Развитие ребенка палочки кюизенера
Обучение ребенка является сложным процессом, поэтому наличие дополнительных средств и методик служит отличным подспорьем для получения хорошего результата. Процесс освоения речи не представляет существенных трудностей, так как нарабатывается ежедневно в процессе роста и развития ребенка, а вот обучение счету является следующим этапом, для которого потребуются дидактические методики. Наиболее удобной и проверенной является методика работы с детьми при помощи палочек Кюизенера, освоить которую несложно, зная основные закономерности процесса.
Характеристика
Счетные палочки Кюизенера известны уже достаточно давно и до сих пор пользуются популярностью ввиду действенности данной методики.
Благодаря бельгийскому ученому Джорджу Кюизенеру был создан набор счетных палочек, при помощи которого можно было легко развить математические способности у детей.
К достоинствам данной методики можно отнести полноценное интеллектуальное развитие малыша, что положительно сказывается и на всех остальных его умениях и навыках.
Палочки Кюизенера можно использовать начиная с двухлетнего возраста и пользоваться ими вплоть до девяти лет.
В комплекте можно найти 116 палочек, цифры и числа от единицы до двадцати и математические знаки.
Особенностью данного набора является то, что палочки в нем отличаются размером и цветом, что позволяет быстрее ассоциировать нужное число с определенным цветом:
- первая – это самая маленькая палочка и ее цвет белый;
- вторая по размеру палочка – розовая;
- третья по размеру палочка – голубая;
- четвертая палочка – красная;
- пятая палочка – желтая;
- шестая – фиолетовая;
- седьмая по величине – черная;
- восьмая – бордовая;
- девятая – синяя;
- самая большая палочка окрашена в оранжевый цвет.
Наличие в составе большого количества компонентов позволяет использовать разные игры и схемы для детей различного возраста. Современные дидактические системы предлагают игры для дошкольников, детей младшего и среднего школьного звена.
При помощи палочек Кюизенера есть возможность ускорить процесс изучения математики и сделать занятия более интересными и разнообразными.
История методики
Появление палочек Кюизенера связано с трудами Джорджа Кюизенера, который был озадачен проблемой обучения детей основам математики. Биография этого бельгийского педагога, жившего с 1891 по 1976 годы сводится к тому, что большую часть своей жизни он работал с учениками младшей школы и преподавал им математику.
Проблемы с освоением этой науки школьниками вызвали у него интерес и породили желание помочь детям и сделать обучение легким и интересным. Благодаря изучению проблемы Джордж Кюизенер смог понять, что учеба детей идет намного быстрее, если они имеют возможность визуализировать предметы и проводить вычислительные действия непосредственно с ними.
Помимо визуализации, в основе методики лежит принцип игры, который позволяет работать с детьми в легкой и непринужденной обстановке, поддерживая стабильный интерес к учебе.
Чтобы обучение шло в правильном русле и приносило результаты, Кюизенер дополнительно изучал методики Марии Монтессори и Фридриха Флебеля. Такой основательный труд не был напрасным, так как кроме палочек, Кюизенер составил и подробную инструкцию к их использованию. В своей книге «Числа и цвета» он подробно раскрывает суть всех схем, представленных в игровой форме, по которым дети вместе с учителями или родителями могут освоить базовые понятия математики.
Плюсы и минусы
Любая дидактическая методика, разработанная для детей, имеет свои достоинства и недостатки, и чем больше положительных сторон, тем эффективнее идет процесс обучения. В процессе использования палочек Кюизенера также есть свои плюсы и минусы.
К положительным стоит отнести следующие моменты:
- возможность использовать дидактический материал с детьми разного возраста, меняя задания и усложняя их по необходимости;
- наличие большого количества схем, сценариев игр, альбомов, которые помогут легко освоить методику и научить ребенка математике;
- помимо работы над математикой, ребенок развивает мелкую моторику, воображение, пространственное и зрительное восприятие;
- благодаря разнообразию палочек ребенок может более полно ознакомиться с формами и цветами предметов.
Наличие такого количества положительных моментов позволяет утверждать, что Кюизенеру удалось найти наиболее оптимальное решение того, как быстро и интересно обучить детей математике.
Его методика работает как автономно, так и в сочетании с другими программами, позволяющими усилить итоговый результат.
Из недостатков можно выделить лишь тот факт, что работа со счетными палочками должна проводиться постоянно и системно, иначе добиться желаемого результата не получится.
Подходящий возраст
Заниматься с ребенком палочками Кюизенера можно с раннего возраста, наиболее оптимальным считается возраст 2-3 года, когда малыш может понять, что именно от него хотят. Пробовать свои силы в освоении методики можно и с годовалыми детьми, но должного эффекта это не принесет, зато риск для здоровья возрастает существенно из-за наличия в наборе мелких деталей.
Наиболее подходящей категорией детей, которая сможет осилить задания и получить определенные начальные знания, является подготовительная группа садика. В процессе подготовки к школе дети должны освоить понятия длины, цвета, формы и иметь хотя бы минимальные знания о том, как производить сложение и вычитание.
Для детей младшей возрастной категории разработаны альбомы-игры, в которых по заданным схемам нужно выкладывать палочки определенного цвета.
Самые маленькие ученики научатся разделять понятия «один» и «много», понимать разницу между «высоким» и «низким». Более старшим детям предлагаются альбомы-игры, игровые ситуации и комплекты игр, что позволит осилить ориентацию предметов в пространстве, сравнивать их по показателям длины и ширины, различать количество и учиться считать. Каждый возрастной этап имеет свой набор схем и игр, позволяющий развить логическое и пространственное мышление.
Сходства и отличия с Дьенешем
Помимо Кюизенера, и другие ученые изучали проблему освоения математики детьми раннего возраста.
Одним из наиболее выдающихся был Золтан Дьенеш, который с самого детства увлекался математикой и к двадцати трем годам защитил по ней докторскую.
Помимо интереса к самой науке, Дьенешу было интересно изучать ход мыслительных процессов детей во время освоения математики, для чего им была изучена психоматематика.
Основа методики Дьенеша очень схожа с палочками Кюизенера, так как состоит в изучении математики при помощи увлекательных логических игр с использованием наглядного материала. Малыш должен решать задачи, используя объемные геометрические фигуры-блоки. Такие занятия позволяют развить память, воображение, внимание и логику. При помощи дидактического материала у малышей улучшается речь, они учатся сравнивать фигурки по размеру, количеству и цвету, осваивают основы классификации предметов по определенным признакам.
Помимо схожих признаков, есть и существенные отличия методик Кюизенера и Дьенеша, так как палочки различаются по цветам и за каждой закреплена определенная длина, при этом толщина является одинаковой. У Золтана в наборе цветные блоки в количестве 48 фигур, они различаются по:
- цвету – в наборе имеются синие, желтые и красные фигуры;
- форме – в наличии есть прямоугольники, квадраты, треугольники и круги;
- толщине – фигуры могут быть как тонкими, так и более толстыми;
- размеру – детали имеют большие и маленькие габариты.
Каждая из вышеуказанных методик полезна для обучения детей математике, позволяя параллельно развивать и другие познавательные сферы, что способствует полноценному процессу обучения. Несмотря на похожую суть методик, процесс подачи их существенно отличается, поэтому стоит попробовать оба варианта и выбрать тот, который лучше поймут дети.
Цель использования
Палочки Кюизенера используются в работе с дошкольниками и детьми младшего и среднего школьного звена. Задачи для каждого возрастного этапа будут отличаться, но в общем они сводятся к такому перечню:
- знакомство с числами в игровой форме;
- помощь в развитии представлений о счете и цвете;
- формирование интереса к математическим наукам;
- развитие логического мышления, формирование умения принимать нестандартные решения;
- помощь в освоении базовых математических действий: сложения и вычитания;
- усвоение разницы между количественным и порядковым счетом;
- формирование навыка измерительного сравнения по длине, ширине и высоте;
- закрепление знаний о геометрических фигурах, благодаря выкладыванию их при помощи палочек из набора.
Благодаря набору палочек Кюизенера есть возможность всесторонне развить личность, при этом сформировав стойкий интерес к точным наукам, а также сделать занятия познавательными и нестандартными. Занятия с данным дидактическим набором позволяют ребенку включить воображение, найти решение задачи нестандартным путем, тренируя при этом не только мозг, но и мелкую моторику рук.
Дети, которые занимаются по данной методике, становятся более сдержанными, усидчивыми, наблюдательными и терпеливыми.
Игры
Процесс обучения детей математике ведется с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, главным методом является игра. В младшей группе садика используются крупные фигуры: кубики, мозаика, геометрические блоки. Палочки Кюизенера в этом возрасте дают для ознакомления в качестве игрового материала, чтобы дети привыкли к ним и учились с ними работать. В средней группе можно смело давать простые игры с набором палочек, в которых нужно что-то из них сложить, найти подходящий по цвету или размеру вариант.
Занятия в старшей группе являются наиболее разнообразными, так как готовят малыша к школе, максимально развивая его математический потенциал. Работая с дошкольниками, воспитатель или родитель должен четко понимать свою роль в образовательном процессе. Самым маленьким нужно все показывать и рассказывать, все время наблюдая за ходом игры детей.
В средней группе стоит давать игры и задания, оговаривая результат, в этом случае важно давать свободу действий, не ограничивая малыша, но подталкивая думать неординарно, креативно и искать разные пути решения задачи.
Детям старшей группы достаточно раздать дидактический материал и поставить перед ними задачу, с которой они должны самостоятельно справиться.
Чтобы правильно подобрать игры и задания для детей разного возраста, стоит ориентироваться на возрастную градацию, которая регламентирует уровень сложности и длительность занятий
От 2 до 3 лет
Чтобы сделать обучение математике более интересным и простым, стоит использовать такие дидактические материалы, как:
- альбом-игра «вместе весело играть»;
- альбом-игра «волшебные дорожки для самых маленьких».
Благодаря таким развивающим играм можно ознакомить детей с разнообразием цветов, дать понять разницу между «один» и «много», а также «высокий» и «низкий». При помощи яркого раздаточного материала дети могут быстрее запомнить соответствие длины и цвета палочки, научатся ими пользоваться, аккуратно выкладывая заданную картинку.
От 3 до 5 лет
Чтобы развить математические способности детей средней группы, лучше всего использовать такие дидактические пособия, как:
- комплект игр «на золотом крыльце»;
- игровые развивающие ситуации «веселые цветные числа»;
- альбом-игру «дом с колокольчиком».
Благодаря данным занятиям дети быстрее освоят разницу между предметами по высоте и ширине, положению в пространстве, запомнят цвет и цифровое обозначение палочек и смогут быстро их идентифицировать.
Благодаря занятиям с палочками дети 3-5 лет смогут познавать азы счета и пробовать свои знания на практике. Дополнительные игры дадут возможность учиться сравнивать разные предметы, находя в них общее и различное. В наборе «веселые цветные числа», кроме карточек с заданиями, есть и цветные полоски, которые можно вырезать и при необходимости использовать вместо палочек.
От 5 до 7 лет
В подготовке детей к школе лучше всего использовать методические пособия:
- комплект игр «на золотом крыльце»;
- комплект игр «посудная лавка Кростики».
Благодаря работе с данным материалом есть возможность усовершенствовать знания детей относительно цвета, размера, длины и толщины предметов, их ориентации в пространстве.
Новыми станут упражнения, где необходимо выложить предмет по контуру, что позволит не только улучшить мелкую моторику, но и ознакомить детей с симметрией и азами работы на системе координат.
Более сложными заданиями будут варианты, где нужно самостоятельно выложить рисунок, заданный на картинке, не используя при этом образец. Для тех детей, которые стабильно справляются с работой и демонстрируют хорошие математические способности, можно давать зашифрованные карточки, на которых не указаны размер и цвет палочек, а стоит лишь цифра, по которой ребенок сам должен подобрать нужный вариант и получить верную картинку.
Моделирование сказок
В процессе обучения детей одному предмету не стоит забывать и о развитии других навыков. Так, палочки Кюизенера и блоки Дьенеша могут пригодиться для развития речи. В процессе чтения сказок некоторые дети могут испытывать трудности в запоминании сюжета, основных персонажей, итога произведения.
Чтобы помочь детям и улучшить их память и речь, нужно распечатать любимую сказку и картинки к ней, что будет служить опорным материалом занятия.
После прочтения сказки и показа картинок воспитатель или родитель должен каждого героя обозначить палочкой определенного цвета или блоком, что позволит провести некую ассоциацию и закрепить прочитанный материал.
Блоки и палочки должны определенным образом соответствовать сути произведения, например, если речь идет о волке, стоит использовать для него черную палочку, так как это негативный персонаж, положительных героев обозначить светлыми палочками, а детенышей – самыми маленькими. Благодаря соотношению слухового, визуального и тактильного восприятий, ребенок намного быстрее улавливает суть сказки и не испытывает проблем с ее интерпретацией.
Конструирование
Помимо конкретных целей и задач, которые требуют от детей получения единственно правильного результата, при помощи палочек Кюизенера можно развить воображение, ориентацию в пространстве. Воспитатель или родитель должен задать цель, а ребенок своими силами будет стараться ее воплотить, и чем оригинальнее будет решение, тем лучше.
Не стоит задавать какие-то рамки, полет фантазии в процессе должен быть главным, особенно, если дело касается младшей и средней группы дошкольников.
Конструирование в старшей группе и в младшей школе уже будет иметь более правильные итоговые результаты, хотя креативность в выполнении поставленной задачи должна приветствоваться. При помощи палочек Кюизенера можно создавать предметы, животных, игрушки, все то, что ежедневно окружает ребенка, хорошо ему знакомо и не вызовет трудностей в конструировании при помощи палочек. Использование данного дидактического набора позволяет не только развивать воображение, но и творчески мыслить, рационально оценивать реальные предметы и аккуратно воспроизводить итоговый результат.
Как сделать своими руками?
Наличие палочек Кюизенера будет бесполезным без умения работать с ними, поэтому альбом заданий станет основополагающим звеном для начала работы. Прочитав все игры и разобравшись с заданиями, можно приобрести готовый набор палочек или же вырезать из картона шаблон, который выручит на первое время. Изготовить такой раздаточный материал несложно, главное – найти картон нужных цветов и вырезать полоски нужной длины. Создавая палочки самостоятельно, не стоит облегчать детям задачу и подписывать на них числа, так как это будет иметь обратный эффект.
Создать объемные палочки своими силами будет намного сложнее, но при желании и определенных умениях вполне возможно. Если мама лишь знакомит малыша с методикой Кюизенера, то можно подобрать похожие предметы, которые будут отличаться длиной и цветом.
Играя с объемными предметами, малыш будет развиваться через тактильные прикосновения, а в более взрослом возрасте картонные палочки будут не менее эффективны, нежели специально изготовленные.
Толк и польза от работы с детьми для освоения точных наук и в частности математики благодаря работам Кюизенера и Дьенеша очевидны, главное – уметь правильно преподносить материал и проводить занятия систематически.
О том, как заниматься со счетными палочками Кюизенера, смотрите в видео.
Источник