Развитие ребенка при тотальной слепоте

Развитие ребенка при тотальной слепоте thumbnail

Причины врожденной слепоты и задержки зрительного развития

а) Оценка зрения у ребенка. Состояния, приводящие к снижению остроты и сужению поля зрения, весьма распространены и часто связаны с системными расстройствами. Следовательно, необходимы тщательный сбор анамнеза и осмотр. Полное офтальмологическое обследование включает в себя офтальмоскопию, оценку остроты зрения и измерение полей зрения. У младенцев и маленьких детей такие исследования затруднительны (Hoyt et al., 1982).

Исследование должно включать в себя оценку рефлекторных реакций, таких как зрачковый рефлекс на свет, который достоверно присутствует после 31 недели гестации. Мигательный рефлекс на световой раздражитель развивается примерно в это же время (рефлекс на ослепляющий свет), но реакция мигания при опасности ненадежна и возникает позже. Фиксация объекта и слежение присутствуют с самого раннего возраста. Младенцы поворачивают голову в сторону рассеянного света в возрасте нескольких дней.

Человеческое лицо на расстоянии примерно 30 см является лучшим объектом для фиксации. Слежение за объектом в вертикальной плоскости особенно полезно при осмотре, так как вертикальные движения глаз не являются случайными, следовательно, они более надежны, чем горизонтальные. Нистагм, вызываемый поворачиванием ребенка вокруг оси тела, присутствует у нормальных доношенных младенцев, но исчезает в течение нескольких секунд при зрительной фиксации, тогда как у слепых детей он может длиться в течение 15 секунд.

Для измерения остроты зрения должны использоваться стандартные таблицы, разработанные с этой целью. Однако такая методика практически неприменима у детей, которые еще не умеют говорить. В этих случаях оценку остроты зрения можно провести методом преимущественной фиксации взгляда (McDonald et al., 1985; Atkinson и van Hof-van Duin, 1993); при отсутствии стандартизованных тестов могут применяться функциональные методы. Дети могут считаться слепыми, если очевидно, что они ничего не видят или если они замечают большие объекты на расстоянии всего нескольких футов (Jan et al., 1977).

Аналогично можно применять стандартные методы периметрии, такие как периметрия по Гольдману. У маленьких детей поле зрения обычно исследуется с помощью конфронтационных методик.

Иногда нужны дополнительные исследования для оценки зрительных путей. Регистрация вызванных потенциалов зрительного нерва при вспышках — замечательная методика объективной оценки сохранности зрительных путей (Baker et al., 1995). Положительная корковая волна с максимальной задержкой 300 мс впервые появляется на 30 неделе гестации. Затем на протяжении последних 10 недель гестации происходит еженедельное уменьшение примерно на 10 мс (Taylor et al., 1987; Leaf et al., 1995).

В возрасте примерно трех месяцев морфология и задержка вызванных потенциалов зрительного нерва уже относительно зрелая, но в более ранний период интерпретация результатов все еще затруднена. Для получения дополнительной информации о зрительной оси могут использоваться другие методики регистрации вызванных потенциалов зрительного нерва (ВПЗН), такие как паттерн-ВПЗН, регистрации ВПЗН при ориентации в движении и при поиске. Могут применяться дополнительные тесты для оценки зрения, например, электроретинография при диагностике многих заболеваний сетчатки.

При обследовании детей с потерей зрения центрального генеза используются лучевые методы исследования нервной системы (Flodmark et al., 1990); они могут выявить патологию головного мозга, например, отсутствие прозрачной перегородки или агенезию мозолистого тела. Кроме того, лучевые методы диагностики помогут выявить поражения зрительной лучистости, особенно дилатацию задних рогов и перивентрикулярную лейкомаляцию (Van Nieuwenhuizen и Willemse, 1988; Scher et al., 1989).

Данные обследования ребенка не только подтверждают диагноз заболевания, но также используются как основа для начала развивающих занятий для детей с потерей зрения. Понятие потери зрения определяется по-разному. В Канаде и США с юридической (правовой) точки зрения слепотой считается дальнозоркость не более 20/200 (0,1) на лучшем глазу с коррекцией, или наибольший размер поля зрения должен быть не более 20°. В Соединенном Королевстве таким показателем считается острота зрения 3/60 (0,05.).

Эти определения неприменимы к маленьким детям, так как измерение остроты зрения в некоторых клинических ситуациях не всегда точно. К тому же острота зрения и зрительные функции развиваются со временем. Следовательно, маленькие дети, у которых острота зрения по взрослым стандартам снижена, возможно, и не имеют ухудшения зрения по сравнению со сверстниками.

Амблиопия клинически определяется как значительное снижение остроты зрения, несмотря на адекватную коррекцию аномалий рефракции (Friendly, 1987). Это наиболее частая причина монокулярной потери зрения. Обычно при обследовании выявляются факторы, ведущие к амблиопии, а именно, анизометропия, косоглазие, монокулярная зрительная депривация или их комбинация. В отличие от многих причин потери зрения, амблиопия лечится, что ведет к повышению остроты зрения.

Причины детской слепоты или тяжелого расстройства зрения

б) Признаки ранней двусторонней потери зрения. Врожденная слепота обычно легко диагностируется, за исключением младенцев с тяжелой недостаточностью когнитивных и реляционных функций, у которых трудно дифференцировать слепоту и безразличие к окружающему.

Наиболее часто встречается потеря зрения при поражениях прегеникулярных зрительных путей. Дети с поражением хориоидеи и/или сетчатки обычно давят на глаза пальцами (Jan et al., 1983). Механизм этого окуло-дигитального феномена может быть связан с вызыванием фосфенов и других зрительных ощущений механического давления. Интенсивное надавливание ребенком на глаз должно вызвать подозрение о наличии заболевания сетчатки. Это особенно часто наблюдается у слепых детей с задержкой умственного развития.

Читайте также:  Росток центр раннего развития ребенка

Снижению остроты зрения, вызванного атрофией зрительного нерва или другими поражениями прегеникулярных путей, часто сопутствуют патологические движения глаз по типу «ищущих» или блуждающих в случае полной слепоты, или по типу врожденного нистагма при некотором сохранении полезного зрения или полном восстановлении после раннего периода полной слепоты (Jan et al., 1986). Большая часть центральных причин зрения не всегда проявляются такими блуждающими движениями глаз (Whiting et al., 1985); однако в этих случаях можно наблюдать глазодвигательные апраксии и дискинетические движения глаз (Matsuba и Jan, 2006).

Кроме развития визуальной дисфункции, слепота может вызывать и такие неврологические проявления как гипотония и задержка моторного развития (Jan и Scott, 1974). Тем не менее, значительная задержка никогда не объясняется расстройствами зрения. Sonksen (1993) наблюдала 600 детей с тяжелыми расстройствами зрения и тщательно оценивала их речевое развитие и социальные навыки. Она настаивала на необходимости ранней диагностики и лечении таких детей с целью компенсации развивающейся уязвимости.

Ухудшение зрения также может вызывать патологические изменения на ЭЭГ, в частности, спайки в затылочных отведениях, которые, возможно, являются отражением деафферентации затылочной коры (Jan и Wong, 1988). Такие пики при отсутствии клинических проявлений и припадков не являются признаком эпилепсии и не требуют лечения.

Врожденную слепоту бывает трудно отличить от задержки зрительного созревания (Tresidder et al., 1990; Fiedler и Mayer, 1991). Это состояние определяется как ослабление или отсутствие зрительных реакций при нормальном офтальмостатусе, присутствующее с рождения, с последующим улучшением в течение нескольких месяцев. Диагноз ставится ретроспективно и при исключении другой патологии зрительного анализатора. Важно, что зрение улучшается со временем, но может не восстановиться полностью, так как задержка зрительного созревания часто связана с глазной и системной патологией.

Существует несколько классификаций задержки зрительного развития. Uemura et al. (1981) использовали классификацию, выделяющую три типа заболевания: тип I включал пациентов с задержкой зрительного созревания при отсутствии других аномалий; тип II — пациенты с задержкой зрительного созревания и системными заболеваниями, такими как припадочные расстройства или когнитивные нарушения; тип III — пациенты с задержкой зрительного созревания и сопутствующей патологией зрения. Таким же образом, Fielder и Mayer (1991) различали четыре типа: тип I без поражений органа зрения и ЦНС; тип II при наличии сопутствующей неврологической патологии; тип III — дети с альбинизмом и младенческим нистагмом; и тип IV, при котором присутствует тяжелые структурные изменения глаз.

Клинически при улучшении зрительных функций у некоторых младенцев появляется «блуждающий» нистагм. Часто наблюдается транзиторное косоглазие. При офтальмоскопии патологии не выявляется, но у младенцев диск зрительного нерва бледнее, чем у детей более старшего возраста, и глазное дно и макула могут быть несколько крапчатыми, что может быть принято за атрофию диска зрительного нерва или ретинопатию. Вызванный ответ зрительного нерва при замедленном созревании может иметь аномальную форму, включая отсутствие негативного зубца после первого потенциала (Mellor и Fiedler, 1980) и возросшую задержку вызванного ответа. Электроретинограмма (ЭРГ) обычно нормальна.

Выздоровление происходит в возрасте 4-6 месяцев, хотя это зависит от типа заболевания. У детей с системными заболеваниями прогноз хуже. У некоторых младенцев могут сохраняться нистагм и низкая острота зрения. Причина этого состояния неизвестна.

— Также рекомендуем «Причины ухудшения зрения у ребенка при поражении зрительной коры»

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 8.1.2019

Источник

Особенности развития слепорожденных детей. Психология слепых

Психические нарушения при слепоте и глухоте имеют свои особенности, что обусловлено той исключительно важной ролью, которую играют оба генеральных анализатора, обеспечивающих зрение и слух, в жизнедеятельности организма. При сравнении особенностей развития психической деятельности слепорожденного или с детства глухого ребенка видно, что слепой нормально психически развивается, поскольку он слышит человеческую речь со дня своего рождения. Однако это развитие одностороннее, так как, слыша слова и усваивая их смысл, ребенок не имеет о них зрительного представления.

Кроме того, отсутствие зрения тормозит формирование кинестетических функций, так необходимых для нормального развития.

Слепорожденный живет в мире звуков и постепенно приспосабливается к окружающему при помощи слуха и всех сохранившихся органов чувств. В течение длительного времени он понятия не имеет о том, что окружающие его зрячие люди все воспринимают по-другому и их возможности адаптации намного шире, чем у слепого. Слепорожденный не знает, что он — инвалид и многого лишен в результате слепоты. Первое тяжелое психическое потрясение он испытывает, когда узнает о своем физическом дефекте. В этот период огромную роль играет правильное воспитание ребенка, его микросоциальное окружение.

Первое ясное представление о своей неполноценности он получает в 3—4-летнем возрасте, когда начинает формироваться самосознание и соотнесение своей личности с окружающим миром. Гиперопека в этот период, так же как и безнадзорность, крайне нежелательны. Необходимо заботливое и чуткое отношение к ребенку и создание ему необходимых условий для психического и физического развития. Даже косвенные намеки на неполноценность слепого вызывают у него мучительные переживания и способствуют появлению повышенной ранимости, обидчивости, впечатлительности, аутизации. Богатый мир звуков вступает в противоречие с полным отсутствием зрительных восприятий.

слепорожденные дети

В препубертатный и пубертатный периоды у слепого ребенка появляется чрезмерная потребность в фантазировании. В фантазиях как бы «утоляется» зрительный голод, так как слепой в них представляет себя зрячим человеком, героем, наделенным особыми человеческими достоинствами. Эти фантазии порой принимают характер овладевающих представлений и до определенного периода жизни занимают важное место в переживаниях слепого. В большинстве случаев зрительный анализатор у слепых функционально сохранен, а поражен лишь его периферический участок.

При анализе особенностей фантазий у слепых невольно возникает предположение, не являются ли они своеобразным замещением утраченной функции, необходимым для поддержания тонуса центральной нервной системы, бурно развивающейся на ранних этапах онтогенеза. Мы считаем, что это предположение не лишено оснований, если учесть, что при выключении такого мощного и важного анализатора, каким является зрительный, необходима какая-то «заместительная компенсация».

Осознание своей неполноценности способствует появлению на самых первых этапах жизни ребенка массивной невротической симптоматики и развитию идей отношения, обусловленных преимущественно переживанием своего дефекта, неполноценности. На этом фоне возникают разнообразные патохарактерологические расстройства, проявляющиеся сложным симптомокомплексом — депривационным синдромом. Клиническими признаками этого синдрома являются: массивная невротическая симптоматика; патологическое фантазирование; стойкие, преимущественно психогенные, идеи отношения; разнообразные патохарактерологические расстройства.

Во всех клинических проявлениях депривационный синдром наблюдался только у лиц с врожденной или рано приобретенной слепотой.

У большинства обследованных взрослых слепых выявлялись различные варианты патохарактерологического развития личности. Они отличались от патохарактерологического развития у зрячих пациентов в первую очередь тем, что как правило, сочетались с выраженной астенической симптоматикой и ипохондричностью. Повышенная ранимость и подозрительность способствовали развитию затяжных невротических состояний. Больные становились крайне обидчивыми, сенситивными, аутичными. В последующем у слепых обычно формировался невротический тип патохарактерологического развития в его основных вариантах (неврастенический, обсессивно-фобический, истерический), клиника которых по сравнению с таковой у зрячих определялась особенностями личности, обусловленными зрительной депривацией.

— Также рекомендуем «Особенности развития глухонемых детей. Психология глухих»

Оглавление темы «Психология глухих и слепых»:

1. Психологическая помощь глухонемым детям и подросткам. Социализация глухих

2. Особенности развития слепорожденных детей. Психология слепых

3. Особенности развития глухонемых детей. Психология глухих

4. Сенсорная депривация. Зрение и его значение

5. Получение информации о внешнем мире у слепых. Значение слуха для слепого

6. Физиология слуха и вкуса у слепых. Шестое чувство слепого

7. Пространственное представление, внимание, память и мышление у слепого

8. Особенности мыслительной деятельности, речи у слепых детей и взрослых

9. Двигательная деятельность слепых. Особенности моторики слепого

10. Формирование личности слепого и их особенности

Источник

Слепота - полное отсутствие зренияСлепотой называют заболевание, характеризующееся полным отсутствие зрительного восприятия или значительным снижением оптической силы.

Клиническая картина разная, в зависимости от причины развития.

Заболевание бывает нескольких видов, но не всегда успешно лечится. Ученые ищут новые способы терапии, некоторые из них уже протестированы на слепых людях и показали положительный результат.

Диагноз слепота

Слепотой называют полное отсутствие способности видеть или серьезное повреждение зрительного восприятия. Потеря зрения на один или оба глаза сопровождается хорошо выраженными изменениями в глазу, вызывается нарушениями ЦНС.

Под данным состоянием понимается отсутствие светоощущения. Световые лучи не фиксируются на светочувствительных рецепторах, находящихся в сетчатке.

Классификация

Существует 4 вида слепоты:

  • Абсолютная (тотальная). При данной форме светоощущение полностью отсутствует. Больные видят только темноту, не воспринимают цвет, форму и размеры.
  • Скотома. Психологический тип болезни, означающий частичное исчезновение поля зрения. У больного время от времени пропадает изображение на отдельных участках. Скотома сопровождается фосфенами, ощущением мерцания.
  • Гемианопсия. Это двухсторонний вид заболевания в половине поля зрения. Заболевание считается полиэтиологическим.
  • Дальтонизм — цветовая форма патологии. Чаще заболевание наследственное. Под дальтонизмом понимается неспособность пациента различать красный, синий и зеленый. Иногда теряется возможность вообще иметь цветовое зрение.

Заболевание бывает врожденным или приобретенным. Первое развивается у детей с рождения.

Выделяют еще несколько видов слепоты:

  • кортикальная;
  • временная (перемежающаяся);
  • гражданская;
  • профессиональная;
  • корковая;
  • предметная;
  • куриная;
  • снежная.

Причины

Развитие слепоты наступает при ряде заболеваний, имеющих хронический или острый характер течения. Ухудшение зрительного восприятия наступает, если поврежденная ретина не способна воспринимать световые лучи, импульсы искажаются, головной мозг не обрабатывает нормально информацию.

Факторы риска, способствующие развитию слепоты:

  • возраст;
  • генетическая предрасположенность;
  • сниженное артериальное давление;
  • отравление ядовитыми веществами;
  • сильные травмы;
  • период гормональных изменений у женщин.

Причиной потери способности видеть может служить умышленное действие. В 2009 году в Иране молодому человеку вынесли приговор, в ходе которого его должны были лишить зрения, за то, что он плеснул кислотой в лицо девушке. Приговор осуществляет пострадавшее лицо.

Дефицит питательных веществ: недостаток витамина А и цинка также способствуют ночной слепоте.

Возрастная макулярная дегенерация

Полная потеря зрительного восприятия происходит по причине прогерессирования возрастной макулярной дегенерацией (ВМД), поскольку это заболевание влияет на центральное зрение, обеспечиваемое макулой (пигментированная центральная часть сетчатки).

Пациенты с сильно поврежденным желтым пятном в обоих глазах имеют остроту зрения, измеренную на диаграмме глаза 20/200 или хуже. Однако их периферийное зрение обычно не повреждено, поэтому они видят формы и движение.

Пигментный ретинит

Редкое генетическое заболевание, поражающее сетчатку, также способно вызвать слепоту. Пигментный ретинит приводит к туннельному зрению, в котором остается только небольшое окно в центральной части.

При неуклонном прогрессировании болезни нарушает работу фоторецепторов, что приводит к полной слепоте.

Глаукома

Слепота - полное отсутствие зренияПодразумевает нарастание давления в глазу, которое влияет на периферическое зрение. Без него трудно увидеть, что происходит вокруг, а это особенно опасно во время вождения

Глаукома является патологией зрительного нерва, которая бывает прогрессирующей, хронической и необратимой. Некоторые случаи заканчиваются полной потерей зрительного восприятия. Согласно статистике, глаукома является второй причиной слепоты в обществе.

Диабетическая ретинопатия

Еще одним заболеванием сетчатки, которое способно вызвать слепоту, является диабетическая ретинопатия. Это сосудистое заболевание, являющееся наиболее тяжелым осложнением СД.

Пациенты с диабетом теряют зрение от отеков или кровотечений в сетчатке, или по причине отслойки ретины. Это поздний необратимый процесс. На ранних стадиях трудно заменить, поскольку повреждение сетчатки обычно не сопровождается болевыми ощущениями.

Причины детской слепоты

Полная потеря зрительного восприятия возможна в младенческом и детском возрасте. На это влияют следующие заболевания:

  • ретинопатия недоношенных;
  • ксерофтальмия;
  • микрофтальм или анофтальм;
  • осложнение преждевременных родов;
  • амблиопия;
  • синдром выраженной краснухи;
  • патология зрительного нерва;
  • травмы;
  • ретинобластома;
  • дефицит витамина А;
  • последствия увеита;
  • не устраненная врожденная катаракта;
  • синдром врожденной краснухи.

Признаки

Слепота - полное отсутствие зренияСлепыми считаются лица, у которых отсутствуют зрительные ощущения. Они имеют остаточную способность видеть, оптическая сила 0,01–0,05 диоптрий при использовании корригирующих средств (очковые или контактные изделия).

Признаки пациентов с данным диагнозом:

  • при абсолютной форме зрачок больного не реагирует на свет;
  • иногда больные чувствуют разницу между светом и тьмой;
  • не воспринимают цвет, форму, размер;
  • способность определять предметы в пространстве отсутствует;
  • постепенно обостряется слух и другие органы чувств.

Зрачки слепого человека не реагируют на свет. Они будто стеклянные, но глазное яблоко может двигаться. Глаза слепого иногда выглядят, как у здорового, могут быть белыми, с прозрачно-белой пеленой на хрусталике. Все зависит от причины потери зрения.

Диагностика

Для диагностики неспособности видеть используют различные шкалы для тестирования остроты зрения (измерение оптической силы). Тотальная форма заболевания ставится, когда зрачок больного не реагирует на свет.

Скотома и гемианопсия диагностируется с помощью обследования, определяющего границы поля зрительного восприятия. Также для постановки диагноза проводят кампиметрию, это исследование измеряет поле зрения.

Для диагностики цветового типа заболевания проводят тестирование на цветовое восприятие. Проводится тест Ишихары, аномалокскопия, FALANT-тест. Пациентам с приобретенной формой слепоты проводят тонометрию, периметрию, рефрактометрию, биомикроскопию, офтальмоскопию.

Существует ли лечение

Слепота - полное отсутствие зренияНе все виды слепоты необратимы. Некоторые типы заболевания обратимы. Лечение зависит от причины возникновения. Если это инсульт или повреждение зрительного нерва, нормальная жизнь пациента вряд ли восстановится, понадобится немало сложных операций, но они не дадут 100% гарантию восстановления зрительного восприятия.

Пациенты, пережившие кровоизлияние в мозг, вернуть зрение не смогут. Таким больным требуется соответствующее обучение по передвижению.

Если заболевание является следствием катаракты, глаукомы, отслойки ретины лазерная терапия или хирургическое вмешательство вернут способность видеть.

Ученые ищут новые подходы к терапии слепоты. В 2009 году сообщили о вмешательстве, в ходе которого провели пересадку бионического глаза ( он превращает свет в электричество). Операция прошла успешно. Проводили пациенту с тотальной формой, которому исполнилось 76 лет.

В 2013 году ученые создали протез, состоящий из камеры и преобразователя сигнала, который подключается к зрительному нерву (если он не поврежден).

Новые технологии продолжают изучать и применять на слепых людях, но на данный момент ученые не говорят о всеобщем их использовании, еще проводятся испытания.

Жизнь со слепотой

Данное состояние вызывает неуверенность в себе, у людей не всегда получается адаптироваться в обществе, по этой причине начинаются психологические проблемы, мысли о самоубийстве. Человеку требуется определенный период, чтобы привыкнуть к этому состоянию, и близкие должны в этом помочь.

Следует записать слепого в специальную школу. Незрячего взрослого и ребенка обучат передвигаться и читать. Некоторым дают собаку-поводыря. Животное специально обучается, помогает передвигаться вне помещений и приносит нужные вещи.

Важно помогать человеку наслаждаться жизнью, просить помочь в легких делах, чтобы он считал себя значимым и взаимодействовал с окружающим миром, не стесняясь нарушенного зрения.

Профилактика

Избежать проблемы можно. В 90% случаев заболевание получится предотвратить. Необходимо лишь:

  • своевременно посещать врача;
  • использовать средства для защиты глаз при работе с ядовитыми веществами;
  • сбалансировано питаться.

Во многих случаях восстановить зрение возможно. Главное — обратиться к врачу на раннем этапе развития болезни, когда патологический процесс можно обратить.

Полезное видео

Была ли статья полезной?
Оцените материал по пятибалльной шкале!

Если у вас остались вопросы или вы хотите поделиться своим мнением, опытом — напишите комментарий ниже.

Что еще почитать

Источник

Читайте также:  Консультация сенсорное развитие ребенка развивающие игры