Развитие ребенка при помощи рисования
Роль рисования в развитии ребёнка.
«Рисовать надо, чтобы быть счастливым
и дарить миру добро и красоту».
Вреж Киракосян.
Без музыкального слуха ребёнку нечего делать в музыкальной школе, при чрезмерной стеснительности ребёнку будет трудно на театральной сцене, а вот рисунок подходит для любого ребёнка – в нём можно выплеснуть свои эмоции, для этого не нужны грандиозные умения, и это не менее увлекательно, чем играть со сверстниками в карты. Вот почему изобразительное искусство для детей играет такую важную роль.
Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — пишет В. А. Сухомлинский. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества — желание получить результат, создать определенное изображение. Занимаясь рисованием, дети узнают разные материалы (бумага, краски, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках и высказывают суждения о работах других детей.
Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственного мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики. Рисование — важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
Почему же стоит рисовать?
Польза рисования для детей бесспорна и научно обоснована, поскольку художественные занятия:
- дарят радость.
Рисование становится для ребёнка увлечением, приносящим огромное удовольствие, наслаждение, поскольку даёт свободу самовыражения; когда на белом листке «оживает» город или лес, — испытываешь неподдельное удовольствие.
- развивают усидчивость и аккуратность.
Удержать карандаш в руке — непростая задача для ребёнка, а изображение конкретного предмета и вовсе кропотливое и сложное занятие рисунок – это дело не 5-ти минут, для него нужна усидчивость, терпение, стремление, настойчивость и желание довести дело до конца. А эти качества личности являются очень важными в последующей жизни;
- Развивает мелкую моторику
Рисование оказывает влияние на то, что принято называть «мелкой моторикой», то есть ребенок развивает кисти рук, пальцы. Это тонкие координации, которые с одной стороны укрепляют связи между нейронами мозга и нервами в кистях. С другой же стороны — обратные сигналы от непослушных еще пальцев заставляют мозг обрабатывать новые массивы информации и, следовательно, развиваться. Чем лучше он освоит этот этап, тем быстрее разовьётся речь.
- тренируют память, внимание, улучшают пространственное воображение;
Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин;
- помогают справиться с эмоциями, делая счастливее и свободнее
Поскольку через рисунок малыш «выплёскивает» на бумагу свои чувства, которые в силу, возраста не может выразить с помощью речи; через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
- ориентирует на результат
В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность;
- развивают творческий потенциал.
Создание рисунка или картины требует от ребенка экспериментирования, индивидуального видения предметов, предполагает креативность подхода к творческому процессу, именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки — а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней;
- учит видеть пропорции и глубину красок
Ребенок, пытаясь изобразить что-либо на бумаге, совершенно по-другому начинает относиться к окружающему его миру. Глядя на всё, он видит не хаотичные картинки, а соразмерности, пропорции, краски. Мир приобретает глубину и насыщенность;
- успокаивают психику
Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам; многие сравнивают рисование с медитацией. Художественное творчество позволяет расслабиться, «отключиться» от внешнего мира, в голове нет места бытовым мыслям;
- помогают раскрыть индивидуальность.
Рисуя, ребёнок ощущает себя не «песчинкой», а творцом, личностью, что делает его увереннее в себе и благотворно сказывается на самооценке; через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
- приобщает к общемировой культуре
Во время обучения детей рисованию происходит знакомство их с произведениями, написанными великими мастерами. А это, безусловно, расширяет кругозор, приучает мыслить шире, чем подсказывает повседневная жизнь.
- Воспитывает доброту и справедливость
Рисование способствует воспитанию у детей доброты, справедливости и благородных чувств, которые возникают у них в процессе рисования, в видении образов.
Таким образом, «Рисование помогает смотреть на мир иными, новыми глазами, начинаешь ещё сильнее любить природу, людей и животных. Начинаешь ещё сильнее всё ценить! Сам же процесс рисования вызывает неимоверные, восхитительные эмоции. Человек духовно обогащается и растёт над собой, развивается и раскрывает свои скрытые способности. Рисовать надо, чтобы быть счастливым и дарить миру добро и красоту», — Вреж Киракосян.
Источник
Оксана Юрьева
Консультация для родителей «Что развивает рисование»
Что развивает рисование
Рисование – один из методов развития детей. Каждый родитель хоть раз получал в подарок рисунок малыша, и для многих это является предметом гордости. Интересно, что в данном случае важен сам процесс, а не результат. Именно процесс развивает память и внимательность, мелкую моторику и речевой аппарат.
Кроме того, рисование положительно воздействие на психику малыша, делает детей устойчивыми к стрессам и помогает лучше учиться. Поэтому оно обязательно входит в программу детских садов и начальной школы. Кроме того, занятия удобно, легко и интересно проводить дома. Давайте узнаем подробнее, чем полезно рисование для детей.
1. Рисование развивает мелкую моторику, а именно мелкие и точные движение кистей и пальцев рук. Быстрая и развитая моторика положительно влияет на внимательность и память, зрение и речь, состояние нервных клеток. Занятия формируют координацию между руками и глазами. Также мелкую моторику прекрасно тренирует и развивает лепка;
2. Формируется красивый почерк, развивается ловкость и скорость реакции. Рисуя конкретный предмет, ребенок вспоминает его, а, значит, стимулирует работу памяти. Рисуя с натуры, он учится определять цвет, фактуру, объем, пропорции и прочие физические свойства;
3. Регулярные занятия рисованием учат ребенка структурировать и рассчитывать время. Они вырабатывают усидчивость и формируют дисциплинированность;
4. В творческом процессе рисования ребенок подмечает нюансы, фантазирует и преобразует, ищет решения и варианты развития событий. Это развивает наблюдательность и внимательность, фантазию и воображение, креативность, нестандартное, пространственное и ассоциативное мышление;
5. Учит ориентироваться в пространстве и развивает глазомер, объясняет, что такое двух- и трехмерные изображения. В дальнейшем ребенку станет легче осваивать физику и математику;
6. Приобщает к изобразительному искусству и мировой культуре, воспитывает вкус и любовь к эстетике. Ребенок начинает различать мелкие детали и элементы, сравнивать и обобщать, выявлять частное и общее;
7. Дети учатся заканчивать начатое, выявлять и исправлять ошибки, анализировать. Ребенок ставит перед собой цель и идет к результату. При необходимости можно нарисовать заново уже с учетом опыта и предыдущего опыта, при этом работа пойдет легче и быстрее, а результат порадует даже больше чем, если бы первый рисунок получился сразу.
Психологическая польза рисования
Польза рисования для детей выявляется и в психологической, эмоциональной сфере. Творчество помогает побороться со стрессом и переживаниями, помогает отпустить негатив и отвлечься. Занятия успокаивают ребенка и нормализуют психологическое состояние и дает эмоциональную устойчивость, что особенно полезно для нервных и капризных малышей.
Рисование поднимает настроение и нравится детям. Оно может увлечь малыша надолго, тем самым давая взрослым свободное время. А совместное рисование поможет наладить контакт с ребенком и узнать друг друга ближе. Это создаст комфортную атмосферу и доверительные отношения. Кроме того, вы весело и интересно проведете время.
Творчество, в том числе и рисование – прекрасный способ рассказать и заявить о себе. Через рисунки можно понять желания и потребности, проблемы и страхи, текущее эмоциональное состояние ребенка. Не зря психологи просят нарисовать что-либо, например, дом, дерево, семью, человека, несуществующее животное и так далее.
По рисунку и взрослого, и ребенка можно многое рассказать о человеке. Чем он любит заниматься, в какой семье он живет и воспитывается или воспитывался, какие проблемы его волнуют. Определить его пол и примерный возраст, характер и темперамент, семейный статус и положение в обществе.
Рисование помогает осознать ребенку себя, как личность, как человека, который творит и создает. Это повышает самооценку. Интересно, что мальчики и девочки рисуют по-разному. Девочки мыслят образно, здесь развиты эмоции и воображение. Поэтому они уделяют внимание мелочам и деталям, тщательно прорисовывают персонажей, декор, лица людей и так далее.
Для мальчиков же характерно схематическое рисование и буквальное восприятие символов, логичность и стремление к анализированию. На рисунках вы найдете больше технических деталей и архитектуры, но меньше декора или лиц.
Как рисовать с ребенком
Чем раньше малыш возьмет в руки карандаши, фломастеры или краски и начнет рисовать, тем лучше. Рисовать смело можно даже с малышом до года. Для маленького ребенка берем бумагу большого размера, так как на маленьком листке крохе рисовать трудно. Подходящим решением станут старые и ненужные обои.
В этих целях организуйте творческий уголок. Выделите в детской комнате место, где разместите старые или ненужные обои, которые можно разрисовывать. Здесь также можно разместить меловую или маркерную доску, на которой рисуют цветными мелками или фломастерами.
Мел, фломастеры, краски и другие предметы творчества удобно хранить в организаторах, банках или ведерках, которые также развешиваем или расставляем в творческом уголке. Важно надежно зафиксировать емкости, чтобы они не падали или не переворачивались, и содержимое не вываливалось. Еще больше идей для хранения детских игрушек вы найдете здесь.
Если у вас нет возможности оформить творческий уголок, возьмите ватман, старые или специальные обои и разложите на полу. А для маленьких детишек подойдут пальчиковые краски. Для детей постарше можно приобрести специальные обои для рисования с готовыми контурами, которые нужно обводить, дорисовывать и прорисовывать. После двух-трех лет можно предлагать ребенку раскраски.
Как поддержать интерес к рисованию
Даже если ребенок не хочет быть художником или связать жизнь с изобразительным искусством, в процессе он приобретет важные и полезные навыки, которые пригодятся в школе и во взрослой жизни. Такое творчество положительно влияет на физиологическое развитие и психологическое состояние. Поэтому эксперты советуют обязательно поощрять детское стремление и желание рисовать.
Чтобы не отбить у малыша желание рисовать, а, наоборот, поддержать интерес к творчеству, всегда хвалите полученный результат. В процессе поддерживайте кроху и при необходимости подсказывайте. Обязательно проявляйте интерес, спрашивайте, почему он выбрал такой цвет, что он нарисовал, посвящен ли этот рисунок кому-нибудь и так далее.
Не ругайте кроху, если у него что-то не получается. В этом случае помогите малышу или начните рисунок заново. Если вы видите ошибку, укажите и подскажите, как исправить, как смотрелось бы лучше.
Ни в коем случае не смейтесь над рисунком и не критикуйте ребенка! Развешивайте рисунки на стене или складывайте в специальную папку. Это поможет отмечать творческие находки и умения ребенка, заметить положительную динамику. Хвалите малыша и говорите, что каждый новый рисунок получается лучше предыдущего.
Не заставляйте кроху заниматься насильно. Он сам должен приходит к творчеству и рисовать по собственному желанию и вдохновению. Если он не хочет рисовать, предложите малышу другие развивающие занятия. Можно лепить, читать, вырезать и клеить поделки, учить алфавит и цифры, учиться писать и считать, собирать конструкторы или мозаики и так далее. Но подбирайте занятия по возрасту ребенка.
Источник
РИСОВАНИЕ ПОМОГАЕТ ДЕТЯМ РАЗВИВАТЬСЯ и КАК РОДИТЕЛЯМ ПРАВИЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ НА РИСУНКИ
РИСОВАНИЕ –это первая художественная деятельность, которой ребенок занимается осознанно и самостоятельно. Это не просто веселое занятие, а сложный процесс, в котором мысленному образу или чувству придают видимую форму. Рисование необходимо детям, чтобы полноценно развиваться.
Что же развивает рисование?
В раннем возрасте, конечно же, рисование способствует развитию МЕЛКОЙ МОТОРИКИ рук. Во время рисования задействованы двигательные, зрительные, мускульные и осязательные анализаторы, развивается зрительно-моторная координация, ПАМЯТЬ и СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ.
Рисование развивает творческое мышление, т.е. КРЕАТИВНОСТЬ, потому что во время рисования ребенок создает множество образов, которые можно изменять по своему усмотрению, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов- это отличная тренировка творческого мышления.
Рисование отлично развивает фантазию и воображение, которые являются важными сторонами жизни ребенка и особенно развиваются в возрасте от 5 до 15 лет.
ВООБРАЖЕНИЕ — это способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление.
ФАНТАЗИЯ необходима будущему взрослому. Она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать что-то принципиально новое. В рисовании ребенку нужно детально продумать образ до того, как он сможет его нарисовать.
Если ребенок перестает выдумывать, у него обедняется личность, понижается потенциал творческого мышления, а затем и заинтересованность в искусстве и творческой деятельности.
Рисование стимулирует развитие ВОСПРИЯТИЯ в детском возрасте, заставляя ребенка изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Тренируется умение наблюдать и анализировать объект, что также способствует развитию МЫШЛЕНИЯ, так как все психические процессы взаимосвязаны и имеют друг на друга взаимовлияние. Таким образом, по рисункам ребенка можно сделать выводы о развитии моторики и интеллекта.
Рисование влияет на РАЗВИТИЕ РЕЧИ. В раннем возрасте ребенок во время рисования проговаривает свои действия («сейчас я возьму синий карандаш и нарисую…»), что помогает ему их осознавать и лучше координировать. Родителям очень важно внимательно слушать рассказы ребенка о своем рисунке, задавать наводящие вопросы о героях, сюжете и деталях изображения, тем самым стимулируя развитие связной речи и словарного запаса.
В возрасте от 7-ми лет очень важно придумывать сюжет для рисунка. Многие дети, привыкнув, что на занятиях по рисованию дается определенная тема или пример, начинают испытывать трудности при самостоятельном выборе сюжета. Вы, как родитель, можете помочь ребенку, если будете чаще водить ребенка в музеи, на выставки, театры или даже, когда гуляете, идете в магазин, обращайте внимание ребенка на происходящее вокруг вас и сами озвучивайте это. И постепенно приучайте ребенка к тому, что каждое интересное наблюдение может лечь в основу нового сюжета для рисунка.
Чем разнообразнее и богаче жизненные впечатления ребенка, тем ярче и необычнее будет его фантазия.
Можно устраивать домашние выставки из детских и совместных работ, придумывать названия картин. Такие выставки можно приурочить к какому-нибудь празднику, чтобы дети могли увидеть итог своих занятий рисованием.
Отсутствие рисования обедняет психическое развитие и говорит о наличии в нем каких-то затруднений и страхов.
По цветовой гамме рисунков можно тоже сделать выводы о проблемах ребенка. Преобладание серых и черных тонов в рисунках говорит об отсутствии жизнерадостности и пониженном фоне настроения, о большом количестве страхов, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно. Яркие, светлые и насыщенные краски свидетельствуют об активном жизненном тонусе и оптимизме.
КАК ПРАВИЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ НА РИСУНКИ ДЕТЕЙ?
При помощи рисования дети реализуют свой жизненный опыт, перерабатывают свои переживания и фантазии. Рисунок – это ВНУТРЕННИЙ МИР РЕБЕНКА и поэтому надо очень осторожно относиться к оцениванию рисунков взрослыми. Ни в коем случае нельзя критиковать рисунки. КРИТИКА является одной из главных причин низкой самооценки и страха ошибки. И даже ПОХВАЛА может пагубно отразиться на самооценке ребенка и вызвать зависимость от мнения окружающих, А ребенка надо учить опираться не на чужое мнение, а на свои собственные ощущения, мысли и чувства. Только так можно вырастить уверенного и самостоятельного человека. Как критика, так и похвала – это тоже оценивание. А так как рисунок – внутренний мир ребенка, он не нуждается в оценке.
Если к вам ребенок подошел со своим рисунком и спрашивает: «Ну как красиво?», вы можете его спросить: «А тебе нравиться? Что тебе здесь нравиться больше всего?». Если родители сразу выдадут свою оценку, ребенок не успеет осознать свое отношение, удовлетворен он или нет работой. Поищите в рисунке ребенка какие-то необычные детали, которых раньше не было, обратите внимание ребенка на это и скажите: «Как здорово ты это придумал!».
Однажды на семинаре для родителей одна мама рассказывает, что ее восьмилетняя девочка говорит, что рисунок плохой и у нее не получилось, а мама начинает ей доказывать, что это не так, у тебя все красиво. Девочка продолжает спорить, она не верит маме. А мама не верит ощущениям ребенка и тем самым мысленно говорит ей: «Твои мысли и чувства неправильные. Не верь себе» .
Как лучше поступить маме? Принять чувства ребенка, спросить: «Что тебе здесь не нравиться? Что и как ты хотела нарисовать? Как ты думаешь, что помешало тебе нарисовать так, как ты задумала? Нужна ли тебе моя помощь или ты сама еще раз попробуешь? Я верю, что у тебя получится!».
Дорогие родители, не торопитесь с оценками! Это поможет вам вырастить успешного человека, который верит в себя и доверяет собственному мнению.
Анна Салагаева, психолог
Источник