Развитие ребенка по ступеням таблица

Развитие ребенка по ступеням таблица thumbnail

Возрастной этап

Признаки возрастного этапа

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Новорожденность (1-2 мес.)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений общения с матерью , заложение фундамента«симпатий и антипатий» .

Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность ,установление эмоциональной связи с матерью.

Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года )

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц. Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Раннее детство ( 1-3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК — ПРЕДМЕТ — ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей.

Предметно-манипулятивная деятельность.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окруж. Вещей.

Дошкольный возраст

(3 – 7 лет)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок — взрослый” и “ребенок — дети”. Имитация мира человеческих отношений.

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп. Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл.

Игра.

Младший школьный возраст

(7 – 11 лет)

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

«Я сам» в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр. Жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

Подростковый возраст

(11 – 15 лет)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст)Самооценка. «Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).

Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восп. и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе сверстников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Учебно-профессиональная деятельность.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение.

Профессиональное самоопределение.

Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения.Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношескихоценок окружающего.

Учебно-профессиональная деятельность.

Юнность (от 17 до 20-23 лет )

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родительского дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

Окончательное самоопределение.

Реализация жизненных планов или поиск себя.

Три варианта направленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Молодость ( от 20-23 до 30 лет)

Осуществление жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.

Труд.

Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют чел. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.

Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Рождение детей.

Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» — образ.

Поиск партнера. Создание семьи, профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Зрелость ( от 30 до 60-70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное предназначение.

Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жестокий удар по самооценке и Я-концепции. изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование профессиональной памяти.

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость ( после 60-70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

Смена общественной позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе

Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.( генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – сохраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Жизненная мудрость.

Счастливая старость.

Интегрированность, цельность.

Снижение психического тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Ведущим типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, политическим и экономическим положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим характерным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) или сохранение себя как индивида.

Преподаватель: Великановская Л. А.

Источник

Каждая мама считает, что именно ее ребенок идеален, но эта уверенность не должна мешать родителям наблюдать за правильностью роста и развития малыша. Благодаря антропометрическим данным центильных таблиц можно определить соответствие показателей норме.

При несоответствии данных вашего малыша стандартам, представленным в таблице, не стоит паниковать. Слишком низкие или высокие показатели могут быть связаны не с нарушением нормального развития, а с индивидуальными особенностями ребенка и его генетики.

Что такое центильные таблицы?

Центилем называется показатель определенной величины, которую имеют все обследуемые контрольной группы. Центильная таблица представляет собой систематизированные статистические данные о развитии детей различных возрастов. Данные о средних показателях для мальчиков и девочек представлены в отдельных таблицах.

На процесс формирования организма влияет множество факторов:

  1. Нормальное питание – при нарушении рациона организм ребенка не обеспечивается питательными веществами, витаминами и минералами в необходимом количестве или, наоборот, получает их в избыточном объеме, что влияет на рост и развитие.
  2. Наследственность — если параметры родителей не соответствуют усредненным стандартам, то с большой долей вероятности ребенок будет иметь генетическую предрасположенность к увеличению или уменьшению основных показателей.
  3. Гормональный фон – при нарушении синтеза гормонов в гипофизе, надпочечниках, щитовидной, поджелудочной и половых железах происходят сдвиги в формировании различных систем организма.
  4. Внешние факторы – на развитие ребенка оказывают влияние уровень физических нагрузок, длительность ночного отдыха, психологический комфорт и отсутствие стрессов. При сильно повышенных психических нагрузках рост ребенка значительно замедляется.
  5. Влияние на рост и развитие могут также оказать условия окружающей среды.

Очень большое влияние на рост и размеры ребенка оказывает половая принадлежность: мальчики растут гораздо быстрее маленьких представительниц прекрасной половины человечества. Исключение составляет только пубертатный период, в который девочки вступают в среднем на 2-3 года раньше. После вступления в подростковый возраст мальчики быстро догоняют сверстниц.

В центильных таблицах представлены показатели детей от первого месяца жизни и до 17 лет. Хотя в большинстве случаев врачи пользуются ими только для оценки развития детей раннего возраста (чаще до года). Выглядеть таблицы могут по-разному, но суть остается неизменной: средние значения – это норма, верхние и нижние показатели свидетельствуют о том, что, возможно, существуют нарушения развития.

Принципы составления центильных таблиц

В 1993 году ВОЗ после оценки интерпретации антропометрических данных, полученных в результате обследования детей, заявила о том, что они неадекватно отражают процесс развития ребенка. После этого оценивания было принято решение о необходимости применения новых кривых развития, и с 1997 по 2003 год было проведено многоцентровое исследование показателей развития. Результаты были использованы для построения новых центильных таблиц, которые используются во всем мире.

Для подростков данные в таблицах не обновлялись с 1970-х годов.

В связи с тем, что исследования проводились в каждой стране, данные таблиц немного отличаются в зависимости от региона. Например, в России используются исследования, проводившиеся в Новосибирске с 2000 по 2013 год, в них участвовало 2005 детей (1070 мальчиков, 935 девочек).

Что такое графики физического развития?

График развития ребенка – это графическое выражение центильных таблиц. Его значения определяются пятью линиями:

  • зеленые – средние значения;
  • красные – показатели в пределах нормы;
  • черные – границы нормы.

Индивидуальный график развития вашего ребенка строится по его показателям, отмеченным в определенном возрасте.

Какая информация содержится в таблицах?

В центильных таблицах содержатся данные о физическом развитии детей определенного пола и возраста. К таким данным относятся:

  • рост (длина тела) – измеряется при помощи специальных ростомеров;
  • вес (масса тела) – каждый ребенок проходит взвешивание;
  • окружность головы;
  • окружность груди;
  • отношение веса к росту (индекс массы тела).

Интерпретация центильных кривых

Данные обследованных детей одного возраста и пола выстраивают в порядке возрастания и вносят в таблицу. Выделяют 7 областей показателей в зависимости от количества центилей в оценке.

Область Количество центилейПримечания
1Слишком низких величиндо 3Группа диагностики, требующая повышенного внимания
2Низких параметров3-10Группа внимания, которой показано дополнительное обследование при наличии подозрений на различные патологии
3Величин ниже среднего10-25Гармоничное развитие с отставанием от средних показателей
4Средних значений25-75Соответствующее возрасту гармоничное физическое развитие
5Величин выше среднего75-90Гармоничное формирование с опережением нормы
6Высоких показателей90-97Детки с такими показателями также входят в группу внимания
7Сверхвысоких значенийвыше 97Группа диагностики, включающая детей с высоким физическим развитием и требующих особенного внимания врачей

Как использовать таблицы?

В строке, соответствующей возрасту вашего ребенка, необходимо определить, между какими значениями находятся показатели малыша, и оценить результат.

  • От -1 SD до +1 SD – относится к области средних значений (около 50 деток из 100 обладают подобными показателями).
  • От -3 SD до -1 SD, а также от +1 SD до +3 SD – величины выше и ниже среднего, они являются вариантом нормы. Такое же физическое развитие практически у 43-47% малышей.
  • Ниже -3 SD или выше +3 SD – слишком низкие или высокие значения антропометрических показателей, в этой ситуации лучше обратиться к лечащему врачу, однако от 3% до 7% детей с такими же результатами замеров абсолютно здоровы.

Что делать при отклонениях от нормы?

В первую очередь не надо волноваться. Если такие результаты вызваны заболеваниями, то патологии будут выявлены при дальнейшем обследовании, от которого не стоит отказываться. Каждой мамочке важно помнить, что показатели центильных таблиц – это не диагноз, они лишь говорят о том, что стоит более внимательно отнестись к «нестандартному» ребенку.

Оценка физического развития направлена на то, чтобы помочь родителям вовремя обратить внимание на несоответствия и выяснить их причину, которая может не иметь ничего общего с патологическими состояниями.

Источник

В развитии ребенка существует несколько этапов, в которые входят как развитие по годам, так и постепенное развитие малыша по месяцам . После рождения его развитие рассматривают именно по месяцам. Ведь он только начинает формироваться и очень важно, чтобы оно протекало без отклонений.

Один из первых этапов развития является младенчество.

Новорожденный малыш на этом этапе практически ничего не умеет. Тем не менее, его развитие очень стремительно. Уже через месяц малыш начинает воспринимать окружающие предметы и на третьем месяце проявляет интерес, к собственной маме ориентируясь не только на инстинкты, узнает окружающих.

К 4 месяцам малыш уже хорошо слышит и активно реагирует на звуки. В шесть или семь месяцев многие детки уже начинают переворачиваться в кроватке и пытаются сесть. К восьми месяцам он начинает проявлять беспокойство по отношению к незнакомым людям. Также становиться видна и реакция удивления.

В одиннадцать месяцев малыш пытается ходить и говорить. Уже к году у него появляется автономная речь, которую он уже может донести до взрослого, сказать то чего хочет. Все же он не может еще осознавать

После года наступает второй этап развития – раннее детство.

Ребенок в это период продолжает познавать окружающий мир. Пытаясь овладеть различными навыками, он с интересом наблюдает то, что делают взрослые.

Родители помогают ему обрести некоторые навыки, такие как пить из чашки, держать ложку или карандаш и т. п. Развитие крохи начинает идти достаточно быстрыми темпами. Психика и нервная система довольно пластичны.

У ребенка проявляется стремление к самостоятельности и некоторый эгоцентризм, упрямство, капризы строптивость. Вместе с эти растет и любознательность. Ребенок с помощью стандартных вопросов « Где, как, что, кто, зачем?» пытается найти ответ на интересующий его вопрос. Эмоции малыша зависят от конкретной ситуации. Он может внезапно заплакать или засмеяться совершенно в нелепой ситуации.

Основной деятельностью в познании мира является игра. Именно игра имеет огромное значение в развитии каждого ребенка. Игра для него это простые манипуляции с различными предметами. Родителям необходимо показать, как нужно играть и поиграть вместе со своим ребенком. Это сделает его развитии и восприятие более восприимчивым. Только к трем годам у него начинает проявляться интерес к сюжетно-ролевым играм. Каждый предмет, с которым он играет, он уже наделяет некоторым смыслом. Ассоциирует его с каким-нибудь другим предметом или личностью.

Приходит время и наступает период активного развития речи. 

В возрасте от 1, 5 до 2 лет освоение речи происходит гораздо быстрее. Автономная речь заменяется обычной. Правда, только в том случае если родители постоянно общаются с малышом. Если общение с ребенка сведено на минимум, то он довольно долго будет проводить общение с помощью автономной речи. Словарный запас значительно увеличивается. Если в возрасте от 1,5 до 2 лет малыш может составлять простые предложения из двух слов, к 3 годам он уже способен произносить более сложные фразы. Также он способен понимать короткие рассказы, которые касаются окружающих его предметов и людей.

Восприятие и память является одним из важных этапов этого периода.

Восприятие ребенка в возрасте до трех лет связано с восприятием данной ситуации. Все что с ним происходит, воспринимается им непосредственно. Память у ребенка напрямую связана с восприятием. Это, прежде всего, связано с тем, что память выражена посредством узнавания. Ребенок воспринимает предмет или человека только тогда когда видит его. У детей в возрасте до трех лет нет творческого воображения, так как они воспринимают все ситуации наглядным образом. Поэтому фантазия и ложь для них не свойственны. Такие проявления наблюдаются у детей после трех лет.

Эмоциональный этап в развитии ребенка достаточно импульсивен и ярко выражен. 

Задача родителей помочь малышу справиться с сиюминутными желаниями, научить терпению не прибегая к наказаниям. Для начала достаточно будет переключить внимание ребенка с интересующего предмета на что-то другое.

Также в этом возрасте начинает формироваться общения со сверстниками. И главной проблемой здесь является эгоцентризм ребенка. Посещая дошкольные учреждения в играх, он все равно продолжает драться за понравившуюся игрушку или отказывается чем-то делиться с другом. Такое явление вполне естественно. И самым лучшим выходом из ситуации может стать спокойное объяснение ситуации или привлечение к другой деятельности.

В трехлетнем возрасте происходит развитие самопознания и первичная самооценка. Но ребенок не может оценивать себя с разумной точки зрения. Он просто хороший малыш и все. И он даже не помет, почему вы его ругаете за разрисованные стены, когда за рисунки недавно хвалили.

Также в этом возрасте появляется так называемый кризис трехлетнего возраста. Именно в этом возрасте ребенок начинает себя осознавать себя как самостоятельная личность. Он пытается все сделать самостоятельно, совершенно не обращая внимания на ваши просьбы. Если поведение ребенка безобидно и ни чем ему не угрожает, не стоит ограничивать его. Предоставьте ему возможность для самостоятельности. В противном случае вам придется столкнуться с негативом и упрямством.

Предыдущие статьи:
  • Подарки для мамы
  • Неродные дети

Источник