Развитие ребенка по месяцам до года мальчика картинки
Как развивается малыш с рождения до годовалого возраста. На какие нормы опираться чтобы следить за развитием и контролировать процесс.
Календарь развития ребенка до 1 года по месяцам позволяет новоиспечённым мамам следить за тем, как их кроха формируется и овладевает различными навыками. Это основные этапы, которые проходит девочка либо мальчик. Ранее развитие ребенка происходит по следующим направлениям:
- Физическое развитие — включает в себя овладение различными движениями, в том числе ходьбой.
- Эмоциональная сфера ребенка включает в себя формирование различных эмоций и умения выражать свои желания.
Важным этапом для формирования личности является развитие речи ребенка до года, поскольку именно в этот период закладываются основы будущего общения.
Иллюстрация развития ребенка по месяцам
В первый год жизни происходит интенсивный рост крохи, в этот период он активно набирает вес. Среднестатистические нормы развития ребенка — вес и рост, можно посмотреть в таблице, которая показывает колебания основных антропометрических параметров, поэтому незначительные отклонения не должны вызывать беспокойства у родителей.
Антропометрическая таблица развития ребенка – показывает средние данные прибавки веса, роста и окружности головы малыша.
Простой и трудный одновременно период в жизни малыша – первые три месяца. В этот период идёт перестройка пищеварительной системы. Повышенное газообразование и вздутие животика беспокоит малыша – он кричит и плачет. Есть много способов помочь ему преодолеть недуг, один из них газоотводная трубочка
1 месяц: спим и кушаем
В первый месяц жизни у младенца происходит формирование зрения и слуха. Чадо начинает реагировать на движущиеся объекты и напевную речь. Так как на этом жизненном этапе малыш бодрствует очень мало, стоит посвятить большую часть времени физическому развитию: массаж, легкая зарядка. Что поспособствует более быстрому развитию зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
Я не сплю, я не сплю – сплю – плю….
К окончанию 1 месяца лицо крохи приобретает определенные черты. Теперь при внимательном рассмотрении можно определить, на кого он похож. Постепенно исчезает гипертонус мышц, малыш расслабляет свои ручки и ножки и начинает ими активно двигать. Как правило к концу 1 месяца полностью заживает пупочная ранка, и на ее месте образуется красивый пупочек.
2 месяца: улыбнись мне, мама!
Ещё не очень уверенно, но маленький человек, пытается держать голову. Помочь ему в этом можно с помощью любимой игрушки. Выставляя её перед малышом, мотивируем желание поднять голову и рассмотреть игрушку, тем самым укрепляя мышцы шеи.
Пожалуй на животе шире обзор
В этом возрасте карапуз овладевает, пожалуй самым приятным для родителей, навыком — улыбкой, которая уже отличается от той гримасы, которая была раньше. В 2-х месячный малыш способен узнавать свою маму по голосу и запаху, но продолжает постоянно за ней следить и изучать. Двигательная активность ребенка значительно возрастает, поэтому следует внимательно следить за ним и не оставлять без присмотра.
От рождения до 3 месяцев
Кроха учится самостоятельно переворачиваться с боку на бок. Можно ускорить процесс обучения и помочь малышу в освоении переворотов. Устав играть на животе, ребёнок начинает кивать головой, а то и вовсе класть её на диван. В этот момент достаточно протянуть ему палец. Малыш схватится за него, теперь — немного потянуть в сторону, и кроха перевернётся на спину.
Нужно отдохнуть и подумать
Через несколько минут таким же способом необходимо пробовать перевернуть его в исходное положение.
К 3 месяцам организм малыша уже полностью адаптируется к существованию вне. Наблюдаются положительные изменения в работе пищеварительной системы, и кроха обычно перестает мучиться от кишечных колик, проблемы с животом почти исчезают. С прикормом пока стоит повременить — идеальным питанием продолжает оставаться грудное молоко, а для профилактики рахита специалисты назначают прием витамина D.
4 месяца: играем с погремушками
Теперь дети бодрствуют дольше, а общаться с ними становится с каждым днём интереснее. Необходимо дать малышу понять, что он вполне самостоятельная личность. Не показываясь в поле зрения ребёнка, важно знать, чем он занимается. Достаточно услышать звук вращающейся «карусельки» над кроваткой или стук погремушки, и можно продолжать свои дела, оставив малыша минут на 15.
Моя погремушка
Играя самостоятельно, ребёнок начнёт составлять сложные звукосочетания. Так и до первого слова недалеко.
Натянутая поперёк кроватки погремушка послужит первым спортивным тренажёром. Стараясь дотянуться до неё ножками, малыш укрепит мышцы спины.
Рекомендуем к прочтению:
- Как купать младенца в первый раз
- Что должен уметь ребенок в 1 год и 2 месяца
- Развитие младенца по неделям
Желудок уже значительно вырос, поэтому ребенок может спокойно проспать 6 часов подряд. Несмотря на это, полностью отказаться от ночных кормлений вряд ли удастся. Малыш требует постоянного внимания.
5 месяцев: попытки подняться и сесть
К этому возрасту почти исчезает гипертонус мышц, движения приобретают согласованных характер. Малыш узнает маму, папу и окружающих людей, а также умеет различать детали их внешности.
Слегка потерял равновесие
Ребенок все чаще делает попытки самостоятельно подняться, цепляясь за прутья кроватки, и сесть. Во время игр необходимо вынимать его из кровати, перенося в манеж, кресло или выпуская на ковёр. Так кроха привыкнет, что место для игры, принятия пищи и сна — разное.
6 месяцев: первые зубки
Ребенок активно пользуется своими новыми навыками, переворачивается с живота на спину и обратно, самостоятельно сидит, пытается встать на ножки, держась за прутья кроватки.
Могу укусить
Заметив новый и интересный предмет, малыш обязательно постарается до него добраться. Чтобы быстрее ребёнок научился ползать, необходим пример. Во время игр на ковре родителям придется перемещаться тем же способом, что и кроха. Личный пример – лучший способ чему-то научить.
У малыша появляются первые зубы, поэтому родители могут снова лишиться сна.
7 месяцев: маленький исследователь
Ребенок еще не умеет ходить, но активно познает мир с помощью ползания. Он довольно устойчиво чувствует себя у опоры, неплохо сидит. Теперь можно попробовать перемешаться по комнате, держа малыша за ручки.
Ага – это уже интересно
Накапливается пассивный словарный запас, появляются первые попытки говорить. Некоторые дети уже могут произносить лепетные слова, но чаще речь состоит из согласных звуков и отдельных слогов.
8 месяцев: сам ползаю
Ребенок может свободно пить из чашки, которую держит взрослый. Он с удовольствием ползает по комнате и, добравшись до опоры, спокойно встает на ножки. В этом возрасте малыш обычно еще не говорит слова, но неплохо понимает обращенную к нему речь.
Могу пить сам – но не буду
9 месяцев
В 9 месяцев малыш способен самостоятельно сделать несколько шагов, держась за опору. Он может бодрствовать в течение 3-4 часов и не уставать от своей деятельности.
Забавная телега – пожалуй использую её в качестве опоры
На первый план выходит социальное развитие и становление личности. Ребенок пытается выражать недовольство против тех действий, которые ему не нравятся.
10 месяцев: неугомонный помощник по дому
Малыш отличается особенной подвижностью и способен выполнять различные движения. Он хорошо ползает на четвереньках, преодолевает препятствия и самостоятельно встает у опоры.
Так — что-то новенькое
Ребенок проявляет повышенный интерес к окружающим их предметам и способен дотянуться до тех, которые расположены на столиках и полках. У него уже есть любимые занятия, а в активном словаре появляются первые слова.
11 месяцев: подражаем папе и маме
Малыш может самостоятельно делать несколько шагов по комнате, а при падении — встать без поддержки. Он осваивает игры в песочнице, учится взаимодействию со сверстниками. Хорошим другом для ребенка может стать собака.
Что это за предмет у мамы в руках
К концу 11 месяца жизни дети уже осознанно могут произносить несколько слов, что является началом настоящей речи. Продолжает активно развиваться пассивный словарь.
12 месяцев: сам хожу
Ребенок радует взрослых своими первыми самостоятельными шагами. Важно поддерживать его успех и не допустить травм при падении. В общении малыша преобладает лепетная речь, а в активном словаре — большое количество повторяющихся слогов и имитационных слов.
Хватит занятий – давайте праздновать
Малыш отлично понимает понятия «хорошо» и «плохо», «красиво» и «некрасиво». Он способен помогать маме, убирать посуду со стола, самостоятельно следить за своими игрушками.
Развитие ребёнка по месяцам до года – это формирование всех основных понятий и умений, которые понадобятся человеку в дальнейшей жизни.
Подробное видео по каждому месяцу до года
Источник
Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:
Возраст и физические показатели | Умения |
На момент рождения Рост (длина) – 49-50 см Вес – 3200-3300 г Окружность головы – 34-34,5 см Окружность грудной клетки – 32-34 см | Двигает ножками и ручками во время бодрствования. Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках. Отвечает на раздражитель плачем. |
1 месяц Рост (длина) – 54-55 см Вес – 4200-4500 г Окружность головы – 36,5-37 см Окружность грудной клетки – 36-36,5 см | Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого. Реагирует на резкие звуки. Отвечает улыбкой. Начинает гулить. |
2 месяца Рост (длина) – 57-58 см Вес – 5100-5600 г Окружность головы – 38-39 см Окружность грудной клетки – 38-39 см | Длительно удерживает голову. Поворачивается на звук речи взрослого. Ухватывает предметы рефлекторно. Активно интересуется окружающим миром. Агукает. |
3 месяца Рост (длина) – 60-61,5 см Вес – 5800-6400 г Окружность головы – 39,5-40,5 см Окружность грудной клетки – 40-42 см | В вертикальной позиции хорошо держит голову. Долго рассматривает предметы. Издает разные звуки. При поддержке под мышки опирается ножками. В положении на животе приподнимается на предплечьях. Поворачивается на бок со спины. Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем. Сосет пальцы или кулачек. |
4 месяца Рост (длина) – 62-64 см Вес – 6400-7000 г Окружность головы – 40,5-41,5 см Окружность грудной клетки – 41,5-42 см | Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления. При играх смеется и улыбается. Подолгу гулит. Хватает руками висящие предметы. Переворачивается со спинки на живот. В положении на животе поднимается с опорой на ладони. Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи. |
5 месяцев Рост (длина) – 64-66 см Вес – 6900-7500 г Окружность головы – 41,5-42,5 см Окружность грудной клетки – 43-44 см | Узнает маму и других близких людей. Осознанно провожает предмет взглядом. Переворачивается с животика в положение на спине. Захватывает и удерживает предметы двумя руками. Берет предмет из рук взрослого. Сидит с поддержкой. Длительно нараспев гулит. Отвечает на услышанные потешки и песенки. Рассматривает картинки. |
6 месяцев Рост (длина) – 66-67,5 см Вес – 7300-7900 г Окружность головы – 42-43 см Окружность грудной клетки – 44-45,5 см | Сидит без поддержки. Тянет руки к предмету, который заинтересовал. Поднимает игрушку, которая выпала из рук. Пробует предметы «на зуб». Начинает ползать. Учится есть с ложки. Начинает произносить слоги. Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору. Отзывается на имя. Внимательно слушает взрослого. Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый. |
7 месяцев Рост (длина) – 67-69 см Вес – 7600-8300 г Окружность головы – 43-44 см Окружность грудной клетки – 45-46,5 см | Хорошо ползает и сидит. Стоит с поддержкой за обе руки. Удерживает в руке предмет неправильной формы. Длительно играет с игрушками, изучая их свойства. Пьет из кружки с помощью взрослого. Пробует садиться. Показывает у себя части тела. |
8 месяцев Рост (длина) – 69-70,5 см Вес – 7900-8600 г Окружность головы – 43,5-44,5 см Окружность грудной клетки – 46-47 см | Ищет игрушку, которая упала. Перекладывает предмет из одной ручки в другую. Встает, держась за опору. Быстро ползает. Садится, ложится, переступает предметы. Лепечет с интонацией. Радуется другим детям. Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?». Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье). Боится расстаться с мамой. |
9 месяцев Рост (длина) – 70-72 см Вес – 8200-8900 г Окружность головы – 44-45 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Пробует стоять и делать первые шаги. Подражает другим детям. Тянется к интересующему предмету и пытается его достать. Осознанно манипулирует игрушками. Показывает части тела у человека и игрушки. Разрывает и сминает листы бумаги. Держась за опору, танцует под музыку. |
10 месяцев Рост (длина) – 71,5-73 см Вес – 8500-9200 г Окружность головы – 44-45,5 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Начинает брать маленькие предметы пальцами. Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики. Играет в прятки. Ходит с поддержкой за две руки взрослого. Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки). Понимает просьбы взрослого. Повторяет за взрослым жесты и звуки. Имитирует голоса животных. Машет рукой при прощании и встрече. Пробует самостоятельно есть ложкой. |
11 месяцев Рост (длина) – 73-74,5 см Вес – 8700-9400 г Окружность головы – 44,5-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Самостоятельно стоит. Ходит с поддержкой за одну руку. Поднимает предметы без приседания (нагибается). Умеет присесть без опоры. Собирает пирамидку. Складывает кубики. Начинает произносить «облегченные» слова. Играет в ладушки. Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу. Интересуется книжками и музыкальными игрушками. |
12 месяцев Рост (длина) – 74-76 см Вес – 8900-9600 г Окружность головы – 45-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Пробует самостоятельно ходить. Встает из позиции сидя на корточках. Самостоятельно пьет из чашки. Может отказываться от нелюбимой пищи. Откусывает печенье и другую твердую пищу. Понимает слова «нельзя» и «можно». Узнает животных и показывает их на картинке и на улице. Знает, как пользоваться некоторыми предметами. Произносит 10-15 слов. |
Источник
Развитие мальчиков до года мало чем отличается от развития девочек. Как правило, несколько различается только набираемый вес и рост малышей.
При рождении девочки обладают большим количеством жировых запасов, чем у мальчиков. Однако новорожденные мальчики, как правило, длиннее и тяжелее, и они могут расти более быстрыми темпами, чем девочки. Окружность головы до месяца у мальчиков в среднем чуть больше (менее 1 см), чем у девочек. По мере развития эта разница увеличивается.
Основными показателями, на которые ориентируются молодые родители ребенка до года это вес и рост малыша. Кроме этого учитываются врожденные рефлексы, сенсорные реакции, статика и моторика, а также речь и эмоции.
Рассмотрим развитие мальчика по месяцам и детально разберем физиологические нормы.
Таблица 1. Средние рост и вес мальчиков с рождения до 1 года
Год + месяц | Вес( кг) | Рост( см) | Месяц |
Новорожденный | 3,60 | 50 | |
1 месяц | 4,45 | 54,5 | 1 |
2 месяца | 5,25 | 58,0 | 2 |
3 месяца | 6,05 | 61 | 3 |
4 месяца | 6,7 | 63 | 4 |
5 месяцев | 7,3 | 65 | 5 |
6 месяцев | 7,9 | 67 | 6 |
7 месяцев | 8,4 | 68,7 | 7 |
8 месяцев | 8,85 | 70,3 | 8 |
9 месяцев | 9,25 | 71,7 | 9 |
10 месяцев | 9,65 | 73 | 10 |
11 месяцев | 10 | 74,3 | 11 |
12 месяцев | 10,3 | 75,5 | 12 |
Таблица 2. Размеры (обхват) головы у мальчиков до года
Возраст | Окружность головы | % от длины тела |
До 1 месяца | 35 | 69 |
1 месяц | 37 | 69 |
2 месяца | 39 | 68 |
3 месяца | 41 | 67 |
6 месяцев | 44 | 65 |
9 месяцев | 46 | 64 |
1 год | 47 | 63 |
Психомоторное развитие мальчиков первого года жизни
Психомоторное развитие ребенка — это статическая и моторная активность, адаптационные умения ребенка, речевые и эмоциональные изменения.
1-й месяц
В первый месяц у новорожденного ярко выражены безусловные врожденные рефлексы — сосательный и хватательный. К концу первого месяца у малышей уменьшается физиологический гипертонус мышц, и как следствие,постепенно угасает хаотичное движение ручками и ножками.
Статика и моторика | Ребенок начинает держать голову в горизонтальном положении несколько минут, прислушивается к голосу взрослого, реагирует на резкие звуки и яркий свет вздрагиванием |
Речь | У малыша появляется первое гуление, которое характеризуется единичными звуками к концу месяца |
Общие навыки | Первая улыбка |
2-й месяц
В 2 месяца ребенок активно двигает конечностями, но движения эти становятся менее хаотичными и более скоординированными. Может поворачиваться телом из стороны в сторону. Делает попытки поднять голову и тело, приподнимая шею и грудь примерно на 45 градусов. Малыш улыбается при виде мамы и папы. Гулит и произносит «агу».
Статика и моторика | Младенец совершает повороты головы в разные стороны, более уверенно удерживает голову |
Речь | Частое короткое гуление |
Общие навыки | Продолжительная зрительная реакция за движущимися предметами, а также на звук и на человека со стороны. Улыбка при виде матери |
3-й месяц
В 3 месяца у мальчика угасают безусловные рефлексы, приходит в норму мышечный тонус , малыш уверенно держит голову. У ребенка появляется активная и осмысленная реакция, развивается хватательный рефлекс — он тянется за игрушкой. Постепенно развивается хватательный рефлекс. Ребенок активней реагирует на различные раздражители ( свет, звук), продолжительно гулит, более эмоционально общается с матерью. Малыш улыбается даже незнакомым людям.
Статика и моторика | Малыш тянется за игрушкой |
Речь | Частое продолжительное гуление |
Общие навыки | Активная реакция на звуковые и световые раздражители. Реагирует на яркие предметы. Развивается хватательный рефлекс |
4-й месяц
В четыре месяца малыш начинает переворачиваться на бок, может взять понравившуюся игрушку и рассматривать ее. Движения ребенка более осмысленные и целенаправленные. Малыш легко узнает близких, различает своих-чужих, может смеяться при положительных эмоциях. В его речи среди гласных появляются некоторые согласные.
Статика и моторика | Ребенок приподнимается лежа на животе, опираясь на локти. Переворачивается со спины на живот. В вертикальном положении фиксируются опоры ногами. |
Речь | Частое и продолжительное гуление при помощи различных звуков. В речи появляются согласные. |
Общие навыки | Внимание на звук, предметы. Наблюдается оживление при встрече с незнакомыми людьми. |
5-й месяц
В пятимесячном возрасте мальчик легко переворачивается с живота на спину, тянется ко всем игрушкам и другим интересующим его предметам в радиусе доступа. Пробует на вкус предметы и игрушки. Малыш отчетливо различает своих-чужих, может произносить слоги . Оживленно радуется общению с другими малышами.
Статика и моторика | Ребенок поворачивается с живота на спину, может стоять при поддержке в подмышечной области |
Речь | Гуление с подключением некоторых слогов |
Общие навыки | Узнает близких и чужих людей. Может проявляться негативные эмоции ( испуг) в присутствии чужих людей. Активно и эмоционально общается с близкими. |
6-й месяц
В пол-года мальчик может перекладывать предметы из руки в руку, активно переворачивается, делает попытки садиться. Ребенок активно реагирует на родственников и других
людей, просится на руки. В речи чаще употребляет разные слоги и звуки — малыш лепечет. С полугода дети сильно привязываются к своим родителям и очень тяжело переносят даже короткую разлуку с мамой и папой.
Статика и моторика | Ребенок может сидеть без поддержки |
Речь | Появляется лепет |
Общие навыки | Более адекватная реакция при появлении матери, отца или чужого человека |
7-й месяц
В 7 месяцев мальчик сидит с прямой спиной без опоры и поддержки. Лежа на спине активно двигает и играется ногами. Активно ползает. В вертикальном положении пружинит ножками при опоре на них. Может менять положение тела при необходимости (например достать игрушку). Малыш требует большего эмоционального общения, ему нравится играть с мамой.
Статика и моторика | Ребенок активно ползает и самостоятельно сидит |
Речь | Активно лепечет, начинает понимать родительскую речь |
Общие навыки | Перекладывает игрушки с места на место, из руки в руку. Четкая реакция на человека |
8-й месяц
В 8 месяцев малыш может быстро ползать, садиться и вставать, ложиться, манипулировать игрушками. Понимает речь, адекватно реагировать на вопросы — одобрительно или отрицательно кивает головой, выполняет несложные действия, которым его научили (махать ручкой «пока», играть в «ладушки»). Малыш может произносить слоги, состоящие из согласного и гласного звука. Может повторять звуки за взрослыми. Первые попытки ходить с опорой.
Статика и моторика | Ребенок сам ложится, садится, поднимается. Ходит, удерживаясь за опору |
Речь | Активно лепечет, повторяет звуки за родителями |
Общие навыки | Играется с игрушками, машет ручкой на прощанье, играет в «ладушки» |
9-й месяц
В девять месяцев мальчик может повторять некоторые действия за взрослыми или старшими детьми, самостоятельно играет, начинает специально скидывать или ронять предметы. На простые вопросы он отвечает простыми действиями, а слоги может дублировать — «ма-ма», «па-па», «ба-ба». В лексиконе появляется слово «дай». В 8-9 месяцев малыш с удовольствием изучает книжки и может узнавать и показывать на любимых героев и животных. Ребенок звуками старается изобразить голоса животных.
Статика и моторика | Ребенок ходит при поддержке или самостоятельно от одной опоры к другой |
Речь | Может повторять слоги, понимает интонацию голоса, отвечает кивком на вопросы. |
Общие навыки | Двигается под ритмичную музыку (танцует). Самостоятельно играет игрушками длительно время. Выполняет несложные просьбы. Знает свое имя |
10-й месяц
В 10 месяцев малыш умеет производить определенные действия строить пирамидку, складывать кубики, открывает-закрывает ящики, знает место, где лежат игрушки. Малыш активно ползает и может ходить, держась за руку, опираясь о стену. Делает попытки пойти самостоятельно без поддержки. Может произносить первые слова.
Статика и моторика | Ребенок может стоять 2-3 секунды без опоры и делает попытки начать ходить самостоятельно. Хорошо и быстро ползает |
Речь | В речи появляются первые слова, которые ребенок произносит осмысленно |
Общие навыки | Повторяет движения взрослых, любит играть, кладет игрушки на место |
11-й месяц
В 11 месяцев ребенок должен понимать слова «можно» и «нельзя». Может стоять без поддержки, пытается ходить самостоятельно. Радуется, другим маленьким детям. Словарный запас малыша расширяется до слогов «ля-ля», «мяу», и т. д.
Статика и моторика | Ребенок стоит без опоры. Некоторые начинают ходить |
Речь | В лексиконе имеется несколько слов |
Общие навыки | Начинает понимать запреты или просьбы — «нельзя», «не бери», «отдай» и т. д. Выполняет простые требования и просьбы |
12-й месяц
В год, как правило, мальчики умеют ходить самостоятельно. Словарный запас расширяется до нескольких слов, которые в больше степени понятны только родителям. Малыш очень любит играть с детьми, с родителями. Выполняет просьбы, хорошо понимает слово «нельзя». Малыш умеет собирать пирамидку, и складывать свои игрушки на место. Речевое развитие мальчика в год позволяет произносить ему слова из нескольких слогов, а некоторые дети в этом возрасте произносят целые фразы. Большинство своих действий годовалый ребенок совершает осмысленно, выполняет различные просьбы и адекватно реагирует на запреты. В год ребенок может держать ложку, а также иметь определенные вкусовые предпочтения.
Статика и моторика | Самостоятельно ходит |
Речь | В речи до 10 слов |
Общие навыки | Узнает близких людей по фотографиям. Исполняет более сложные требования и просьбы |
Год — это один из самых интересных и забавных возрастов ребенка, но вместе с тем, это и тревожное время для родителей. От мамы и папы требуется большое внимание, чтобы постоянно следить за малышом и держать его постоянно на виду — ведь годовичок, и особенно мальчик, вставший на ножки превращается в подвижное и любопытное существо, которое будет исследовать весь дом, переворачивая его вверх дном. Поэтому родители должны обязательно обеспечить полную безопасность для ребенка и убрать из зоны доступа малыша все вещи и предметы, представляющие опасность.
Источник