Развитие ребенка по средствам вокала
Людмила Жегалина
Влияние пения на развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста
«Влияние пения на развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста
Круглый стол для родителей. Музыкальный руководитель МАОУ детский сад №79 «Гусельки» Жегалина Л. И.
Традиционно в отечественной системе музыкального воспитания певческая деятельность занимает ведущее место. Песенным началом российской музыкальной культуры: все народные праздники, обряды, все церковные богослужения сопровождались пением. Поэтому пение самый массовый вид народного исполнительства. Певческий голос сравним с музыкальным инструментом, которым обладает от природы каждый человек с рождения. Коллективное пение обладает большими возможностями сближения людей, объединяя их, оно создает условия для эмоционального музыкального общения. Именно поэтому хоровому пению всегда уделялось достойное внимание в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения. В нашем детском саду создан вокальный кружок «Весёлые ребята», где дети старшей и подготовительной к школе группы могут посещать его. Именно здесь происходит углубленное знакомство с навыком пения.
Пение способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности, обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию, так как раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Велико значение пения в развитии речи ребенка: обогащается его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь.
Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженные в песнях. Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.
Певческая деятельность возникает у ребенка в раннем возрасте. Большинство детей поют мелодию неточно, передавая лишь общее направление отдельных интервалов или музыкальных фраз. Позже воспроизводят ритмический рисунок песни, могут узнать и назвать песню, рассказать о ее содержании, характере музыки. Наши дети вырастают, и формируется голосовой аппарат, даётся возможность использовать человеческий голос не только при разговорной речи.
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. На наших занятиях дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Хорошая детская песня – одно из средств воспитания ребенка. Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. Народные песни, песни классиков и особенно русских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Песни глубоко воспринимаются и осознаются детьми благодаря единству художественного слова и музыки. Пение развивает у детей музыкальные и творческие способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, мы воспитываем у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего – это живое, непосредственное общение исполнителя с детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слушателей. В пении, как и других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Не осознавая еще до конца содержания текста,дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают под веселую музыку, засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной песни. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их отношение к музыке, к окружающей действительности. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
По мере развития ребенка – формирования у него мышления, накопления новых представлений и развития речи – усложняются его эмоциональные переживания, и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помогает ребенку осмыслить это содержание. Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение не только воздействует на детей, но и дает им возможность выразить свои чувства. Формирование музыкальных и творческих способностей неразрывно связано с умственными процессами.
Совместное пение развивает чувство коллективизма. Эту особенность пения замечательно подметил К. Д.Ушинский: «В песне, — пишет он, — а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Вот почему наши крестьяне поют хоровую песню при всякой работе, требующей соединения сил;вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудность учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…».
Систематическое и планомерное обучение простейшим певческим умениям в детском саду подготавливает детей к занятиям в школе, где пение является одним из учебных курсов. С помощью голоса – «инструмента» можно многое выразить, о многом рассказать. По словам педагога – музыканта К. Тарасовой «… Это возможно только при условии владения этим «инструментом», который является очень сложным, многокомпонентным, почти полностью «закрытым»».
Перед нами стоит ответственная задача – научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки. С этой целью мы подбираем репертуар для слушания, и для разучивания, используем народные песни, так как народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью. Пение народных песен знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине, родной природе. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи.В работе с детьми я использую такие распевки : «Ладушки» — русская народная прибаутка ; «Петушок» — русская народная прибаутка ; «Жучка» — музыка Н. Кукловской, слова С. Федорченко ; «Самолет» — музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой ; «Цыплята» — музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной); «Андрей-воробей» — русская народная песня); «Серенькая кошечка» — музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Народные песни вызывают положительные эмоции у ребенка. Иногда при одном только упоминании названия песни лица у детей освещаются улыбками, и они с удовольствием исполняют ее. Это песни композиторов Е. Тиличеевой, Т. Ломовой, Т. Попатенко, Ю. Чичкова и других.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Эстетическое воспитание направлено на развитие творческих способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность.
Каковы же основные признаки общей музыкальности?
Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение песни, сопереживать всему, о чем поется в песне, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ песни.
Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, при разучивании мелодии песни различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковые, протяжный характер запева, припева, энергичный).
Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к песне. Исполняя песню, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении.
С развитием общей музыкальности у детей проявляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.
Во время пения происходит активизация умственных способностей. Дети прислушиваются к звучанию мелодии песни, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре песни,ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер песни. Ребёнок творчески проявляет свои способности.
В определенной степени песня влияет и на физическое развитие детей. Пение увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию, поднимается эмоциональный тонус и улучшается работоспособность организма. Мы всегда в своей деятельности используем минутки здоровья. Дети очень любят выполнять упражнения под музыку, при этом они ещё и читают слова.
Разнообразные по характеру и сложности песни, игры под музыку со словами, пением обогащают музыкальный опыт ребенка, содействуют воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, развитию слуховых представлений, чувства ритма.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.
Занятия певческой деятельностью способствуют общему развитию личности ребенка.
Усвоение материала зависит во многом от природных способностей детей, уровня общего развития. Поэтому очень важен индивидуальный подход.Певческая деятельность в вокальном кружке представлена следующими видами:
Пение для развития музыкального восприятия:
— слушание песен, не предназначенных для пения;
— слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения;
— пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей).
Исполнение песен:
— пение с сопровождением и без него;
— пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах;
— пение для сопровождения движений (хороводы).
Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны.Они заключаются в следующем:
Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).
Формировать основы певческой и обще музыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).
Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей. В конце каждого учебного года ребята нашего вокального кружка «Весёлые ребята» выступают перед своими родителями и показывают результат нашей с ними работы.
Таким образом, певческая деятельность – это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
В процессе пения активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка. Спасибо вам, родители, что вы участвуете в воспитании вашего ребёнка и даёте ему ещё одну возможность развиваться в вокальном кружке «Весёлые ребята».
Источник
Екатерина Зарубина
Опыт работы «Пение, как средство развития вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка.
Г. Рукавишников писал, что «дети, которые сначала учились петь, а потом играть (на музыкальных инструментах, достигают успехов в музыке быстрее, нежели те, которые пению не учились». Именно творческая, активная сторона процесса пения является одним из основных рычагов музыкального воспитания учащихся.
Процесс пения помогает ребенку не только приобрести определенные навыки в развитии голоса, но и способствует формированию в целом личности, умения выражать себя; развитию его музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему)и даже помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др. – и поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов.
Однако не всякое пение способствует развитию и охране детского голоса. Именно с той целью, чтобы пение не вредило здоровью, а шло ему на пользу, практические занятия построены с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей ребенка и носят здоровьесберегающий характер.
Уже известно, что ребенок, будучи в утробе матери, слышит различные звуки как внутреннего (при работе органов пищеварения, биения сердца матери и др., так и внешнего происхождения. А это значит, что он способен слышать как шумовые, так и музыкальные звуки. Одни ему приятны, другие пугают. В этот период, период вынашивания ребенка до его рождения, женщинам рекомендуется слушать музыку как мелодичную, с богатой гармонией (классическую, так и простые народные мелодии. Не рекомендуется слушать тяжелую музыку (рок, тяжелый рок и т. д.).
Очень полезно для формирования музыкальности ребенка в этот период развития слышать правильное (чистое, ладоустойчивое) пение.Это могут быть незамысловатые произведения детского музыкального фольклора: колыбельные, прибаутки, потешки, дразнилки и т. д.
Таким образом, музыкальное развитие ребенка начинается еще задолго до его появления на свет. Еще в пренатальном периоде развития (дородовом, как и после рождения, ребенок познает различные звуки окружающего мира. Как известно, все дети отличаются один от другого степенью музыкальной одаренности, стилем познания, сферами интересов. Независимо от уровня их способностей к пению, все дети любят петь. И это желание следует поддерживать у ребенка. Следует ли начинать работу по обучению правильному пению детей, развитию их певческого голоса уже в дошкольном возрасте? На этот вопрос можно ответить словами великого ученого И. П. Павлова о том, что каждый орган человека устроен так, чтобы выполнять определенную функцию в организме, т. е. конструкция и функция тесно взаимосвязаны. Значит, в процессе обучения пению можно влиять на формирование функционирования голосового аппарата, особенно в период бурного роста всего организма, т. е. в детстве. Следовательно, специально обучать пению, тренировать детский голос не только можно, но и нужно, чтобы вовремя направить его развитие в нужное русло. Индивидуально-дифференцированный подход в воспитательно-образовательном процессе, личностно-ориентированные методы обучения и воспитания в условиях внешкольного учреждения, индивидуальная углубленная работа создают условия для развития детей, развития их вокальных способностей.
Чтобы научиться правильно петь, как известно, необходимо иметь целый комплекс музыкальных способностей и постоянно развивать его. Недоразвитость одного из его компонентов может стать причиной неправильного (нечистого) интонирования.
Обучение пению детей – одна из труднейших задач музыкального воспитания учащихся. Главным условием формирования певческих навыков является развитие основных музыкальных способностей: чувства ладовой устойчивости, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма, — поскольку освоить певческую азбуку без сформированности у ребенка этих музыкальных способностей невозможно даже в том случае, когда у него имеется звонкий голос. Однако звонкий голос еще не показатель музыкальности. Встречаются дети (и взрослые) с очень звонкими голосами и красивыми тембрами звучания, но совершенно не умеющие правильно спеть простую небольшую мелодию.
Задачи в обучении пению
1.Формировать:
• Устойчивый интерес к пению с музыкальным сопровождением и без него;
• Первоначальный исполнительский опыт (соло, в ансамбле, в группе);
• Умение передавать в пении музыкальный образ, используя для этого как певческие навыки, так и средствамузыкальной выразительности: тембр голоса, динамические оттенки, характер звуковедения и др. ;
2. Развивать:
• Музыкальную память и беглость словесного выражения мысли (через запоминание текста);
• Чувство уверенности в своих способностях к пению и в достижении успеха в нем;
Способность к самооценке песенно-исполнительской деятельности, оценке и умение анализировать пение других; стремление к высоким стандартам пения с сопровождением и a capella;
Внимание ко всем деталям, помогающим выразительному пению (положение головы, корпуса, микстуры голосового аппарата);
• Умение эмоционально переживать создаваемый в пении образ, используя для этого жесты, мимику, выражение глаз и др. ;
•Лучшие качества голоса: звонкость, полетность, певческий диапазон и т. д. ;
• Музыкальное мышление;
3. Способствовать:
• Проявлению и развитию песенно-творческой музыкальной деятельности;
• Формированию общей музыкальной и певческой культуры;
• Накоплению запаса музыкально-песенного репертуара и умению его использовать в повседневной жизни.
4.Стимулировать:
• Увлеченность пением;
• Индивидуальное и коллективное песенное творчество.
Работа по развитию вокальных способностей:
• Развитие голосообразования с учетом роста всего организма ребенка;
Совершенствование голоса и слуха (их взаимодействие);
• Развитие музыкального слуха (различных его видов);
• Формирование и накопление певческих навыков (артикуляции, певческого дыхания, дикции и др.);
Формирование и совершенствование качества звучания голоса: чистоты интонирования, тембра, диапазона, полетности и подвижности голоса, развитие кантилены (протяжного пения, четкой дикции.
Развитие способностимузыкально-слуховых представлений:
• Узнавание мелодии по слуху;
• Использования связи музыкально-слуховых представлений и восприятием только что звучащей мелодии (воспроизведения мелодии голосом);
Запоминания определенной высоты и длительности звуков;
• Запоминания определенной высоты нот;
Повторения голосом звуков, спетых или сыгранных на инструменте;
• Подбора по слуху хорошо усвоенных ребенком мелодий на музыкальном инструменте;
• Обучение певческим навыкам;
Пения про себя с продолжением пения вслух.
Моделирования высоты звуков через движение (например, поднятием руки на определенную высоту, которая символизирует высоту ноты).
Важным моментом во всей работе по обучению певческим навыкам является распевание. Прежде чем приступить к занятию пением, необходимо произвести разминку (гимнастику) голосового аппарата ребенка, что и есть распевание. Упражнений для распевания на занятии должно быть много. Обычно 2-3. В течение года таких упражнений может быть выучено 8-10. Распевая одно и то же упражнение в течение длительного времени, дети обычно хорошо его усваивают.
Вокальные упражнения
• Интонационно-фонетические (для детей с различным уровнем развития голосовых данных, направленные на развитие (расширение диапазона) голоса, формирование конкретного певческого навыка;
• Артикуляционные;
Развитие различных видов музыкального слуха;
Развитие дикции;
• Для распевания, построенные в определенной последовательности в соответствии с закономерностями развития конкретного певческого навыка, и носят игровой характер, что очень важно в работе с младшими детьми.
После распевания необходима пауза (молчание) в течение 1-2 минут для отдыха голосового аппарата. Такую паузу я использую для объяснения дальнейшего материала (демонстрирование произведения, показ иллюстраций и т. д.)
Работа над песней требует развития основных вокально-хоровых навыков.
• Певческое дыхание и опора (у дошкольников формирование);
• Артикуляция (образование гласных звуков);
• Слуховые навыки;
Навыки эмоционально-выразительного исполнения;
• Формирование навыка правильного звукообразования;
Навыки выразительной дикции (произношение согласных звуков);
• Атака звука.
План работы над вокальным произведением
1. Название.
2. Авторы.
3. Нотный и стихотворный тексты.
4. Художественная ценность (краткая аннотация).
5. Соответствие песни возрастным, физиологическим, психологическим,
общекультурным, музыкальным возможностям ребенка.
6.Процесс разучивания:
• Интонационно-образные особенности песни (выявление главных смысловых интонаций);
Распевание на отдельных интонациях без слов и с текстом;
• Учет характера, жанровой основы интонаций, их соответствие образному содержанию;
• Динамические, ритмические, ладовые, темповые особенности интонаций, их соотнесение с образным строем песни;
Характер движения мелодии и сопровождения;
Особенности многоголосия и работа над ним.
Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребенок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надежный фундамент певческой культуры заложен.
Источник