Развитие ребенка раннего возраста в предметно развивающей среде
Галина Литвинова
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста
Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.
Значение окружающей среды для маленького ребенка трудно переоценить. Именно в ранние годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы малютки. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика — отражательная способность мозга, значит, окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни.
Исследования показали, что окружающая ребенка средавыступает в интеграле взаимодействия трех составляющих:
• развивающего общения ребенка со взрослым;
• развивающей предметно — пространственной и игровой среды;
• развивающих видов детской деятельности.
Предметно — развивающая среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4 человека. Игры, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать «перекрещивание путей передвижения».
Оборудование детских помещений позволяет реализовать организацию воспитания ребенка раннего возрастана научной основе по следующим принципам:
1.Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития:
Оборудование группы мебелью и пособиями должно отвечать задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.
2.Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества:
Интерьер группы должен быть рассчитан на одновременное присутствие 10-15 детей раннего возраста. При этом должны быть учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом.
3.Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания:
Оборудование группы должно способствовать методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом.
4.Принцип надежности и безопасности:
Интерьер группы должен включать предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка.
5.Принцип гигиенического соответствия:
Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформироваться.
6. Принцип вариативности (удобства и комфортности в использовании):
Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта.
7. Принцип возрастного и гендерного соответствия. Для девочек
Для мальчиков
Привнесение указанных выше принципов в практическую жизнь группы детского сада обеспечивает создание предметно-пространственной развивающей среды для самых маленьких. Ее особенность — в одновременном присутствии не одного ребенка, а целой группы, где каждый малыш должен чувствовать себя не только защищенно, но и комфортно.
Важную роль в жизни малыша играет правильное зонирование групповых помещений.
Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни.
Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами.
•Уголок сюжетно — ролевой игры:
Сюжетно — ролевая игра – это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, берут на себя роль, распределяют игровой материал (с помощью взрослого, выполняя те или иные игровые действия.
•Уголок «Песок и вода»:
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещение.
•Центр развивающих игр:
Развивающие игры оказывают благотворное влияние на развитие психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия). Многие игры способствуют развитию зрительных, слуховых, кинематических ощущений, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, а также целенаправленного внимания, наблюдательности, памяти.
•Зона двигательной активности:
Повышению двигательной активности способствует, прежде всего, продуманное расположение оборудования и игрушек. Например, полки с игрушками нужно располагать так, чтобы одна из них была на уровне роста, другая выше, а третья ещё выше. При таком расположении у ребёнка появляется необходимость подняться на носочки, потянуться, чтобы достать игрушку, а потом убрать на место.
•Уголок театрализованной деятельности:
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка,в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
•Книжный уголок:
В ясельной группе каждая книга имеется в нескольких экземплярах (двух, трех, что-бы одну и ту же книгу могли смотреть сразу несколько детей, чтобы у них не возникало столкновения из-за книги. Книги на витрине следует время от времени менять. Если воспитатель видит, что дети все реже и реже берут какую-либо книгу, ее нужно на время убрать, а потом снова выставить; тогда дети с новым интересом будут рассматривать ее.
•Центр конструирования:
Конструирование — всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности, в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.
•Физкультурно-оздоровительный центр:
С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная.Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.
•Уголок уединения:
Он должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий,а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету.
•Музыкальный уголок:
В раннем возрасте лучше применять метод объяснительно — иллюстративный. Воспитатель обыгрывает действия с игрушкой сам, а дети смотрят, гладят игрушку, здороваются,звукопадражают: собачка гав-гав, птичка чик-чирик, киска мяу-мяу (мишка идет, зайчик прыгает, куколка танцует, спит и т. д.). В свою очередь, ребенок усваивает эти способы, и впоследствии будет играть сам.
Элементы каждой зоны (игры, игрушки) также должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Игрушек в каждой зоне не должно быть много, но они должны регулярно обновляться.
Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут меняться, объединяться, дополняться. Динамичность среды должна побуждать малы-шей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны — позволять взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач.
Источник
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста организуется для детей, поэтому все окружающие предметы должны быть соразмерны их росту, руке и физиологическим возможностям. Игровая комната оформляется в одной цветовой гамме (желтой, зеленой, голубой).Пространственная организация среды в группах для детей от 1,5-2 лет должна быть рассчитана на возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых переходов от опоры до опоры.
В группах для детей от 1,5-2 лет также необходимо предусмотреть:
горку с 3-4 пологими ступеньками и скатом, предусматривающую ограждения, исключающие падение с высоты (обычно у окна). Под горкой располагают игрушки-двигатели (набор крупных машин);
ленточный дидактический стол (может быть прямоугольным, овальным, крестообразным) – подход к нему должен быть со всех сторон;
рекомендуется также шарнирное устройство на потолке для подвешивания крупных игрушек, цветных ленточек, колокольчика, карусели и т.п., развивающее координацию и устойчивость в пространстве;
невысокие овальные воротца (можно поролоновые модули), низенькие банкеточки.
Ведущая деятельность детей раннего возраста – предметная, 2/3 игрового пространства насыщено дидактической игрушкой. В группах для детей от 1,5-2 лет педагог раскладывает игрушки, но не создает ситуативные игровые сценки, а помогает малышу выполнить игровые действия, развернуть игровую ситуацию, например: посадить мишку в коляску и покатать его или помыть куколке голову.
Игрушки:
крупные, в рост ребенка;
однотипные: 5-6 одинаковых утят, матрешек и т.д.; средних размеров;
разные по величине, форме, цвету: мишка большой, мишка маленький, кошка белая, кошка черная;
игрушки-забавы.
В конце года вносятся:
«Кухня»: на плите чайник, кастрюля;
«Ванна»: для купания голыша;
уголок «ряженья» (платочки, фартучки, ленточки) с зеркалом во весь рост;
рядом располагают музыкальные игрушки: металлофон, маленький бубен, барабанчик, колокольчики, балалаечка;
уголок природы: 2-3 крупнолистных растения (бегония, фикус).
В группах детей от 2-3 лет постепенно вносятся изменения в окружающую среду.
Группа не должна быть заставлена столами, громоздкой мебелью. Постепенно из группы выносится горка (на улицу).Меняется тематика настенных картин: они могут отображать какой-либо развернутый сюжет. Главное, сюжет картины должен быть понятен ребенку, картина рассмотрена с пояснениями взрослого, сравнениями и доступна для обозрения. Например, сценка из жизни ребенка или пейзаж, отвечающий текущему времени года.Хотя ведущей деятельностью является предметная, но именно в раннем возрасте зарождается сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, создавать более развернутые и содержательные сюжеты.
Игровое поле расширяется, здесь необходимо предусмотреть:
· место для игр с дидактическими игрушками;
· место для игр с двигателями, строительным материалом (чаще для игр мальчиков);
· 2/3 игрового пространства для игр с куклами и сюжетными игрушками (чаще для игр девочек).
1. Сюжетно-отбразительная деятельность:
сюжетно-образные игрушки
· кукольный уголок
игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр Кукольный уголок: гостиная комната (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель, можно средних размеров модули для детей.
Атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной по величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями из сказок, (1-2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т.п.
Куклы: имитирующие ребенка 2-3 лет (40-50 см), с подвижными частями тела, изображающие мальчиков и девочек, узнаваемых по одежде и прическе; имитирующие ребенка-младенца (голыш); дидактическая кукла с полным набором верхней одежды и белья. Животные и их детеныши, выполненные в реалистическом образе из разного материала, мягконабивные детеныши животных могут быть имитированы под ребенка (одеты в платье, шапочку и т.д.). Коляски для кукол.
Гостиную можно совместить или расположить рядом с уголком «Ряженья» (для одевания на себя) — используется стойка, одежда на плечиках, можно сундучок, расписанный в народном стиле, зеркало (в рост или в полроста ребенка). Аксессуары сказочных персонажей, шапочки, элементы профессиональной одежды, рисунки и игровые трафареты на ленточках, рисунки-эмблемы на ободочках, узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартучки, кофточки, бусы из различных материалов (но не опасных для жизни и здоровья ребенка), ленты, косынки и т.д. Этот уголок следует наполнять в течение всего года, дополнять и обновлять.
С уголком «Ряженья» рационально расположить парикмахерскую (Салон красоты).
Парикмахерская (для игровых действий, игры с куклами):
трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских.
Спальня (для игровых действий, игры с куклами): кроватки разных размеров (3-4) с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало — 3-4 набора), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее. Куклы-младенцы в конвертах. Шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол мальчиков, девочек, наборы зимней и летней одежды.
Кухня (для игровых действий, игры с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, полка или шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды, элементы домашней посуды: настоящая маленькая кастрюлька, ковшик и т.д., набор овощей и фруктов.
Ванная комната (для игровых действий, игры с куклами):
ванна с душем или ванночка для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки, веревка (не леска) для белья, прищепки, веничек, щеточка, совок для уборки помещения, игрушечный пылесос и т.д.
Гладильная доска, утюжки.
Магазин: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, таблички с наборами продуктов, овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша, компот; наборы овощей, фруктов; муляжи — продукты (булочки, пирожки): сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые и т.д.)
Поликлиника: кукла-доктор (медсестра) в профессиональной одежде с символом (медицина — красный крест), фонендоскоп, градусник, можно тематический набор.
Гараж: различные машины, набор инструментов: гаечный ключ, молоточек, отвертки, насос, шланг.
2. Познавательно-отобразительная деятельность Сюжетное конструирование (важно рациональное расположение материала). Легкий модульный материал – мягкие объемные геометрические фигуры (модули) разных цветов и размеров.
Напольный конструктор (крупный строительный материал). К нему для обыгрывания: крупные транспортные игрушки – автомобили грузовые, легковые, автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т.д.; сюжетные фигурки – наборы диких и домашних животных и их детеныши, птицы (зоопарк, птичий двор), рыбки, игрушечные насекомые, люди, сказочные персонажи и др.
Настольный конструктор (мелкий строительный материал, ЛЕГО). К нему для обыгрывания: мелкие транспортные игрушки и сюжетные фигурки.Детям раннего возраста для самостоятельных игр надо компоновать в коробку геометрические формы вместе с материалами для обыгрывания, например: в коробке — 2 кирпичика, 3 кубика, 1 призма и т.д. и тут же сюжетные фигурки, например: наборы диких, домашних животных, т.е. создаем игровые ситуации.
Центр воды и песка располагается рядом с уголком природы: ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки — мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные).
Для экспериментирования: сачки, формочки (замораживание), различные емкости (наливание, переливание), лодочки, камешки (тяжелый — тонет, легкий — не тонет) и т.д.
Можно оформить природный уголок в прихожих или холлах, находящихся перед групповым помещением
Уголок природы:
• картины — пейзажи по времени года;
• цветы с характерным выделением листа, стебля, цветка; широколистные, с плотной поверхностью листа, обильноцветущие (фикус, бегония, бальзамин («Огонек»), фуксия, герань, гибискус)
Книжный уголок:
• 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, любимые) в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку – мишку;
• иллюстрации (ламинированные);
• сюжетные картинки.
В группе желательно иметь фотоальбомы с эмоционально выразительными фотографиями.
Рядом с книжным уголком рационально расположить театр:
• театр игрушки, настольный театр, плоскостной, би-ба-бо, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на кеглях», «на палочках», «на перчатке», театр «заводных игрушек».
• музыкальные игрушки (озвученные — музыкальная книжка, молоточек, волчок, погремушка, шкатулка; не озвученные игрушки-самоделки — плоскостные балалайка, пианино и т.д.);
• народные игрушки;
• музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики.
3. Процессуальная игра:
развитие символической функции мышления Предметы-заместители, неоформленный материал:
кубики, коробочки, крышки цветные, пузырьки, банки с завертывающейся крышкой (не стекло) разных размеров, форм; картонные, клеенчатые полоски различной длины, ширины.
4. Сенсорное развитие:
обеспечение накопления представлений о форме, величине, цвете, навыков самообслуживания Дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику: ящик Сегена, цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки.
Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная пластиковая мозаика, например: «Цветы», пазлы из 3-12 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки-трафареты, развивающие игры с плоскостными геометрическими формами («Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)» или «Теремок»).
Дидактические игры и игрушки со шнуровками, молниями, пуговицами, кнопками, формирующие навыки самообслуживания и мелкую моторику: «Черепаха», «Осьминожка», «Краб», «Крокодил» и т.д.; шнуровки, застежки, молнии на панно, на туфельке, на игрушке.
5. Продуктивная деятельность:
стремление к самовыражению Уголок изодеятельности:
доска, мел; специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования; рулон простых раскатывающихся белых обоев, восковые мелки; светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка), магнитные кнопки.
6. Физическое развитие:
умение действовать самостоятельно, ориентироваться в пространстве Пространство в группе для свободного перемещения, удовлетворяющее двигательную потребность ребенка. Физкультурный уголок: шведская стенка с матрасиком (только под контролем взрослого). Мягкие легкие модули, разноцветные флажки, ленточки-султанчики, легкие поролоновые шарики для метания вдаль, мячи большие и теннисные, разноцветные шары для прокатывания, мешочки с песком для равновесия, кегли, обруч.
Литература
Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004
Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005
Источник