Развитие ребенка после 3 лет уже поздно
Автор этой методики Масару Ибука. Он один из первых заговорил о раннем развитии ребёнка. В 1971 году вышла его книга под названием «После трёх уже поздно» На данный момент она известна во всём мире.
При этом автор не был педагогом и психологом. Он был японским инженером и бизнесменом. Интересоваться этим вопросом Масару Ибука начал после того как, его сын, отставал в развитии из-за перенесённого заболевания.
Масару Ибука (11.04.1908 — 19.12.1997) — японский предприниматель в области электроники, один из основателей компании «Sony». Основатель организации «Обучение талантов», и существующей по сей день Ассоциации раннего развития Японии.
Суть методики
В том, что дети в раннем возрасте имеют безграничные возможности и способности. А именно до 3х лет.
Основано это на научно доказанном факте, что у ребёнка с рождения до 6 месяцев сформировано 50 процентов нейронных связей, а к 3м годам 80 процентов. Это значит, что если в достаточной мере развивать ребёнка до 3х лет, после он может добиться больших успехов в будущем.
Некоторые советы для родителей от Масару Ибука и основные принципы в его методике.
- одарённость можно формировать до 3х лет;
- воспитание начинайте с себя;
- только в любви ребёнок будет гармонично развиваться;
- раннее развитие — не для того, чтобы вырастить гения;
- только родители чувствуют, когда и как обучать ребёнка;
- среда и жизненный опыт напрямую зависит, каким вырастит ребёнок;
- не бойтесь предлагать малышу на Ваш взгляд «сложную» информацию, он усвоит, только то, что ему интересно;
- для того чтобы вызвать интерес ребёнка к чему либо, необходимо заинтересовать его, не надо заставлять;
- повторение одного и того же (к примеру сказки), помогают развиваться;
- для развития творческого мышления, родители должны поощрять фантазии и воображение;
- также для развития творческих способностей необходимо как можно раньше давать ребёнку рисовать, лепить из пластилина, глины и т.д. и стараться, не ограничивать в его творческих задумках;
- музыкальные занятия играют важную роль в развитии;
- питание ребёнка должно быть правильным, вкусным и красиво оформленным;
- игрушек не должно быть много;
- физические упражнения способствуют развитию интеллекта, и тренировать малыша нужно с самого раннего детства;
- общение (с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, другими детьми и т.д.) важная вещь в развитии;
- на все вопросы отвечайте ребёнку честно, даже на интимные темы;
- всегда выясняйте и устраняйте причину негативных эмоций;
- у ребёнка должен быть распорядок дня;
- знакомьте малыша с искусством, это сформирует хороший вкус в будущем;
- развитие мелкой моторики и тактильных ощущений также важны в развитии.
Плюсы:
- дети рано овладевают разными навыками и знаниями: чтение, иностранные языки, игра на музыкальных инструментах, в школе учатся легко и т.д.;
- индивидуальный подход;
- всестороннее развитие.
Минусы:
- нет конкретных рекомендаций (хотя это автор объясняет, что готового решения нет и все индивидуально);
- допускаются наказания в виде шлепков (но только до 2-3 лет, когда сформируется своё «Я», это будет расценено малышом как унижение).
Книга
С книгой не помешает познакомиться всем родителям.
В методике Масару Ибуки нет чётких правил, развивающих игр и пособий скорее она больше похожа на советы с примерами из жизни. И вроде бы он описывает само собой разумеющиеся вещи, но, к сожалению, о которых в воспитании ребёнка мы часто забываем. Не зря приверженцы этой методики, советуют периодически перечитывать его книгу.
Большинство советов верны, ведь действительно с ребёнком необходимо заниматься с самого рождения, иначе время теряется, и он может не достигнуть того, что мог бы. Но ВАЖНО учитывать индивидуальность ребёнка, его возраст, интересы и желания, не пытаясь «впихнуть» в него как можно больше информации и знаний.
Вам может быть интересно:
Раннее развитие — плюсы и минусы
Педагогика Макаренко и современные дети.
Методика развития семьи Никитиных. Правы ли они?
Источник
Фото из книги Ибука Масару «После трех уже поздно» издательства «Альпина нон-фикшн»
В настоящее время в обществе сложилось ошибочное мнение о раннем развитии, основанное на устаревших работах. В их числе популярная книга Ибука Масару «После трех уже поздно». Несмотря, на все большее количество публикаций о вреде раннего развития, родители торопятся вложить в ребенка как можно больше знаний до закрытия окна развития в трехлетнем возрасте.
- После трех не поздно. Ошибочные выводы 60-х годов;
- О вреде раннего чтения с научной точки зрения;
- Комментарии об эффективности методики Гленна Домана;
- Завершение.
После трех уже поздно — ошибочные выводы 60-х годов!
В 60-х годах ряд научных деятелей сделали ошибочные выводы о том, что у человеческого мозга после 4-6 лет закрываются определенные возможности в развитии. Согласно этой теории для максимального развития потенциала ребенка рекомендовалось с рождения до трех лет обеспечивать непрерывный поток разнообразной информации в больших объемах. В том числе рекомендовалась подача несвоевременной информации, которую ребенок не в силах осмыслить. По учениям 60-х эта информация тоже усваивалась и впоследствии могла быть использована. Именно об этой теории писал Ибука Масару в своей книге «После трех уже поздно».
Я предлагаю вам изучить мнение современной возрастной физиологии. Для знакомства с этим мнением я приведу выдержки из выступлений Марьяны Михайловны Безруких — профессора, академика, психолога, доктора биологических наук, главы Института возрастной физиологии Российской Академии Образования. Обратите внимание, она не рядовой специалист, который имеет свою личную точку зрения по вопросу развития. Её мнение совпадает с официальной точкой зрения науки Физиология.
Краткое разъяснение для мам о мифе «После 3-х уже поздно»:
Текст видеоролика для тех, кто не любит видеоформат: показать скрытый текст
Научное обоснование (выдержка из доклада «Современный дошкольник Мифы и реалии развития»):
Текст с выдержками из доклада в опровержение теории «После 3 уже поздно»: показать скрытый текст
После трех уже поздно? | Раннее чтение
Еще один миф который развенчивает М.М. Безруких — раннее чтение:
«Я хотела бы вам доказать, что формирование навыков письма и чтения в 3-4 года, когда мы сегодня начинаем от ребенка это требовать, и создаёт систему неадекватных требований…»
Вырезка о вреде несвоевременного чтения из доклада «Современный дошкольник Мифы и реалии развития Безруких М.М.»:
Текст видеоролика о вреде раннего чтения, для тех, кто не любит видеоформат: показать скрытый текст
По мнению Безруких только 20% детей в 4 года имеют зрительную дифференцировку для чтения. Обратите внимание, что специалисты всегда ведут речь о полном возрасте. Т.е. в данном случае имеются ввиду дети, котором уже исполнилось 4 года.
После трех уже поздно |методика Гленна Домана (комментарий М.М. Безруких об эффективности)
Ответ на вопрос о методике Гленна Домана:
Текст видеоролика для тех, кто не любит видеоформат: показать скрытый текст
О нецелесообразности методики Гленна Домана Вы можете изучить отдельную статью, мнение которой полностью совпадает с мнением Безруких М.М. В ней также приведены комментарии о неэффективности методики от других специалистов по развитию.
В завершение
Фото из книги Ибука Масару «После трех уже поздно» издательства «Альпина нон-фикшн»
Учитывая негативные комментарии к предыдущим статьям о вреде раннего развития, прошу воспринимать информацию буквально, не домысливать несуществующего и не бросаться из крайностей в крайность. Развивать детей обязательно надо, но важно грамотно походить к выбору методик развития и их элементов.
Безруких М.М. во многих своих докладах рекомендует книгу о развитии Водовозовой Е.Н. (1844-1923) «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста». Что примечательно, впервые эта книга издавалась еще в 1871 году! В ней описывается развитие принципов воспитания в России начиная с XVI в., рассматривается реализация в России западных идеалов воспитания, основные принципы нравственного воспитания и воспитания ума. Для нашего времени книга необычна и привлекательна своим стилем изложения. Предлагаю конспект наиболее важных моментов книги.
Видеоматериалы рассмотренные в этой статье сняты еще в 2012 году, но стремление мам научить читать с пеленок все еще продолжается. Это происходит с подачи рекламы производителей развивающих товаров. В свою очередь, ваши репосты в соцсетях помогут узнать другим мамам о вреде преждевременного развития и его неэффективности:
Если вам понравился материал, Вы можете подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группе ВКонтакте.
Ссылки по теме:
Источник
Книга Масару ИБУКА «После трех уже поздно» стала настоящей иконой для родителей, стремящихся развивать детей с пеленок. Книга формулирует основные постулаты раннего развития, призывая начать заботиться об интеллектуальном развитии детей с самого момента их рождения и даже раньше. Масару ИБУКА утверждает:
- ЛЮБОЙ ребенок, если дать ему то, что нужно и когда нужно, вырастет смышленым и будет иметь твердый характер.
- На развитие ребенка, его возможности и способности влияют люди и окружающая его среда.
- Невмешательство в развитие ребенка в раннем возрасте, неуважение его воли — большая ошибка!
- 3 года — возраст, когда мозг ребенка достигает 80% своего взрослого потенциала. И первые 3 года критичны для развития ребенка.
В книге автор сформулировал 25 самых важных принципов воспитания ребенка. А вы согласны с ним и готовы применять в своей ежедневной жизни?
- Чаще берите ребенка на руки. Тактильное общение играет большую роль в умственном развитии ребенка.
- Разрешайте ребенку спать в вашей постели. Совместный сон оказывает развивающее воздействие на ребенка.
- Не сюсюкайтесь. Разговаривайте с ребенком на взрослом языке с самого рождения.
- Занимайтесь с ребенком каждый день. Ведь даже 1 занятие в день приводит к удивительным результатам.
- Не ссорьтесь при ребенке. Ваш ребенок очень тонко чувствует негатив и тревогу.
- Поощряйте желание ребенка общаться с другими детьми. Это отлично стимулирует ум ребенка, соревновательность, стремление быть первым.
- Ребенку нужна не только мама, но и ПАПА. Не должно быть никаких ограничений в общении между папой и ребенком.
- Не запрещайте ребенку отстаивать свои интересы и даже ссориться. Ссоры развивают навык общения.
- Хвалите и наказывайте аккуратно. Хвалите за дело, особенно мальчиков, наказывайте редко.
- Не навязывайте ребенку свои ХОРОШО и ПЛОХО. Пусть ребенок сам наберется жизненного опыта с вашей помощью и со временем сам начнет это различать.
- Побуждайте и поддерживайте интерес ребенка к чему-либо. Создайте для этого необходимые условия.
- Повторяйте пройденный материал. Это формирует правильные схемы в мозгу ребенка.
- Не считайте детские фантазии глупыми. Способность мечтать и фантазировать формирует творческий потенциал ребенка.
- Заучивайте стихи. Это тренирует память.
- Окружите ребенка лучшими проявлениями человечества. Слушайте классическую музыку, показывайте произведения искусства, читайте художественную литературу.
- Не ограничивайте ребенка. Все, что делает ребенок руками, развивает его интеллект и творческие задатки.
- Стимулируйте проявление нестандартного мышления у ребенка. Стандарты воспитывают стандартного человека.
- Не покупайте ребенку все, что он просит. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка, в последствии ему будет сложно учиться.
- Развивайте тактильные ощущения. Предлагайте ребенку потрогать предметы из разных материалов — мягкие и твердые, тяжелые и легкие, гладкие и шершавые, и т.п.
- Предлагайте ребенку игрушки из деталей. Ребенок испытает огромную радость от того, что смог собрать ее сам. В эпоху готовых игрушек это большая редкость.
- Развивайте мелкую моторику ребенка — лепкой, аппликацией, вырезанием и складыванием фигур. Как известно, «ум ребенка — на кончиках его пальцев».
- Ходите с ребенком. Ходьба очень полезна, ведь во время ходьбы задействовано 400 мышц тела из 639.
- Не ждите от работы ребенка результата. Ведь для ребенка важен процесс, а не результат. Пусть трудится столько, сколь ему это интересно.
- Не насилуйте волю малыша. Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя.
- Не относитесь к ребенку как к своей собственности. Это не так. Кроме того, это может стать причиной неверия в свои силы.
Была ли эта информация полезной?
ДаНет
Источник
Масару Ибука не врач, не психолог и не педагог. Он прославился в другой отрасли. Это один из основателей корпорации Sony. Но это не мешало ему на протяжении многих лет изучать детскую психологию. И в результате он издал настольную книгу многих мам по всему миру — «После трех уже поздно».
Сегодня мы разберем основные принципы воспитания, о которых говорит автор.
Деток до 3-х лет можно научить практически всему.
Очень важно именно в этот период заложить фундамент для дальнейшего развития. В этом возрасте мозг можно сравнить с компьютером.
Исследования ученых зафиксировали, что к 3 годам развитие клеток головного мозга завершено на 80%.
Родители должны учить свое чадо не для того, чтобы он поступил в престижную школу или стал великим музыкантом. Важно раскрыть потенциал, чтобы он был счастлив.
И первое на что автор обращает внимание – это детская комната. Никаких белых стен и полной тишины. Обои подбираем цветные, одеяла яркие, на потолке можно приклеить солнце или звезды, в общем, больше «стимулирующих» атрибутов.
А теперь переходим к принципам:
1. Закладываем базу для будущих знаний – учим сравнивать, оценивать, мыслить и рассуждать.
2. От родителей требуется главное – регулярно заниматься. Хотя бы по часу в день. Это может быть и совместное чтение, и прослушивание классических произведений, и игры на мелкую моторику.
3. Не сюсюкаемся. Четко и внятно проговариваем все слова.
4. Цель данной методики – мы не растим вундеркинда, а воспитываем счастливую личность, которая в перспективе достигнет высот.
5. Не игнорируем отрицательные эмоции – наша задача понять, что расстроило кроху и устранить причину.
6. Доброжелательная атмосфера в семье. Гораздо больше пользы будет для всех, когда мама в хорошем настроении приступает к занятиям. И старайтесь при ребенке не ссориться с мужем. Дети не настолько глупы, как кажутся, они все понимают.
7. Немаловажный пункт – тесный контакт. Это не капризы, а потребность, особенно для деток первого года жизни. Объятия и посиделки на руках дают ощущение защищенности, а это поможет ему в будущем стать сильной и уверенной личностью.
8. Обязательное присутствие в жизни бабушек и дедушек – это и связь поколений, и их опыт, культура.
9. Малыши в таком возрасте не понимают, что для них есть непосильная задача. Поэтому дайте ему возможность попробовать что-либо сделать, не решайте это за него. Не навязывайте ему свои взгляды.
10. Не переживайте, что вы «перенасытите» юного ученика, это просто невозможно! Просто в тот момент, когда ребенку надоест, он перестанет воспринимать информацию.
11. Проявляйте ласку и заботу, но в то же время будьте строги. По мере взросления «отпускайте поводок», не игнорируйте желание, не подавляйте его выбор и волю – этим вы только подорвете веру в себя.
12. И не забывайте, что мы работаем не на результат, а на получение удовольствия от самого процесса. Обучая малыша, как правильно играть с игрушкой, мы убиваем в нем желание играть вообще.
А как вы относитесь к данной методике? Поделитесь с нами в комментариях.
ВНИМАНИЕ! Приглашаем в наш интернет-магазин детских товаров с доставкой по всей России. Огромный ассортимент, кэшбек на баланс аккаунта, персональные скидки, подарочные сертификаты.
«МОЙ МАЛЕНЬКИЙ МАЛЫШ» Приятных покупок!
Источник
«После трех уже поздно» — это название известной книги Масару Ибука. Само название уже содержит весь смысл книги, но книгу стоит прочитать, хотя бы для того, чтобы глубже и детальней понять эту идею, прочувствовать ее. Я абсолютно согласна с М.Ибука, что все будущее ребенка закладывается не просто в детстве, а именно до трех лет. К сожалению, автор больше говорит о том, почему надо усиленно заниматься воспитанием ребенка до трех лет, но не очень много сообщает о том, как именно это сделать. Вот некоторые идеи.
Развитие речи
Если вы хотите, чтобы ваш малыш рано и хорошо научился говорить, то вам придется на некоторое время стать попугаем.
Пока ребенок еще не говорит, не молчите! Преодолейте свою лень и описывайте все свои действия, описывайте все, что вы видите вокруг. Пример: «Сейчас я накрываю на стол. Видишь, какая у тебя красивая голубая тарелка?».
Не говорите с малышом на детском языке. Все эти «сюси-пуси» ему совершенно не нужны. Говорите на нормальном языке, которым вы обычно пользуетесь. Потом малышу будет сложно понять, почему «би-би» надо называть машинкой, и, соответственно, будет сложно переучиться.
Вы должны повторять не только слова, но и целые фразы, пока ваш ребенок их не запомнит и не станет употреблять в речи.
Когда ребенок уже более-менее говорит, он допускает ошибки типа «мой носки», «твоя круг» или «Дядя Толя сказала». Важно не повторять его ошибок вслух, а четко произнести правильный вариант «мои носки», «твои круг», «Дядя Толя сказал».
Опасности вокруг
Точно так же не молчите, если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился распознавать опасности и избегать их в раннем возрасте. Каждый раз, переходя дорогу, твердите: «Дорога — это опасно. Возьми маму за руку. Ты видишь — едет машина? Машина может задавить, и будет очень больно». Да, вы рискуете показаться себе занудой, вам самой будет очень скучно, но вы научите своего ребенка на всю жизнь, как надо переходить дорогу. (Моя дочь в 2 года и 8 месяцев уже сейчас говорит мне каждый раз, когда мы переходим дорогу: «Мама, быстрее, прыгай на тротуар»).
Или, например, каждый раз, ставя кружку с горячим чаем на стол, говорите: «Ты видишь, идет пар, значит — горячо. Осторожно, это опасно».
Помощь в домашних делах
Опять же, если вы хотите, чтобы ребенок в будущем вам помогал, то надо начинать в самом раннем возрасте. Бессмысленно оберегать маленьких принцев и принцесс от любой, самой несложной работы, а потом удивляться, что они в школьном возрасте не хотят помочь вам помыть посуду.
Как тоько ребенок начинает понимать простые фразы типа принеси-подай, пора приучать его помогать вам. Можно начать с самого простого, например, попросить отнести какой-нибудь предмет на кухню и выкинуть в мусорное ведро. Вот увидите, ребенок будет делать это с удовольствием, потому что для него это игра.
Также до трех лет его можно научить убирать свои игрушки в коробку, в шкаф или под диван. Сначала можно убирать игрушки вместе, чтобы ребенок вам помогал. Через несколько дней можно начать убираться вместе, а потом уйти в другую комнату, чтобы ребенок довершил это самостоятельно. Затем можно добиться того, чтобы ребенок убрал игрушки по требованию. При этом можно сказать, например: «Как я буду с тобой рисовать? Здесь такой беспорядок. Нужно убрать игрушки».
Когда вы приучите ребенка убирать свои игрушки, то он часто будет делать это по своей инициативе. Возможно, сейчас вам проще и быстрее убрать игрушки самой, но помните, что в один прекрасный день вам захочется, чтобы ребенок сам убирал свои игрушки, а тогда добиться этого будет значительно труднее.
И, естественно, хвалите ребенка, не уставайте повторять: «Ты моя помощница/мой помощник».
Общение с другими детьми
Учите ребенка, как вести себя с другими детьми. Например, в песочнице внушайте ему идею о том, что надо делиться, иначе с ним никто не будет играть. У всех детей бывает период, когда они не делятся игрушками, но тем не менее, если вы будете разговаривать с ним, объяснять ему, насколько лучше и выгоднее для него делиться, то этот период у него пройдет быстрее.
У вас — свои дела
Ребенок, когда он немножко подрастет и будет в состоянии сказать, чего он хочет, должен понять, что у вас могут быть другие дела, кроме него. Совершенно необязательно нестись с кухни в комнату по первому зову ребенка (если он, конечно, не хочет есть, пить, спать или в туалет). Если, к примеру, он кричит вам, чтобы вы с ним порисовали, то вы должны твердо сказать: «Я сейчас занята, я приготовлю еду и приду».
Таким образом, вы сбережете свои нервы и приучите ребенка к тому, что он — совсем не центр вселенной (к сожалению, ему все равно придется об этом узнать рано или поздно). К тому же ребенок должен уметь играть один и оставаться один, это важно для его умственного развития.
Заключение
Сейчас много говорят о раннем развитии. Мне кажется, важнее всего не то, как рано ребенок научится читать, писать, говорить на иностранных языках, и не то, сколько знаний в него успеют вбить до школы и во время ее. Важнее всего, чтобы вы воспитали его счастливым и уравновешенным человеком с хорошим характером. Тогда у него в жизни все сложится.
Статья отбрасывает нас назад на пару тысяч лет назад, так как тогда было сказано: «Тот ребенок, кто с первых дней жизни будет слышать тексты Пятикнижия, будет владеть другими народами!». То есть читая ребенку книги, написанные президентом, ген. секретарём или фараоном, вы воспитаете его президентом и т.п. … если будете читать ему книги педагога, священника — сделаете педагогом, священником …
Так что те, кто глубокомысленно утверждает, что важно не научить читать, а то каким человеком станет — не правы: то, что будет ребенок читать, тем и станет! И это было известно три тысячи лет тому назад.
Но везде главное: уметь читать книгу, ноутбук, i-pod …
Что касается Масару Ибука — то он — ученик Б.П. Никитина, и приглашал его, Никитина в Японию и в начале 70-х годов в Японии вроде как финансировал его, Никитина выступления во телевидению в течение недели…
В отличие от М.Ибука, конкретно многие методики развития и воспитания до 3-х лет изложены у Бориса и Лены Никитиных, воспитавших 7 детей и более 20 внуков.
Тем, кто пишет статьи про раннее развитие не ссылаясь на Никитиных и других авторов, можно внимательно почитать слова А.С. Пушкина о тех, кто опирается на настоящее, не ссылаясь на прошлое.
По сути автор хитро выступает против раннего чтения, против российской методики 1988 — 1992 года «Читать — раньше, чем ходить», представленная кажется с 1999 года на этой телеконференции, хотя она внедрена даже в США, где с января 2001 года действует федеральная программа «Раннее чтение — превыше всего!» или «… прежде всего!» — Early Re3adind — first!», на которую уже вложено более 1,5 миллиарда долларов.
Итак, хотя напоминать о необходимости раннего развития — это совсем не лишнее дело и оно необходимо, но эта статья отбрасывает нас на 2-3 тысячи лет назад 🙁
2011-10-11, Друг и товарищ
Мне понравилась статья, возможно, потому что сама разделяю идею автора. Считаю, что именно в раннем возрасте закладываются основы его будущего поведения и отношения к жизни. Несомненно, на него будут влиять все те книги, которые он прочитает и фильмы, которые посмотрит и так далее. Но будет-то он их смотреть уже с собственным мнением, со своей жизненной позиции, основа которой была заложена в глубоком детстве. Я тоже иногда напоминаю себе попугая и часто хочется все сделать самой, потому что так быстрее и легче на данный момент, но сдерживаю себя, потому что стоит пару раз собрать игрушки, поднять с пола то, что ребенок уронил и т.д., как у малышки все, что она должна сделать стирается из памяти. После этих моментов я ловлю себя на мысли, что сейчас легче направить ее поведение в нужное русло, показать как надо и верю в то, что это принесет плоды и поможет сделать из моего ребенка Человека. Я думаю, что все не так уж категорично в этой статье, просто во всем должен быть порядок) так легче и нервы спокойны)
2011-10-19, anastasyapk
статья неплохая, но больно уж категоричная. Автор как будто гарантирует, что если мы ее советы выполним, у нас получится все, как она сказала.
Я дочку с года пыталась уговорить хоть что-то в коробочку сложить — ничего и никогда не сложила, не убрала.
Опасности вокруг — кто-то будет маму слушать, а кто-то подрастет, и бесконечно будет родителей проверять, провоцировать, исследовать окружающий мир, и никакой дороги не испугается.
«У вас — свои дела». Ребенок позовет-позовет вас да и перестанет А когда ему будет лет 14, вы будете бегать и охать — мы его потеряли, он с нами ничем не делится!
В общем, автор субъективен и не профессионален. Хотя идея была хорошая.
2011-09-20, knika
Нужно и важно говорить, о том как себя вести на дороге, но не «запугивать» ребенка, тем что собьет машина и будет больно, или что горячим чаем можно сильно и больно обжечься. Лучше дать потрогать уже чуть остывший чай и ребенок сам поймет, что это будет неприятно.
Некоторые дети слишком буквально воспринимают всякие такие предупреждения, особенно если они очень часты. Позже они могут вылиться в худшем случае в кошмары и фобии вплоть до взрослого возраста. А в лучшем случае повлияют на мотивацию достижения с преимущественной ориентацией на избегание неудачи.
2011-10-10, Mothie
После 3-х лет начинать уже поздно, потому что в 2 года малыши уже могут печатать на пишущей машинке и на клавиатуре компьютера: [ссылка-1]
2016-05-25, Vetropa
придерживаюсь аналогичного мнения, что и автор. Чем раньше ребенок поймет, что родители — люди, которых нужно уважать и ценить, тем легче будет семейная дружная жизнь
2014-08-01, valencia01984
Всего 6 отзывов Прочитать все отзывы.
Источник