Развитие ребенка принцип детерминизма

Развитие ребенка принцип детерминизма thumbnail

Детерминизмом называют учение о взаимной определенности и взаимосвязи всех происходящих явлений и процессов. Принцип детерминизма в психологии означает, прежде всего, необходимость изучения всех закономерных зависимостей психических явлений от причин, которые их порождают. Психические особенности живых существ определены их обычным образом жизни. Но вместе с его изменением, начинает меняться и их психическая деятельность.

принцип детерминизма в психологииДинамика психических возможностей животных полностью зависит от основных эволюционных процессов. А развитие психики человека — от общего прогресса общества и актуальности его законов, а также способов производства, которые, согласно К. Марксу, влияют на политические, социальные и духовные жизненные процессы.

Принцип детерминизма в психологии и его формы

детерминизм в научном познанииВ научном познании детерминизм уже давно считается основным объяснительным принципом. Однако с его помощью можно объяснить изучаемые явления только с учетом взаимодействия всех факторов, которые доступны проводимому эмпирическому контролю.

Объяснение свойств психики с помощью диалектического материализма имеет в виду тот факт, что субъект, который вносит изменения в настоящий, окружающий его мир своей деятельностью, также сам изменяется.

Появляются такие понятия как «внешнее» — это те продукты культуры, которые созданы силами индивида и «внутреннее» — концентрация его сущностных сил, сформировавшихся в данных продуктах в процессе их объективации

принцип детерминизма в психологииВ целом, детерминизму свойственна форма казуальности, случайности, не поддающейся обобщению, а также причинности факторов и обстоятельств, которые предшествуют какому-либо событию и задают условия для его формирования.

Но кроме этой, детерминизм имеет еще несколько форм:

  • целевую — процесс достижения определен самой целью;
  • системную — подтверждающую зависимость всех компонентов системы от ее свойств;
  • статистическую — возможность образования при наличие одинаковых причин различных эффектов, которые подчиняются статистическим закономерностям;
  • обратной связи — при которой следствие влияет на причину, его вызвавшую.

Принципу детерминизма в психологии придается большое значение, так как он считается общенаучным. С его помощью во многих отраслях наук организованы различные схемы построения знаний.

научные познания о психикеНаучные познания о психике довольно длительное время развивались под влиянием механического детерминизма. Поэтому считалось, что все психические явления, а также феномены и процессы были обусловлены механическими факторами. Примерно так же как и рабочие процессы различных устройств. Появились учения о рефлексах, аффектах и ассоциациях.

Практическое применение принципа детерминизма

практическое применение принципа детерминизмаВ XIX веке появление биологического детерминизма привело к тому, что психику стали рассматривать как важнейшую составляющую всей жизнедеятельности. В психологическом детерминизме существует ясное понимание того, что все происходящие психические явления из-за прямого внешнего воздействия, факторы могут формироваться по законам не похожим на известные биологические или физические. Благодаря психологическому детерминизму, специалисты пришли к выводу, что психика не представляет собой замкнутого образования. Это им позволило начать проведение исследований в психической сфере.

С помощью детерминистического подхода в психологии была решена важнейшая проблема отношения психики к работе мозга.

Перед психологией стояла задача изучения механизмов его деятельности, из-за которых происходят психические явления и феномены. Применение принципа детерминизма в психологии позволило подвести физиологические закономерности к постижению психических явлений.

свобода для человекаВ концепции Л. С. Выготского был сформулирован тезис о преобразовании природных механизмов психической деятельности в результате онтогенетического развития индивида из-за влияния на него социальных и исторических факторов и происходящего усвоения им элементов культуры и взаимоотношений с людьми.

Детерминизм: свобода воли или ответственность — видео

Источник

Краткое описание документа:

Принципы изучения психики дошкольника

Чтобы правильно, грамотно воспитывать, обучать ребенка, необходимо изучить его психологию. А для этого надо овладеть методами психологического исследования. Важно помнить, что ребенок — специфический объект исследования, его психика находится в стадии становления, развития, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование «Не навреди!», т.е. не нанеси какой-либо ущерб ребенку, его здоровью, психическому состоянию, социальному статусу и т.д. К малышу следует подходить бережно, заботливо. Любое исследование должно помочь развитию дошкольника, а не затормозить его. Изучение ребенка проводится прежде всего с целью тщательного контроля за ходом психического развития, для того чтобы как можно раньше обнаружить и исправить возможные отклонения. К тому же нужно верить в будущее ребенка. Исследование предполагает не только установление уровня его развития, но и выявление скрытых резервов. Важно установить не только то, что ребенок знает и может выполнить в момент исследования, т.е. достигнутый уровень развития, но и потенциальные возможности влияния на этот процесс, в том числе исходя из понятия зоны ближайшего развития. Ее составляет область еще не созревших, но созревающих психических процессов, которые определяют возможности и перспективы развития ребенка. Следует учитывать характер и объем помощи, которую оказывает ребенку взрослый, педагог, исследователь.

Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях детской психологии, а не с помощью понятий других наук или по аналогии с психическими особенностями взрослого. Важно понять законы детского развития и особенности детской психики на каждом возрастном этапе. Поэтому исследователю, педагогу необходимо быть психологически компетентным, знать детскую психологию, а также не допускать предвзятого отношения как к отдельному ребенку, так и к детской группе. Выбранные для исследования методы должны соответствовать его целям, условиям организации, а также возрасту, полу детей.

Принцип всесторонности и целостности исходит из того, что целостность человеческого развития является его специфическим качеством. Поэтому психическое развитие представляет собой не просто сумму развития отдельных изолированных способностей. В нем проявляется единство развития человека как индивида, личности, субъекта познания, деятельности, общения, как индивидуальности.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени и не только психологами, но и педагогами, врачами, родителями. При этом исследуются не отдельно определенные параметры, а целенаправленно прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи. Важно определить место каждого качества, свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи со всеми остальными сторонами психического развития. Ведь ни одно свойство не возникает изолированно, одно качество непременно влечет за собой другое. Поэтому нельзя делать заключение о развитии ребенка только на основании исследования его внимания, памяти или каких-либо других отдельно взятых психических функций.

Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин внешнего и внутреннего порядка. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей. При этом нужно помнить, что причины могут быть скрыты временными и преходящими влияниями. Причины следует искать в условиях жизни и воспитания ребенка, в особенностях его собственной активности и деятельности, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, в предшествующих этапах его развития.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в алкогольной семье

Источник

ПЛАН

1. Принципы изучения психики ребенка

2. Классификация методов детской психологии

3. Наблюдение как метод детской психологии

4. Эксперимент в детской психологии

5. Методы беседы и изучения продуктов деятельности детей

6. изучения психики ребенка педагогом

Литература

1. Басов М. Я. Избран. психологические произведения / Под ред. В. Н. Мясищева, В. С. Мерлина. — Педагогика, 1975. — 432 с.

2. Возрастная психология / Под ред. Г. С. Костюка. — М .: Просвещение, 1976.

3. Запорожец А .. В. Избр. психол. труды в 2 т. — М .: Педагогика, 1986.

4. Комментарий к базовому компонента дошкольного образования в Украине: Научно-метод. пособие / Наук. ред. А. Л. Кононко. — М .: Редакция ж-ла «Дошкольное воспитание», 2003. — 243 с.

5. Люблинская А. А. Детская психология. — М .: Высшая школа, 1974.- 356 с.

6. Максименко С. Д. Теория и практика психолого-педагогических исследований. — НИИПИ, 1990. — 240 с.

7. Малыш Программа воспитания детей дошкольного возраста / Плохий С. П., Кулачкивська С. Е., Ладывир С. А., Пироженко Т. А. и др. — М .: АПНУ, Ин-т проблем воспитания. — 286 с.

8. Павелко Р. В., Цигипало А. П. Детская психология: Учеб. пособие.

— М .: Академ-выдал, 2008. — 432 с.

9. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. — М .: Школа-Пресс, 1997. — 383 с.

10. Урунтаева ГА. Дошкольная психология. — М .: Изд. Центр «Академия», 1997. — С. 3-28.

Принципы изучения психики ребенка

Маленький ребенок нуждается в постоянной заботе и защите окружающих от вредных для ее развития внешних воздействий. Особая уязвимость, пластичность детской психики приводит подход взрослого к исследованию внутреннего мира ребенка, построенный на основе принципа гуманизма и педагогического оптимизма с требованием «Не навреди». Исследования детской психики не только выявляет закономерности ее развития, но и вызывает свое влияние на него, последствия которого исследователь должен предусматривать, обеспечивая положительный развивающий эффект. Педагогу следует соблюдать при этом особую осторожность, деликатности, такта, чтобы уберечь ребенка от возможных неблагоприятных воздействий своего исследования.

Чтобы выполнить первый принцип, педагог должен глубоко знать детскую психологию, новейшие ее достижения, обладать достаточной проницательностью во внутренний мир ребенка, пониманием его неповторимости и специфичности по сравнению со взрослым человеком. Этого требует второй принцип — эффективности и научности.

Принцип детерминизма активно разрабатывался С. Л. Рубинштейном. Его сущностью является основополагающая закономерность психики: внешние воздействия действуют через внутренние условия. Развитие психики ребенка зависит от воздействия на нее взрослых, сверстников, но в одинаковой ситуации разные дети по-разному реагируют на эти воздействия, в зависимости от своих индивидуальных особенностей, внутренней активности.

При исследовании детской психики важно не просто зафиксировать определенный факт, но и необходимо его объяснить, а для этого выяснить его причину: под воздействием чего у ребенка возникают те или иные проявления поведения, закладываются положительные или отрицательные черты характера и тому подобное.

Из принципа детерминизма происходит принцип взаимосвязи и взаимообусловленности психики, сознания и деятельности (также разработан С. Л. Рубинштейном). Психика и деятельность выступают как две стороны одного явления. Деятельность — внешняя сторона психики, а психика — внутренний план деятельности. Деятельность определяется замыслом, целью, программой ее достижения, то есть сознанием. И, наоборот, на создание замыслов, программ влияет практика. С одной стороны, сознание управляет деятельностью, а с другой, осложнения деятельности, овладение новыми ее видами обогащает, расширяет сознание.

Таким образом, деятельность одновременно и обусловлена сознанием, и сама предопределяет ее. Этот принцип имеет важное значение для определения методов психологического исследования. Поскольку в нем утверждается взаимосвязь психики с деятельностью, то методологическое обоснование получает возможность изучать психические явления через деятельность, доступную для объективного наблюдения. Детерминизм открывает путь для использования объективных методов, в том числе эксперимента, в психологии.

Индетерминизм — позиция противоположна принципу детерминизма — утверждает замкнутый характер психики, ее полную независимость от внешних условий, отрицая, что можно узнать о переживаниях человека по его поведению. Единственно возможным методом при этом остается самонаблюдение или интроспекция. Фактически же предметом изучения с помощью интроспекции выступает сознание. Но человек не осознает всех своих психических проявлений. Бессознательное оказывается за рамками изучения, невозможно исследовать этим методом и психику ребенка, и животные. Вместе с тем, этот метод может использоваться как прием в исследованиях, построенных на объективных методах.

Основа объективного метода — принцип детерминизма и принцип единства сознания и деятельности. Главные требования к психологическому исследованию — это объективность и генетический подход.

Принцип развития психики и сознания в деятельности утверждает, что деятельность выступает как условие не только проявления, но и развития психики ребенка. Рубинштейн сформулировал основы детской психологии: «Воспитывать и обучать ребенка, изучая ее. Изучать ребенка, воспитывая и обучая ее». Воспитание и обучение по своей сути является организацией деятельности ребенка.

Для изучения и одновременно развития психических особенностей ребенка нужно организовать соответствующую деятельность. Например, творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при создании сказки.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что одно исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо использовать комплекс методов исследования, анализировать НЕ разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

Принцип возрастного, индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у конкретного ребенка в индивидуальных формах. Каждый ребенок учится ходить, говорить и т.д., но процессы эти индивидуально неповторимы.

ВЫВОДЫ о принципах детской психологии:

— Исследования детской психики построенное на таких принципах, как принцип гуманизма и педагогического оптимизма; детерминизма; взаимосвязи и взаимообусловленности психики, сознания и деятельности; принцип развития психики и сознания в деятельности; комплексности, системности и систематичности исследования; эффективности и научности; возрастного индивидуального и личностного подхода;

Читайте также:  Центр развития ребенка законодательство

— Основа объективного метода — принцип детерминизма и принцип единства сознания и деятельности;

— Главные требования к психологическому исследованию — это объективность и генетический подход.

Источник

Детерминизм – это учение о взаимосвязи явлений с факторами, которые их определяют. Данный подход является научным и применятся в различных областях, в том числе, психологии. Он признает зависимость психических явлений от внешних обстоятельств или генетических факторов. Основная идея детерминизма заключается в причинности любых психических процессов.

Принцип детерминизма в психологии

Детерминизм, применяющийся в психологии, определяет зависимость психических явлений человека от группы факторов, которые могут выражаться в наследственности, а также  микросоциальных отношениях, предшествующем опыте субъекта. При этом детерминизм может выражаться в различных формах, что обусловлено многообразием взглядов на явление и его длительную эволюцию.Детерминизм в психологии. Что это такое, принципы, определение, виды, формы

Принцип детерминизма в психологии заключается в следующих положениях:

  • психические явления обусловлены объективной действительностью;
  • основное влияние на психику формирует деятельность мозга человека;
  • у каждого психического явления есть своя причина, следовательно, при изучении процессов психики необходимо установить причины, их вызвавшие;
  • психика также определяется образом жизни и социальными связями.

Определение понятия и содержание теории

Детерминизм в психологии – это зависимость явлений психических процессов от определенных факторов, которые их формируют. Понятие «детерминизм» произошло от латинского determinare — «ограничивать, очерчивать, определять», что говорит об основной идее данного учения – взаимосвязь и взаимоопределенность процессов и явлений.

Теория детерминизма произошла из философского учения, которое признает закономерность взаимосвязи явлений объективного мира.

Данный подход к научному познанию в результате эволюции стал важнейшей составной частью научной методологии, которая формировала целью исследований выявление закономерностей и причин протекающих процессов. Детерминизм используется как для изучения природы, так и общества и человеческой психики.

Эволюция принципа

Применительно к психологии в развитии детерминизма, выделяются несколько эпох. Первым периодом возникновения детерминизма стал предмеханический этап. Первоначально детерминизм проявлялся как признание природных и космических законов как основообразующими, подчиняющими себе как природные  стихийные явления, так и жизнь человека.

Представителем данного этапа стал греческий философ Демокрит, который считал, что человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов. С точки зрения Демокрита, душа становится источником энергии тела. Древнегреческий философ был представителем всеобщего детерминизма.

Он считал, что моральные принципы человека не могут быть унаследованы или даны природой; они являются порождением общественных воздействий. Аристотель иначе трактовал причину существования и деятельности человека и природы. Он пришел к неотделимости души от живого тела как системы, имеющей целостную организацию и целесообразности человеческой души.

С крахом античности возникли религиозные мировоззрения. Представителем спонтанности души и заложенным в нее скрытыми способностями к движению и активности стал Августин, основавший теологическую психологию.Детерминизм в психологии. Что это такое, принципы, определение, виды, формы

Она основана на противоположном детерминизму индетерминизм, который признает критерием достоверности исключительно личный опыт. Подобные идеалистические представления до сих пор противопоставляются материалистическому взгляду на происходящее в мире и психике человека.

Механистически детерминизм возник с активным развитием науки в 17 веке. Философ-рационалист Спиноза отрицал дуалистическое понимание человека, которое разделяло его на духовную и телесную составляющие. Спиноза описывал сущность психологии человека с помощью созданного учения об аффектах.

Спиноза выделяет 3 основных аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Также представителями направления были английские и французские материалисты, некоторые из которых считали человека «машиной органического тела» или просто организованной системой. Слабость данного направления создавала предпосылки к обращению к биологии за объяснением определенности человеческой психики.

Ч. Дарвин и К. Бернар значительно повлияли на биологический детерминизм. Они говорили о целесообразности жизни в результате стремления к выживанию, сохранению форм, позволяющих противодействовать влиянию окружающей среды.

Это помогло перейти к вероятностной детерминации, представителем которой стал психолог Фрэнсис Гальтон, считавший, что поведение человека может проявляться в связи с закономерностями. Исследователь также опирался на общебиологический подход, который гласил, что приспособление вида может быть достигнуто за счет индивидуальных проявлений, которые детерминированы генетикой.

На основании этого Гальтон сделал вывод, что психические различия каждого человека также обусловлены генетическими особенностями.

На следующем этапе развития детерминизма в психологии в 20 веке были выявлены психические детерминанты, которые регулируют отношения между природным и социальным; при этом психика стала считаться самостоятельным явлением, которое, хотя и зависит от внешней среды, но значительно влияет на жизнедеятельность человека и его социальную жизнь.

Категориями психики выступили образ, действие и мотив, которые рассматривали Гельмгольц, Дарвин и Сеченов.

В дальнейшем стал развиваться микросоциальный детерминизм, который видел детерминацию психики человека в межличностных отношениях. Например, Фрейд обратил внимание на отклонения в психике ввиду травматичных отношений с матерью.

Новыми определителями детерминации стали групповое действие и сотрудничество; индивидуальность сознания формируется переносом в свой внутренний мир внешних воздействий из микросоциальных отношений.Детерминизм в психологии. Что это такое, принципы, определение, виды, формы

Ярким представителем данного направления был Выготский, который выделил знаки, как психологические орудия, которые зарождаются во взаимодействии с другими людьми, а позже переносятся в сознание человека.

Также он включил сознание в мир культуры, придавая ей значение в становлении человеческой личности. При этом Выготский говорил о неразделимости индивидуальности и социальной среды, которая преломляется перед особенностями личностями и сама по себе носит характер столкновения и конфликта характеров.

Марксистская философия внесла вклад в новую форму детерминизма, которая определяла сознательность человека зависящей от объективных условий, культурных и экономических факторов. Это также внесло значительный вклад в развитие детерминизма относительно психосоциальной деятельности человека.

Марксистский принцип диалектического материализма использовался в дальнейшем многими психологами, в том числе, Л.С. Выготским, советским психологом, который соглашался с тем, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам.

Детерминизм эволюционировал от идеалистических представлений до биологических, которые отрицали неосознаваемые внутренние силы и мотивы, особый тип организации психической деятельности человека, а также материалистических.

Признание существования сознания и выделение психологии в отдельную науку позволило открыть бессознательные стороны человеческой психики, а также важную роль микросоциальной сферы в изменении человека.

Что такое индетерминизм?

Индетерминизм – это философское учение, отрицающее или объективность причинности, или ее ценность в познании с точки зрения науки. Представители учения являются противниками детерминизма и считают, что воля человека – это автономная сила, которая не подчиняется каким-либо законам и причинам.Детерминизм в психологии. Что это такое, принципы, определение, виды, формы

Идеи исторического индетерминизма стали распространяться во второй половине 19 века в ряде философских школ (философия жизни, неокантианство). Эти концепции пытаются раскрыть качественную специфику социального познания и исторического процесса, придавая ведущее значение в них случайности.

Читайте также:  Развитие ребенка от месяца и дальше

Научное подтверждение этих представлений в социальном познании появляется после создания и разработки в XIX-XX веках статистической теории на основе теории вероятностей.

В итоге многочисленных исследований в области социальных наук, случайность признается как самостоятельное начало социума, происходит утверждение конструктивной роли случая в качестве фактора свободы человека и необратимости социальных изменений, а также важнейшего условия появления нового в историческом процессе.

Индетерминизм может быть теологическим и натуралистическим. Первый вид отрицает достаточную полноценность природы в участии в деятельности человека и жизни других существ; целостность и эволюционность объясняется существованием Бога. Натуралистический индетерминизм исходит из признания природного как самодостаточного в мировой системе.

Также в истории философии сложилось 2 типа индетерминизма: объективный и идеалистический. Первый вид отрицает любое истолкование причинности, как с точки зрения самого человека, так и объективного понимания. Идеалистическое направление считает закономерность и причинность уместной с субъективной точки зрения. При этом объективные атрибуты детерминизма на мировом уровня отрицаются.

Категории детерминизма

Детерминизм в психологии – это направление, которое относится к психическим процессам, как и ко всем явлениям в мире, с точки зрения причинной обусловленности. Она является связью между явлениями, где одно из них называется причиной, а другая – следствием.

Первое явление ввиду определенных факторов влияет на второе, тем самым порождая категорию следствия. Причинность является однонаправленной и необратимой, что говорит о предшествующем характере причины, за которой обязательно последует следствие, но не наоборот.Детерминизм в психологии. Что это такое, принципы, определение, виды, формы

Следующими категориями детерминизма являются необходимость и случайность. Эти понятия являются конкретизирующими в сфере взаимозависимости мировых явлений и процессов. Необходимость фиксирует закономерность явлений, которая исходит из самого их существования; случайность же говорит об определении связи между явлениями относительно внешних обстоятельств.

Необходимость – это то, что обязательно должно произойти в данных условиях, однако в такой форме, которая определяется не только самой сущностью явления, но и внешними обстоятельствами, которые могут сложиться по-разному. Разность форм осуществления необходимости относительно исходного процесса выступает случайностью.

Следующими категориями детерминизма являются действительность и возможность. Действительность может пониматься как объективная реальность, материя. В конкретном смысле действительность может ограничиваться существованием определенного объекта, находящегося в каких-либо условиях.

Применительно к этому понятию можно ввести категорию «возможность», являющейся результатом диалектических отношений настоящего и будущего состояния действительности. Возможность – это предпосылки и направления изменения действительности, существующие в ее настоящем.

Возможность может быть абстрактной и реальной. Под последней понимается превращение возможной категории в сферу действительного под воздействием определенных условий. Абстрактная возможность может быть реализована теоретически, исходя из законов, по которым существует действительность, но, исходя из имеющихся условий, не может быть превращена в другую категорию.

Чтобы возможность стала действительностью, необходимо наличие каких-либо условий и действие законов самого объекта. Данная реализация в человеческой жизни зависит от субъективного фактора, то есть деятельности человека.

Виды детерминизма

Детерминизм – это подход, который может рассматриваться в разных сферах и с учетом определенных факторов, в зависимости от которых явление классифицируется на определенные виды:

  • психологический детерминизм (окружающая культура и социальные нормы в дальнейшем определяют психическое состояние человека);
  • исторический детерминизм (подход основывается на принципе определенности, который учитывает 2 элемента: предсказуемость событий, основанная на реальных предпосылках их возникновения и случайных формах их реализации, которые могут быть определены с помощью вероятностно-статистических законов, а также роль людей, основанная на осмысленности и рациональности их целей и действий);Детерминизм в психологии. Что это такое, принципы, определение, виды, формы
  • биологический детерминизм (поведение контролируется генами человека и наследственными признаками);
  • технологический детерминизм (общественное развитие человечества относится к техническому прогрессу);
  • материалистический детерминизм (решающая роль в определении условий жизни играет материальное производство. Такие формы общественного сознания как религия, философия, мораль, право также детерминируются материальным производством, которое необходимо изучать для понимания процессов жизнедеятельности);
  • теологический детерминизм (признание существование теологической системы, которая рассматривает человеческие действия как действия, обусловленные Богом);
  • взаимный детерминизм (люди функционируют в результате динамичного взаимодействия между их поведением, окружающей среды и личностными характеристиками).

Детерминистский подход

В детерминистском подходе признается тот факт, что события или явления, происходящее в жизни человека, обусловлены какими-либо причинами.Детерминизм в психологии. Что это такое, принципы, определение, виды, формы

В психологии детерминистский подход может выражаться в следующих формах:

Название формы

Описание

СистемнаяЧасти какой-либо системы определяются базисными характеристиками целого.
Обратная связьРезультат какого-либо действия также влияет на причину, которая привела к данным последствиям.
ЦелеваяПричинность и взаимосвязанность действий подразумевает в результате достижение определенной цели.
СтатистическаяОпределенный набор факторов не гарантирует схожесть последствий от действий одного и того же человека.

Практическое применение принципа детерминизма

Детерминизм в психологии – это такой подход к пониманию психических процессов, который является фундаментальным в понимании принципов работы психики, предполагающий всестороннее исследование всех граней жизнедеятельности человека для  понимания его поведения.

Важнейшим этапом практического применения детерминизма в психологии стало развитие культурно-исторической теории Л.С. Выготского, советского психолога и основателя марксистской исследовательской традиции изучения высших психологических функций человека. Данная теория была разработана в 20-30 гг. XX века и рассматривала социальную среду как главный источник развития личности.

Еще в начале развития ребенок формируется под воздействием, как естественных процессов созревания, так и культурных, а также формирующих мышление и поведение.

Психолог считал, что развитие мышления и других функций психики может протекать в совокупности с внешней деятельностью с помощью культурных средств и социальных факторов. Благодаря данной теории, стало известно, что источник развития ребенка заключается в сотрудничестве и создании диалога со взрослым.

Детерминация поведения

Детерминация поведения человека в психологии сводится не только к личностным качествам, но и особенностям внешней среды. Это проявляется в неизбежной активности человека в социальной сфере, которая преломляет личные намерения и формирует определенные роли в поведении личности.Детерминизм в психологии. Что это такое, принципы, определение, виды, формы

Также внешняя детерминация может проявляться в виде социального принуждения, насилия, манипуляций. Именно общество в целом, его социальные институты оказывают влияние на деятельность и на жизнь человека, начиная от формирования его чувств и кончая семейными и производственными отношениями. Общество является рамками, которые оказывают влияние на все проявления человека.

Внутренняя психическая детерминация влияет на общественную сферу с помощью целеполагания. В своем сотрудничестве с обществом человек ставит сознательн?