Цвета в спиральной динамикеЦвета в спиральной динамике

Сегодня предлагаю ознакомиться с очень интересной теорией спиральной динамики, построенной на исследованиях американского психолога Клэра Грэйвза.

Основные идеи теории спиральной динамики

  •   Развитие каждого отдельного человека и всего человечества протекает по спиральной траектории, проходя через последовательный ряд уровней.
  •   Шесть уровней первого порядка – “выживание”, “мистицизм”, “тяга к порядку”, “служение высшей цели”, “материализм” и “стремление к общему благу”.
  •   На уровнях второго порядка происходит раскрытие личностного потенциала и единение людей друг с другом.
  •   Уровни, каждому из которых соответствует свой социокультурный “мем” и условный цвет, характеризуют не типы людей, а способы мышления.
  •   Гармоничное развитие предполагает поступательное движение вверх по спирали; уровни частично перекрываются.
  •   Каждый уровень проходит стадии “зарождения”, “кульминации” и “угасания”.
  •   На людей и коллективы могут воздействовать только те силы, которые соответствуют текущим обстоятельствам их жизни и уровню их развития.

Модель спирали

Теория спиральной динамики описывает восемь взаимосвязанных уровней зрелости индивида и общества. Каждому уровню соответствует определенный набор культурных ценностей, свой цвет, свои приоритеты, убеждения и особенности мировоззрения. Развиваясь, люди и народы переходят с уровня на уровень под влиянием условий жизни и опыта решения проблем. Когда условия существования человека, организации или общества меняются, эта трансформация заставляет пересматривать базовые ценности и убеждения. Проблемы, которые не могут быть решены в рамках имеющейся системы ценностей, заставляют нас подниматься на очередной виток спирали. Уровни частично накладываются друг на друга, проходя фазы “зарождения”, “кульминации” и “угасания”. Эта эволюция происходит в течение длительного времени: человек или общество покидают предыдущий уровень и медленно движутся к показавшемуся на горизонте следующему уровню. Проблемы возникают, когда такому поступательному движению что-то мешает.

Модель спирали – инструмент, позволяющий управлять процессом преобразований. Но, чтобы им воспользоваться, прежде всего необходимо понять, на каком уровне развития находится человек или коллектив, и тогда можно соответствующим образом выбирать методы внедрения изменений. Эти уровни характеризуют не тип личности, а способ мышления.

Как правило, мы находимся под влиянием сразу нескольких пластов ценностей, или идейных комплексов, называемых “мемами”. Любые серьезные преобразования должны осуществляться с учетом особенностей уровня, на котором находится

человек или общество. Так, попытки быстро создать свободную рыночную экономику в стране, в которой десятилетиями царил авторитарный режим, заранее обречены на провал. Такая страна должна пройти этап постепенной либерализации и воспитания уважения к свободе личности, чтобы в обществе развились стремление к независимости и дух предпринимательства.

Научиться определять, на каком уровне находятся индивид или группа, непросто, как непросто и справиться с желанием ускорить перемены. Модель спиральной динамики обладает огромным потенциалом для управления преобразованиями в

самых разных контекстах, в том числе в организациях. Сфера ее применения практически безгранична. Цвета: уровни и системы ценностей

Уровни развития, каждому из которых соответствует определенный ценностный “мем”, отражают психокультурную зрелость индивидуума или общества. Первым шести уровням (уровням первого порядка) соответствуют следующие цвета:

  1. Бежевый. Это “каменный век”, в котором людьми правят инстинкты, а их главная забота – выживание. Они собираются в группы не для общения, а для совместного добывания пищи и защиты от угроз. Дети быстро покидают этот виток спирали, как и большинство примитивных культур. Пожилые люди могут опускаться на “бежевый” уровень, если страдают болезнью Альцгеймера. С коллективами, находящимися на “бежевом” уровне, необходимо работать, апеллируя к органам чувств (зрения, вкуса, осязания). На этом уровне развития находится менее 0,1% жителей планеты, в руках которых лишь 0,01% политической власти.
  2. Фиолетовый. Движимые желанием улучшать условия своей жизни, люди вступают в более сложные социальные объединения, переходя от семей и кланов к племенам. Жизнью племен управляют ритуалы, мистицизм, вера в духов и поклонение предкам. Их члены покорно подчиняются общим ритуалам, соблюдают запреты и уважают кровные узы. Чтобы повлиять на человека или коллектив с таким уровнем сознания, покажите его членам, что уважаете их нравы и обычаи. Например, черты “фиолетового” уровня может демонстрировать спортивная команда. Критика распространенных в таком коллективе суеверий вызывает в нем негативную реакцию. В кланах и племенах до сих пор живет около 10% людей, сосредоточив в своих руках около 1% политической власти.
  3. Красный. Фиолетовый цвет сменяется красным, когда люди осознают несостоятельность суеверий и бессмысленность ритуалов. Когда члены группы начинают оспаривать власть эксплуатирующих их правителей, последние становятся еще более деспотичными, что ускоряет перемены. Как только между членами группы исчезает согласие, возникает безвластие, после чего власть оказывается в руках диктаторов. В жестоком “красном” мире царит закон джунглей, тираны повелевают империями, а высшую ценность имеет власть. Все стремятся урвать свою долю благ и верят в то, что выживет сильнейший. В обществе царит жесткая иерархия, авторитаризм, косность мышления, жестокость. Люди не испытывают сочувствия друг к другу. Чтобы добиться изменений на “красном” уровне, научите людей проявлять уважение к другим и беречь свою репутацию. Любые попытки сблизить коллектив будут восприняты его членами враждебно. Объясните красным, в чем их “выгода”: вместо анархии предложите им порядок и служение высшей цели. На этом уровне пребывает около 20% людей, на долю которых приходится около 5% политической власти.
  4. Синий. Стремление к порядку возвещает о приближении к “синему” уровню, для которого характерны предсказуемость, патриотизм и самопожертвование ради высшей цели. В “синем” мире по-прежнему царит жесткий контроль и авторитаризм, но лидеров отличает “отеческое” отношение к народу, а не стремление к самовозвеличиванию. Для преобразования этого общества научите людей ценить личные заслуги и получать награду за успех. Уважайте их традиции. Не поощряйте расточительное, показное потребление и социальное иждивенчество. “Синий” уровень – крупнейший сегмент населения мира, эти 40% людей концентрируют в своих руках 30% политической власти.
  5. Оранжевый. Этот уровень сменяет “синий”, когда люди ставят под сомнение полномочия власти. Если лидеры злоупотребляют своим положением, это ускоряет перемены. Как только люди понимают, что они лучше властей знают, как им жить, они перестают быть лояльными. Они начинают мыслить более свободно, и в обществе появляются зачатки предпринимательства и карьеризма. Желая большего, люди видят путь к лучшей жизни в науке и технологиях. Пренебрежение личными интересами ради высшей цели уступает место погоне за материальными благами. В обществе преобладает “меритократия”, власть достойных. Чтобы повлиять на “оранжевый” коллектив, сосредоточьте внимание его членов на профессионализме, потребностях коллектива и выгодах жизни в сообществе. Составляя 30% населения, эта группа обладает 50% политической власти.
  6. Зеленый. “Оранжевый” уровень сменяется “зеленым”, когда люди начинают стремиться к взаимопониманию и развитию духовности. Материальные блага и личные достижения больше не приносят им радости, а недостаток взаимоотношений вызывает у них чувство одиночества. Дух соперничества ослабевает, и на первый план выходит коллективное благополучие и забота об окружающем мире. Решения принимаются не меньшинством, а на основе консенсуса. Люди начинают руководствоваться принципом разумной необходимости, а не жадностью, они стремятся к простой, не отягощенной безудержным потреблением жизни. Чтобы помочь им перейти на следующий уровень, дайте им понять, что движение “всем миром” неэффективно и ограничивает личность. Посоветуйте взять все хорошее от других уровней. Этот сегмент охватывает 10% населения, и на него приходится 15% политической власти.
Читайте также:  Личностного развития ребенка с овз
Цвета в спиральной динамикеЦвета в спиральной динамике

Двум уровням второго порядка соответствуют следующие два цвета:

  • Желтый. Переход на уровни второго порядка – намного более важный шаг, чем переход между уровнями первого порядка. Мысли и поступки приобретают здесь особую гибкость и многомерность. Люди и сообщества оказываются на этом уровне, когда разочаровываются в коллективизме и начинают сознавать его ограниченность, но по-прежнему ощущают потребность посвятить себя деятельности на общее благо. Возрождается подавленный индивидуализм, лишенный, однако, стремления к роскоши и демонстрации высокого статуса, характерных для “оранжевого” уровня. Находящиеся на этом уровне умело объединяют индивидов и коллективы, пребывающие на различных уровнях развития, в единый организм для решения конкретной задачи. При этом они не испытывают потребности в признании своих заслуг. Эти люди переросли желание соперничать и самоутверждаться и в поиске своего “я” стараются не приносить вреда другим. “Желтый” уровень начинает отступать, как только люди осознают ограниченность возможностей индивида и объединяются для решения глобальных проблем человеческого бытия. 1% населения, достигший этого уровня, контролирует около 5% политической власти.
  • Бирюзовый. По мере того как люди, хорошо изучив возможности и ограничения индивидуализма, возвращаются к сбалансированному коллективизму, они вновь начинают проявлять самопожертвование, утраченное после ухода с “синего” уровня. Если “желтый” уровень – это созидание и решение проблем, то “бирюзовый” – это объединение человечества в единое духовное целое с ориентацией на такие приоритеты, как забота об окружающем мире, простота жизни и уважение к людям, находящимся на любом уровне. Те, кто находится на этом уровне, стремятся стать частью единой системы взаимосвязей, которую образуют все формы жизни. Они способны объединить в себе сильные стороны всех остальных уровней без ущерба для собственного “я”. В руках 0,1% представителей этого уровня сосредоточен 1% политической власти.

Шесть условий перемен

Чтобы люди и коллективы могли проходить описанный процесс развития, должны соблюдаться определенные условия. От этого зависят масштабы перемен и их устойчивость.

  1. Оценка потенциала. Восприимчивы ли человек, организация или культура к тем переменам, которые вы намерены провести? Находятся ли они в “открытом” (можно действовать), “скованном” (уберите сначала все барьеры и не ожидайте быстрого успеха) или “закрытом” состоянии (бесполезно даже пытаться что-то менять)?
  2. Поиск решений. Найдите решения для проблем, существующих на данном уровне, прежде чем стимулировать движение вверх по спирали. Начиная перемены, вначале убедитесь, что для них подготовлено прочное основание.
  3. Создание диссонанса. Приведите свидетельства того, что традиционный способ мышления не отвечает новым требованиям и условиям жизни. Опишите, какие опасности неизбежно из-за этого возникнут. Выведите людей из состояния самоуспокоенности, чтобы пробудить у них желание измениться.
  4. Разрушение барьеров. Люди и коллективы стремятся воздвигнуть вокруг себя барьеры, защищающие от перемен. Выявите эти барьеры и разрушьте их.
  5. Пробуждение понимания. Расскажите о том, почему человеку или организации необходимо измениться. Укажите, что необходимо исправить, и помогите людям представить, как благодаря этому их жизнь изменится к лучшему.
  6. Консолидация. Проведение преобразований – долгий процесс, в ходе которого прорывы чередуются с отступлениями. Его необходимо постоянно поддерживать. Если преобразования происходят в организации, ее руководитель должен быть в центре процесса перемен, оказывая всяческую поддержку подчиненным.

При соблюдении этих условий процесс преобразований будет проходить в пять этапов:

  1. “Альфа-стабильность”. Все в порядке, люди довольны, система работает.
  2. “Бета-обусловленность”. Мелкие проблемы превращаются в крупные, традиционные решения в новых условиях не работают. Сомнения в дееспособности системы нарастают. Попытки исправить ситуацию посредством более эффективного использования старых методов работы лишь усугубляют проблемы.
  3. “Гамма-ловушка”. Проблемы становятся все более очевидными. Их отрицание – не лучший выход из ситуации. Вам кажется, что лучше подождать и посмотреть, как будут развиваться события, прежде чем действовать. Но действовать нужно именно сейчас. Промедлив, вы можете оказаться в “ловушке”, что приведет к личному, организационному и общественному краху. Восстановление после такого краха будет длительным, если оно вообще возможно.
  4. “Дельта-всплеск”. Избежав “гамма-ловушки”, вы испытаете чувство эйфории. Но вас ждут и другие подводные камни. Изменения могут еще более ухудшить ситуацию либо оказаться поверхностными, и вы начнете соскальзывать назад в “ловушку”.
  5. “Новая альфа-стабильность”. Если преобразования увенчались успехом и вы избежали “гамма-ловушки”, вы оказались на новом этапе развития. Обеспечьте стабильную работу системы, прежде чем цикл начнется заново.

Используйте точную оценку пяти условий успешных перемен и контроль пяти стадий процесса в качестве инструментов, с помощью которых вы поможете людям и коллективам добиться устойчивых преобразований. Действуйте на всех уровнях сразу, принимайте в расчет преимущества, которые дает каждый уровень, и разрабатывайте решения, подходящие для каждого из уровней. Следуйте принципам “вежливости” (проявляйте уважение к другим), “открытости” (слушайте других) и “автократии” (управляйте твердой рукой и смело принимайте на себя ответственность).

Прежде чем вступить на путь преобразований, разберитесь, на каком уровне вы находитесь сейчас и на каком хотите оказаться. Проведите ревизию имеющихся ресурсов и средств для внедрения изменений. Сформулируйте свое видение будущего и поделитесь им с членами своей группы. Разработайте схему работы, охватывающую все действия, влияющие на процесс перемен. Сформируйте команду менеджеров, которая обеспечит поддержку программы на всем протяжении ее выполнения. Контролируйте процесс и координируйте работу людей, осуществляющих изменения. Неуклонно двигайтесь вперед, подыскивая оптимальные решения проблем по мере их возникновения.