Развитие ребенка по фгос
Елена Лыкова
Развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Возрастные особенности
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия
В процессе игры роли могут меняться. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формирование потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками
Образовательная программа дошкольного образования в ДОО
Цель и задачи деятельности ДОУ
по реализации основной образовательной программы определяются по ФГОС ДО, Уставом, реализуемой программой «От рождения до школы», приоритетного направления – физического развития и художественно –эстетического развития с учётом регионального компонента, на основе результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума в котором находится дошкольное учреждения.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Условия реализации: сюжетно-ролевые и дидактические игры ; наблюдения; экспериментирование; беседы, разговоры, чтение, просмотр мультфильмов; решение проблемных ситуаций; совместная деятельность педагога и ребёнка; самостоятельная деятельность ребёнка.
Познавательное развитие предполагает:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Условия реализации: занятия по познавательному развитию; тематические прогулки, наблюдения, экскурсии; оборудование уголков по познавательному развитию; наличие наглядного материала; проведение экспериментальных занятий; наличие программного обеспечения по познавательному развитию; интеллектуальные игры, дидактические игры; уголок наблюдения за природой.
Речевое развитие включает
— владение речью как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря;
— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
— развитие речевого творчества;
— развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Условия реализации: занятия по развитию речи;
музыкально-речевые игры и занятия;
наличие программного обеспечения по развитию речи;
наличие наглядного материала;
пальчиковые и дыхательные гимнастики;
оборудована уголки по развитию речи;
участие в праздниках, конкурсах и спектаклях.
Художественно-эстетическое развитие предполагает
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Условия реализации: занятия по художественно-эстетическому развитию; наличие программного обеспечения; наличие наглядного материала (картины, портреты, иллюстрации и т. д.); дидактические игры; организация уголков продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд, уголка ряженья и театрального уголка; проведение вечеров досуга и тематических вечеров; участие в конкурсах и выставках, в театральных постановках и праздниках.
Физическое развитие включает
— приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
— способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны,
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Условия реализации: режим дня, приём и зарядка (с весны по осень) на улице; комплексные занятия по подгруппам; НОД по физкультуре (в физ. зале и на прогулке); насыщение физкультурного уголка спортинвентарём; подвижные игры на прогулках; физкультминутки; физ. досуги, игры-забавы, спортивные праздники; закаливание, витаминотерапия.
«Социально-коммуникативное развитие»
Консультации для родителей: «Адаптация детей к условиям детского сада».
Помощь родителей в организации дня Театра, в оформлении уголка «Папа, мама, ты и я – называемся семья»,
в организации экскурсии по детскому саду. Семейная акция по посадке многолетних цветов «Аленький цветочек».
«Познавательное развитие»
Консультации: «Погода, организм и здоровье», «Прогулка зимой», «Живая природа и дети», «Ребёнок познаёт мир», «Лето красное идёт и здоровье всем несёт».
Родительские собрания на темы: «Капризы и упрямство детей дошкольного возраста», «Хочу знать о талантах своего ребёнка».
Вечер досуга «День Защитника Отечества».
«Речевое развитие»
Участие в конкурсе чтецов.Пополнение книжного уголка книгами: А. Барто., русские народные сказки.
«Художественно-эстетическое развитие»
Участие во всех праздниках сада: «Новый год», «Масленица», «Мамин день 8 марта»,
Изготовление поделок на выставки: «Подарки Осени», «Зимняя карусель», «Для любимых наших мам!», «День молока», «Птичий хоровод», «Папины уроки».
Изготовление декоративных кормушек, птиц (ворона, снегирь, синица, зимних построек на участке, «Мастерим скворечник с папой».
Участие в конкурсе театральных афиш.
«Физическое развитие»
Работа родителей по благоустройству прогулочного участка.Снежные постройки: лабиринт, дорожка для скольжения, снежная горка. Пополнение физкультурного уголка новыми атрибутами (кегли, мячи) и на участок (мячи, мыльные пузыри).
Источник
Татьяна Бусловская
ФГОС. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование.
Изменена структура системы образования,добавлены два новых уровня: дошкольное образование и подготовка кадров высшей квалификации включены в систему общего образования.
Для сравнения: прежде статус дошкольного образования не был определен. Дошкольное образование юридически не считалось уровнем или ступенью уровня образования, что позволяло относиться к нему по «остаточному принципу».
Уровень ДО – особенный:
1) необязательность уровня ДО в РФ
2) отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат.
Совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня, утверждённых федеральным органом исполнительной власти называется Федеральным государственным образовательным стандартом.
Следовательно, для дошкольного образования, как и для всех уровней образования в Российской Федерации, устанавливается федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
Приказ Минобрнауки России N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», вступивший в силу 16 марта 2010 г., передаёт эстафету Приказу Минобрнауки №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», который вступит в силу с 1 января 2014 года.
Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.
Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы,в том числе: к структуре основных образовательных программ; к условиям их реализации; и к результатам их освоения.
Посмотрим для сравнения наш предыдущий документ: Федеральные государственные требования (ФГТ). Там не было требований к результатам освоения ООП.
Обратите ваше внимание на то, что данные документы уже по своим составляющим являются преемственными.
Рассмотрим структуру ФГОС ДО: общие положения, требования к структуре образовательной программы и её объёму, требования к условиям реализации ООП ДО, требования к результатам освоения ООП ДО.
Итак, общие положения.
До сих пор основные образовательные программы дошкольного образования реализовывались в учреждениях, для которых образовательная деятельность являлась основной. «Организация» — более широкое понятие, нежели «учреждение». Согласно новому закону реализовывать основные образовательные программы дошкольного образования могут такие организации, как,например: организации для детей, оставшихся без попечения родителей; организации, осуществляющие лечение, оздоровление или отдых; научные организации, осуществляющие образовательную деятельность, и другие. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются также индивидуальные предприниматели.
Прежде образовательную деятельность осуществляли образовательные учреждения разных типов и видов. Новым формам дошкольного образования, например индивидуальным предпринимателям, не было места в правовом поле сферы образования.
Согласно новому Закону об образовании основным типом организации, реализующей основные образовательные программы дошкольного образования, по-прежнему является дошкольная образовательная организация. Но, согласно Статье 17. данного Закона, в Российской Федерации образование может быть получено и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, т. е. в форме семейного образования.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
В перечисленных документах заложены следующие основные принципы:
1 Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека
2 Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей
3 Уважение личности ребёнка
4 Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной
и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка
Основные принципы дошкольного образования:
1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение детского развития
2. Индивидуализация дошкольного образования
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
5. Сотрудничество Организации с семьёй
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
8. Соответствие условий, требований, методов возрасту
и особенностям развития детей (возрастная адекватность)
9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
• Повышение социального статуса ДО
• Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования
• Обеспечение государственных гарантий уровня
и качества образования на основе единства обязательных требований
• Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
•
Стандарт направлен на решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
в том числе их эмоционального благополучия
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ)
3. Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных
и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения…
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей
8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи
и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
Стандарт включает в себя требования к: структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы; результатам освоения Программы. Выраженный акцент в данном Стандарте (именно в стандарте ДО) делается на условия реализации основной образовательной программы.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ООП ДО
В законе «Об образовании РФ» (Статья 67)говорится:
• Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения возраста восьми лет
ФГОС обозначил три возраста дошкольного образования:
Младенческий возраст (2 месяца – 1 год)
ранний возраст (1 год – 3 года)
дошкольный возраст (3 года – 8 лет)
Раньше основные образовательные программы дошкольного образования разрабатывались на основе примерных основных образовательных программ дошкольного образования. Следует отметить, что «учитывать программу» -значит, принимать ее во внимание, иметь в виду, «прислушиваться» к ней при осуществлении образовательной деятельности. Основываться на программе — руководствоваться ею как опорой, каркасом образовательной деятельности.
Содержание Программы должно охватывать следующие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области)
• Социально – коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно – эстетическое развитие
• Физическое развитие
Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы.
Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы.
Пояснительная записка должна раскрывать:
• Цели и задачи реализации Программы
• Принципы и подходы к формированию Программы
• Значимые характеристики, в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам с учётом:
• возрастных возможностей и индивидуальных различий детей
• особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов
Содержательный раздел Программы должен включать:
• описание образовательной деятельности в соответствии с пятью образовательными областями, с учётом используемых ПООП
и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ
• описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
• описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей
• особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик
• способы и направления поддержки детской инициативы
• особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
• иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов
Часть ОП, формируемая участниками образовательных отношений включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей,членов их семей и педагогов и может быть ориентирована на:
• специфику национальных, социокультурных и иных условий
• выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива
• сложившиеся традиции ДОО (группы)
В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.
Организационныйраздел должен содержать:
• описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
• распорядок и /или режим дня
• особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
• особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ДО включают:
требования к психолого – педагогическим, кадровым, материально- техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
• Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
• Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)
• Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых
с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка
и учитывающего социальную ситуацию его развития
• Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности
• Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
• Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
• Защита детей от всех форм физического и психического насилия
• Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно — эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций«, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564)
Требования к развивающей среде.
Среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Требования к кадровым условиям реализации Программы.
Реализация Программы обеспечивается кадрами: руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными.
В реализации Программы могут также участвовать:
• научные работники Организации
• иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую
и хозяйственную деятельности, охрану жизни здоровья детей
Требования к материально-техническим условиям включают:
1. Требования, определяемые в соответствии с СанПиН
2. Требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности
3. Требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей
4. Требования к оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой
5. Требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение)
Финансовые условия реализации должны: условия р
• Обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта
к условиям реализации и структуре Программы
• Обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей
• Отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО
ФГОС ДО – это — по выражению самого Александра Асмолова — «нестандартный стандарт». Он имеет свою специфику, которая вытекает из специфики самого дошкольного детства, которая кратко описана в самом начале раздела, посвящённого требованиям к результатам освоения программы.
Специфика дошкольного детства:
Гибкость и пластичность развития ребёнка
Высокий разброс вариантов развития
Непосредственность и непроизвольность
• Непосредственность и непроизвольность необязательность уровня ДО в РФ
• отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат
Учёт вышеперечисленных особенностей дошкольного детства делает неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы не в виде сформированных навыков, знаний и умений, а в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования (ЦО)
Представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО
Определяются независимо от форм реализации Программы,
а также от её характера, особенностей развития детей
и видов Организации, реализующей Программу.
Не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, не являются основой объективной оценки подготовки детей.
Целевые ориентиры поставлены для:
• построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей ДО, общих для всего образовательного пространства РФ
• формирования Программы, анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями
• изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 мес. до 8 лет
• информирования родителей и иной общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства РФ
Целевые ориентиры НЕ МОГУТ служить основанием для:
аттестации педагогических кадров
оценки качества образования
оценки уровня развития детей, в т. ч. в рамках мониторинга
оценки выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания
распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОО
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Освоение дошкольных образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
https://www.maam.ru/detskijsad/kak-polzovatsja-redaktorom-v-blogah.html,
Источник