Развитие ребенка по средствам декоративно прикладного искусства
Ирина Леонидовна Метельникова
Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей
Администрация Ленинского района
Муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №150» Ленинского района г. Саратова
Доклад на тему:
Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей
Подготовила
воспитатель Метельникова И. Л.
Саратов
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Известный педагог В. Н. Шацкая определяла творчество дошкольников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.
Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности. А наличие художественно – творчески способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваютсяв разных направлениях:
В предварительном создании эскизов на бумаге;
В продумывании элементов узора;
В расположении их на объемах;
В создании предметов декоративного характера;
Умения найти способ изображения и оформления предмета;
В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы, координация руки и глаза.
Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т. е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.
При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством русского народа.
Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью русского народа. Также дети учатся умению составлять узоры на русские мотивы, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки.
У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.
В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими
руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.
На нравственное воспитание детейсущественное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.
В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детейвоспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.
Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Н. П. Сокулина, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Список используемой литературы.
1. Величкина Г. А., Шпикалова Т. Я. Дымковская игрушка. —М: Мозаика —
Синтез, 2004.
2. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.
4. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
5. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
6. Журнал «Дошкольное воспитание» №7/89.- М: Просвещение.
7. Журнал «Дошкольное воспитание» №9/2002.- М: Просвещение.
8. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
9. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
10. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
11. Комарова Т. С., Зырянова О. Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа – детский сад №1607. 1999.
12. Куприна Л. С. Бударина Т. А., Маркеева О. А. и др. Знакомство детей с
русским народным творчеством.- СПб: Детство — пресс, 2004.
13. Соломенникова О. А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
14. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.
Источник
Библиографическое описание:
Голубева, Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей / Е. С. Голубева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3455/ (дата обращения: 13.08.2020).
Народное декоративно-прикладное искусство —
одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного
возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже
в дошкольном детстве — залог будущих успехов.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления
детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность
мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение
всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое
внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный
технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов
быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость
творчества, познакомить с историей народного творчества,
показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить
с образной стилизацией растительного и геометрического
орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он
гражданин России.
Свою работу по приобщению дошкольников к истокам народной
культуры страны планирую в соответствии с Образовательной
программой ДОУ, разработанной на основе комплексной программы
«Детство» под редакцией Логиновой В. И.и
Бабаевой Т. И. рекомендуют уделять серьезное внимание
приобщению дошкольников к истокам народной культуры своей
страны.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность
в самоутверждении и признании их творческих возможностей,
я поставили основные задачи в работе по данной теме:
Формировать устойчивый интерес к искусству народа России
и народов других стран;Развивать художественно-творческие способности у детей;
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям
окружающего мира;Воспитывать самостоятельность, активность и творчество
в применении ранее усвоенных способов изображения, используя
выразительные средства.
При создании предметно-развивающей среды группы учитываем принципы
ФГТ к условиям реализации образовательной программы ДОУ. Одной
из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого
ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность
проявить себя. В “центре искусства” подобрала
дидактические и развивающие игр; папки с силуэтным
моделированием, различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”,
“Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”,
“Жостово” и др, оформила таблицы с элементами
народных росписей, создала условия для самостоятельной деятельности,
различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные
изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для
формирования умения планировать работу по реализации замысла. Во
время работы пробуждаю в ребенке веру в его творческие
способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что
очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость.
Интеграция образовательных областей: «Художественное
творчество», «Познание», «Социализация»,
«Коммуникация», «Труд», «Чтение
Художественной литературы», «Музыка», дает
возможность интересно и доступно сформировать систему знаний
и умений детей по данной теме.
В своей работе придерживаюсь следующих дидактических принципов:
наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности,
индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников,
познавательной выразительности, успешности, коммуникативности.
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного
искусства развиваю в следующих направлениях: в предварительном
создании эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора,
в расположении их на объемах,в создании предметов декоративного
характера, умения найти собственный способ изображения и оформления
предмета, в перенесении задуманного декоративного узора на
изделия.
Всю работу строю в определенной системе, использую традиционные
и нетрадиционные формы. Творчество — это деятельность
в процессе которой создается что-то новое, в результате
поиска, использования, использования личного опыта, а также
знаний и умений, которые ребенок получил в процессе
обучения. Основной формой обучения и воспитания всё-таки
являются тематические и интегрированные занятия, в которых
фрагментарное введение познавательного материала идет в логике
с темой занятия. Тематика таких занятий направлена на
формирование устойчивого интереса детей к искусству своего
народа, на воспитание чувства любви к родному краю, Родине
В педагогическом процессе я использую народное искусство по трем
направлениям:
оформление интерьера детского учреждения, на праздниках и досуге.
ознакомление детей с народным искусством
развитие детского творчества сначала как прямое воспроизведение
образцов-эталонов, а затем — творческое осмысление
и применение
Формируя культура эстетического восприятия детей,
подготавливаю их к творчеству, потребности создавать узоры,
украшать предметы, вырабатываю желания рассматривать новые узоры
и высказывать свои оценочно-эстетические суждения. Практикую
игровые формы обучения, посещение нашего “музея” —
“Горницы” и выставок декоративно-прикладного
искусства, вечера развлечений “Русская ярмарка”,
“Масленичные гулянья”
Всю свою работу стараюсь строить так, чтобы каждый ребенок активно
фантазировал, воображал, чтобы уже начало занятия было сказочным,
увлекательным. Поэтому формы проведения НОД выбираю разные:
путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир
своими художественными промыслами, например, “Мастера из
Нижнего Новгорода”, экскурсии в сказку, превращение
в мастеров-художников.
Метод проектов считаю очень эффективным для развития творческих
способностей старших дошкольников. Помочь детям войти в мир
народной русской игрушки, познакомиться с её характерными
образами способствовал проект «Игрушка из Руси». В рамках
проектной деятельности познакомили детей с образами загорской,
полхов-майданской и семеновской матрешками. В целях
эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождала
художественным словом, потешками, прибаутками, образными словами,
которые используют народные мастера, звучанием народной музыки,
частушек, песен. Использование различных фольклорных речевых форм
позволяет привлекать к активному участию обычно пассивных,
застенчивых детей. Важную роль отвожу, предварительному обследованию
игрушки, предмета: рассматривание предмета, тактильно обводя рукой по
его контуру, т. е. использую «жест рукой».
Познавательно-игровой проект«Традиции и обычаи
русского народа» помог развить интерес у детей к устному
народному творчеству, народным играм. В проекте использую
элементы музейной педагогики. С помощью мультимедийного
оборудования для детей устраиваются видео-экскурсии в музеи
«Русского быта», «Русского костюма»,
«Московский кремль». В проект входят познавательный
блок: интерактивные занятия, дидактические игры, народные
и хороводные игры, танцы, чтение русских народных сказок и т. д.
и конечно, продуктивная творческая деятельность детей.
При создании декоративного орнамента, узора обращаю внимание детей на
обязательное выделение знакомых элементов и их украшения,
чередование элементов, ритмичность. Показываю, что сложный узор
состоит их простейших, знакомых геометрических частей —
точка, кружок, кольцо, прямая и волнистая линии. Если дети
затрудняются, обращаю их внимание на таблицы с элементами
и компоновку их в узоре. Стараюсь приободрить детей
пословицами и поговорками: «Терпение и труд —
все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям
славу приносит».
Очень значима организация творческих заданий с целью применения
детьми полученных знаний непосредственно в той или иной
деятельности, например “Мастеру поступил большой заказ и он
обратился за помощью к детям”. Это становится предпосылкой
к формированию устойчивого интереса к народному искусству,
его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту
мастеров.
Немаловажный прием в развитии детского творчества —
проживание ситуации успеха. Провожу анализ всех детских работ в форме
разнообразных мини-выставок, дискуссии, круглого стола, где каждый
ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со
сверстниками, а вечером — с родителями, услышать
добрые и такие важные для него слова: одобрения, поощрения,
восхищения.
Расширению кругозора детей в области русского
декоративно-прикладного искусства способствовал проект “Русский
перепляс”. С его помощью дети познакомились с основными
декоративными элементами в русском орнаменте. Создавая с детьми
элементы декоративного панно (силуэты девиц, парней, берез и цветов),
стремилась формировать навыки творческой изобразительной
деятельности, учила использовать цвета для русских росписей,
применять разнообразные приемы, материалы и инструменты,
стремиться к созданию выразительного образа.
Приобщая детей к народному творчеству, нельзя обойти вниманием
национально-региональный компонент. Кольская земля издревле богата
талантами. Мастера кустарных промыслов создавали поистине
неповторимые произведения, они и сегодня радуют и поражают
мастерством и вкусом.
Познакомив детей с условиями жизни, быта, культурой коренных
жителей Кольского полуострова — саамами, предлагаю детям
окунувшись в творчество — украсить поделки, силуэты
национальной одежды традиционными саамскими узорами. Дети учатся
умению составлять узоры на северные мотивы, понимать смысл узора,
отличать северный орнамент от орнаментов других народов.
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое,
невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали
единомышленниками и создавали необходимые условия для
творческого развития своих детей, необходимо увлечь и оказать
необходимую методическую помощь.
Необходимую информацию родители получают на собраниях,
в индивидуальных беседах, консультациях, через информационные
стенды по темам: «Учить понимать прекрасное» и др.
Оформила папку-передвижку «Русский праздничный костюм».
Плодотворно проходят Дни открытых дверей: «Я —
взрослый, ты — ребенок» и «Неделя Красоты»,
где родители трудятся вместе с детьми. Результатом таких дней
становятся выставки совместного творчества, где все могут
полюбоваться на творение своих рук.
Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что
использование изделий народных промыслов углубляет знания детей
о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает
изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать
изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям
народного декоративно-прикладного искусства. Дошкольники умело
и свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными
способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность
изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным
объяснением. Дети нашей группы умеют выделять средства
выразительности, элементы узоров, сочетания цветов, колорит,
симметричный узор композиции характерный для той или иной росписи.
Наши маленькие художники активно применяют полученные знания, умения
в самостоятельной творческой деятельности.
Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка
от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных,
радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения,
любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием
талантом создаются такие прекрасные вещи.
Источник