Развитие ребенка по шизоидному типу
Каждый ребенок обладает характерными особенностями личности. Их можно разделять по типу темперамента и способам адаптироваться к миру. Шизоидный склад детского характера — тема, заслуживающая внимания родителей и педагогов. Дети, которые обладают им, с ранних лет отличаются от остальных замкнутостью, уходом в фантазии. Страх быть поглощенным, с одной стороны, и сильная потребность в любви провоцируют в личности конфликт, на котором строится характер ребенка. Узнать лучше о шизоидах, а также о том, как воспитывать их и каких ошибок следует избегать, можно из этой статьи.
Психология детей с шизоидной адаптацией
Чем более активны родители — их личности отличаются экстравертированной направленностью — тем больше странностей они могут разглядеть в своем ребенке. Так, например, он, с младенчества не реагирует на эмоции взрослых людей, не вовлекается в них, а иногда может пугаться, относиться настороженно. Позже, когда малыш подрастает, мать и отец замечают, что, он отличается от других детей, своих сверстников. Такого ребенка отличает замкнутость и привычка уходить в себя, витать в облаках. Иногда, взрослым кажется, что он вообще не испытывает эмоций. Внешне ребенок выглядит равнодушным или задумчивым, все, что привлекает детей в их возрасте, не нравится шизоиду, не вызывает в нем интереса.
Проявление любви к нему со стороны родителей часто натыкается на глухую стену — ребенок, который видит, что, с ним хотят сблизиться, стремится отгородиться, избежать контакта.
Все эти особенности пугают родителей, озадачивают их, заставляют педагогов «бить тревогу», говоря о том, что у ребенка «Не все в порядке с психикой».
Человек со странностями — то, что обычно говорят про шизоидов. Шизофреногенная природа, действительно, может иметь развитие, если родители воспитывают ребенка, давая ему двойные послания, например, говорят о том, что, им можно доверять, однако, когда ребенок делится проблемами — ругают и наказывают. Противоречивое поведение со стороны взрослых, искажение детской реальности, также, могут привести к тому, что ребенок-шизоид будет проблемы с самовосприятием.
Сфера эмоций в жизни ребенка
Чем больше эмоций проявляют люди вокруг него, тем сильнее он может отстраняться — накал чувств не для него, он может пугаться или не понимать их — такова его психология. Родители ошибаются, когда думают, что ребенок ничего не чувствует. Внутренний мир шизоидов достаточно глубок. Они обладают творческими способностями, богатой фантазией и интуицией, однако, все это скрыто от глаз посторонних людей и требует правильного отношения. Дети нуждаются в том, чтобы их научили распознавать свои чувства и эмоции других людей, правильно выражать их. Им, также, нужно прививать навыки, которые будут отвечать за социализацию и взаимодействие.
Отличительные признаки ребенка-шизоида — особый, индивидуальный способ мыслить и выражать эмоции. Так, в подростковом возрасте, они могут быть «бунтарями», которые восстают против общепринятой системы, заявляя о себе через яркую, необычную внешность, кричащую одежду, принадлежность к разным группам и субкультурам. В трудном возрасте, также, у них замечается тяга ко всему запретному, тайному, опасному, тема смерти не пугает их, напротив, они готовы ее исследовать.
Родители замечают, что, их дети мыслят нестандартно — этому способствует творческое начало, которое скрыто в них. У детей могут рождаться необычные, гениальные мысли, которые, на первый взгляд, вызывают критику, непринятие.
Ребенок-шизоид испытывает сильные чувства внутри себя, реагируя на события, которые происходят с ним, однако, он не может выражать их. Поэтому окружающие часто думают, что ему все равно или, что, с ним не все в порядке, так как у него нет привычки «поступать как все».
Источник
Шизоидность ребенка начинает выявляться раньше, чем особенности характера других типов личности (психотипов). Это проявляется в предпочтениях ребенка: избегание шумных компаний, отсутствие друзей, времяпровождение среди взрослых. К этому иногда добавляется какая-то холодность и недетская сдержанность.
По этому поводу существует теория, что шизоидная черта характерна для людей, которых матери в первые месяцы обделили эмоциональным теплом. Их лишали тактильного и эмоционального «глаза в глаза», «кожа к коже», нередко оставляли наедине с собой, с игрушками и погремушками, которые рассматривались как заменители матери. Хотя такое единение с самим собой в дальнейшем способствует интеллектуальному развитию ребенка.
С самых юных лет ребенок растет чрезвычайно чувствительным. Его реакция на внешние стимулы (звук, цвет) носит очень острый характер, складывается ощущение как – будто они причиняют ему боль. Если взять такого ребенка на руки он будет отстраняться, даже его тело станет жестким.
Школа никак не влияет на его одинокий стиль жизни, позволяя дальше продолжать отстранение от сверстников. Примечательно, что сформированное положение вещей полностью удовлетворяет творческого ребенка, самооценка остается на высоком уровне, мнение окружающих его волнует мало. Дети шизоидного характера предпочитают интеллектуальное общение, обмен информацией без эмоциональной подоплеки. Часто такие дети открывают в себе неординарные способности к различным наукам.
Ребенок – шизоид понимает, что ему трудно устанавливать всякие контакты с другими детьми, но это никаким образом его не волнует. Он и дальше продолжает игнорировать прогулки. Первым фактором, бросающимся в глаза, является отсутствие эмоциональности, ярких проявлений радости, печали, гнева. Это вызывает некое недоумения, когда общаясь с ним, ты не понимаешь, как он воспринимает наше воздействие на него.
Поведение шизоидных детей, препятствующее общению с ровесниками, зачастую приводит к конфликтам. Если учесть, что шизоид не дружит с физкультурой и всячески противится занятиям единоборствами, то становится ясно, на чьей стороне будет преимущество. Плюсом идет отсутствие навыков манипулирования окружающими и отстаивание своей точки зрения. Поэтому роль руководителя во взрослой жизни для нашего героя чужда и мало понятна.
В подростковые годы начинается самый тяжелый период в жизни для ребенка с шизоидным радикалом. Здесь происходит двоякая ситуация: с одной стороны интеллектуальное превосходство, с другой трудные отношения со сверстниками. Самооценка подвергается резким колебаниям вверх от чувства превосходства в интеллекте и вниз от насмешек одноклассников. Родителям приходится очень трудно, так как приходится вторгаться во внутренний мир подростка, что приводит к бурному протесту.
В этот период шизоидного подростка раздражает буквально все: не вовремя вошли в комнату, не спросили разрешения, постоянный контроль. Естественно постоянная замкнутость настораживает родителей (если они сами не шизоиды), что опять же приводит к недопониманию между поколениями.
Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружения многие поступки шизоидов, ибо все, что им предшествовало — весь ход переживаний и мотивов остались скрытыми. Некоторые выходки носят характер чудачества, но в отличие от истероидов, они не служат цели привлечь к себе всеобщее внимание.
Родителям шизоидного ребенка необходимо помнить о его неординарности и «не от мира сего». Чаще разговаривать с ним на любимые им интеллектуальные темы, прививать навыки общения, стараться всесторонне развивать ребенка. Спорт шизоидам противопоказан, особенно командные виды, но можно предложить одиночные и всячески помогать ему в них. Можно самостоятельно подобрать круг общения шизоидным детям, как например делают некоторые мамы и папы, которые в еще детском возрасте целенаправленно знакомят ребенка с другими детьми, тем самым побуждая его к общению. Предлагают приглашать дворовых друзей к себе в гости, налаживают общение не только на улице, но и дома.
Каждый ребенок требует индивидуального тщательного подхода, но наверное только шизоид требует более трогательного внимания. Эти дети кладезь всевозможных идей, ведь он творческая натура. И заслуга родителей заключается в том, чтобы не загубить творческую натуру на корню.
Узнать больше об оперативном профилировании (психодиагностике), существующих типах личности, а также о том, как составить профиль человека, лучше понимать людей и выстраивать эффективную линию общения, вы сможете из материалов раздела “Охотники за поведением”.
Поделиться:
Источник
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения шизотипического расстройства у детей. Точная статистика в этой области не ведется, но специалисты отмечают, что все большое количество маленьких пациентов нуждаются в их помощи.
К психотерапевтам и психиатрам дети с шизотипическим расстройством личности попадают чаще всего в старшем возрасте, хотя выявить проблему можно намного раньше. Родители зачастую списывают странности в поведении на особенности характера и наследственности, стремясь сделать их «такими же, как все». Такой подход к воспитанию лишь усугубляет положение.
Дети с расстройством обычно не имеют проблем с интеллектуальным развитием, их отличает повышенная тревожность, неумение строить отношения с окружающими и перепады настроения. А это, как правило, мало беспокоит окружающих.
Даже если родители видят проблемы, они не спешат отправляться за помощью к психиатру. Они боятся, что в больнице ребенку поставят клеймо «псих», тем самым испортят ему жизнь. Однако игнорирование расстройства приводит к еще большим проблемам. Своевременное вмешательство профессионалов и терапия позволит ребенку значительно повысить качество свое жизни в будущем.
Первые признаки
Прежде всего стоит отметить, что шизотипическое расстройство и шизофрения являются различными состояниями. В первом случае наблюдается пограничная патология, которая действительно имеет схожие с шизофренией проявления. Специалисты часто называют шизотипическое расстройство одной из разновидностей вялотекущей шизофрении.
Выявить подобное расстройство при помощи лабораторных исследований невозможно. Их проводят для выявления физических причин «непонятного» поведения. Если таковые не выявлены, то ребенок может быть направлен для консультации к психотерапевту или психиатру.
Дети с шизотипическим расстройством могут демонстрировать самые разные формы поведения.
- Дети очень категоричны в своих высказываниях. Они часто дают обещания, в которых фигурируют слова «никогда» или «всегда», но выполнить обещанное не получается. Подобные нарушения обещаний приобретают хронический характер.
- Шизотипическое расстройство часто выражается в гипертрофированном восприятии и обидчивости. Могут возникать вспышки гнева по отношению к родителям и членам семьи.
- Избегание общения с другими людьми является своеобразной защитной реакцией. Таким образом дети с психическими проблемами снижают уровень ответственности за свои поступки, вероятность получения критики или отторжения окружающими.
- При шизотипическом расстройстве люди склонны к излишней «катастрофизации». Они предполагают самый худший сценарий развития событий, в результате этого они отказываются от каких-либо действий.
- Вокруг детей с шизотипическим расстройством царит хаос. Они создают беспорядок, разрушая все вокруг, и создают условия для риска.
- Цикличность рассуждений. Поток мыслей идет бесконечно, при этом речь содержит шаблоны, повторяющиеся друг за другом.
- Отрицание событий из прошлого, ставшими болезненными или травмирующими для ребенка.
- Невозможность позаботиться о себе и болезненная зависимость от взрослого человека. Это касается как эмоционального благополучия и физического состояния, так и необходимости самостоятельно принимать решения.
- Депрессия также может свидетельствовать о наличии психического расстройства.
- При шизотипическом расстройстве дети незаслуженно ожидают от окружающих людей создания более благоприятных условий. Восприятие собственных прав является нарушенным, в итоге у ребенка может развиться фаворитизм – привычка получать особое положение в любом окружении.
- Богатая фантазия приводит к тому, что ребенок начинает выдумывать события и верить в них. Так он создает себе другую, более счастливую жизнь и убегает от реальности.
- Резкие перепады настроения, особенно часто они возникают в момент семейных праздников или других событий, вызывающих сильные эмоциональные переживания и воспоминания.
- При расстройстве ребенок начинает проявлять гипербдительность. Он демонстрирует заинтересованность в чужих комментариях и мыслях, а также поведении других лиц. Кроме того, может наблюдаться слишком бурная реакция на разочаровывающие события. Такая истерия является способом отвлечь себя и окружающих от реальных проблем.
К другим тревожным симптомам можно отнести заниженную и неадекватную самооценку, перфекционизм и патологическую ложь. У ребенка с шизотипическим расстройством проявления патологии бывают периодическими. В моменты ясности он может чувствовать «неправильность» своего поведения и даже пытаться загладить свою вину перед окружающими. Но чаще всего пациенты с шизотипическим расстройством отрицают наличие у них проблем.
Но данные признаки не являются диагностическими критериями — некоторые из них могут свидетельствовать о педагогической запущенности, излишней избалованности ребенка или наличии других проблем с психикой. В любом случае подобное поведение ребенка должно насторожить родителей, стать поводом для обращения к специалистам для оказания профессиональной помощи.
Диагностика
Для постановки диагноза специалисты используют специальные тесты, а также диагностические критерии. Шизотипическое расстройство выявляется при наличии 4-х признаков из этого списка:
- безразличие к окружающим людям и событиям, асоциальность;
- повышенная раздражительность, особенно при знакомстве с новыми людьми;
- беспричинные вспышки гнева;
- чудаковатая манера поведения или пристрастие к «странной» одежде;
- наличие собственных навязчивых идей, часто противоречащих общепринятым нормам, а также неадекватное мышление;
- излишняя подозрительность, граничащая с паранойей;
- у подростков могут наблюдаться расстройства сексуального характера;
- бессвязная речь, визуальные и слуховые галлюцинации;
- общение с придуманными персонажами или несуществующими людьми.
При знакомстве с пациентом психотерапевт проводит первичный осмотр, а также долго беседует с ним. Все это позволяет выявить нарушения в мышлении и восприятии, свойственные для шизотипического расстройства. Если эти проявления наблюдаются у пациента на протяжении длительного периода, то высока вероятность того, что ему будет поставлен диагноз – шизотипическое расстройство.
Принципы терапии
Шизотипическое расстройство является хроническим и вялотекущим заболеванием. Если его диагностируют у пациента, то ему может быть присвоена вторая группа инвалидности, однако этот вариант развития событий возможен только в самых тяжелых случаях. Такой ребенок не сможет служить в армии или правоохранительных органах в будущем, также могут возникнуть сложности с получением водительских прав. Но это не значит, что обращаться к специалистам не нужно. Наоборот, чем раньше расстройство будет выявлено, а также будут приняты адекватные меры к коррекции состояния ребенка, тем более высокой будет вероятность того, что он сможет вести нормальную жизнь.
Сложность терапии при шизотипическом расстройстве состоит в том, что больные не признают своей «ненормальности» и эксцентричности. Инициатором лечения обычно выступают родственники пациентов, а те категорически от него отказываются. Работа психотерапевта построена на постоянном общении с больным, которое направлено на коррекцию поведения, снижение агрессивности и обучения общению с родственниками и окружающими людьми.
Терапия при шизотипическом расстройстве ведется по нескольким направлениям:
- Прием медикаментозных препаратов. На сегодняшний день не существует таблетки от шизофрении или расстройств, схожих с ней. Лекарства применяют для нормализации состояния пациента, снижения тревожности, налаживания режима питания и сна. Кроме того, прием некоторых препаратов делает больных более восприимчивыми к психотерапии.
- Психотерапия. Сегодня существует много различных направлений психотерапии, каждый из которых может быть использован при коррекции шизотипического расстройства. Выбор конкретной методики во многом зависит от специализации психотерапевта и состояния пациента. Психотерапия может проводиться индивидуально или в группах, но при работе с маленькими пациентами групповое общение бывает затруднено. Кроме того, психотерапевт работает и с родителями, поскольку они зачастую сами не понимают, как необходимо строить отношения со своим «особенным» ребенком.
- Вспомогательные методы. При вялотекущей шизофрении весьма эффективными бывают методики, направленные на расслабление пациента. Чаще всего специалисты используют арт-терапию, полезным будет общение с животным, например, дельфинами, лечение музыкой и т.д.
Программа коррекции патологии будет различной в каждом конкретном случае, и положительная динамика также зависит от индивидуальных особенностей пациента и его состояния.
Современная психиатрия выделяет довольно большое количество состояний, которые называются словами, содержащими приставку «шизо-». Порой разграничить их очень сложно, даже специалистам не всегда это под силу. Но четкого понимания, как они возникают до сих пор не существует. Именно поэтому лечение патологии часто бывает симптоматическим. То есть, у пациента будут лечить апатию и депрессивные состояния, помогут нормализовать сон и избавиться от тревожности, но о полном выздоровлении речь не идет.
Тем не менее, применение современных методов психотерапии позволяет социализировать детей с шизотипическим расстройством. Чтобы избавить их от навязчивых мыслей можно предложить занятие, требующее концентрации и собранности, например, кулинария. Ребенок должен будет выполнить определенные инструкции, порезать продукты и т.д. Приятным бонусом является приготовленная собственными руками вкусная еда. Некоторым пациентам помогает игра на музыкальных инструментах, музицирование также помогает избавиться от тремора рук.
При поддержке родителей ребенок, у которого диагностировали шизотипическое расстройство или вялотекущую шизофрению сможет стать самодостаточном, получить специальность и даже создать семью. Однако это возможно лишь при своевременно начатой терапии.
Источник