Насыпаем в глубокую кастрюлю горох и прячем внутри гороха 2-3 маленькие игрушки ( машинку, шарик для пин-понга, куколку) и просим ребенка найти в крупе игрушку сначала двумя руками, потом одной. (можно использовать коробку с манкой)
4. Стихотворение с показом:
Головка кивает: да! да! да! ( наклоняем голову ребенку)
Глазки моргают: Раз и два ( показываем на глазки и моргаем)
Носик нюхает: А! ( подносим к носику ребенка надушенный кусочек ватки)
Ротик кушает : ням-ням! ( жест кормления)
Я умею кушать сам! ( хлопаем рукой по груди)
5. Учим ребенка чертить прямые линии по линейке карандашом, изображая дорожку, по которой потом можно пройти пальчиками или проехать машиной.
6. Учим цвета: жёлтый.
Занятие № 3
1. В альбом: курица (ко-ко-ко), цыпленок (пи-пи), петух (ку-ка-ре-ку), утка ( кря-кря).
2. Формирование целенаправленного выдоха
Мы салфеточку возьмем ( берем бумажную салфетку)
И в руках ее сомнем (мнем салфетку в шарик)
А теперь подуем : «Ух!» (сдуваем салфетку с ладони)
Улетела! Бух! ( жест рукой вниз, изображающий падение)
3. Стихотворение с показом
Зайка серый скачет ловко, ( прыгаем, как зайчик)
В лапках у него морковка (даем в руки морковку)
4. Выполнение движений под текст. Взрослый сначала выполняет движения вместе с ребенком, потом ребенок должен выполнять движения сам, только под текст , который произносится.
Руки вверх ,руки вниз ( поднимаем и опускаем руки)
и вокруг повернись ( повороты туловища влево, вправо)
Мы совсем не устали ( грозим указательным пальчиком)
Сели-встали, сели-встали! ( Приседаем и встаем)
5. Читаем вместе с ребенком книгу К.Чуковского «Цыпленок». Рассматриваем картинки, спрашиваем, где цыпленок, где курица, кого нашел цыпленок? Кто хотел съесть цыпленка? Прогоняем кошку и т.п. Должна получиться маленькая инсценировка с опорой на картинки. Взрослый должен рассказать ребенку текст с жестами и яркой мимикой.
6. Повторяем цвета: красный и жёлтый.
Занятие №4
1. В альбом вставляем картинки: хлеб, молоко, суп, яйцо.
Даем ребенку инструкции, которые он должен выполнить: Положи хлеб на тарелку. Налей молоко в стакан. Ешь суп.
Если ребенок не может самостоятельно выполнить эти поручения, то помогаем ему своими руками совместно выполнить эти действия.
2. Стихотворение с движением:
Мы потрем наши ладошки ( трем ладошки)
И похлопаем немножко: хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем)
3. Классификация предметов, разных по тактильным ощущениям.
Ставим перед ребенком две пустые коробки и бросаем в одну из них шишки, а в другую ватные шарики.
4. Массаж пальчиков рук.
Захватываем большим и указательным пальцами каждый пальчик ребёнка у ногтя и круговыми движениями массируем палец от кончика к основанию, а затем скользящим движением к кончику вытягиваем палец.
5. Рисуем на картоне яйцо, вырезаем его и разрезаем эту картинку на 2-3 части и просим ребёнка сложить картинку.
6. Учим цвета: зелёный.
Занятие № 5
1. Вставляем в альбом следующие картинки: сок, печенье, конфета, ест, пьёт.
Выполнение поручений: Налей сок в чашку. Дай печенье папе. Положи конфету на стол.
2. Мелкая моторика.
а). Собираем в пластиковую бутылку горох, потом завинчиваем крышку и гремим как погремушкой «ча-ча-ча»
б) Сжимаем руки в кулачки и стучим по столу под текст:
Туки – ток, туки – ток,
Так стучит молоток!
3. Стихотворение с показом
Положили куклу ( зайку, мишку) спать ( жест « качаем»)
Стали песню напевать
Баю-бай, баю-бай! (складываем ладошки под ухо)
Глазки, кукла, закрывай! (закрываем глаза)
4. Вырезаем из цветного картона круг диаметром 20 см. Берём набор цветных прищепок. Прикрепляем по кругу прищепки сначала одного цвета, потом можно чередовать прищепки двух цветов (красный-синий-красный-синий…), изображая лепестки цветка.
5. Массаж стоп ног ребёнка под текст.
Что за ножки, что за ножки
У тебя у нашей крошки ( гладим, растираем)
Ни собачке и ни кошке
Не дадим мы твои ножки ( пощипываем)
Эти ножки, эти ножки
Будут бегать по дорожке ( похлопываем ладонями).
6.Учим цвета: зелёный.
7. Аппликация из цветной бумаги «Светофор».
8. Д/игра «Сигналы светофора» (красный-стой, жёлтый- жди, а зелёный свет-иди!)
Занятие №6
1. В альбом: трусы, майка, носки, стирает.
Одевать и раздевать куклу (мишку, зайку). Дать постирать ребёнку его трусы, майку в тазу, чтобы потом он сам прополоскал, выжал , повесил одежду на верёвку и закрепил прищепками. Сначала эти действия необходимо проделывать совместно с ребёнком.
2. Формирование выдоха.
Дуем на шарик для пин-понга через трубочку для коктейлей. Шарик должен катиться по столу.
3. Мелкая моторика
Наши пальчики плясали (крутим пальцами перед собой)
Вот так, вот так,
В кулачки мы их зажали ( сжимаем в кулаки и крутим ими)
Кулачками постучали ( стучим по столу или по ногам)
Вот так, вот так,
До свиданья всем сказали ( машем ладонями)
Вот так, вот так!
4. Угадай, где картинка.
Показываем ребенку и называем картинки, выкладывая перед ним на стол:
Это дом. Это машина. Преворачиваем на глазах у ребёнка картинки, называя их , а потом просим найти нужную картинку. Где дом? Где машина? Ребёнок должен найти картинку и перевернуть её. Если он легко находит две картинки, то можно увеличить их до 3-4 , например: мяч, кошка, часы, носки и т.п.
5. Стихотворение с показом.
Листья в воздухе кружатся ( крутим перед собой кистями рук)
Тихо падают, ложатся ( приседаем и кладём ладони на пол)
6. Нарисовать на листе бумаги трусы, майку, носки и дать раскрасить ребёнку их цветным карандашом или фломастером.
7. Учим цвета: синий.
Занятие № 7
1. В альбом: дом, часы, ключ, очки. Показываем ребёнку эти предметы и объясняем их назначение.
2. Подбираем картинки, где ребёнок спит и плачет. Показывая на первую картинку, читаем текст с показом.
Баю-бай, баю-бай, ( складываем руки на груди и качаем)
Спи скорее, засыпай ( складываем ладошки под щеку и закрываем глаза)
Мальчик плачет и кричит ( пальцами по лицу показываем слёзы)
Пальчик у него болит ( выставляем и показываем пальчик)
3. Мелкая моторика
Тук- тук, я стучу (стучим кулаками по столу)
Новый столик сколочу ( ударяем ладонями по столу)
4. Делаем аппликацию «Дом» из цветной бумаги.
5. Берём губку, мочим её в миске с водой, отжимаем, вытираем со стола, снова мочим, потом отжимаем и т.п.
6. Повторяем цвета: синий и зелёный.
Занятие №8
1.В альбом: банан, яблоко, апельсин, груша.
Обобщающее слово «ФРУКТЫ».
2. Д/игра «Волшебный мешочек». (на ощупь определить фрукт)
3. Стихотворение с движением
Мы кисель варили ( жест « варим» )
Тесто мы лепили ( сжимаем и разжимаем кулачки)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, ( хлопаем)
Слепим мы большой пирог ( разводим руки в стороны)
4. Складываем салфетку пополам, потом ещё раз пополам.
5. Из цветного пластилина лепим желтый банан, красное яблоко, оранжевый апельсин.
6. Текст с крупной моторикой
Снег кружится, снег кружится ( круговые движения двумя руками)
И на землю снег ложится ( приседаем и кладём ладони на пол)
7. Повторяем все цвета.
Занятие №9
1.В альбом: помидор, огурец, морковь.
Обобщающее слово «ОВОЩИ».
2. Д/игра «Волшебный мешочек». (на ощупь определить овощи)
3. Стихотворение с движениями
Тесто мнём, мнём, мнём.
Тесто жмём, жмём, жмём.
Пирожки печём.
4. Лепим из пластилина: красный помидор, зелёный огурец, оранжевая морковка.
5. Д/Игра на классификацию овощей и фруктов. Из чего сварим компот? Из чего сварим борщ?
6. Развитие мелкой моторики. Обвести по шаблону овощи (помидор, огурец, морковку) и выполнить штриховку.
Занятие № 10
1. В альбом: чашка, ложка, вилка, тарелка.
2. Отработка звукоподражания « Ам-ам!» с опорой на картинку.
Говорит собачка «Ам!»
Кошке мясо не отдам!
Ам-ам-ам!
Пришла Маша, села
И всю кашу съела
Ам-ам-ам!
3. Классификация.
В две пустые коробки раскладываем колечки от пирамидки и кубики. Сначала кладём по образцу, потом держим перед глазами ребёнка колечко и кубик и даём инструкцию « Возьми кубик. Возьми колечко и т.п.»
4. Стихотворение с движением
Гули прилетели, на головку сели (машем руками как крыльями, потом опускаем на голову)
Носиком клевали ( указательным пальцем показываем нос)
Крыльями махали (машем руками)
На головке посидели ( руки на голову)
А потом все улетели ( разводим руки в стороны)
5. Учить ребёнка мыть посуду (чашку, ложку, тарелку), держа в одной руке предмет, а в другой губку.
6. Учить собирать картинку, разрезанную на 3-4 части.
7.Обводим рисунок по контуру. Раскрашиваем его.
Занятие № 11
1. В альбом: чайник, кастрюля, сковорода, нож.
Тренировать в быту следующие действия:
— наливать из чайника воду в чашку
— пластиковым ножом резать пластилин или тесто разного цвета (Д/игра «Готовим салат»)
— накалывать на вилку кусочки сосиски, банана.
2. Движения под текст:
Ключик мы возьмём, (берём ключ)
К двери подойдём ( берём за руку ребёнка и идём к двери)
Мы замок откроем ( крутим ключом в замке)
И гулять пойдём ( машем рукой вперёд)
3. Стихотворение с движением
Листопад, листопад, (круговые движения руками)
Листья желтые летят ( крутим кистями)
Листья желтые кружатся (кружимся)
Тихо под ноги ложатся (приседаем и кладём ладони на пол)
Можно выполнять упражнения с листочками.
4. Лепка из солёного теста.
(Лепим прянички из солёного теста круглой или квадратной формы, украшаем крупой/ горохом, фасолью и др./).
Занятие №12
В альбом: стол, стул, шкаф, кровать.
Отработать назначение предметов мебели:
-за столом едим;
-на стуле сидим,
-на кровати спим,
-в шкаф убираем одежду.
Тренировать в быту следующие действия:
— складываем кукольную одежку;
-имитируем глажение кукольной одежки игрушечным утюгом.
Движения под текст:
Белый снег пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо падает, ложится. ( в руках бумажные снежинки)
Развитие мелкой моторики рук: сортировка крупы.
Изготовление из спичечных коробков и цветной бумаги игрушечной мебели (стол, стул).
Занятие №13.
В альбом: дудочка, барабан, колокольчик, погремушка.
Имитируем игру на музыкальных инструментах: колокольчик (динь-динь), барабан (бам-бам), дудочка (ду-ду).
Выполнение инструкций: «Возьми колокольчик, позвени им.» «Поиграй на барабане.» «Подуди в дудочку.»
Чтение песенок, потешек (читает учитель), учащийся играет на музыкальных инструментах по ходу чтения.
Разучивание игры-потешки «Ладушки» (под музыкальное сопровождение).
Нарисовать на листе бумаги дудочку, колокольчик и дать раскрасить ребёнку их цветным карандашом или фломастером.
Работа с мозаикой (выкладывание узора по образцу).
Занятие №14
Учим названия действий: птичка –летит, заяц-прыгает, рыба- плывет, змея-ползёт.
Добавить соответствующие картинки в альбом.
Учим понимать и выполнять команды учителя: сядь, встань, топни ногой, хлопни в ладоши и т.д.
Отработка звукоподражания с опорой на предметные картинки. Д/игра «Кто как голос подаёт?»
Собака гав-гав
Кошка мяу-мяу
Корова му-му
Лошадь и-го-го
Развиваем мелкую моторику пальцев рук. «Пальчиковые игры».
Разучивание стихотворения с движениями:
Мы с Андрюшенькой играем
Пальцы все перебираем:
Этот пальчик-толще всех,
Этот пальчик-всех умней,
Этот пальчик- всех длинней,
Этот- прячется в тенек,
Этот пальчик-малышок!
(Несильно педагог разминает подушечки пальцев ребёнку, надавливая большим и указательным пальцами на ноготок).
Упражнение «Бусы». Нанизывание на тонкую леску макарон, сушек, бусинок.
Упражнения по обводке «Обведи свою ладошку». Затем можно придумать забавный рисунок.
Занятие №15
Учим слова-действия: самолёт-летит, машина-едет, кораблик-плывет.
Добавить соответствующие картинки в альбом.
Учим понимать и выполнять команды учителя, закрепляем цвета: «Дай синий кубик. Дай красный кубик. Положи зелёный кубик слева от красного кубика и т.п.»
Закрепление. Отработка звукоподражания: «Кто как голос подаёт?» (с опорой на предметные картинки).
-Покажи корову. Как она мычит?
-Покажи собаку. Как она лает? И т.п.
Упражнения на классификацию диких и домашних животных (разделить картинки на 2 группы). По необходимости помочь ребёнку.
Стихотворение с движениями:
На полянке два жука
Танцевали гопака.
Правой ножкой топ-топ!
Левой ножкой топ-топ!
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Упражнения по обводке «Транспорт». Затем раскрасить цветными мелками.
Занятие №16
Учим части тела: голова, руки, ноги, туловище, живот, спина.
В альбом добавляем картинку- мальчик.
Учим показывать части тела на кукле, себе.
Стихотворение с движениями:
Раз, два, три, четыре, пять-
Тело будем изучать. (Ребёнок шагает на месте).
Вот спина, а вот животик,
Ножки, ручки, голова, (положить обе руки на голову)
Покачать успел едва.
Шея крутит головой. (покрутить головой)
Ох, устал я! Ой-ой-ой! (руки на щеки)
Учимся одеваться и раздеваться (застёгиваем и расстёгиваем липучки , молнии, клёпки на одежде).
Складывание разрезных картинок из 3-4 частей.
Рисуем пальчиками: «Мимоза»
Занятие №17
Учим части лица: рот, нос, глаза, уши, щёки.
В альбом добавляем картинку- девочка.
Учим показывать части лица на кукле, себе.
Стихотворение с движениями:
Есть у нас на голове:
Уха два и щёчки две.
Носик, ротик и глаза.
Вы запомните, друзья!
Учим выполнять действия: причёсывание волос расчёской, вытирание носа платком.
Шнуровка. Учимся шнуровать ботинок.
Пальчиковая гимнастика.
Светит солнце ярко, ярко (Поднять руки вверх, сжимать и разжимать пальцы)
От цветов пестреет луг. (Хлопать в ладоши)
В небе радуга, как арка, (В воздухе нарисовать радугу)
Из семи лучистых дуг.
Рисование на тему «Полёт в космос».
Занятие №18
1.Вставляем в альбом следующие картинки: мыло, полотенце, расчёска, мочалка, мальчик умывается, мальчик моет руки, мальчик причёсывается.
2. Отработка практических умений: мытьё рук с мылом, вытирание рук полотенцем, расчёсывание.
3. Стихотворение с движениями
Ай лады, лады, лады
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки.
Намочит их немножко!
Ай лады, лады, лады
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
4. Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр», рассматривание иллюстраций. (можно посмотреть мультфильм).
5.Разучивание отрывка с движениями:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам-
Стыд и срам, стыд и срам!
6.Нарисовать мыло, полотенце, мочалку и разукрасить.
Комплексные занятия
с учащимся
индивидуального обучения
со сложной структурой дефекта
/1 класс, вариант 9.2/
Разработала: Стасюкевич И.А.
учитель-дефектолог
2017/18уч.год
Источник