Развитие ребенка после лечения
Одним из первых новорожденного еще в роддоме осматривает невролог. И в течение первого года жизни кроха не раз побывает на приеме у этого специалиста. Какие патологии нервной системы у малышей вызывают тревогу, на что нужно обратить внимание, чтобы ребенок рос здоровым?
Причины неврологических патологий ребёнка
Основа развития ребенка закладывается в самом раннем возрасте до одного года. От этого зависит, как впоследствии сложатся его взаимоотношения в обществе, обучение, карьера, семья. Сегодня неврологическая медицина является в большей степени профилактической. То есть лучше рано выявить минимальные нарушения и скорректировать их, чем потом лечить серьезные заболевания. Совершенствование диагностики позволяет выявлять раньше рождённых нездоровых детей. Если лет 10-15 назад сделать ультразвуковое сканирование головного, спинного мозга или позвоночника новорожденного было проблемой, то сегодня почти в каждой поликлинике, перинатальном центре есть ультразвуковой аппарат и специалисты.
Врач-невролог в первую очередь смотрит анамнез историю развития ребенка, была ли в процессе вынашивания беременности:
- гипоксия — нехватка кислорода,
- ишемия — недостаток кровотока,
- механические повреждения нервной системы,
- инфекционные процессы.
Учитывая эти факторы, ребенок рождается не совсем здоровым изначально. Но при этом он может хорошо спать, хорошо кушать. Обычно родителей в первую очередь это беспокоит. «Сосет грудь, не плачет — значит, нет вопросов, нервная система хорошая». Но это не совсем так. Потому что ребенок рождается с незрелой нервной системой, в отличие от других органов и систем, которые к моменту рождения полностью сформированы. Нервная система человека созревает активно в течение первого года жизни. Она готова воспринимать максимум информации в процессе своего созревания и обучаться.
На какие моменты в поведении, развитии ребёнка родителям нужно обратить внимание:
- Самое главное — это отклонения от нормы в анамнезе — неблагоприятное течение беременности, инфекции, стрессы, заболевания матери.
- Нельзя оставлять без внимания лечение родителей от бесплодия, проблемы в период родов, например, стимуляция, помощь акушеров, механические повреждения. Это не значит, что акушеры виноваты, в большинстве своем они все делают грамотно. Просто физиологически протекающие роды тоже могут быть травмоопасными.
- Надо обратить внимание на моменты после рождения ребенка: не сразу закричал, было обвитие пуповины, реанимационные мероприятия, искусственная вентиляция легких, зондовое питание, какие-то отклонения, найденные при ультразвуковом сканировании.
Все это факторы риска, при которых нужно консультироваться у специалистов, а не сидеть сложа руки и ждать, когда вас кто-то куда-то вызовет. Плюс родители должны знать формулу развития ребенка: «два-четыре-шесть-восемь-двенадцать».
- В два месяца ребенок держит голову,
- в четыре — начинает переворачиваться,
- в шесть — присаживаться,
- в восемь — ползти,
- в двенадцать — вставать и идти.
Это идеальная формула развития, отклонения от которой должны всегда настораживать. Их причины определяет врач-невролог и при необходимости назначает лечение в виде инъекций, физиотерапии, массажа или гимнастики. Пускать проблемы нервной системы ребенка на самотек, на волю природы — тупиковая ситуация.
Этапы развития
Обычно родителей пугает, если ребенок запаздывает в своем развитии — позже сел, позже пошел, позже заговорил. Есть и обратная ситуация, которая связана с генотипом конкретных людей. Есть дети, у которых нервная система, органы, мышцы настроены на раннее созревание. Задача родителей — не перетрудить ребенка. Малыш, в полтора года со знанием дела сидящий за компьютером — это не совсем норма. Тем не менее это не значит, что ребенок болен. Наоборот, это очень хорошо. Просто родители должны следить за тем, чтобы ребенок не перегрузился. Потому что неизвестно, как он будет реагировать на переизбыток информации. Может, впоследствии у него будут частые нервные срывы, острые стрессовые невротические реакции. Он может быть более эмоциональным и вследствие этого больше подвержен депрессиям. Важно этого не допустить.
У некоторых детей отдельные стадии развития меняются местами или просто-напросто выпадают, например, сначала встал, потом сел, или не ползал, а сразу пошел. Здесь надо рассматривать ситуацию обязательно в комплексе. Один симптом неполадки в нервной системе сам по себе ни о чем не говорит. Может, это какая-то семейная особенность. Наследственный фактор играет огромную роль, в том числе в развитии речи, интеллекта, движений, мелкой моторики. Может быть, ребенок так же, как и папа, заговорит только к трем-четырем годам. Но если у него были какие-то отклонения в анамнезе, на мой взгляд, определенные виды терапии надо получать. Иначе можно пропустить благоприятный для лечения период.
Перинатальное поражение центральной нервной системы не всегда переходит в более серьезный диагноз. В неврологии это 10-20 процентов. Но если мы приплюсуем сюда психологические проблемы, то это еще 10-15 процентов. К таким проблемам относится, например, гипердинамический синдром с дефицитом внимания, который очень многих родителей сегодня беспокоит, когда ребенок имеет повышенную возбудимость, активность. Если говорить о нервно-ортопедической патологии, прибавим еще столько же процентов.
Обычно к году при соответствующем лечении у малыша уходит большинство проблем, выявленных неврологом. Однако, родителям нельзя беспечно относиться к предупреждениям, рекомендациям врача, надеясь, что все и так пройдет само. Самый грубый вариант развития этой ситуации — детский церебральный паралич, различные формы и степени олигофрении, то есть умственной отсталости, эпилептические приступы и другие заболевания. Микросимптомы серьезных дефектов проявляются уже в раннем возрасте. Другое дело — разовьются ли они в серьезный симптомокомплекс — синдром. Внутриутробные закладки органов, нервной системы, произошедшие с поломкой, конечно, выливаются в грубую патологию.
После года болезнь мозга может проявляться так называемой резидуальной симптоматикой — остаточными проявлениями перинатальной патологии нервной системы (задержкой речи, моторики и т.д.), могут прогрессировать, как, например, при некоторых формах эпилепсии или нивелироваться. В этом и состоит проблема активного созревания нервной системы в первый год жизни ребенка, именно в этот период отклонения максимально активны. Конечно, желательно их исправить. А когда процесс приостанавливается, то есть нервная система начинает себя вести более стабильно, то диагнозы могут сниматься. Но в развитии ребенка есть еще несколько периодов, например, с полутора до трех лет, когда нервная система опять начинает активно развиваться. Тогда возможно повторение тех нарушений, которые были раньше. Это происходит и в то время, когда у ребенка возникает дополнительная несанкционированная нагрузка, например, в первом классе.
Когда начинать развивать интеллект ребёнка?
Существую различные методики развития ребёнка начиная ещё с внутриутробного развития, которые направлены на стимуляцию мозга плода. Споры специалистов по поводу их возможной пользы или вреда не утихают. Есть и отдельные доказательства влияния этих методик на развитие плода. Сказки перед сном, прослушивание музыки, разговоры с плодом создают определенный положительный настрой, ауру ожидания вокруг ребенка. И хотя доказательная медицина пока не сказала своего веского слова о влиянии вибрации, электромагнитных волн на интеллект малыша, его музыкальный слух, восприятие, что чем больше ребенок будет окружен положительной энергией, атмосферой, тем лучше будет протекать его дальнейшее развитие.
После рождения малыша родители, следуя методикам раннего развития начинают обучать. И здесь важно не перегрузить ребенка. Малыш стал хуже спать, капризничает, не желает воспринимать новую информацию, — стоит остановиться. Даже если он начал читать или произносить те слова, которые не знают дети и в старшем возрасте. Должна быть золотая середина — родительская ответственность.
Оригинал статьи: газета «Челябинский рабочий», текст: Людмила Вишня
Плеханов Л.А., детский невролог, ДМН.
Источник
Задержка развития ребенка — отставание формирования психического, физического, умственного развития умений и навыков ребенка от возрастной нормы. Согласно статистике, детей с различными патологиями в развитии каждый год становится все больше. Одни отличаются агрессивностью, необузданностью поведения, драчливостью, не могут сосредоточиться, плохо учатся. Другие — боязливы, несамостоятельны, подавлены, делают все по принуждению старших. Низкая активность приводит к подавлению интеллектуального развития. Многие родители, как правило, не признают тот факт, что их дети имеют отклонения в становлении личности.
Задержка психического развития в основном диагностируется у детей трехлетнего возраста, нередко в школьном возрасте, когда формируются абстрактное и логическое мышление. В раннем возрасте отклонения развития могут проявляться неспособностью выполнять простые движения, недоразвитием речи, слабыми способностями к обучению, ограничением общения.
Задержка детского развития: виды
Как правило, различают два вида нарушений развития:
- задержка эмоционального развития (различные формы инфантилизма) — характеризуется не соответствием эмоционального поведения ребенка его возрасту. В поведении детей с нарушениями в эмоциональной сфере преобладают легко внушаемые эмоции, дети недостаточно самостоятельны, могут проявлять себя в творчестве, любят фантазировать;
- нарушения развития интеллекта ребенка — в подобной ситуации ребенку свойственны боязливость, страх, робость. Дети не достаточно активны, не проявляют инициативу, трудно вливаются в коллектив, чувствуют себя в нем неуютно.
Один из видов задержки становления, как правило, доминирует. У детей с отклонениями в эмоциональной сфере, к примеру, в школе, могут возникнуть сложности, что будут вызваны не способностью подчинения правилам поведения. Такому ребенку интереснее играть, нежели учиться. Дети с отклонениями интеллектуальной сферы, наоборот, ведут себя в школе дисциплинированно, однако учится им достаточно сложно.
Классификация задержки умственного развития
Под воздействием внешних факторов в структуре мозга могут нарушаться обменные процессы, которые приводят к развитию умственной отсталости либо олигофрении.
Задержку умственного развития классифицируют на три степени выраженности:
- дебильность — при данной степени умственных отклонений ребенку под силу достигнуть независимости в уходе и приобрести навыки домашней работы. Основные трудности начнутся в школе: дети с таким диагнозом не могут успешно учиться согласно школьной программе, однако они способны научиться считать, читать, писать. Они могут овладеть простой профессией и выполнять несложные задачи;
- имбецильность — средняя степень олигофрении либо умеренная умственная отсталость. Навыки самообслуживания даются таким детям достаточно трудно. Они плохо усваивают элементарные движения, не всегда могут понять речь. Такому ребенку в подростковом возрасте и детстве необходимо специальное педагогическое обучение и внимание. Люди зрелого возраста, страдающие имбецильностью, нуждаются в серьезном надзоре;
- идиотия — глубокая стадия умственной задержки, которая заключается в том, что развитие человека останавливается на возрасте трех лет. Такие дети не способны к выполнению и пониманию правил, требований, инструкций. Им свойственны грубые отклонения в двигательной сфере. Нередко случаются недержание кала и мочи. Могут возникать серьезные неврологические отклонения. Как правило, причины идиотии органические (наследственные, генетические), однако иногда, данное состояние появляется после получения тяжелой травмы мозга.
Причины задержки эмоционального развития
Нарушения развития психоречевой и речевой сферы — не самостоятельное явление, а результат отклонений в становлении ЦНС, головного мозга.
К основным причинам задержки эмоционального развития можно отнести:
- перенесенные болезни матерью во время беременности. Фактором, что способствует отклонению развития плода может быть отравление, проникновение инфекции, различные травмы;
- гипоксия (кислородное голодание) плода в утробе;
- родовая травма (травма шейных позвонков, ЦНС, перинатальная энцефалопатия);
- тяжелая родовая деятельность (преждевременные, стремительные роды, обвитие пуповиной);
- перенесение младенцем сложных инфекций, что стали причиной заболевания мозга и травм;
- хромосомные, генетические патологии, которые могут привести к нарушению структуры мозга;
- серьезная психическая травма;
- неправильное воспитание: с детьми жестоко обращаются, воспитывают в чрезмерной опеке либо наоборот, бросили на саморазвитие. Чаще всего дети с задержкой психоэмоционального развития выходят из неблагополучных семей.
К заболеваниям, которые могут спровоцировать отклонения в развитии ребенка относят:
- обменные нарушения ЦНС и врожденные аномалии;
- эпилепсия и другие психические патологические состояния;
- гидроцефалия;
- ишемия мозга;
- повышенное давление;
- ДЦП;
- нарушение ликвородинамики;
- патологии мозговых сосудов;
- опухоль головного мозга;
- лейкодистрофия.
Отсталость психического и речевого развития формируется под воздействием инфекций, родовых травм, наследственных заболеваний, неблагоприятного психологического климата, которые приводят к нарушениям в работе мозга. Поэтому лечить следует не только отклонения в психике, но и причины их возникновения. Хорошие результаты в лечении умственной и психологической отсталости показывают остеопатические терапевтические методы.
Остеопатическое лечение при задержке психического развития
Многие родители отмечают существенный прогресс при коррекции развития психики ребенка даже после простого общеукрепляющего курса массажа. Что тогда говорить об эффективности более эффективных, сложных, емких техник остеопатического лечения, сконцентрированных не только на разминании мышечных тканей, но и на комплексном диагностировании с последующей терапией мозговых структур.
Отклонения развития психики могут быть вызваны различными факторами. В основном — это органические повреждения, которые образуются в перинатальном периоде либо в последствии родовых травм, ушибов, неудачных падений. В подобных случаях остеопатическая помощь просто незаменима. Сначала врач-остеопат проводит тщательное, полное обследование всех отклонений и нарушений в детском организме, после чего приступает к лечению.
Благодаря использованию безболезненных и мягких приемов, остеопат способен устранить следующие патологические отклонения:
- блоки и зажимы в связочной и мышечной системе;
- нарушение передвижения жидкостей (ликвора, лимфы, крови);
- повреждения костных структур.
Врач-остеопат проводит детальнейшую работу над структурами костей черепа, мозговых оболочек, головного мозга. Это позволяет нормализовать все процессы, активизируя спящие зоны, которые отвечают за определенные механизмы развития.
Методы остеопатического воздействия действенны в случае, когда у ребенка имеется любая отсталость развития. При своевременном диагностировании нарушений, проведении соответствующих мер и необходимой коррекции, возникшие отклонения развития психики ребенка можно постепенно выровнять. Спустя время, детей не отличишь от их сверстников как в эмоциональной, так и интеллектуальной сфере.
Остеопатия помогает ребенку, имеющему отклонения в психике, держать ровную осанку, меньше уставать. В случае интенсивных занятий остеопатические техники позволяют повысить успеваемость, улучшить память и главное — догнать и даже перегнать сверстников в психомоторном становлении.
Не только родители детей, но и их педагоги отмечают положительную динамику развития в процессе остеопатического лечения. Это проявляется в лучшем усвоении школьного материала, проявлении большей усидчивости, выполнении уроков и даже улучшении почерка. Кроме того, остеопатические техники способствуют стабилизации общего состояния у детей.
Наработанные методики остеопатического терапевтического воздействия дают возможность достичь заметных результатов в интеллектуальном, умственном и психологическом становлении, а также помогают избавиться от многих, даже самых тяжелых отклонений психомоторной сферы.
симптомы
- Признаки (детского церебрального паралича) ДЦП
Источник
Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.
Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.
Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.
Этапы развития ребенка.
Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.
Основные этапы развития ребенка.
Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год — это время так называемых основ — важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:
- реагирование на окружающую среду;
- поднимание головы и корпуса;
- захват;
- вращение;
- лепетание;
- ползание;
- самостоятельно сидите;
- вставать на ножки;
- реагировать на свое имя;
- первые шажки.
Этапы развития ребенка на первом году жизни.
Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.
1 месяц жизни ребенка.
В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.
2 месяц жизни ребенка.
На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.
3 месяц жизни ребенка.
На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему — первые беседы начинаются.
4-й месяц жизни ребенка.
Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.
5 месяц жизни ребенка.
На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги — мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».
6 месяц жизни ребенка.
Полгода — очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.
7 месяц жизни ребенка.
Первые попытки сесть — веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину — так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.
8 месяц жизни ребенка.
Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.
9 месяцев жизни ребенка.
В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается — он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.
10 месяц жизни ребенка.
Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .
11 месяцев жизни ребенка.
До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.
12 месяц жизни ребенка.
Первый день рождения ребенка — очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.
Небольшой шаг, большое дело!
Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.
Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.
Источник