Развитие ребенка от зачатия до года
Ж. В. Цареградская
Ребенок от зачатия до года
Универсальное пособие
Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения
Об авторе
Цареградская Жанна Владимировна — по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.
Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990–1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.
Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35 % в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям.
. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети — надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания.
Публикации. Жанна Владимировна — автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать — дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем:
Вводная часть
Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
К.Д. Ушинский
Воспитание — это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности. Сам процесс воспитания непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную совместную деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школьных и внешкольных учреждений. В более широком смысле слова воспитание включает в себя не только целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных качеств личности ребенка, но и его общее окружение, социальную среду, моральные, этические и религиозные убеждения, а также систему ценностей окружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс целенаправленного формирования желаемых личностных качеств начинается далеко не в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости. Например, особенности нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка еще в утробе матери, и на их формирование накладывает отпечаток психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется под воздействием совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних, природных и общественных факторов, то становится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имеющейся в обществе системой образования, а в дальнейшем и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни человека воспитание можно условно разделить на рассмотренные далее этапы.
Развитие ребенка до рождения
Беременность
Беременностью называется процесс вынашивания женщиной будущего младенца в своей утробе …
Источник
Ж. В. Цареградская
Ребенок от зачатия до года
Универсальное пособие
Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения
Настоящая книга является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию. Большое внимание уделено описанию симбиотического единства матери и ребенка. Кроме этого, впервые дается описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью, представленных как единая линия.
Издание адресуется специалистам, работающим с беременными женщинами и новорожденными, а также тем, кто готовится стать родителями.
Об авторе
Цареградская Жанна Владимировна — по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.
Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990—1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.
Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35% в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети — надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания. Публикации. Жанна Владимировна — автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать — дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем:
11152, Москва, а/я № 27 или e-mail [email protected]
Вводная часть
Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
К.Д. Ушинский
Воспитание — это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности. Сам процесс воспитания непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную совместную деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школьных и внешкольных учреждений. В более широком смысле слова воспитание включает в себя не только целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных качеств личности ребенка, но и его общее окружение, социальную среду, моральные, этические и религиозные убеждения, а также систему ценностей окружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс целенаправленного формирования желаемых личностных качеств начинается далеко не в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости. Например, особенности нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка еще в утробе матери, и на их формирование накладывает отпечаток психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется под воздействием совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних, природных и общественных факторов, то становится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имеющейся в обществе системой образования, а в дальнейшем и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни человека воспитание можно условно разделить на рассмотренные далее этапы.
Развитие ребенка до рождения
Беременность
Беременностью называется процесс вынашивания женщиной будущего младенца в своей утробе. Длится он с момента зачатия до родов. Более научно можно сказать, что беременность — это естественный физиологический процесс развития оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется новое существо, способное существовать вне материнского организма.
Беременность длится примерно десять лунных месяцев, или 280 дней. Каждый лунный, или акушерский, месяц составляет четыре недели. Как правило, продолжительность беременности исчисляют неделями, следовательно, она составляет 40 недель. Таким образом:
1 месяц — 4 недели;
2 месяца — 8 недель;
3 месяца -12 недель;
4 месяца — 16 недель;
5 месяцев — 20 недель;
6 месяцев -24 недели;
Источник
Зачатие и рождение ребенка – очень волнительные и важные моменты в жизни любых родителей. Для нормального протекания беременности важно понимать, как происходит зачатие и развитие ребенка в утробе.
Беременностью называется естественный физиологический процесс, в ходе которого происходит развитие оплодотворенной яйцеклетки и формирование нового существа, способного жить вне материнского организма. Весь процесс беременности, включающий зачатие и развитие ребенка в утробе, длится 280 дней, 40 недель, 9 солнечных месяцев или 10 лунных месяцев.
Период зачатия ребенка
Большое внимание следует уделить периоду зачатия ребенка, так как от него в немалой степени зависит протекание всей беременности. Период зачатия ребенка приходится на момент овуляции (при слиянии женской и мужской половой клетки). Примерно на вторые сутки после зачатия начинается деление клеток, в результате которого происходит образование плода. Зародыщ в стадии морулы превращается в пузырек или бластулу и достигает полость матки, где постепенно прикрепляется к стенке, погружаясь в ее слизистую оболочку.
Таким образом, период зачатия ребенка или беременность приходится на время, когда оплодотворенная яйцеклетка закрепляется в матке и переходит на питание от материнского организма, постепенно превращаясь в маленького человечка. Процесс зачатия и рождения ребенка происходит по четко отлаженному сценарию.
Помесячное развитие плода
Поэтапно рассмотрим период зачатия и развития ребенка в утробе матери.
Первый месяц от 0 до 4-х недель считается наиболее насыщенным периодом, в который происходит активное деление клеток, образование пузырька, имплантация в слизистую матки, зарождение органов, систем и тканей. Так к концу первого месяца у зародыша сформированы все прообразы систем организма и всех основных органов.
Второй месяц от 4 до 8 недель. В этот период происходит активное развитие органов: образуются зачатки легких (5-я неделя), активно растет кишечник, закладываются почки, начинает работать печень, сердце нагнетает кровь по типу взрослого человека, развивается нервная система, формируется лицо и конечности, появляется нос, зачатки ушей (на 7-й недели) и зубов (на 8-й недели). В конце данного периода вес зародыша составляет 4-5 г, а длина 2,5-3 см.
Третий месяц от 8 до 12 недель. С этого периода его называют плодом, так как зародыш обретает очертания человеческого тела, вырисовывается лицо, формируются внутренние органы и системы, некоторые из них уже начинают функционировать. Происходит формирование плаценты. Сердце плода делает 130-150 ударов в минуту, начинают функционировать мышцы, плод делает первые слабые движения ручками и ножками, начинает работать процесс пищеварения, формируются наружные половые органы. В конце периода вес плода составляет 15-25 г, а длина 7-9 см.
Четвертый месяц от 12 до 16 недель. Плодное яйцо занимает всю полость матки. Активно развивается скелет плода, все больше работает пищеварительная система, завершается формирование половых органов и при проведении первого УЗИ можно определить пол ребенка. Печень перестает выполнять функции кроветворения и становится органом пищеварения. Начинают свою работу органы эндокринной системы.
Пятый месяц от 16 до 20 недели. Сильно меняется внешний облик плода: кожа становится менее красной, на голове появляются пушковые волосы. Плод начинает шевелиться, хорошо прослеживается сердцебиение плода, работают почки, начинают работу легкие, функционируют половые железы и все органы эндокринной системы. Плод интенсивно сосет палец руки, появляется мимика. Вес плода 300 г, а длина 25-27 см.
Шестой месяц от 20 до 24 недели. Заканчивается формирование лица, хорошо развита мимика. Плод совершает регулярные дыхательные движения. Сформирована пищеварительная и кроветворная системы, заканчивается образование отделов головного мозга. Плод энергично двигается, сон занимает 16-20 часов в сутки. Плод реагирует на звуковые и зрительные раздражители. Вес плода составляет 600-700 г, а длина – 30 см.
Так как уже сформировались и функционируют все органы, но плод еще не жизнеспособен, то при преждевременных родах в этот период ребенка спасти практически невозможно (хотя случаи успешного выхаживания таких деток есть).
Седьмой месяц от 24 до 28 недели. Продолжается развитие подкожного жира, округляются ножки и ручки, хрящи ушей и носа мягкие. На 7-м месяце активизируется двигательная активность плода. В легких формируются альвеолярные ходы и альвеолы. Щитовидная и поджелудочная железы работают самостоятельно. Плод различает вкусы и запахи. Вес плода составляет 1000-1200 г, а длина 35 см.
Восьмой месяц от 28 до 32 недели. Интенсивно накапливается подкожный жир, тело заметно растет, плод занимает почти все пространство матки, малыш обычно располагается вниз головой. Практически закончено формирование сердца, кровеносной системы, печени (формируются дольки). Продолжается формирование легких, поджелудочной железы и других органов. Вес плода достигает 1500-1600 г, а длина 40 см.
Девятый месяц от 32 до 36 недели. Формы тела округляются. К концу З6-й недели ребенок готов к рождению. Заканчивают развитие все органы и системы. Малыш различает голоса и музыкальные звуки.
Десятый месяц от 36 до 40 недели. Исчезают пушковые волосы, плод полностью зрелый. Функциональные системы готовятся к рождению, многие выполняют свои функции. Развивается сосательный и жевательные рефлексы. Заканчивается формирование половых органов. Вес – 2500-5000 г, а длина – 47-60 см. Так развивается ребенок от зачатия, до года продолжается активное развитие малыша. Когда этапы зачатия и рождения ребенка успешно пройдены, наступает период активного роста, развития и обучения.
Развитие ребенка от зачатия до года
Проследим этапы развития ребенка от зачатия до года. Если первый внутриутробный этап пути мы рассмотрели выше, то развитие до года следует описать более подробно.
1-й месяц: малыш оглядывается по сторонам, начинает замечать предметы, реагирует на звуки.
2-й месяц: ребенок осваивает новые движения, интересуется яркими игрушками, поднимает голову, улыбается, гулит, реагирует на лица родных.
3-й месяц: повышается активность ребенка, он переворачивается на живот и обратно, тянется к предметам, тянет их в рот, различает лица и голоса родных.
4-й месяц: садится с поддержкой, захватывает предметы, произносит первые звуки, реагирует на близких, развивается комплекс оживления.
5-6-й месяц: удерживает и рассматривает предметы, тянет их в рот, самостоятельно переворачивается набок и садится.
7-8-й месяц: самостоятельно садится, встает на ноги при поддержке, делает попытки ползать, играет игрушками, сидя на полу, различает всех членов семьи, понимает речь и интонации, реагирует на чужих.
9-10-й месяц: ползает, самостоятельно встает, опираясь на предметы, понимает название предметов, произносит первые слоги и слова.
На 11-м и 12-м месяце малыш начинает самостоятельно стоять и ходить, распознает свои части тела, понимает и выполняет простые просьбы родителей, говорит несколько слов.
Источник