Развитие ребенка после рождения становление личности конспект урока 8 класс

Развитие ребенка после рождения становление личности конспект урока 8 класс thumbnail

Тема урока

«Метаморфозы» человеческого тела  

(развитие ребенка после рождения)

Урок проводится в 8 классе в рамках темы «Индивидуальное развитие человека».

Цель урока:проследить этапы развития ребенка после рождения, выяснить причины, их определяющие.

Задачи урока:

образовательные: изучение этапов развития человека после рождения, их причин и закономерностей, закрепление полученных на уроке знаний;

развивающие: развитие логического мышления, умения формулировать выводы на основе имеющихся знаний;

воспитательные: формирование научного мировоззрения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения и методические приемы:рассказ с элементами беседы, демонстрация электронной презентации, распознавание и определение объектов, анализ смыслового содержания подсказок с целью определения темы урока.

Методы закрепления достижений учащихся:работа с дополнительной литературой, заполнение таблицы, взаимопроверка.

Средства обучения и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран,ростомер, учебники, дополнительная литература, рабочие тетради.

На урок приглашены дети в возрасте 3 лет, 6 лет, 13 лет и 16 лет.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Целеполагание (2 мин).
  3. Изучение нового материала (20 мин).
  4. Закрепление (10 мин).
  5. Подведение итогов и домашнее задание (2 мин).

Ход урока

  1. Организационный момент

Организация класса, приветствие учащихся, выявление отсутствующих.

  1. Целеполагание

Сообщение цели и задач урока, основных его этапов.

  1. Изучение нового материала

Учитель: как и всякий урок, сегодняшний тоже имеет тему, но ее вам нужно будет сформулировать самостоятельно, пользуясь предложенными подсказками (слайд 1).

Учащимся предлагается 5 подсказок  (оформляются в виде гиперссылок на соответствующие слайды):

  • Латинская (слайд 2)

Эпиграф урока – слова Вергилия, поэта «золотого века римской литературы, жившего в I веке до нашей эры.  Попробуйте, не зная латинского языка, догадаться, о чем идет здесь речь.

Quantummutatusabillo! – Как он изменился по сравнению с прежним!

Учащиеся должны увидеть слово mutatus, знакомое им по термину мутация, и объяснить, что мутация – изменение.

  • Музыкальная (слайд 3)

В качестве музыкальной подсказки используется фрагмент пьесы М.Мусоргского«Балет невылупившихся птенцов»

Учащиеся могут не знать самого произведения, но его мелодический рисунок и фотография птенца должны помочь им выбрать главное слово – изменение.

  • Поэтическая(слайд 4)

        Четверостишие английского поэта С.Надсона и сопровождающие каждую строку фотографии разных времен года должны помочь детям указать на изменения в природе.

  • Сказочная(слайд 5)

        Фрагмент из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» также должен подсказать слово «изменения».

  • Визуальная (слайд 6)

        Визуальная подсказка – это видеофрагмента из фильма «Микромир», показывающая стадии развития бабочки.

        Учащиеся должны подобрать слово, объединяющее смысл всех подсказок: метаморфозы, превращения, изменения.

        Затем просматривается видеофрагмент из фильма «Тело человека», показывающей изменения, происходящие с человеческим телом в ходе индивидуального развития, формулируется тема урока (слайд 7).        

Учителем приводится этимологическая справка, показывающая значение указанных терминов (слайд 8).

        Вопрос учащимся: какие изменения происходят с организмом человека после рождения, которые видны сразу и наиболее явны?

        Примерный ответ: изменения роста и пропорций.

Практическая работа(слайд 9)

Изменение пропорций тела человека с возрастом

        Цель: выявить изменения пропорций тела человека по мере его роста.

        Оборудование: ростомер.

        Объектами исследования являются приглашенные дети разных возрастов.

Ход работы

1. Измерьте длину тела и длину головы у детей разных возрастов, приглашенных на урок.

2. Занесите полученные результаты в таблицу.

Соотношение длины головы к длине тела человека

для разных возрастов

Возраст

Длина тела

Дт

Длина головы

Дг

Отношение длины головы к длине тела

Дг/Дт

3 года

6 лет

13 лет

16 лет

3. Подсчитайте коэффициент отношения длины головы к длине тела.

4. Сделайте вывод.

Примерный вывод по практической работе: по мере роста тела человека происходит изменение его пропорций, то есть, длина головы уменьшается, а длина тела увеличивается.

Примечание: формулировка вывода сопровождается иллюстрацией, показывающей возрастные изменения пропорций тела (слайд 10).

Учитель: рост человека идет неравномерно. Каждая часть тела, каждый орган развивается по своей программе. Если сравнить рост и развитие каждого из них с бегунами на длинную дистанцию, то нетрудно обнаружить, что в период этого многолетнего «бега» лидер соревнования постоянно меняется. В первый месяц зародышевого развития лидирует голова, затем приоритет переходит к другим органам.

Читайте также:  Ранняя стадия развития ребенка

Полуростовой скачок. После его прохождения длина тела достигает половины окончательной длины.

Проводится «филиппинский тест» (определение изменений пропорций человеческого тела с возрастом). Объектами исследований также являются приглашенные на урок дети (слайд 11).

Ростовой скачок – подростковый возраст. К этому времени голова выросла в 2 раза, туловище и руки – в 3, длина ног увеличилась в 5 раз (демонстрируется слайд 12 с относительными пропорциями человеческого тела в разных возрастах).

С возрастом изменяются не только размер и пропорции тела человека, но и их внешний облик. Демонстрируется видеофрагмент из фильма «Тело человека» и возрастными изменениями, происходящими с носом и ушами.

Учитель называет этапы постэмбрионального развития человека (слайд 13).

Рассказ о каждом этапе заранее подготовлен учащимися и сопровождается демонстрацией фотографий из семейного архива. Учитель обращает внимание на необходимость внимательного прослушивания рассказов одноклассников, так как на следующем этапе урока эти знания понадобятся им для заполнения таблицы.

  1. Закрепление

Учащиеся заполняют таблицу (слайд 16), где указываются характеристики всех этапов индивидуального развития человека, используя полученные знания и дополнительную литературу, лежащую на столах.

После заполнения проводится взаимопроверка таблицы.

Вопрос учащимся: каковы причины происходящих изменений?

Учащиеся должны назвать: генетическая программа, влияние условий внешней среды, возрастные гормональные сдвиги (слайд 17).

  1. Подведение итогов и домашнее задание.

Учитель подводит итоги урока вместе с учащимися, выставляются оценки, дается домашнее задание.

Учитель:

Урок рождается непросто.

Порой с наивного вопроса,

Порой со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то.

Когда сомнений нету боле

Он вырывается на волю.

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось!

Итог обыденной работы,

восторг волшебного полета –

все это дивное явленье.

Урок, рожденный вдохновеньем!

Демонстрируется финальный слайд с видеофрагментом из фильма «Тело человека», демонстрирующий разные этапы жизни человека.

Источник

Как стать личностью

Наша сущность находится в четырёх ипостасиях: человек, индивид, личность и индивидуальность.
Человек – это отдельный биологический вид Homo Sapiens(наравне с кошками, собаками…);
Индивид – это отдельный человек, обладающий врождённым чертами и качествами(высокий, чернокожий, рыжий…);
Индивидуальность – это совокупность врождённых и приобретённых черт, отличающих индивида от других индивидов(высокий, чернокожий… + мировоззрение, политические взгляды, язык, национальность и т.п.);
Личность – это индивид, усвоивший важные общественные ценности и качества, а также проявляющий их в своей деятельности. Также личность – это субъект сознательной деятельности.

Личности свойственно иметь своё мировоззрение.
Мировоззрение – это система общих взглядов на человека, общество, природу.
Виды мировоззрения:
1.Научное(формирование картины мира исходя из достижений науки);
2.Религиозное(формирование картины мира исходя из религиозных догматов);
3.Житейское(бытовое)(формирование картины мира исходя из личного опыта).
Виды мировоззрения с точки зрения того, что в центре:
1.Антропоцентричное(человек в центре);
2.Природоцентричное(природа в центре);
3.Социоцентричное(общество в центре);
4.Теоцетричное(в центре Бог).

Личностью становится индивид в процессе социализации.
Социализация – это процесс усвоение индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
1.Первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
2.Вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Также по сферам жизни социализация бывает:
1.Политическая;
2.Правовая;
3.Культурная;
4.Экономическая;
5.Религиозная и т.д.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, направляющих становление личности человека.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.
Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Читайте также:  Ребенок один год и восемь месяцев развитие

Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий:
1.Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
2. Стадия индивидуализации(идентификации) – появление желания выделить себя среди других.
3.Стадия интеграции – внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
4.Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
5.Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией.

Источник

У р о к   57
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
Ц е л и :  рассмотреть особенности роста и развития ребенка первого
года   жизни;   периоды   формирования   организма,   их   особенности.
Формировать   умения:   самостоятельно   работать   с   текстом   учебника,
извлекая из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять
результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. 
О б о р у д о в а н и е :   модель   «Зародыши   млекопитающих   на   разных
стадиях развития».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
В ы п о л н е н и е   з а д а н и й   190 и 191 на с. 125 в рабочей тетради.
III. Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового
материала.
1) В чем суть полового размножения?
2) Какой набор половых хромосом имеет мужчина?
3) Каково строение яйцеклетки? 
4) Что называется оплодотворением? 
5) Где происходит оплодотворение? 
6) Как выглядит зародыш на самом раннем этапе развития? Где он
развивается? 
7) Какую функцию выполняет плацента? 
8) Сколько недель продолжается развитие плода? 
9) Какое состояние женщины называется беременностью? 
IV. Изучение нового материала и его поэтапное закрепление. 
1. Р а с с к а з   у ч и т е л я  о рождении ребенка. 
По истечении срока беременности наступают роды. 
Рождение   плода   происходит   благодаря   сокращениям   маточной
мускулатуры   (схваткам)   и   потужной   деятельности,   в   которой   кроме маточных сокращений участвует и брюшной пресс.
В родах различают три периода: раскрытие шейки матки, рождение
плода и выход последа (детского места, или плаценты). 
После   рождения   ребенка   его   пуповину   (пупочный   канатик)
перевязывают в двух местах, а затем перерезают между перетяжками. 
Ребенок становится самостоятельным. Прекращение обмена кровью
с организмом матери приводит к накоплению в крови новорожденного
углекислого газа, который возбуждает дыхательный центр. Возбуждение
передается   к   дыхательным   мышцам   и   вызывает   первый   вдох,
являющийся   началом   самостоятельного   дыхания   новорожденного.
Легкие ребенка расправляются, и он кричит. 
2. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а   у ч а щ и х с я  с текстом учебника
на   с.   221–223   с   последующим   заполнением  т а б л и ц ы   «Основные
возрастные периоды развития человека». 
Название
периода

п/п
1
1 Новорожденный 
2
Возраст
ребенка
3
Особенности развития
4
До месяца Ребенок слаб и беспомощен. 
ребенок 
2 Грудной ребенок До года
Благодаря врожденным рефлексам 
он сосет грудь матери
Масса тела ребенка увеличивается, 
движения усложняются. Ребенок 
может делать хватательные 
движения, овладевает основами 
общения. Растет быстро, с 6 месяцев 
у него начинают прорезываться 
молочные зубы. Ряд органов (глаз, 
внутреннее ухо) быстро достигают 
почти взрослых размеров
3 Детство
С 1 до 3 лет У ребенка прорезываются все 
молочные зубы, он быстро растет и 
прибавляет в весе. Развиваются речь 
и память ребенка. Он начинает 
ориентироваться в окружающем, 
активно познает мир 4 Дошкольный и 
младший 
школьный 
возраст
С 3 до 11 
лет
Головной мозг достигает массы 1250
г. Клетки коры головного мозга, 
борозды и извилины больших 
полушарий приобретают форму 
взрослого человека. Период 
формирования личности ребенка, 
активного развития памяти, 
мышления, 1
2
3
4
Окончание табл.
воображения, речи. Этап освоения 
базовых знаний, умений и навыков 
(письма, чтения, счета)
5 Подростковый 
12–16 лет У девочек и мальчиков усиливаются 
возраст
6 Юношеский 
16–21 год
возраст
вторичные половые признаки, 
изменяются пропорции тела
Завершается рост и развитие 
организма 
7 Зрелый возраст
8 Пожилой возраст 61–74 года Замедляется обмен веществ, 
9 Старческий 
22–60 лет Строение тела изменяется мало
возраст
75–90 лет
снижается работоспособность всех 
систем органов
Проверка таблицы осуществляется всем классом под руководством
учителя. Вносятся исправления, дополнения. 
3.
 Р а с с к а з   у ч и т е л я   о   подростковом   периоде   (возможны
элементы дискуссии). 
У подростков происходит глубокая перестройка деятельности всех
органов   и   физиологических   систем.   Эта   перестройка   связана   с
интенсивным   образованием   гормонов   и   с   половым   созреванием.   У
мальчиков   в   возрасте   13–15   лет   происходит   развитие   мускулатуры
спины   и   груди,   увеличивается   масса   тела,   уменьшается   толщина
подкожного   жирового   слоя.   Формируется   брюшной   тип   дыхания:   у
мальчиков   вдох   происходит   в   основном   за   счет   сокращения   мышц
диафрагмы живота. Ломается голос, пробиваются усы и борода, волосы
на   лобке   и   в   подмышечной   впадине.   У   мальчиков   в   ночное   время
начинает   происходит   извержение   семени   из   мочеиспускательного
канала   –   поллюция.   Промежутки   между   поллюциями   обычно
составляют 7–14 дней. 
У   девочек   в   возрасте   11–14   лет,   наряду   с   развитием   мышечной
системы,   равномерно   увеличивается   подкожный   жировой   слой,
формируется грудной тип дыхания, т. е. вдох происходит в основном за
счет сокращения межреберных мышц. У девочек развиваются грудные
железы, начинается менструальная функция. Внешне она проявляется в периодических,   возникающих   через   равные   промежутки   времени
кровотечениях   из   матки   (менструации).   По   существу   же   это   –
отражение   сложного   физиологического   процесса,   который   состоит   в
регулярно повторяющихся глубоких изменениях в женском организме.
Они   вызваны   тем,   что   в   женском   организме   периодически   созревает
яйцеклетка. Если она не оплодотворяется, возникает менструация. 
В это время у подростков увеличивается возбудимость, возникает
повышенная   раздражительность,   наблюдается   расстройство   сна.
Разумные   советы   родителей   и   учителей,   тактичное   отношение
подростков   друг   к   другу,   внимательное   и   заботливое   отношение   к
девочкам   помогают   тому,   чтобы   переходный   период   проходил   без
серьезных расстройств и осложнений. 
Усиленное выделение гормонов у подростков, в особенности из коры
надпочечников,   поддерживает   в   организме   подростка   состояния
высокой активности. Могут возникнуть резкие колебания артериального
давления,   неприятные   ощущения   в   различных   частях   тела,   снижение
аппетита,   частые   смены   настроения.   Такое   напряжение   снимается
различными   видами   спорта,   участием   в   кружках   самодеятельности,
моделирования,
  выполнением   интересных   общественных   дел,
приобщением к домашнему труду.
В подростковом возрасте заканчивается развитие речи, происходит
становление характера, а также нравственное формирование личности.
Этому   способствует   правильный,   здоровый   режим,   спокойная
обстановка,   доброжелательность   со   стороны   окружающих   людей,
интересные   для   подростка   занятия,   воспитание   в   себе   высоких
моральных качеств.
4.  С о о б щ е н и е   у ч а щ е г о с я   на тему «Активный образ жизни и
проблемы старения». 
Определение зрелого возраста становится все более расплывчатым
по мере того, как увеличивающаяся продолжительность жизни, более
здоровый образ жизни и меняющиеся взгляды на мир отодвигают начало
зрелости   и   увеличивают   ее   продолжительность.   В   среднем   началом
зрелого возраста считается 36 лет для мужчин и 39 для женщин, однако
большинство   людей   не   относят   себя   к   этой   категории,   пока   не перешагнут 40­летний рубеж. 
За   последнее   столетие   средняя   продолжительность   жизни
увеличилась примерно на 70 %, в основном за счет снижения детской
смертности.   Возросла   и   продолжительность   жизни   людей   зрелого
возраста – на 40–60 %. Средний возраст женщин детородного периода
сегодня   составляет   28   лет.   Все   больше   30–40­летних   семейных   пар
считаются молодыми семьями. 
Середина жизни – это также возраст, когда человек достигает пика
своей карьеры и финансового успеха. 
Расширяются перспективы и для последующих лет жизни, поэтому
многие   люди   продолжат   вести   активную   профессиональную,
общественную и личную жизнь, когда им уже далеко за 60. 
Долгий период зрелого возраста стал восприниматься как расцвет
жизни, а не как начало старости. 
В о п р о с ы   д л я   с л у ш а т е л е й :  
1)   Какой   возраст   считается   началом   зрелости   современного
человека? 
2)   На   сколько   возросла   продолжительность   жизни   людей   зрелого
возраста? 
3) С чем это связано? 
Задание на дом: изучить текст и рисунки в учебнике на с. 221–224;
выполнить задание в рубрике «Подумайте» на с. 224 учебника и заданий
192–194 в рабочей тетради; повторить в учебнике материал «Нервная
система. Анализаторы»; желающим подготовить сообщения на темы «И.
М. Сеченов – отец русской физиологии» и «И. П. Павлов – великий
физиолог».

Читайте также:  Умка центр развития ребенка масленникова

Источник