Развитие ребенка по долю

Развитие ребенка по долю thumbnail

Основоположник нейропсихологии Александр Романович Лурия выделил три блока мозга, которые участвуют в осуществлении высших психических функций:

  • 1 блок – регуляция тонуса и бодрствования, энергетический блок. Это ретикулярная формация, лимбическая система и другие подкорковые структуры. Как известно, даже самые умные компьютеры не работают без блока питания.
  • 2 блок – прием, переработка, хранение информации. Это корковые концы анализаторных систем, в первую очередь, слуховой, зрительной, кожно-кинестетической (там не так все однозначно, например, вестибулярная система не имеет своей отдельной коры, поэтому интегрируется со зрительной и кинестетической). Сюда относятся модально-специфические виды деятельности.
  • 3 блок – контроль, регуляция и программирование деятельности. Сюда относится моторная, премоторная и префронтальная кора, то есть весь лоб целиком (передний и задний).

«Передний» мозг создает и реализует программы различных видов деятельности. Он отвечает за праксис, в том числе и за моторную сторону речи, мышление, сознание, планирование, произвольность, инициативу, волю. Если глобально, то определяет личность человека.

Каждый отдел мозга имеет свое время созревания и включения в работу функциональных систем. Одни и те же психические функции на протяжении развития могут осуществляться разными «ансамблями» мозговых зон. То есть по мере взросления происходит перестройка функциональных систем.

Например, часто родители детей с ЗРР рассказывают, что у ребенка был откат в речи: до 1.5-2 лет от говорил простые слова, а потом замолчал. Это могло случиться именно на этапе перестройки речевой системы: в данном возрасте происходят глобальные изменения. Происходит специализация полушарий по речи, и функция переходит в левую гемисферу. То есть новые структуры, включающиеся в работу, должны быть готовы. Плюс любая перестройка – это критический период, в течение которого любые стрессы (болезнь, прививка, аллергическая реакция и т.д.) могут оказать сильное негативное влияние.

Лобные доли – это самый поздно созревающий отдел мозга. По разным данным, префронтальная кора созревает к 20-23 годам. Но это не значит, что до этого возраста она не работает.

Один известный на просторах интернета специалист недавно писал, мол, как так нейропсихологи в заключениях ребенку могут писать «несформированность префронтальной коры»! Она же созревает уже в сознательном возрасте!

Это не правда. Конечно, нельзя говорить о полной зрелости в 3, 7, 12, 18 лет. Но в данные возрастные этапы лобная кора уже работает и наращивает свои возможности. Префронтальная кора отнюдь не «спит» до 23 лет! Более того, в детском возрасте, по результатам аппаратных исследований, обменные процессы в данной зоне превышают по скорости взрослые в два раза.

Развитие ребенка:

2-6 мес. Ребенок уже не является реактивным существом. Он разворачивает коммуникативную, познавательную деятельность. Сообщает криком, если что-то не нравится. Использует мимику и гуление, движения для взаимодействия.

6-12 мес. Ребенок включается в предметно-манипулятивную деятельность совместно со взрослым. К 6-8 мес. существенно возрастает скорость метаболизма в лобных отделах (что свидетельствует об интенсивном созревании). Расширяется арсенал средств проявления инициативы и воли ребенка: использует лепет и первые слова, интонации, богатую мимику. Происходит интеграция различных психических функций. Развиваются зрительно-моторные координации. Малыш начинает понемногу понимать обращенную речь. Развиваются первые внутренние мотивы деятельности, внимание, отсроченные реакции. Возникают первые признаки речевой регуляции поведения ребенка: он становится способен выполнять простейшие инструкции взрослого (например, искать глазами требуемый предмет). Но, конечно, в этом возрасте внимание еще неустойчивое. Ребенок быстро переключается на яркие побочные стимулы. На данном этапе эмоции служат для саморегуляции и стимуляции ребенка к познанию и развитию речи. Интенсивно созревают связи префронтальной коры и лимбической системы (которая отвечает за эмоции). Таким образом, формируется мотивационная сфера ребенка.

Ближе к году внимание ребенка становится более устойчивым, меньше мешают отвлекающие яркие стимулы. Крепнет способность выполнять инструкции и просьбы взрослого. 1 год является переломным для развития мозга и его переднего отдела в частности. К началу второго года жизни становится возможным выполнение инструкции с отсрочкой во времени и сопротивление отвлекающим стимулам.

1-3 года. Появляются первые произвольные действия. При этом речь взрослого пока играет лишь побуждающую роль, но не тормозящую! Взрослые часто хотят, чтобы ребенок слушался и прекращал нежелательные действия. Но в таком возрасте словесные запреты не работают, экспериментально доказано. Поэтому лучше ребенка в подобных ситуациях отвлекать и переключать. При этом торможение в исследованиях удавалось «включить» при зрительном сопровождении соответствующей части инструкции.

С 2 лет ребенок уже может усвоить простую систему правил, задаваемых речью, но со зрительным подкреплением. Регулирующая функция речи еще недостаточно сформирована.

К 3 годам действие по словесной инструкции взрослого становится более стойким навыком. Трехлетка может решать конфликтные задачи (то есть ситуации, где два условия являются разнонаправленными), в отличие от двухлетнего ребенка.

В возрасте 2-3 лет происходит бурное морфологическое созревание лобной области: оформляются нейронные комплексы, образуются связи, число синапсов достигает максимума; растет объем одновременно обрабатываемых задач.

В 3 года мы можем говорить о произвольных предметных действиях у ребенка – праксисе. То есть созревает корковый уровень движений (теменно-премоторный).

В заключение скажу, что 3 года – действительно критический период в развитии ребенка. Важнейший. Часто родители неговорящих детей возраста, близкого к 3 годам, пытаются убеждать себя (и меня заодно на консультациях), что «ребенок имеет право не говорить до 3 лет». К сожалению, здесь дело не только в речи, а в том, что отсутствие речи лишь иллюстрирует, что в развитии что-то происходит не так, есть проблема.

В 3 года у ребенка уже есть внутренняя речь (которая развивается уже после внешней), с помощью которой он регулирует свое поведение, направляет внимание, осуществляет познание. Есть схема тела, образ «Я». Поэтому часто при задержке речи мы также наблюдаем у ребенка и проблемы с соответствующими процессами.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Если ребенок плохо пишет — переставляет или пропускает буквы, делает «глупые» ошибки в хорошо знакомых словах — учителя начальных классов обычно советуют «больше заниматься», мол, со временем количество перейдет в качество. А вот нейропсихологи считают, что простое переписывание мало что дает для развития лобных долей мозга — именно из-за этого страдает письмо. И предлагают свои задания, которые помогут писать грамотно и аккуратно.

Как связаны мозг и рука

Треть площади двигательной коры головного мозга принадлежит проекции кисти руки, которая, в свою очередь, находится рядом с речевой зоной. Именно эти два факта: размер проекции кисти руки и её непосредственная близость к речевой зоне — дали учёным основание полагать, что развитие кисти руки приводит к формированию и развитию речевых навыков. Но как этот факт поможет писать грамотно?

Чтобы запомнить словарное слово, произносим его по слогам, одновременно отбиваем ритм пальцами правой руки по ладони левой руки. Благодаря отбиваемому ритму возникает ощущение, что голос звучит в голове, и восприятие, понимание, запоминание усиливаются.

Попробуйте произнести слово «мороженое» по слогам:

МО-РО-ЖЕ-НО-Е

А теперь проговорите, отбивая ритм. Чувствуете разницу? Дети с удовольствием берут этот приём для запоминания и проверки написания слов.

Часто встречается такая несогласованность: мозг работает быстрее, чем рука, что приводит к ошибкам, недописыванию слов или перестановкам букв, слогов. По этой причине почерк становится неразборчивым либо, наоборот, письмо очень медленное, хотя и аккуратное.

Всё дело в слабой межполушарной связи, низком уровне самоконтроля и произвольности движений из-за задержки развития лобных долей коры головного мозга. Данную особенность вполне можно корректировать в домашних условиях. Для этого можно ежедневно выполнять следующие задания.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия

  1. Одной рукой пишем своё имя, другой — слово «молодец».
  2. Рисуем человечка одной рукой — из кружочков, другой — из прямоугольников.
  3. Раскрашиваем картинку двумя руками. Причём правую часть картинки раскрашиваем левой рукой, а левую часть картинки — правой.
  4. Обводим картинку по контуру сразу двумя руками.

Упражнения для развития лобных долей коры головного мозга

  1. Пожалуйста. Показываем различные жесты, а ребёнок должен их повторить, когда слышит волшебное слово «пожалуйста». Постепенно увеличивайте темп демонстрации жестов.
  2. Все наоборот. Хлопаем в ладоши. Когда вы хлопнете 1 раз, ребёнок должен хлопнуть 2 раза. И наоборот: когда вы хлопаете 2 раза, он хлопает 1 раз. Варианты: стучим рукой по столу или деревянными ложками, топаем ногой и др. Упражнение улучшает динамику психических процессов, учит быстро переключаться с одного задания на другое.
  3. Руки, ноги, голова. Называем части тела, а ребёнок должен их показать. Но нужно быть очень внимательным, так как следует показать часть тела, названную ранее. Например, вы говорите «руки», ребёнок ничего не показывает. Затем вы произносите «голова», он показывает руки. Вы называете «ноги», он дотрагивается до головы.
  4. Колечки. Соединяем большой палец левой руки с другими пальцами в колечки по очереди, начиная с указательного пальца. Большой палец правой руки соединяем с другими пальцами, начиная с мизинца. Делаем одновременно двумя руками. Тренируем концентрацию и переключение внимания, а также контроль и порядок выполнения серии движений.
  5. Игры нашего детства. Помогут также игры, знакомые всем с детства: «Съедобное — несъедобное», «Воробьи — вороны», «Да и нет не говори, чёрное с белым не бери».
  6. Гулливер и лилипуты. Предлагаем ребёнку переписать слова, начиная с самой большой или самой маленькой буквы, и далее по убыванию или по возрастанию.

От самой маленькой буквы до самой большой.

От самой большой буквы до самой маленькой.

а может просто ребенок будущий врач, и у него почерк непонятный_)))

2020-02-12, Таранова Виктория

Всего 1 отзыв Прочитать все отзывы.

Источник

Неспроста 3 года и 7 лет – это возрастные кризисы у ребенка. Это периоды психических новообразований, которые являются результатом развития мозга, и в частности, лобных долей.

В 3 года мы уже может говорить о праксисе как именно о сфере произвольных осознанных предметных действий. То есть включается теменная и премоторная кора как верхушка моторной системы (при условии созревания более «нижних» этажей, которые отвечают на элементарные двигательные функции).

В 3 года ребенок способен руководствоваться общими правилами (например, в детском саду), выполнять инструкции, сопротивляться отвлечению. Речь для него играет регулирующую функцию и сохраняет ее даже при наличии внешних отвлекающих факторов (именно поэтому у детей с нарушением понимания обращенной речи такое «гиперактивное» поведение). В одном из экспериментов показано, что дети-дошкольники лучше воспринимали инструкцию устно по сравнению с той, которую показывали визуально (на карточках). То есть слухоречевой анализатор имеет приоритет над зрительным в деятельности (к возрасту 6-7 лет они уравниваются по мере того, как возрастает способности к опосредованию информации знаком).

При этом собственная речь ребенка с 3 лет играет роль дополнительной стимуляции в его деятельности. Однако до 5 лет этот стимул является общим, не избирательным, то есть не помогает ребенку избегать ошибок, тормозить себя (нет избирательности). К 5 годам наступает важнейший момент в системе самоконтроля и саморегуляции: созревает система избирательных связей во внутренней речи. То есть внешняя речь для саморегуляции становится излишней, при этом ребенок уже может сам направлять свои действия, осуществляя выбор. (Помним, что диагноз СДВГ ставится с 5 лет, и понимает, почему – потому что управляющие функции мозга не формируются).

Что касается серийной организации действий (например, показывать геометрические фигуры в определенной последовательности, которая периодически меняется), то в 3 года ребенок еще склонен к инертности, ему сложно гибко подстраиваться под изменения программы. Способности к такому переключению созревает к 4-5 годам.

К 6 годам вырастает произвольное внимание благодаря развитию фронто-таламических связей (то есть связей между лбом и таламусом). И если до этого возраста ребенок мог удерживать длительно внимание там, где ему интересно и «хочется» (эмоциональный компонент), то с 6 лет ребенок способен справиться с импульсивностью и ориентироваться на собственно информационный компонент деятельности.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что при незрелости 1 функционального блока мозга (об этом писала в предыдущем посте) – блока регуляции тонуса и бодрствования – лоб созревает позже. Именно поэтому мы так часто видим детей неусидчивых, импульсивных, со слабым самоконтролем эмоций и поведения. Потому что первичен в таких случаях дефицит подкорковых структур (полученный в результате КС, общего наркоза, гипоксии, асфиксии итд).

Итак, к 7 годам, то есть к моменту поступлению в школу, ребенок умеет:

  • Усваивать и удерживать программу деятельности;
  • Сопротивляться отвлекающим стимулам, в том числе собственным импульсам;
  • Опосредовать деятельность внутренней речью с системой избирательных связей;
  • Выполнять конфликтные инструкции (если А…., то…., если Б, то….) и гибкому переключению программы.

А также имеет развитый праксис, оперативную память. Способен опираться на речевую и зрительную инструкцию.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

мозг ребенкаНедавно проведенные исследования показали, что самыми важными в развитии головного мозга ребенка являются первые три года жизни. За это время масса мозга увеличивается практически втрое и развиваются тысячи миллиардов нервных соединений, что почти в два раза больше, чем у взрослого человека.
Наведите курсор на доли мозга, чтобы узнать больше о том, какие функции выполняет каждая из них.

➤ Мозг ребенка: лобные доли

 Лобные доли головного мозга находится под лобной костью черепа. Они управляют мышлением, контролируют произвольные движения, такие как ходьба, речь и отвечают за творческий подход к решению тех или иных задач.Лобные доли так же контролируют эмоции вашего ребенка и участвуют в формировании его личности. Когда малыш вырастет, он будет использовать эту часть мозга чтобы планировать и организовывать свою ежедневную жизнь, понимать смысл суждений и делать выводы.

Развитие этой части головного мозга ребенка происходит между 6 и 12 месяцами. Это как раз то время, когда ребенок начинает осваивать пространство и ходить, а так же произносит свои первые слова.

В это время правая и левая лобные доли начинают контролировать различные сферы жизни малыша. Речь контролирует левая лобная доля. В то время как правая доля отвечает за музыкальные способности, способность определять расстояние на глаз и зрительную память.

???? Когда ваш ребенок начинает гулить и агукать, это значит, левое полушарие мозга пришло в активное состояние. Когда малыш начинает с интересом прислушиваться к звукам колыбельной, которую ему поет мама или приходит в восторг от того, что ему удалось подобрать предметы, помещающиеся в картонную коробку, его действиями руководит правое полушарие.

В некоторых исследованиях приводятся данные о том, что у девочек сначала развивается левое полушарие мозга, тогда как у мальчиков – правое. Это может объяснить, почему повреждение правой стороны головного мозга так опасно для мальчиков, а левой – для девочек.

На самом деле, мальчики постепенно догоняют девочек в речевом развитии, а девочки догоняют мальчиков в плане развития пространственного мышления. Однако у вашего малыша еще долгий-долгий путь впереди в обоих направлениях.

Лобные доли головного мозга проходят скачкообразное развитие и длится это не один год. На протяжении детских лет будут появляться новые функции, а возможно, и потом, когда ребенок подрастет. Интересно, что мозг ребенка настолько активен, так быстро растет и развивается, что ему необходимо 20 % всего кислорода и питательных веществ, которые кровь разносит по организму.

➤ Мозг ребенка: затылочная доля

Затылочная доля, иногда ее еще называют зрительной корой головного мозга, занимает задние отделы полушарий мозга. Она контролирует зрение и способность ребенка понимать, что именно он видит.

Эта часть головного мозга ребенка получает визуальную информацию о форме, цвете предметов и о движениях, а затем декодирует ее, чтобы ребенок мог распознавать и идентифицировать объекты.

Органы зрения развиваются у ребенка в последнюю очередь. Новорожденные дети близоруки – они могут видеть только на расстоянии от 20 до 30 см. Новорожденный ребенок видит свет, различает форму предметов и движения, однако все окружающее он видит нечетко, размыто.

Пучки нервных волокон (проводящие пути нервной системы), которые передают информацию от глаза ребенка к его мозгу, к моменту рождения еще не полностью сформированы. Поэтому ребенок пока не может понять, что именно он видит.

Чтобы развивать нервные волокна, необходимо их тренировать. Для этого малышу можно показывать разные предметы. Но в первые несколько недель после рождения, лучшее, что он может увидеть – это лицо мамы, которая держит его на руках.

???? Новорожденным детям нравится рассматривать лица людей. Когда вашему ребенку исполнится месяц, ему будет нравиться следить за движущимися предметами, которые попадают в поле его зрения. Игрушка особенно понравится малышу, если она имеет насыщенные и контрастные цвета.

Зрение новорожденного ребенка постепенно улучшается и совершенствуется, к 8 месяцам он будет видеть так же хорошо, как его родители.

➤ Мозг ребенка: ствол головного мозга

Ствол головного мозга является продолжением спинного мозга и находится в месте соединения головы и шеи. У новорожденного ребенка ствол мозга является наиболее зрелым в сравнении с другими отделами головного мозга.

Ствол головного мозга контролирует рефлексы новорожденного, такие как плач, испуг, тревогу и сосательный рефлекс. Он так же регулирует основные жизненно важные функции детского организма: дыхание, кровяное давление и частоту сердечных сокращений. Даже фаза быстрого сна (стадия быстрого движения глаз, фаза БДГ) вашего ребенка контролируется из этой части головного мозга.

Ствол мозга играет значительную роль в возникновении некоторых эмоций, особенно тревоги и беспокойства. Ребенок успокаивается и перестает беспокоиться так же под влиянием импульсов, поступающих из ствола головного мозга. Те участки головного мозга ребенка, которые контролируют его эмоции, формируются очень рано и восприимчивы к внешнему воздействию.

Поэтому если вы терпеливы, внимательны к своему ребенку и стараетесь его понять, это поможет ему в дальнейшем научиться управлять своими эмоциями. Понимать его потребности, успокаивать малыша, когда он плачет, особенно на первом году жизни, очень важно, так как потом это поможет развить способность ребенка успокаиваться самостоятельно.

➤ Мозг ребенка: мозжечок

Мозжечок (малый мозг) находится в задней части головы, рядом с затылком. Мозжечок помогает ребенку держать равновесие и координировать работу мышц.Эта часть головного мозга дает возможность ребенку учиться новым движениям, а затем вспоминать их и воспроизводить. Когда малыш начинает активно двигаться, именно мозжечок помогает ему сначала переворачиваться, потом ползать, а затем ходить.

Мозжечок помогает ребенку развивать координацию, согласовывая данные органов чувств с двигательными навыками. Другими словами, он принимает нервные импульсы, несущие информацию от всех органов чувств, чтобы создать общую картину того, что видит ребенок, когда двигается.

Считается, что в некоторой степени мозжечок контролирует движение крови по органам и системам организма (сердечно-сосудистую деятельность), понижая давление, а так же снижает частоту дыхания. Некоторые ученые полагают, что именно влияние мозжечка на работу сердца и сосудов может быть причиной синдрома внезапной детской смерти.

➤ Мозг ребенка: глубинные структуры мозга

Глубоко внутри мозговой ткани находятся две важные структуры, которые помогают ребенку развиваться и поддерживают его здоровье. Это:

  • гиппокамп, который помогает контролировать процессы памяти
  • и гипоталамус, контролирующий температуру тела человека и глубокий сон

Эти мозговые структуры находятся глубоко под корой головного мозга (это поверхность полушарий, покрытая серым веществом головного мозга и исчерченная бороздами и извилинами)

Гиппокамп

Гиппокамп расположен в глубине височной доли мозга. Он представляет собой своеобразные ворота, через которые в мозг поступает информация, которую нужно запомнить. Гиппокамп передает эту информацию в гору головного мозга ребенка, где она хранится и вызывает ее из памяти, когда ее необходимо вспомнить.

Когда ребенок рождается, все клетки и структурообразующие части гиппокампа уже сформированы. Однако гиппокамп будет полностью задействован мозгом только в возрасте примерно 18 месяцев. К этому возрасту память ребенка будет развита настолько, что он уже сможет запоминать, где место тем или иным вещам.

Некоторые ученые полагают, что даже новорожденные дети способны что-то запоминать. Другие учение отстаивают точку зрения, согласно которой почти сразу после рождения дети могут помнить запах, который принадлежит их матери.

Спорные теории:

  • К 4 месяцам ваш малыш может отличать мамино лицо от других лиц.
  • В 6 месяцев, если ребенку показать, как выполнять задание, то две недели спустя он вспомнит, что именно надо делать .
  • К 9 месяцам ребенок может запомнить, что когда музыкальная шкатулка перестает играть, из нее выскакивает игрушка.

Гипоталамус
Гипотоламус контролирует температуру тела вашего ребенка и цикл сна-бодрствования. Он находится в верхней части ствола мозга.

Глубокий сон – это сон без сновидений, который позволяет мозгу восстановиться после насыщенного дня активной работы, новых исследований, открытий и бурного роста. Во время глубокого сна мозг ребенка спит, однако можно наблюдать движения тела.

➤ Мозг ребенка: височные доли

Височные доли находятся по бокам головы, под височной костью. Они контролируют слух, некоторые аспекты речи, обоняние, память и эмоции, особенно страх.Буквально через несколько минут после появления на свет новорожденный ребенок может испугаться громкого звука или шума и заплакать. Это происходит потому, что слух у малыша уже хорошо развит. Дело в том, что внутреннее ухо (один из трех отделов органа слуха и равновесия) – единственный из органов чувств, который полностью формируется у ребенка во внутриутробный период, то есть, до его рождения. Ухо ребенка достигает взрослого размера к середине беременности.

Обоняние так же развивается у ребенка очень рано. Новорожденный ребенок узнает запах грудного молока и может повернуть голову, если чувствует этот запах.

Исследования реакций новорожденных показали, что они так же реагируют на запах чеснока, уксуса и лакрицы.

Позже, когда ваш ребенок начнет слушать музыку, он будет использовать височные доли. Именно эта часть мозга позволяет ему различать звуки по высоте. Еще позже малыш будет использовать височные доли для того, чтобы слышать вашу речь – верхняя часть височной доли помогает нам понимать значение слов.

Височные доли так же помогают создавать определенные блоки памяти и вспоминать, когда нам нужно. Правая часть отвечает за зрительную память, а левая – за вербальную (запоминание слов, предложений и т.д.) .

➤ Мозг ребенка: теменная доля

Теменная доля головного мозга ребенка находится за лобной долей в теменной области головы. Теменная доля контролирует вкус, осязание и зрительно-моторную координацию. Она так же помогает ребенку распознавать предметы и понимать, что он видит перед собой.Эта часть головного мозга ребенка поддается стимулированию, поэтому вы можете помочь развивать ее. Вы делаете это каждый раз, когда протягиваете ребенку новую игрушку или тренируете его тактильные ощущения, давая ему разные предметы.

Новорожденные дети не различают вкусы, так как грудное молоко или молочная смесь – это все, что им нужно в первые 6 месяцев жизни.

???? Однако дети буквально с первых дней отдают предпочтение сладкому вкусу. А если дать малышу попробовать что-нибудь кислое, он сморщится точно так же, как это делают взрослые.

Источник