Развитие ребенка по системе смирновой

Развитие ребенка по системе смирновой thumbnail

Стр. 35

Проба 3 . В течение 1 минуты повторяется первая экспозиция, но взрослый время от времени (примерно 3 раза) встряхивает (или сжимает) игрушку, заставляя ее издавать звуки.

Проба 4. Игрушку приближают к ребенку так, чтобы он мог до нее дотронуться, взять в руки, поднести ко рту. Если ребенок не тянется к игрушке, взрослый вкладывает предмет в его руку и придерживает,пока ребенок активно не захватит его. Проба длится 1—2 минуты. Если младенец роняет игрушку и беспокоится, стараясь ее достать, взрослый снова вкладывает ее в ручку ребенка. Если же, выпустив игрушку, младенец не делает попыток ее достать, проба прекращается.

Проба 5. Игрушку прикладывают к губам ребенка в течение 1 минуты.

Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе. (Форма протокола приводится в прил. 1.)

Отмечаются компоненты комплекса оживления, наличие или отсутствие движений глаз, рта, руки. Проявление комплекса оживления регистрируется только в тех случаях, когда ребенок смотрит на предмет или переводит взгляд со взрослого на предмет. Если младенец адресуется только ко взрослому, комплекс оживления в протоколе не регистрируется, в примечании делается соответствующая пометка («адресуется ко взрослому»). В протоколе проставляется максимальное значение выраженности каждого параметра в конкретной пробе. После окончания диагностической процедуры определяется максимальный балл из зафиксированных во всех пробах.

Шкалы оценки параметров познавательной активности в первом полугодии жизни

Параметры познавательной активности Критерии оценки параметров Баллы
Интерес ребенка к предметам Отсутствует: ребенок не ищет внешних впечатлений, не смотрит на игрушку или скользит по игрушке безразличным взглядом. 0
Слабый: ребенок время от времени посматривает на игрушку и снова отвлекается. 1
Средний: ребенок фиксирует взглядом или рассматривает игрушку без выражения сосредоточенности и интереса. 2
Сильный: смотрит сосредоточенно, пристально всматривается, замирает, выражает интерес или удивление, не отвлекается 3
Положительные эмоциональные проявления Улыбка: Отсутствует. 0
Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойнй мимикой. 1
Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики. 2
Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех. 3
Двигательное оживление: Отсутствует. 0
Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками илиножками. 1
Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок. 2
Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса. 3
Вокализации: Отсутствуют. 0
Тихий однократный голосовой звук. 1
Эпизодические голосовые звуки. 2
Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные вскрики. 3
Познавательные действия Зрительные действия: Отсутствуют (ребенок не фиксирует взгляд на предмете). 0
Ребенок фиксирует взгляд на предмете. 1
Ребенок прослеживает взглядом движение предмета. 2
Ребенок рассматривает предмет с видимым передвижением взора по объекту, наблюдает за его перемещением. 3
Оральные действия: Отсутствуют. 0
Ребенок ощупывает предмет губами и языком, кусает, захватывает деснами, лижет языком. 1
Мануальные действия: Отсутствие мануальных действий. 0
Ребенок прикасается к приложенному к руке предмету ладонью, пальцами, рефлекторно схватывает. 1
Ребенок ощупывает, похлопывает, охватывает, царапает предмет, приложенный к руке. 2
Ребенок протягивает руку к предмету, схватывает предмет, манипулирует игрушкой. 3

Анализ результатов и составление заключения

Источник

Шкалы оценки выраженности компонентов комплекса оживления

Компоненты комплекса оживления

Критерии оценки компонентов

Баллы

Сосредоточение

Отсутствует:рассеянный, блуждающий взгляд.

Слабое:кратковременное неполное замирание, взгляд на взрослого.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет
стоимостиГарантииОтзывы

1

Среднее:неполное замирание со взглядом на лицо или глаза взрослого.

2

Сильное: полное замирание, длительный сосредоточенный взгляд в глаза взрослого.

3

Улыбка

Отсутствует.

Слабая:кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойной мимикой.

1

Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики.

2

Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех.

3

Двигательное оживление

Отсутствует.

Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками или ножками.

1

Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок.

2

Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса.

3

Вокализации

Отсутствуют.

Тихий однократный голосовой звук.

1

Эпизодические голосовые звуки.

2

Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные призывные вскрики.

3

Шкалы оценки параметров общения в первом полугодии жизни

Параметры общения

Критерии оценки параметров

Инициативность (определяется в ситуации «Пассивный взрослый»)

Отсутствует: ребенок не проявляет интереса ко взрослому или пассивно выжидает обращения.

Слабая: ребенок однократно проявляет комплекс оживления (КО), затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому.

1

Средняя: ребенок эпизодически проявляет КО, в промежутках отвлекается.

2

Высокая: младенец многократно или непрерывно проявляет КО, отвлечения отсутствуют.

3

Чувствительность к воздействиям взрослого (определяется в ситуациях «Чистое общение» и «Общение на руках у взрослого», а также при сопоставлении комплекса оживления во всех 3 ситуациях)

Отсутствует: ребенок ни в одной из ситуаций не проявляет КО в ответ на воздействия взрослого.

Слабая: ребенок однократно проявляет КО, затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому.

1

Средняя: ребенок изредка проявляет КО в ответ на обращения взрослого, некоторые воздействия оставляет без внимания.

2

Высокая: ребенок проявляет КО в ответ на каждое воздействие взрослого; интенсивность КО у младенца выше при пассивности взрослого, чем в период воздействия взрослого (ребенок затихает при воздействиях взрослого и оживляется во время каждой паузы); состав КО у ребенка различен в разных ситуациях общения.

3

Средства общения (определяются по характеристикам компонентов КО во всех ситуациях)

Отсутствуют: ребенок ни в одной пробе не проявляет КО.

Обедненный репертуар коммуникативных средств: в составе КО у ребенка стабильно отсутствует 1 и более компонентов во всех 3 пробах.

1

Недостаточное владение средствами общения: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, по при этом максимальное значение выраженности 1 или более компонентов равно 1 баллу.

2

Достаточный уровень владения средствами общения: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, но при этом каждый компонент достигает выраженности не менее 2 баллов.

3

Читайте также:  Методичка по развитию речи ребенка 5 лет

Анализ результатов и составление заключения

На основании данных первичного протокола наблюдений и в соответствии с приведенными выше показателями производится оценка параметров общения, которая вносится в заключение об уровне развития общения у ребенка.

Заключениеоб уровне развития коммуникативной деятельности состоит из трех частей. В первой части дается качественное описание параметров общения. Во второй — соотносится оценка параметров развития общения с возрастом ребенка и делается общее заключение об уровне развития общения. До 1,5 месяцев отсутствие или низкий уровень показателей параметров общения считается нормой. От 1,5 до 2,5 месяцев нормальными являются низкие и средние показатели После 2,5 месяцев отсутствие или низкие показатели какого-либо параметра общения свидетельствуют о задержке либо отклонении в развитии общения. Начиная с 3-3,5 месяцев для здорового ребенка, воспитывающегося в нормальных условиях, характерен высокий уровень всех параметров общения. В третьей части заключения психолог должен проанализировать причину задержки в развитии общения и дать родителям и воспитателям соответствующие рекомендации. Прогнозируя при выработке рекомендаций ход дальнейшего развития ребенка, следует учитывать соотношение различных параметров общения.

Заключение психолог составляет с целью фиксации диагностических данных в процессе отслеживания развития ребенка. Такое заключение передается также специалистам, к которым в случае необходимости ребенок направляется.

Шкалы оценки параметров познавательной активности в первом полугодии жизни

Параметры познавательной активности

Критерии оценки параметров

Баллы

Интерес ребенка к предметам

Отсутствует: ребенок не ищет внешних впечатлений, не смотрит на игрушку или скользит по игрушке безразличным взглядом.

Слабый: ребенок время от времени посматривает на игрушку и снова отвлекается.

1

Средний: ребенок фиксирует взглядом или рассматривает игрушку без выражения сосредоточенности и интереса.

2

Сильный: смотрит сосредоточенно, пристально всматривается, замирает, выражает интерес или удивление, не отвлекается

3

Положительные эмоциональные проявления: улыбка

Двигательное оживление

Вокализации

Отсутствует.

Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойнй мимикой.

1

Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики.

2

Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех.

3

 Отсутствует.

Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками илиножками.

1

Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок.

2

Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса.

3

Отсутствуют.

Тихий однократный голосовой звук.

1

Эпизодические голосовые звуки.

2

Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные вскрики.

3

Познавательные действия

Оральные действия:

Мануальные действия:

Зрительные действия: Отсутствуют (ребенок не фиксирует взгляд на предмете).

Ребенок фиксирует взгляд на предмете.

1

Ребенок прослеживает взглядом движение предмета.

2

Ребенок рассматривает предмет с видимым передвижением взора по объекту, наблюдает за его перемещением.

3

Отсутствуют.

Ребенок ощупывает предмет губами и языком, кусает, захватывает деснами, лижет языком.

1

Отсутствие мануальных действий.

Ребенок прикасается к приложенному к руке предмету ладонью, пальцами, рефлекторно схватывает.

1

Ребенок ощупывает, похлопывает, охватывает, царапает предмет, приложенный к руке.

2

Ребенок протягивает руку к предмету, схватывает предмет, манипулирует игрушкой.

3

Анализ результатов и составление заключения

Заключение об уровне развития познавательной активности делается на основании обобщения показателей выраженности отдельных параметров.

Высокий уровень познавательной активности отмечается, если все показатели ее параметров имеют оценку 3 балла.

Средний уровень развития познавательной активности определяется, когда показатели параметров измеряются средними баллами или одни из них имеют высокие баллы, а другие — более низкие. Психолог должен проанализировать, по каким параметрам и показателям выявилось отставание, соотнести их с возрастом ребенка и сопоставить данные диагностики познавательной активности с данными диагностики развития общения.

Читайте также:  Отношение супругов на развитие ребенка

Отсутствие и низкий уровень развития познавательной активности констатируются, если все или большинство ее параметров получили нулевую оценку, что свидетельствует о серьезной задержке в психическом развитии ребенка.

После анализа результатов диагностики психолог составляет заключение.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Развитие ребенка по системе смирновой

Смирнова Е.О.

Смирнова Елена Олеговна (1947 г., Москва) — российский учёный, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития. Научный руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета.

Смирнова Е.О. является членом Российского психологического общества (РПО), членом Ассоциации детских психиатров и психологов (АПП), членом Международного общества исследователей развития поведения (International Society for Study Behavioral Development ISSBD). Она является членом двух специализированных диссертационных учёных советов, а также экспертом научно-технической сферы ФГБНУ НИИ «Научно-исследовательский институт — республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы».

Она участвует в деятельности редколлегий журналов «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы» и «Дошкольное воспитание», редакционного совета журнала «Психологическая наука и образование».

Смирнова Е.О. работает и в сфере практической психологии: как научный руководитель ДОУ №2030 г. Москвы и методист ГОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Малыш».

Смирнова Е.О. на видео

Книги (5)

Развитие ребенка по системе смирновойВоспитание малыша в семье от рождения до трех лет. Советы психолога

Соавтор: Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н.

Первые три года жизни — важный и ответственный этап в развитии ребенка.

В это время закладывается фундамент личности, основы будущих качеств и способностей. Однако родителям часто не хватает знаний о развитии психики и личности малыша. Данное пособие восполняет этот пробел. Его авторы — психологи, много лет изучавшие развитие ребенка.

В книге молодые родители найдут необходимую информацию о психическом и личностном развитии ребенка, множество полезных советов по его воспитанию.

Детская психология. Учебник для вузов

Учебник содержит системное изложение курса детской психологии, в котором представлены основные понятия и теории детского развития, раскрываются закономерности психического развития ребенка от рождения до окончания дошкольного детства.

Развитие ребенка рассматривается в контексте его общения со взрослым, особый акцент делается на роли взрослого в каждый возрастной период. Содержащаяся в книге информация поможет читателю в создании базового психологического знания, необходимого для понимания ребенка, педагогической работы и общения с детьми.

Развитие ребенка по системе смирновойДиагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет

Соавторы: Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю.

В настоящем методическом пособии для психологов предлагается новый подход к диагностике психического развития детей.

Предметом диагностики является общение со взрослым и ведущая деятельность. Выделяются четыре возрастных периода и дается их психологическая характеристика. Для каждого периода представлены методики, выявляющие уровень развития ребенка. Описание каждой методики содержит характеристику измеряемых параметров и показателей, включает диагностические ситуации, шкалы оценки параметров и показателей, протоколы регистрации данных, а также рекомендации по составлению заключений по результатам диагностики.

Развитие ребенка по системе смирновойМежличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекции

Соавтор: Холмогорова В.М.

Пособие посвящено психолого-педагогическим аспектам межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Представлены диагностические методы и методики, выявляющие особенности детских отношений. Особое внимание уделяется психологической характеристике проблемных форм отношения к сверстникам (агрессивности, застенчивости и пр.). Подробно описана оригинальная система игр, направленных на развитие межличностных отношений дошкольников.

Развитие ребенка по системе смирновойРодители и дети: Психология взаимоотношений

Соавтор: Савина Е.А.

В книге «Родители и дети: Психология взаимоотношений» раскрываются различные аспекты проблемы детско-родительских отношений, дается характеристика их структуры и генезиса.

Рассматривается влияние родительского отношения на психическое развитие ребенка. Книга представляет собой обобщение современных зарубежных и отечественных исследований, а также экспериментальных исследований авторов.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Добавить отзыв

Источник

С книгой «Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция» Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова можно ознакомиться на следующей странице.

Содержание

Введение 3

ЧАСТЬ 1. Диагностика межличностных отношений дошкольников 11

Методы, выявляющие объективную картину межличностных отношений 12

Социометрия 12

Метод наблюдения 15 Метод проблемных ситуаций 18

Методы, выявляющие субъективные аспекты отношения к другому 22

Ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект 23

Особенности восприятия сверстника и самосознания ребенка 35

Методические рекомендации по проведению диагностики межличностных отношений 42

Вопросы и задания 44

ЧАСТЬ 2. Проблемные формы межличностных отношений дошкольников 45

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с дцп в детском саду образец

Агрессивные дети 48 Проявление агрессивности в группе дошкольников 50

Индивидуальные варианты детской агрессивности 56

Обидчивые дети 61

Феномен детской обиды и критерии выявления обидчивых детей 61

Личностные особенности обидчивых детей 64

Застенчивые дети 67

Критерии выявления застенчивых детей 68

Личностные особенности застенчивых детей 71

Демонстративные дети 76

Особенности поведения демонстративных детей 77

Личностные особенности и характер отношения к сверстникам демонстративных детей 78

Дети без семьи 80

Психологические особенности детей, воспитывающихся без родителей 80

Особенности поведения детей из детского дома 84

Особенности детей с проблемными формами отношения к сверстникам 93

Вопросы и задания 96

ЧАСТЬ 3. Система игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников 97

Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений (этапы развивающей программы) 97

1-й этап. Общение без слов 102

2-й этап. Внимание к другому 106

3-й этап. Согласованность действий 115

4-й этап. Общие переживания 123

5-й этап. Взаимопомощь в игре 129

6-й этап. Добрые слова и пожелания 133

7-й этап. Помощь в совместной деятельности 138

Методические рекомендации по проведению игр 140

Вопросы и задания 143

Приложения 144

Рекомендуемая литература 155

Рекомендуемая литература

Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999.

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Воспитание гуманных чувств у детей. Киев, 1987.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.

Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. № 5.

Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986.

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.

Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М., 1988.

Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 1984.

Котырло В. К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности. Киев, 1977.

Кряжева Н. А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.

Лаврентьева Г. П. Культура общения дошкольников. Киев, 1988.

Лисина М. И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. Анцыферовой. М., 1978.

Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1980.

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.

Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., 1997.

Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М.; Воронеж, 2001.

Мясищев В. Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. Воронеж, 1995.

Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности. М., 2000.

Нравственное воспитание детей на занятиях в детском саду. М., 1982.

Психология формирования и развития личности. М., 1981.

Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977.

Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986.

Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978.

Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.

Рояк А. А. Психологические конфликты и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.

Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М., 2000.

Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6.

Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997.

Снегирева Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 1995.

Стрелкова Л. П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-ай-Яй. М., 1994.

Терещук Р. К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев, 1989.

Формирование нравственных взаимоотношений старших дошкольников в игре. Киев, 1989.

Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. М., 1985.

Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.

Якобсон С. Г., Щур В. Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977.

P.S.

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с материалами:

— «Сюжетно-ролевая игра – основа формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками» Трофимова С.В.

Источник