Развитие ребенка по дням после рождения
Первые дни и недели жизни ребенка являются сложными и для родителей, и для младенца. Мамы и папы в период новорожденности, который длится 4 недели после родов (28 дней), учатся ухаживать и заботиться о малютке, а ребенок адаптируется к новым условиям жизни. Насколько успешно пройдут эти процессы, зависит от многих факторов. И одним из них является понимание, как именно развиваются новорожденные, чтобы вовремя отреагировать на какие-либо проблемы и обратиться к педиатру для их устранения.
Основные этапы развития
Еще во время пребывания в роддоме у ребенка начинается этап адаптации к изменившимся условиям жизни. На этом этапе все системы органов крохи приспосабливаются к новым условиям:
- Начинают работать легкие, а кровообращение перестраивается на функционирование с включением малого круга.
- Голова крохи в первые дни жизни довольно часто вытянутая, что связано с податливостью костей черепа и прохождением малютки через родовые пути. Ее форма становится правильной к 2-недельному возрасту. Кроме того, у многих младенцев на голове возникает родовая опухоль, бесследно исчезающая через 1-2 дня.
- Кожа сразу после родов отличается красноватым оттенком. У многих деток с третьего дня она приобретает желтый оттенок – так проявляется физиологическая (неопасная) желтуха, которая в норме исчезает к 2-недельному возрасту.
- Нервная система весьма чувствительная и работает активно. Проявляются разные безусловные рефлексы, среди которых основными выступают поисковый и сосательный.
- Терморегуляция пока несовершенна, поэтому у крохи нередки резкие перепады температуры тела. Младенец легко перегревается и быстро замерзает.
- У новорожденного отлично развиты слух, обоняние, вкус и осязание. В то же время зрение ребенка слабое, он видит все нечетким и расплывчатым.
- У многих малышей после родов наблюдается небольшое косоглазие, вызванное слабостью глазных мышц. Такое состояние со временем проходит самостоятельно.
- Мочеиспускание в первые сутки происходит 4-6 раз, а затем число мочеиспусканий в сутки достигает 15-20 раз. У многих детей в первый день моча приобретает красноватый оттенок, что является нормой и связано с малым содержанием воды в молозиве.
- В кишечник крохи, который ранее был полностью стерильным, попадают разные микроорганизмы. Из кишечника начинает выделяться меконий (так называют темный кал, который скопился в пищеварительном тракте младенца к моменту родов), а затем кал светлеет и становится более жидким.
Выпуск программы знаменитого детского врача Е. Комаровского, посвященный новорожденным деткам, смотрите ниже:
На следующем этапе развития, который начинается после выписки, родителям приходится сталкиваться с разными трудностями, например, с коликами, часто беспокоящими младенца со 2-3 недели жизни.
Также новоиспеченную маму могут ожидать сложности налаживания лактации, с которыми лучше всего бороться частыми прикладываниями.
К концу этапа новорожденности младенцы заметно меняются – их черты лица становятся более четкими, послеродовая отечность исчезает, взгляд фокусируется на лицах и предметах.
Мышцы крохи укрепляются, что позволяет ему ненадолго приподнимать голову и двигать конечностями. Кроме того, малыш радует близких «комплексом оживления» – узнаванием их лиц, активными движениями и проявлением положительных эмоций.
Календарь развития по неделям в таблице
Первая неделя
В первые дни жизни малыш и мама знакомятся друг с другом, а основная потребность младенца заключается в тесном контакте с мамочкой. Лучшим питанием для карапуза является молозиво, которое через несколько дней сменяется зрелым молоком, подстраиваясь под потребности крохи.
Внешне ребенок пока не похож на младенцев на страницах журнала. Лицо крохи после родов бывает несимметричным, на голове нередко возникает припухлость, а сама голова сплющена и немного вытянута в овал.
Кожа зачастую красная и лишь к концу первой недели бледнеет. У некоторых детей на 3-5 дне жизни возникают шелушения кожи на груди и животике. Небольшая желтушность с 3-го дня жизни также считается нормой.
Кроме того, на первой неделе отмечают такие особенности:
- Мышечный тонус на первой неделе повышен.
- Слез у малютки в первые недели жизни нет, а потовые железы еще развиваются (их функция налаживается к 7-му дню жизни).
- На слизистых не должно быть налета, она в норме должна быть влажной и розовой.
- К концу первой недели пупочная ранка подсыхает и затягивается.
- Носик малютки иногда покрывает сыпь в виде мелких белых точек.
- Сердце малютки сокращается 110-170 раз за минуту, а нормальная частота дыханий в минуту составляет 30-50 раз.
- Со второго-третьего дня вместо мекония начинает выделяться желтоватый стул с кислым запахом около 4-5 раз в день (при грудном вскармливании).
О том, как выглядит малыш в первые дни после родов, смотрите в видео.
Вторая неделя
Краснота кожи, припухлость и желтушность на этой неделе зачастую проходят. Кроха начинает прибавлять в весе, а гипертонус в конечностях, который считается нормой для ребенка первого месяца жизни, пока сохраняется. Малыш еще не научился удерживать голову, а движения ног и рук малютки пока непроизвольные и хаотичные.
Отмечаются и такие нюансы:
- Младенец большую часть суток спит (около 16-20 часов).
- Терморегуляция пока еще не наладилась.
- Ладошки и стопы покрыты сухой кожей.
- Ноготки отрастают, поэтому их уже требуется постричь.
- Кожа многих деток начинает шелушиться.
- Мочеиспусканий насчитывают минимум 15 в сутки.
- Кишечник ребенка опорожняется 3-4 раза в день, а кал – кашицеобразный, желтый.
Третья неделя
Движения конечностей карапуза старше 2 недель уже становятся менее хаотичными, а череп у большинства малышей третьей недели жизни восстановил свою форму.
Активность младенца растет, а из-за обилия впечатлений многие малыши становятся к вечеру раздражительными.
Плач крохи меняется, приобретая интонацию, например, когда малютку что-либо тревожит, крик будет громким и требовательным.
Для ребенка третьей недели жизни характерны и такие особенности:
- Обоняние крохи становится острее.
- Малыш начинает ощущать равновесие и положение собственного тела в пространстве.
- Приемов пищи на грудном вскармливании в этом возрасте бывает не меньше 10-12.
- Карапуз начинает узнавать лица и голоса близких.
- Режим дня лишь устанавливается, кроха по-прежнему большую часть суток проводит во сне.
Опорожнение кишечника в этом возрасте происходит от 2 до 8 раз в сутки. При грудном вскармливании стул желтый, с масляно-молочным запахом и консистенцией горчицы. Если малыш получает смесь, стул бывает 1-4 раза в сутки, а каловые массы более темные и твердые, с неприятным запахом и коричневатым оттенком.
Четвертая неделя
Развитие малыша на этой неделе идет в высоком темпе. Кроха все лучше приспосабливается к окружающему миру, радуется родителям, следит за игрушками и начинает агукать. Сон в сутках ребенка четвертой недели жизни занимает примерно 17-19 часов, а число кормлений составляет минимум 6-7.
Отмечаются такие особенности развития:
- Ноги и руки ребенка по-прежнему согнуты, а кулачки сжаты.
- Ребенок еще не научился хорошо координировать свои движения.
- Младенец активно учится удерживать голову.
- При недовольстве карапуз громко плачет и резко двигается, например, сучит ножками, когда его беспокоят колики.
- Глаза у большинства малышей голубые, но с возрастом они могут изменить окраску.
- Зрение еще не полностью полноценное, поэтому крохе сложно концентрировать взгляд.
- Начинают выделяться слезы.
Сколько грамм набирают новорожденные в неделю?
Прибавка веса новорожденного младенца зависит от разных факторов (пола, питания мамы, наследственности, состояния здоровья и других), но существуют усредненные показатели, показывающие, сколько в среднем прибавляет малютка на каждой неделе жизни.
Вес и сколько малыш должен прибавить:
Помните, что данные в таблице являются примерными, а каждый карапуз развивается индивидуально, поэтому допустимы небольшие отклонения. Если же отличия от данных показателей значительные, проконсультируйтесь с педиатром.
Источник
С тех пор, как жизнь большой семьей сменилась отдельным проживанием вновь созданной семьи, у молодых мам появилась неуверенность и ощущение беспомощности после родов в правильности и своевременности развития новорожденного.
Не имея богатого опыта «няньканья» с маленькими детьми, женщину повергает в ступор буквально все, что связано с особенностями физиологического и психического развития своего малыша, особенно на первом году жизни ребенка.
Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по неделям.
Неделя первая, знакомимся
Органы чувств новорожденного. Долгожданное возвращение домой. Теперь малыш может в спокойной обстановке познакомиться с мамой, с новой стороны увидеть, услышать, обонять и осязать окружающий его мир, уже заочно знакомый ему по глухо доносящимся звукам извне во время внутриутробной жизни.
Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.
Грудное вскармливание
В первую неделю после рождения очень важно наладить грудное вскармливание. Свыкнитесь с тем, что первое время после рождения ребенок в моменты бодрствования будет почти все время у вас на руках и постоянно требовать грудь.
Дело даже не столько в голоде, сколько в потребности ощущения разорванного с мамой единства. Прикладывание к груди в недельном возрасте, пожалуй, единственный и самый действенный способ успокоения плачущего ребенка.
Первое купание
Первое купание после рождения — самая пугающая молодых мама и пап процедура. Постарайтесь ее провести правильно и спокойно, чтобы не испортить все с первого раза и не вызвать неприязнь малыша к воде.
Физиологические особенности новорожденного, наиболее часто вызывающие беспокойство:
- Срыгивания. Многие мамы переживают, что малыш часто и много срыгивает и не наедается. Срыгивания — нормальное явление для младенца до 6 месяцев.
- Потеря веса. В первые дни после рождения малышам на грудном вскармливании свойственна потеря веса. Это нормальное и временное явление. Вес они нагонят, когда полностью наладится кормление грудью.
- Желтуха. Вы можете отметить, что спустя 2-3 суток после родов оттенок кожи новорожденного приобрел желтый цвет. Явление также нормальное, представляет собой адаптивный процесс, в результате которого в крови образуется избыток билирубина, окрашивающего кожу в желтый цвет. Если желтуха не носит патологический характер, то проходит самостоятельно за 7-14 дней.
- Косоглазие. Иногда может показаться, что глазки новорожденного косят. Это происходит из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд. Помогите малышу научиться пользоваться глазами — повесьте над кроваткой по центру крупную, яркую игрушку, и глазки станут двигаться синхронно через несколько дней или недель. В очень редких случаях косоглазие может затянуться до полугода, что еще не является поводом для беспокойства.
- Вздрагивания во сне. Ваш малыш резко вздрагивает во сне? Вовсе не обязательно, что у него проблемы с нервной системой. Запеленайте на время сна его потуже, чтобы создать похожие условия существования во время беременности и крохе станет спокойней. Такие вздрагивания проходят в среднем к 3-4 месяцам после рождения ребенка.
- Шелушение кожи. После родов у младенца не очень приглядный вид из-за специальной смазки, которая покрывает его тело для облегчения процесса родов и первоначальной защиты кожи от контакта с воздухом. Снимать ее первые 2-3 дня не надо. Потом она впитывается и кожа ребенка адаптируется к новым условиям, следствием чего становится шелушение.
Происходят они из-за несформированности пищевого тракта, незрелости нервной системы и неверной организации процесса грудного вскармливания, при котором заглатывается воздух.
Для недельного малыша нормой является срыгивание после каждого кормления объемом не более 2-х столовых ложек и один раз в день «фонтаном». Проверить количество срыгиваемого молока можно, вылив на пеленку 2 столовые ложки воды и сравнив образовавшиеся от воды и молока пятна.
Не используйте моющие средства, при сухости кожи смажьте ее, лучше любым растительным маслом, предварительно стерилизованным на водяной бане. При прогулках обеспечьте изолированность малыша от порывов ветра и прямых солнечных лучей. При соблюдении этих рекомендаций шелушение вскоре пройдет.
Неделя вторая, осваиваемся
Прошла неделя. Для новорожденного — огромный срок, включающий в себя массу новых впечатлений, знакомства со своим телом и окружающим его миром. Заживает пупочная ранка. Кроха полностью приспосабливается к новому способу получения пищи. Количество кишечных испражнений нормализуется и составляет 3-4 раза в сутки.
Начинается прибавка в весе. Малыш все больше интересуется тем, что происходит вокруг и начинает прислушиваться к окружающим звукам и более внимательно разглядывать предметы. Рассмотреть все детали он может с расстояния 20-25 см. В это время начинает развиваться мимика — ваш любимец может даже порадовать вас первой улыбкой.
Сейчас омрачить ваше счастье могут начавшиеся кишечные колики, сопровождающиеся долгим плачем и поджиманием, сучением ножек. Можете приступить к борьбе с ними, но единого мнения врачей как о причине их возникновения, так и способах облегчения состояния не существует. Совет один: запасайтесь терпением, рано или поздно они прекратятся.
Неделя третья, маленькие победы
Третья неделя знаменуется первыми достижениями в жизни вашего малыша. Лежа на животике, он пытается приподнять голову и осмотреть окружающие предметы. Удается ему это пока ненадолго. Движения крохи становятся все более упорядоченными, он делает попытки дотянуться до подвешенных над ним игрушек.
Когда вы обращаетесь к нему, то малыш затихает, смотрит в лицо говорящего, реагирует на интонацию голоса и в ответ может гулить и улыбаться. В этот период кроху сложнее успокоить, для снятия напряжения переполненной новыми впечатлениями нервной системы, он может продолжительно плакать. Для некоторых малышей нормой становится 20-ти минутный плач перед засыпанием. Интонация плача становится все более требовательной.
Неделя четвертая, подводим итоги
Подходит к концу первый месяц жизни. Малыш из новорожденности переходит в стадию младенчества. Совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка — он ощущает положение своего тела в пространстве, что позволит ему вскоре переворачиваться и захватывать предметы.
Мышцы-сгибатели все еще сильнее мышц-разгибателей и конечности находятся в полусогнутом положении.
Мышечный гипертонус является нормальным физиологическим состоянием для детей младше месяца.
По прошествии месяца после рождения ребенка вам необходимо пройти медицинский осмотр, на котором врачи оценят физиологическое развитие и соответствие его возрастным нормам.
Что должен уметь делать ребенок к завершению четвертой недели жизни:
- фокусировать взгляд на рассматриваемом предмете, поворачивать голову в сторону исходящего звука;
- узнавать родителей и оживляться при их появлении в поле зрения;
- пытаться непродолжительно удерживать голову в положении лежа на животе.
Рост и вес
Приводим средние показатели, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. В скобках будем указывать критические значения, свидетельствующие о необходимости проведения медицинского обследования. Все, что укладывается в этот диапазон, является вариантом нормы.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 2,7 | 4,2 | 6,2 | 47,8 | 53,7 | 59,5 |
Мальчики | 2,9 | 4,5 | 6,6 | 54,7 | 48,9 | 60,6 |
Второй месяц
Период характеризуется установлением подобия режима сна и бодрствования. Спит кроха по прежнему много, но теперь маме известно, когда и сколько примерно времени ему требуется на отдых. Сейчас он может крепко ухватиться за все, что попадает ему под ручки.
Что должен уметь делать малыш:
- фокусировать взгляд не только на движущихся, но и на неподвижных предметах;
- переворачиваться с бочка на спинку;
- непродолжительно удерживать головку из положения лежа на животике, пытаться приподниматься на ручках, выгибая спину, поворачивать голову на звук;
- демонстрировать рефлекс опоры: чувствовать опору под ножками и отталкиваться от нее;
- демонстрировать «комплекс оживления» при появлении взрослых: улыбаться, шевелить ручками и ножками, выгибаться, «гулить», издавая протяжные гласные звуки.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 3,4 | 5,1 | 7,5 | 51 | 57,1 | 63,2 |
Мальчики | 3,8 | 5,6 | 8 | 52,4 | 58,4 | 64,4 |
Третий месяц
Если развитие идет в соответствии со средними темпами, то ребенок в трехмесячном возрасте научился переворачиваться со спинки на животик и приподниматься с животика на ручках, удерживаясь в таком положении до нескольких минут.
Не волнуйтесь, если у вашего малыша не получается, он нагонит упущенное к 4-5 месяцам.
За счет увеличения подкожно-жировых отложений младенец приобретает округлые формы, на ручках и ножках появляются припухлости со складочками. Ребенок все тянет в рот и пробует на вкус. В три месяца вам нужно пройти второй по счету медицинский осмотр.
Умения и навыки:
- комплекс оживления получает дальнейшее развитие, ребенок пытается разговаривать с помощью «агуканья» и очень рад видеть маму или папу;
- переворот со спины на живот;
- упор на руки с поднятием корпуса лежа на животе и удерживание в таком положении.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 4 | 5,8 | 8,5 | 55,6 | 62,1 | 68,6 |
Мальчики | 4,4 | 6,4 | 9 | 55,3 | 61,4 | 67,6 |
Четвертый месяц
У большинства деток к этому возрасту заканчиваются проблемы с кишечными коликами, и мамы могут вздохнуть спокойно, но не надолго — вскоре могут полезть первые зубки. Кому-то суждено и не дождаться долгожданной передышки.
Всем окружающим малыш начинает предпочитать маму. В «разговоре» ребенка уже присутствуют согласные звуки, такие, как «п», «б», «м». Зрение ребенка настолько усовершенствовалось, что он хорошо видит с расстояния 4-х метров.
Умения и навыки:
- удерживание с легкостью небольших предметов;
- лепет, гуление, произнесение слогов «ба», «ма», «па» и других;
- реакция на свое имя;
- уверенное удерживание головки при вертикальном положении на руках у взрослого;
- захват, подтягивание к себе и проба на вкус заинтересовавших предметов;
- первые попытки приседания.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 4,4 | 6,4 | 9,3 | 55,6 | 62,1 | 68,6 |
Мальчики | 4,9 | 7,0 | 9,7 | 57,6 | 63,9 | 70,1 |
Пятый месяц
Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.
Что должен уметь делать ребенок:
- переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
- играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
- «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 4,8 | 6,9 | 10 | 57,4 | 64 | 70,7 |
Мальчики | 5,3 | 7,5 | 10,4 | 59,6 | 65,9 | 72,2 |
Шестой месяц
Ребенок пытается ползать, и у многих это неплохо получается. Попытки сесть оборачиваются триумфом, но позвоночник еще не обладает прочностью, и долго сидеть карапуз не может. Он активно познает мир, проявляя капризность из-за беспокоящих его зубов. В шесть месяцев вам нужно пройти очередной медицинский осмотр.
Навыки и умения:
- непродолжительное сидение в подушках, детском стульчике, коляске;
- ползание;
- смех, бормотания, и даже нечто похожее на пение;
- прыжки на руках взрослого при поддержке за ручки, которые становятся любимым занятием карапуза.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,1 | 7,3 | 10,6 | 58,9 | 65,7 | 72,5 |
Мальчики | 5,7 | 7,9 | 10,9 | 61,2 | 67,6 | 74 |
Седьмой месяц
Ребенок к этому сроку научился понимать смысл многих слов, на заинтересовавшие предметы тычет пальчиком. Он понимает, что фокус с исчезнувшими вещами — всего лишь фокус, и их можно отыскать.
Многие карапузы начинают испытывать страх при расставании с мамой, что является высоким показателем развития психики.
Навыки и умения:
- ребенок встает с помощью опоры и передвигается стоя;
- уверенно ползает, но бывает и так, что период ползания малыш пропускает, и сразу начинает передвигаться, держась за опору.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,3 | 7,6 | 11,1 | 60,3 | 67,3 | 74,2 |
Мальчики | 5,9 | 8,3 | 11,4 | 62,7 | 69,2 | 75,7 |
Восьмой месяц
Ваша кроха учится добиваться своего, проявляя настойчивость и измеряя рамки дозволенного. Он уже хорошо понимает слово нельзя, которое весьма огорчает маленького человека. Проявляются черты характера. У ребенка уже могут появиться 4-6 зубов, но четких сроков прорезывания нет, у всех детей процесс проходит индивидуально. Еще больше возрастает уровень недоверия к незнакомым людям.
Что умеет делать ребенок:
- самостоятельно садиться;
- кидаться игрушками и перекладывать их из одной руки в другую;
- делать первые шаги, держась за руки взрослого.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,6 | 7,9 | 11,6 | 61,7 | 68,7 | 75,8 |
Мальчики | 6,2 | 8,6 | 11,9 | 64 | 70,6 | 77,2 |
Девятый месяц
Ребенок растет на глазах. Некогда беспомощный, теперь он старается все делать самостоятельно, несмотря на то, что это плохо получается. Хорошо получается у крохи сидеть, вставать и ходить с помощью опоры. Развиваются речевые навыки, некоторые детки уже произносят первые слова.
Ребенок может объясняться, пользуясь мимикой, жестами, слогами и словами. Хорошо копирует интонацию взрослых.
В 9 месяцев для оценки развития малыша необходимо пройти медицинский осмотр.
Что умеет ребенок:
- держит ложку в руках и пытается самостоятельно кушать, пьет из кружки или поильника;
- по просьбе взрослого берет предметы, которые ему называют;
- самостоятельно садится, сидит, ползает и ходит с опорой;
- трансформирует лепет в слова.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,8 | 8,2 | 12 | 62,9 | 70,1 | 77,4 |
Мальчики | 6,4 | 8,9 | 12,3 | 65,2 | 72 | 78,7 |
Десятый месяц
Получают дальнейшее развитие навыки и умения, полученные на 9 месяце жизни.
Что должен уметь ребенок:
- пользоваться игрушками согласно их предназначению:
- катать машинки,
- кидать мячик,
- складывать из кубиков простые фигуры,
- извлекать звуки из музыкальных игрушек;
- кушать ложкой, пить из чашки или поильника;
- стоять на ногах без опоры, ходить с поддержкой, сидеть без опоры, виртуозно ползать;
- невнятно произносить слова.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,9 | 8,5 | 12,4 | 64,1 | 71,5 | 78,9 |
Мальчики | 6,6 | 9,2 | 12,7 | 66,4 | 73,3 | 81,5 |
Одиннадцатый месяц
Развиваются навыки 9 и 10 месяца жизни, такие как речевые и коммуникативные, совершенствуется ходьба с поддержкой, координация движений, моторика рук, речь, попытки совершения самостоятельных шагов.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 6,1 | 8,7 | 12,8 | 65,2 | 72,8 | 80,3 |
Мальчики | 6,8 | 9,4 | 13 | 67,6 | 74,5 | 81,5 |
Двенадцатый месяц, подводим итоги
Чего достиг ребенок к 12 месяцу жизни:
- Большинство детей ходят без опоры, разговаривают пока что на слабо понятном наречии, самостоятельно кушают ложкой и пьют из чашки или поильника.
- Они не любят оставаться одни, им нужно постоянное внимание и общение со взрослыми.
- Самостоятельно играть с игрушками могут в течение нескольких минут.
- Знают названия почти всех окружающих предметов и пытаются их произносить.
- Исследуют содержимое шкафов и ящиков.
- Любят наблюдать за животными, что вызывает неописуемый восторг.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 6,3 | 8,9 | 13,1 | 66,3 | 74 | 81,7 |
Мальчики | 6,9 | 9,6 | 13,3 | 68,66 | 75,7 | 82,9 |
Год позади, пройден путь становления ребенка из крохотного неумехи в человеческую личность со своим индивидуальным характером, багажом полученных знаний и умений. Многие малыши в этом возрасте начинают самостоятельно ходить. Прямохождение — эпохальный поворот в развитии младенца. Маленькому человеку открывается совершенно иной мир, отличный от знакомого ему ранее, ограниченного рамками его способностей к передвижению. Мир открытий и познаний.
Загрузка…
Источник