Развитие ребенка после 3 лет уже поздно

Развитие ребенка после 3 лет уже поздно thumbnail

Автор этой методики Масару Ибука. Он один из первых заговорил о раннем развитии ребёнка. В 1971 году вышла его книга под названием «После трёх уже поздно» На данный момент она известна во всём мире.

При этом автор не был педагогом и психологом. Он был японским инженером и бизнесменом. Интересоваться этим вопросом Масару Ибука начал после того как, его сын, отставал в развитии из-за перенесённого заболевания.

Масару Ибука (11.04.1908 — 19.12.1997) — японский предприниматель в области электроники, один из основателей компании «Sony». Основатель организации «Обучение талантов», и существующей по сей день Ассоциации раннего развития Японии.

Суть методики

В том, что дети в раннем возрасте имеют безграничные возможности и способности. А именно до 3х лет.

Основано это на научно доказанном факте, что у ребёнка с рождения до 6 месяцев сформировано 50 процентов нейронных связей, а к 3м годам 80 процентов. Это значит, что если в достаточной мере развивать ребёнка до 3х лет, после он может добиться больших успехов в будущем.

Некоторые советы для родителей от Масару Ибука и основные принципы в его методике.

  • одарённость можно формировать до 3х лет;
  • воспитание начинайте с себя;
  • только в любви ребёнок будет гармонично развиваться;
  • раннее развитие — не для того, чтобы вырастить гения;
  • только родители чувствуют, когда и как обучать ребёнка;
  • среда и жизненный опыт напрямую зависит, каким вырастит ребёнок;
  • не бойтесь предлагать малышу на Ваш взгляд «сложную» информацию, он усвоит, только то, что ему интересно;
  • для того чтобы вызвать интерес ребёнка к чему либо, необходимо заинтересовать его, не надо заставлять;
  • повторение одного и того же (к примеру сказки), помогают развиваться;
  • для развития творческого мышления, родители должны поощрять фантазии и воображение;
  • также для развития творческих способностей необходимо как можно раньше давать ребёнку рисовать, лепить из пластилина, глины и т.д. и стараться, не ограничивать в его творческих задумках;
  • музыкальные занятия играют важную роль в развитии;
  • питание ребёнка должно быть правильным, вкусным и красиво оформленным;
  • игрушек не должно быть много;
  • физические упражнения способствуют развитию интеллекта, и тренировать малыша нужно с самого раннего детства;
  • общение (с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, другими детьми и т.д.) важная вещь в развитии;
  • на все вопросы отвечайте ребёнку честно, даже на интимные темы;
  • всегда выясняйте и устраняйте причину негативных эмоций;
  • у ребёнка должен быть распорядок дня;
  • знакомьте малыша с искусством, это сформирует хороший вкус в будущем;
  • развитие мелкой моторики и тактильных ощущений также важны в развитии.

Плюсы:

  • дети рано овладевают разными навыками и знаниями: чтение, иностранные языки, игра на музыкальных инструментах, в школе учатся легко и т.д.;
  • индивидуальный подход;
  • всестороннее развитие.

Минусы:

  • нет конкретных рекомендаций (хотя это автор объясняет, что готового решения нет и все индивидуально);
  • допускаются наказания в виде шлепков (но только до 2-3 лет, когда сформируется своё «Я», это будет расценено малышом как унижение).

Книга

С книгой не помешает познакомиться всем родителям.

В методике Масару Ибуки нет чётких правил, развивающих игр и пособий скорее она больше похожа на советы с примерами из жизни. И вроде бы он описывает само собой разумеющиеся вещи, но, к сожалению, о которых в воспитании ребёнка мы часто забываем. Не зря приверженцы этой методики, советуют периодически перечитывать его книгу.

Большинство советов верны, ведь действительно с ребёнком необходимо заниматься с самого рождения, иначе время теряется, и он может не достигнуть того, что мог бы. Но ВАЖНО учитывать индивидуальность ребёнка, его возраст, интересы и желания, не пытаясь «впихнуть» в него как можно больше информации и знаний.

Вам может быть интересно:

Раннее развитие — плюсы и минусы

Педагогика Макаренко и современные дети.

Методика развития семьи Никитиных. Правы ли они?

Источник

Фото из книги Ибука Масару «После трех уже поздно» издательства «Альпина нон-фикшн»

В настоящее время в обществе сложилось ошибочное мнение о раннем развитии, основанное на устаревших работах. В их числе популярная книга Ибука Масару «После трех уже поздно».  Несмотря, на все большее количество публикаций о вреде раннего развития, родители торопятся вложить в ребенка как можно больше знаний до закрытия окна развития в трехлетнем возрасте.

  • После трех не поздно. Ошибочные выводы 60-х годов;
  • О вреде раннего чтения с научной точки зрения;
  • Комментарии об эффективности методики Гленна Домана;
  • Завершение.

После трех уже поздно — ошибочные выводы 60-х годов!

В 60-х годах ряд научных деятелей сделали ошибочные выводы о том, что у человеческого мозга после 4-6 лет закрываются определенные возможности в развитии. Согласно этой теории для максимального развития потенциала ребенка рекомендовалось с рождения до трех лет обеспечивать непрерывный поток разнообразной информации в больших объемах. В том числе рекомендовалась подача несвоевременной информации, которую ребенок не в силах осмыслить. По учениям 60-х эта информация тоже усваивалась и впоследствии могла быть использована. Именно об этой теории писал Ибука Масару в своей книге «После трех уже поздно».

Я предлагаю вам изучить мнение современной возрастной физиологии. Для знакомства с этим мнением я приведу выдержки из выступлений Марьяны Михайловны Безруких —  профессора, академика, психолога, доктора биологических наук, главы Института возрастной физиологии Российской Академии Образования. Обратите внимание, она не рядовой специалист, который имеет свою личную точку зрения по вопросу развития. Её мнение совпадает с официальной точкой зрения науки Физиология.

Краткое разъяснение для мам о мифе «После 3-х уже поздно»:

Текст видеоролика для тех, кто не любит видеоформат: показать скрытый текст

Научное обоснование (выдержка из доклада «Современный дошкольник Мифы и реалии развития»):

Текст с выдержками из доклада в опровержение теории «После 3 уже поздно»: показать скрытый текст

После трех уже поздно? | Раннее чтение

Еще один миф который развенчивает М.М. Безруких — раннее чтение:

«Я хотела бы вам доказать, что формирование навыков письма и чтения в 3-4 года, когда мы сегодня начинаем от ребенка это требовать, и создаёт систему неадекватных требований…»

Вырезка о вреде несвоевременного чтения из доклада «Современный дошкольник Мифы и реалии развития Безруких М.М.»:

Текст видеоролика о вреде раннего чтения, для тех, кто не любит видеоформат: показать скрытый текст

По мнению Безруких только 20% детей в 4 года имеют зрительную дифференцировку для чтения. Обратите внимание, что специалисты всегда ведут речь о полном возрасте. Т.е. в данном случае имеются ввиду дети, котором уже исполнилось 4 года.

После трех уже поздно |методика Гленна Домана (комментарий М.М. Безруких об эффективности)

Ответ на вопрос о методике Гленна Домана:

Текст видеоролика для тех, кто не любит видеоформат: показать скрытый текст

О нецелесообразности методики Гленна Домана Вы можете изучить отдельную статью, мнение которой полностью совпадает с мнением Безруких М.М. В ней также приведены комментарии о неэффективности методики от других специалистов по развитию.

В завершение

Фото из книги Ибука Масару «После трех уже поздно» издательства «Альпина нон-фикшн»

Учитывая негативные комментарии к предыдущим статьям о вреде раннего развития, прошу воспринимать информацию буквально, не домысливать несуществующего и не бросаться из крайностей в крайность. Развивать детей обязательно надо, но важно грамотно походить к выбору методик развития и их элементов. 

Безруких М.М. во многих своих докладах рекомендует книгу о развитии Водовозовой Е.Н. (1844-1923) «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста». Что примечательно, впервые эта книга издавалась еще в 1871 году! В ней описывается развитие принципов воспитания в России начиная с XVI в., рассматривается реализация в России западных идеалов воспитания, основные принципы нравственного воспитания и воспитания ума. Для нашего времени книга необычна и привлекательна своим стилем изложения. Предлагаю конспект наиболее важных моментов книги.

Видеоматериалы рассмотренные в этой статье сняты еще в 2012 году, но стремление мам научить читать с пеленок все еще продолжается. Это происходит с подачи рекламы производителей развивающих товаров. В свою очередь, ваши репосты в соцсетях помогут узнать другим мамам о вреде преждевременного развития и его неэффективности:

 Если вам понравился материал, Вы можете подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группе ВКонтакте.

 Ссылки по теме:

Источник

Dollarphotoclub_62961699-700x466

Книга Масару ИБУКА «После трех уже поздно» стала настоящей иконой для родителей, стремящихся развивать детей с пеленок. Книга формулирует основные постулаты раннего развития, призывая начать заботиться об интеллектуальном развитии детей с самого момента их рождения и даже раньше. Масару ИБУКА утверждает:

  • ЛЮБОЙ ребенок, если дать ему то, что нужно и когда нужно, вырастет смышленым и будет иметь твердый характер.
  • На развитие ребенка, его возможности и способности влияют люди и окружающая его среда.
  • Невмешательство в развитие ребенка в раннем возрасте, неуважение его воли — большая ошибка!
  • 3 года — возраст, когда мозг ребенка достигает 80% своего взрослого потенциала. И первые 3 года критичны для развития ребенка.

В книге автор сформулировал 25 самых важных принципов воспитания ребенка. А вы согласны с ним и готовы применять в своей ежедневной жизни?

  1. Чаще берите ребенка на руки. Тактильное общение играет большую роль в умственном развитии ребенка.
  2. Разрешайте ребенку спать в вашей постели. Совместный сон оказывает развивающее воздействие на ребенка.
  3. Не сюсюкайтесь. Разговаривайте с ребенком на взрослом языке с самого рождения.
  4. Занимайтесь с ребенком каждый день. Ведь даже 1 занятие в день приводит к удивительным результатам.
  5. Не ссорьтесь при ребенке. Ваш ребенок очень тонко чувствует негатив и тревогу.
  6. Поощряйте желание ребенка общаться с другими детьми. Это отлично стимулирует ум ребенка, соревновательность, стремление быть первым.
  7. Ребенку нужна не только мама, но и ПАПА. Не должно быть никаких ограничений в общении между папой и ребенком.
  8. Не запрещайте ребенку отстаивать свои интересы и даже ссориться. Ссоры развивают навык общения.
  9. Хвалите и наказывайте аккуратно. Хвалите за дело, особенно мальчиков, наказывайте редко.
  10. Не навязывайте ребенку свои ХОРОШО и ПЛОХО. Пусть ребенок сам наберется жизненного опыта с вашей помощью и со временем сам начнет это различать.
  11. Побуждайте и поддерживайте интерес ребенка к чему-либо. Создайте для этого необходимые условия.
  12. Повторяйте пройденный материал. Это формирует правильные схемы в мозгу ребенка.
  13. Не считайте детские фантазии глупыми. Способность мечтать и фантазировать формирует творческий потенциал ребенка.
  14. Заучивайте стихи. Это тренирует память.
  15. Окружите ребенка лучшими проявлениями человечества. Слушайте классическую музыку, показывайте произведения искусства, читайте художественную литературу.
  16. Не ограничивайте ребенка. Все, что делает ребенок руками, развивает его интеллект и творческие задатки.
  17. Стимулируйте проявление нестандартного мышления у ребенка. Стандарты воспитывают стандартного человека.
  18. Не покупайте ребенку все, что он просит. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка, в последствии ему будет сложно учиться.
  19. Развивайте тактильные ощущения. Предлагайте ребенку потрогать предметы из разных материалов — мягкие и твердые, тяжелые и легкие, гладкие и шершавые, и т.п.
  20. Предлагайте ребенку игрушки из деталей. Ребенок испытает огромную радость от того, что смог собрать ее сам. В эпоху готовых игрушек это большая редкость.
  21. Развивайте мелкую моторику ребенка — лепкой, аппликацией, вырезанием и складыванием фигур. Как известно, «ум ребенка — на кончиках его пальцев»
  22. Ходите с ребенком. Ходьба очень полезна, ведь во время ходьбы задействовано 400 мышц тела из 639.
  23. Не ждите от работы ребенка результата. Ведь для ребенка важен процесс, а не результат. Пусть трудится столько, сколь ему это интересно.
  24. Не насилуйте волю малыша. Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя.
  25. Не относитесь к ребенку как к своей собственности. Это не так. Кроме того, это может стать причиной неверия в свои силы.

Была ли эта информация полезной?

ДаНет

Источник

Масару Ибука не врач, не психолог и не педагог. Он прославился в другой отрасли. Это один из основателей корпорации Sony. Но это не мешало ему на протяжении многих лет изучать детскую психологию. И в результате он издал настольную книгу многих мам по всему миру — «После трех уже поздно».

Сегодня мы разберем основные принципы воспитания, о которых говорит автор.

Деток до 3-х лет можно научить практически всему.

Очень важно именно в этот период заложить фундамент для дальнейшего развития. В этом возрасте мозг можно сравнить с компьютером.

Исследования ученых зафиксировали, что к 3 годам развитие клеток головного мозга завершено на 80%.

Родители должны учить свое чадо не для того, чтобы он поступил в престижную школу или стал великим музыкантом. Важно раскрыть потенциал, чтобы он был счастлив.

И первое на что автор обращает внимание – это детская комната. Никаких белых стен и полной тишины. Обои подбираем цветные, одеяла яркие, на потолке можно приклеить солнце или звезды, в общем, больше «стимулирующих» атрибутов.

А теперь переходим к принципам:

1. Закладываем базу для будущих знаний – учим сравнивать, оценивать, мыслить и рассуждать.

2. От родителей требуется главное – регулярно заниматься. Хотя бы по часу в день. Это может быть и совместное чтение, и прослушивание классических произведений, и игры на мелкую моторику.

3. Не сюсюкаемся. Четко и внятно проговариваем все слова.

4. Цель данной методики – мы не растим вундеркинда, а воспитываем счастливую личность, которая в перспективе достигнет высот.

5. Не игнорируем отрицательные эмоции – наша задача понять, что расстроило кроху и устранить причину.

6. Доброжелательная атмосфера в семье. Гораздо больше пользы будет для всех, когда мама в хорошем настроении приступает к занятиям. И старайтесь при ребенке не ссориться с мужем. Дети не настолько глупы, как кажутся, они все понимают.

7. Немаловажный пункт – тесный контакт. Это не капризы, а потребность, особенно для деток первого года жизни. Объятия и посиделки на руках дают ощущение защищенности, а это поможет ему в будущем стать сильной и уверенной личностью.

8. Обязательное присутствие в жизни бабушек и дедушек – это и связь поколений, и их опыт, культура.

9. Малыши в таком возрасте не понимают, что для них есть непосильная задача. Поэтому дайте ему возможность попробовать что-либо сделать, не решайте это за него. Не навязывайте ему свои взгляды.

10. Не переживайте, что вы «перенасытите» юного ученика, это просто невозможно! Просто в тот момент, когда ребенку надоест, он перестанет воспринимать информацию.

11. Проявляйте ласку и заботу, но в то же время будьте строги. По мере взросления «отпускайте поводок», не игнорируйте желание, не подавляйте его выбор и волю – этим вы только подорвете веру в себя.

12. И не забывайте, что мы работаем не на результат, а на получение удовольствия от самого процесса. Обучая малыша, как правильно играть с игрушкой, мы убиваем в нем желание играть вообще.

А как вы относитесь к данной методике? Поделитесь с нами в комментариях.

ВНИМАНИЕ! Приглашаем в наш интернет-магазин детских товаров с доставкой по всей России. Огромный ассортимент, кэшбек на баланс аккаунта, персональные скидки, подарочные сертификаты.

«МОЙ МАЛЕНЬКИЙ МАЛЫШ» Приятных покупок!

Источник

«После трех уже поздно» — это название известной книги Масару Ибука. Само название уже содержит весь смысл книги, но книгу стоит прочитать, хотя бы для того, чтобы глубже и детальней понять эту идею, прочувствовать ее. Я абсолютно согласна с М.Ибука, что все будущее ребенка закладывается не просто в детстве, а именно до трех лет. К сожалению, автор больше говорит о том, почему надо усиленно заниматься воспитанием ребенка до трех лет, но не очень много сообщает о том, как именно это сделать. Вот некоторые идеи.

Развитие речи

Если вы хотите, чтобы ваш малыш рано и хорошо научился говорить, то вам придется на некоторое время стать попугаем.

Пока ребенок еще не говорит, не молчите! Преодолейте свою лень и описывайте все свои действия, описывайте все, что вы видите вокруг. Пример: «Сейчас я накрываю на стол. Видишь, какая у тебя красивая голубая тарелка?».

Не говорите с малышом на детском языке. Все эти «сюси-пуси» ему совершенно не нужны. Говорите на нормальном языке, которым вы обычно пользуетесь. Потом малышу будет сложно понять, почему «би-би» надо называть машинкой, и, соответственно, будет сложно переучиться.

Вы должны повторять не только слова, но и целые фразы, пока ваш ребенок их не запомнит и не станет употреблять в речи.

Когда ребенок уже более-менее говорит, он допускает ошибки типа «мой носки», «твоя круг» или «Дядя Толя сказала». Важно не повторять его ошибок вслух, а четко произнести правильный вариант «мои носки», «твои круг», «Дядя Толя сказал».

Опасности вокруг

Точно так же не молчите, если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился распознавать опасности и избегать их в раннем возрасте. Каждый раз, переходя дорогу, твердите: «Дорога — это опасно. Возьми маму за руку. Ты видишь — едет машина? Машина может задавить, и будет очень больно». Да, вы рискуете показаться себе занудой, вам самой будет очень скучно, но вы научите своего ребенка на всю жизнь, как надо переходить дорогу. (Моя дочь в 2 года и 8 месяцев уже сейчас говорит мне каждый раз, когда мы переходим дорогу: «Мама, быстрее, прыгай на тротуар»).

Или, например, каждый раз, ставя кружку с горячим чаем на стол, говорите: «Ты видишь, идет пар, значит — горячо. Осторожно, это опасно».

Помощь в домашних делах

Опять же, если вы хотите, чтобы ребенок в будущем вам помогал, то надо начинать в самом раннем возрасте. Бессмысленно оберегать маленьких принцев и принцесс от любой, самой несложной работы, а потом удивляться, что они в школьном возрасте не хотят помочь вам помыть посуду.

Как тоько ребенок начинает понимать простые фразы типа принеси-подай, пора приучать его помогать вам. Можно начать с самого простого, например, попросить отнести какой-нибудь предмет на кухню и выкинуть в мусорное ведро. Вот увидите, ребенок будет делать это с удовольствием, потому что для него это игра.

Также до трех лет его можно научить убирать свои игрушки в коробку, в шкаф или под диван. Сначала можно убирать игрушки вместе, чтобы ребенок вам помогал. Через несколько дней можно начать убираться вместе, а потом уйти в другую комнату, чтобы ребенок довершил это самостоятельно. Затем можно добиться того, чтобы ребенок убрал игрушки по требованию. При этом можно сказать, например: «Как я буду с тобой рисовать? Здесь такой беспорядок. Нужно убрать игрушки».

Когда вы приучите ребенка убирать свои игрушки, то он часто будет делать это по своей инициативе. Возможно, сейчас вам проще и быстрее убрать игрушки самой, но помните, что в один прекрасный день вам захочется, чтобы ребенок сам убирал свои игрушки, а тогда добиться этого будет значительно труднее.

И, естественно, хвалите ребенка, не уставайте повторять: «Ты моя помощница/мой помощник».

Общение с другими детьми

Учите ребенка, как вести себя с другими детьми. Например, в песочнице внушайте ему идею о том, что надо делиться, иначе с ним никто не будет играть. У всех детей бывает период, когда они не делятся игрушками, но тем не менее, если вы будете разговаривать с ним, объяснять ему, насколько лучше и выгоднее для него делиться, то этот период у него пройдет быстрее.

У вас — свои дела

Ребенок, когда он немножко подрастет и будет в состоянии сказать, чего он хочет, должен понять, что у вас могут быть другие дела, кроме него. Совершенно необязательно нестись с кухни в комнату по первому зову ребенка (если он, конечно, не хочет есть, пить, спать или в туалет). Если, к примеру, он кричит вам, чтобы вы с ним порисовали, то вы должны твердо сказать: «Я сейчас занята, я приготовлю еду и приду».

Таким образом, вы сбережете свои нервы и приучите ребенка к тому, что он — совсем не центр вселенной (к сожалению, ему все равно придется об этом узнать рано или поздно). К тому же ребенок должен уметь играть один и оставаться один, это важно для его умственного развития.

Заключение

Сейчас много говорят о раннем развитии. Мне кажется, важнее всего не то, как рано ребенок научится читать, писать, говорить на иностранных языках, и не то, сколько знаний в него успеют вбить до школы и во время ее. Важнее всего, чтобы вы воспитали его счастливым и уравновешенным человеком с хорошим характером. Тогда у него в жизни все сложится.

Статья отбрасывает нас назад на пару тысяч лет назад, так как тогда было сказано: «Тот ребенок, кто с первых дней жизни будет слышать тексты Пятикнижия, будет владеть другими народами!». То есть читая ребенку книги, написанные президентом, ген. секретарём или фараоном, вы воспитаете его президентом и т.п. … если будете читать ему книги педагога, священника — сделаете педагогом, священником …
Так что те, кто глубокомысленно утверждает, что важно не научить читать, а то каким человеком станет — не правы: то, что будет ребенок читать, тем и станет! И это было известно три тысячи лет тому назад.
Но везде главное: уметь читать книгу, ноутбук, i-pod …
Что касается Масару Ибука — то он — ученик Б.П. Никитина, и приглашал его, Никитина в Японию и в начале 70-х годов в Японии вроде как финансировал его, Никитина выступления во телевидению в течение недели…
В отличие от М.Ибука, конкретно многие методики развития и воспитания до 3-х лет изложены у Бориса и Лены Никитиных, воспитавших 7 детей и более 20 внуков.
Тем, кто пишет статьи про раннее развитие не ссылаясь на Никитиных и других авторов, можно внимательно почитать слова А.С. Пушкина о тех, кто опирается на настоящее, не ссылаясь на прошлое.
По сути автор хитро выступает против раннего чтения, против российской методики 1988 — 1992 года «Читать — раньше, чем ходить», представленная кажется с 1999 года на этой телеконференции, хотя она внедрена даже в США, где с января 2001 года действует федеральная программа «Раннее чтение — превыше всего!» или «… прежде всего!» — Early Re3adind — first!», на которую уже вложено более 1,5 миллиарда долларов.
Итак, хотя напоминать о необходимости раннего развития — это совсем не лишнее дело и оно необходимо, но эта статья отбрасывает нас на 2-3 тысячи лет назад 🙁

2011-10-11, Друг и товарищ

Мне понравилась статья, возможно, потому что сама разделяю идею автора. Считаю, что именно в раннем возрасте закладываются основы его будущего поведения и отношения к жизни. Несомненно, на него будут влиять все те книги, которые он прочитает и фильмы, которые посмотрит и так далее. Но будет-то он их смотреть уже с собственным мнением, со своей жизненной позиции, основа которой была заложена в глубоком детстве. Я тоже иногда напоминаю себе попугая и часто хочется все сделать самой, потому что так быстрее и легче на данный момент, но сдерживаю себя, потому что стоит пару раз собрать игрушки, поднять с пола то, что ребенок уронил и т.д., как у малышки все, что она должна сделать стирается из памяти. После этих моментов я ловлю себя на мысли, что сейчас легче направить ее поведение в нужное русло, показать как надо и верю в то, что это принесет плоды и поможет сделать из моего ребенка Человека. Я думаю, что все не так уж категорично в этой статье, просто во всем должен быть порядок) так легче и нервы спокойны)

2011-10-19, anastasyapk

статья неплохая, но больно уж категоричная. Автор как будто гарантирует, что если мы ее советы выполним, у нас получится все, как она сказала.
Я дочку с года пыталась уговорить хоть что-то в коробочку сложить — ничего и никогда не сложила, не убрала.
Опасности вокруг — кто-то будет маму слушать, а кто-то подрастет, и бесконечно будет родителей проверять, провоцировать, исследовать окружающий мир, и никакой дороги не испугается.
«У вас — свои дела». Ребенок позовет-позовет вас да и перестанет А когда ему будет лет 14, вы будете бегать и охать — мы его потеряли, он с нами ничем не делится!
В общем, автор субъективен и не профессионален. Хотя идея была хорошая.

2011-09-20, knika

Нужно и важно говорить, о том как себя вести на дороге, но не «запугивать» ребенка, тем что собьет машина и будет больно, или что горячим чаем можно сильно и больно обжечься. Лучше дать потрогать уже чуть остывший чай и ребенок сам поймет, что это будет неприятно.
Некоторые дети слишком буквально воспринимают всякие такие предупреждения, особенно если они очень часты. Позже они могут вылиться в худшем случае в кошмары и фобии вплоть до взрослого возраста. А в лучшем случае повлияют на мотивацию достижения с преимущественной ориентацией на избегание неудачи.

2011-10-10, Mothie

После 3-х лет начинать уже поздно, потому что в 2 года малыши уже могут печатать на пишущей машинке и на клавиатуре компьютера: [ссылка-1]

2016-05-25, Vetropa

придерживаюсь аналогичного мнения, что и автор. Чем раньше ребенок поймет, что родители — люди, которых нужно уважать и ценить, тем легче будет семейная дружная жизнь

2014-08-01, valencia01984

Всего 6 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник

Читайте также:  Развитие мышления ребенка 6 лет в детском саду