Развитие ребенка перелетные птицы
Евгения Гайдайчук
Конспект занятия «Перелетные птицы весной» для детей 5–6 лет
Перелетные птицы весной Детям о птицах
Оживает природа весной, все расцветает. Слышны трели, чириканье и пение птиц. Они радуются теплу, солнышку. С наступлением весны перелетные птицы возвращаются в родные края. Они начинают строить гнезда и выводят птенцов.
Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дорогее в детский сад, школу послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже на улице поиграть в словесные игры, которые помогут развить речь ребенка, обогатить словарный запас.
Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела 41 градус. Чтобы они могли остаться на зиму и были активными, им нужно много корма. А пищи для насекомоядных птиц зимой нет. Поэтому они улетают в теплые края осенью.
Главная причина отлета птиц — холод и отсутствие пищи.
Весной появляются насекомые, тает снег, уже можно отыскать семена прошлогодних растений, личинки жуков и птицы возвращаются домой.
Птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются в родные края, называютя перелетными.
Грачи. Еще снег не сошел полностью, а грачи уже вернулись и важно расхаживают по полям.
Грач похож на ворону, но у него клюв более тонкий и прямой. Оперение черное, с фиолетовым отливом.
Грачи всеядны. Собирают на полях злаки, плоды и семена растений, могут есть дождевых червей, мелких грызунов. Гнездятся колониями, строят гнезда высоко на деревьях.
Уничтожая жуков и их личинок, клопов, гусениц, грачи приносят огромную пользу садоводам и огородникам.
За грачами прилетают скворцы и жаворонки.
Скворцы — небольшие птицы, внешне похожи на дрозда, но в отличие от них ходят по земле, а не прыгают. У скворца острый клюв черного цвета. В сезон размножения окраска клюва меняется на желтый. Оперение черное, как у самца, так и у самки, с фиолетовым, зеленым оттенком. Зимой на перьях появляются белые крапины. Хвост и крылья у скворца короткие.
Скворцы всеядны: питаются и растительной, и животной пищей. Рано весной собирают личинок насекомых, едят дождевых червей. Летом ловят кузнечиков, пауков, гусениц и червей.
Скворцы интересно поют, могут подражать звукам другим птицам и животным: издают скрип, дребезжание, могут блеять как овцы и лаять, как собаки.
Гнездо строят оба родителя. Самка откладывает 4-6 голубоватых яиц.
Когда скворцы прилетают домой,начинают искать место для гнездования: дупло, старый скворечник.
В школах дети часто делают весной для скворцов скворечники и вешают их на деревья.
Жаворонок. Прилетает рано весной.
Полевой жаворонок чуть крупнее воробья. Спинка у него коричнево-желтая, с пестрыми крапинками, оперение живота белое, грудь коричневая, на голове у жаворонка небольшой хохолок. Окраска помогает жаворонку удачно маскироваться в траве и на земле.
Живет жаворонок на полях и лугах. Гнездо строит прямо на земле, в ямке, среди травы. Для постройки гнезда использует траву, корешки растений, стебли, выстилает гнездо пухом. Свое гнездо жаворонок маскирует хорошо.
Питается птица семенами трав и злаковыми растениями. Летом -жуками, пауками, куколками бабочек.
Зяблик. Очень красивая птичка и поет хорошо.
Прилетает в конце марта.» Зяблик прилетел, весну на хвосте принес».
У самца оперение яркое (особенно весной). Голова сине-коричневая, грудь буровато-красная, на крылышках белые пятна.
Питается зяблик насекомыми. Гнездится в лесах и парках. Взрослые птицы заботятся о птенцах, кормят их и предупреждают друг друга об опасности тревожным позывом.
В апереле прилетают и другие перелетные птицы: дрозды, лебеди, коршуны, гуси, утки, цапли, журавли, пеночки.
В мае: ласточки, мухоловки, соловьи, стрижи, иволги.
Ласточка. Красивая, небольшая птичка. Добывает себе пищу в воздухе, ловит насекомых на лету. Живут ласточки 4-5 лет.
У них стройное тело, узкие и длинные крылья, клюв маленький, лапки короткие, хвост длинный.
Гнездо ласточки строят из глины, песка и грязи, смачивая комочки своей слюной. Внутри гнездо выстилают мягкой подстилкой. Часто гнезда делают возле жилья человека, под крышами домов, в сараях, на берегу рек. Помню в моем детстве у нас в сарае было гнездо ласточки. Она каждую весну возвращалась и высиживала своих птенцов.
Ласточки откладывают 4-6 яиц в гнездо и по очереди высиживают птенчиков и кормят их оба родителя.
Соловей. Маленькая, певчая птичка.
»Соловей прилетел, запел, значит, весна расцвела».
Оперение у соловья буроватое, хвост рыжеватый. Зимует он в Африке. Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долине рек. Гнездо делает на земле или в кустах.
Питается пауками, насекомыми. Поет соловей очень красиво. Его не зря называют певцом, поют о нем песни.
Дрозд, варакушка- насекомоядные птицы.
Иволга. Большая птица, красивая, с желтым оперением. Поет иволга очень красиво, как флейта.
Лебеди. Изящная птица. Крупная.
Улетают осенью в Африку и возвращаются весной. Символ чистоты, красоты и благородства. Говорят, что лебеди не могут жить друг без друга. Бывают белые, серые и черные.
Цапля. Длинноногая птица, с острым клювом. Стоят у воды и высматривают добычу.
У нас в Тирасполе возле собора есть озеро, где живут лебеди.
Первыми в теплые края улетают насекомоядные птицы, потом зерноядные позже всех утки, гуси, когда замерзают водоемы.
Кукушка. Известная птица. Беспокойная, не любит общаться с другими птицами.
Питается кукушка в основном насекомыми и их личинками. Любимое блюдо — мохнатые гусеницы. Уничтожая их, кукушка помогает природе.
Кукушка- пример неправильного отношения родителей к своим детям. Она не строит себе гнезд и не высиживает птенцов. Свои яйца кукушка подкидывает в чужие гнезда. Яйца кукушки по размерам и окраске похожи на яйца птиц, в чьи гнезда она их подкидывает.Подкидывает кукушка яйца в гнезда разных птичек: овсянкам, трясогузкам, пеночкам, крапивника.
Когда появляется кукушонок, он может выбрасить из гнезда яйца или других птенцов. Его одного потом выкармливают приемные родители, чтобы насытить прожорливого подкидыша.
Перелетные птицы. Игры и задания
Познакомив детей с перелетными птицами, для закрепления знаний и названий птиц, можно поиграть в игры. Предлагаю игры, которые помогут развить речь ребенка.
»Назови птенца»
Грач — граченок
Утка-… (утенок)
Гусь — (гусенок)
Скворец-(свкорчонок)
Кукушка — … (кукушонок).
»Один — много»
Лебедь — лебеди
Птица-…
Грач-…
Скворец -…
Перо — …
Клюв — …
Аист-….
»Четвертый лишний»
Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай).
Ласточка, индюк, соловей, ворона (индюк).
Петух, гусь, утка, стриж (стриж).
Утка, гусь, синица, лебедь (синица).
Можно придумать еще слова для игр.
Назвать ласково»
Птенец — птенчик
Перо -… (перышко)
Голова-… (головка)
Соловей -… (соловушка)
Крыло-… (крылышко)
Гнездо-… (гнездышко).
Дидактическая игра ‘‘Улетает- не улетает».
Назвать перелетных и зимующих птиц.
Вот так просто, общаясь с детьми, можно познакомить их с перелетными птицами и рассказать детям о птицах, выучить названия, узнавать птиц в природе.
Для закрепления знаний,задайте детям вопросы:
Почему птиц называют перелетными?
Почему они улетают в теплые края?
Назовите водоплавающих птиц.
Какую пользу приносят птицы?
Чем они питаются?
В заключении предлагаю вам посмотреть старый добрый мультфильм.
Источник
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ».
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.
ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.
РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы — это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы — насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.
Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.
Утки, гуси и лебеди улетают вереницей — верёвочкой.
Ласточки и скворцы улетают стаей.
Журавли улетают клином — углом.
А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.
У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ : ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.
Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).
ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки — … .
Кукушки — … .
Стрижи — … .
ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -… .
У кукушки -… .
У грача -… .
ОДИН — МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль — журавли.
Скворец — скворцы.
Соловей — соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь — лебеди.
Грач — грачи.
Утка — утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.
КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ:
Кукушка – кукует.
Ласточка – щебечет.
Скворец – поет.
Журавль – курлыкает.
Утка – крякает.
Гусь – гогочет.
ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей…
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)
ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его — … (скворец).
НАЗОВИ ЛАСКОВО :
Соловей — соловушка.
Журавль — журавушка.
Лебедь — лебедушка … .
У КОГО — КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля — журавленок, журавлята.
У скворца — скворчонок, скворчата.
У лебедя — лебеденок, лебедята.
У грача — грачонок, грачата.
У утки — утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ «ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ»:
В поле я увидел … (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за … (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный … (длинноногий журавль). Я хотел подойти к … (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе … (длинноногий журавль). Я рассказал маме о … (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать … (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к … (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за … (длинноногим журавлем).
ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне.
СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.
ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.
Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?
Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»
Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?
ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях … (гнезда).
На ветке сук, а на ветках … .
В гнезде птенец, а в гнездах — … .
На дворе дерево, а в лесу — … .
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)
На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)
Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)
ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!
Источник
Марина Валеева
Конспект познавательного занятия «Перелетные птицы»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной группе
Тема: «Перелетные птицы»
Воспитатель:М. В. Валеева.
Цели занятия:
— закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах ;
— закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;
— активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, водоплавающие, клином, дугой);
— развивать связную речь, зрительную память, внимание;
— воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», иллюстрации видов перелета птиц, аудиозапись «Голоса птиц», мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение «Летят перелётные птицы» Ирис Ревю
Осенним днем иду в поля, желаю
Побыть с природой вновь наедине.
Вот птиц горластых улетают стаи,
Они, друзья, не вспомнят обо мне.
Они летят туда, где жарко,
И где цветы душисты и пестры,
Где мать-природа просто, без утайки,
Раскинула зелёные ковры.
Они летят – не скажут слов прощания,
Не улыбнутся родине своей.
Они летят, но знают — возвратятся,
И машут мне приветливо: «Эгей!»
Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают? Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (перелетные)
И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.
2.Вос-ль: как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью (потому что становится холодно, нечего кушать).
Вос-ль: Правильно. Вы знаете,что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться и поэтому насекомоядные птицы улетают в теплые края, где много насекомых.
А как отличить насекомоядных птиц вы знаете?По клюву: он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей, трясогузка. Это насекомоядные птицы. Они улетают самыми первыми.
Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика.
Позже всех улетают водоплавающие птицы — дикие утки и гуси, лебеди (рассмотреть фотографии птиц). Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы.
Перелётных птиц много, но нам редко удаётся увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают.Они летят в основном ночью: так безопаснее. Ориентируются птицы в полете по звездам. А знаете вы, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы,дрозды и другие мелкие птички порядка не любят: летят стайками. А кукушки, орлы, ястребы, грифы и соколы летят в одиночку.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.
Физкультурная минутка
Подвижная игра «Улетает, не улетает» (аудиозапись «Голоса птиц»).
Воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети останавливаются.
Вос-ль: Молодцы,а теперь поиграем в игру «У КОГО — КТО?»(с мячом). (Дети должны правильно назвать птенцов.)
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля — журавленок, журавлята.
У скворца — скворчонок, скворчата.
У лебедя — лебеденок, лебедята.
У грача — грачонок, грачата.
У утки — утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.
Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»
Воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Дети называют улетевшую птицу.
3. Итог.Вос-ль: О каких птицах мы беседовали? (О перелетных)
Вос-ль: Что нового узнали о перелетных птицах? (совершают перелет различными способами.)
Вос-ль: Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам (Ориентируются по звездам.)
Вос-ль: Мне понравилось как вы работали на занятии. Внимательно слушали и отвечали на мои вопросы. Молодцы!
Источник
Лариса Ахременко
НОД по познавательному развитию «Что мы знаем о перелетных птицах?»
«Что мы знаем о перелетных птицах?»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с особенностями биологии птицы.
2. Пополнить знания детей о строении и расположении гнезд птиц.
3. Уточнить знания детей о перелетных птицах, условиях их жизни; об их пользе; закрепить понятие «перелетные птицы«.
4. Способствовать формированию у детей познавательного интереса к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
5. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Ход занятия
Залетает в приемную самолет. Обратить внимание, какой он необычный. На самолете что-то написано.
— Ребята, хотите узнать, кто отправил нам его? Отгадайте загадку.
Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели, Чтобы новые леса Поднимались в небеса,
их под звон и гомон птичий Охраняет кто? (лесничий)
— Лесничий, ребята, предлагает отравиться на экскурсию в лес и быть его помощникамиюннатами. А чтобы все видели, что вы юннаты, он изготовил для вас эмблемы.
Звучат в грамзаписи «Голоса весеннего леса». Заходим в экологическую комнату, предлагаю вдохнуть, обратить внимание, какой воздух свежий, как светло и просторно в лесу.
1. Как вы думаете, почему в лесу так весело поют птицы?
2. Зачем птицы прилетают к нам весной? (свить гнезда, выкормить птенцов)
3. Как называют таких птиц? (перелетные)
4. Почему их называют перелетными? (они приспособлены к жизни в теплых краях, летом они легко находят себе корм, (какой, выводят птенцов; украшают нашу жизнь пением; оберегают посевы, леса от вредителей, а с похолоданием птицы улетают в дальние края, т. к. для них нет корма).
5. А как птицы находят дорогу обратно? (по звездам, солнцу, по приметным местам)
— Сейчас вы встретитесь с птицами, которые прилетают к нам весной. Как мы назовем их одним словом? (перелетные)
А загадки вам в этом помогут:
1. Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день по полю вскачь,
А зовется птица. (грач).
(дети рассказывают, что они знают о граче) 2. На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его. (скворец)
(скворцы прилетают вслед за грачами, занимают скворечники, а кому не досталось скворечника, занимают дупла, селятся под крышей домов, имеют желтый клюв)
3. В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (жаворонок)
(жаворонок — певчая птица, с хохолком на голове. Рассмотреть гнездо, которое сделано из травы и листьев; объяснить, где устраивает гнездо жаворонок)
4. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепит домик над окном
Из травы и глины. (ласточка)
(ласточка прилетает к нам теплом, из далекой Африки, ловит насекомых на лету, вьет гнезда из травы и глины над крышей домов, хвост вилочкой)
5. Яркая, приметная,
В голубеньком беретике, Буро-красная манишка,
А росточком — с воробьишку. (зяблик)
(ярко-окрашенное оперенье, устраивает гнезда на деревьях, гнездо в виде чашечки, певчая птица)
6. Гнездо не строит никогда, Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (кукушка)
(кукушка не вьет гнезд, подкладывает яйца в гнезда других птиц, питается мохнатыми гусеницами, которых другие птицы не клюют, тем самым приносит пользу лесу)
— А как поет кукушка? (звукоподражание)
— А знаете ли вы, что кукует только самец? Самки на его песню тихо отвечают «кли-кли-
кли». (предложить сначала мальчикам произнести «ку-ку», а девочкам тихо ответить «кли-кликли»)
— А сейчас мы с вами поиграем. Кто правильно ответит на вопрос, тот превратится в птицу:
1. Хвост вилочкой у кого? (шапочка ласточки дается ребенку)
2. Какая птица прилетает первой?
3. Желтый клюв у кого?
4. Устраивает гнездо в траве?
5. Певчая птица с ярким опереньем?
6. Подкладывает яйца в чужие гнезда?
— Вот вы все превратились в птиц. Что птицы днем делают? (летают, добывают корм, а ночью? (летят в свои гнезда) Когда вы услышите слово «день» — будете летать, искать корм; а когда услышите слово «ночь» — полетите в свои гнезда. Вспомните, где какая птица устроила себе гнездо, и кто какая птица из вас, не ошибитесь.
После игры спросить детей:
— Дети, а что вокруг нас, чего мы не видим? А можно воздух почувствовать? Когда?
— А почему человек не может взлететь? (дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь
взлететь)
Продемонстрировать падение двух листов бумаги. Один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Попросить объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист медленно. (гладкий лист легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь)
Детям предлагается подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. После высказываний предложить пройти в «ЛЕСНУЮ ШКОЛУ».
Предложить птичьи перья для рассматривания (маховые и пуховые).
Вопросы:
1. Чем перышки отличаются друг от друга?
2. Какое из них согревает птичку и называется пуховым?
3. Где на теле у птицы растут пуховые перья?
4. Какое перо помогает птице летать и называется маховым?
5. Легкое оно или тяжелое?
6. Почему оно легкое?
7. Где на теле у птицы есть маховые перья?
Затем показать на примере веера, как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешает птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.
Физминvтка
Руки подняли и помахали Это деревья в лесу,
Локти согнули, кисти стряхнули Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
— А что еще делает птицу легкой? Как она ест — много или мало? Часто или редко? Делается
вывод о том, что помогает птице летать по воздуху.
Птицы летают,потому что у них:
1. широкие крылья и хвост;
2. легкие перья с полым стержнем;
3. жесткие маховые перья;
4. птицы легкие, т. к. едят понемногу и часто.
Дети приглашаются на поляну, появляется волшебная птица, которая живет в лесу у Лесничего. Она говорит ребятам, что наблюдала за их экскурсией по лесу и была восхищена знаниями детей о перелетных птицах. Хвалит тех, кто хорошо рассказывал.
— А сейчас тот, кому птица на ладошку сядет, что интересного узнал, расскажет.
— Ребята, а у волшебной птицы есть птенцы, они уже подросли и хотят жить у вас, Лесничий
вам их дарит.
Источник