Развитие ребенка после операции

Развитие ребенка после операции thumbnail

https://sn.ria.ru/20170407/1491765183.html

Как вернуть к нормальной жизни детей, перенесших опухоль мозга

Подопечные фонда Константина Хабенского после агрессивного лечения сталкиваются с массой проблем, решить которые помогает именно системная реабилитация. О том, что она из себя представляет и какую работу проделывает ребенок во время занятий, рассказывают логопед Анастасия Балакирева и психолог Ольга Кудинова.

2017-04-07T16:32

2017-04-07T16:32

2020-03-03T03:44

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn23.img.ria.ru/images/sharing/article/1491765183.jpg?14917588331583196281

россия

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2017

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, детские вопросы, здоровье, благотворительный фонд константина хабенского, жизнь без преград

16:32 07.04.2017 (обновлено: 03:44 03.03.2020)

2421

Подопечные фонда Константина Хабенского после агрессивного лечения сталкиваются с массой проблем, решить которые помогает именно системная реабилитация. О том, что она из себя представляет и какую работу проделывает ребенок во время занятий, рассказывают логопед Анастасия Балакирева и психолог Ольга Кудинова.

Говоря об онкологических больных, под словом «лечение» обычно понимают операцию, химио- и лучевую терапию. Но достаточно ли этого для того, чтобы почувствовать себя здоровым и вернуться к нормальной жизни?

Алена Мешкова, директор Благотворительного фонда Константина Хабенского, объясняет: «Когда заходит разговор о наших подопечных — детях с опухолями мозга — ни у кого не вызывает сомнений, что им необходимо лечение. Но что подразумевается под этим словом и когда лечение можно считать оконченным, знают не все. Дело в том, что после операции на мозге у многих детей происходят серьезные когнитивные изменения. Одни учатся заново говорить и писать, другие сталкиваются с психологическими проблемами, сомнениями и страхами. Это страх снова пойти в школу, где тебя все забыли, страх публичных выступлений, комплексы по поводу внешнего вида. Вернуться к нормальной жизни и избавиться от этих проблем детям помогает системная реабилитация. Это занятия с психологом, логопедом и другими специалистами. У фонда есть отдельная программа под названием «Терапия счастья», в рамках которой мы как раз и делаем все для того, чтобы наши подопечные получили шанс снова жить так, как их сверстники: ходить на уроки, проводить время с друзьями и ничего не бояться».

Подопечные фонда Константина Хабенского после агрессивного лечения сталкиваются с массой проблем, решить которые помогает именно системная реабилитация. О том, что она из себя представляет и какую работу проделывает ребенок во время занятий, рассказывают логопед Анастасия Балакирева и психолог Ольга Кудинова.

— Зачем нужна реабилитация? Почему нельзя просто отправить ребенка домой после успешной операции и проведенной химиотерапии?

Анастасия Балакирева: В результате болезни у ребенка нарушаются многие функции. После операции на мозге и химиотерапии многим детям приходится заново не только учиться ходить, жевать и глотать, но и говорить и писать. Обойтись без помощи специалистов практически невозможно, потому что спонтанное восстановление распавшихся умений и знаний будет протекать медленнее, что повлечет за собой новые трудности: ребенок не сможет пойти вовремя в школу, вернуться в свой класс и усвоить новые знания.

Взрослые дети школьного возраста могут находиться в затяжной депрессии, страдать от изменений во внешности, стесняться, выбирать уединенный образ жизни, тем самым увеличивая риск рецидива заболевания. Поэтому своевременная поддержка ребенка и его семьи в послеоперационный период очень важна.

— Почему нельзя ограничиться физической реабилитацией? Разве не главное — сделать так, чтобы ребенок снова мог уверенно ходить, бегать и прыгать?

Ольга Кудинова: Эмоциональное, физическое и интеллектуальное состояние ребенка должно восприниматься как единое целое. Если ребенок не пройдет период восстановления когнитивной деятельности, его коммуникация с внешним миром будет нарушена. В жизни ребенка, у которого не восстановлены речь и мышление, память и восприятие, волей-неволей появятся вторичные изменения — отставание в развитии, вынужденное домашнее обучение и так далее. Так как во время болезни внешний мир для ребенка часто ограничен его семьей, то мы проводим работу и с родителями.

— А при чем же здесь родители? Ведь болеет ребенок…

Анастасия Балакирева: Родители заболевшего ребенка переживают колоссальный хронический стресс с момента постановки диагноза и не прекращают испытывать его долгие годы даже во время ремиссии. В период болезни родители относятся к своему чаду как к хрустальной вазе, выполняя все просьбы и желания, потакая всем требованиям и капризам. В результате такой гиперопеки, безусловно, происходят изменения в поведении ребенка. А по окончании лечения семья сталкивается с проблемой возвращения ребенка в нормальную социальную среду, и в этот момент изменения, произошедшие в отношении к ребенку, дают о себе знать. Как вернуть ребенка в прежнее состояние? Как с ним взаимодействовать? Как отпустить его в школу, магазин или летний лагерь? Мы помогаем найти ответы на эти вопросы.

— Как выбираются специалисты и формируется программа для конкретного ребенка? Возможна ли такая ситуация: два ребенка прошли одинаковые курсы реабилитации, но результаты у них разные?

Анастасия Балакирева: Каждый человек индивидуален. Результаты операции, химиотерапии и лучевой терапии, возможности мозга и реабилитационный потенциал у всех разные. Не существует двух абсолютно одинаковых детей, поэтому и результаты после реабилитации разные. В нашем центре работают логопед, клинический психолог и нейропсихолог. Какие занятия нужны конкретному ребенку, мы понимаем после первичной диагностики.

При общей включенности ребенка и вовлеченности родителей два курса — восстанавливающий и закрепляющий, каждый длиной три месяца — дают хорошие результаты. Но, если и после них остаются неразрешенные вопросы, ребенку может понадобиться дополнительная помощь. Результативность нашей работы зависит и от того, получает ли ребенок параллельно медицинское лечение. Стоит учитывать, что эти процессы взаимосвязаны. Та же самая химиотерапия часто влияет на состояние ребенка, иногда занятия приходится отменять, и трехмесячный курс растягивается на более длительное время.

— Клинический психолог, нейропсихолог и логопед — зачем так много специалистов? Что делает каждый из них?

Анастасия Балакирева: Мозг и центральная нервная система — это своего рода центр управления, от которого зависит функционирование всего организма. Если мозг поврежден, структура речевого дефекта будет иметь более выраженный характер, чем в каком-либо другом случае. Работа логопеда очень разносторонняя: начиная с восстановления функций жевания и глотания до развития устной и письменной речи.

Ольга Кудинова: Работа нейропсихолога направлена на восстановление пространственного восприятия, коррекцию памяти, мышления и воображения. Часто после операции ребенок не владеет своим телом, забывает, где правая, а где левая рука. Когда у ребенка есть патология в развитии, многие навыки просто не формируются. Периоды, в которые ребенок должен определенным образом развиваться, часто просто вылетают из жизни из-за болезни, и эти пробелы необходимо восполнять.

Во время занятий с нейропсихологом ребенок учится правильно дышать, начинает ползать — сначала на животе, затем на четвереньках. Учится плавно следить за движущимися предметами и видеть происходящее целиком, а не урывками.

Чтобы занятия были по-настоящему эффективными, дома ребенок каждый день должен заниматься в течение 40-60 минут.

Клинический психолог занимается коррекцией поведения и мотивацией ребенка. Например, во время болезни некоторые дети перестают ощущать собственные эмоции, не чувствуют боли, страха и постепенно перестают понимать чувства других людей. Чтобы восстановить эмоциональный интеллект и расширить спектр дифференцируемых эмоций, ребенку необходимо выполнять определенные упражнения: учиться распознавать эмоции людей на картинках, вспоминать случаи из жизни, когда сам чувствовал себя так же, например плакал или смеялся».

— Какую работу во время занятий проделывает ребенок? Важна ли его мотивация?

Анастасия Балакирева: Все наши дети — герои. Они проделывают огромную работу, которая требует определенной самоорганизации, высокой концентрации внимания и воли к победе. Обязательным условием успешной реабилитации является выполнение домашних заданий и активное вовлечение всей семьи. Если не будет работы дома, не будет и результата. В ходе самостоятельной и совместной работы дети сталкиваются с проблемами, которые не приходят в голову здоровому человеку. Отслеживать дыхание и положение языка во время речи, различать твердые и мягкие согласные, написать слитно целое слово ровным почерком — все это для наших пациентов очень тяжело. Дети дошкольного возраста учатся этому впервые, а те, кто заболел во время обучения в школе, вынуждены учиться заново.

Ольга Кудинова: Ребенка не всегда легко уговорить что-то сделать. Поиск правильного мотива — кропотливая работа специалистов и родителей, ведь никто не знает ребенка лучше, чем они. Тем не менее родители не всегда умеют найти правильный ключ к взаимодействию с ребенком. Очень часто в качестве мотивации они используют, например, разрешение поиграть в игру на планшете, что в корне неправильно. Вернуть себе авторитет, взаимодействовать с ребенком по-новому — вот какую задачу приходится решать родителям.

— Может ли ребенок после лечения вернуться в тот же класс, в котором он был? Или ему обязательно оставаться на второй год?

Анастасия Балакирева: Во время лечения дети выпадают из школьной жизни на период от нескольких месяцев до нескольких лет. И оставаться на второй год, видеть своих одноклассников, которые ушли далеко вперед, для них очень болезненно. Поэтому если позволяет состояние ребенка, то, несмотря на пробелы в знаниях, образовавшиеся за время болезни, мы рекомендуем продолжать обучение без потери года. Ведь психологическое состояние гораздо важнее, чем знание лишнего параграфа. Академические упущения со временем устраняются: сначала мы готовим ребенка к школе по ускоренной программе, затем он начинает учиться, что-то улавливает во время школьных уроков, а что-то во время домашних занятий с родителями или репетиторами. Обучение с потерей класса чревато новыми проблемами, и лучше этого избежать.

— Можно ли ребенка после реабилитации считать выздоровевшим?

Анастасия Балакирева: Само понятие здоровья очень относительно. Для нас самое главное — насколько адаптирован ребенок с бытовой, социальной и психологической точек зрения, насколько он жизнерадостен, получает ли удовольствие от жизни и от общения. Если да — значит, у нас все получилось и ребенок здоров.

— Следите ли вы за состоянием детей, прошедших у вас реабилитацию?

Анастасия Балакирева: Да, мы стараемся поддерживать связь с семьями и интересуемся их жизнью. Мы всегда готовы ответить на вопросы, возникающие у самого ребенка и его родителей, и с радостью включаемся в процесс дальнейшего восстановления. Во время процесса реабилитации, борьбы с последствиями тяжелой болезни мы становимся близки, поэтому, даже не встречаясь по делу, все равно делимся новостями и переживаниями, поздравляем друг друга с праздниками.

* * *

Благотворительный Фонд Константина Хабенского с апреля 2008 года помогает детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга вовремя получать всю необходимую медицинскую помощь и скорее возвращаться к полноценной жизни. Больше информации — на сайте www.bfkh.ru.

Подпишитесь на рассылку «Социальный навигатор»Спасибо, вам отправлено письмо со ссылкой для подтверждения подписки

Источник

Цитируем по книге:

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.1. – 380 с.

Со стр. 104-108

УДК 159.922.7/.8.07:616-006 + 616.831-006-053.2
ББК Ю941-33

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЫ SWM КОМПЬЮТЕРНОЙ БАТАРЕИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ CANTAB ДЛЯ ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАБОЧЕЙ

ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЛОКАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА ВСЛЕДСТВИЕ НЕЙРООНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Гудилина О.Н.1, Бурдукова Ю.А.1, Алексеева О.С.1, Андреева Е.В.2, Попов В.Е.2, Строганова Т.А.1
E-mail: julia_burd@inbox.ru

1Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва 2Морозовская детская городская клиническая больница, г. Москва

Исследовалась динамика показателей пространственной рабочей памяти детей с нейроонкологическими заболеваниями головного мозга локализации в области мозжечка (48 человек), в пинеальной области (28 человек), теменно-височно-лобных отделах головного мозга (29 человек) в возрасте от 4 до 17,5 лет. Средний период между первым вторым тестированием составил 16,8 месяцев ± 10,9 мес. Для оценки использовался тест пространственной рабочей памяти (SWM Spatial Working Memory) компьютерной батареи нейропсихологических тестов CANTAB (Cambridge Neuropsychological Test Automated Battery). Статистического анализ ANOVA с фактором повторных измерений, Корреляционный анализ Пирсона. Полученные результаты говорят о чувствительности пробы SWM для оценки динамики восстановления пространственной рабочей памяти у детей данной категории.

104

Ключевые слова: когнитивное развитие, пространственная память, опухоль головного мозга.

Недавние исследования уровня интеллекта у детей с новообразованиями головного мозга показали снижение общего уровня интеллектуального развития у детей с нейроонкологическими заболеваниями [1, 2].

Объяснение данного факта можно получить исходя из работ посвященных динамике когнитивного развития детей с последствиями травм мозга.

В     Лонгитюдных исследованиях когнитивного развития детей, получивших травмы головного мозга, в которых было показано, что возраст ребенка и длительность периода времени, прошедшего после травмы являются факторами, которые влияют на последующее когнитивное развитие ребенка, в частности рабочую память [3, 5]. Было показано, что чем больше времени прошло после получения травмы, тем выше вероятность появления отсроченных негативных последствий [3, 4, 5]. Объясняют это тем, что первоначальное быстрое восстановление психических функций после полученной травмы сменяется замедлением или приостановкой когнитивного развития [4]. Предполагается, что показатели общего интеллектуального развития зависят от частных характеристик, в частности дефицит рабочей памяти и снижение скорости обработки информации оказывает влияние на снижение интеллекта [6]. В связи с данным предположением наше исследование посвящено оценке динамики пространственной рабочей памяти у детей с нейроонкологическими заболеваниями головного мозга различной локализации.

Выборка.

В   исследовании приняли участие дети, перенесшие операцию по удалению объемного образования головного мозга (тотальное или субтотальное удаление) в 1-м отделении нейрохирургии Морозовской детской городской клинической больнице (МДГКБ).

Были сформированы клинические группы на основании локализации объемного образования. В первую группу вошли дети, имевшие новообразования в мозжечке, распространявшиеся и на другие структуры задней черепной ямки. Группу составили 48 человек в возрасте от 4 лет до 17 лет. Средний временной интервал между операцией и тестированием 39,55 мес. ±  37,86.

Вторую группу составили дети с новообразованиями в теменно-височно-лобных отделах головного мозга. Группа включала 29 детей в возрасте от 4,1 лет до 17 лет. Средний ременной интервал между операцией и тестированием 20,7 мес. ± 23,95 мес.

Третью группу составили дети с локализацией новообразования в пинеальной области. Группа включала 28 детей в возрасте от 5,4 лет до 17,5 лет. Средний ременной интервал между операцией и тестированием 51,48 мес. ± 47,68 мес.

105

Группы были уравнены по возрасту и по периоду повторного тестирования, средний период между первым вторым тестированием составил 16,8 месяцев ± 10,9 мес.

Методы.

Для оценки уровня пространственной рабочей памяти использовался тест пространственной рабочей памяти (SWM – Spatial Working Memory) компьютерной батареи нейропсихологических тестов CANTAB (Cambridge Neuropsychological Test Automated Battery).

Данная батарея тестов разработана профессорами Кембриджского уни-верситета Тревором Робинсоном и Барбарой Саакян (Trevor Robbins & Barbara Sahakian) в конце восьмидесятых годов XX века.

В    процессе тестирования регистрация ответов испытуемых производится двумя способами: в части заданий испытуемым предлагается делать выбор, прикасаясь к чувствительному экрану компьютера (сенсорному дисплею), в других – нажатием одной из двух клавиш на специальном кнопочном устройстве (press pad).

Тестовые задания батареи нейропсихологических тестов CANTAB объединены в блоки, в зависимости от когнитивных функций, на исследование которых они направлены. В тесте представлены 6 блоков: Training and screening (обучение и скрининг), Visual memory tests (тесты зрительной памяти), Executive function, working memory and planning tests (тесты исполнительных функций, рабочей памяти и планирования), Attention tests (тесты внимания), Semantic/ verbal memory tests (тесты семантической/вербальной памяти), Decision making and response control tests (тесты принятия решений и контроля ответов).
В   нашем исследовании детям предъявлялся тест SWM (Spatial Working Memory, «Пространственная рабочая память») из блока исполнительных функций (executive functions): рабочей памяти и планирования (working memory and planning tests).

SWM (Spatial Working Memory, «Пространственная рабочая память»).

Тест оценивает возможность испытуемого удерживать в памяти и использовать в работе информацию пространственного характера. Также оценивается стратегия решения задачи. Данный тест чувствителен к дисфункциям исполнительной сферы. В недавних исследованиях было показано, что плохое выполнение теста SWM наблюдается у пациентов в состоянии, предшествующем психозу.

На сенсорном экране предъявляется набор одноцветных квадратов, расположенных на экране случайным образом. Детям говорится, что это «коробочки», в которых мы будем искать маленькие синие квадратики. При нажатии на «коробочку» появляется либо контур в форме квадрата («пусто»), либо контур с расположенным внутри него синим квадратом («цель поиска»). В каждом поиске только одна «коробочка» скрывает синий квадрат, а остальные остаются «пустыми». Когда первый синий квад-

106

рат найден, ребенок продолжает искать синие квадратики в остальных «коробочках», которые не меняют своего местоположения. Во втором наборе синий квадрат может оказаться под любой из «коробочек», за исключением той, в которой он уже был найден. В результате из каждой «коробочки» извлекается по синему квадрату. Самой распространенной ошибкой в этой пробе является ошибка поиска. Ребенок совершает ошибку поиска, когда открывает «коробку», под которой синий квадрат уже был найден в одном из предыдущих наборов.

Найденные квадратики складываются в пустую колонку на правом краю экрана. Высота колонки соответствует общему количеству синих квадратов, которые надо найти.

Процедура тестирования занимает около 8 минут.

В тесте пространственной рабочей памяти выделяется 3 уровня сложности: 4, 6 и 8 местоположений («коробочек») одновременно находящихся на экране. Кроме этого тест включает в себя обучающую серию с 3-мя местоположениями «коробочками» на экране.

Успешность ребенка оценивается с помощью такого параметра как общее количество допущенных ошибок поиска. Анализировалось количество ошибок, как во всех пробах, так и с учетом уровня сложности проб (4, 6 и 8 местоположений «коробочек»).

Для статистического анализа использовался ANOVA с фактором повторных измерений, и Корреляционный анализ Пирсона.

Статистический      анализ   проводился   с   использованием   пакета STATISTICA7.0 StatSoft Inc.

Результаты. Были получены различия в эффективности выполнения теста SWM при первом и повторном тестировании в зависимости от локализации новообразования.

При локализации новообразования в мозжечке динамики показателей практически не наблюдается (F = 0,24 p = 0,62). У детей с локализацией новообразования в пинеальной области наблюдается значительная поло-жительная динамика показателей пространственной рабочей памяти

(F = 13,66 p = 0,0008).

При локализации новообразования в теменно-височно-лобных отделах головного мозга отмечается отрицательная динамика показателей пространственной рабочей памяти на уровне статистической тенденции
(F = 2,69 p = 0,1).

Была обнаружена связь количества ошибок при прохождении теста с возрастом операции у пациентов с поражениями пинеальной области. Чем позднее производилась операция по резекции опухоли, тем меньше было количество ошибок (r = –0,857 p ≤ 0,05) У пациентов с локализацией новообразования в области мозжечка и теменно-височно-лобных отделах головного мозга – связи количества ошибок при прохождении теста с возрастом операции не обнаружено.

107

Выводы. В связи с полученными данными можно говорить о специфике реабилитационного прогноза восстановления функции пространственной рабочей памяти у исследуемых нами групп.

Самая высокая динамика восстановления пространственной рабочей памяти наблюдается у детей с локализацией новообразования в пинеальной области.

При опухолях Мозжечка мы практически не наблюдаем динамики восстановления нарушенных функций пространственной рабочей памяти.

А при корковой локализации мы наблюдаем тенденцию к снижению функции пространственной рабочей памяти при изначально не сниженных показателях.

Была обнаружена связь количества ошибок при прохождении теста с возрастом операции у пациентов с поражениями пинеальной области. Чем позднее производилась операция по резекции опухоли, тем меньше было количество ошибок. При других локализациях поражения данной связи не обнаружено.

Выявленные нами положения говорят о чувствительности пробы SWM при оценке динамики восстановления пространственной рабочей памяти при резекции новообразований головного мозга различной локализации.

Литература

1.   Бурдукова, Ю.А. Влияние химио – и лучевой терапии на когнитивное развитие у детей с опухолями различной локализации / Ю. А. Бурдукова, Е. Ю. Власова, Л. Н. Гнитеева и др. // Психологические исследования. – 2015. – Т. 8, №  41. – https://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n41/1135-burdukova41.html

2.   Воронин, Н.А. Когнитивное развитие детей с опухолями головного мозга / Н. А. Воронин, Ю.А. Бурдукова, Л.Н. Гнитеева и др. // Вопросы психологии. –

2013. – №. 6. – С. 24–37.

3.   Anderson, V. Recovery of intellectual ability following traumatic brain injury in childhood: Impact of injury severity and age at injury / V. Anderson, C. Catroppa, S. Morse & others // Pediatric neurosurgery. – 2000. – V. 32, N 6 – P. 282-290.

4.   Chapman, S. B. Neurocognitive stall: a paradox in long term recovery from pediatric brain injury / S. B. Chapman // Brain Injury Professional. – 2007. – V.3, N 4. – P. 10–13.

5.   Savage R.C. The Developing Brain after TBI: Predicting Long Term Deficits and Services for Children, Adolescents and Young Adults. Wake Forest NC: Lash Publishing. 2009.

6.   Schatz, J. Processing speed, working memory, and IQ: a developmental model of cognitive deficits following cranial radiation therapy. / J. Schatz, J. H. Kramer, A. Ablin, K. K. Matthay // Neuropsychology. – 2000. – V.14, N. 2. – P. 189–200.

Источник