Развитие ребенка от рождения до полутора лет

От 1 года до 1,5 лет

Физическое развитие

12–15 месяцев

? Ребенок делает попытки слезть с высокого стула.

? Хорошо ползает; преодолевает несколько ступенек лестницы на четвереньках; с одинаковой легкостью – и вверх, и вниз.

? С поддержкой шагает по лестнице.

? Ходит без поддержки.

? Путешествует по комнатам: от ползания переходит к ходьбе, от ходьбы – обратно к ползанию.

? Умеет пятиться задом.

? Может взбираться на мебель.

? Уверенно сидит на детском стуле.

? Ловко бросает мяч, пинает его (хотя зачастую и промахивается), катает мяч.

? Пользуется различными бытовыми предметами: зубной щеткой, чашкой, блюдечком, ложкой, расческой и т. д.

? Может самостоятельно принимать пищу.

? Открывает доступные ему дверцы шкафов и тумбочек, вытаскивает обнаруженные там предметы.

? При одевании помогает взрослому: рукой ищет рукав, сам ставит ножку в обувь.

15–18 месяцев

? Хорошо ходит – и прямо, и по кругу.

? Может кружиться на месте, подпрыгивать.

? Бегает, хотя еще и не очень ловко.

? Наклоняется, поднимая игрушку (раньше он просто сел бы возле заинтересовавшего его предмета).

? Пытается выбраться из манежа.

? Хорошо бросает мяч рукой.

? Пробует играть с заводными игрушками.

? Карандашом выводит каракули на листе бумаги.

Психическое развитие

12–15 месяцев

? Малыш любит игры с мячом.

? Очень интересуется содержимым шкафов: открывает дверцы, выдвигает ящики, выбрасывает содержимое шкафов наружу и подолгу рассматривает его.

? Пользуется посудой, туалетными принадлежностями

? Любит «говорить» по телефону.

? Любит прогулки; торопясь гулять, помогает при одевании.

? Активно демонстрирует свои чувства: обнимает и целует любимую игрушку, человека, которого любит.

? Если его обязывают делать то, что он не хочет, злится и всем своим видом демонстрирует независимость.

? Близких людей знает не только по лицам, но и по именам; понимает, о ком говорят, когда произносят имя.

? Правильно выполняет такие указания, как «возьми ложку», «дай игрушку», «брось мячик» и т. д.

? Проявляет интерес к более сложным, чем игрушки, предметам, интересуется их устройством.

? Любит выкладывать предметы из коробки и складывать их обратно; закрывает коробку крышкой.

? С удовольствием играет в кубики: ставит их один на другой.

? Может играть с доступными ему бытовыми предметами: обувью, шкатулкой, коробкой, чашками, кастрюлькой, косметическим набором мамы, шляпой и т. п.

? «Разговаривает» с предметами, с которыми играет.

? Пытается рисовать.

15–18 месяцев

? С интересом обследует все комнаты в квартире, заглядывает во все углы.

? Неплохо различает предметы по форме, по размерам: может отсортировать кубики и колечки; может правильно, с учетом размеров, сложить пирамидку.

? Помнит рисунки в книжках, и если его просят найти тот или иной рисунок («покажи птичку», «найди собачку»), ребенок открывает книжку, перелистывает ее и показывает нужный рисунок.

? Складывает конструкции из 4–5 кубиков.

? Знает словесные обозначения частей своего тела.

? Любит играть в прятки.

Режим дня

Расписание имеет большое значение как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, водят на прогулки в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает – они не капризничают и сохраняют спокойное и ровное настроение в течение дня.

Режим дня у каждого ребенка индивидуальный, но он не должен сильно отличаться от общепризнанного, составленного опытными педагогами, педиатрами и психологами. Помимо этого, при составлении режима должны учитываться индивидуальные качества ребенка, его здоровье и возраст.

?Кормить малыша необходимо в одно и то же время. Обычно детям с 1 года до 3 лет дают есть 4 раза в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Но если вам кажется, что этого недостаточно для вашего ребенка, в меню можно добавить второй завтрак.

?Особое внимание следует уделять физической активности ребенка (см. раздел «Развитие ребенка от года до трех лет. Утренняя гимнастика» на с. 173).

?Важное место в детском режиме дня занимает сон. К концу первого года жизни общая продолжительность сна сокращается до 15 часов, но продолжительность ночного остается неизменной до 3 лет при увеличении времени бодрствования днем.

Ребенка следует укладывать спать в одно и то же время, в тихом месте, в его кроватке. Перед каждым сном комнату обязательно следует проветрить. Укрывать малыша надо легко, не кутая его. Хорошо, укладывая кроху спать, немного посидеть с ним, спеть колыбельную песенку, рассказать маленькую спокойную сказку. Это не должно затягиваться надолго. Через некоторое время ребенок сам начнет засыпать по режиму.

В режиме дня должна быть предусмотрена прогулка. В летнее время ребенку нужно как можно больше времени бывать на свежем воздухе; осенью и зимой – тоже, по крайней мере несколько часов. В случае плохой погоды прогулки могут быть кратковременными, но частыми.

Примерный распорядок дня

Пробуждение, туалет, зарядка 7.00—7.30

Завтрак 7.30—8.00

Игры, прогулка 8.00–10.00(10.30)

Первый дневной сон 10.00 (10.30)—12.00

Обед 12.00–12.30

Игра, прогулка 12.30–15.30

Второй дневной сон 15.30–16.30 (17.00) Полдник 16.30 (17.00)—17.00 (17.30)

Игры, прогулка 17.00 (17.30)—19.00

Купание 19.00–19.30

Ужин 19.30–20.00

Спокойная игра 20.00–20.30

Сон 20.30–07.00

В зависимости от уклада семьи и индивидуальных особенностей ребенка режим дня может меняться, но важно соблюдать последовательность сна, бодрствования, кормления и промежутки между ними. В частности, между кормлениями должно пройти 3,5–4 часа. Важно, чтобы ваш малыш привык к установленному распорядку.

По мере взросления ребенка и возрастающей потребности в более продолжительном бодрствовании режим следует постепенно изменять. Например, если в 1,5 года ребенок не хочет спать в

10.00 после прогулки, а засыпает в 11.00–12.00 часов и спит до

13.00–14.00 часов, то весь режим ломается. Более правильно после утренней прогулки покормить малыша обедом в 11.30, а спать уложить в 12.00, тогда переходный режим будет наиболее щадящим для него.

Примерный распорядок дня

Пробуждение, туалет, зарядка 7.00—7.30

Завтрак 7.30—8.00

Игры, прогулка 8.00–11.30

Обед 11.00 (11.30)—11.30 (12.00)

Дневной сон 11.30 (12.00)—14.30 (15.00)

Полдник 15.00 (15.30)—15.30 (16.00)

Игры, прогулка 15.30 (16.00)—18.00

Купание 18.00–18.30

Ужин 18.30–19.00

Спокойная игра 19.00–19.30

Сон 19.30 (20.00)—07.00

Когда ребенок привыкнет к этому режиму, его легко перевести на обычный режим дня, рекомендуемый для детей в возрасте 1,5–2 лет. Для этого надо постепенно утром и вечером период бодрствования доводить до 5,5 часов.

Развитие способностей

В возрасте от 1 года до 1,5 лет ребенок начинает отделять себя от мира. Он отлично различает запахи и звуки, интересуется всем, что происходит вокруг него. Малышу хочется все потрогать, понюхать и попробовать «на зубок». Именно в этом возрасте формируется способность к обучению.

Ваша задача – поддержать стремление ребенка к познанию. Предоставьте ему возможности играть, чувствовать, узнавать. Разрешайте ему свободно передвигаться по комнате и детской площадке, брать в руки разные предметы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Похожие главы из других книг:

Времена года
Вот как распределяются восстания по временам года[72]:

Из приведенной таблицы видно, что наибольшее число восстаний в обоих полушариях падает на лето. Весна дает всегда большие цифры, чем осень и зима, вероятно, под влиянием первых жарких дней и вследствие

От рождения до года
Уже с первых дней жизни малыша необходимо заниматься формированием правильной осанки. Но и переусердствовать в этом тоже вредно. Не торопите и не форсируйте его физическое развитие. Многие родители стремятся пораньше усадить свое чадо и при этом

От рождения до года

Идеальной пищей для новорожденного малыша является материнское грудное молоко. Именно оно оптимально по составу и удовлетворяет всем потребностям бурно растущего организма. И никакими искусственными смесями полноценно во всех отношениях заменить

Артрит: 2 года или 28?
«Два года!» — воскликнул пациент, когда ему сказали, что потребуется минимум 2 года для того, чтобы избавить его от артрита голоданием и другими гигиеническими методами. «Я уже потратил на это 28 лет. Что мне еще 2 года?» Он был бактериологом, работал в

Мои года – мое богатство
Вспомним, что в основе любой зависимости лежит попытка отказа от собственных чувств, особенно страха. Вытесняя страх, человек как бы отгораживается, закрывается от прошлого, ведь память хранит огромное количество событий, воспоминание о которых

1 год 10 месяцев – 2 года
Двигательное развитиеК двум годам малыш самостоятельно, уже без опоры о перила или руку взрослого, поднимается и опускается по лестнице, приставляя одну ногу к другой на каждой ступеньке после каждого шага.Делает 3–5 шагов на цыпочках без

2 года 6 месяцев
Двигательное развитиеУверенно бегает, подпрыгивает, приседает. Прыгает на двух ногах вперед или подпрыгивает вверх, удерживая равновесие и не падая. Проходит на цыпочках не менее шести-семи шагов. Должен уметь постоять без поддержки на одной ноге хотя бы 2

3 года
Двигательное развитиеМожет стоять на цыпочках (носках) несколько секунд. Проходит на цыпочках не менее 3 метров. Должен уметь постоять на одной ноге хотя бы 3–4 секунды.Перепрыгивает через линию на полу. К трем годам, а зачастую и ранее самостоятельно поднимается по

4 года
Двигательное развитиеМожет уверенно стоять и ходить на цыпочках (носках) (рис. 59). Все дети в этом возрасте могут стоять на одной ноге не менее 5 секунд, подпрыгивать 1–2 раза на одной (ведущей, обычно пpавой) ноге – на рисунке левша (рис. 60). К четырем годам ребенок

Ребенок до года
Каждый врач скажет вам, что, пока вашему ребенку не исполнится год, лучше купать его в обычной, по возможности очищенной воде. Использовать для его купания какие-либо специальные средства для ванн, в том числе и на основе медицинских пиявок, не

От года до 3 лет
Ребенку этого возраста можно принимать профилактическую ванну, в которой растворены средства на основе медицинских пиявок, но только вместе с кем-то из родителей или с няней. Папе, маме или няне нужно следить за состоянием ребенка. Если он начинает зевать,

От рождения до года
В этом логическом отрывке текста я попытался кратко, но по существу изложить необходимые к исполнению телодвижения молодых родителей (отца в частности) младенца от рождения и до годовалого возраста. Вникаем в проверенные практикой советы молодым

От 1 года до 1,5 лет
Физическое развитие12–15 месяцев? Ребенок делает попытки слезть с высокого стула.? Хорошо ползает; преодолевает несколько ступенек лестницы на четвереньках; с одинаковой легкостью – и вверх, и вниз.? С поддержкой шагает по лестнице.? Ходит без поддержки.?

Шестой комплекс (возраст от 1 года 2 месяцев и до 1 года 6 месяцев)
Физиологические предпосылки. Ребенок в этом возрасте требует больше активных упражнений, но при этом нужно помнить как о его быстром утомлении, так и быстром восстановлении его сил. Чередовать групповые

Старуха в 32 года
Для Тамары, сестры моей жены, тот день начинался как обычно грустно. Ей исполнилось 32 года, и она была мамой двух детей: одному исполнилось 5 лет, другой был еще младенцем. Тамара не могла спать ночью и через регулярные интервалы просыпалась оттого, что ей

Источник

Достигнув возраста в 1 год, ребенок переходит от материального удовлетворения своих потребностей к интеллектуальной пище: малыш активно развивается в психологическом и социальном плане. Еда и сон обеспечивают его физиологические потребности, но весь период бодрствования направляется на накопление и совершенствование умственных способностей. Конечно же, он продолжает расти и крепнуть телом. Большую роль играет и грамотное воспитание, которое дают малышу родители.

Показатели физического развития

Если первый год жизни ребенок рос и развивался нормально, то к 1 году его вес должен увеличиться в три раза по сравнению с тем, сколько он весил при рождении. Прибавляет малыш и в росте. По статистике, к первоначальному росту, с которым малыш родился, прибавляется примерно 25-29 сантиметров. Происходит развитие головного мозга: в год его объем должен составлять 60% от объема мозга взрослого человека.

Двигательные навыки

Арсенал двигательных навыков, с которым дети встречают свой первый год после рождения, позволяет говорить о возросшей самостоятельности маленького человечка. Многие детки к этому времени уже начинают ходить. Если же ваш малыш еще не пошел, не пропустите момент его первых шагов. Снимите на камеру событие, которое переводит жизнь ребенка на новую ступень.

В возрасте около года малыш переходит на принципиально новую ступень развития – он начинает осваивать самостоятельные шаги и становится менее зависимым от мамы и папы

Развивается мелкая моторика:

  • Ребенок берет еду ручками, учится держать ложку.
  • Помогает маме листать странички книжек, которые ему читают.

Одеваясь, подает ручки и ножки. Распознает назначение бытовых предметов, знает, для чего нужна расческа, веник или телефон. Пытается повторить манипуляции взрослых с этими предметами. Движения могут быть неловкими, но они явно осознанные. Еще далеко до того момента, когда ваше чадо полностью избавится от родительской опеки, но без вас ему и не прийти к самостоятельности.

Особенности развития

После того как ребенку исполнится год, частота посещений педиатра сокращается – как правило, профилактические осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца (см. также: каким в норме должен быть ребенок в 2 года и 2 месяца?). Связан такой регламент с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Часто психология выходит на первое место по отрицательному результату. Происходит это из-за неопытности молодой мамы, не сумевшей выработать у себя чувство терпимости к капризам малыша. Отклонения от установленных норм могут быть и у недоношенных детей. С 1 до 2 лет они немного отстают физически и интеллектуально, но, как правило, после 2 лет быстро догоняют своих сверстников во всех сферах.

Характер ребенка, вклад родителей в занятия с малышом, психологическая и социальная обстановка корректируют прогресс в ту или иную сторону. Если мама хочет, чтобы ее чадо развивалось быстрее остальных, она должна быть терпеливым воспитателем – вдумчивым, ответственным, рациональным.

Календарные периоды

Наблюдая за своим чадом, мамочке будет легче определить степень его развития, если разбить весь срок от года до двух лет на календарные периоды. Наш импровизированный календарь привязан к частоте посещений педиатра: это значит, что собираясь на прием к врачу, вы будете иметь представление о том, на какие нюансы в поведении малыша доктор обращает внимание. Кроме того, сможете самостоятельно оценить уровень развития вашего сокровища и правильность его воспитания. Каждый пункт календаря прописан по нарастающей – от простого действия или умения к сложному.

12-15 месяцев

Вот, что может карапуз:

  • начинать играть самостоятельно, без подсказки взрослых;
  • выполнять простые просьбы – например, обнять маму;
  • пользоваться вилкой и ложкой;
  • идти вверх по ступенькам лестницы;
  • замечать забавные вещи и смеяться над ними;
  • подражать речи и действиям родителей;
  • говорить на собственном языке;
  • жестами показывать то, что он хочет;
  • хлопать в ладоши;
  • помимо слов «мама», «папа», «деда», «баба», произносить еще одно слово;
  • быстро ползать;
  • ходить, опираясь на мебель;
  • без чьей-либо помощи снимать носки;
  • делать несколько шагов без поддержки;
  • понимать простые просьбы;
  • замечать реакцию родителей на его действия;
  • уверенно стоять;
  • ходить, держа маму или папу за руку;
  • качать головой, давая отрицательный ответ;
  • пить из кружки;
  • пробовать «рисовать» фломастерами и карандашами;

Ждать от ребенка художественных шедевров в таком возрасте не стоит: сейчас он только начинает чувствовать цвета и фактуры. Следует позволить малышу творить так, как он хочет, дав ему свободу самовыражения

  • помогать родителям одевать его, поддерживая ручки и ножки в удобном положении;
  • наклоняться за упавшим предметом;
  • узнавать себя в зеркале и радоваться своему отражению;
  • поднимать более тяжелые предметы;
  • играя в мячик, катать его вперед и назад;
  • подкреплять слова жестами, чтобы его поняли;
  • вытаскивать и закладывать игрушки в ящик или коробку;
  • показывать свои глазки, ручки, носик и другие части тела по просьбе взрослого;
  • бегать;
  • обозначать требование тишины жестом «тссс»;
  • «помогать» маме по дому.

15-18 месяцев

  • переворачивать книжные страницы при чтении сказки;
  • испытывать привязанность к животным и любимым игрушкам;
  • уверенно ходить;
  • петь и делать это с наслаждением;
  • истерить, если чем-то недоволен;
  • пятиться спиной;
  • забираться на разные поверхности, одновременно исследуя их;
  • говорить до 15 различных по смыслу слов;
  • самостоятельно снимать носки или штанишки;
  • спать один раз в день после обеда вместо двух;
  • быстро бегать;
  • сортировать вещи по размеру, форме, цвету (рекомендуем прочитать: как научить ребенка цветам?);
  • играя, «кормить» кукол или мягкие игрушки;
  • складывать из слов фразы;
  • самостоятельно «читать» книжку», рассматривая картинки;
  • уверенно справляться с ложкой, есть с помощью нее;
  • чистить зубки под присмотром родителей;
  • говорить понятнее для взрослых.

Малыш до полутора лет уже способен самостоятельно чистить зубы под присмотром взрослых. Необходимо внимательно наблюдать, чтобы кроха не глотал зубную пасту

18-21 месяцев

  • говорить около 50 слов;
  • понимать значение около 200 слов;
  • составлять из слов простые предложения;
  • самостоятельно снимать одежду;
  • ходить на горшок, контролируя акты дефекации и мочеиспускания;
  • умываться и чистить зубки под контролем мамы или папы;
  • знать и называть части своего тела (ручки, ножки, ушки, носик);
  • имитировать больше действий взрослых – например, выбрасывать мусор в ведро;
  • строить из кубиков башни;
  • давать описания несложным рисункам из книг;
  • открывать и закрывать в доме и шкафах двери.

21-24 месяца

  • проситься в туалет;
  • быстро учить новые слова или действия (10 слов за один день);
  • повторять все за другими людьми;
  • собирать несложные пазлы;
  • проводить прямую линию;
  • спускаться по ступенькам за ручку с мамой;
  • различать холодно – жарко, много – мало, большой – маленький;
  • надевать и снимать одежду самостоятельно;
  • различать людей по половому признаку (мальчик-девочка, дядя-тетя);
  • прыгать;
  • понимать хорошее и плохое (поведение, слово).

К двум годам ребенок обычно усваивает очень своевременное и полезное умение – проситься в туалет, сдерживая на время физиологические позывы (подробнее в статье: нормальное развитие ребенка в 2,5 года)

Как подавать информацию?

После года начинается период активного умственного взросления малыша. Все его действия – это жадный интерес к окружающему миру, к его внутреннему и внешнему устройству. Проще всего дать ему эти знания через игру. Составьте для себя план занятий с ребенком, введите в него развивающие игры. Ваша задача – обеспечить малышу грамотное социальное и эмоциональное развитие. Создавайте в процессе игры ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни (рекомендуем прочитать: как грамотно обеспечить раннее развитие ребенка?). Такой метод подачи информации оптимален для малыша 1-2 лет, он лучше запоминает все и проще координирует свое поведение.

Голосовое общение с ребенком необходимо подкреплять образами и наглядными примерами. Помните – словарный запас малыша невелик, ему легче понять то, что вы пытаетесь ему донести, через жесты и игровые ситуации. Читая книжку, обязательно объясняйте крохе, почему и зачем герои сказки совершают какие-то действия. Если хотите смоделировать какую-то определенную ситуацию, придумайте собственную сказку. Такие приемы служат частью воспитания ребенка. Почитайте подробнее о развитии речи ребенка с 1 года до 2-х лет.

Моменты, связанные с реальной жизнью, объясняйте тогда, когда ребенок может видеть их наглядное воплощение: о личной гигиене говорите, когда моете с малышом ручки, а об опасности на дороге – когда стоите с малышом возле мчащихся автомобилей. Информация, не подкрепленная яркими образами, плохо воспринимается и не закрепляется в сознании крохи. Помогите своему маленькому сокровищу развиваться правильно.

Отклонения в развитии

Прекрасно, если малыш вписывается в нормы поведения, прописанные для его возраста. Небольшие отклонения от стандарта могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка, и они, как правило, не вызывают тревоги у специалистов. Есть и критические моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Оценивая физические и интеллектуальные способности ребенка, проверьте, нет ли у него подобных проблем:

  • к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
  • не стремится имитировать действия взрослых;
  • достигнув возраста 18 месяцев, малыш так и не научился ходить;
  • в этом же возрасте говорит менее 15 слов;
  • в 2 года не умеет составлять слова в предложение (подробнее в статье: что должен знать или уметь ребенок в 2 года?).

Медики считают, что приведенные отклонения чаще всего связаны с недостаточным старанием родителей в обучении ребенка. Причиной проблемы может стать и нехватка общения. Только от родителей зависит, насколько правильно будет идти развитие маленького человека. Дайте ему столько тепла, знаний и навыков, сколько могут дать любящие и заботливые мама и папа.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник

Читайте также:  Развитие ребенок в 1 6 года развитие